Учебное пособие «Сборник заданий для практических занятий по дисциплине «Русский язык. Армения в серии портретов сергея козлова

Тема: Союз как часть речи. Правописание союзов.

Цели:

Повторение и обобщение знаний обучающихся о служебных частях речи, о союзах,
- формирование умений правильного употребления союзов в речи,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста.

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (союзов),
- основные правила правописания союзов.

Должен уметь:



  1. Союз как часть речи.

  2. Разряды союзов.

  3. Правописание союзов.

  1. Задания:
Задание 1. Составить таблицу «Разряды союзов по структуре, значениям и грамматическим функциям», используя материалы учебника Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 239 – 241.

Задание 2. Перепишите предложения, определите значение и структуру союзов. Что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения)?

1.К утру дождь прошёл, но небо было в тяжёлых серых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул на небо и ахнул. (А. Н. Толстой) 2. Только под ногами шуршали сухие листья, да тяжело вздыхали под порывами ветра побитые артиллерией деревья. (С. Баруздин) 3. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт. (М. Е. Салтыков – Щедрин) 4. То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнце… (И. А. Бунин) 5. И если мне в жизни будет особенно тяжело, то это простодушное сердце никогда не откажет мне в помощи и утешении. (К. Паустовский) 6. Перед тем как рубить и пилить спелый сосновый бор, лесорубы на высоте своего роста вырубают на каждом дереве канавки. (М. Пришвин) 7. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в человека. (М. Горький) 8. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. (К. Паустовский) 9. Летнее утро свежо, хотя уже начинает чувствоваться наливающийся зной. (Д. Н. Мамин – Сибиряк) 10. Кругом было тихо – тихо, так что слышался малейший шорох. (К. Паустовский) 11. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (В. Гаршин) 12. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (А. Твардовский)

Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите значение и структуру союзов.


          1. Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бе..плодна. (А. С. Пушкин) 2. Он выехал из дома с тем, что(бы) не возвращаться до поздней ночи. (Л. Н. Толстой) 3. Трудно было представить, что(бы) со мной случилось, если(бы) пароход опоздал. (А. Грин) 4. Она поочередно осуждала каждого из низ (за)одно и то(же), что они не умели подняться над мелочами жизни (А. Ананьев) 5. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. (Пословица) 6. Так(же), как и Арсений, Карнаухов был худощав. (А. Ананьев) 7. Берись за(то), к чему ты сроен, коль хочешь, что(б) в делах успешный был исход. (И. А. Крылов) 8. Один только месяц всё так(же) блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. В. Гоголь) 9. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы. (В. Бианки) 10. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался. (В. Бианки) 11. Вода была тепла, но не испорчена, и (при)том её было много. (В. Гаршин) 12. Ты жил, я так(же) мог бы жить. (М. Ю. Лермонтов) 13. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Н. Толстой) 14. Ладно! Будем страховаться (от)того и (от)сего. (Р. Рождественский 15. И (от)того что это невозможно, он приходил в отчаянье. (А. П. Чехов) 16. Нельзя гнать человека только (по)тому, что вы подозреваете его в чём – то. (А. П. Чехов) 17. Вы не должны судить меня только (по)тому, что я делаю. (И. С. Тургенев)
Задание 4. Прочитайте, спишите данные предложения, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.

1.Каждый писатель хочет, что(бы) его книги читали. – Что(бы) стало с зимой, если бы на смену ей не пришла весна? 2. Все с увлечением читали новый роман, я то(же) решил прочитать его. – Это был суровый человек, и в то(же) время в нём чувствовалась какая – то трогательная беззащитность. 3. Горизонт над морем, (не)смотря на ночь, был светел. – (Не)смотря на то что поднялся ветер, тучи были неподвижны. – Друзья быстро шагали по тропинке, (не)смотря по сторонам.

Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки.

1.Софья Николаевна не имела ещё ни одного жениха, (то)есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.) 2. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по(тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.) 3. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от(того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся ещё страшнее: на нём плакали и праведники, и грешники. (Стельм.) 4. Селькин шёл, (как)будто никого в коридоре и не было (Од.) 5. В деревне весну ждут не (по)тому только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.) 6. Лучше уж дождаться, когда откроется навигация. И (как)только после майских, негромких в этом году празднеств прошла Ока, Алексей с первым же пароходом поехал в Мурзиху. (Ильин)


            1. Требования к отчету:

            2. Контрольные вопросы:

  1. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

  2. Какие служебные части речи вы знаете?

  3. Что такое союз?

  4. Какова их роль в предложении?





Практическое занятие № 15 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Частица как часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи.

Цели:

Систематизация знаний обучающихся о частице как о служебной части речи,

Формирование умений правильного употребления частиц в речи,

Развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста,

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (частиц),
- правила правописания частиц.

Должен уметь:
- употреблять на письме служебные части речи в соответствии с морфологическими и орфографическими нормами

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


              1. Общие теоретические сведения:

  1. Частица как служебная часть речи.

  2. Разряды частиц: словообразовательные, формообразовательные, смысловые.

  3. Правила разграничения частиц НЕ и НИ.

  4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ.

              1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 245 – 247.
Составьте таблицу «Разряды частиц по структуре и значению».

Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц. Какие смысловые оттенки носят частицы?

1. Пыль (таки) точно была. (Н. С. Лесков) 2. «Тэк(с)», - пробормотал со вздохом офицер. (А. П. Чехов 3. Старик(таки) добился своего. (И. С. Тургенев) 4. Как(же) я (не)обращал внимание на такие слова, - на то, что она(таки) некоторых случаев (не)исключала. (И. А. Бунин) 5. А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? (А. Платонов) 6. А если спросит кто(нибудь)…ну, кто(бы) (н..)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был. (М. Ю. Лермонтов) 7. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!» (И. А. Крылов) 8. Дай(ка) лучше в караулке на крылечке прикорну. 9. А ты(то) тут при чём? 10. Тёркин будто(бы) растерян. (А. Т. Твардовский)

Задание 3. Объясните написание НЕ в словосочетаниях.

Разбил (не)чаяно вазу, сказал (не)впопад, (не)истребимый, (не)редко плакал, поступил (не)хорошо, (не)красивый берет, злой (не)друг, (не)кого встречать, (не)чего делать, (не)кто постучал, (не)что принёс, (не)раскрытый портфель, (не)сваренный борщ, (не)говорящий попугай, (не)видимый глазу пейзаж, (не)хороший гриб, далеко (не)хороший гриб, плакала вовсе (не)редко, (не)кого спросить, (не)(у)кого спросить, (не)чего ожидать, (не)(от)чего отказываться, (не)кому сказать, (не)(к)кому пойти, узнал (не)что хорошее, (не)раскрытый зонтик, зонтик (не)раскрыт, зонтик я (не)раскрыл, (не)раскрытый мною зонтик, ещё (не)говорящий попугай, (не)видимый, (ни)кем (не)видимый мир.

Задание 4. Объясните правописание НЕ и НИ в приведённых словах и словосочетаниях.


  1. (Н..)чего делать, (н..)чего (н..)делает, н..(к)чему стремиться, н..(к)чему (н..)стремится, (н..)кто пришёл, (н..)кто (н..)пришёл. 2. Где он только (н..)бывал! 3. Всюду, где он только (н..) бывал, о нём оставались хорошие воспоминания. 4. Как (н..)хитри, а жизнь (н..)перехитришь. 5. (Н..)могу (н..)признаться в своих ошибках. 6. Чего (н..)поищешь, того и (н..)найдёшь. 7. Во что бы то (н..)стало, ему всё (н..)почём, остаться н..(с) чем, (н..)то (н..)сё, (н..)рыба (н..)мясо.
Задание 5. Спишите предложения, раскрывая скобки. Вспомните правила правописания НЕ и Ни с разными частями речи.

  1. Парень(то), кажется, гол, с него взять (не)чего. 2. В деревне скучно, грязь, (не, ни)настье, осенний ветер, мелкий снег. 3. Слова Томского были (не, ни)что иное, как болтовня. 4. Как вдруг, откуда (не, ни)возьмись, в окно влетает змий крылатый. 5. Верьте, где(б) я (не, ни)был, душа моя, какова (не, ни)есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить.
    (А. С. Пушкин)
Задание 6. Спишите, раскрывая скобки, объясняя написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат?ся, (н..)уважение, (н..)крашен?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)договориться, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)зачем, (н..)приятный на вкус, (н..)дотянут?ся до небес, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решён?ая задача.

Задание 7. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните написание.

Когда(бы) ты (н..)вошёл (в)лес в глаза бр..сают?ся белые стволы. Удивительн..е дерево берёза! Нет (н..)одоного человека у нас (н..)знающе..о берёзы. Скромное (н..)броское дерево но (н..)кто (н..)пройдёт мимо (н..)заметив его. Кто (н..)знает берёзового сока! В (н..)большой надрез на к..ре вставиш? соломинку подождёшь десять – п..тнадцать минут и пьёшь из наполнивш..йся кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки а (с)верху поглядывают (н..)утомимые грачи (н..)успевающие ешё закончить гнездо. Но (н..)забудь во что(бы) то (н..)стало замазать рану глиной или смолой. (Кое)кто как н..(в)чём (н..)бывало разрежет кору возьмёт (н..)много сока и уйдёт (н..)замазав надрез. И течёт сок (н..)ему (н..)людям совсем (н..)нужный…

(По Ф. Борисову)


              1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

              2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение частицы как служебной части речи.

  2. Расскажите, как разряды частиц вам известны.

  3. Каковы правила разграничения частиц НЕ и НИ?

  4. Каковы основные закономерности слитного и раздельного написания частицы НЕ?

              1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 14 – е изд. –М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 16 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Цели:
- актуализировать знания обучающихся о сложноподчинённом предложении, о структурных особенностях сложноподчинённого предложения,
- рассмотреть виды придаточных предложений,

Развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
- развивать навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений,

Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности как важного качества будущего специалиста,
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- предмет изучения синтаксиса и пунктуации,
- структурные особенности сложноподчинённых предложений;
- виды придаточных предложений;

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

Должен уметь:
- определять сложноподчинённые предложения в тексте;
- определять вид придаточного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях,

Строить собственные высказывания с учётом норм современного русского литературного языка и требований стилистики.

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


                1. Общие теоретические сведения:

  1. Характеристика сложноподчинённого предложения. Структурные особенности сложноподчинённого предложения (СПП).

  2. Виды придаточных предложений.

  3. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

                1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 331 – 335, 336 – 340, 341 - 343.

Задание 2. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

От этого становится так хорошо так весело что хочется убежать куда – то вдаль туда где стволы молодых берёзок так и сверкают ослепительной белизной.

Задание 3. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем с изъяснительными и с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.


              1. Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2. Он не знал что брат привезёт ему подарок. 3. Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4. И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5. Небольшой домик куда приехал Лаврецкий и где два года тому назад скончалась Глафира Петровна был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового стекла. 6. Хотя он мог остаться у друзей Пётр вернулся домой. 7. Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне и не снилось. 8. Мне удалось поговорить с человеком которого я искал. 9. Утром он ассистировал Харламову и думал о том как и когда сработает проклятая бомба замедленного действия. 10. Как ни старался он убедить нас ему никто не поверил. 11. Вот что может сделать один человек когда у него в руках техника. 12. Бывает же так что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 13. Это было то чувство которого он так жаждал в Москве только светлое почти совсем очищенное от себялюбия. 14. Один из романов задуман уже так давно что некоторые из действующих лиц уже устарели не успев быть написаны.
Задание 4. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите средства связи (виды союзов по структуре) и типы придаточных предложений.

Мы л..тели в выш..не и видели как под нами др..жали огни города. И всё(таки) это было (не)похоже на полёт сам..лёта потому что мы парили как птицы с надёжн..ми редкими крыльями. Я ощущал и своё тело и воздух омывавший меня словно вода.

Мф л..тели к звёздам которые становились всё крупнее и ярче. Ураганный ветер бил мне в лицо лоб мой застыл ноздри расширились. Потом ураган стих хотя воздух сделался почти пронизывающе х..лодным. Мы снова парили в вышине которую казалось испытывали на прочность.

Я ощущал как её рука постепенно остыва..т в моей как дрожат её пальцы. Мы не приземлились а опустились на неё точно птицы. Я не мог разглядеть как следует её лица но мне казалось что она сильно побл..днела. Когда наконец я нащупав её холодную как лёд руку схватился за Доротею мы пошли по земле и я вёл её за собой.

(П. Вежинов)

Задание 5. Спишите предложения. Охарактеризуйте придаточную часть, определите средство связи придаточной части с главной. Расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте схемы 3, 8, 11 – го предложений.


  1. Братья положили ложки облокотились на минуту задумались будто повеяло на каждого издалека печалью. (А. Н. Толстой) 2. …И жаль мне если птицы стряхнут красу ветвей. (А. А. Фет) 3. Поверхность реки изрыта и взбудоражена точно по ней прошёлся великан – пахарь и тронул её своим громадным плугом. (А. П. Чехов) 4. Мы с нетерпением ждали когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы. (А. И. Куприн) 5. Я тебе расскажу что я за птица. (А. П. Чехов) 6. Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) 7. Вид имел он озабоченный и сосредоточенный словно телефон выдумывал. (А. П. Чехов) 8. В палатке куда мы уже забрались на ночь табачным дымом синел и желтел лунный свет. (Н. Грибачёв) 9. Я в этот мир пришёл чтоб видеть Солнце и синий кругозор. (К. Бальмонт) 10. Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу я увидел умилительную картину. (А. П. Чехов) 11. Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки. (Н. В. Гоголь) 12. Он вступил в тёмные, широкие сени от которых подуло холодом как из погреба. (Н. В. Гоголь) 13. Я поместил в этой книге только то что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М. Ю. Лермонтов) 14. Чуть утро осветило пушки французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов) 15. Как ни жалко было Левину мять траву он въехал на луг. (Л. Н. Толстой)
Задание 6. Спишите предложения, объясняя наличие или отсутствие запятой при сочетании союзов. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, способы их связи с главной частью (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).

  1. Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздём не вышибешь. (А. С. Пушкиин) 2. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься сквозь спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в обособленном, отрешённом от остального земного пространстве. (В. Солоухин) 3. Медведь так полюбил Николку, что, когда он уходил куда – нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький) 4. Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (Л. Н. Толстой) 5. Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связать, то останется узел. (К. Ушинский) 6. Хаджи – Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан. (Л. Н. Толстой)
Задание 7. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип каждого сложноподчинённого предложения. Покажите средства связи, обозначающие отношения между главной и придаточной частями.

Мы жили в деревне где перед окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говори что это красиво что луг – золотой. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил что луг стал не золотой а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой луг опять стал весь золотой. Я стал наблюдать и заметил что к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл отыскал одуванчик и оказалось что он сжал свои лепестки как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые а сжав их в кулак мы закрыли бы жёлтое. Утром когда солнце взошло я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

(По М. Пришвину)

Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения. Определите стиль и тип речи текста.


  1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

  2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику сложноподчинённому предложению.

  2. Каковы структурные особенности сложноподчинённых предложений?

  3. Охарактеризуйте известные вам виды придаточных предложений.

  4. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 17 . Количество часов – 2 часа.

На чемпионат мира в Россию приехало множество интересных персонажей. Даже Гарольд, скрывающий боль, уже успел отметиться в инстаграмах наших соотечественников. Кто-то из болельщиков прилетел на самолете, кто-то приехал на поезде или на машине. А аргентинец Хуан Матиас Амайя приехал в Москву на велосипеде. Путь в 80 тысяч километров занял у него пять лет. И это еще не конец.

33-летний Матиас проехал уже через 37 стран. Если встретите его на улице, не перепутаете ни с кем: бородатый мужчина на велосипеде, груженном всякой всячиной и украшенном огромным количеством флагов разных стран. В 2013 году Матиас выехал из аргентинского города Сан-Хуан и до сих пор продолжает колесить по миру на велосипеде.

Раньше Матиас работал в фармацевтической компании. Но в один прекрасный момент обнаружил, что стал слишком эгоистичным и жадным до денег.

«Мало того что я был недоволен своей работой, я еще и почувствовал пустоту внутри. Я был готов обменять все материальные блага, чтобы жить полной жизнью», - рассказал он в интервью изданию Romeing .

Сначала Матиас сказал родственникам и друзьям, что уезжает на 15 дней. Но по прошествии этого времени он понял, что этого мало.

«Сначала они думали, что я сумасшедший, раз оставляю все, чтобы отправиться в путешествие. А теперь моя семья и друзья благодарят меня, потому что я делюсь фотографиями и видео, а они могут узнать больше о других культурах».

Матиас говорит, что его путешествие - дело нелегкое. В интервью Sports.ru он рассказал, что выехал из дома с 200 долларами в кармане, останавливался на ночевку в основном на природе, часто ему помогали окружающие.

«Я нахожусь не в том положении, чтобы выбирать, поэтому ем я все подряд. Приходилось даже есть муравьев, гусениц и всяких других странных созданий».

Во время путешествия Матиас сталкивался с массой сложностей: один раз у него закончилась вода в пустыне и два дня он ничего не пил, спал на улицах Европы зимой, несколько раз его пытались обокрасть и даже ранили ножом. Много раз Матиас задумывался о том, чтобы вернуться домой, но продолжал ехать.

И вот спустя пять лет и 80 тысяч километров велосипедист приехал в Россию на чемпионат мира. Особенно в России Матиаса впечатлили девушки.

«В России очень красивые женщины, они сильно отличаются от тех, которые живут в моем городе в Аргентине. У наших женщин черные волосы и глаза. Мне нравятся голубоглазые блондинки. Я когда приехал в России, то чуть не упал с велосипеда! Везде блондинки! Для меня здесь рай!» - рассказал Матиас в интервью телеканалу 360 .

Россия - не конечный пункт его путешествия. Но куда он поедет дальше, Матиас еще не определился.

«У меня не было конкретного плана, я просто хотел уехать из дома. Я должен был уехать на 15 дней, а прошло уже пять лет. Я нечасто задумываюсь о будущем, мне нравится жить настоящим».

«Сейчас у меня три варианта. Первый - отправиться на юг России, затем в Турцию, проехать от Стамбула до арабских стран, потом в Индию, Лаос, Индонезию. После этого я могу сесть на корабль и плыть в сторону Австралии, по пути останавливаясь на разных островах. Затем можно сесть на самолет и долететь до Южной Африки, а оттуда поехать в Катар, чтобы как раз оказаться там к чемпионату мира 2022 года. Второй вариант - поехать в сторону российского Севера, затем в Финляндию, потом повернуть и так же, как и в первом варианте, отправиться в сторону Африки и Катара. Ну а третий вариант - вернуться в Европу и пожить с людьми, которых я уже знаю, чтобы получше узнать местную культуру и привычки. В общем, буду решать!»

Сергей Козлов уже четыре раза отправлялся в путешествие по Армении и близлежащим регионам. Однажды он выехал из дома с фотоаппаратом, палаткой и рюкзаком, имея в кармане всего 5000 рублей, а вернулся с серией удивительных портретов жителей тихих кавказских деревень. Сергей поделился своими лайфхaками путешественника и рассказал о съемке портретов жителей Кавказа.

О фотографии-победителе

По традиции давайте начнем с фотографии-победителя. Расскажите о мужчине с инфернальным взглядом, который победил в конкурс.

Мне его взгляд тоже показался интересным. Это была моя первая поездка, и, конечно, одним из сильнейших впечатлений стало посещение монастыря Хор Вирап, где я и сделал этот снимок. На фото - не носитель религиозного сана, он работник монастырского комплекса.

Армения, монастырь Хор Вирап 2013 Фото: Сергей Козлов

- Какие у него усы! Это вообще типично для тех краев или он один такой оригинал?

Таких усов я не видел! Их обладатель, наверное, стал уже местной легендой, и это понятно - у него фактурная внешность, очень многие туристы фотографировали его. Приехав в Армению снова через год или два, я вручил мужчине отпечаток. Нужно было видеть эти эмоции, он очень удивился. Наверное, не многие привозят ему фотографии.

- Вы специально выбрали такой фон, с таинственными цифрами?

Это вход в церковь, просто колонна рядом; был очень жаркий сентябрьский день, сильные тени, и я, понимая, что времени на съемку у меня немного, выбирал место с подходящим освещением, чтобы не испортить кадр. Я просто попросил этого человека уделить мне немного времени для фото. Как только я все сделал, он сразу же отправился по своим делам. Пообщаться, к сожалению, не удалось, потому что он все время занимался какими-то хозяйственными вопросами. Его удалось отвлечь буквально на несколько минут.

О регионах и бабушках

Армения Норадус. 2013. Фото: Сергей Козлов

- По большинству людей на фотографиях видно, что они не привыкли к камере. Вы как-то работаете с моделями?

Нет. Когда лицо человека мне интересно, я просто подхожу и знакомлюсь; если на меня реагируют дружелюбно и знакомство продолжается, то за разговором фотографирую. Но часто собеседник, видя перед собой камеру, делает паспортное лицо и расправляет руки по швам. Конечно, ничего хорошего из этого не выходит, поэтому по возможности я стараюсь получать от человека какую-то реакцию, и пока мне рассказывают что-то о себе или задают вопросы, в это время нажимаю на спуск. В моменты диалога, когда человек отвлечен от камеры, и получаются яркие снимки.

Я вижу на ваших фотографиях суеверного вида кавказскую бабушку. Никогда не подумала бы, что ее можно сфотографировать так запросто.

Я бы и не сказал, что снимок был сделан запросто. Когда я приехал в Норадус, стояла страшная осенняя непогода. Шёл сильнейший дождь, промозглый ветер продувал дождевик. Для прогулки по некрополю погода вообще потрясающая, конечно. И вот я под свинцовым небом и пронизывающим насквозь ветром захожу на средневековое кладбище. Старая часовня приветливо поскрипывает дверью. Я вошёл внутрь, а там бабушки вяжут варежки, шапки на продажу и от непогоды прячутся в этой разбитой часовне. Я решил присоединиться к ним, чтобы тоже не стоять на холоде. Заодно поснимал, насколько получилось, при тусклом свете внутри. Позже прямо в часовне я поставил палатку, чтобы был какой-то навес от дождя, и стал готовиться к ночи. В это время прибежали два мальчугана. Увидев палатку, они очень удивились и помчались спросить отца, можно ли пригласить русского туриста на ночлег. Так меня позвали в дом. В итоге мы познакомились с семьей и на следующее утро вместе пошли на прогулку. Когда стали приезжать туристы и бабушки снова объявились, я с помощью местного жителя попытался завязать диалог с ними.

Я попросил перевести на армянский, что просто ищу фактурное лицо и мог бы хороший портрет получиться. Я бы конкурсный снимок сделал... Кажется, это бабушек не очень убедило. Был момент, когда я буквально бежал за одной из них. Если бы кто-то снимал меня, скачущего через погост за удирающей бабушкой, то еще вопрос, у кого круче кадр получился бы (смеется). В 2016 году я вернулся и, пользуясь случаем, передал её фотографии через соседей. Женщина болела в тот момент и из дома не выходила. А вот с другой мастерицей, которую снимал за вязанием в часовне, повезло встретиться снова и отдать фотографии в руки.

- И как она отреагировала?

Хорошо. Улыбнулась, вспомнила.

- Обрадовалась, взяла фотографию?

Да. И, снова увидев камеру, любезно назвала меня холерой.

Норадус 2016. Фото: Сергей Козлов

- Вот как!

Да, бывало по-разному. И не везде люди фотографировались охотно. Например, в Гюмри снимать мне показалось сложнее - реакция на камеру иногда была довольно резкая. Некоторые мне деликатно говорили «нет» или просто разворачивались и уходили.

- Бабушка на фотография из Гюмри выглядит очень дружелюбно.

Да, эта бабушка очень вежливо дала мне понять, что я здесь не к месту. Я увидел ее возле этих старых дверей. Кажется, она ждала родственников из магазина. По-русски она понимала не очень хорошо. Я пытался общаться с помощью ее русскоговорящих родственников, уже пришедших к тому моменту. И даже сделал кадров пять, после чего мне протянули непонятно откуда взявшийся грецкий орех, вежливо помахали ручкой и плавно закрыли дверь перед моим носом.

- Кадры тем не менее вы сделать успели.

Да, но так деликатно меня к черту еще не посылали.

Армения. Ереван. рынок сентябрь 2014. Фото: Сергей Козлов

О кавказском гостеприимстве и стереотипах

- Вы ездили в какой-то фототур? Сколько потратили на поездку?

Нет, фототура не было. Чаще всего я путешествовал один, преимущественно автостопом. Заранее составлял маршрут, который будет интересен и позволит уложиться в отведенное время. А уже на месте часто находилась компания. За всю первую поездку я потратил тысяч пять в оба конца, при этом три из них ушли на дорогу. Ночевал я в палатке или у местных жителей, которые часто приглашали к себе - в этом плане Армения совершенно удивительна. Как-то в Карабахе я шел по вечерней деревне, и из первой же попавшейся двери вышел местный житель, спросил: «Турист?» - «Да, турист. Из России». - И, помянув крепким словом осенние дожди, хозяин тут же пригласил: «Пойдем, не ночуй на улице...»

Норадус. 2016. Фото: Сергей Козлов

- А не страшно с техникой, с рюкзаками автостопить каждый раз в отрыве от цивилизации?

Нет, там вообще не страшно. В Нагорный Карабах я тоже ездил автостопом, и ничего плохого не происходило. Была показательная такая ситуация: я приехал в Степанакерт (город в регионе Нагорный Карабах. - прим. ред.), это был уже не первый день дороги, и столитровый рюкзак за плечами порядком надоел. Я вышел из автобуса, пошел осматривать окрестности и набрёл на привокзальный базарчик (кавказский базар - это вообще отдельный праздник). Кто-то из местных старожилов, посмотрев на меня, сказал: «Тяжело, наверное? Оставь рюкзак здесь, никто не возьмет». Представьте себе: оставить рюкзак где-нибудь на Казанском вокзале, например.

Армения, Горис, май 2017. Это бродяга. Мне понравился его взгляд - пристальный, вдумчивый, смотрящий в пространство. Я подошел, попросил разрешения, в ответ мне протянули стакан с кофе. Мы сделали несколько шагов до ближайшей улицы, присели на лавочку, пообщались, снимались на ходу. Фото: Сергей Козлов

- И вы оставили?

Я, конечно, взял из него деньги, документы, камеру... И решил поверить случайным знакомым. Через несколько часов пришел обратно на этот пятачок в центре города и нашел свой рюкзак, который за все это время никого не заинтересовал. С пониманием своего и чужого там все нормально.

- То есть стереотипы об угрюмых и злобных горцах - чистый вымысел?

Так называемыми «неблагополучными» регионами, о которых чаще слышат, Кавказ и Закавказье не ограничиваются. Этот мир более многоликий и, я думаю, дружелюбный. Я общался и с дагестанцами, и с азербайджанцами, со многими людьми во время моих одиночных поездок. Впечатления самые хорошие. Какой-то открытой агрессии не было никогда. Мелкие неприятности возникали, но крайне редко, и все решались достаточно легко. Многие живущие там люди радовались, встречая живой интерес к себе

Армения, Арени, октябрь 2014. Село Арзни известно своим винзаводом и ежегодным международным винным фестивалем. Фото: Сергей Козлов

Армения, Горис, май 2017. Дорожный работник. Их бригада стояла на обочине, люди во время перерыва радовались весеннему солнцу. Я подошел, попросил разрешения снять портрет. Несколько неохотно, но он, все-таки, согласился сделать несколько снимков. Фото: Сергей Козлов

Армения, Горис, май 2017. Увидев большую компанию игроков с резкими жестами и азартом в глазах, я не смог пройти мимо. Такие «ланч-брейки » у них могут могут длиться часами, поэтому время поснимать у меня было. Фото: Сергей Козлов

Смерть в виде фуры «Скания» настигла 33-летнего водители «Газели» на 699-м километре федеральной трассы М-5 «Урал».

Первая информация о ДТП появилась во вторник, 15 мая, на сайте Главного управления МЧС России по Пензенской области. В сводке указано, что в этот же день в 22:20 на пульт дежурного спасателя МЧС Городищенского района поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии.

Чтобы узнать подробности, я в этот же день позвонила Анне Шупиловой, начальнику группы информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Пензенской области.

«В Городищенском районе произошло столкновение двух транспортных средств, - рассказала она. - В результате дорожно-транспортного происшествия, к сожалению, имеются пострадавшие. Для ликвидации последствий ДТП от ГУ МЧС России по Пензенской области привлекалось четыре человека, одна единица техники».

На следующий день, 16 мая, в сводках ГИБДД была указана уже более подробная информация: «По предварительным данным, на 699-м километре автомобильной дороги «Урал» произошла авария с участием автомобиля ГАЗ-278858 и большегруза «Скания» с полуприцепом «Бонг». Для уточнения этих сведений я связалась с Юлией Кулигиной, инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД.

Она рассказала, что, по предварительным данным, водитель ГАЗа, мужчина, 1985 года рождения, наехал на «Сканию». Фурой управлял человек постарше, рожденный в 1961 году. Травмы, которые получил водитель автофургона, оказались фатальными. Он скончался на месте. Проводится проверка.

Это происшествие активно обсуждалось в Интернете. Так, например, на одной из публичных страниц социальной сети «Вконтакте» очевидец аварии опубликовал фото с места происшествия. В ходе личной переписки он рассказал о том, что видел, и предоставил фото с места трагедии.

«Газель» врезалась в стоящую «Сканию», - рассказал 16 мая Игорь Федоров (по просьбе собеседника имя изменено. - Прим. авт). - Не знаю, как это получилось, но шансов у водителя «Газели» не было».

Кроме очевидцев аварии, нашлись и те, кто знал погибшего мужчину лично. Так, например, 17 мая я связалась с Людмилой Лавровой, знакомой матери погибшего.

«Он был отличным парнем, заботливым сыном и любящим мужем, - рассказала о водителе «Газели» женщина. - Мы до сих пор не можем поверить в случившееся. Буквально за день до трагедии я его видела, говорила с ним. И тут такое несчастье. Для его мамы эта новость стала настоящим ударом».

Также мне удалось пообщаться с другом погибшего, тоже водителем.

«Погибшего звали Евгением, - рассказал мне Виталий Рыбин (по просьбе собеседника имя изменено. - Прим. авт.) в ходе личной переписки. - Совсем молодой еще, 33 года. Хороший отзывчивый человек, отличный друг, аккуратный водитель. Никто не ожидал, что с ним такое случится. Я знаком с ним четыре года, тоже водитель. Сам Евгений из Пензы , за рулем более 10 лет, работал на себя. Выехал в рейс из дома и живым оттуда не вернулся. Ему было всего 33 года. На свою «Газель» сам заработал, своим трудом. У него остались жена, дочь. Когда будут похороны, мы пока не знаем. Все до сих пор в шоке от случившегося».

Варвара Устинова

Приехало множество интересных персонажей. Даже Гарольд, скрывающий боль, уже успел отметиться в инстаграмах наших соотечественников. Кто-то из болельщиков прилетел на самолете, кто-то приехал на поезде или на машине. А аргентинец Хуан Матиас Амайя приехал в Москву на велосипеде. Путь в 80 тысяч километров занял у него пять лет. И это еще не конец.

27 Май 2018 в 10:03 PDT 33-летний Матиас проехал уже через 37 стран. Если встретите его на улице, не перепутаете ни с кем: бородатый мужчина на велосипеде, груженном всякой всячиной и украшенном огромным количеством флагов разных стран. В 2013 году Матиас выехал из аргентинского города Сан-Хуан и до сих пор продолжает колесить по миру на велосипеде.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

22 Май 2018 в 9:43 PDT Раньше Матиас работал в фармацевтической компании. Но в один прекрасный момент обнаружил, что стал слишком эгоистичным и жадным до денег.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

17 Май 2018 в 5:39 PDT «Мало того что я был недоволен своей работой, я еще и почувствовал пустоту внутри. Я был готов обменять все материальные блага, чтобы жить полной жизнью», - рассказал он в интервью изданию Romeing.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

15 Май 2018 в 2:11 PDT Сначала Матиас сказал родственникам и друзьям, что уезжает на 15 дней. Но по прошествии этого времени он понял, что этого мало.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

14 Май 2018 в 1:01 PDT «Сначала они думали, что я сумасшедший, раз оставляю все, чтобы отправиться в путешествие. А теперь моя семья и друзья благодарят меня, потому что я делюсь фотографиями и видео, а они могут узнать больше о других культурах».

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

3 Май 2018 в 9:37 PDT Матиас говорит, что его путешествие - дело нелегкое. В интервью Sports.ru он рассказал, что выехал из дома с 200 долларами в кармане, останавливался на ночевку в основном на природе, часто ему помогали окружающие.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

6 Апр 2018 в 2:20 PDT «Я нахожусь не в том положении, чтобы выбирать, поэтому ем я все подряд. Приходилось даже есть муравьев, гусениц и всяких других странных созданий».

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

6 Апр 2018 в 7:24 PDT Во время путешествия Матиас сталкивался с массой сложностей: один раз у него закончилась вода в пустыне и два дня он ничего не пил, спал на улицах Европы зимой, несколько раз его пытались обокрасть и даже ранили ножом. Много раз Матиас задумывался о том, чтобы вернуться домой, но продолжал ехать.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

8 Дек 2017 в 3:12 PST И вот спустя пять лет и 80 тысяч километров велосипедист приехал в Россию на чемпионат мира. Особенно в России Матиаса впечатлили девушки.

«В России очень красивые женщины, они сильно отличаются от тех, которые живут в моем городе в Аргентине . У наших женщин черные волосы и глаза. Мне нравятся голубоглазые блондинки. Я когда приехал в России, то чуть не упал с велосипеда! Везде блондинки! Для меня здесь рай!» - рассказал Матиас в интервью телеканалу 360 .

Россия - не конечный пункт его путешествия. Но куда он поедет дальше, Матиас еще не определился.

Публикация от Maty Amaya (@matyas.amaya)

15 Мар 2017 в 12:23 PDT «У меня не было конкретного плана, я просто хотел уехать из дома. Я должен был уехать на 15 дней, а прошло уже пять лет. Я нечасто задумываюсь о будущем, мне нравится жить настоящим».