Упражнения с эмоциями. Техники управления эмоциями

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ

На Востоке заикание не считается болезнью, а рассматривается как привычка, привычка спешно, торопливо, за очень короткий промежуток времени высказать больше, чем реально успевает мозг проанализировать.

Предлагаемый метод основан на вырабатывании привычки правильно сочетать дыхание и речь и закреплении этой привычки.

Обратите внимание на певцов, прежде всего оперных. Они поют только на выдохе. При заикании следует говорить только на выдохе, не спеша. Вы сможете убедиться, что в этом случае нормальная речь восстанавливается немедленно, сразу же.

Начните с того, что выработайте в себе чувство уверенности в своих силах и возможностях, снимите внутреннюю напряженность, обретите чувство душевного покоя. Это прекрасно снимает излишнее напряжение мышц, в том числе диафрагмы, дыхание становится свободным, плавным.

Упражнение. Возьмите какой-нибудь текст и начните его читать вслух по нашей методике: плавный вдох, небольшая задержка дыхания, плавный выдох; суть методики в том, что вы начинаете говорить только после того, как начали выдох, вы говорите только на выдохе, с улыбкой, не спеша, не напрягаясь. Как только почувствуете, что выдохнули почти весь воздух, замолкаете, делаете небольшую задержку дыхания, затем - вдох, и вновь начинаете говорить только с началом следующего выдоха, также не спеша, свободно, с радостью и легкой улыбкой, чувством уверенности и покоя.

Для достижения полного успеха в восстановлении нормальной речи искусственно вызывайте чувство доброты к людям, если оно не возникает само по себе, пока это не станет вашим привычным чувством; старайтесь всегда находиться в этом состоянии. Говорите всегда с улыбкой.

Желаем вам успеха!

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто замечаем, что срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это признаки нарушения эмоционального, душевного равновесия. Если такое состояние сохраняется продолжительное время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Есть еще один аспект, ради чего мы должны тренировать свои эмоции. Мы уже знаем, что мысли материальны. И вот доказательства.

Уже несколько лет ведутся исследования по изучению связи между сознанием, мозгом и иммунной системой. Так, в частности, в США разработана и уже во многих клиниках применяется бихевиористическая медицина, т.е. раздел медицины, применяющий методику, основанную на использовании психических сил пациента для лечения его тела. Цель такого воздействия - вовлечь пациента в процесс лечения. Когда пациент в кабинете врача пассивно выслушивает его предписания, он не может ощущать себя полноправным участником борьбы с болезнью. Да, такое ощущение возникает, когда он начинает задавать вопросы о побочном действии прописанных лекарств или о других возможных методах лечения, но вовлечение пациента в процесс лечения - это гораздо большее. Участник лечения - не просто хорошо проинформированный потребитель медицинских услуг, а человек, способный применить новые методы контроля сознания над физиологией для того, чтобы активно помогать процессу своего лечения.



Такой подход вполне оправдан хотя бы потому, что давно замечена взаимосвязь между отношением человека к своим недугам, медицинскими предписаниями, которые он получал, и результатом, который зависит от особенностей этих условий.

Так, ввиду недавно открытых биохимических связей между гормонами в организме и клетками иммунной системы и мозга, "я уже более не считаю возможным проводить четкую грань между мозгом и телом", - пишет, в частности, Кендес Перт, возглавляющая отделение биохимии мозга отдела клинической нейромедицины Национального института психических заболеваний, США.

Если сказать более конкретно, то учеными этого института установлено, что, например, моноциты (клетки иммунной системы, способствующие заживлению ран, восстановлению пораженных тканей и поглощающие бактерии и другие инородные тела), имеют особое строение, позволяющее им вступать в химическое взаимодействие с нейропептидами (это класс биохимических соединений, выступающих в роли химических по-сыльных между клетками мозга, а также регулирующих деятельность почек). Этими же учеными было обнаружено повышенное содержание клеток, по своей форме рассчитанных на взаимодействие с нейропептидами в лимбической системе - сети мозговых структур, контролирующих эмоции. Более того, их же исследования показывают, что и сама иммунная система вырабатывает химические вещества, воздействующие на мозговые структуры, которые руководят нашим настроением.

Из всего этого следует, в частности, что эмоции могут играть ключевую роль в ходе болезни. Вот почему, если рассуждать дальше, по мнению этих же ученых, необходимо "проецировать сознание в организм" - для успешного выхода из нездоровья.

Учеными в США также было доказано, что все недуги, от которых помогают упражнения на глубокое расслабление, принадлежат к классу "расстройств возбуждения", характеризующихся обострением чувствительности лимбической системы мозга. Упражнения на глубокое расслабление дают больному как бы новую настройку; т.е. при повторных расслаблениях подавляется активность вырабатываемых мозгом химических веществ, стимулирующих лимбическую систему. Исследования показывают, что чрезмерная активность лимбической системы способна угнетать иммунную функцию и иметь другие очень неприятные последствия.

Врачи сами признают, что их помощь больному ставит его в зависимое положение. Если же дать возможность сделать что-то самостоятельно, пациент чувствует себя хозяином положения, и благотворные последствия этого далеко превышают все, что может сделать для него врач.

Мы считаем слезы признаком слабости, стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительной моралью, этикетом, мы - неестественны. Вспомните, как естественны дети в выражении своих эмоций, как они искренни. Не потому ли их смех так заразителен, что трудно и нам сдержать улыбку, видя радость ребенка, и так непереносимы их плач, их молчаливые слезы? Вспомните при этом, как легко они переходят из одного состояния в другое.

Давайте и мы представим себя немного детьми - искренними, чистыми, беззащитными. Давайте отпустим наши эмоции на свободу, не будем сдерживать движения души, позволим нашим чувствам взять верх над разумом.

Вы спросите: "Зачем это? Ради чего плакать? Ради чего смеяться?" Отвечаем: ради глубочайшего внутреннего покоя, обретения чувства спокойствия.

Итак, сели прямо, расправили плечи, гордо подняли голову, на лице - легкая улыбка... Вы - королева (или король)... Вы - само совершенство, вы излучаете чувство собственного достоинства, благородство, снисхождение ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит... Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены... Смотрите чуть снисходительно на суету вокруг вас, сознавая, что вы как бы в стороне от всего этого, вы - неуязвимы... л А теперь постарайтесь вспомнить из вашего прошлого все самое горькое, самое неприятное, каждому человеку есть над чем поплакать...

Представьте, что вы - актер, помогите себе войти в роль... чуть приоткройте рот,отпустите, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте... с детства, юности... Все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования... Каждому есть что вспомнить... есть над чем поплакать. Пусть со слезами уходит все, что много лет, а может быть, и десятки лет давило вас, камнем лежало на душе и при воспоминаниях об этом вы даже не могли сдержать слезы. А сейчас постарайтесь сами это вызвать, вспомнить, чтобы с этими слезами все ваши прежние, давние^ самые горькие переживания ушли, ушли раз и навсегда... Не сдерживайте эти слезы... не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от прошлого, от всего, что камнем висит и давит вашу душу... Постарайтесь перейти на рыдания, не сдерживайте их, усильте их по возможности. Поплачьте искрение, как в детстве™ хорошо... Но достаточно, скажите себе: стол.

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие... Поднимите голову расправьте плечи, не забудьте: вы - актер... Почувствуйте всем существом глубочайшее спокойствие, ведь все, что вы только что пережили, - в прошлом, уже ушло, уже никогда не повторится... Вы со всем этим распрощались навсегда, вы здесь, в данный момент, а настоящем, вам хорошо и спокойно... На лице легкая улыбка, в душе - покой... Постарайтесь запомнить это состояние". А теперь посмеемся от души, позволим себе расслабиться, вызываем состояние смеха. Над кем легче всего смеяться? Конечно, над собой...

Вспоминаем все самое смешное, что с вами когда-то приключалось... с самого невинного детства, юности, есть над чем посмеяться каждому из нас... Ведь никто лучше вас самих этого не знает, не знает ваших слабостей. Не сдерживаем себя, даем волю эмоциям н здесь, стараемся и посмеяться до слез, похохотать от всего сердца...

И вновь перейдите к спокойствию, настроите себя, вы это можете сделать уже легче, вам это состояние уже знакомо, и оно вам желанно, это ваше основное состояние...

После этого постарайтесь перейти еще раз к неприятным воспоминаниям, к состоянию печали... Убираем напряжение, все Тело расслаблено, плечи опущены, висят, голова опушена вниз, руки безвольно лежат на коленях... Ощутите всем своим существом безысходную тоску, печаль, грусть... Дыхание частое, поверхностное, всхлипывайте, -позвольте себе все это, ощутите ярче это состояние, запомните его, окунитесь в него полностью, побудьте в нем какое-то время, чуть-чуть™ для того чтобы вновь перейти к состоянию покоя, полного душевного равновесия, спокойствия... Ведь это ваше основное состояние, и теперь оно вам приятно и естественно, оно отражает ваше внутреннее состояние.

Попробуйте также хотя бы один раз действительно всерьез испугаться за свое здоровье, за свое будущее. Представьте себе, что вы неизлечимо больны, что нет у вас выхода и выбора, что вы абсолютно беспомощны и беззащитны... Попытайтесь ощутить этот страх, что уже никогда башне вы не сможете вернуться к нормальной жизни, что существует как бы невидимая стена, отделяющая вас от всего, к чему вы привыкли, от всех, кто дорог и любим, постарайтесь прочувствовать этот ужас вынужденного одиночества в страдании... Представьте, что жить осталось недолго, два-три месяца, полгода или год...

Проанализируйте в этом состоянии ваши мысли, поступки, отношения в семье с близкими, желания и суждения, а главное - причины вашего нездоровья. Может быть, вам захочется что-то пересмотреть? Может быть, станет даже стыдно за себя, за какие-то прошлые, казалось, забытые действия, когда вы считали себя абсолютно правыми... Так что же изменилось?..

Посмотрите на себя как бы со стороны... Представьте, что это просто кошмарный сон, который больше уже никогда не повторится, потому что вы уверены в себе и знаете, как действовать, чтобы быть всегда молодым и здоровым... Ощутите в себе эту абсолютную уверенность и неуязвимость, особенно желанные теперь. Прислушайтесь к своему внутреннему Я, к своей душе... Разве не возникло именно сейчас, вот в это мгновение в ней огромное желание жить, просто жить и радоваться;, быть здоровым и счастливым и буквально излучать, расплескивать, дарить эту радость всем вокруг... Обратите внимание на вашу мимику. У вас на лице легкая улыбка?.. Прекрасно, запомните это чувство, это внутреннее состояние, постарайтесь пребывать в нем как можно чаще, вызывайте его, особенно когда вдруг в душе "кошки заскребут". Постарайтесь всегда просыпаться с этим чувством, а если его нет - вспомнить и вызвать его искусственно, и очень скоро оно станет вашим постоянным состоянием. Научитесь ценить опыт своих прошлых несчастий и неудач, чтобы он добавлял вам стойкости и силы духа.

Научитесь выполнять эти упражнения с закрытыми глазами, мысленно создавать образы различных эмоциональных состояний. Для чего все это вам необходимо? Это необходимо, чтобы научиться пребывать в образе спокойного человека, для восстановления эластичности, подвижности нервной системы. Проанализируйте свое состояние через некоторое время, и вы сможете убедиться, что оно действительно изменилось, что окружающие стали иначе относиться к вам, потянулись к вам, как будто в вас появилось что-то загадочно-привлекательное, что есть далеко не в каждом человеке.

Желаем вам успеха!

Приводим для вас несколько вариантов медитации молодости и здоровья, эмоционального блаженства. Конечно, у каждого свои представления об этом, свои воспоминания, возьмите их за основу, но... прочтите и эти. Наверняка, что-нибудь здесь вы найдете и для себя.

Обратите внимание на третий вариант. По опыту мы знаем, что почти всем нашим ученикам он был особенно приятен и близок.

ВАРИАНТЫ МЕДИТАЦИИ

1. Расслабьтесь полностью, закройте глаза, дышите спокойно... ощутите легкую прохладу, расслабьте мышцы лица... Представьте, что каждая ваша клетка обретает невесомость, становится легкой, свободной...

С каждым вдохом-выдохом ваша рука чуть-чуть уходит вперед... вдох-выдох... ваше тело становится невесомым, легким; смотрим со стороны на свои руки... голову откиньте чуть назад... внушите легкость, легкость... тело становится легким. Прекрасно...

А теперь ваши руки раздвигаются, тянутся друг к другу... Мысленно отходим чуть-чуть в сторону... Как притупляется чувство собственного тела, как становится легко, спокойно... О чем думаете? Одну за другой рассеивайте, убирайте те мысли, которые вам мешают, в сторону... в другую... третью... четвертую... Отлично. Убирайте быстрее, дайте легкость, воздушность, невесомость... и следите за мыслью... Легкость, свобода, божественное спокойствие... Дайте себе те внушения, какие нужны. Представьте: лицо свежее, молодое... Тело упругое, легкое... Мышцы упругие, легкие, свободные. Представьте: вы ходите как балерина, на кончиках пальцев... На лице улыбка, спокойствие... Каждый орган, каждая клетка работают свободно, легко... Ставьте цель: буду здоров - и скоро. Буду!.. Сон глубокий, аппетит хороший. Настроение спокойное... Ясность в сознании... Ясность в голове... Ясность в действиях... Полный контроль своих действий... Опустите руки... Отлично.

2.
На сером фоне смутно... квадрат, круг, треугольник... квадрат поярче, круг... треугольник... квадрат светлый, края почетче, круг...

Представьте: этот круг превращается в шар с мутными краями... ярче, более четко края... Дать этому шару цвет... серый, светлее, более светлый, еще... еще... серый цвет в синий, сероватосиний... Синий светлеет, переходит в голубой, светло-голубой, белый с оттенком морского цвета, желтоватый, желтый, мандариновый, красновато-желтый, оранжевый, алый, красный, пурпурный, розоватый, розовый, ярко-розовый, сиреневый, зеленовато-сиреневый, салатовый цвет, желто-зеленый, ярко-зеленый, темно-зеленый, фиолетово-зеленый, фиолетовый, светло-фиолетовый.

Теперь какой-нибудь цветочек перед глазами... постарайтесь увидеть, ощутить каждый лепесток... какой-нибудь жучок... божья коровка, которая деловито идет и проверяет своими усиками каждую складку... Постарайтесь увидеть малюсенькую ворсинку, внутри пыльца, стебель, запах... Мысленно ставим этот цветок на стол... старый, старый... с почерневшими ножками... Скатерть старая, но чистая-чистая... на столе горшочек старый, но очищенный до блеска. Ставим цветок в этот горшочек... Маленькое окно... занавеска на нем... смотрим за окно...

Мысленно смотрим на свое тело... босые ноги с грубыми подошвами от ходьбы босиком... смотрим на свои ручонки... открываем окно... солнечно... Теплый запах от цветов, растений, голубое, чистое небо... Кое-где облака... Идем по тропинке, вокруг тишина... Кроме шелеста листьев вокруг - ничего, что мешает... Как будто какая-то сила касается листьев... Тропинка согревает пятки... В душе спокойно... расслабленность... высоко-высоко жаворонок, пьяный от любви, поет... Пенье жаворонка... вдали за холмами лес, спокойный, отдыхающий лес... прохладный, отдыхающий лес... Смотрим на облака, на воду... чистейший песочек...

Начинаем подниматься к облакам... выше, любое ваше желание подчиняется вам... поднимаемся ввысь, в облака... смотрим вокруг, вниз... жара... прохладный воздух лесной... Слышим голоса коров, возвращающихся домой... возвращаемся в дом... Ноги грязные, в пыли... Представили своих бабушек, дедушек, родителей, которые сидят и мирно рассуждают о жизни, о простых проблемах жизни.
Чувствуете, что засыпаете, засыпаете... Приятная грубая рука с мозолями нежно с любовью гладит вас... вас укладывают в чистую прохладную постель... вас гладят по щекам, по волосам... вам слышны разговоры о вас, ваших достоинствах, вашем будущем... а вы растворяетесь... как бы просачиваетесь сквозь подушку... и засыпаете....Хотя вы проснулись, лежите с закрытыми глазами... На столе горшочек с топленым молоком... Руки поднимаем... опускаем...Давайте подумаем из той точки отсчета, где ваше детство, о вашей жизни... Стоит ли нервничать, держать себя в напряжении, тяжести, злости, ненависти...Живем хорошо... проходит, с любовью... проходит... с ненавистью... проходит... Все в ваших руках...Хорошее, радостное, все есть в вашей жизни. Если человек ищет рай - он приходит... ищет ад - он приходит... Что лучше? Жить в раю или в аду? Выбирайте сами. Мы сами создаем точности... От всего богатства мира можно найти несчастья... Только что мы были детьми, а теперь седина в волосах... Что такое счастье, не знаем... Сейчас страдаем за будущие 10 лет... Так стоит ли?..

3.
Представьте себе: сумерки... тепло... берегморя... еле слышны звуки музыки, кажется, это прекрасное танго... мелодия вам кажется знакомой и очень приятной, она будит воспоминания... Играет небольшой оркестр, на крохотной эстраде, на самом берегу моря... поздно, уже все разошлись... музыканты играют только для вас... Вы в легком светлом платье, рядом тот, с кем вы всегда мечтали быть рядом... вы танцуете, вы почти невесомы, вы подчиняетесь ритму, музыке... вы счастливы, ваша душа трепещет от божественной радости... Мелодия уносит вас выше и выше... кружит... кружит в танце счастья... Вы буквально растворяетесь в нем... Вы счастливы.

Тренировка диапазона эмоций

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что эти тренировки развивают жизненно важное для здоровья человека качество – психическую гибкость. Без психической гибкости нас ожидают постоянные психические потрясения (стрессы), которые будут расшатывать наше здоровье, нашу волю. Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов» тренирует психическую гибкость, которая обезопасит наш организм от житейских потрясений.

Для поддержания нашего здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя. Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив отрицательные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает нас об опасности, но парализует наши действия, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги. Мгновенная обида затягивает прорыв в нашей энергозащите, нанесенный незаслуженным оскорблением. Однако длительная обида, переходящая в ненависть, уродует нежную ткань защиты, как заскорузлый нарост.

Все хорошо в меру. Мера так называемых отрицательных эмоций очень невелика. Достаточно такой эмоции продлиться дольше, чем необходимо организму, чтобы среагировать на ситуацию, – и мощь негативной эмоции бьет уже по самому организму, по его здоровью. Вот почему важно уметь быстро возвращать свой организм в позитивное состояние, укрощая мощь негативной эмоции.

Это очень похоже на управление мощной, полудикой собакой. Достаточно тебе дать чуть спуску – и не ты оказываешься хозяином ситуации, а собака. Однако без собаки тебя поджидают другие опасности. Вывод: держи твою собаку отрицательных эмоций на коротком поводке, будь быстрее ее – ведь ты, в отличие от нее, обладаешь интеллектом. А мы тебе в этом поможем нашими упражнениями!

Вполне естественно, что когда грозит опасность, человек должен испытывать агрессию, азарт битвы.

Когда случается горе, человек должен испытать грусть, и слезы, частый спутник печальных переживаний, помогают пережить печальное событие.

А когда улыбнулась удача, человек должен радоваться!

Но что делать, когда у человека удача, а он грустен, когда ему грозит опасность, а он пассивен или, еще хуже, боится начать что-либо делать, когда на человека свалилось горе, а он – равнодушен? Это значит, что нарушена гармония в психическом мире человека. И тогда – жди болезни.

Тренировка эмоций – это тренировка устойчивости человека к стрессу, а значит, и к болезням!

Может быть, мы разучились радоваться, печалиться, действовать в минуту опасности?

Сейчас мы потренируем все эти переживания.

Энергия радостного дня

Вспомни твой самый радостный день, вспомни до мельчайших подробностей. С чем было связано это приятное переживание? Вспомни, какой была погода. Это было утро, день или вечер, во что ты был одет? Такие подробности помогут тебе скорее вспомнить, вызвать в себе снова то прежнее, счастливое переживание. Возможно, все эти подробности тебе не нужны, достаточно просто вздохнуть глубоко и то счастье снова наполнит тебя? Как бы то ни было, постарайся максимально наполнить себя ощущением радости, счастья. Свет, радость, солнечное тепло наполняют тебя. Ты недостаточно согрелся в их потоках? Добавь еще ощущения радости и счастья, может быть, это – та радость, что выпала тебе на долю в другие дни, неважно, пусть тебя переполняет ощущение радости и счастья, пусть этих приятных переживаний будет с избытком, столько, сколько ты пожелаешь. Добавляй положительных эмоций, покуда не почувствуешь, что «насытился», что тебе нужен отдых.

Фиксируем день печали

Теперь вспомним печали. А у кого их не было? Вспомни свои самые грустные дни, самые тяжелые переживания. Постарайся вызвать к жизни подробности, что позволит тебе скорее вспомнить все свои тягостные периоды в жизни. Усиль грусть, пусть ее станет больше, представь, что ты пережил еще больше печали, пусть ливень печали затопит все твое существо. Пусть печали прибавится еще больше. Вокруг – тьма, ни просвета. Достаточно ли ты напечалился? Нет? Тогда усиль твои печальные, грустные переживания. Когда почувствуешь, что до конца избыл свою потребность в печали, остановись.

Вспоминаем покой

После бурь радости и печали необходим покой. Представь себе бездонное голубое небо. Ты лежишь на траве и смотришь на облака, их становится все меньше. Вот уже нет ни одного. Вокруг только небо. Его необъятная голубизна вобрала в себя все: и радости мира, и его печали. Вспомни, в особенно напряженные дни ты хватался за голову с мыслью о покое. Вот он вокруг тебя, он разлит и в тебе самом. Ты успокоился, ты смотришь в голубое небо, ты сам понемногу растворяешься в нем. Ты ощущаешь глубокий покой. Погрузись в него с головой. Ты получишь его столько, сколько тебе потребуется.

Пребывай в этом состоянии, пока тебе не захочется перемен.

Попробуй выполнить подобным образом упражнение на тренировку гнева, удивления, страха, а закончи снова погружением в радость.

Ты можешь вызывать по своему желанию разные эмоции. Ты можешь по своему желанию усилить их и уменьшить, ты можешь просто выключить их, как назойливо кричащий радиоприемник или телевизор. Ты сделал первые шаги в попытках управлять своими эмоциями. Это не раз пригодится тебе в повседневной жизни и в занятиях по нашей системе.

Кроме того, такая тренировка способствует мобилизации резервных возможностей организма.

Овладеваем энергией радости

Что такое радость? Каждый по-своему опишет переполняющее его чувство. Но одно несомненно: это чувство несет положительные эмоции, оно способно подпитывать истощенные силы, оно может погасить собою негативные переживания.

Что значит радость для человека? Помимо приятных переживаний, это – состояние повышенного здоровья. Известно, что пять минут смеха в день добавляют год жизни человеку.

Человеку, который может посмеяться над собой, не страшны болезни: они к нему и не липнут.

Энергия радости обладает поистине чудесными целительными свойствами!

Радость – это живительная энергия, которая поможет выздороветь вашим органам.

Вот этой энергией мы с вами и будем овладевать.

1. Представим себе больной орган, его местоположение. Хорошо, если ты совместишь свой образ с тем местом твоего тела, где этот орган расположен.

2. Представим твою радость. Не торопись! Рассмотрим, какого она цвета, имеет ли этот цвет оттенки и переливы.

3. Тебе трудно сказать, какого цвета радость? Тогда пусть ее цветом будет светлое радужное облако, как воздух после грозы, когда радуга переливается в каждой капле воды.

4. Представим, что воздух перед вами наполняется цветом вашей радости. Нагнетайте цвет радости 2-3 минуты прямо перед собой.

5. Теперь представим наш больной орган и окружим его медленно и постепенно радостью. Пусть окутает больной образ некое облако цвета… Какого цвета ваша радость? Если для тебя радость окрашена в определенный цвет, оберни в воображении больной орган облаком этого цвета. Теперь оберни в воображении больной орган радужным облаком. Что ты чувствуешь? Как ведет себя больной орган?

Процедуру «прогревания» больного органа радостью нужно проводить 1-2 раза в неделю. Если ты почувствуешь значительное облегчение, то процедуру можно приводить чаще. Если видимых изменений не наступает, то ограничь себя одной процедурой в неделю.

Учимся вызывать приятные эмоции

Теперь попробуем вспомнить иное. Восстанови в памяти самый радостный день или дни, когда ты «летал» от счастья и радость наполняла каждую клеточку твоего существа. Ощути, что тебя, как и тогда, снова переполняет восторг и благодарность жизни за этот дар. Усиль эти чувства. Они заполняют тебя до предела, ты «светишься», ты не в силах удержать в себе эту радость, и не надо. Пусть счастье, переполняющее тебя, затопит весь мир. Ты плещешься в радости, тебя качают волны необозримого океана, и все это – счастье. Достаточно или ты хочешь порадовать себя еще? Если нет – усиль твое ощущение счастья, еще и еще, пусть счастье твое плещет до звезд и выше. Если ты достаточно порадовал себя, попробуем еще один способ тренировки эмоций. Вернемся к мрачному настроению, ощутим всю тяжесть ситуации, снова погрузимся в печаль и уныние или в злость и обиду, как вам захочется. Когда твои плечи опять согнутся под тяжестью забот, обид, тягостных переживаний, вспомни: ты недавно летал от радости, что-то хорошее тоже было в твоей жизни. Попробуй переключиться на светлые и радостные чувства. Не так давно ты сумел затопить радостью землю и сам окунулся с головой. Так вперед, вытесни тяжелые тучи обид, раздражения или просто печали, – вытесни их потоками света и радости. Трудно? Еще света и радости! Солнце разогнало грозовые тучи, и ты справился с болью, обидой, ты научился контролировать свои эмоции. У тебя получилось, и теперь это умение останется с тобой. Подобно тому как невозможно разучиться ездить на велосипеде, однажды постигнув эту науку. Вспомни об этом навыке в нужный момент, попытайся переломить отрицательные эмоции, которые сейчас владеют тобой, и это – не к добру. Попытайся справиться с собой. Ты почувствуешь неописуемое удовлетворение, победив в такой небольшой битве. Конечно, это только первый шаг на пути к управлению эмоциями. Стоит научиться и другому: не только вытеснять отрицательные эмоции, но и трансформировать их. Как?

В следующий раз мы будем учиться прощать. Мы научимся прощать других, мы научимся прощать себя, узнаем, как избавиться от старых обид, и многое другое.

Мы говорили о том, как научиться избавиться от тягостных воспоминаний. От старых обид, тебе нанесенных, и, возможно, причиненных вами кому-то бед. Словом, неприятностей.

Учимся прощать

Сегодня мы станем вспоминать и анализировать. Помнишь, в детстве кто-то из близких сказал тебе что-то резкое, и ты долго жил под впечатлением от сказанного, замыкался в себе, множил комплексы? В конце концов ты преодолел и свои переживания, и нелестную оценку. Но осталась старая обида осадком из прошлого, давно ушедшего времени. Давай вернемся к той ситуации, поговорим, объяснимся с обидчиком. Может быть, подробности да и суть проблемы давно потерялись в памяти, но по привычке мы цепляемся за старое. Достаточно. Хватит. Прости того, с кем у тебя вышла размолвка, все равно, кто был тогда прав или неправ. Теперь вы оба – совсем другие люди, к вам пришел опыт, «сын ошибок трудных». Представь лицо твоего собеседника и скажи ему: я прощаю тебя, я не держу больше на тебя зла, прости меня и ты. Возможно, он ответит тем же. Если нет, все равно прости – и отпусти с миром. Тебе стало легче – ты избавился от камня на сердце. Теперь отпусти от себя и былую проблему и человека. Представь, что они удаляются от вас, исчезают, уходят из вашей жизни.

Наверняка у многих из нас были в жизни моменты, которые стыдно вспоминать. Не маши рукой, мол, в другой раз. Мы будем лечить эту болячку сейчас.

Старой боли часто прибавляет силы то, что не перед кем повиниться: жизнь, как морской прибой, она уносит тех, кому пришел срок. И приносит с наступающей волной новые поколения. Часто некому сказать – прости, давно нет на свете человека. Призови его в своем воображении, необязательно представлять лицо в деталях, главное, чтобы ты знал, что говоришь именно с этим человеком. Помолчите вместе или поговори с ним, сделай то, что тебе в данный момент кажется правильным. Извинись или скажи то, что не успел сказать. Если, поговорив, не почувствовал облегчения, поищи в себе самом, все ли нужные слова ты сказал. Может, что-то еще притаилось, невысказанное? Добавь к сказанному потерявшиеся слова. И – отпусти от себя вместе со своей былой болью, виной и т. п.

Попробуй решить подобным образом и другие свои старые проблемы, постарайся снова пережить их, посмотри на проблему из теперешнего времени. Не правда ли, многое теперь выглядит иначе, даже слова, сказанные когда-то, звучат для тебя теперь иначе, чем прежде? Ты изменился, ты теперь не тот человек, о поступках которого тебе так больно вспоминать. Простись со старыми переживаниями, не осуждая их, как с частью своего прошлого и с благодарностью – за науку.

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов - все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.

В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание. Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.

Еще раз подчеркиваю, что наша задача - научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, - вне зависимости от того, хорошие они или плохие - которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.

В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.

Приемы саморегуляции

Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.

Отвлекающий маневр

Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания. Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого. Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.

Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.

Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове. Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание - включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное - займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.

Действуем от противного

Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.

На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.

Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.

Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура!!! Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!

Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.

Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.

Сублимируйте

Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!

Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив. Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.

Полный контроль

Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних. Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс. В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.

  • Гнев, злость.

Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.

Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.

  • Слезы.

Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом - посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.

Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».

**
Психология - наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.

Поэтому приглашаю вас на свой , где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.

Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.

Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!

Тренировка эмоций. Как быть счастливым Кюри Аугусто

Три техники обучения управлению мыслями и эмоциями

1. Сомневайтесь во всем, что мешает жить

Сомневайтесь в справедливости любых идей и мыслей, которые разрушают ваше психическое здоровье. Сомневайтесь в своей неспособности преодолеть конфликты, неудачи, ощущение уязвимости и беспокойство. Сомневайтесь в своей неспособности быть счастливым.

Сомнения освобождают вас от диктата мыслей о неминуемых поражениях, муках и депрессии. Мы должны честно признать свои слабости, недостатки и конфликты, но мы не должны идти у них на поводу. Берегитесь диктатуры страха, негативных идей и эмоциональных расстройств. Гоните страх с трона в царстве мысли и замените его надеждой.

Никогда не сомневайтесь в ценности жизни, мира, любви, удовольствия и всего того, что придает жизни прелесть. Но сомневайтесь во всем, что противоречит такому взгляду на жизнь. Сомневайтесь в том, что бедность, беспокойство, эгоизм, нетерпимость и раздражительность способны взять над вами верх. Пользуйтесь методом сомнения как гигиеническим средством для ухода за самыми чувствительными отделами психики, как вы пользуетесь зубной пастой для ухода за зубами.

2. Критикуйте пассивность своего «я»

«Я» олицетворяет сознательную волю. Поддерживая власть «я», мы сохраняем контроль над мыслительным процессом. Необходимо отучать свое «я» от пассивности, робости и покорного отношения к мыслям. Один из основных изъянов образования заключается в том, что по мере обучения человек превращается в слабую личность и теряет способность контролировать свой внутренний мир.

Каждый день подвергайте критическому анализу негативные мысли. Не принимайте идеи, которые сковывают вашу волю и удручают вас. Вы не обязаны принимать близко к сердцу все мысли, спонтанно возникающие в вашем сознании. Открыто сопротивляйтесь мыслям и фантазиям, которые пугают, печалят или угнетают вас. Ваше «я» должно открыто и последовательно подвергать сомнению любую тревожную мысль.

Попытки остановить поток мыслей или отвлечься предпринимались на протяжении тысячелетий - и безуспешно. Единственный способ избавиться от негативных мыслей сводится к тому, чтобы научиться управлять своими мыслями.

3. Нужно быть решительным, чтобы ясно осознавать свои эмоции

Эмоции красивы, но наивны. Не относитесь к страданиям пассивно, возьмите себя в руки и решите, что вы будете спокойным, безмятежным и счастливым человеком. Вся эмоциональная энергия должна быть направлена на пользу вашему могущественному «я». Эмоции необходимо контролировать, но пассивными людьми они завладевают. Полностью управлять эмоциями невозможно, да и нежелательно. Эмоции как неконтролируемая энергия дают нам стимул в жизни. Но нельзя полагаться только на эмоции. Необходимо подчинять их ясной логике. Еще один серьезный изъян образования заключается в том, что нас никто не учит тому, что негативные мысли и разрушительные фантазии не должны быть лейтмотивом наших эмоций. Мы должны сами научиться оздоравливать свои эмоции и обезопасить себя от их вредного влияния.

Пусть ваш контроль оставляет эмоциям достаточно свободы для того, чтобы вы могли любить, быть терпимыми и спокойными, но полной свободы им не давайте и не идите у них на поводу. Причина большинства преступлений, неразрешенных обид, социальных конфликтов и травм кроется в том, что люди идут на поводу у эмоций. Решите, что отныне вы не позволите тревожным мыслям завладеть вашими эмоциями. Никогда не забывайте о том, что внутри вас скрыта сила, которую вы либо вообще не используете, либо используете не по назначению.

Используйте методы СКР несколько раз в день в течение года и потом более умеренно-в течение всей вашей жизни. Тренируйтесь в спокойном состоянии. Таким образом вы сможете исподволь произвести революцию в своих эмоциях и мыслях.

Я сам видел людей, сумевших вырваться из тисков болезни, которую врачи счита-ли неизлечимой, и вернувшихся к нормальной жизни благодаря тому, что они систематически тренировались с помощью этих методов и научились оберегать власть своего «я». Я расскажу здесь о таких людях, хотя и не стану называть их по имени. Истории из их жизни показывают, как велики возможности человека.

Практикуйтесь в управлении мыслями и эмоциями и через несколько месяцев посмотрите, что получится. Возможно, вас удивит мощь, которая скрывалась за вашей слабостью.

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

УПРАЖНЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ СНОВИДЕНИЯМИ Гари начал изменять свои сны при помощи упражнений по управлению

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Вызов линейному управлению Терапевт ставит под сомнение представление о том, будто один член семьи может управлять всей семейной системой. Каждый человек - в той или иной степени контекст для другого. В случае с вобужденным депрессивным пациентом - мистером Смитом -

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Замечания по управлению вниманием Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлекающие внимание, разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся прежде всего

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 4. Справляйтесь с катастрофическими мыслями Одной из наихудших тревог являются переживания в стиле «а что, если…»: «А что, если я буду так переживать, что не смо­гу управлять машиной?», «А что, если случится землетрясение, когда я буду практиковать подвергание на

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Наблюдение за мыслями Белая комната В ходе этого упражнения вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно - белая комната, че­рез которую проходят мысля. Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа. Закройте глаза и сделайте

Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Поспорьте со своими мыслями Попробуйте, когда вы почувствуете, что расстраиваетесь, то есть когда накатывают предчувствия: «Все пропало!», «Я все перепутаю», «Я провалюсь…» - вступить в дискуссию со своими мыслями.Первое, и самое важное, средство борьбы с пагубными

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Разговор со своими мыслями Если Вам открылась мудрость разговора с самим собой, то Вы уже не станете говорить, что у Вас нет для этого времени. Каждый свободный миг будет использован для того, чтобы заново открывать мир, созерцать его и любоваться им. Вы научитесь быть

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Медитируйте с мыслями о цели Теперь давайте попробуем объединить медитативные упражнения, о которых я говорил выше, и технику визуализации успеха.Для начала перечитайте записанную вами цель и приступайте к последовательному выполнению этапов медитации. Но в этот раз

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Навык вмешательства: обучение других людей управлению чтением мыслей Вмешательство в процесс формирования и использования предположений, основанных на чтении мыслей, немного отличается от вмешательства в другие типы коммуникации, описанные в этой книге. Обычно вы

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

Тренинги и коучинг по управлению мечтой©, проводимые в центрах взаимоотношений GRC® В тренинговой компании Центры взаимоотношений GRC® мы разработали программы, которые помогут вам построить свою жизнь именно так, как вы хотите (и заслуживаете).Представьте, что вы едете на

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Тренинги по управлению мечтой© Центры взаимоотношений GRC® предлагают вам широкий выбор тренингов по управлению мечтой. Обучая наших тренеров, мы заботимся о том, чтобы каждый из них взял на себя ответственность по пяти пунктам.Ответственность № 1. Предоставлять

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Тренинги и коучинг по управлению мечтой©, проводимые в Центрах взаимоотношений GRC® В тренинговой компании Центры взаимоотношений GRC® мы разработали программы, которые помогут вам построить свою жизнь именно так, как вы хотите (и заслуживаете).Представьте, что вы едете на

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Делимся своими мыслями Если природа хотела, чтобы мы больше говорили, чем слушали, ей следовало бы дать нам два рта и одно ухо. Автор неизвестен Находясь в большинстве, экстраверты влияют в целом на культурные воззрения интровертов. Легкость в вербальном общении,

Из книги автора

Наедине со своими мыслями Если Вам открылась мудрость разговора с самим собой, то Вы уже не станете говорить, что у Вас нет для этого времени. Каждый свободный миг будет использован для того, чтобы заново открывать мир, созерцать его и любоваться им. Вы научитесь быть

Из книги автора

О лечении мыслями Святость - это свобода. Если куполообразная диафрагма движется вверх и вниз спокойно, подобно небу, подобно атмосфере, подобно воздуху, поступающему в тело, а оттуда вновь в атмосферу, то человек здоров. Воздух одухотворяет тело. Если воздух чистый, то и

Из книги автора

Контроль над мыслями Стремясь усилить свой ментальный контроль, следует уделять должное внимание тому, чтобы научиться замедлять беспорядочный поток мыслей, бурлящий в вашем сознании. Наше сознательное мышление на самом деле не такое уж сознательное – оно порхает от

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.