Тем кто хочет вернуться в ссср. Как вернуться назад в ссср

Ностальгии пост: многие из нас частенько вспоминают о советских временах. И, несмотря на то, что времена не всегда были простыми, вспоминаем мы их, как правило, с теплыми чувствами и ностальгией по ушедшему советскому детству. По любимым и знакомым всем и каждому вещам, которые уже не вернуть. Или… все-таки можно?


5. Духи «Красная Москва» по нынешним меркам - удовольствие не для слабонервных. А ведь когда-то это были самые желанные духи всех женщин СССР! Подсказка для мужчин: дам старшего поколения можно порадовать ароматом их молодости, а современных девушек с юмором - поразить в самое сердце своей оригинальностью.


7. Тот самый чай. Индийский. Со слоном. Попробуйте порадовать своих бабушек и дедушек, пап и мам. Ну или сами попробуйте.


8. Первая советская электронная игра «Ну, погоди!» была у всех. Помните, как мечтали набрать 999 очков и надеялись увидеть мультфильм про волка и зайца? Можно проверить - а вдруг и правда покажут…

10. Для тех, кто точно помнит, что был пионером, но уже не очень помнит, как это было, в «Товарах из прошлого» есть целый специальный раздел . Здесь вам и галстуки, и пилотки, и значки, и даже полный пионерский комплект - между прочим, неплохая идея для ретрокостюма на приближающийся Хеллоуин. Будь готов!


11. В нашей стране зубной порошок продержался, наверное, дольше всех в мире, пока не был окончательно вытеснен пастой. Однако для любителей олдскула его производят и сейчас, утверждая, что это «эффективное средство для устранения зубного налета, хорошо очищает и освежает полость рта, обладает противовоспалительным действием».

Я в силу возраста застал «поздний Совок» – 70-80-е – начало 90-х. Отлично помню и шамкавшего Брежнева, и невнятно промелькнувшего Черненко, и столь же быстро мелькнувшего Андропова, и, конечно же, Михаила Сергеевича, к которому я отношусь хорошо хотя бы за то, что именно он сказал тогдашнему министру обороны Язову: «Всех студентов – в учебные аудитории!», благодаря чему я дембельнулся, прослужив только год из положенных двух.

Я никогда не был сторонником Совка: даже будучи школьником, я всегда потихоньку нонконформил – слушал Русскую службу Би-Би-Си на коротких волнах (кстати, в 91-м году, во время ГКЧП, именно по бибисихе я узнавал всю актуальную информацию – жив ли Горбачёв, что с ним и т.д.), пришивал на свою первую джинсовую куртку самодельную (нарисованную несмываемыми фломастерами) нашивку в виде американского флага, читал серого цвета самиздатовскую ксерокопию отпечатанного на машинке романа «Мастер и Маргарита» и т.д. Причём всё это совершенно не мешало мне быть председателем совета отряда (пионерским лидером класса) и позже – секретарём комсомольской организации класса (комсомольским лидером класса): никто с меня «за идеологию» никогда ничего не спрашивал, хотя я своих воззрений никогда особо не скрывал.

И я, и мои одноклассники вполне открыто ходили по школе с самодельными значками, на которых красовались логотипы наших любимых «тяжёлых» групп – AC/DC, Rainbow, Judas Priest, Scorpions и т.д. Никто с нас их не срывал, ничего такого даже близко не было. Ко мне только докопалась однажды училка по истории и обществоведению (она же – секретарь партийной организации школы) из-за Rainbow: лого этого коллектива, если кто не знает, выполнено готическим шрифтом, и она долго «пытала» меня, не увлёкся ли я фашизмом, не интересуюсь ли я Гитлером и прочую муть.

Да, с товарами народного потребления был полный звездец. Если ты не хотел ходить в резиновых калошах фабрики «Красный треугольник», добыть что-нибудь стоящее без связей было практически нереально (разве что случайно «урвать», когда «выбросят» в каком-нибудь мазаге какие-нибудь чешские ЦЕБО, отстояв за ними бешенячую ночную очередь с номерком своей очереди, написанном на ладони). Но если у тебя были нужные знакомства, то, прикупив себе банальные «томисы», ты автоматически становился «королём района».)))))))) А уж про «адики» я вообще молчу! «Кто носит кроссы Adidas, тому любая баба даст!» – утверждал народный фольклор того времени, и я бы не сказал, что это было сильным преувеличением.)))))

Музыку я всегда слушал ту, которую хотел. В том числе рок. В том числе западный рок. В том числе тяжёлый рок. Да, официально «Мелодия» таких пластинок не выпускала, но на «пятаке» (стихийном месте встреч меломанов по выходным дням) можно было достать всё что угодно (правда, как правило, с опозданием в один год; так, чтобы год в год – это было очень редко). Я сам буржуйскую «пластмассу» не покупал (смысла не было: у меня был самый простенький отечественный вертак), но благодаря друзьям у меня на магнитофоне всегда были «первые дубли» (что тогда, на фоне 5-6-х перезаписей, особенно ценилось).

Да, купить хорошую западную аудиотехнику, извернувшись, было можно: через магазин «Берёзка», торговавший не за рубли, а за чеки Внешпосылторга. Продавались эти чеки (разумеется, нелегально!) по тому же курсу, что и баксы – 1:3 примерно (а «марковки» – марки ФРГ – помню, были дешевле: где-то 1:1,5 примерно; а самым дорогим был английский фунт: он стоил почти два доллара – 1,8 где-то). Понятно, что за валютные операции светила «бабочка» (статья 88 УК СССР), и некоторые мои знакомые по ней таки сели.

Возможно, кто-то скажет: «Я не хочу приобретать обычные джинсы или музыкальный проигрыватель такой ценой! Я хочу просто пойти и купить это всё свободно в магазине, как сейчас!» – «Согласен, – отвечу я. – Но приобрести их сейчас ты можешь только в том случае, если у тебя есть деньги на это. А деньги у тебя есть, если ты работаешь на нормальной работе. А нормальную работу ещё нужно уметь получить». – «Для того, чтобы получить нормальную работу, нужно приложить усилия, – возможно, возразит мне дальше мой оппонент. – Нужно получить нормальное образование, нужно самому заниматься самообразованием, нужно уметь быть ответственным, дисциплинированным, чётко выполнять поставленные задачи, уметь работать команде и т.д. И тогда всего можно добиться!» – «Вот именно! – снова соглашусь я. – Это – твоя сегодняшняя плата за твои джинсы и кроссовки. А тогда была другая. Просто другая. Но тоже была».

Поэтому сказать, что сейчас – рай, а тогда был ад, я не могу. Сказать, что сейчас – ад, а тогда был рай, я тоже не могу. И тогда, и сейчас – это некий баланс на границе рая и ада, причём составляющие в том и в другом случае – абсолютно разные. Сейчас (к слову о работе!), чтобы пробиться на нормальную должность, нужно либо землю грызть, либо иметь всё те же «связи». А в Совке все заборы были обвешаны объявлениями «Требуются!». Тебе государевы люди давали, сцк, квартиру (никто не бомжевал!), находили нормальную работу (позволяющую не умереть с голоду и приобретать необходимые вещи) – причём она автоматически была «белой», с оплачиваемым отпуском и больничным, бесплатными профсоюзными путёвками на юг – для всех работников, а не только для начальства (мы с мамой скатались однажды по одной такой в Сочи) и прочими плюшками, о которых я сейчас вспоминаю с милой ностальгией.

Причём разговоры, что все хлебные места были заняты разными мажорами – это не совсем так. Да, дипломатами, скорее всего, становились сынки этих самых дипломатов – мажорство цвело пышным цветом. Но социальные лифты худо-бедно работали – это факт. Все руководители горкомов/обкомов, директора заводов и магазинов – сами все из крестьянских семей, не по наследству свои должности получившие. Если ты хоть что-то мог, хоть что-то толковое умел – тебя тут же замечали и «двигали» и по профессиональной, и по партийной линии. Ещё в младших классах, если ты активничал, тебя подмечала ШКИПА – Школа комсомольского и пионерского актива. И понеслась! Тебя начинали воспринимать всерьёз, независимо от того, кто твои родители, сколько у тебя денег и т.д. Каков бы ни был режим, ему всегда нужны умные, умеющие работать люди. И спрос на толковых, инициативных людей был и в Совке.

Если дальше говорить о школьной жизни (которую я и вёл в те годы, собственно), то для детей и подростков работала хренова туча кружков и секций: хочешь – делай радиоуправляемые модельки самолётов и кораблей, хочешь – занимайся спортом, рисуй, музицируй, плавай в бассейнах, ходи в турпоходы. Всё было бесплатно. Я, помню, ходил в радиотехнический кружок: хотел спаять сам себе цветомузыку. Не спаял, конечно, но какие-то простенькие схемки на транзисторах делал, да. Мои друзья по двору ходили на теннис, волейбол, бокс. Карате официально не преподавалось, но неофициально – да. А у моего друга Олега был самиздатовский самоучитель по этому вожделенному боевому искусству, так что отличия йокогери-кикоми от ура-маваши я знал ещё в школьные годы.))))) Нунчаки мы тоже себе делали сами – из ручек для швабр, продававшихся в любом хозмаге.))))))

В одном из домов нашего двора была так называемая комната школьника – кто-нибудь из малолеток, хаящих сейчас Совок, хотя бы знает, что это? Это было помещение на первом этаже, где для младших школьников были игрушки, а для более старших – конструкторы, выжигатели по дереву, лобзики по фанере. Туда можно было придти (совершенно бесплатно, и документов никто никаких не спрашивал) и заниматься, чем тебе угодно – играть, что-то мастерить, смотреть телевизор, стоявший в углу. Придти можно было свободно, в любое время, и уйти так же свободно – это была просто такая детско-подростковая территория, где можно было беспрепятственно тусить (говоря современным языком), а взрослые просто следили, чтобы не было бардака.

В соседнем дворе была детская библиотека. В неё даже не обязательно было записываться – можно было просто придти и сидеть в читальном зале, листая подшивки журналов. Мне нравились «Юный натуралист», «Юный техник» (в последнем публиковались секреты фокусов, которыми я увлекался). В «Ровеснике», «Пульсе», «Сельской молодёжи» и некоторых других иногда печатались новости про рок-группы и их фотки. Я никогда не занимался библиотечным вандализмом, но всегда примечал, в каком номере что есть, чтобы потом раздобыть себе аналогичный.

В центре города была музыкальная библиотека: в ней можно было слушать винил, причём не только «мелодиевский» – попадались и польские пласты, и чешские, «Балкантон», разумеется. А наши братья по соцлагерю, как известно, были более либеральны в издании западного музла. Поэтому иногда можно было набрести в каталоге и на что-то стоящее. Да, в эту библиотеку нужно было записаться. Но при этом никаких документов с тебя не спрашивали, можно было назвать любые имя и фамилию.

И всё это – не считая всяких «официальных» молодёжных мероприятий: спортивных соревнований, летних лагерей (ни разу не был, но, говорят, там можно было играть в ковбоев и индейцев))))), самодеятельных школьных дискотек (назывались они целомудренно – «вечера отдыха»), для которых школа закупала нехилую по тем временам светоаудиоаппаратуру (причём не на деньги родителей, а за госсчёт!).

В вуз я поступал сам. Никакого «блата», никаких репетиторов. Просто пришёл, подал документы, потом сдал экзамены и убедился, что прошёл. Родители в этот процесс вообще никак не вмешивались: я им только сообщал оценки экзаменационные и конечный результат, разумеется. Поэтому все разговоры о том, что получить качественное высшее образование могли только представители «илиты», а «норот» сидел без «вышки» – это просто чушь! Я скажу больше: если бы не советская власть, то вряд ли у моей мамы, родившейся в деревне Рогачёвка, было бы высшее образование! А скорее всего, было бы как у бабушки – три класса церковно-приходской школы. Фамилию умеешь написать – и хватит! Вдумайтесь сами: каков бы ни был Ленин, одной из первых задач, стоящих перед новой республикой, он поставил ОБРАЗОВАНИЕ – ликбез. Чтобы все – даже самые зачуханные крестьяне – смогли не просто научиться писать, читать, а получить при желании любое образование – хоть степень! Ну кто – скажите, кто?! – из настоящих тиранов будет заниматься просвещением подвластного ему народа?! А?! Да никто! Для тирана выгодно держать народ в темноте. А тут – наоборот: учись, пожалуйста! Вот школы, вот библиотеки, вот музеи, вот театры – развивайся! Я, опять же, вовсе не сторонник идеализации личности того же Ленина, но отрицать его гигантский вклад в просвещение лапотной Рассеюшки – ну просто несправедливо, я считаю.

Ну, я уж не говорю про всякие мелкие приметы эпохи типа советского пломбира. М-м-м… Я отлично помню этот вкус. И все современные рекламные завлекалочки – «Тот самый!» – это жалкая пародия на тот самый .

Или, допустим, сливочное масло. Оно было всего двух видов – «Крестьянское» и «Бутербродное». «Крестьянское» было реально вкусным (по вкусу оно похоже на сегодняшние всякие премиум-лакшери по 400 рублей за пачку), а «Бутербродное» – это как сейчас всё остальное.

Или, скажем, герб страны. Советский герб мне нравился куда больше, чем современный российский. Стяг цвета кр-р-рови (об этом все знали с детского сада), Серп (определённо, которым Зевс оскопил своего отца Кроноса, чтобы тот не мог больше зачать наследников)))), Молот (Мьёльнир Тора, вне всяких сомнений)))))), Пентаграмма, колосья пшеницы, Земля в лучах Солнца – мощные, красивые символы! А сейчас? Эх…

Одним словом, я не склонен смотреть на Совок сквозь розовые очки. Но и мазать всё сплошь чёрной краской было бы тоже неправильно. Сейчас свои плюсы и минусы, тогда были свои. Вернуться в тот Совок я, пожалуй, не хотел бы. Но в целом социалистический подход мне не претит. Вон, шведы строят свой «шведский социализм» и не жужжат. Может, и нам пора начать двигаться в сторону какого-то конструктива, а не только разрушения?

Говорят, что вернуть СССР в прежнем виде уже нельзя.

С одной стороны, это действительно так - много воды утекло, ситуация изменилась, советская промышленность разрушена, да и не актуальна она уже в прежнем виде - технологии ушли далеко вперед, сами принципы работы во многих отраслях стали другими.

Нет больше прежнего пролетариата, который считался системообразующим классом в советской системе. Кто будет возвращать к жизни СССР? Так называемый офисный планктон? Манагеры? Работники торговли? Или может быть чиновники? Никому из них СССР по большому счету не нужен.

За последние 26 лет выросло целое поколение, которое не знает, что такое СССР, а если и знает, то исключительно по кинофильмам и рассказам родителей.

Уже подрастает поколение тех, чьи родители сами родились после распада СССР или незадолго до, в конце 80-х, в результате чего Советский Союз они практически не помнят.

Все это так.

Однако давайте посмотрим на вопрос с другой стороны:


Много ли было в 91-м году свидетелей дореволюционной России?
Много ли было тех, чьи родители хотя бы помнили дореволюционную Россию?

В 91-м году только немногочисленные старушки, которым было под 90 лет, что-то помнили про дореволюционную Россию, если вообще были в здравом уме и твердой памяти, в их-то возрасте. Однако они никакого участия в политических процессах не принимали ввиду своего почтенного возраста и слабого здоровья.

Ни Ельцин, ни Гайдар, ни Чубайс, ни прочие Собчаки и Собчачки, Новодворянские и Новокрестьянские дореволюционной России не помнили и не могли помнить, потому что родились намного позднее 1917 года. У большинства даже родители родились после 17-го.

Однако отсутствие личных воспоминаний о дореволюционной России нисколько не помешало ни Ельцину, ни Гайдару, ни прочим Собчакам и Новодворским взять в руки триколор с двуглавым орлом и размахивать им над головами, уверенно рассказывая о России, которую они потеряли, которая свернула со своего исторического пути, совершила ошибку, пошла не за теми и не туда.

И ладно бы они просто говорили, что Россия зашла куда-то не туда, по факту текущего состояния политики и экономики, но ведь они начали говорить именно про дореволюционную Россию, о которой не имели никаких собственных знаний и представлений. Они начали размахивать не каким-то новым флагом, а именно триколором, который ни разу при жизни не видели ни на одном административном здании. Да и не могли видеть. Равно как и двуглавого орла - тоже ни на одном административном здании они никогда не видели. Однако твердо решили использовать в качестве герба по-новой.

И те, кто вышли на митинг в поддержку Ельцина в августе 1991 года, кто потом голосовал за него на выборах 96-го - тоже не могли помнить дореволюционную Россию. У многих даже родители родились после 17-го, поэтому про дореволюционную Россию они знали разве что по обрывочным рассказам бабушек, да и то не все.

Но это не мешало им махать триколорами и радоваться двуглавому орлу как новому-старому символу, рассуждать о России "которую они потеряли" и с уверенностью заявлять, что в 17-м страна свернула с правильного пути.

Откуда им было знать, с какого пути Россия свернула?

Кто из них присутствовал при том историческом выборе и своими глазами видел, что происходило, чтобы уверенно говорить о том, между чем и чем выбирала Россия?

Все остававшиеся в живых свидетели событий 17-го года в 91-м сидели дома и никуда не выходили, а если и выходили, то не дальше лавочки у подъезда. Многие уже и по лестнице спуститься не могли, чтобы куда-либо выйти.

Среди участников событий 91-го года, сторонников Ельцина и прочих "возвращателями потерянной России" свидетелей этой самой "потерянной России" было ноль целых хрен десятых.

После 17-го года сменилось не одно и даже не два поколения - три поколения сменились и четвертое уже было в процессе.

И дореволюционного крестьянства не было уже давным давно, чтобы можно было возвращать дореволюционную аграрную экономику силами тех, кто когда-то ее возделывал.

Не было уже и тех, кого раскулачили в период коллективизации.

Не было владельцев частных лавок дореволюционного периода, не было владельцев дореволюционных заводов, газет и пароходов. И самих газет и пароходов, ходивших до 1917-го года, практически не осталось, только в виде музейных экспонатов. Заводов, основанных в дореволюционной России, и то оставались считанные единицы, потому что многие были уничтожены в годы Великой Отечественной, либо эвакуированы и по сути получили совершенно новую жизнь.

Не было в 1991 году ни дореволюционного крестьянства, ни дореволюционного дворянства. Ни прежней аристократии, ни прежней буржуазии, даже в виде остаточных явлений.

Не осталось ни дореволюционного общества как чего-то цельного, сохраняющего уклад и культуру прежней России, ни дореволюционной экономики, ни дореволюционной жизни.

Однако пришедшие к власти господа вроде Ельцина и Собчака вместе с сотнями соратников и миллионами сторонников начали быстро вспоминать "как оно было" и заниматься реставрацией-реконструкцией дореволюционной России.

Не просто ликвидировали СССР, чтобы построить полностью новое государство, с новой символикой, новой экономикой и новым обществом, а занялись именно реставрацией того, чего не помнили и не могли помнить.

Восстановили символику, начали реставрировать дворцы, переименовывать города и улицы, глав областей назвали губернаторами (что само по себе довольно комично, потому что области по-прежнему называются областями, а не губерниями) и так далее.

Вспомнили про Столыпина, воссоздали Русское географическое общество и многое другое.

Принялись канонизировать Николая Второго, которого они никогда живым не видели и результаты его правления на себе не ощущали, однако пребывают в твердой убежденности, что он был святой. Святой потому что расстреляли? Так ведь не его одного расстреляли. Что теперь, всех расстрелянных считать святыми?

Принялись повышать роль церкви в государстве, публично креститься, ставить свечки, передавать церкви госимущество - это тоже элементы реставрации.

Постсоветская власть и ее многочисленные сторонники начали активно восстанавливать то, чего никто из них не помнил и чему никто из них свидетелем не был.

С 17-го до 91-го еще больше изменилось, еще больше воды утекло, сменилось в три раза больше поколений, прежняя экономика тем более утратила актуальность, сменились почти все технологии, прежней промышленности практически не сохранилось, от прежнего общества не осталось ничего.

Но они все равно взялись восстанавливать Россию образца февраля 1917 года, которую никто из ныне живущих не застал, не помнил и даже от родителей про нее ничего толком не слыхал.

Взялись восстанавливать буквально по картинкам из музеев, по литературным произведениям, по историческим документам, а также по собственным фантазиям о том, как оно было и как могло бы быть, если бы не советская власть.

Фактически занялись альтернативной историей - реставрацией того, что могло бы быть, если бы да кабы.

Так можно ли утверждать в свете вышесказанного, что восстановление СССР - такое уж невозможное дело?

Если спустя 74 года можно было чего-то реставрировать и реконструировать, то почему нельзя спустя 26 или пусть даже 36 лет?

Если после смены трех-четырех поколений можно было пуститься в воспоминания о потерянном предками государстве, то почему нельзя пуститься в аналогичные воспоминания после смены двух поколений?

Если в 91-м, когда вообще никто из действующих лиц и их сторонников не был свидетелем дореволюционной России, можно было чего-то "возвращать взад", то почему нельзя заняться тем же самым в наше время, когда половина страны еще помнит, как был устроен СССР и что он из себя представлял, причем многие из тех, кто это помнит, находятся в зрелом возрасте, твердой памяти и могут еще держать в руках не только флаги с плакатами, но и боевое оружие, причем некоторые могут держать это оружие не хуже молодых.

Если в 90-е, когда не осталось никого из дореволюционных дворян, буржуа или аристократов, можно было заняться формированием нового дворянства и новой буржуазии, то почему нельзя будет заняться формированием нового пролетариата, тем более, что еще много лет будут живы десятки миллионов тех, кто был тем самым советским пролетариатом, советскими инженерами, трудовой интеллигенцией.

Если можно заниматься возвращением к аграрной экономике спустя добрую сотню лет после того, как все развитые страны перешли к постиндустриальной, то почему нельзя будет заняться реиндустриализацией спустя каких-то полвека?

Если внимательно приглядеться к тому, что делают или пытаются делать нынешние реставраторы "потерянной России", то восстановление СССР нисколько не кажется утопичным, наоборот - оно кажется совершенно реальным и даже закономерным.

Если уж вернулись на 100 лет в прошлое и занялись реставрацией-реконструкцией России образца февраля 1917 года, то следующим шагом по логике должна быть реставрация-реконструкция октября 1917 года, потом эпохи НЭПа, коллективизации, индустриализации и развитОго социализма.

Правда здесь следует задаться вопросом: а нужно ли это?

Если только и делать, что вспоминать о потерянных государствах и пытаться восстановить их, можно зациклиться и попасть в историко-реконструкторскую ловушку. Так и будем восстанавливать то одно, то другое. Пришли к власти одни - начали восстанавливать "потерянную Россию", пришли к власти другие - начали восстанавливать "потерянный Союз".

Но главное - посмотрите, что получается у нынешних деятелей из их попыток вернуть "потерянную Россию" - смех и грех.

Губернаторы без губерний. Градоначальники называются мэрами. Административный центр Ленинградской области - Санкт-Петербург. Триколор с двуглавым орлом поднимается под звуки советского гимна, в тексте которого поменяли несколько строк. Парад 9 мая проводится при закрытом мавзолее. Советскую власть критикуют - советскую победу празднуют. И этот список странных несоответствий можно продолжать и продолжать.

Поэтому надо трижды подумать, а нужно ли заниматься реконструкцией Советского Союза?

Не получится ли такой же смешной пародии, какая возникла у реконструкторов дореволюционной России?

Вернуть флаг и герб СССР можно - это вне всяких сомнений, доказано теми, кто спустя 74 года вернул двуглавого орла и поднял триколор.

Вернуть должность генерального секретаря вместо президента тоже можно - доказано теми, кто вернул главам областей звания губернаторов.

Символы и названия вернуть проще простого.

Но вернется ли при этом суть?

Попытки воссоздать Россию "которая была бы, если бы не советская власть" показали, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды - вода утекла, общество изменилось, образ жизни изменился, уклад изменился, обстановка изменилась - все изменилось. И современная Россия ничем не похожа на дореволюционную, разве что гербом и некоторыми историческими названиями.

Примерно так же будет и при попытке воссоздания Советского Союза - он будет напоминать прежний только названиями и символикой, а населяющие его люди будут уже другими. Даже несмотря на то, что многие из ныне живущих родились в СССР и помнят, каким он был.

Вот я, к примеру, уже не тот, каким был в момент ликвидации Союза. И не буду таким уже никогда. Я помню СССР в мельчайших деталях, у меня осталось много советских вещей, книг и журналов, я даже на работу успел впервые устроиться при советской власти и прекрасно помню обстановку советского периода. Но таким, каким был раньше, я все равно уже не стану - слишком много событий случилось после ликвидации СССР, слишком многое довелось пережить - это уже не выкинуть из памяти и мыслей, не выкинуть никогда.

И те, кто были старше, кому в 91-м было 30 или 40 лет - они тоже не станут прежними советскими гражданами, даже если вернуть СССР со всеми его атрибутами и названиями прямо сейчас. Не пойдут они на завод так же, как шли на него в 91-м году. Да и завода того скорее всего нет, а пока он будет восстановлен (если это вообще будет иметь экономический смысл) - тем, кому в 91-м было 30 лет, наступит время выходить на пенсию.

И дело не только в разрушенных заводах, хотя и в них тоже.

За прошедшие 26 лет мы столько всего пережили, что стали очень другими. Нет больше тех наивных советских граждан, которые жили в СССР. Есть битые рынком россияне, злые и обманутые, недоверчивые, во многом разочарованные, местами растерянные - разные, но уже совершенно не такие, какими были в 91-м - даже те, кто хорошо помнит тот год.

Мы стали другими и никогда уже не станем прежними.

Поэтому вернуть советскую символику, атрибутику, названия учреждений и ведомств - можно, но это будет лишь обертка, а содержание будет совсем другим. Потому что мы стали совсем другие.

Даже те, кто помнит СССР, стали другими, а кто его не помнит - тем более.

Поэтому нужно ли возвращать старую обертку, чтобы завернуть в нее совершенно новое содержание?

Не получится ли в результате очередного обмана, когда внешнее совершенно не соответствует внутреннему и конфликтует с ним? Не будут ли старая внешность и новая внутренность разрушать друг друга?

Будем ли мы так же, как 26 лет назад верить в партию Ленина, зная, что однажды она уже привела страну к упадку и 20 миллионов ее членов ничего не сделали для сохранения Союза, а партийная верхушка наоборот всячески способствовала ликвидации СССР?

Нужно ли ставить очередной эксперимент по реконструкции государства, которое разрушилось по внутренним причинам?

Может быть все-таки не надо возвращаться назад, может быть надо строить нечто новое?

Конечно, новое может на поверку оказаться хорошо забытым старым, однако в момент его строительства это будет восприниматься именно как новое и будет строиться как новое, а не как реконструкция былого.

По факту новое может оказаться похожим на хорошо забытое старое, но уже по факту, а не по подходу.

Наверное не всем понравилось то, что я написал, но вы все-таки задумайтесь об этом.

Потому что вернуть СССР в виде атрибутики - да, можно.
Но сделать его прежним - уже нельзя.

По той простой причине, что мы стали другими, очень другими.

Ностальгии пост: многие из нас частенько вспоминают о советских временах. И, несмотря на то, что времена не всегда были простыми, вспоминаем мы их, как правило, с теплыми чувствами и ностальгией по ушедшему советскому детству. По любимым и знакомым всем и каждому вещам, которые уже не вернуть. Или… все-таки можно?
Ребята из интернет-магазина «Товары из прошлого» , кажется, изобрели машину времени, с помощью которой возвращают в это самое прошлое всех желающих. Лично мы нашли множество милых сердцу атрибутов своего детства. Попробуйте и вы!


1. После нашего поста о граненом стакане некоторые сокрушались, что, мол, где ж его теперь купишь.

Теперь мы знаем ответ: в «Товарах из прошлого» можно купить 1 стакан , а можно – для особо ностальгирующих – аж целых 24 сразу .

Как раз успеете подготовиться к следующему дню граненого стакана!

2. Такой давно забытый атрибут каждой советской хозяйки, как авоська нынче

как нельзя лучше вписывается в набирающее популярность движение против

пластиковых пакетов из супермаркетов, которые стремительно и беспощадно засоряют

окружающую среду. Отличный повод стать законодательницей новой моды!

К тому же, авоська занимает минимум места и поместится даже в самую

маленькую дамскую сумочку.

3. «До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес».

Тут сразу двойная ностальгия – по настоящим советским леденцам на палочке и,

конечно же, по Олимпиаде-80. За которую никому

не было мучительно стыдно.

Ну а если вы по каким-то причинам все же не желаете вспоминать олимпиаду,

для вас классика жанра – петушок!


4. Помните, как на уроке труда выжигали маме в подарок доску на 8 марта? Опыт можно повторить самому, или

показать ребенку,что не только «айпадом» единым жив человек, при помощивыжигательного аппарата Узор-1 .

Того самого.А чтобы не испытывать муки творчества, к нему можно также купитьнабор досок с рисунком для выжигания .


5. Духи «Красная Москва» по нынешним меркам – удовольствие не для слабонервных. А ведь когда-то это были

самые желанные духи всех женщин СССР! Подсказка для мужчин: дам старшего поколения можно порадовать

ароматом их молодости, а современных девушек с юмором – поразить в самое сердце своей оригинальностью.

6. С дамами разобрались, теперь очередь за господами. Для них –тройной одеколон! Убедительная просьба не пить


7. Тот самый чай. Индийский. Со слоном. Попробуйте порадовать своих бабушек и дедушек, пап и мам.

Ну, или сами попробуйте.


8. Первая советская электронная игра «Ну, погоди!» была у всех. Помните, как мечтали набрать 999 очков и

надеялись увидеть мультфильм про волка и зайца? Можно проверить – а вдруг и правда покажут…

9. Кстати, еще в память о любимом мультфильме, который теперь вообще запрещено показывать детям, можно купить говорящего цитатами из «Ну, погоди!» волка илимагнит . Магниты также есть и из других мультфильмов.

10. Для тех, кто точно помнит, что был пионером, но уже не очень помнит, как это было, в «Товарах из прошлого» есть целый специальный раздел . Здесь вам и галстуки, и пилотки, и значки и даже полный пионерский комплект – между прочим, неплохая идея для ретро-костюма на приближающийся Хэллоуин. Будь готов!


11. В нашей стране зубной порошок продержался, наверное, дольше всех в мире, пока не был окончательно вытеснен пастой.

Однако для любителей олд-скула его производят и сейчас, утверждая, что это «эффективное средство для устранения

зубного налета, хорошо очищает и освежает полость рта, обладает противовоспалительным действием».


12. Кубик Рубика – нестареющая классика. Актуален во все времена. «Тот факт, что каждая грань куба состоит из

трех слоев по три блока, имеет большое значение. Число три обладает огромным смыслом, выражающимся во

многих странных связях между человеком и природой», – вот так замысловато говорит сам Рубик о своем гениальном изобретении.

13. Самое шоколадное какао «Золотой Ярлык» по-прежнему выпускается и по-прежнему натурально.

А уж какое вкусное с его помощью получается пирожное «Картошка»…

14. Такой добрый и красочный атлас «Мир и Человек» знаком почти каждому советскому ребенку. Купите его для разнообразия современным детям, привыкшим все узнавать из Википедии.

15. Те, кому мама в детстве мыла голову легендарным детским шампунем «Кря-Кря» , просто не могут его не помнить! Ах, как же вкусно он пах… его так и хотелось съесть. Вы не поверите, но его производят и сейчас.

16. Ну и, конечно же, какое возвращение в СССР без советских плакатов – шедевров графического дизайна и пропаганды. Некоторые из них и сегодня актуальны как никогда.


17. Советские деньги вряд ли помогут вам в наше время купить все вышеперечисленное. Но, зато, какой отличный сувенир из прошлого!

Способы использования ограничены только вашей фантазией.

А еще в «Товарах из прошлого» есть много других интересных вещей, доставка по всей России и советы,

кому все это ретро-великолепие можно подарить. Присоединяйтесь к путешественникам во времени!