«Утешится безмолвная печаль. Жуковский василий - лесной царь

Подготовка к ЕГЭ. Задание В 2. Справочные материалы.

Изобразительно-выразительные средства.

Задания тестов требуют определить, какие средства ху­дожественной выразительности используются в анализируе­мом тексте. Перечислим самые распространенные средства языковой выразительности, которые называют тропами и фигурами.

Троп - использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

К тропам относятся:

Эпитет - образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной вырази­тельностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран - И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выра­женные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горя­чая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат не­ожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветас­тая радость (В. Шукшин).

Одними из самых выразительных эпитетов являются ок­сюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюмо­рон - художественный прием соединения слов, обозначаю­щих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безоб­разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив­ший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

Сравнение - уподобление изображаемого явления друго­му по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как коло­кол, месяц - язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них - сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе чер­ную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же со­юзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде при­даточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С за­мираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может пе­редаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже , такая конструкция называется «тво­рительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагатель­ным в сравнительной степени с зависимым существитель­ным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора - слово или выражение, употребленное в пере­носном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым сереб­ром огней... (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто блед­ное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением. Ино­гда весь текст или значительный текстовый фрагмент пред­ставляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти - это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».

Олицетворение - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее си­делка - тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок).

Метонимия - перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь меж­ду ними. Такая связь может возникнуть 1) между содержи­мым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов); 2) между автором и его произведением: Читал охотно Апу­лея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен гро­мыхал у заката (М. Светлов); 3) между действием или его ре­зультатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин); 4) меж­ду предметом и материалом, из которого предмет сделан: Ян­тарь в устах его дымился (А. Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин); 5) между местом действия и людьми, на­ходящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла - все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов); 6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Стой! (В. Ма­яковский); Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).

Синекдоха - разновидность метонимии, троп, состоя­щий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляется 1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); 2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин); 3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (т. е. солнце) (В. Маяковский); 4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т. е. деньги) (Н. Гоголь).

Гипербола - художественный прием, основанный на пре­увеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяков­ский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский). В русском языке представлены не только индивидуально-авторские, но и общеязыковые гиперболы: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

Литота - художественный прием, основанный на чрез­мерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). В языке встречаются также общеязыковые литоты: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой по­дать, ни гроша, ни капли.

Каламбур - игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, Сейчас да­ют ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

Ирония - художественный прием, когда слово или выска­зывание обретают в тексте значение, противоположное бук­вальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу) (И. Крылов).

Сарказм - суждение, содержащее едкую, язвительную на­смешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты ус­нешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Жду­щей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

Перифраза (перифраз) - описательный оборот речи, при­меняемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы из­бежать повторения, придать повествованию большую вырази­тельность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей ("вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япо­ния), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Для создания определенного художественного эффекта ши­роко применяются фигуры - особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

К фигурам относятся:

Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случай­ный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)

Анафора - повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Поза­быв вчера (К. Симонов).

Эпифора - повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

Композиционный стык - повтор, когда новое высказыва­ние начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты - виноваты всегда взрослые.

Параллелизм - параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, осно­ванная на одинаковом синтаксическом построении предложе­ний: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцве­тали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелиз­ма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущ­ность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).

Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный - гнилью моче­ный. Белую работу делает белый, черную работу - черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреб­лении антонимов : Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

Градация - последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (); Присягаю ленинградским ра­нам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).

Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа, ут­верждение или отрицание, выраженное в форме вопроситель­ного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злодеев бу­дешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)

Риторическое восклицание - восклицательное предложе­ние, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет - О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)

Бессоюзие - построение предложения, при котором одно­родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие - повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный и употребляемый как выразительное средство, обыч­но - в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Период - длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонацион­ным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем - разде­ляющая значительная пауза, и во второй части, где дается вы­вод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь до­машним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть от­цом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейст­венной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).

Парцелляция - художественный прием, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчлене­ние графически отображается с помощью точек. Парцелля­ция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на формен­ное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не ста­рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус­ских сапогах (М. Зощенко).

Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выра­зительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс - повторение в художественном тексте одинако­вых или похожих гласных, которое служит для создания зву­кового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация - повторение в художественном тексте со­гласных, создающих звуковой образ: Довольный празднич­ным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Моро­зом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание - передача слуховых впечатлений сло­вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Баль­монт).

При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:

Афоризм - краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда гово­рится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные - а все-таки цари (А. Грибоедов).

Притча - бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучитель­ный характер (евангельская притча).

Эпиграф - цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает пра­вильно понять основную мысль текста.

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый - глупую, Полюбил румяный - бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе... (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый - глупую, По­любил румяный - бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация)... 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (алли­терация).

Используемая литература:

1. , . Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. Москва. «Русское слово». 2008.

2. . Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. Москва. «Просвещение». 2009.

3. . . Готовимся к экзамену по русскому языку. Учебное пособие для поступающих в университет. Дубна. 2008.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А. Пушкин

Василий Андреевич Жуковский - один из образованнейших людей конца ХУШ-начала XIX века. В девятнадцать лет с переводом элегии Грея “Сельское кладбище” к поэту пришла литературная известность. Элегия Грея переводилась и раньше, но ни один из переводов не стал подлинным событием в литературной жизни. Элегия была выбрана Жуковским не случайно. Она касается “вечных” тем жизни и смерти. Но решает он эту тему по-новому. Обыкновенный человек лишен справедливого воздаяния и сострадания не только при жизни, но и после кончины:

А вы, наперсники фортуны ослепленны.
Напрасно спящих здесь спешите презирать
За то, что гробы их непышны и забвенны,
Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.

Неравенство в мире продолжается и за порогом смерти, зависит от случайностей судьбы, возносящей своих любимцев на пьедесталы величия и оставляющей в тени простых тружеников, чьи “полезные труды” преданы унижению. И как бесчеловечно отношение к обычным людям при жизни! Они не виноваты в том, что

...просвещенья храм, воздвигнутый веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен.
Их рок обременил убожества цепями.
Их гений строгою нуждою умертвлен...

Поэт говорит о том, что как смертный путь, так и земной удел всех людей превратен, поэтому подлинные достоинства человека - не приобретенные им титулы, награды, чины, а способность к нежной любви и дружбе, чувствительность, отзывчивость, сострадание. Так рождается гуманная мысль о незаметном человеке, который становится выше удачливых счастливцев.
Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безусловным ценностям. Находясь наедине с природой, поэт находит в ней внимающего ему собеседника. Наиболее полно и глубоко эти художественные искания отразились в его элегии “Вечер”. Стихотворение передает мироощущение человека новой эпохи, для которого “почестей исканье”, жажда славы, успех в свете и у женщин - всего лишь преходящие блага, а истинное предназначение человека в мире выше и значительнее.

Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом верных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!

Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, но и найти в ней созвучное своей душе, передать личное восприятие и психологическое состояние описываемого предмета.

Как солнца за горой пленителен закат, -
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озарены.

Жуковский ищет в словах двойной смысл, его не интересует конкретика, он ищет гармонии не только в описываемых предметах, но и в своей душе. От созерцания гармонии в природе поэт непринужденно переходит к грусти и задумчивости, вызванным воспоминаниями об ушедших друзьях. Туманный вечер “на лоне дремлющей "природы” рождает мысли о скоротечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Вечер природы обернулся “вечером” души, а картина природы преобразилась в “пейзаж души”, поэтому название стихотворения символично. Позднее, в своем программном стихотворении “Невыразимое” Жуковский сказал о том, в чем, по его мнению, состоит тайна поэзии и в чем он, как творец, испытывает наибольшие трудности. В этом стихотворении отражены философско-эстетические взгляды поэта на лирику.

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?

Жуковский уверен, что природа - великий творец, “сочиняющий” свои картины по законам прекрасной гармонии. Человек не хочет и не может удовлетворяться простым созерцанием. В нем тоже живет творческий огонь, и он жаждет творить подобное природе “с небрежною и легкою свободой”. Свою цель, как поэта, Жуковский видел в том, чтобы придать “земному” языку такое же величие, какое свойственно природе.
От стихотворения к стихотворению Жуковский все более убеждается, что минуты земного счастья - отблески вечного и прекрасного духовного огня, ждущего человека после смерти. Земная жизнь - только подготовка человека к встрече с идеальным миром, предназначенным для совершенного человека, который в земной жизни совершенствует свою душу для встречи с таинственным царством. Там, за гранью дней, не будет ни несчастий, ни измен, ни корысти, ни разлуки. Там мы вновь обретем - и уже навечно - тех, чьи души стали для нас родными и дарили нам светлые часы радости, духовного общения, наслаждений и делали нас выше и чище, чем мы могли бы быть без них.
Глубина мысли и новизна языка Жуковского выдвинули его в число первых поэтов, ему следовали и подражали начинающие. А когда в 1808 году была напечатана его первая баллада- “Людмила”, первенство Жуковского в поэзии стало непререкаемым.

Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.

Трагедию своей любви Жуковский понял как трагедию мыслящего и чувствующего человека, как неизбежность крушения лучших надежд. Он утверждал, что человек не может победить могучие силы, стоящие на дороге к счастью.

Прекрасное погибло в пышном цвете...
Таков удел прекрасного на свете.

Горький и грустный вывод.


Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А. Пушкин
Василий Андреевич Жуковский - один из образованнейших людей конца XVIII-начала XIX века. В девятнадцать лет с переводом элегии Грея «Сельское кладбище» к поэту пришла литературная известность. Элегия Грея переводилась и раньше, но ни один из переводов не стал подлинным событием в литературной жизни. Элегия была выбрана Жуковским не случайно. Она касается «вечных» тем жизни и смерти. Но решает он эту тему по-новому. Обыкновенный человек лишен справедливого воздаяния и сострадания не только при жизни, но и после кончины:
А вы, наперсники фортуны ослепленны,
Напрасно спящих здесь спешите презирать
За то, что гробы их непышны и забвенны,
Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.
Неравенство в мире продолжается и за порогом смерти, зависит от случайностей судьбы, возносящей своих любимцев на пьедесталы величия и оставляющей в тени простых тружеников, чьи «полезные труды» преданы унижению. И как бесчеловечно отношение к обычным людям при жизни! Они не виноваты в том, что
...просвещенья храм, воздвигнутый веками.
Угрюмою судьбой для них был затворен,
Их рок обременил убожества цепями,
Их гений строгою нуждою умертвлен...
Поэт говорит о том, что как смертный путь, так и земной удел всех людей превратен, поэтому подлинные достоинства человека - не приобретенные им титулы, награды, чины, а способность к нежной любви и дружбе, чувствительность, отзывчивость, сострадание. Так рождается гуманная мысль о незаметном человеке, который становится выше удачливых счастливцев.
Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безусловным ценностям. Находясь наедине с природой, поэт находит в ней внимающего ему собеседника. Наиболее полно и глубоко эти художественные искания отразились в его элегии «Вечер». Стихотворение передает мироощущение человека новой эпохи, для которого «почестей исканье», жажда славы, успех в свете и у женщин - всего лишь преходящие блага, а истинное предназначение человека в мире выше и значительнее.
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом верных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!
Жуковский, описывая природу, стремится не. только ее одушевить, но и найти в ней созвучное своей душе, передать личное восприятие и психологическое состояние описываемого предмета.
Как солнца за горой пленителен закат, -
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озарены.
Жуковский ищет в словах двойной смысл, его не интересует конкретика, он ищет гармонии не только в описываемых предметах, но и в своей душе. От созерцания гармонии в природе поэт непринужденно переходит к грусти и задумчивости, вызванным воспоминаниями об ушедших друзьях. Туманный вечер «на лоне дремлющей природы» рождает мысли о скоротечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Вечер природы обернулся «вечером» души, а картина природы преобразилась в «пейзаж души», поэтому название стихотворения символично. Позднее, в своем программном стихотворении «Невыразимое» Жуковский сказал о том, в чем, по его мнению, состоит тайна поэзии и в чем он, как творец, испытывает наибольшие трудности. В этом стихотворении отражены философско-эстетические взгляды поэта на лирику.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Жуковский уверен, что природа - великий творец, «сочиняющий» свои картины по законам прекрасной гармонии. Человек не хочет и не может удовлетворяться простым созерцанием. В нем тоже живет творческий огонь, и он жаждет
творить подобное природе «с небрежною и легкою свободой». Свою цель, как поэта, Жуковский видел в том, чтобы придать «земному» языку такое же величие, какое свойственно природе.
От стихотворения к стихотворению Жуковский все более убеждается, что минуты земного счастья - отблески вечного и прекрасного духовного огня, ждущего человека после смерти. Земная жизнь - только подготовка человека к встрече с идеальным миром, предназначенным для совершенного человека, который в земной жизни совершенствует свою душу для встречи с таинственным царством. Там, за гранью дней, не будет ни несчастий, ни измен, ни корысти, ни разлуки. Там мы вновь обретем - и уже навечно - тех, чьи души стали для нас родными и дарили нам светлые часы радости, духовного общения, наслаждений и делали нас выше и чище, чем мы могли бы быть без них.
Глубина мысли и новизна языка Жуковского выдвинули его в число первых поэтов, ему следовали и подражали начинающие. А когда в 1808 году была напечатана его первая баллада- «Людмила», первенство Жуковского в поэзии стало непререкаемым.
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.
Трагедию своей любви Жуковский понял как трагедию мыслящего и чувствующего человека, как неизбежность крушения лучших надежд. Он утверждал, что человек не может победить могучие силы, стоящие на дороге к счастью.
Прекрасное погибло в пышном цвете...
Таков удел прекрасного на свете.
Горький и грустный вывод.

Троп - использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

К тропам относятся:

Эпитет - образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной вырази­тельностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран - И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выра­женные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горя­чая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат не­ожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветас­тая радость (В. Шукшин).

Одними из самых выразительных эпитетов являются ок­сюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюмо­рон - художественный прием соединения слов, обозначаю­щих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безоб­разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив­ший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

Сравнение - уподобление изображаемого явления друго­му по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как коло­кол, месяц - язык... (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них - сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе чер­ную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же со­юзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде при­даточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С за­мираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может пе­редаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «тво­рительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагатель­ным в сравнительной степени с зависимым существитель­ным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора - слово или выражение, употребленное в пере­носном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым сереб­ром огней... (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто блед­ное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением. Ино­гда весь текст или значительный текстовый фрагмент пред­ставляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти - это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».

Олицетворение - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее си­делка - тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок).

Метонимия - перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь меж­ду ними. Такая связь может возникнуть 1) между содержи­мым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов); 2) между автором и его произведением: Читал охотно Апу­лея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен гро­мыхал у заката (М. Светлов); 3) между действием или его ре­зультатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин); 4) меж­ду предметом и материалом, из которого предмет сделан: Ян­тарь в устах его дымился (А. Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин); 5) между местом действия и людьми, на­ходящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла - все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов); 6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Стой! (В. Ма­яковский); Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).

Синекдоха - разновидность метонимии, троп, состоя­щий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляется 1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); 2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин); 3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский); 4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н. Гоголь).

Гипербола - художественный прием, основанный на пре­увеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяков­ский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский). В русском языке представлены не только индивидуально-авторские, но и общеязыковые гиперболы: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

Литота - художественный прием, основанный на чрез­мерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). В языке встречаются также общеязыковые литоты: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой по­дать, ни гроша, ни капли.

Каламбур - игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, Сейчас да­ют ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

Ирония - художественный прием, когда слово или выска­зывание обретают в тексте значение, противоположное бук­вальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу) (И. Крылов).

Сарказм - суждение, содержащее едкую, язвительную на­смешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты ус­нешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Жду­щей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

Перифраза (перифраз) - описательный оборот речи, при­меняемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы из­бежать повторения, придать повествованию большую вырази­тельность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей ("вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япо­ния), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Для создания определенного художественного эффекта ши­роко применяются фигуры - особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

К фигурам относятся:

Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случай­ный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)

Анафора - повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Поза­быв вчера (К. Симонов).

Эпифора - повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

Композиционный стык - повтор, когда новое высказыва­ние начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты - виноваты всегда взрослые.

Параллелизм - параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, осно­ванная на одинаковом синтаксическом построении предложе­ний: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцве­тали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелиз­ма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущ­ность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).

Антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный - гнилью моче­ный. Белую работу делает белый, черную работу - черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреб­лении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

Градация - последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ра­нам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).

Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа, ут­верждение или отрицание, выраженное в форме вопроситель­ного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злодеев бу­дешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)

Риторическое восклицание - восклицательное предложе­ние, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет - О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)

Бессоюзие - построение предложения, при котором одно­родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие - повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный и употребляемый как выразительное средство, обыч­но - в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Период - длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонацион­ным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем - разде­ляющая значительная пауза, и во второй части, где дается вы­вод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь до­машним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть от­цом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейст­венной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).

Парцелляция - художественный прием, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчлене­ние графически отображается с помощью точек. Парцелля­ция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на формен­ное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не ста­рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус­ских сапогах (М. Зощенко).

Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выра­зительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс - повторение в художественном тексте одинако­вых или похожих гласных, которое служит для создания зву­кового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация - повторение в художественном тексте со­гласных, создающих звуковой образ: Довольный празднич­ным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Моро­зом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание - передача слуховых впечатлений сло­вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Баль­монт).

При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:

Афоризм - краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда гово­рится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные - а все-таки цари (А. Грибоедов).

Притча - бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучитель­ный характер (евангельская притча).

Эпиграф - цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает пра­вильно понять основную мысль текста.

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый - глупую, Полюбил румяный - бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе... (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый - глупую, По­любил румяный - бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация)... 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (алли­терация).

Упражнение 1.

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (метонимия).

Упражнение 2.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый - глупую, По­любил румяный - бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация)... 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (алли­терация).