Творческие способности и их развитие. Куда девается творчество или творческий потенциал человека


1. Введение
2. Понятие творчества

5. Талант и родословная
7. Мышление и творчество
8. Техника-проявление творческой деятельности
10. Заключение
11. Список литературы

1.Введение

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. Творчество всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.
Цель работы: Проанализировать творческие способности человека: их пределы и условия с философской точки зрения.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть передаются ли творческие способности по наследству или их можно формировать
2) Определить, что такое способность и талант
3) Как отличается творческое мышление от мышления «обычного»
4) Определить особенности творческих личностей
5) Рассмотреть компоненты творческих способностей
6) Определение техники и ее связь с творческой деятельностью

2. Понятие творчества

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу, же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

3. Философский подход к творчеству и способностям

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В изучении способности выделяются 3 основные проблемы: происхождение и природа способности, типы и диагностика отдельных видов способности, закономерности развития и формирования способности.
В философии способности в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики. Несостоятельность понимания способности как врождённых была подвергнута критике англ. философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости способности индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема способности ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.
Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития способности, сами же способности формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.
Способность, проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. С этим связано широко распространённое явление компенсации: при относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов способности к осуществлению некоторой деятельности достигается развитием др. компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития способности к какой-либо одной определённой деятельности.
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся Способности (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки способности.
Качественный уровень развития способности выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способности к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способности через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
Творчество- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчество исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Творчество как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчество, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчество, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.
Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчество как уникального и неповторимого. При этом сферой творчество оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.
Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь, прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчество и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчество Итальянский философ Дж. Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.
Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма); Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчество в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.
В идеалистической философии конца 19- 20 вв. Творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества.
Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчество подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчество дополняют друг друга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом и описывались в психологии («ага-переживание», осознание нужного решения - у К. Бюлера, «инсайт», акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, и др.). Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчество (М. Вертхеймер, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). На примере открытия Д. И. Менделеевым периодического закона Б. М. Кедров показал, что анализ продуктов и «субпродуктов» (неопубликованных материалов) творчество позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы творчество могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией.

4. Истоки творческой одаренности

Генотип или среда? Среди многочисленных английских клубов есть один совсем необычный: он объединяет лиц, верящих, что Земля плоская. Правда, орбитальный полет Юрия Гагарина поколебал многих приверженцев этой, мягко говоря, устаревшей гипотезы. Все же осталось несколько сот чудаков, которые не желают примириться с шарообразностью планеты. Едва ли дискуссия с ними оказалась бы плодотворной.
В нашей стране как будто нет сторонников концепции плоской Земли; во всяком случае, их голосов не слышно. Зато находятся охотники защищать позицию, согласно который и гений, и талант, и способности-все это только результат воспитания, а врожденные задатки у всех людей абсолютно одинаковы. Вероятно, спорить с ними так же бесполезно, как и с членами клуба плоской Земли.
Когда-то велись ожесточенные диспуты о происхождении таланта - дар ли это природы, генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную формулу: играют роль и генотип, и среда. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо выяснить - что именно наследуется, а что прививается воспитанием. Дискуссии на тему о врожденном и приобретенном таланте превращаются в пустословие, если стороны не пытаются конкретизировать свои утверждения, т. е отделить врожденные качества от того, что привнесено в ходе индивидуального развития.

5.Талант и родословная

В XIX приобрели популярность изыскания, которые должны были подтвердить наследуемость таланта и показать, каким образом наследуются одаренность и гениальность.
Прабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А.С Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами.
Благодаря тому, что в Западной Европе в середине века аккуратно велись церковные книги регистрации рождений, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры-поэты Шиллер и Гильдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк - состоят в родстве: Иоганн Вант, живший в XV в., был их общим предком. Как недавно установили немецкие и австрийские исследователи, житель Вены Симон Михель, умерший в 1719г., был прадедом Карла Маркса и Генриха Гейне.
Многие буржуазные ученные делали из этого вывод, что одни семьи обладают унаследованной одаренностью и потому добиваются выдающихся успехов, а другие не обладают и даже при равных условиях развития ничего выдающегося сделать не могут.
Но можно привести и противоположные примеры. Сын гениального математика Давида Гильберта был внешне чрезвычайно похож на своего отца, и тот с грустью заметил: все у него от меня, а математические способности от жены. Впрочем, учитывая, что наследование бывает и по рецессивному типу, противоположные примеры сами по себе не перечеркивают возможность наследования таланта. Слабость подобного рода архивных изысканий в другом.
У человека двое родителей, а дедушек и бабушек четверо, и вообще 2 предков, где n-число поколений. Если принять, что смена поколений происходит через 25 лет, то за 10 веков сменилось 40 поколений. Следовательно, каждый из наших современников имел в то время 2 , или примерно тысячу миллиардов предков. Но тысячу лет тому назад на Земле было всего несколько сот миллионов людей. Выходит, все люди состоят друг с другом в родстве, потому что все время происходило и происходит смешение генов. Отсюда понятно отмеченное английскими биологами наличие выдающихся родственников у выдающихся людей. Другими людьми просто не интересовались, да и родословную их проследить труднее. Но если проследить, то окажется, что у каждого человека найдутся великие и талантливые родственники. Интересные данные привел псковский журналист М.В. Русаков в книге «Потомки А.С. Пушкина». Он собрал сведения обо всех прямых потомках поэта вплоть до наших дней. Его праправнуки живут на всех материках. Благодаря смешанным бракам прямые потомки великого русского поэта принадлежат сейчас к разным нациям и народам: среди них есть американцы, англичане, армяне, бельгийцы, грузины, евреи, марокканцы, немцы, французы (Маунтбеттены, Уэсты, Лиу, фон Ринтелены, Сванидзе, Морильо и др.) Все они отпрыски боярского рода Пушкиных и в то же время потомки арапа Ибрагима.
Если столь же добросовестно и скрупулезно изучить генеалогическое древо других людей - талантливых и неталантливых, получится такая же картина; а ведь при этом не учитывается весьма многочисленное внебрачное потомство. Поэтому и нелепо понятие «чистая раса». А подсчеты Гальтона, внешне как будто убедительные, не обладают доказательной силой, ибо методологически порочны. Он не проводил контрольных подсчетов, т.е. не считал - сколько выдающихся родственников у обыкновенных неталантливых людей, принадлежащих к тем же классам и сословиям, т.е. имеющим равные возможности развития и реализации своих дарований.
Смешение генов происходит лишь при «географической доступности» мест обитания людей. Если отдельные группы людей географически изолированы, то генетического обмена между ними не происходит. Это относится, в частности, к людям, жившим на разных материках до эпохи великих географических открытий. Как показал Дарвин, если представители одного и того же вида оказываются пространственно разделенными (как на Галапагосских островах), то происходит постепенное расхождение признаков вплоть до появления разновидностей, а в дальнейшем - новых видов.
Браки между людьми разных рас дают полноценное потомство, и потому нет сомнений, что все люди образуют единый биологический вид. Вполне правдоподобна теория древнего праконтинента, впоследствии расколовшегося, либо единой прародины людей. (Раньше такой прародиной считали Юго-Восточную Азию, а сейчас Африку).
Но поскольку территориальное разделение произошло очень давно, то сформировались расы с разным цветом кожи и прочими устойчиво наследуемыми признаками. Предположение, что и задатки умственных способностей могут быть неодинаковыми, хотя по существу абсурдно, но некоторым людям кажется заманчивым. Ведь на Земле существуют и развитые государства, и племена на уровне неолита; возникает соблазн объяснить это разницей в умственной одаренности.
Однако на самом деле народы, сформировавшиеся на разных континентах, в разных условиях и находящиеся на разных уровнях культуры, обладают одинаковыми способностями.

6. Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно¬сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест¬ный амери¬канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече¬ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы¬ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти¬пом мыш¬ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина¬ции из элемен¬тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо¬бенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за¬конченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му¬зыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно¬шении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-даемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль¬ного замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос¬новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече¬ской истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело¬век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче¬ских категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда¬вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры¬тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про¬анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос¬питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго¬ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком¬понентов творческого по¬тенциала человека составляют следующие способно¬сти:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз¬личие подхо¬дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во¬ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор¬ческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

7. Мышление и творчество

Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.
Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.
Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности:
1.Беглость.
2.Гибкость.
3.Оригинальность.
4.Степень детализации.
Мышление можно разделить на три вида:
- мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей - это логическое мышление;
-мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;
-дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.
Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, то есть иначе творчество - это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.
В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает их в творческие решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.
Можно выделить следующие закономерности моделей интуитивных решений:
1. Интуитивное решение возможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.
2. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях предшествующих попыткам решить творческую задачу.
3. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.
4. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.
5. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе его осознаваемая часть.
6. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.
7. Аналогичное усложнение самой задачи тоже действует отрицательно.
8. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, - чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.
9. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.

8. Техника-проявление творческой деятельности.

Техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли. Сейчас философия техники сформировалась как относительно самостоятельная область теоретического поиска, не менее значимая, чем традиционные онтология и гносеология.
Техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Конечно же мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки именно философии техники возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, В повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни.
Техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы" (о чем писал Ф.Бекон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных "фюсис" (природ). Все, что можно было – уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность.
Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить любое свое желание, все меньше и меньше остается невозможного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему последствий технического развития. Человек так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - соучастником эволюции.
Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие. Техника (от греческого "техне" - искусство, мастерство, умение) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.
Техническое творчество-это то, что заставляет нас задуматься над смыслом жизни. И уж если не все люди устроены так, что могут что-то сделать сами, то должны быть бесконечно благодарны тем, кто может, и делает и, преодолевая трудности, облегчает труд и жизнь остальным. Должны помогать им во всем. К сожалению, мы не созрели пока до понимания этой простой истины, и жизнь многих творческих личностей представляет бег с бесконечными препятствиями.
Существующие условия настолько сильно угнетают способности таких людей, так тормозят внедрение нужных обществу идей, что нередко, изобретая первыми, мы оказываемся в хвосте мирового научно-технического прогресса.

9. Особенности творческих личностей

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.
Есть две противоположные точки зрения: талант - это максимальная степень здоровья, талант - это болезнь.
Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.
Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.
Работы психологов в последние годы достаточно определенно выделяют два типа одаренные людей. Вот мнение по этому поводу советского врача-психиатра В. Леви:
«Можно выделить два полюса гениальности, между которыми лежит гамма постепенного перехода. Представителей одного полюса можно было бы назвать, по традиции, гениями «от бога», представителей другого - гениями «от себя».
Гении «от бога» - Моцарты, Рафаэли, Пушкины- творят так, как поют птицы,- страстно, самозабвенно и в то же время естественно, непринужденно, играючи. Они, как правило, выделяются своими способностями с детских лет; судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути, и их обязательное трудолюбие сливается воедино со стихийным, непроизвольным творческим импульсом, составляющим самую основу их психической жизни. Огромная избыточность «специальных» способностей проявляется у них подчас на фоне сравнительно скромных волевых качеств.»
Волевые качества Моцарта - чистейшего гения «от бога» - были, по-видимому, посредственными. Уже в зрелые годы он отличался такой детской наивностью суждений, какая, исходи она от другого лица, могла бы вызвать лишь снисходительный смех. Зато через всю биографию Моцарта проходит мощное волевое влияние его отца, побуждавшее его к неустанной работе, ограждавшее от неверных шагов. Отец был учителем, воспитателем и импресарио юного Моцарта; огромное дарование сына было вынесено к вершинам гениального творчества волею отца.
У гениев «от себя» развитие медленное, иногда запоздалое, судьба обращается с ними довольно жестоко, порой даже зверски жестоко. Здесь фантастическое преодоление судьбы и преодоление самого себя. В исторической веренице выдающихся людей этого типа мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Греции. В этом ряду, возможно, и наш гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; здесь и Джек Лондон, с его обостренным до болезненности чувством собственного достоинства и настоящим культом самообладания и самоопределения; здесь и Ван-Гог, и яростный Вагнер, овладевший нотным письмом лишь в двадцать лет.
Многие из этих людей в детстве и юности производили впечатление малоспособных и даже тупых. Джемс Уатт, Свифт, Гаусс были «пасынками школы», считались бездарными. Ньютону не давалась школьная физика и математика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника.
Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым».
У гениев «от себя» над всем преобладает несокрушимая воля, неуемное стремление к самоутверждению. У них колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность. Работая, они достигают вершин напряжения. Они преодолевают свои недуги, свои физические и психические недостатки, в буквальном смысле творят самих себя, и на самом творчестве их, как правило, лежит отпечаток яростного усилия.
Гениям «от себя» порой не хватает той очаровательной непринужденности, той великолепной небрежности, что свойственна гениям «от бога», но гигантская внутренняя сила и страсть, соединенные с неукоснительной требовательностью к себе, возводят их произведения в ранг гениальности.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов исходный потенциал дарования и у гениев «от себя»: что-то должно было быть, что питало страстное влечение к делу и веру в себя,- может быть, их толкало вперед смутное чувство нераскрытых возможностей.
Очень ярким примером «примирения» двух начал «от бога» и «от себя» может служить поучительная жизнь Гёте. Человек редкостной уравновешенности, оптимизма и спокойствия, прозванный великим олимпийцем, он смолоду отличался слабым, непостоянным характером, был нерешительным, склонным к приступам тоски. Путем постоянной тренировки, контроля над эмоциями Гёте удалось изменить самого себя.
Современная наука утверждает - потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании неизвестной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.
Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?
Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.
Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.
Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:
гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту - гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, оценок и суждений;
2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» - концепция, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.
Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.
Талант, креативность - это не только большой дар, но и большое наказание.
Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает боль прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражении литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства. По своим творческим проявлениям деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого. Ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.
В творческом процессе велика роль бессознательного, интуитивного. Интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума» (М.Бунге) тесно связана со способностью к творческому воображению, фантазии.
Творческий человек энергичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей.
Особенностью творческой личности является готовность к риску. Творческих личностей не волнует соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения.
Творчеству, несомненно, способствует также и чувство юмора, остроумие, способность прождать или переживать комическое. Склонность к игре - еще одна особенность одаренного человека. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Творчески мыслящий человек отличается взыскательностью и не только в профессиональной сфере. Он не довольствуется приблизительными сведениями, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнение специалистов.
Другие важные качества творческой личности - это глубокая любовь к делу, подвижность ума, способность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений, умение сомневаться и сравнивать.
Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения, мастерство, безукоризненный профессионализм.
Продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:
1 Этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).
2 Этап - интуиция, творческое воображение, вдохновение.
3 Этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца и пр.
Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.

10. Заключение

В данном реферате были рассмотрены проблемы творчества, творческой деятельности, мышления, интеллекта, интеллектуальной одаренности, рассмотрено творческое мышление, а также особенности творческих личностей.
Вопрос творчества охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, в реферате приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.
Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.
Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.
Сегодня творчество становиться необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

11. Список литературы

1. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978 - с.6-36
2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971 с.4-8
3. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987-15-60с.
4. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1995- № 9 – 5-12с.
5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978 с.40-44
6. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М.: Знание, 1984 с.16-18
7. Лук Л.И. ,Мышление и творчество’’ М.- Педагогика, 1976. с.15-36
8. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977- 1-45с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. 1997 с.20-22
10. Интернет ресурс: http://www.metodolog.ru
11. Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Лениздат, 1965 г. 344 с.
12. От махин до роботов М.: Современник, 1990г. 371с.
13. Степин В.С., Горохов В. Г. , Розов М. А. Философия науки и техники, М.: Контакт-Альфа, 1995 г., 384 с.

Введение
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратилвнимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению.
Дж. Гилфорд создал концепцию, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях".
Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П.Торранс.
Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научнойлитературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшееосуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.
Формирование креативности предполагает создание диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. В последнее время внашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали активно применять различный психодиагностический инструментарий, который включает и тесты креативности (были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое распространение зарубежные методики измерения креативности Е. Торренса и С. Медника). Но проблема заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению рядаученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей, Б. Саймон, М. Уоллах. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления.

Глава 1 Понятие творческих способностей человека
Творческиеспособности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологисвязывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои...

Лекция 3. 4. Творческий потенциал человека
Вопросы:

Можно согласиться с мыслью В. Гирша о том, что оценка гения и его оригинальности зависит от внешней среды, окружающей гения, от воприятия его обществом. Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума. Можно привести многочисленные примеры истории науки.

Отсюда возникает вопрос: как измерить гениальность?

Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов, считают современные учёные. Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные. Интересен факт, подмеченный исследователями: одарённых рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения . Была создана Психобиография ( греч. psychê - душа и греч. biographia - жизнеописание, история жизни; жизнь) - метод психологического анализа биографий и личностей конкретных исторических лиц и соответствующий ему жанр жизнеописаний, уделяющий особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей.

В своей работе психолог В. Н. Дружинин дает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте , имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества не поддающимся никаким схемам и измерениям.
2. Творческие способности и виды одарённости
Что касается творческих (креативных) способностей, то их делят на общие и специальные.

«Специальные» способности связаны с определенной деятельностью (музыкальной, изобразительной, литературной, управленческой, педагогической и т. п.). В специальных способностях высок удельный вес врожденных задатков . Вторая, что логично, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, Общие творческие способности свидетельствуют о готовности личности к успешности деятельности независимо от её содержания. К числу общих творческих способностей относят способность к вариативности, гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу как возможности действовать в новых нестандартных условиях . Однако, считают современные исследователи, наличие общих способностей больше декларируется, чем доказывается.

Любая деятельность предполагает необходимость мыслить, но это не значит, что разные интеллектуальные способности у каждого человека одинаково развиваются и применяются в различных видах интеллектуальной деятельности. Исследователи различают практический и теоретический ум, поскольку один «силён» в житейских делах, но не может похвалиться успехами в умственном труде на работе ; другой, наоборот, успешен как учёный, но «глуп» в бытовом отношении.

Известный учёный Х. Гарднер является ярым противником IQ и общих способностей. Он выдвинул теорию мультиинтеллекта, согласно которой существуют девять видов интеллекта:

логико-математический,

вербальный,

пространственный,

музыкальный,

телесно-кинестетический,

интра-личностный и интер-личностный,

натуральный и спиритуальный.

Каждый индивид в той или иной степени наделен всеми видами интеллекта, а вопрос о наличии или отсутствии способностей как таковой ставиться не должен (Пройти iq тест http://www.iqtestmen.ru/sem.htm )

Речь должна идти о качественной характеристике интеллекта: в чем именно проявляется одаренность того или иного человека и лишь потом – насколько велик масштаб этой одаренности . Умственные способности человека называются общими (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, рисованию, спорту). В самом деле, свойства ума проявляются очень широко, в различных видах деятельности (всюду требуются, например, внимание, а также сравнение, анализ, планирование и т. д.), в этом смысле они и являются общими, т. е. общими для самых разных занятий. Но является ли ум чем-то единым: умный человек – одинаково умный во всём или, же умный в одном может быть неумным в другом?

Признание наличия как общих, так и специфичных компонентов каждой способности и одаренности не может служить основанием для наблюдающейся тенденции обозначать способности по виду деятельности , которую они «обслуживают». Можно согласиться с исследователями Б. М. Тепловым и В. Д. Шадриковым , которые подчеркивают полифункциональность способностей , т. е. включённость их в различные виды деятельности. В то же время можно говорить о музыкальной, литературной, художественной (рисование) одаренности человека, соотносить её с видами деятельности.

Виды одаренности

Немецкий психолог и философ, один из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности В. Штерн различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне , и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.

Что имеем в виду, когда называем ребенка или подростка одаренным? Этот термин когда-то использовался только по отношению к детям лонгитюдного исследования Термана с IQ, равным 140 или выше.

Однако современные определения одаренности более широки, и теперь одаренными считаются не только люди с высоким IQ, но и обладающие исключительным талантом в отдельных областях, таких как музыка, искусство, литература или наука.

Создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделял два типа людей - «художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно-логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано , что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие. Отсюда можно сделать вывод: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке и изобретательстве.

В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:


  • общая интеллектуальная;

  • специфическая академическая;

  • творческая: художественное и исполнительское искусство;

  • психомоторная;

  • лидерская;

  • социальная.
Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя её «художественной» одаренности.
3. Проблема соотношения интеллекта и творчества

В адрес исследователей творческого мышления и интеллекта всё чаще слышатся критические замечания. Не отрицая важности экспериментально-психологических исследований творчества, некоторые исследователи считают, что их результаты малопригодны для понимания реального творческого процесса, потому что, во-первых, они имеют дело с искусственно созданными ситуациями и, во-вторых, не учитывают особенностей решаемой человеком задачи, того предметного поля, в котором проводится поиск нужного решения.

Действительно, экспериментальные проблемные ситуации и исследовательская деятельность, которой занимается учёный в своей повседневной работе, обладают совершенно разным мотивационным потенциалом, т. е. побуждением к действию. Согласие участвовать в эксперименте и процесс решения экспериментальной задачи мотивированы побуждениями совсем иного рода, нежели профессиональная научная деятельность и разработка серьезной научной проблемы. В этих условиях некоторые испытуемые довольно быстро теряют стимулы к работе: как только удовлетворено их любопытство или возникло ощущение, что они уже достаточно сделали для экспериментатора.

Иное дело научная проблема. Она, как правило, формулируется самим учёным, который исходит из результатов предыдущих исследований, собственных научных интересов, оценки перспектив разработки этой проблемы, в том числе для своей карьеры. Но даже если она возникает под влиянием социального заказа или иных внешних факторов, в любом случае исследователь вынашивает её, адаптирует к своим интересам и воспринимает как собственное детище. Решение проблемы включено в общую систему мотивации научной деятельности, существующую у данного человека, и от успеха в её решении порой зависят карьера, престиж, будущее учёного.

Научная деятельность направляется и такими мощными стимулами, как интерес к проблеме, увлеченность самим процессом познания, исследования. Кроме того, учёный не просто решает ту или иную проблему, но каждый раз доказывает себе и другим, чего он стоит как профессионал, а потому оценка другими учёными результата его деятельности напрямую затрагивает важную составляющую личности - её самооценку. Мотив поддержания самооценки является немаловажным дополнительным фактором, стимулирующим любую профессиональную деятельность.

Эту мотивационную составляющую научного творчества невозможно смоделировать в эксперименте . Она проявляется только в настоящей исследовательской деятельности, и поэтому любой эксперимент по изучению творческого мышления всегда неизмеримо беднее, нежели реальный процесс творчества. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что мыслительный процесс в огромной степени направляется и регулируется содержанием проблемной ситуации. Одно дело - задача с шестью спичками и совсем другое - проблема из области квантовой механики . Они различаются не только по уровню трудности и количеству переменных, которые должны быть учтены, но и по степени неопределенности, в условиях которой работает исследователь.

Как правило, реальные исследовательские проблемные ситуации подразумевают возможность не одного, а нескольких решений, и «правильное» решение - если оно вообще существует - заранее никому не известно. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы понять, что стратегия и тактика действий в обоих случаях будет принципиально различаться.

Исследователи подчёркивают, что если психология хочет получить действительно реальную, объёмную картину творчества, она с необходимостью должна включить в сферу своего анализа исследование того, как разные типы задач, особенности изучаемого объекта или явления влияют на процесс творческого мышления.

Автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель и писатель. Г. С. Альтшуллер справедливо отмечает, что вопросы типа «как надо охотиться?» или «как играть на музыкальных инструментах?» сразу вызовут встречные вопросы: на кого охотиться? на каком инструменте играть? Почему же творчество - куда более сложный процесс - позволительно изучать безотносительно к характеру решаемой задачи и распространять выводы, полученные в частных ситуациях , на всю область решения творческих задач? Это может привести к глубочайшим заблуждениям в понимании механизмов творческого процесса.

Творит и мыслит личность, по-своему уникальная, обладающая только ей присущими особенностями интеллекта, стиля мышления, личной истории и опыта. Но мыслит она всегда по поводу вполне определенной задачи, которая модифицирует и как бы приспосабливает к себе уже имеющиеся стратегии и тактики решения, провоцирует выработку новых эвристик, направляет процесс поиска новой информации.

Несмотря на то, что исследования мышления и интеллекта учёными, философами и психологами не привели к решению поставленных задач в понимании природы научного творчества, стало ясно, что творчество не сводится к творческому мышлению, так же как творческая способность не сводима только к характеристикам интеллекта, ибо она присуща не интеллекту как таковому, а личности в целом.

Таким образом, поиск специфических особенностей человека науки осуществлялся параллельно в трех сферах, хотя в разные периоды времени акцент переносился то на одну, то на другую: 1) процесс мышления; 2) структура интеллекта и уровень его развития; 3) собственно личностные черты.


Дополнительная литература к лекции

  1. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. -

  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. - http://www.koob.ru/altshuller/

  3. Гирш В. Гениальность и вырождение.- http://www.koob.ru/girsh_v/

  4. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации// Психологические исследования. - 2011 - N 1(15). - http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html

  1. Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - http://www.bronnikov.kiev.ua/book_1_109.php

  2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - 1997. - 128 с.

Приложение

Узнайте интересные факты из жизни и творчества великих учёных!

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2201499

Проект Энциклопедия / Encyclopedia channel


Год выпуска: 2006-2008.Страна: Украина
Жанр: Научно-популярный, биографический,Продолжительность: 367 серии по ~ 7 минут

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать? Ученые исследуют высшие состояния сознания - Высшее сознание.

Техника ТМ

Техника ТМ: почему её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство всех религий и почему ею наслаждаются миллионы людей?

Каковы пределы творческих и умственных способностей человека, насколько здоровыми мы можем стать и как долго мы можем жить?

«Наука уже обладает достаточно полным пониманием патологии заболевания того, как ум и тело поддаются болезни», - говорит всемирно известный физиолог, доктор наук Роберт Кит Уоллес. «Сейчас, наконец, мы достигли ясного научного понимания другой крайности диапазона потенциала человека, того, насколько здоровым может стать тело и насколько творческим и развитым может быть ум».

На всем протяжении истории существовали гении, ученые и художники, творческие и умственные способности которых, намного превосходили то, что считалось обычным.

«Что же позволяет таким людям использовать большую часть своего творческого потенциала по сравнению с другими людьми?» - спрашивает доктор Уоллес. «Может быть, это то, с чем человек должен родиться? Или же каждый может развить свой полный творческий потенциал?»

Доктор Уоллес работает на переднем крае новой области исследований развития сознания в сотрудничестве с ведущими учеными университетов всего мира, которые изучают технику ТМ, чтобы более глубоко понять потенциал ума и тела. «Такая попытка, - говорит Уоллес, - «содержит ключ к решению критических социальных и экономических проблем, и способствует процветанию и прогрессу по мере нашего приближения к ХХI веку».

Как описывает доктор Уоллес, ТМ - это «простая, естественная техника для развития полного потенциала ума и тела». Её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство и ей обучены миллионы людей. Научные исследования по этой технике, проводившиеся в течение 30 лет, дали новое глубокое понимание развития человеческого сознания, говорит доктор Уоллес.

Трансцендентальное Сознание

Исследования показывают, что техника ТМ порождает четвертое состояние сознания, которое было названо «чистым сознанием» или «Трансцендентальным Сознанием». Субъективно это воспринимается, как спокойное состояние чистой внутренней пробужденности, состояние, в котором сознание наедине с самим cобой. Объективно исследования показывают, что тело достигает глубокого состояния покоя и что головной мозг и нервная система работают в режиме не похожем на состояние бодрствования, сна со сновидениями или глубокого сна».

Доктор Уоллес подчеркивает, что техника ТМ не просто вызывает общее состояние покоя, или измененное состояние, как гипноз: вместо этого, она приводит к уникальному и абсолютно естественному режиму функционирования нейрофизиологии.

Доктор Уоллес и его коллега по исследованиям доктор наук Фред Тревис цитируют выдержки из исследований, которые показывают драматические изменения частоты сердцебиения, когерентности волн головного мозга, частоты дыхания и сопротивления кожы, что свидетельствует об «очень специфических параметрах» состояния чистого сознания.

Исследования ученого-нейрофизиолога из России профессора Николая Николаевича Любимова, директора лаборатории нейрокибернетики Института Мозга при Российской Академии Наук в Москве показывает, что техника ТМ оживляет то, что Любимов называет «скрытыми резервами мозга», области, которые обычно не используются в таких состояниях сознания, как бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями.

Уоллес говорит, что развитие сознания не останавливается с опытом чистого сознания. «Сотни исследований влияния техники ТМ на активность свидетельствуют о значительном развитии умственного и физического потенциала человека».

Результаты говорят о заметных улучшениях здоровья, памяти, умственных и творческих способностей, способности к восприятию, быстроты реакции, самореализации, а также об обращении вспять процесса старения. Уоллес говорит, что исследование влияния техники ТМ на повседневную жизнь предоставляет ясные физиологические и психологические признаки высших состояний сознания.

«Согласно древним Ведическим текстам, существует семь состояний сознания, которые включают в себя хорошо известные всем состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями. Четвертое состояние сознания, чистое сознание, можно систематически испытывать во время практики ТМ», - говорит доктор Уоллес.

Далее Ведические тексты описывают пятое состояние сознания - «Космическое Сознание» - поскольку оно включает в себя бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями наряду с глубоким отдыхом и спокойной пробужденностью чистого сознания. В текстах также описано шестое состояние сознания, утонченное космическое сознание, и седьмое состояние сознания, «Сознание Единства» - , полной реализации безграничного потенциала каждого человека.

Как говорит доктор Уоллес, каждое из этих высших состояний сознания имеет свое собственное особое состояние нейрофизиологии.

«Как исследователи мы работаем на величайшем рубеже науки - исследуем раскрытие полного потенциала человека, как это проявляется в работе его физиологии, его головного мозга и в его поведении. Мы находим количественные показатели нового образа функционирования нервной системы. И это так увлекательно - суметь проследить этот великий скачок развития человека», - говорит доктор Уоллес.

Взгляните на современный мир вокруг нас, взгляните на свое окружение. Много ли видите вы людей, страстно увлеченных своим делом, готовых сутками напролет заниматься тем, что они любят больше всего на свете? А Вы понимаете, что творческий потенциал человека огромен и таким потенциалом обладает каждый, в том числе и Вы, уважаемый читатель.

А много ли вы видите творческих людей или, как сейчас говорится, креативных, которые обладают незаурядным умом, которые могут в любой ситуации придумать оригинальное, продуктивное и интересное решение? Творчество позволяет таким людям находить быстрый и действенный выход из сложной ситуации. Они не застревают в ней, а двигаются дальше, производя впечатление безоблачной жизни. Много ли таких? Если у вас много таких знакомых – это просто потрясающе, у вас замечательный круг общения.

Но чаще всего люди остаются в рамках серой массы. Работают, лишь бы работать, ни о каком горячем желании что-либо делать даже не думают. Все проблемные ситуации решают одинаковым стандартным путем, а если что-то не получается, не стремятся придумать оригинальный выход, а бросают проблему на самотек, потому как не могут решить ее стандартными методами. А чаще, даже не понимают, что можно делать как-то иначе, не по принятому шаблону.

Творческий потенциал человека

Много ли вы видите истинно творческих людей? Ведь творчество – это не только живопись, музыка, архитектура, поэзия. Это гораздо большее понятие. Творчество проявляется во всем: в математике, химии, инженерии, приготовлении пищи, приборке дома и даже во всех видах отношений. На самом деле творчество может проявляться во всем, во всех аспектах жизни . И творческим человеком может быть каждый. Творческий потенциал человека безграничен.

Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие.

Глубочайший миф современности заключается в том, что мы считаем творческими каких-то особенных людей: писателей, поэтов, художников. Нет, это ошибка. Творческим человеком может быть любой, совершенно любой. Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие. А некоторые даже не подозревают о его существовании.

Современный мир развивается стремительными темпами. Мы видим, как быстро совершенствуются цифровые технологии, как стремительно меняется промышленность. Задумайтесь, можете ли вы в своем развитии соответствовать этому миру? Можете ли вы постоянно совершенствоваться в своей профессии, постоянно учиться, искать новые решения, генерировать идеи?

Согласитесь, на первый взгляд это кажется невыполнимым. А наши дети? Они будут жить еще в более динамичном мире, еще более сложном, чем сейчас. При этом система образования сегодня не сильно настроена на процесс поиска решений и творческий подход.

Хорошая новость заключается в том, что мы обладаем большим творческим потенциалом, чем думаем. Нам необходимо кардинально изменить свои взгляды на свои творческие возможности, на то, как нерационально мы их используем. Нам нужна совершенно иная основа нашей ежедневной деятельности, нам нужна иная система решения задач и проблем. А именно, на основе творческого подхода.

Умение генерировать новые и ценные идеи легко и естественно должно быть нормой для любого человека . Именно так можно добиться высот в любой сфере жизни отдельного человека или государства. Можно найти решения в любых сложных ситуациях.

Можно с невероятной скоростью развивать и улучшать все, начиная от политики и заканчивая отношением с собственным ребенком. Вспомните и поразмыслите: все гениальные люди, физики и математики, химики и писатели, художники и инженеры, были истинно творческими натурами, они умели видеть новое в старом, их не останавливало то, что все считали аксиомами.

Если каждый из нас будет обладать хоть частью таких возможностей, мы выйдем на совершенно новый уровень развития, новый уровень жизни и мышления. Что же можно сделать, чтобы хоть частично раскрыть в себе творческий потенциал?

Раскрытие творческого потенциала. 6 первых шагов.

  1. Занимайтесь любым видом ручного творчества , какой только Вам понравится: вышивание, лепка, резьба по дереву, рисование, игра на музыкальном инструменте, дизайн и строительство, ковка металла.
  2. В своем любимом ручном творчестве старайтесь не только повторять уроки и шаблоны, а создавать новое и свое: сочинять музыку, рисовать картины из головы, шить новые наряды, которых нет ни у кого.
  3. Каждые 3-6 месяцев начинайте постигать азы любого занятия , которым Вы не занимались никогда, учитесь чему-то новому. Если Вы никогда не катались на велосипеде — попробуйте, если не делали фигуры из пластиковых бутылок — займитесь. Никогда не играли на музыкальных инструмента — пора научиться, хоть на ложках. Новая деятельность дает взгляд на мир с новой стороны и дополнительно задействует новые участки головного мозга, что бесспорно идет нам только на пользу.
  4. Представляйте себя другими людьми , пробуйте на досуге играть в актера, войдите в чужую роль, сделайте Ваши обычные рутинные дела как мозговитый ученый, блондинка, богатырь, ленивый человек. Иногда эта игра дает удивительные результаты, начинают приходить новые идеи и решения.
  5. Попробуйте также представлять себя животными и предметами . И приготовить ужин как будто Вы кошка или обедать как чайник. Представьте, как это может быть.
  6. Если Вы решаете рабочие задачи , а Вам не хватает креатива, отвлекитесь от сосредоточенного обдумывания и предложите самые нелепые и смешные варианты.Допустим, Вы решаете, откуда и как привлечь к себе клиентов. В течение 10-15 минут просто записывайте самые нелепые предложения: остановить городской автобус и попросить водителя привезти всех к Вам, съездить в африку и привести оттуда целое племя, заказать у поваров самый гигантский пирог и сем раздавать, приглашая к себе, нанять гипнотизера и загипнотизировать прохожих. После такого упражнения Ваш могзг несколько отдохнет, расслабится, включит рассеянный режим мышления и придет какой-то из нелепых вариантов, который окажется очень даже подходящим.

Развивайте свой творческий потенциал!