Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А

А.С.Пушкин

Тема творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образепоэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества , поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни , о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем, выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.

С.А.Есенин

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти , о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».

В стихотворении на тему любви «Заметался пожар голубой…» противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.

Тема судьбы России, тема родины звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы , наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

А.А.Блок

Тема России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стихотворение«Русь» прочитываетсякак исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине в цикле «На поле Куликовом », который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.

Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении«Незнакомка » образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни,преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка. Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме» – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание«О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви. Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.

Философское восприятие жизни , трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война.

А.А.Ахматова

Патриотическая тема, тема родины(поэма «Реквием») звучитв лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла . В цикле «Тайны ремесла» лирическая героиня заявляет:«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.

Б.Л.Пастернак

Тема поэта и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.

М. Ю. Лермонтов

Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль стихотворения «Дума » - размышления о судьбах поколений . Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.

Ф.И.Тютчев

Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись (аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.

Н.А.Некрасов стихотворение «Железная дорога»

Тема природы родного края тесно переплетается с темой родины и тяжёлой жизни народа.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)

Проблема взаимоотношений человека и природы В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
Проблема восприятия человеком природы. Проблема влияния природы на чело­века В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема бережного отношения к природе В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
Проблемы семьи Проблема роли детст­ва в жизни человека В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
Проблема роли семьи в формиро­вании лич­ности В семьеРостовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
Проблема взаимоот­ношения отцов и де­тей Проблема «отцов и детей» В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
Следуя завету отца «копить ко­пейку»,Чичиков,герой поэмыН.В. Гоголя «Мертвые ду­ши», всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
Проблема взаимоот­ношений в семье В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка УчительницаЛидия Михай­ловна,героиня рассказаВ. Распутина «Уроки фран­цузского» преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
В притчеА. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека, надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Равнодушия мира взрослых Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая» -Кузьмёныши - находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Мальчик, герой рассказа Ф.М. Досто­евского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и брошенный.
Проблема развития и сохранения русского языка В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»речь всех героев – основное средство характеристики.Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
Проблема соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности В комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как глупая невежда. Скотинин Та­рас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности. Проблема бессерде­чия, душев­ной черст­вости В рассказе К.Г. Паустов­ского «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Проблема утраты ду­ховных ценностей Проблема гибели души В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил.
Проблема предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В повести Л. Андреева «Иуда Иска­риот» Иуда, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
Проблема подлости, бесчестия В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Проблема чинопочи­тания В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Проблема взаимоотношения между людьми В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
Проблема нравствен­ного падения В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть - вот итог его нравст­венного падения.
Проблема взяточни­чества, каз­нокрадства В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»городничий, взяточник и казнокрад, обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
Проблема разрушаю­щего влия­ния денег В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
Проблема эгоизма В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Проблема карьериз­ма, лжеуче­ности Мир ученых-физиков в рома­не Д. Гранина «Иду на гро­зу»,- поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина, Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.
Проблема ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом за реализацию своих спо­собностей Обломов, главный герой рома­на И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
Проблема одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих) У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни В рассказе А.П. Чехова «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
Проблема патриотиз­ма Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве».Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
Действие повести Б.Васильева «В списках не значился»разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой - лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Проблема мужества, героизма, нравствен­ного долга В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
Летчик Алексей Маресьев, ге­рой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
Проблема нравственного выбора В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
Проблема тоски по родине, любви к родине В книге Н. Тэффи «Воспомина­ния» писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей В рассказе А. Солжени­цына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Верности данному слову В повести А.С. Пушкина «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком - ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.
Стремления человека к добру и счастью В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
Проблема бескорыст­ного служения В повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.
Нравственной проч­ности чело­века В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Проблема верности своим убе­ждениям В рассказе М. Шолохова «Судьба че­ловека»судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
В рассказе А. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
Проблема дружбы, товарище­ства В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений) В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность - это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
В повести А. Приставкина «Ночева­ла тучка зо­лотая»дети -русский Колька и че­ченец Алхузур - стали на­стоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е бра­та, он полон сострада­ния. Только братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
Проблема любви и милосердия В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
Проблема гуманизма В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника - фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
Проблема веры в человека В пьесе М. Горький «На дне»Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Добра (любви) как воскрешающей силы В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"- он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
Проблема силы любви В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека В рассказе В. Короленко «Слепой му­зыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.
Проблема роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
Проблема сохранения культуры В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.
Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
Проблема личности и власти В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
Проблема недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» - про­фессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Проблема бесчеловечности и бессмыс­ленности войны В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии) В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
НТР и будущее В книгеР. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту» изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 638 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Эволюция темы любви в творчестве поэта.
3. Анализ стихотворений.
4. Лиричность и публицизм произведений.

Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких «никогда!», от детских «навсегда!». «Не надо обещать!» — нам поезда кричали, «Не надо обещать!» — мычали провода.

Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.

Е. А. Евтушенко — один из популярнейших поэтов второй половины XX века. Родился он в 1933 году в Иркутской области, получил высшее образование в Литературном институте им. М. Горького. В 1949 году началась его самостоятельная творческая деятельность.

Первая книга под названием «Разведчики грядущего» вышла в свет, когда поэту было всего 19 лет. С этого времени сборники его стихов стали выходить регулярно.

Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популяр-

ность поэта. Врожденное чувство гражданственности, слитое с тонким чувством времени, делают лирику Евтушенко еще более интересной для понимания. Он общителен как лирик, неравнодушен к происходящему вокруг него и к судьбам окружающих его людей, умеет тонко подбирать настроения произведений для самых разных читателей. Кроме того, это — поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви...» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:

Не понимать друг друга страшно —
не понимать и обнимать,
и все же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всем друг друга понимать.

Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:

И, наделен познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.

Со временем любовь для поэта преображается, светлое и наивное чувство начинает приобретать более драматический, тяжелый характер. Герой произведений этого этапа творчества пытается найти выход из тисков повседневности, укрыться от проблем на «навеки в небо врезанном» мосту, но, к сожалению» этот мост остается только в мечтах. Жизнь взваливает на плечи поэта тяжелую любовную ношу. Образ любимой девушки тоже подвергается изменениям — он усложняется, делаясь одновременно трагичней и реалистичней. Примером подобного изменения мировоззрения поэта может стать стихотворение «Ты начисто притворства лишена...».

Наиболее выдающееся стихотворение этого времени — «Заклинание». Оно оригинально и необычно как стилистически так и композиционно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви:

Весенней ночью думай обо мне

осенней ночью думай обо мне

Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране, —
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.

Одна и та же рифма в конце каждой строки придает тексту напевность, монотонность ритма убаюкивает и успокаивает читательские мысли. По ощущениям оно напоминает спокойный морской прибой, мягко, но неотвратимо раз за разом накатывающий волны на пологий берег.

Однако в конце первой же строфы возникает ощущение напряжения, которое ширится с каждой новой строкой, чтобы вылиться в финальный вздох — вскрик:

Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.

Лирический герой этого периода по-прежнему ищет успокоения от быта и обыденности, но ищет его теперь не в каком-то безлюдном месте, а в тихой гавани искренней женской любви. Одно из самых жестоких любовных стихотворений Евтушенко — «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». лирический герой не испытывает здесь никакой жалости ни к себе, ни к своей возлюбленной:

Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!

Герой опасается ложного чувства сострадания со стороны бывшей возлюбленной, способного разрушить его спокойствие и нормальное душевное состояние:

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь

и пробуешь, кряхтя, поставить представленье

с названием тупым «Спасенная любовь».

Финал стихотворения — на одном душевном надрыве — жесткий, но удивительно трогательный и гармоничный:

Не надо обещать... Любовь — неисполнимость.

Зачем же под обман вести, как под венец?

Виденье хорошо, пока не испарилось.

Гуманней не любить, когда потом — конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,

то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

Творчество Евтушенко многопланово и разнообразно. Поэт обращается к самым разнообразным проблемам и темам, он воспевает различные образы, опираясь на творческое наследие А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

В своих произведениях Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист. Он рассматривает действительность не только как нечто дающее лирическое вдохновение, но и как единство нравственной и исторической связей:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему — не стану,

А говорить, что к худшему — боюсь.

Не утратило обаяния и молодости и зрелое творчество Евтушенко, очаровывающее читателей наряду с ранними его произведениями.

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Читая поэтическое произведение человек испытывает наслаждение, чувствует неповторимую прелесть стихотворной речи. Чтобы поэзия была понятной, приносила удовольствие нужно учиться чувствовать художественное слово. Именно об этом повествует в своём тексте Е.А.Евтушенко и ставит проблему воспитания в человеке любви к поэзии.

Раскрывая эту проблему автор пытается донести до читателя мысль о том, что может развить в человеке «вкус» к поэзии. Евтушенко вспоминает, как когда-то читал стихи Стравинскому. Он был поражён тем, что у композитора такой поэтический слух. Автор утверждает, что «такой слух можно воспитать». Отец поэта любил поэзию, много читал «упиваясь стихом, особенно понравившимся ему». Поэт благодарен тем людям, которые воспитывали в нём любовь к поэзии.

Сути поэтического слова нужно учиться понимать. Этому способствует многое: сама литература, общение с людьми, которые могут открыть тайны поэзии.

В русской литературе есть множество лирических произведений вызывающие восхищение, таковым является, например, стихотворение Александра Блока «Незнакомка». Лирический герой восхищается прекрасной незнакомкой. Герой, глядя на незнакомку, погружается в волшебный мир красоты и мечты скрытой от других, и видит «берег очаровательный и очарованную даль». В этом стихотворение восхищает: и рифма, и содержание, и яркие изобразительные средства.

Говоря о поэзии нельзя не вспомнить творчество Владимира Высоцкого. На мой взгляд, если не лучшим, то хотя бы одним из наиболее ярких его стихотворений является «Я не люблю...». Автор называл это стихотворение песней и даже положил её на музыку. Также Владимир Высоцкий говорил про своё лирическое произведение - «Оно является моим жизненным кредо...». В этом стихотворение автор поделился с миров со своими чувствами, описав свое отношение, то, что он «никогда не полюбит». В этом стихотворение нет ничего «лишнего», автор не отходит от темы. Каждое его слово стоит на своём месте.

Я думаю, что текст Е.А.Евтушенко говорит нам о многом. Нельзя не согласиться с тем, что «человек не любящий поэзию не может и по-настоящему любить прозу.» Человек, воспитывая в себе любовь к поэзии, - воспитывает вкус к литературе в целом.