Виды образования в России. Новый закон "Об образовании в РФ"

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

Дополнительное образование для школьников – это общее образование, которое позволяет школьнику получить крепкую потребность в познании творчества тем самым реализоваться личностно и профессионально.

Дополнительное образование детей школьного возраста было актуально во все времена, а на сегодняшний день это еще и модно. Система такого образования считается важной составляющей пространства в образовании. Организовывается она для того чтобы тщательно придуманные и выверенные требования смогли позволить ребенку преодолеть детский кризис и стать более уверенным в себе и своих возможностях. Также она обеспечивает и поддерживает в школьнике развитие своих талантов. К сожалению, в российском образовании существует такая проблема как не сформированная работа с талантливыми и одаренными детьми, так как возможности учебных заведений не достаточно велики. Шестьдесят пять процентов дошкольников не обеспечены дополнительным образованием.

Современная педагогика включает в себя очень много направлений, которым обучают: художественно – эстетическому, научно – техническому, спортивно – техническому, эколого – техническому, физкультурно – оздоровительному, военно – патриотическому, туристско – краеведческому, социально – педагогическому, культурологическому и экономико – правовому. Данный список был наполнен конкретными просьбами детей, а также их родителей.

Гуманистическая система педагогики направлена на развитие школьника в первую очередь как личности и непосредственности. Также на его осведомленность его права на самоопределение и самосовершенствование. Оказывается, именно вспомогательное образование наиболее четко и конкретно соответствует данным критериям и является ориентиром в отличие от первоначального образования, которое направлено на обычное освоение школьных стандартных программ. Именно путем органичного сочетания школьного и дополнительного образования есть возможность развиться как отдельному ребенку, так и всему образовательному учреждению.

Педагоги в школе пытаются преодолеть психологический барьер путем восприятия школьником обеих (дополнительного и основного) направлений обучения. Конечно же это очень трудно не только учителям школы, но и самим ученикам, так как приходится вытраивать работу не отвлекаясь от основного классно – урочного принципа. Также не всегда дополнительное школьное образование может быть под силу учителю, так как этому следует обучаться. В педвузах уже планируется усовершенствование учителей: создается совместный метод объединения педагогов школы и преподавателей вспомогательного образования. Такой способ очень полезен педагогам всех предметов, а также конкретно классным руководителям, и преподавателям – организаторам. Не менее важен он и для школьных психологов, которые работают с детьми.

Целью дополнительного школьного образования является в первую очередь творческая активность ребенка. Именно она возглавляет первое место целевого списка. Благодаря такому направлению ребенок не просто получает дополнительную информацию. Он еще и накапливает опыт на отдельную и коллективную творческую деятельность по непринужденному выбору.

Дополнительное образование необходимо также для того, чтобы развить потенциал к профилактике правонарушений несовершеннолетних. Дети должны знать уже со школьной скамьи, что любое противозаконное действие может привести к уголовной ответственности. Также следует постоянно обновлять свои знания так как мир не стоит на месте и развивается. С каждым годом появляются новые инновационные разработки, о которых школьникам на обычных уроках не рассказывают. Именно для этой цели и существует вспомогательное образование. Педагоги не только стараются дополнительно обучить детей, но и заинтересовать их. Для этого они проводят различные поощрительные конкурсы, семинары, гранты и так далее.

Дополнительные занятия для школьников в последние годы стало не просто актуальным, а необходимым. Причем с самого первого класса. Для чего нужны они? Для того чтобы получить дополнительную бесплатную информацию о том и ли ином предмете образования бесплатно и в свободное время. Иногда такие занятия бывают платными. Выбирая занятия рекомендуется думать родителям не только о своих предпочтениях и желаниях, но и интересах самого школьниках. Именно он должен выбирать факультатив. Кстати, стоит также для начала узнать у ребенка, желает ли он вообще учиться дополнительно, так как не всегда желание детей совпадает с потребностью родителей. К тому же некоторые школьники не всегда способны воспринимать такой большой объем информации, так как всем известно, что в последние пять лет многие родители уже просят уменьшить занятость детей и сократить наличие некоторых предметов, дабы школьникам очень трудно воспринять такой поток информации. Однако не смотря на это Министерство Образования иного мнения. Единственное преимущество родителей учащихся школ – самоличный выбор: водить или не водить им ребенка на дополнительные занятия для школьников.

Некоторые родители считают, что ребенка вообще не следует записывать на какие – либо факультативы, а некоторые записывают его на все виды дополнительных занятий. Дети настолько загружены, что у них нет времени на отдых. Им приходится дополнительно посещать, изучать языки, посещать творческие секции. Не у каждого чада есть сила воли и усидчивость. К тому же большой объем информации разных образовательных направлениях приводит к тому, что ребенок становится не внимательным, рассеянным. Также школьнику становится трудно усвоить материал. Из — за таких факторов малыш становится сонным, быстро утомляется, отстает в успеваемости. У него появляются головные боли и синяки под глазами. Поэтому родителям стоит задуматься, стоит ли так загружать свое чадо. Ведь ребенок не только устает, но еще и лишается элементарного детва: общения с друзьями, сверстниками, а это может привести к психологическому расстройству.

Психологи рекомендуют родителям школьника заинтересовать ребенка кружками и факультативами рассказывая ему о том, что не только бывают интересны мультфильмы и сказки. Если после того, как весь перечень интересных фактов не заинтересовал чадо, то ни в коем случае нельзя его заставлять посещать дополнительные школьные занятия. Возможно со временем ребенок сам придет к тому мнению, что обычной школьной программы ему недостаточно. Он также сделает индивидуальный выбор факультативов, которые ему нравятся. Таким образом это для него будет не только познавательно, но и интересно. Кстати, несмотря на то, что все родители стараются записать свое чадо на дополнительные занятия на иностранные языки (что весьма приветствуется) в две тысячи тринадцатом году самым актуальными считаются спортивные секции как для мальчиков, так и для девочек.

Двадцать девятого декабря две тысячи двенадцатого года Министром Образования Дмитрием Ливановым был принят закон “Об образовании в российских школах“ (одиннадцатая статья) , в котором было написано, что факультативы должны проводиться и регулироваться уставами школ. Именно в них и указано черным по – белому, что секции, факультативы, кружки, и другие дополнительные школьные занятия должны проводиться не во время уроков, а после их завершения. Также они должны выбираться в добровольном порядке. Цель таких занятий – это углубить и расширить познания в определенных отраслях, или же предметах. Можно добавить и скорректировать дополнительные задания для того, чтобы лучше владеть определенным предметом, или же подтянуть школьника до требуемого уровня.

В приказе “Об дополнительном образовании в школах Российской Федерации“ пишется о том, что организация (школа) должна осуществлять обучение обязательно согласовываясь с договором об образовании, которое гласит о том, что физическое лицо, или слушатель должен согласиться с бесплатным или платным дополнительным обучением. Что же касается содержания, то оно должно соответствовать с программой, которая разработана и утверждена в две тысячи двенадцатом году: двадцать девятого декабря. А также учитывать потребности лиц (школьников) , которые проявляют желание получать дополнительное школьное профессиональное образование.

Психологи советуют родителям выбирать факультативы опираясь не только на запросы, но и на творческую и природную склонность и потребность каждого индивидуального ребенка. Также они советуют такие дополнительные школьные занятия: спортивные, танцевальные, театральные, музыкальные, художественные. Особенно они подойдут талантливым и одаренным школьникам. Если же школьник интересуется именно школьными предметами, то их родителям рекомендуется записать ребенка на дополнительные занятия таких предметов как наука, алгебра (общая математика) , или же на факультативы с направлением гуманитарии. Стоит также помнить о таких занятиях как правоведение, обществоведение, и патриотическое гражданское воспитание. Последнее очень актуально в наше время.

В заключение можно отметить то, что конечно же дополнительное школьное образование в наше время очень актуально. Однако оно становится не всем по карману. Мало школ, которые предоставляют бесплатные дополнительные занятия.

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.