Война и мир описание войны 1805. Каким было отношение Толстого к войне

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы: Андрей Болконский, Николай Ростов, Кутузов, Долохов.

Цели и задачи: выявить идейно- художественные особенности изображения войны; проследить судьбы героев Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, отношение автора к войне; развитие речи, умений и навыков анализа текста; воспитание интереса к творчеству Толстого, нравственное воспитание.

Оборудование: иллюстрации к роману, таблица «Схема-план содержания 1 тома романа»

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как автор относится к войне.

Каждая часть начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

(Исторический жанр требовал предельной достоверности)

Как расширяется место действия романа и какие новые герои входят в роман?

(Австрия. Александр 1, Наполеон, Кутузов и Мак, военачальники и солдаты, гусары Денисова, рота Тимохина, батарея Тушина.)

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Готова ли армия к войне? (глава 2)

Русское правительство вступило в войну из-за боязни распространения революционных идей и желания препятствовать захватнической политике Наполеона. В сцене смотра в Браунау выявляется непонимание целей войны. Кутузов хотел убедить австрийских генералов, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова война не была священным долгом, его цель - удержать армию от боя.

Что можно сказать о Кутузове?

Старческий облик. Знание старых сослуживцев. Понимание солдатских нужд. Любовь к русскому солдату и ответная любовь их к нему. Отрицательное отношение к войне.

Ростов еще не был на войне. Его восприятие – выражение естественных человеческих взглядов. Сцены: утро пред боем, сцена разговоров русских и французских солдат во время перемирия, первый бой (гл.8-мост).

Писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на жестокости, крови, страданиях. Столкновение романтических представлений о войне с ее жестокостью, разочарование Ростова.

Какой же выход может быть для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.

Перескажите план Кутузова.

В чем разница между поведением Долохова и Тимохина и его солдатами гл.20-21)

Расскажите о поведении Жеркова в бою? (гл.19)

Батарея Тушина (гл. 20-21)

Образ Андрея Болконского. С какими мыслями он шел на войну? (гл.12)

Поведение Н.Ростова а А.Болконского в Аустерлицком сражении (гл. 13,17,18. и гл. 11,12, 16, 19)

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Ростов не чувствовал радости от встречи с государем, Болконский разочаровался в Наполеоне, открыл новый мир, новый смысл жизни.

Рядом с батальными сценами стоят сцены женитьбы Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Затеянная ради славы, честолюбивых интересов русских придворных кругов, война была непонятна народу и закончилась поражением.

3. Работа над планом содержания 1 тома. (Запись на доске)

4. Письменная работа. Опрос и проверка знаний текста тома 1.

Назвать основные события.

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе на день рождения? (Сережки)

С кем танцевала Ростова на именинах? (Пьер)

От кого узнала М.Болконская о сватовстве к ней Анатоля? (Жюли Карагина)

Какое ранение и в каком бою получил Ростов? (рука, Шенграбен)

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (не получил распоряжения, Жерков струсил)

Почему М.Болконская не приняла предложения Анатоля? (увидела свидание с компаньонкой)

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея? (ранение и плен)

5. Домашнее задание.

Том 2. Выделить сцены «Поиски смысла жизни Безуховым и Болконским».

Выучить отрывок «Описание дуба» (том 2., часть3, глава 3). Составить тест из 12 вопросов.

Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским арьергардом под командованием князя П. И. Багратиона и 40-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата. Багратион прикрывал отход главных сил русской армии генерала М. И. Кутузова на Цнайм и не отступил до тех пор, пока не потерял половину своих сил и всю артиллерию. Историческая справка

Кутузов, понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Шенграбенское сражение


Как ведут себя в бою герои романа? князь Андрей Долохов Жерков Николай Ростов капитан Тушин Артиллерийский бой


Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Ключевые вопросы и выводы


Аустерлицкое сражение


Би?тва под А?устерлицем - решающая битва 1-й австрийской кампании 1805 против третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против императора Наполеона I в этой битве сражались армии ещё двух императоров - австрийского Франца II и русского Александра I Павловича. Это одна из крупнейших битв наполеоновской эпохи. Историческая справка


20 ноября (2 декабря) 1805г. состоялось решающее сражение между российско-австрийской и французской армиями во время русско-австро-французской войны 1805 около города Аустерлиц (ныне Славков, Чехия). Французская армия Наполеона I разбила российско-австрийские войска под командованием М.И. Кутузова, которые при отступлении понесли тяжёлые потери. После Аустерлицкого сражения 3-я антифранцузская коалиция распалась.


Союзная армия насчитывала ок. 85 000 человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова. Общая численность французской армии, прибывшей вслед за Кутузовым в район Аустерлица составляла до 200 тыс. человек, что фактически предопределяло исход генерального сражения.


Перед началом сражения


Аустерлицкое сражение


Аустерлицкое сражение Батарея Тушина

Домашнее задание Путь исканий Андрея Болконского: Том 1 часть1 главы 13, 14, 17, 20 часть 3 главы 12, 16, 19 Том 2 часть 2 главы 11, 12 часть 3 главы 1-4 15, 17, 18, 19, 24 Том 3 часть 1 глава 8 часть 2 главы 36-37 часть 3 главы 31-32 Том 4 часть 1 главы 14-16


Самостоятельная работа Анализ глав 1-3 части 3 тома 2 Как воспринимает Андрей Болконский дуб по пути в имение Ростовых и по возвращении домой? Какие изменения в восприятии произошли и чем они были обусловлены?


Домашнее задание Путь исканий Пьера Безухова: Том 1 часть 3 главы 1-2 Том 2 часть 1 главы 4-6 Том 2 часть 2 главы 1-5, 10-14 Том 2 часть 3 главы 7-10 Том 3 часть 1 главы 19-23 Том 3 часть 2 главы 17-18 Том 3 часть 3 главы 8-11, 33-34 Том 4 часть 1 главы 9-13, часть 2 главы 11-14, часть 4 главы 12-20


Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому. При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции. События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода, составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»



« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?




«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»








ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? (Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?


Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра


Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».


« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?


Разговор солдат « - А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бунапарт стоит. - Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»


Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ: « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.


Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIIIглавы (2 часть). Толстой описывает первые бои. В этих главах – первые мазки толстовской батальной живописи. Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? (Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)


Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою(Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»


Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»




Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек. Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?




Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»




Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» «...не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»


Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год


Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее. У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.


Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём, по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»


Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.
Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы.


Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. «.. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»


Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»


Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?


Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.


Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю. Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея. Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.





Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог:

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А. С. Пушкин

Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, писатель много думал о роли войны в жизни человеческо-го общества. Толстой не был пацифистом. Он различал войны справедливые и не-справедливые, захватнические. Мы убеждаемся в этом, когда размышляем о том, как показаны в «Войне и мире» две войны — кампания 1805—1807 годов и Отече-ственная война 1812 года.

Россия в 1805 году вступила в войну против наполеоновской Франции, так как царское правительство боялось распространения революционных идей и хотело помешать захватнической политике Наполеона. Сам Толстой резко отрицательно относится к этой войне и такое свое отношение к бессмысленному уничтожению людей передает через переживания неопытного, наивного, искреннего Николая Ростова. Вспомним утренний разговор Николая с немцем, хозяином дома, в кото-ром Ростов живет, их дружелюбие, радость, вызванную прекрасным утром, и восклицание: «Да здравствует весь свет!»

К чему война, если русский и немец, военный и штатский, чувствуют одинако-во, любят друг друга и весь мир?!

А вот во время перемирия переговариваются русский и французский солдаты. Они так весело смеются, что после этого нужно было бы бросить ружья и разойтись по домам, «но ружья остались заряжены... И так же, как прежде, остались друг против друга... снятые с передков пушки». В этих строках — горечь автора, кото-рый ненавидит войну.

Толстой был уверен, что причины поражения — отсутствие единства в армии союзников, несогласованность действий, а главное то, что цели этой войны были непонятны и чужды солдатам.

Тема войны получает в «Войне и мире» принципиально новое решение при изоб-ражении событий 1812 года. Толстой убедительно доказывает необходимость спра-ведливой, оборонительной войны, цели которой понятны и близки народу.

Мы наблюдаем, как рождается единство — общность народа, который понимает, что решается его судьба, судьба будущих поколений, а если проще, судьба детей и внуков. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пуш-кин) не позволяет бездействовать.

Люди разных классов, разных сословий объединяются для отпора врагу. «Всем народом навалиться хотят!» — вот ключ к пониманию того, почему во время остав-ления Смоленска купец Ферапонтов сжигает свое добро; Ростовы, покидая Моск-ву, отдают подводы раненым, лишаясь всего своего имущества; князь Андрей, за-бывая о своих несчастьях, уходит в действующую армию; Пьер отправляется на Бородинское поле, а затем остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона.

Всенародное единство — вот что, по мнению Толстого, определило нравствен-ную, а затем и военную победу России в 1812 году.

Изменились и принципы изображения войны Толстым. Если, рассказывая о во-енных событиях 1805—1807 годов, он раскрывает в основном психологию отдель-ного человека или групп людей, то при изображении Отечественной войны в цент-ре внимания писателя народная масса, отдельный человек интересует его как частица этой массы. Материал с сайта

Перед нами развертываются широкие картины народной жизни на фронте и в тылу. Каждый из героев романа, пусть по-разному, вовлечен в эту жизнь, на-чинает чувствовать то, что чувствует народ, и относиться к происходящим собы-тиям так, как к ним относится народ. Для князя Андрея, например, очень важ-но, что так же, как он, думают о войне Тимохин и вся армия; ополченцы перед Бородинским сражением «белые рубахи надели», а Долохов приносит свои извине-ния Пьеру — это ведь тоже своеобразная «белая рубаха», очищение перед святым делом, а может, и перед смертью. Бесстрашны и спокойны солдаты и офицеры батареи Раевского; величествен Кутузов, уверенный в том, что победа будет одер-жана, что Бородино станет началом гибели армии завоевателей.

Так все и случилось. «Дубина народной войны поднялась... и гвоздила францу-зов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Таким образом, изображая в «Войне и мире» военные события, Л. Н. Толстой подчеркивает резкое различие между характером войны с Наполеоном (1805—1807), цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войны 1812 года как народной войны, справедливой и необходимой для спасения России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Эпопея «Война и мир» из всех произведений Толстого наделена наибольшей целостностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остался горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии - в центре повествования. Что такое война? Кто истинные ее герои? Кому достаются лавры победы? Как проявляется человеческая сущность на войне? На протяжении всего романа Толстой «взвешивает» возможности жизни, возможности войны и мира, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью, пытаясь подняться от частной жизни героев к общим проблемам истории. Часто смысловым и композиционным стержнем этих поисков становится у Толстого военная тема.
В изображении войны 1812 года Толстой следовал общему замыслу романа - поиску нравственных начал в русской жизни. Поэтому не война сама по себе как конкретное историческое событие, а люди на войне, их поведение, смысл их жертв находятся в центре внимания автора. Война 1812 года была для Толстого справедливой, общенациональной борьбой за независимость. Дрались за свой дом, за родных и близких, и слово «Родина» было для каждого очень конкретным, понятным образом лично дорогого, того, без чего жизнь теряла смысл. Победа русского народа, по мнению автора романа, обусловлена не тем или иным течением военных действий, а особенностями его характера. Но «характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений» , и поэтому в поисках источников победы Толстой вначале обращается к нравственному опыту 1805 года.
Рассказывая о 1805 годе, Толстой сосредоточил свое внимание лишь на двух военных эпизодах - Шенграбенском и Аустерлицком, выразивших противоположные нравственные состояния русской армии. В Шенграбенском сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и дерутся ожесточенно, упрямо, потому что знают, ради чего рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг: их действия по сути добровольны, их упорство - залог одержанной моральной победы. Перед нами словно «островок» нравственности в целом в чуждой народу войне. Вот сложная и многокрасочная картина Шенграбенского сражения: «Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами...» , «...но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад.. . и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина.. . Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы.. . были оттеснены» . Шенграбенский эпизод - преддверие народной войны 1812 года и преддверие Бородина. При Аустерлице у армии, не обладающей нравственной целью, нет ни мужества, ни веры в победу. Русским здесь не за что драться, кроме «государственной чести» и своего императора, поэтому сражение проиграно, по сути, еще до того, как оно началось. Аустерлиц - это пролог ко второй, «государственной» , войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах, защищающие свое положение и формальную честь империи, и которая лишь формально связана с народной войной.