Внеклассное чтение в школе. Из опыта работы по внеклассному чтению

Внеклассное чтение в начальной школе

Есть у нас в начальной школе странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом мы по нему даем задания и проводим уроки.

Мы хорошо понимаем, что внеклассное чтение - необходимое и важное звено в обучении младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащимися доступной им по содержанию разнообразной литературы.

Не секрет, что для ребенка чтение не всегда является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, нам приходится соединять, так как одно немыслимо без другого.

С внеклассным чтением мы знакомим ребенка уже в первом классе.

С первого года обучения в кабинете организую книжную полку для чтения и рассматривания книг из библиотечного фонда. В дальнейшем использую в работе «коллективки» (по 14-15 книг одинаковых по содержанию из фонда библиотеки) для коллективного чтения незнакомых текстов и дальнейшего их разбора и пересказа. Со II – III четверти первого класса записываю детей в школьную библиотеку. Один, два раза в четверть проходят «библиотечные часы» (встречи с удивительным и интересным человеком в нашей школе Еленой Алексеевной).

Ежегодно круг произведений расширяем, усложняем, у нас появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник (как для детей, так и для родителей, одни не знают, что писать, а вторые не понимают, как заполнять). Урок внеклассного чтения для большинства детей превращается в пугающую обязаловку, отбивающую желание читать.

ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее или чтение вне учебника, который замкнут специфическим набором произведений и представляет собой для ребенка целый мир. Для ребенка существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно наше мастерство и желание.

Вернемся к спискам книг для детей в начальной школе.
Единого требования к нему нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.

Что касается нас, то список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы составляется сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 9 - 12 произведений. Это классические произведения детской литературы. Буквально несколько лет назад мы с М. Р. Стали давать 3-4 книги на лето и 9-10 книг на учебный год.

Теперь непосредственно о самой работе с книгой:

Сочетание пересказа с литературным анализом текста

Вопросы по тексту - описательные, на фактологию, на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные – творческие

Вопросы со стороны ребят - это показатель понимания ими содержания текста.
-игры, сочинения, рисунки

все это помогает ребенку глубже постигать суть произведений.


По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.

В методике преподавания внеклассного чтения и критериях ее истинности - масса недоработок и спорных моментов.

В заключении хочется сказать о том, что интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю, несмотря на загруженность и усталость, нужно находить время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Еще хочу сказать, что родители звонят с благодарностью учителям и школе за то, что у нас имеют место уроки внеклассного чтения. Просят списки книг на лето и учебный год, чтобы ориентироваться в детской литературе данного возраста. Покупают книги в магазинах, записывают детей в городские библиотеки, показывают советские фильмы по одноименным произведениям.

Дети приносят в школу книги худ. литературы или энциклопедии – это о чем то говорит. И если хотя бы несколько человек из класса полюбили книгу, то можно с полной уверенностью сказать, что наши труды не напрасны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Костромы

Статья на тему:

«Из опыта работы

по внеклассному чтению»

Выполнила:

Белянкина (Северьянова) Ирина Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ Гимназия №1 г. Костромы


1 вариант


  • Как звали жителей Розовой страны? _____________________________________________________________

  • Правительница Жёлтой страны? _________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Страшила? _________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Трусливым Львом? ________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имели Серебряные Башмачки?

  • Как Элли победила злую волшебницу Гингему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Гудвин вернулся домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Фиолетовой страной? _______________________________________

Письменная анкета по внеклассному чтению

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

2 вариант

Фамилия, класс___________________________________________________________


  • Как звали жителей Фиолетовой страны? ___________________________________

  • Правительница Голубой страны? ________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Лев? ________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Страшилой? _________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имела Золотая Шапка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как Элли победила злую волшебницу Бастинду? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Элли вернулась домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Изумрудным городом? _________________________________________________________________________

  • Продолжите важные слова героев сказки: «Элли научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, - ____________________________»

После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе.

Затем, ученики рассаживаются по командам. У нас, обычно, 4 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами (принцип смены командиров). Быть командиром – очень ответственно и престижно. Командир группы внимательно выслушивает ответы ребят во время обсуждения вопросов, назначает отвечающих от команды, выбирает эксперта команды(эксперт помогает учителю следить за ходом игры и ставить баллы в таблицу результатов), в конце урока подводит итоги работы в группе, играет большую роль при выставлении оценок за урок активным учащимся, участвует в конкурсе командиров.

Кроме, письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги . Иногда, он проходит до анкет, иногда, в конце урока, после КВНа. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип поддержания интереса к чтению ). Для этого использую такие формы работы :


  • (1-2 кл.) беседа – соревнование (кто больше знает о жизни и творчестве данного писателя)

  • (1-2кл.) заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции , открытки или фотографии. Особенно привлекает внимание ребят фотографии из моего личного архива, на которых запечатлены места, где побывала с экскурсией их учительница.

  • (3-4кл.) выступления – доклады самих учащихся

  • (3-4кл.) мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ )
(Презентация об Э.Успенском )
Чтобы поддерживать интерес ребят к чтению, чтобы урок внеклассного чтения не ассоциировался у учеников с обычным уроком литературного чтения, а воспринимался как урок – праздник, как урок радости, сам урок провожу в игровой или нестандартной форме, чаще всего в форме КВНа (принцип проведения уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме, принцип использования соревнований между учениками ).

Заранее разрабатываю вопросы и задания для будущего КВНа , печатаю их на компьютере, красочно оформляю. В 3-4 классах использую вопросы и задания, составленные самими учениками (принцип самостоятельности и активности учащихся).

В начале игры дети придумывают названия своим командам в соответствии с темой урока (например, на уроке внеклассного чтения по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» названия команда соответствовали Сказочным странам: Жёлтая страна, Голубая страна, Розовая страна, Фиолетовая страна; на уроке внеклассного чтения по книгам М.Пришвина дети использовали в названиях своих команд названия рассказов «Лада», «Журка», «Хромка», «Ярик»).

В ходе КВНа команды отвечают на вопросы по книге, выполняют разнообразные творческие задания. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Эксперт группы, назначенный командиром, подходит к доске и заносит полученные баллы в итоговую таблицу (принцип минимального участия учителя, максимального участия детей в ходе урока)

На КВНе стараюсь использовать как устные задания (викторина, «Угадай героя по описанию», загадки), так и письменные задания , где необходимо что – то дописать, соединить стрелками, нарисовать (кроссворды, «Восстанови описание», «Расставь события по порядку»). Дети младшего школьного возраста очень любят такие задания, с удовольствием отвечают на вопросы по карточкам, с азартом выполняют упражнения на красочных листах и не воспринимают такую работу, как серьёзный, монотонный труд (принцип учёта возрастных особенностей учеников ). Обязательно предлагаю задания, где бы ребята проявили свои творческие, артистические способности : инсценирование отрывков книги, пантомима, драматизация, «Изобрази героя», «Проговори скороговорку Чебурашки», «Придумай четверостишие с данными рифмами» (принцип развития творческих способностей детей ).

Под конец игры провожу конкурс командиров , для которого подбираю самые трудные оригинальные задания, которые требуют отличного знания содержания книги («Какой герой говорил такие слова?», «Назови крылатые слова и выражения сказки», «Определи название рассказа по его главной мысли»). Лучший командир зарабатывает для своей команды 3 балла.


Далее перечислю творческие вопросы и задания, которые чаще всего использую на КВНах, и приведу примеры таких заданий.
Творческие вопросы и задания КВНа.

  1. Викторина.
Викторину по прочитанным книгам, обычно, провожу в начале КВНа. Составляю свои вопросы или использую детские вопросы, в которых проверяется знание событий , описанных в книге, знание героев книги, глубина понимания произведения. Вопросы задаются командам по очереди. Но каждая команда обязательно ведёт обсуждение вопросов для всех команд, так как в случае неправильного ответа другой командой или их отказа ответить, вопрос переходит следующей команде (по кругу). Этот приём позволяет командам набрать дополнительные баллы за игру.
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (перевод Лилианны Лунгиной)

1 часть трилогии о Малыше и Карлсоне

Общие вопросы.


  1. Что такое трилогия? (три сказочные повести про одних и тех же героев)

  2. Перечислите названия трёх повестей о малыше и Карлсоне

    • Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

    • Карлсон, который живёт на крыше, возвращается, опять прилетел

    • Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять

  3. Какие книги написала Астрид Линдгрен?

    • Пеппи- Длинный чулок

    • Знаменитый сыщик Калле Блюмквист

    • Мио, мой Мио

    • Расмус- бродяга

    • И другие (32 книги)

  4. Чему научился Малыш, пока общался и дружил с Карлсоном? (прибираться, шить (готовили костюмы привидения), готовить кофе, зажигать плиту; не бросать друга в беде; смеяться и не грустить)

  1. Карлсон, который живёт на крыше

  1. Семья Малыша (папа, мама, сестра Бетан 14 лет, брат Боссе 15 лет)

  2. Сколько лет Малышу (в начале книги)? (7 лет)

  3. Где находится домик Карлсона? (на крыше, за большой дымовой трубой)

  4. Мечта Малыша (иметь собаку)

  5. Настоящее имя Малыша? (Сванте)

  6. Как отвечал Карлсон на вопрос «Сколько тебе лет?» («Я мужчина в самом расцвете сил»)

  7. Назовите обычные фразы Карлсона («Нет, я так не играю», «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки, дело житейское»)

  1. Карлсон строит башню

  1. Кличка собаки друга Кристера (Ёффа)

  1. Карлсон играет в палатку

  1. За что сестра Малыша Бетан хотела заплатить Малышу 25 эре? (чтобы он не выходил из своей комнаты, пока она общается в столовой с другом Пелле)

  2. Что подарил Малыш Карлсону, чтобы исправить настроение? (электрический фонарик)

  3. Что изображали Малыш и Карлсон, когда пошли к Бетан и Пелле? (палатку)

  1. Карлсон держит пари

  1. Любимая еда Малыша (чашка горячего шоколада и свежие мамины плюшки с корицей)

  2. Кем надо было стать Малышу, чтобы Карлсон поправился? (родной матерью)

  3. Как Малыш лечил Карлсона? (на деньги из копилки купил леденцов, засахаренных орешков и шоколаду)

  4. Что сделал Малыш перед отлётом с Карлсоном на крышу, чтобы за него не волновались родители? (написал записку)

  5. Какое лекарство, по мнению Карлсона, является лучшим в мире средством против жара? («приторный порошок»: истолочь и хорошо перемешать шоколад, конфеты, печенье)

  6. Как Карлсон советовал делить засахаренные орешки? Какое правило при этом надо соблюдать? («Кто первым берёт, всегда должен брать то, что поменьше»)

  1. Проделки Карлсона

  1. Какую фразу говорил Карлсон, чтобы успокоить плачущую девочку? («Плюти-плюти-плют»)

  2. Какую причину плача девочки назвал Малыш? (хочет есть, хочет молока)

  3. Как Малыш и Карлсон успокоили плачущую девочку? (Карлсон слетал за молоком, Малыш его подогрел, девочка выпила молоко и успокоилась)

  4. Как напроказничал Карлсон, чтобы проучить родителей плачущей девочки? (прицепил колбасу к дверной ручке, к клюву фарфорового голубя, сунул колбасу в ручку плачущей девочки)

  5. Настоящее имя плачущей девочки? (Сусанна)

  6. Каким именем назвал плачущую девочку Карлсон? (Гюль-фия)

  7. Как Карлсон шутил с жуликами- ворами и помог Оскару вернуть свои вещи? (отбирал у жуликов украденные у Оскара часы и бумажник, подбрасывал их в необычные места, например: бумажник клал в тарелку с супом, часы вешал на лампу и др.)

  8. Как поступила мама, когда прочитала записку Малыша? (вызвала пожарную машину, от машины до самой крыши выдвинули пожарную лестницу, по которой пожарный поднялся за мальчиком)

  1. Карлсон играет в привидения

  1. Где прятался Карлсон, когда пришли в гости к Малышу Кристер и Гунилла? (в шкафу, на полке)

  2. Что должна была сделать Гунилла, чтобы Карлсон не обиделся и не улетел? (погладить его по голове и сказать «Мой милый Карлсон!»)

  3. Во что предложил играть Карлсон ребятам? (в привидения)

  4. Как Карлсон прогнал жуликов- воров из дома Малыша? (нарядился в привидение и напугал их)

  1. Карлсон выступает с учёной собакой Альберг

  1. Кого нашли дети по дороге из школы? (маленького чёрного пуделя)

  2. Как его стали называть друзья? (Альберг, как написано на ошейнике)

  3. А как чёрного пуделя звали по-настоящему? (Бобби)

  4. Как называлось представление, на котором выступал Карлсон с пуделем? (Вечер чудес)

  5. Сколько стоил билет на представление? (одна конфетка)

  6. Кому досталась коробка с конфетами «Для благотворительных целей»? (Карлсону)

  7. Какие «фокусы» показывал Карлсон на вечере? (говорил за собаку, летал с собакой)

  8. Почему Малыш не смог оставить у себя жить найденного чёрного пуделя? (мама позвонила по телефону, который был написан на ошейнике; в 7 часов пришёл мальчик Стафан Альберг, хозяин собаки)

  9. Из-за чего Малыш «лежал ничком на кровати и плакал так горько, что просто сердце разрывалось»? (пришёл хозяин собаки и унёс её)

  10. Имя мальчика, который насмехался над фокусами Карлсона? (Кире)

  1. Карлсон приходит на День рождения

  1. Сколько лет исполнилось Малышу на Дне рождения? (8 лет)

  2. Что подарила семья Малышу на День рождения? (4 свёртка: коробка с красками, игрушечный пистолет, книгу и новые штанишки)

  3. Что подарили на День рождения Малышу Гунилла и Кристер? (коробку конфет)

  4. Из-за какого подарка Малыш горько плакал? (Бетан и Боссе подарили ему игрушечного чёрного плюшевого щенка)

  5. Какое знаменательное для всей семьи событие произошло на Дне рождения? (семья познакомилась с Карлсоном)

  6. Когда Малыш ощутил себя счастливым, что у него даже «заныло где-то внутри, то ли в душе, то ли в животе»? (когда подарили живую собаку, мечту Малыша)

  7. Собаку какой породы подарили Малышу? (короткошёрстую таксу)

  8. Как назвали подаренную собаку? (Бимбо)

  9. Что подарил Малышу на День рождения Карлсон? (свисток)

  10. Что было с мамой, когда она впервые увидела Карлсона? (чуть не упала в обморок)

  11. Почему мама, папа, Бетан и Боссе договорились никому не рассказывать о Карлсоне? (никто не поверит, и даже, если поверит, то «своими расспросами не даст покоя до конца наших дней»)

  12. Куда должен был уехать после Дня рождения Малыш? (к бабушке в деревню)

  1. Узнай героя по описанию

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» .

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях -- это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики .

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст .

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе .

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» .

Внеклассное – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.

Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

Как указывает М.Г. Качурин – автор статьи о методике внеклассного чтения в книге «методика преподавания литературы», внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Внеклассная работа по литературе – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.

Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая форма занятий по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие, но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящей формой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на уроке чтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, в которых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращается на реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательных остается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.

Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.

Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой - выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.

Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.

Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать - будешь много знать!», «Любите книгу - источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае - уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции - пропаганда книг и контроль за дет. чтением - совпадали. Гл. условие эффективности данной системы - высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы - отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.

Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в . 19 - нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное - в ср. звене, программное и внепрограммное - в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто у уч-ся культуры чтения.

Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. с книгой осуществляется только в условиях , то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.

В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.

С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Её ведущая цель - воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. - изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса - уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки - индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и .

Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.

Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. ), М., 1980; её же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ" в других словарях:

    Внеклассное чтение -

    Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает… … Педагогический терминологический словарь

    Внеклассное чтение (книга) - Внеклассное чтение Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала: русский Оригинал издан: 2003 Серия: «Приключения магистра» Издательство: « … Википедия

    чтение - сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева

    Детское чтение и детская литература

    Детское чтение и Д. литература - Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Фондорин - Фондорин, Самсон Данилович Самсон Данилович Фондорин Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия

    Самсон Данилович Фондорин - Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия

    Ласточкина - Ласточкина, Елизавета Гурьевна Ласточкина, Елизавета Гурьевна (5 июня 1869 1 января 1967) – русский сурдопедагог. Ласточкина, Елизавета Гурьевна Дата рождения: 5.6.1869 Дата смерти: 1.1. 1967 Место смерти: Москва Гражданство: Подданство … Википедия