В составе Практической эскадры. Энергетическая установка и ходовые качества

ТТД:
Водоизмещение: 11 050 т.
Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м.
Скорость хода максимальная: 15,2 узла.
Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с.
Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм.
Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 633 чел.

История корабля:
Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания.

По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного.

20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить".

В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки.

Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года.

13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.

Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года).

30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.

19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами.

После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Эскадренный броненосец "Синоп" Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота ТТД: Водоизмещение: 11 050 т. Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м. Скорость хода максимальная: 15,2 узла. Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с. Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов. Экипаж: 633 чел. История корабля: Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания. По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного. 20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков. Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм). В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй. В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия. 14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить". В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения. Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами. 15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета. Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года). 30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

«Синоп»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Главный калибр

  • 6 (3х2) - 305-мм/30 орудий Обуховского завода образца 1877 года.

Средний калибр

  • 7 -- 152-мм/35 орудий Обуховского завода образца 1884 года.

Противоминная артиллерия

  • 8 - 47-мм револьверных орудий Гочкиса;
  • 6 - 37-мм револьверных орудия Гочкиса.

Минно-торпедное вооружение

  • 7 - 356-мм торпедных аппаратов;
  • 65 сфероконических мин Герца..

Однотипные корабли

«Синоп» - барбетный броненосец Российского Императорского флота . Третий корабль в серии броненосцев типа «Екатерина II» . Входил в состав Черноморского флота . Участвовал в Первой мировой войне . Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае. 24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя, после чего не восстанавливался и был разделан на металл в период с 1922 по 1924 год.

Общие сведения

Барбетный броненосец «Синоп» - третий в серии кораблей типа «Екатерина II», строился по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 годов и предназначался для усиления Черноморского флота. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец , а 10 октября 1907 года в линейный корабль . Во время Первой мировой войны корабль нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота. Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где был выведен из строя и взорван по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников. После захвата Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

История создания

Постройка и испытания

30 июня 1883 года в Севастополе член правления Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н.Н. Сушев заключил контракт с Морским министерством на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца «Екатерина II» еще двух кораблей. По сути завод изготавливал только корпус корабля , а машины, броню, артиллерию, шлюпки и якоря с цепями Морское министерство обязалось поставить в заранее оговоренные сроки.

Корпус броненосного корабля «Синоп» накануне спуска на воду, Верфь Русского общества пароходства и торговли в Севастополе 19 мая 1887 года

Один из кораблей был заложен 25 сентября 1883 года, а 30 сентября ему было присвоено имя «Синоп» . Свое имя он получил в честь победы российского флота в Синопском сражении . В июле 1884 года Морское министерство запросило правление РОПиТ об ускорении темпа работ по постройке однотипного броненосца «Чесма» , из-за этого заказ машин за границей для «Синопа» и спуск его на воду отложили. Заказали их лишь 30 июня 1885 года заводу D. Napier & Son Limited в Глазго. Во время проведения стапельных работ, наблюдавший за строительством от Морского министерства капитан Корпуса корабельных инженеров А.П. Торопов предложил для облегчения корабля срезать на 381 мм верхний каземат , что сэкономило бы 166 тонн. В 1885 году на объединенном собрании Караблестроительного и Артиллерийского отделений Морского министерства рассматривался вопрос об установке 305-мм орудий в закрытых вращающихся башнях. Однако из-за опасений серьезного перегруза и увеличения осадки было решено «расположить орудия по прежнему в верхнем каземате для стрельбы через барбет». Кроме того была утверждена и принята к исполнению новая конструкция стальной мачты увеличенного диаметра с двумя марсами : нижним - закрытым по типу французского броненосца Hoche и верхним - открытым. В связи с этим постройка «Синопа» шла с отставанием от намеченных сроков примерно на год. Только в августе 1886 года на нем начали устанавливать стойки нижнего каземата.

Спуск корабля на воду состоялся 20 мая 1887 года. Через год с помощью рабочих завода D. Napier & Son Limited на броненосец были главные машины и котлы, а установку брони, вспомогательных котлов, орудийных станков и орудий завершили лишь к середине 1889 года.

29 июня 1889 года броненосец «Синоп» был выведен на испытания. Английские механизмы позволили развить максимальную скорость в 16,5 узлов, однако как выяснилось имели существенные недоработки. Артиллерийские испытания выявили ряд конструктивных недостатков, основным из которых было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений верхней палубы . По этим причинам первая компания длилась всего 49 дней.

Описание конструкции

Корпус

«Синоп» при абсолютно одинаковых размерениях с однотипными кораблями имел некоторые отличия по силуэту. В наборе корпуса имелись лишь незначительные различия, в основном связанные с местами расположения переборок из-за установки на корабле паровых машин тройного расширения.

Бронирование

На «Синопе» количество и размеры броневых плит несколько отличалось от однотипных кораблей, но их толщины при этом были такими же. Высота плит верхнего грушевидного каземата была меньше на 381 мм чем у головного корабля серии и равнялась в зависимости от места установки, от 2,32 метров до 2,62 метров. Так же отличалась и броневая рубка корабля. Она имела в плане грушевидную форму и 229-мм вертикальное бронирование. Отличалось формой и легкое броневое прикрытие для защиты от огня малокалиберной артиллерии и осколков барбетных установок главного калибра. Они состояли из плоских броневых листов толщиной от 38 до 63,5 мм, набранных в форме усеченного многогранного конуса и вращались вместе с установками.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами тройного расширения и 14 огнетрубными котлами располагалась в четырех котельных и двух машинных отделениях . Вертикальные, трехцилиндровые паровые машины тройного расширения пара английской фирмы D. Napier & Son Limited имели рабочее давление 8,79 атмосферы. Каждая машина с цилиндром высокого давления диаметром 1118 мм, цилиндром среднего давления диаметром 1600 мм и цилиндром низкого давления диаметром 2413 мм и ходом поршня 1143 мм имела мощность 4444 л.с. и частоту вращения 100 об/мин. передавала вращение на один четырехлопастный гребной винт диаметром 488 мм и фиксированным шагом 6,8 метра.

Цилиндрические, огнетрубные, четрехтопочные паровые котлы пролетного типа в отличие от головного корабля серии устанавливались топками к бортам. Максимальный запас топлива - 910 т угля позволял кораблю пройти 2800 миль при скорости в 10 узлов или 1367 миль при 14,5 узлах.

Для обеспечения бесперебойной работы механизмов, а также и для других нужд на броненосце помимо главных имелось два вспомогательных котла и 44 вспомогательные паровые машины мощностью от 3 до 72 л.с.

Вооружение

Главный калибр

Барбетная установка 305-мм орудий броненосца «Синоп»

Шесть 305-мм орудий Обуховского завода образца 1877 года с длиной ствола 30 калибров располагались попарно в трех поворотных барбетных установках диаметром 7,01 м. Орудия с ручным открыванием и закрыванием замка размещались на обычных лафетах с постоянной высотой оси цапф. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля , надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную.

Противоминная артиллерия

Восемь 47-мм пятиствольных револьверных орудий Гочкиса размещались на батарейной палубе и могли вести огонь через амбразуры в бортах. Четыре 37-мм пятиствольных револьверных орудия Гочкиса размещались на нижнем закрытом боевом марсе. Еще два таких же орудия были установлены на верхнем марсе.

Модернизации и переоборудования

  • В 1890 году на броненосце укоротили мачту и опустили ниже марсовые площадки.
  • В 1904 году вместо старых паровых котлов были установлены 20 водотрубных котлов системы Бельвиля.
  • В 1910 году на верхней палубе установлены четыре 152-мм орудия системы Канэ
  • В 1911 году демонтирована вся старая артиллерия. На месте 305-мм орудий установлены четыре 203-мм орудия образца 1905 года , а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий системы Канэ. Переоборудованы погреба боезапаса, установлены новые электрические элеваторы для подъема снарядов и пост централизованного управления стрельбой.
  • В 1916 году установлены бортовые стационарные металлические кессоны и боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , увеличена площадь руля.

История службы

Броненосец вступает в строй

Эскадренный броненосец «Синоп» в Севастополе, 1890-е годы

До апреля 1890 года броненосец «Синоп» зимовал в Севастополе. В течение следующего месяца корабль практически ежедневно выходил на пробу машин. 30 мая пришел приказ главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А.А. Пещурова о включении «Синопа» в состав первого отряда Практической эскадры под командованием адмирала О.К. Кремера, где он становился флагманом . 3 июня в 10 часов утра корабли эскадры , подняв флаги и вымпелы , начали кампанию 1890 года.

«Синоп» вышел в море 8 июня, где на нем в течение трех часов испытывали машины. Выход омрачился несчастным случаем. Машинисту 1-й статьи Ивану Гонченко размозжило руку, которую затем пришлось ампутировать. Последующие двадцать дней эскадра простояла на рейде. Это время посвятили рейдовым учениям и взаимодействию личного состава по тревогам. Одновременно с рейдовыми учениями на эскадре тренировались устанавливать мины со стрел и плотов. Корабельные минные катера ходили для стрельб в Инкерман. 7 июля в Севастополь прибыла королева Греции великая княгиня Ольга Александровна и со свитой посетила флагманский корабль. В честь королевы на «Синопе» состоялся обед с участием офицеров корабля и высших должностных лиц Севастопольского гарнизона. 10 июля представители Металлического завода сдали в казну артиллерию корабля, и в этот же день броненосец ушел для испытаний. Сделав из каждого орудия главного калибра по 15 выстрелов, представители завода убедились в полной их исправности. С этого момента в обслуживание артиллерии броненосца вступила команда.

15 июля эскадра вышла в плавание вдоль черноморского побережья. На следующий день с 10 часов утра броненосцы первого отряда отрабатывали совместные действия по флажным сигналам нового свода, введенного в Русском флоте. К 16 часам закончив маневры корабли стали на якорь у Феодосии. В течение следующей недели броненосцы производили минные стрельбы в Феодосийской бухте. Отпраздновав 22 июля на Феодосийском рейде день рождения императрицы Марии Федоровны, корабли снялись с якоря и вечером направились в Одессу. Простояв там два дня, сделав ряд визитов городским властям и командованию Одесского гарнизона, адмирал О.К. Кремер отдал приказ об уходе в Севастополь.

«Синоп» в Северной бухте Севастополя.jpg

На переходе в Севастополь «Синоп» , испытывая механизмы и определяя расход угля, шел отдельно от эскадры последовательно под 6,8, а затем и 10 котлами. Во время испытаний лопнула донная паропроводная труба, соединявшая один из котлов с главной паровой магистралью. Котельное отделение мгновенно заполнилось паром, и все находившиеся в нем получили сильные ожоги. Через несколько часов в лазарете скончались механик мичман князь Хилков и кочегар Москаленко. Затем умерли еще шесть кочегаров, и десять человек находились в тяжелом состоянии. Утром 27 июля Севастополь отмечал годовщину Гангутской победы . «Синоп» весь день простоял на внешнем рейде и вошел в гавань с приспущенным флагом только вечером, когда все торжества окончились. Назначенная для расследования комиссия пришла к заключению, что многие паровые трубы имели серьезные дефекты и броненосец поставили в ремонт. 29 сентября «Синоп» вышел на ходовые испытания , которые показали хорошие результаты. Опасность разрыва труб устранили, и на следующий день броненосец закончил кампанию.

За свою первую кампанию «Синоп» прошел 909 миль. Во время нее выяснилось, что на броненосце стальная мачта высотой с клотиком 36 м с ее артиллерийскими марсами имела слабый рангоут . Кроме того, ванты по тревогам приходилось убирать, что заметно ослабляло крепление, и мачта весом в 16 т могла быть легко сбита в бою или же просто рухнуть во время шторма. По указанию МТК мачту укоротили и опустили марсовые площадки сразу после окончания кампании. Весь октябрь от броненосца к берегу свозили корабельное имущество, такелаж , снаряды и заряды. В конце месяца в казармы съехала и команда.

В составе Практической эскадры

«Синоп» в составе эскадры линейных кораблей входит в Севастопольскую гавань

Компания 1891 года началась раньше обычного - 18 мая. С 22 мая броненосец сопровождал отдыхавшую на юге императрицу Марию Федоровну из Севастополя в Ялту. В течение последующих трех лет «Синоп» обязан был проходить мерную милю , отрабатывать стрельбы, совместные плавания с броненосцами эскадры, постановку мин и отражение атак миноносцев . Ежегодным стало участие в высадке десанта и переходы вдоль побережья с заходом почти во все черноморские порты империи. В 1894 году интенсивность боевой подготовки заметно возросла. Броненосец перед итоговой зачетной стрельбой проводил минимум шесть подготовительных артиллерийских и четыре минных. Условия отражения ночных атак миноносцев максимально приблизили к боевым.

В 1895 году на эскадре начали все более и более делать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. Осенью 1895 года в Турции начались беспорядки. Поэтому с 11 декабря 1895 до 25 апреля 1896 года эскадра находилась в кампании и простояла в полной готовности, совершив несколько выходов в море. Четыре летних месяца и зиму с 1896 на 1897 год эскадра также провела в плаваниях.

Запланированное перевооружение

Предполагаемый наружный вид броненосца при перевооружении. Проект 1899 года

В 1897 году МТК по настоянию вице-адмирала Н.В. Копытова - главного командира Черноморского флота и портов, предложил произвести замену огнетрубных котлов на более совершенные водотрубные системы Бельвиля образца 1896 года. Паровые вентиляторы и водоотливные машины планировалось заменить на электрические, электроэнергия к которым подавалась бы от двух установленных динамо-машин. Согласно проекту, считалось целесообразным установить шесть 305-мм орудий длиной 40 калибров , девять 152-мм орудий длиной 45 калибров и на батарейной палубе установить шесть, а на мостике четыре 47-мм одноствольных орудия . Это заметно бы увеличило боевые возможности броненосца. При перевооружении МТК предлагал не менять систему бронирования, а ограничиться заменой старых сталежелезных плит верхнего и нижнего казематов на новые крупповские, толщиной в 75% от толщины старой плиты. Замена брони уменьшала перегрузку на «Синопе» на 128 т. уменьшалась и осадка на 7,6 см.

Линейный корабль «Синоп» в Севастопольской бухте. Кампания 1909 года.

Начать модернизацию тогда не смогли - в Петербурге артиллерию изготовили бы только через четыре года. Спустя 2 года - в декабре 1899, артиллерийский отдел МТК вновь поднял вопрос о перевооружении. Теперь предлагалось кардинально переделать корпус выше батарейной палубы, устанавливить две башни с двумя 305-мм орудиями, а во вновь устанавливаемых отдельных казематах расположить десять 152-мм орудий Канэ. Но и этому проекту не суждено было осуществиться. Средств на быстрое изготовление брони и артиллерии не было.

В начале февраля 1899 года с «Обществом Механических производств в Южной России» в Николаеве был заключен контракт на изготовление для «Синопа» двадцати котлов Бельвиля рабочим давлением 17 кг/см². Используя предстоящие работы, артиллерийский отдел МТК вновь предложил произвести и перевооружение. В мае 1903 года из-за недостатка средств начало перевооружения было отложено исходя из того, что после замены котлов корабль некоторое время еще может прослужить в качестве броненосца береговой обороны и одновременно быть учебным, для практики учеников артиллерийской школы. К маю 1904 года замену котлов произвели. В сентябре того же года главный командир Черноморского флота и портов предложил МТК снять с «Синопа» все бортовые торпедные аппараты, оставив лишь один кормовой. Комитет, утвердив это предложение, в конце концов решил не менять минное вооружение и перевести броненосец в состав резервной эскадры.

4 июня 1908 года, в МТК состоялось совещание «по вопросу перевооружения черноморских кораблей». Взамен старой артиллерии артиллерийский отдел МТК предлагал установить на «Синопе» четыре 305-мм 52-калиберных орудия в новых башнях и восемь 120-мм орудий в казематах. Судостроительные заводы обещали произвести все работы за пять лет. Обсудив доклад, присутствовавшие на заседании пришли к выводу о том, что сумма работ слишком велика для того, чтобы в 1913 году иметь пусть и перевооруженный, но уже морально устаревших корабль. Официальным заключением собрания явилось следующее: «Линейные корабли «Двенадцать Апостолов» , «Георгий Победоносец» и «Синоп» перевооружать не следует».

События лета 1905 года, «Немой бой»

Днем 15 июня 1905 года в штаб Черноморского флота поступили сведения о произошедшем на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» восстании. В отсутствие командующего флотом старший офицер Черноморского флота А.Х. Кригер принял решение направить в Одессу эскадры с полномочиями «принять меры, которые потребуют обстоятельства». Броненосец «Синоп» вошел в состав дополнительных сил под командованием непосредственно старшего флагмана.

Броненосец «Потемкин» прорезает строй правительственной эскадры

В 9:45 часов утра 17 июня эскадра А.Х. Кригера приближалась к Одессе, через 45 минут дополнительные силы объединились с эскадрой под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Вишневецкого. После проведения тактического совещания адмиралов в адрес «Потемкина» была послана радиограмма:

и обе эскадры взяли курс на Одессу.

В 12:20 минут «Потемкин» и корабли эскадры сблизились настолько, что смогли обмениваться сообщениями посредством сигналов семафора. «Потемкин» передал кораблям эскадры: .

«Потемкин» шел на эскадру вынудив ее нарушить строй чтобы избежать столкновения. В 12:50 «Потемкин» , с поднятыми сигналами «эскадре стать на якорь» прорезал строй эскадры, при этом команда броненосца «Георгий Победоносец» покинула места несения боевой службы, собралась на открытых палубах своего корабля и приветствовала восставших возгласами «ура!». В 13:00, развернувшись на 180°, «Потемкин» вновь прорезал фронт эскадры. В это время на «Георгии Победоносце» уже полным ходом шло восстание команды против своих офицеров. Под конец были взломаны пирамиды с винтовками и матросы вооружились. Команда отстранила офицеров от управления кораблем и остановила броненосец. В 14:00 оставшиеся корабли объединенной эскадры отступили в район Тендровской косы, а восставшие броненосцы «Князь Потемкин-Таврический» и «Георгий Победоносец» начали совместное движение на Одессу. Около 7 часов вечера А.Х. Кригер принял решение, ввиду ненадежности команд эскадры, вернуться на главную базу флота в Севастополь.

Богослужение на «Потемкине» на новую верность царю и изгнание «дьявола революции».

24 июня в Севастополе с броненосца «Синоп» было свезено на берег все огнестрельное оружие. На борт поднялись две роты солдат. Под их караулом и под угрозой децимации адмиралу И.П. Тихменеву удалось заставить команду броненосца выдать бунтовщиков. Было арестовано шестнадцать матросов. На следующий день «Князь Потемкин-Таврический» вошел в румынский порт Констанцу, где его команда согласилась сдаться властям на условиях военных дезертиров. Команду свезли на берег, а на броненосце подняли румынский флаг

9 июля «Синоп» в составе эскадры под командованием контр-адмирала С.П. Писаревского прибыл в Констанцу. В 14:00 шесть шлюпок с «Синопа» доставили на «Потемкин» десять офицеров и около 200 матросов. Произошла смена караулов, спущен румынский флаг, и в 14:10 минут поднят Андреевский . Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции». Уже 11 июля в 19:20 минут эскадра покинула Констанцу. «Синоп» вел на буксире «Потемкин» , на котором в Россию возвращались 47 матросов и кондукторов. 14 июля «Потемкин» ввели в Южную бухту Севастополя. Остатки бывшей команды сняли с броненосца и отправили под арест на учебное судно «Прут» .

Служба в «резерве»

Тренировки слушателей учебно-артиллерийского отряда

До 31 января 1906 года «Синоп» находился в составе Практической эскадры. В конце плаваний, 1 октября 1906 года, Практическую эскадру переименовали в Отдельный практический отряд. Просуществовав всего несколько месяцев, Практический отряд был переименован в Черноморский отряд действующего флота. В 1907 году общественность России и всех славянских стран широко праздновала тридцатилетие победы в войне 1877-78 годов. «Синоп» и пароход «Эриклик» отправили с визитом в болгарский порт Варна. На них в Болгарию отправились участники войны: 11 генералов, 21 отставной офицер и 21 отставной солдат. Возглавлял делегацию великий князь Владимир Александрович.

1 февраля 1908 года специально сформировали Отряд резерва, в который вошел «Синоп» . На корабли отряда возложили задачу практического обучения всем специальностям слушателей Учебного отряда Черноморского флота. В 1910 году на «Синопе» разместили школу машинных команд и рулевых сигнальщиков, кроме того на корабле проводили стрельбы комендоры - слушатели Учебно-артиллерийского отряда Черноморского флота.

В 1910 году «Синоп» как окончательно устаревший решили переоборудовать в учебно-артиллерийский корабль. В том же году на верхней палубе в районе 18 и 52 шпангоутов установили четыре 152-мм орудия Канэ. Затем в дополнение к ним, сняв в 1911 году всю старую артиллерию, на местах барбетных установок установили четыре 203-мм орудия , прикрытых щитами, а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий Канэ (шесть на местах прежних бортовых 152-мм орудий и два в адмиральском салоне). Одновременно переоборудовали погреба, установили новые электрические элеваторы для подъема снарядов и разместили на корабле пост централизованного управления стрельбой. 1911 год броненосец провел близ Севастополя, неся брандвахтенную службу. Следующие два предвоенных года кораблю пришлось участвовать в совместных плаваниях с бригадой линейных кораблей, то выполняя учебные задачи, то изображая корабль «противника».

Первая мировая война

Броненосец «Синоп» в камуфляжной окраске

Кампания 1914 года началась для «Синопа» с выполнения задачи по охране Севастопольского рейда и обучения команд. Этим он занимался в течение последующих четырех лет Первой мировой войны. Весной 1915 года по заданию МГШ на броненосце в целях эксперимента произвели маскировочную окраску. На его бортах поверх обычной серо-зеленой краски нанесли ряд черных волнообразных полос, скрывающих истинное положение ватерлинии. Кроме этого, на корабле раскрасили надстройки . На них нанесли темные ломаные узоры. Мачту выкрасили в светлый цвет. Руководил этим художник Шпажинский. Раскраска преследовала одну цель - скрыть ватерлинию и затруднить опознавание по силуэту на большом расстоянии. Измерение дистанции до «Синопа» дальномерами с вертикальной базой оказалось невозможным. Однако особого успеха эксперименты Шпажинского не имели.

Из-за того что корабль с появлением на Черном море немецких подводных лодок подвергался большой опасности потопления от торпед . На нем было решено установить бортовые кессоны, которые заказали 8 февраля 1916 года Обществу Николаевских заводов и верфей. 1 апреля «Синоп» ушел в Одессу, а затем через 25 дней прибыл в Николаев. Здесь по обоим бортам, на протяжении от 9 до 75 шпангоута, установили стационарные металлические кессоны (ширина у миделя 4,6 м). Кессоны имели в поперечном сечении форму своеобразного пятиугольника, две смежные стороны которого образовывали угол и располагались: одна параллельно и чуть ниже уровня ватерлинии, другая, предназначавшаяся для удара о нее торпед, параллельно диаметральной плоскости корабля (линия образования подводной части корпуса составляла как бы третью, противоположную ей сторону пятиугольника). Тогда же на корабле установили более обширную боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , и увеличили площадь руля. Осенью 1916 года «Синоп» вернулся в Севастополь.

Революция и гражданская война

Барбетный броненосец «Синоп» заложен в 1883 г., спущен на воду в 1887 г. Третий в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».
История: по удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля.

Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок.

На «Екатерине» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп», «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии.
Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ.

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. 30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.
19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя.
29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Потонул возле берегов Ялты, в Крыму, где был найден известным археологом-подводником Робертом Баллардом который нашел Титаник, на научном-исследовательском судне «Эндевер» круглые сутки курсировал по морю Роберт, на небольшой скорости, а за «Эндевером» на тросе толщу воды прорезали три телеуправляемых аппарата, снимая подводные пейзажи.
Роберт Баллард случайно нашел броненосец Синоп, который искал "Телоход Армения" котoрый затонул на том же месте, с более 7 тис. чел на борту (это гдето 5 Титаников), коме брониносца на дне Черного моря возле берегов Ялты.

За месяц они отыскали 494 объекта, не указанные ни в одном архиве мира (обычно удачной считается экспедиция, нашедшая 2-3 корабля), в том числе 40 древнегреческих судов, военную технику времен Первой мировой войны и почти две сотни кораблей и подводных лодок времен Великой Отечественной. В одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом.

Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса в Николаеве было построено всего три. «Чесма» до сих пор стоит в Таганрогском заливе как мишень, по которой учатся стрелять летчики.
«Екатерина II» была затоплена революционными матросами под Новороссийском. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в смутном 1924-м. «У вас есть готовый подводный музей, - говорит Роберт Баллард. - Такого количества кораблей в прекрасном состоянии нет нигде в мире!»


Командующий Практической эскадрой Черноморского флота вице-адмирал Г. Ф. Цывинский считал так же. Лучшими, по его мнению, на флоте являлись три броненосца «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав» и крейсера «Очаков» и «Кагул». Остальные же корабли он считал устаревшими, включая и миноносцы.

С исключением из состава флота «Чесмы» и «Екатерины П» на Черноморском флоте в строю еще остались три броненосца с барбетными установками. Поэтому вопрос о перевооружении «Синопа», «Двенадцати Апостолов» и «Георгия Победоносца» оставался еще нерешенным.

В мае 1908 г. по указанию МТК на «Синопе» и «Георгии Победоносце» определили величину мета- центрической высоты. Оказалось, что «Синоп» при переуглублении на 0,7 м имел водоизмещение 11 310 т, что превышало проектное (9990 т) на 1320 т или 13,2 %. Его метацентрическая высота оставалась довольно большой - 1,2 м. Среднее переуглубление «Георгия Победоносца» равнялось 0,6 м, водоизмещение 11 032 т, что составляло перегрузку 735 т или 7,3 %. При таком переуглублении верхняя кромка броневого пояса возвышалась над водой всего на 0,15 м.

«Екатерина II»

«Чесма»

«Синоп»

«Георгий Победоносец»

Наружный вид броненосцев типа «Екатерина II»

Предполагаемый наружный вид броненосцев типа «Екатерина II» при перевооружении. Проект 1899 г. На кораблях планировалось «срезать» корпус, сделав батарейную палубу верхней; установить башни, аналогичные башням броненосцев типа «Бородино», а на месте грушевидного каземата - надстройку с 152-мм орудиями в отдельных казематах. Сталежелезная броня заменялась на крупповскую. Вооружение броненосцев составило бы 4- 305/40-мм, 10 - 152/45-мм и 18 малокалиберных орудий.

Чуть позже, 4 июня 1908 г., в МТК под председательством адмирала И. М. Дикова, которому довелось в течение нескольких лет командовать Практической эскадрой Черноморского флота, состоялось совещание по «вопросу перевооружения черноморских кораблей».

Докладчик, полковник А. Н. Крылов, считал, что перевооружение «ввиду крайне недостаточной их остойчивости должно быть связано с их переоборудованием».

Так, по его мнению, «корабль „Двенадцать Апостолов“ после разбития небронированных оконечностей переворачивается от одной перекладки руля на борт, а „Синоп“ и „Георгий Победоносец“ совершенно теряет при этих условиях остойчивость». Он считал, что «при замене толстой сталежелезной брони этих кораблей более тонкой современной можно не только обеспечить боевую остойчивость бронированием оконечностей, но и заменить артиллерию на новейшую». Это, по расчетам А. Н. Крылова, позволяло уменьшить осадку каждого на 0,3 м и увеличить скорость на 0,5 узла.

Взамен старой артиллерии артиллерийский отдел МТК предлагал установить на «Георгии Победоносце» и «Синопе» по четыре 305-мм 52-калиберных орудия в новых башнях и восемь 120-мм орудий в казематах.

«Двенадцать Апостолов» предлагали вооружить четырьмя 254-мм и четырьмя 120-мм орудиями.

Общая стоимость переоборудования этих трех кораблей вместе с предполагавшимся одновременно и перевооружением броненосца «Три Святителя» определялась в 30 миллионов рублей. Судостроительные заводы обещали произвести все работы за пять лет.

«Таким образом после переделки к 1 января 1913 г. мы будем иметь эскадру из четырех кораблей со средним ходом в 13,5 узлов, обладающих надлежащей остойчивостью, броней и вооружением из двенадцати 12-дюймовых, четырех 10-дюймовых и двадцати восьми 120-мм орудий», - сказал в конце своего доклада А. Н. Крылов.

Обсудив доклад, присутствовавшие на заседании контр-адмиралы Яковлев, А. А. Вирениус, Л. К. Кологерас, капитаны II ранга П. В. Римский-Корсаков и Касков, председательствовавший адмирал И. М. Диков и сам докладчик пришли к выводу о том, что сумма в 30 миллионов рублей слишком велика для того, чтобы в 1913 г. иметь эскадру пусть и перевооруженных, но уже морально устаревших кораблей.

Этой суммы тогда вполне хватало на строительство двух 12 000-тонных броненосцев типа «Князь Потемкин Таврический», которые к тому времени с появлением «дредноутов» также устарели. Официальным заключением собрания явилось следующее: «Линейные корабли „Двенадцать Апостолов“, „Георгий Победоносец“ и „Синоп“ перевооружать не следует. После перевооружения „Трех Святителей“ и образования с ним бригады из четырех кораблей исключить их из списка.»

19. Исключенные суда № 3 и № 4

В начале 1906 г. Морской Генеральный штаб решил, что устаревшие корабли «Адмирал Спиридов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг» и «Чародейка» на Балтике и броненосцы «Екатерина II» и «Чес- ма», а также крейсер «Память Меркурия» на Черном море следует вывести из состава флота, так как «деньги, затраченные на них, будут неоправданными». МТК предложил сдать их на хранение в порты.

После русско-японской войны эпоха кораблей, построенных по планам программы 1864 г., и первых кораблей программы 1882 г. безвозвратно ушла в прошлое. Это начали осознавать теперь все, и 31 октября 1906 г. Морской министр адмирал А. А. Бирилев приказал все корабли «продать на законном основании» или же использовать для нужд флота в качестве вспомогательных.

Согласно этому по Морскому ведомству издали приказ за № 178 от 1 августа 1907 г., в котором говорилось, что «Государь Император в 3-й день июля сего года, Высочайше повелел соизволить исключить из списков судов флота, по совершенной непригодности к дальнейшей службе сданные к порту эскадренные броненосцы „Екатерина И“ и „Чесма“.»

С этого дня первые черноморские броненосцы были вычеркнуты из списков боевых судов флота.

По существовавшим тогда правилам со всех «исключенных» кораблей силами рабочих портов снимали «боевое вооружение» и расформировывали затем команды, а сами корпуса с механизмами хранили до «особого распоряжения».

После разоружения «Екатерину II» планировали превратить в школу машинистов, а «Чесму» переделать под плавучую тюрьму, так как события 1905 года прибавили большое количество осужденных. Правда, МГШ потребовал от порта содержать котлы и механизмы в полной исправности для дальнейшего использования этих кораблей для военных «надобностей».

Первая комиссия от Севастопольского порта посетила оба корабля 5 октября 1907 г. Она отметила, «что на кораблях все пушки в наличии. Боевой комплект 12- дюймовых орудий очень мал, около 50 снарядов на ствол, а в 6-дюймовых снарядов нет, так как они уже переданы на другие суда.»

Планировавшуюся ранее передачу 305-мм орудий Севастопольской крепости члены комиссии признали нецелесообразной, «так как они не обладают теми баллистическими качествами, потребными сейчас».

И действительно, предельная дальность их стрельбы на штатных станках при угле возвышения в 15° равнялась всего 51 кабельтову (ок. 9,4 км). Для того времени, когда на Обуховском заводе приступили к изготовлению новых 305-мм орудий в 50 калибров длины, такая дальность стрельбы была весьма малой. Не устраивал артиллеристов Севастопольской крепости и вес снаряда в 810 фунтов (367,4 кг), его боевой заряд пироксилина в 38 фунтов (17,2 кг). Все это при медленном заряжании, отсутствии оптических прицелов (применялись лишь механические, векторные) и равной стоимости установки их на берегу по сравнению с новыми орудиями сводило на нет все доводы в пользу этих устаревших стволов. Более того, для установки их башен требовалось построить в земле кирпичное сооружение, равное по высоте трехэтажному зданию.