Техника речи для самостоятельного обучения. Курсы техники речи

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

Заговори, чтобы я тебя увидел! (Сократ)

И действительно, речь – это наша визитная карточка. Стоит заговорить, как собеседник сразу делает вывод о характере, настроении, месте рождения, социальном происхождении, образовании и культуре… Именно качественные характеристики речи, то есть то, как мы говорим, в первую очередь воспринимаются как наш образ. Поэтому так важно тусклый, слабый, зажатый голос сделать красивым, насыщенным и выразительным, убрать гнусавость или хриплость, вялую артикуляцию, дикционные недостатки, говорные отклонения. Для этого пройдите курс дикции в «Республике X» и Вы сможете свободно раскрыть свою индивидуальность и добиваться поставленных целей в речевой коммуникации.

Продолжительность

Продолжительность практического курса ораторского мастерства – 10 занятий/20 часов/2 занятия в неделю по 2 часа (7 занятий/21 час/2 занятия в неделю по 3 часа).

Что входит в программу курса

6 из 10-ти занятий курса – тренинги по технике речи:
гимнастика на преодоление голосовых напряжений и зажимов,
укрепление дыхательной мускулатуры,
постановка голоса,
расширение голосового диапазона,
исправление дикции,
избавление от говора,
артикуляция,
интонирование речи,
дыхательная гимнастика Стрельниковой,
дыхательные тренинги Терзопулоса,
практика выступлений со скороговорками, стихотворными и прозаическими текстами, чтение с листа сложных текстов;
речевые дуэли.

4 занятия посвящены развитию памяти и лексики оратора, невербальным техникам и умению увлечь аудиторию своим выступлением.

В группе занимается не более 15 человек.

Стоимость участия в тренингах указана и в разделе

Как проходят тренинги

Курсы правильной речи и дикции – это интенсивные тренинги. Слушатели занимаются дыхательно-голосовой гимнастикой, лежа на ковриках, сидя, стоя; отрабатывают чистое произношение на артикуляционно-дикционных тренингах, читая стихи, скороговорки, сложные тексты; выполняют домашние задания и выступают публично; анализируют результаты по видеозаписям и получают персональные рекомендации. Занятия проходят интенсивно, в комфортной и веселой обстановке.

Настоящий курс поможет:

1. Развитию природного голоса и речи.
2. Мобилизовать голос перед выступлением.
3. Снимать страх перед выходом к аудитории.
4. Умению внятно и выразительно говорить.
5. Артикулировать речь,чтобы быть всегда услышанным и понятым.

[ Подробная программа курса ]

Наша команда

  • Виктор Владимирович Мархасев - автор методики по развитию сценической речи (стажировался в США), более 4 тыс. учеников, более чем 25 летний тренерский опыт работы с бизнесменами и политиками. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, актер, режиссер. Ученики Виктора Владимировича Мархасева – Владимир Машков, Ирина Апексимова, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и другие.
  • Ирина Анатольевна Автушенко – один из самых эффективных тренеров по технике речи, кандидат искусствоведения, автор учебных пособий «Сценическая речь и эмоциональный слух», «Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи», «Рабочая тетрадь по орфоэпии». Проводит регулярные стажи по сценической речи для актеров театров России и за рубежом; занятия по работе над текстом, техникой речи с политиками, бизнесменами и теле-радио ведущими.
  • Кирилл Иванченко – выпускник Театрального института им. Б. Щукина, актер, стажировался по сценической речи у Виктора Мархасева.

Записывайтесь к нам прямо сейчас!

Онлайн-заявка

Ваше имя*

Ваш телефон или email*

Куда вы хотите записаться?

Курсы актерского мастерства Техника речи Речевая импровизация Ораторский тренинг Деловое общение Искусство общения Тренинг лидерства Тренинг ведения переговоров Встреча с собой Проект "Платформа" Индивидуальные занятия "Юнги" (6-9 лет) "Гардемарины" (10-15 лет) "Юный оратор" Вокал

Желаемая дата

* - Поля, обязательные для заполнения

Хорошо поставленная речь — это вежливость по отношению к слушателям.

Структура тренинга:
Продолжительность - 8 занятий по 2 часа (итого — 16 часов)
Занятия проводятся только в мини-группах. Максимум - 6 человек
На занятия необходимо приходить в свободной одежде (в которой вы сможете выполнять упражнения сидя, лежа).
С собой нужно взять пробку от вина для тренировки речевого аппарата.
Каждый участник получает на дом индивидуальное задание по технике речи. Выполнение его — это ваш вклад в повышение результативности тренинга.
Некоторые упражнения сопровождаются видеосъемкой, которая позволяет самим отмечать свои успехи.

Преимущества тренинга по технике речи в тренинговом центре «Фрегат»:

профессионализм тренеров
использование классических методик по постановке голоса, а также авторские логопедические разработки по устранению дефектов речи у взрослых
учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей, а также потребностей каждого ученика
предварительная бесплатная консультация
индивидуальные домашние задания для закрепления пройденного материала
видеоконтроль ключевых занятий — возможность услышать себя и увидеть результат


Программа по технике речи.

Занятие 1.
Расслабление и снятие напряжение с мышц тела, препятствующих свободному звучанию.
Свободное фонационное дыхание. Типы дыхания. Дыхание и его участие в звукоизвлечении.
Строение речевого аппарата и его функции. Артикуляционная гимнастика

Занятие 2.
Снятие излишнего напряжения с нижней челюсти. Освобождение мышц гортани. Артикуляция гласных звуков

Занятие 3.
Артикуляция согласных звуков. Работа с возможными дефектными звуками. Упражнения на четкость произношения.

Занятие 4.
Совмещение четкой дикции с жестикуляцией и движением. Контроль дыхания при совместных движении и речи

Занятие 5.
Внешние и внутренние резонаторы. Полетность голоса. Разные регистры звучания. Тембральные окраски голоса.

Занятие 6.
Логика речи — акценты, паузы. Управление такими голосовыми параметрами как скорость и громкость речи.

Занятие 7.
Мелодийность и ритмичность звучания. Разнообразие интонаций — борьба с монотонностью речи.

Занятие 8.
Зачетный урок. Повторение пройденного материала,его закрепление и индивидуальные консультации.

Также рекомендуем вам

Правильная речь – один из самых важных признаков, характеризующих воспитанного, культурного человека. К сожалению, следует признать, что сейчас красивая речь сдала свои позиции. Но можно при желании научиться правильно и красиво говорить.

Краткость, простота, грамотность

Это основы правильной речи и грамотной речи. Люди со временем разучились правильно говорить из-за целого ряда причин, начиная с повсеместного упадка культуры в 90-х годах. Такому необходимо выучиться снова. По меньшей мере потому, что грамотная речь не только позитивно характеризует человека, но и помогает в общении с другими людьми. Представьте: вы разговариваете с человеком, который злоупотребляет вульгарными, жаргонными словами. Захочется ли вам продолжать с ним общение? Вряд ли.

Каждый человек может научиться разговаривать красиво. Богатство языка позволяет с предельной точностью описать любые предметы. Совсем не обязательно, чтобы речь была многословна. Ведь слишком длинное повествование, даже красивое и образное, весьма утомляет, а иногда и раздражает. Поэтому нужно помнить, что одно из главных требований к верной и красивой речи – краткость. Нужно быстрее переходить к основной сути вопроса, не затягивать вступление, не отвлекаться на ненужные мелочи. Тогда ваша история произведет должный эффект.

Разумеется, говорить нужно грамотно. Человек, который часто ошибается в ударениях или неправильно употребляет слова, абсолютно не располагает к себе. Например, вся деловая речь может быть перечеркнута словом «ложить» , вместо правильного «класть» . Таким же образом, начальник, неправильно ставящий ударения в словах «документ», «квартал» , едва ли вызовет расположение и доверие у партнеров по бизнесу.

Техники правильной постановки речи

Тем, кто хочет говорить красиво, различные техники дают все возможности для того, чтобы :


  • Правильное дыхание. Глубоко вдохнув, вы овладеете поддержкой дыхания при произношении гласных и согласных звуков в медленном темпе, проговаривая каждый слог и каждое слово. Это помогает использовать все оттенки языка.
  • Ораторское искусство. Плавная речь, правильная артикуляция, чёткое звучание заставляют слушателя еще внимательнее слушать рассказчика. Грамотно поставленная речь включает в себя тренировку при помощи скороговорки, шепота, искусственно быстрого произношения.
  • Краткое, точное изложение. Тренируйтесь излагать мысли лаконично.
  • Логика. При общении или выступлении нужно следить за логикой повествования, причинно-следственными связями. Логика мышления и повествования базируется на общей образованности и широком кругозоре.

Используя упражнения для тренировки языка, вы автоматически расширите общение, обретете уверенность в профессиональной сфере, научитесь искусству убеждения и легкой манипуляции слушателями.

Упражнения для постановки правильной и красивой речи пригодятся в постановке дыхания, голоса, в управлении резонаторами, в укреплении силы голоса и выносливости, обогатит интонацию, отработает правильный темп дикции. Как же научиться великолепно говорить? Ответ прост – терпеливо отрабатывать технику.

Уроки для постановки правильного дыхания

Фонационное дыхание – немаловажный фактор в правильности говорения. За вдох «отвечает» диафрагма – мышца, которая разграничивает грудную область с брюшной и мышцы, которые руководят движением рёбер при дыхании. Самое естественное положение для удобного дыхания – лежа на спине с полностью расслабленными мышцами.

Устройтесь поудобнее, лежа на спине. Одна рука на животе, вторая на груди. Постарайтесь вдохнуть так, чтобы грудь осталась без движения, а живот поднялся. Медленно выдыхайте и повторяйте такое упражнение до тех пор, пока брюшное дыхание не будет осуществляться легко и без напряжения. Такое дыхание нужно ввести в привычку. Тем более такое упражнение хорошо взбодрит вас ото сна.

Конечно, для достижения мечты о красоте слова просто правильная постановка дыхания - это еще не все, что вам нужно. Чаще всего проблема кроется на психологическом уровне. Это может быть боязнь публики, остаточные воспоминания от посещений логопеда в детстве или же просто неумение заинтересовать собеседника.

С этим всем можно легко справиться при помощи несложных уроков правильной речи:


Если чувствуется неуверенность в себе, общаться и раскрепощаться перед собеседником довольно непросто.

Нужно совершить несколько шагов для освобождения от страха :


  • признать наличие трудностей и подготовиться к долгой работе по избавлению от переживаний;
  • понять причину (возможно даже придется прибегнуть к психологу);
  • пережить сложную ситуацию, навсегда отпустить прошлое и наслаждаться настоящим;
  • начать общаться – только методическое преодоление своих страхов позволит научиться общаться с людьми (можно мысленно придумывать планы, например, 10 длительных бесед и 20 коротких разговоров в общественном транспорте или в очереди);
  • если трудно сразу начать беседы в компании, можно сначала общаться по телефону (по крайней мере, не будет внешних проявлений);
  • когда тренировки будут проходить без проблем, можно проявлять инициативу в знакомствах с противоположным полом.

Но все же есть люди, которые от природы скромны, и не нужно из-за этого страдать. Скромность – не порок! Работайте над собой, над развитием личности, совершенствуйте навыки правильной речи при общении, старайтесь быть открытыми и общительными.