Вошел к парикмахеру сказал спокойный. Анализ стихотворения маяковского ничего не понимают

После прочтения стихотворения Маяковского "Послушайте", становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает риторические вопросы, спорит сам с собой убеждая через это, что необходимо бороться с бессилием, горем и страданиями, которыми наполнен весь мир.

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо, а реальный человек с сильными, рабочими руками. Именно этот Бог и оказывает помощь лирическому герою. Также в стихотворении есть и "они" - люди, которые оставили свои попытки дотянуться до звезд. Поэт проводит своеобразное сравнение, показанное на звездах, ведь для одних это нечто большее, называемое жемчужинами, а для других - звезды ничего не значат.
Можно заметить, что лирический герой в этом стихотворении очень болезненно относится к вопросам Земли и ситуации с миром - ему не все равно, он пытается бороться с надвигающими проблемами.

При прочтении стихотворения видно, что поэт не ругает и не учит наро, а говорит от чистого сердца - спокойно, тем самым исповедуется. Этим тоном Маяковский хочет доказать миру, что важно для человека прежде всего мечта и цель, а после уже все остальное. Звезды в данном случае и есть та, мечта, к которой должен стремиться каждый человек.

В конце же, когда лирический герой достигает своей мечты - достает звезду, то понимает, ему больше ничего не страшно.

Также данное стихотворение поднимает проблему того, что человек стал забывать, для чего он живет, поддаваясь каким-то лживым идеалам, теряя самого себя.

Своим произведением он толкает читателя задуматься над вопросом о смысле жизни, который устанавливает себе каждый человек самостоятельно.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В этом стихотворении Маяковского ярко проявляется его авторский стиль: особое построение строф, обилие восклицаний, энергия...

Вот поэт обращается к слушателю на "Вы" или к слушателям: "Послушайте!" Как часто и бывает, Владимир Маяковский использует парадокс в основе стиха: кто-то зажигает звезды. Это утверждается аксиомой, хотя читатель понимает, что звезды светятся сами по себе. Однако этот парадокс глубоко задевает, ведь он метафоричен, в его основе - сравнение звезды с огоньком, свечкой (в церкви), маяком. Существовало множество легенд в древности, что некое доброе божество зажигает это свет, а другое - гасит его. Что-то зарождает жизнь, что-то ее обрывает...

Из такой поэтической аксиомы следует вывод: кому нужно то, что звезды зажигают? У всего есть причина... Маяковский расширяет сознание читателя, сбивает его с привычных мыслей.

И далее рисуется история Того, кому нужны звезды. Как Он прибегает в метелях полуденной пыли (так и представляется жаркое солнце лета в этом оксюмороне) к самому Богу, боится, что уже поздно. Проситель даже плачет, целует руку Создателя. (Рука рабочая - "жилистая".) И просит, просит хотя бы одну звезду. Он клянется, что не перенесет отказа. Здесь поэт использует словосочетание "беззвездная мука" как беспросветное страдание. Дальше его психологическое состояние несколько меняется. Получив, видимо, положительный ответ, он внешне спокоен - он сделал все, что в его силах. Но проситель еще очень волнуется. И теперь он говорит кому-то, что будет Звезда. Обязательно.

Где же разгадка: кому и зачем нужны звезды. (Маяковский дает понять, что зажигает из Демиург.) каждый, наверное, ответил сам для себя. И все же, в стихотворении есть Проситель, кому, действительно, это важно. Но и он говорит с кем-то на "ты". Этому собеседнику свет звезд очень нужен... кому-то не должно быть страшно. Действительно, если на улице не кромешная тьма, если есть хоть одна звездочка (хоть лучик надежды в ситуации), то уже не так страшно. Можно представить образ женщины или ребенка.

В финале опять звучат все те же вопросы, но немного по другому. Ведь загорается звезда всегда (даже если ее не видно с Земли), так это кому-то нужно.

Интересно, что атеист Маяковский говорит, по сути, о вере. Свет, который барит людям Вселенная, равен психологической надежде. То есть напрашивается вывод, что людям нужна вера.

Впрочем, вопросы в стихотворении так и остаются риторическими.

Анализ стихотворения Послушайте! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще люблю, еще томлюсь Фета

    Лирика Фета нередко отличалась элементами философского отношения к действительности и некоторой печали. Как правило, его тоскливые настроения связывает с фигурой Марии Лазич, возлюбленной, которую он утратил

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

  • Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

    Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

  • Анализ стихотворения На пруде Бунина

    Произведение, которое описывает утро на водоеме, расположенном недалеко от маленького поселение, было написано в 1887 году. Автор только начинает свой творческий путь и многому учиться у своего наставника в лице Фета

Футуристическое стихотворение «Ничего не понимают» было написано В. Маяковским в 1913 году. В это время молодой поэт вел несколько эпатажный и даже хулиганский образ жизни. Он любил шокировать благочестивую публику и считал себя гением литературы, думая, что при помощи необычной формы можно преобразить любое содержание.Стихотворение описывает сцену из обычной жизни и, хотя исследователи так и не нашли фактов, доказывающих, что данный случай действительно произошел с поэтом, очень легко можно увидеть в литературном герое именно Маяковского.

Читать стих «Ничего не понимают» Маяковского Владимира Владимировича весело, а учить сложно. Лирический герой стихотворения зашел в обычную парикмахерскую и попросил мастера причесать ему …уши. Естественно, парикмахер сначала растерялся, а потом разразился бранью, чем и привлек внимание многих любопытствующих обывателей.Сцена казалась бы странной и нелепой, если бы не тот факт, что футурист Маяковский пытается с её помощью привлечь внимание читателей к данному направлению в литературе и высказать сожаление о том, что их, футуристов, никто не понимает.Маяковский таким образам обозначает проблему молодого человека, который из-за своей лопоухости стесняется знакомиться с девушками, тем более сам поэт был лопоух, комплексовал по этому поводу, но позднее понял, что никто НЕ ПОНИМАЕТ его мучений, что никому нет дела до его душевных терзаний, поэтому просто перестал обращать внимание на эту деталь своей внешности.

Стихотворение имеет двойное дно, и, чтобы понять его содержание, надо «окунуться» в жизнь самого Маяковского с головой. Текст стихотворение Маяковского «Ничего не понимают» опубликован полностью на нашем сайте. Произведение можно как читать онлайн, так и скачать. Изучают его на уроках литературы в 11 классе.

Урок изучения и закрепления нового материала

Учитель Сергеева О.С.

Тема урока: «В.В. Маяковский. Истоки бунтарского духа раннего творчества или «пощечина общественному вкусу».

Цель урока: «Формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В. Маяковского»

Оформление доски:

    Тема, эпиграф.

    Заготовка для анализа стихотворения «А вы могли бы?»

    (FUTURUM – будущее). «Только мы – лицо нашего Времени Парохода Современности »

    Ход урока:

Я хочу быть понят своей страной.

В.В. Маяковский

В начале урока мне бы хотелось наложить заклятие на всех присутствующих в этой аудитории.

Велимир Хлебников

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1910

    Чем необычно? (Содержанием и формой)

    Какой корень лежит в основе всех слов? (Смех)

Никто не оспорит, что это стихотворение одно из самых жизнерадостных и позитивных, хотя на первый взгляд приводит в шок. Я хочу, чтобы на уроке вы также были позитивно настроены.

Это Велимир Хлебников, один из участников семерки поэтов, в том числе и Маяковского, называвших себя «людьми новой жизни», и выступивших 18 декабря 1912 года с программным манифестом «Пощечина общественному вкусу». Позже под таким названием стал выходить футуристический сборник. Эти поэты называли себя футуристами (FUTURUM – будущее). «Только мы – лицо нашего Времени … Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности »

Вопрос: Что бы вы ответили этим людям, если бы услышали их с трибуны?

Не спешите обвинять «бойкую» молодежь, давайте вместе разберемся, может быть, в их смелых целях все-таки есть свои ценности.

Они хотели максимально приблизить искусство к пониманию народа, для чего нужно было создать принципиально новую поэзию с точки зрения содержания и форм.

В обычной жизни приход всего нового, кардинально меняющего сложившиеся стереотипы, вызывает негативную реакцию. Во времена инквизиции людей науки и вообще людей нестандартно мыслящих жгли на костре. Человечеству свойствен консерватизм. Зачастую мы отвергаем все, что нам непонятно: кино плохое, книга неинтересная, человек глупый, если не сходится со мной во взглядах и многое другое. Мы забываем к своим утверждениям добавить слово ПОТОМУ ЧТО. Чтобы его добавить, нужно ответить на вопрос «почему», а для этого в свою очередь нужно применить знания, проанализировать ситуацию, явление и тогда уже с весомыми аргументами вынести свой вердикт.

Тем более обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не признан, не отвергнут, а именно ПОНЯТ. И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся понять поэта, не судить о нем поверхностно.

«Ничего не понимают» Владимир Маяковский

Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши».

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

лицо вытянулось, как у груши.

«Сумасшедший!

Рыжий!»-

запрыгали слова.

Ругань металась от писка до писка,

и до-о-о-о-лго

хихикала чья-то голова,

выдергиваясь из толпы, как старая редиска.

За что обругали и обсмеяли героя? За то, что он спросил не так, как это принято, образно, вложив переносный смысл в сказанное. Он никого не обидел (об этом говорит волшебное слово «будьте добры»). Просто оказался не таким, как все, но, как обычно это бывает в жизни, никто этого понять не захотел. Раз не как все, значит плохо.

Сегодня мы будем говорить о раннем периоде творчества этого поэта, постараемся придти к осознанию и пониманию Маяковского. И сразу нам необходимо договориться, не понимать его буквально. В резких, грубых на первый взгляд выражениях содержится смысл. Давайте читать между строк. Возможно, мы расшифруем, о чем говорит нам его лирический герой и не уподобимся парикмахеру из стихотворения.

Вопрос: Какие стихотворения или поэмы Маяковского вам известны?

    Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха, Что такое Хорошо и что такое Плохо?

    Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!

    Светить всегда, Светить везде До дней последних донца. Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!

………….

Задание: Давайте обратимся к ранее прочитанной вами статье учебника. Возьмите заготовленные листы. Ответьте на вопросы. Пока выполните минимум, т.е. задание на оценку «3»

Из курса истории мы знаем, что в России, начиная с конца 19 века, сложилась предреволюционная ситуация. В 1908 г. Маяковский оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в партию большевиков, выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

Вывод: литературный процесс всегда и во все времена являлся отражением процесса исторического, следовательно, революционная ситуация в обществе – революционная ситуация в литературе.

Новаторство. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Его стих исследователи позже назовут акцентным.

Поэтому Маяковскому принадлежит крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?»

Я читаю стихотворение (анализируем вместе)

А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я
сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(1913) .

    Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»)

    Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы)

    Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта – творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень – бытовые)

    Обратите внимание на опору с анализом данного стихотворения. Она поможет вам при самостоятельном анализе стихотворения.

Прочитайте стихотворение «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914

Давайте устно поработаем над ним по заданной схеме

Стихотворение начинается с риторического восклицания-просьбы. Какого? (Послушайте!)

Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»

Проблема: «Какой вопрос

Самостоятельно выполните письменную работу по стихотворению «Люблю»

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Лирический герой – «Я».

«Вы» – остальные люди.

Краска – цвет.

Блюдо – посуда.

Ноктюрн – музыкальное произведение.

Студень – холодная желеобразная закуска.

Флейта – музыкальный инструмент.

Карта – распорядок.

Вывод: стихотворение построено на антитезе (противопоставлении)

«Я» выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн.

«Вы» живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.

«Я» не отгорожен от будничной жизни – просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать

«Вы» довольствуются едой, будничным распорядком дня, не умеют и более того не желают преображать жизнь.

Вывод: Это стихотворение – микрокосм раннего Маяковского . Оно дает движение двум самым главным образам творчества: «Я» с его «острым зрением» и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и «Вы», наделенного «куцым» зрением, избирающего дома-скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ всегда героизирован в противостоянии миру, второй – остросатирический.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом , предполагающим различные варианты ответов в зависимости от того, кто на него будет отвечать. В данном случае – да или нет плюс самые различные обоснования.

Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»

О герое, который умеет преобразить будничную жизнь и остальном обществе, живущем по обычному распорядку.

Герой противопоставляет себя и свое яркое видение мира всему скучному, серому, унылому, будничному, чем живут остальные.

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)

Чья жизнь должна стать образцом для подражания? Почему?

Что хорошее (плохое) можно увидеть в той или иной позиции?

И др.

ФИО_______________________________________________________________________

Оценка «3»

Годы жизни

Сколько лет прожил?

В какой стране родился?

В каком селе?

Сколько было детей в семье?

Чем занимались родители? Каковы ведущие черты характеров отца и матери?

Чем занимались дети в семье?

Почему семья переехала в Москву?

Кто первым назвал В. Маяковского гениальным поэтом?

Когда примкнул к футуристам?

Оценка «4»

Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)

Оценка «5»

Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? (выполни работу на обороте).

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".


Маяковский, едва перешагнув через призывной возраст, уже говорил о вечности своей поэзии:
Мой крик в граните времени выбит
и будет греметь и гремит,
оттого что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!
("Я и Наполеон", 1915 г.).

Но тогда уже он предсказывал и свою трагическую гибель:
Все чаще думаю -
не поставить ли лучше
точку пули в своем конце.
("Флейта - позвоночник", 1915 г.).

Или:
Через столько-то, столько-то лет
- словом, не выживу -
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет...
("Дешевая распродажа", 1916 г.).

"С голода сдох" бездомный Велимир Хлебников. А Маяковский, "встав под пистолет, поставил точку пули в своем конце".<…>

В начале 1930 года, Маяковский вошел в Ассоциацию Пролетарских Писателей, приверженцев социалистического реализма, и следовательно, совершенно противоположных поэтическим концепциям Маяковского. 16 марта произошел катастрофический провал постановки "Бани". 25-го марта он обратился с просьбой о выдаче ему нового разрешения на выезд в Париж, к которому он окончательно привязался, несмотря на свои поэмы. Однако, советские власти, ознакомившись с "Клопом" и с "Баней", поняли, что Маяковский может быть, действительно, решил "жить и умереть" в Париже и, пожалуй, рассказать там кое-какую правду о советском режиме. Выезд заграницу, на этот раз, был ему запрещен.
Поэзия Маяковского умерла. Это было решающим фактом в его биографии. Сюда следует добавить романтическую неудачу (в любви). Затем - приближавшиеся полицейские угрозы.
14-го апреля Маяковский застрелился.
Ему было 37 лет. Роковой возраст: в этом возрасте умерли Рафаэль, Байрон, Пушкин, Ван-Гог, Хлебников…
После самоубийства Маяковского Сталин ограничился лишь одной фразой:
"Маяковский есть и останется лучшим и наиболее способным поэтом нашей советской эпохи, и равнодушие к его памяти и к его произведениям является преступлением".

Множество советских критиков говорило о том, какой он талантливый, общепризнанный, счастливый, но…
Счастливая жизнь никогда не ведет к самоубийству.

Вывод: самой важной задачей урока для меня была задача, чтобы у каждого из вас сложилось свое мнение о творчестве поэта. Я хотела показать вам его как личность, так же достойную уважения и имеющую право на свою позицию, пусть не похожую на позицию других. А в первую очередь достойно уважения уже то, что он до самой смерти был верен себе, не подстроился, не покорился. Несчастный в жизни, отвергнутый писательской элитой, он остался в нашей памяти вечно молодым. И к слову хочется сказать, что сам он очень любил молодежь, а молодежь понимала и принимала его.

Я хочу поблагодарить всех за внимание и за работу отдельно ……………………………

Оценки поставлю после проверки письменной работы на следующем уроке.

Владимир Владимирович Маяковский

Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.

«Сумасшедший!
Рыжий!»-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.

Владимир Маяковский

Ранние произведения Владимира Маяковского выдержаны в духе футуризма. Этому направлению поэт оставался верен до конца жизни, хотя и изменил свои взгляды на поэзию, признав, что и до него в русской литературе было много выдающихся людей, достойных того, чтобы войти в историю.

Тем не менее, молодой Маяковский не утруждал себя подобными философскими размышлениями, считая, что при помощи формы можно преобразить любое содержание . Поэтому его стихи нередко носили оттенок хулиганства. Впрочем, и в обычной жизни поэт не отличался спокойным нравом. Он мог публично пошутить таким образом, что объект его внимания сгорал со стыда, или же выйти на улицу босиком, чтобы эпатировать благочестивую публику. К этому периоду жизни и творчества Маяковского относится стихотворение «Ничего не понимают», написанное в 1913 году. Оно представляет собой короткую зарисовку из жизни, хотя нет ни одного свидетельства о том, что подобный случай действительно имел место в жизни поэта. Тем не менее, сценка, разыгравшаяся в парикмахерской, представлена так живо и образно, что сомневаться не приходится: Маяковский действительно был ее непосредственным участником и умышленно спровоцировал конфликт.

Начинается все с того, что поэт просит парикмахера причесать ему уши. Причем, обращается к мастеру спокойно и предельно вежливо. Однако, глядя на странного посетителя, «парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось как у груши», естественно, что после такого предложения он разразился бранью на радость любопытных прохожих, головы которых то и дело мелькали за окном, «выдергиваясь из толпы, как старая редька».

Теперь стоит вернуться к названию самого стихотворения, в который автор вложил основной смысл всего произведения. Если рассматривать его с точки зрения футуризма , то Маяковский всего лишь хотел сказать, что его и других поэтов, являющихся приверженцами этого направления, попросту никто не понимает. И чтобы донести до читателей эту мысль, перед ними была разыграна нелепая сценка. Тем не менее, в желании поэта иметь причесанные уши скрыт обычный комплекс молодого человека, который стеснялся знакомиться с девушками из-за своей чрезмерной лопоухости. И именно об этом Маяковский хотел рассказать в своем стихотворении, переполненном личными переживаниями, которые окружающие просто отказывались замечать.

Прошли годы, и поэт тоже перестал обращать внимание на свой недостаток внешности, но при этом укрепился в мысли, что он совершенно никому не нужен, и ни одному человеку в мире нет никакого дела до его душевных переживаний, скрытых под маской безразличия.

Стихотворение «Ночь» Маяковского. Анализ.

Разговор о лирике раннего Маяковского обычно начинают со стихотворения «Ночь», того самого, о котором поэт писал в своей биографии как о «первом профессиональном». О чём же «Багровый и белый … »? Понять поэта обывателю с примитивным, нехудожественным мышлением сложно, и зачастую «заумь» ничего, кроме раздражения, не вызывает, хотя в общем-то начало стихотворения достаточно ясно. Цвета дня уходят, отступают на задний план. Зелёное сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие тоги» на зданиях …

Но уже во второй строфе возникает не всегда понятный образ: «И раньше бегущим, как жёлтые раны, / огни обручали браслетами ноги … » Что увидел здесь поэт? Ведь Маяковский — художник, не выносящий «красивенького», И он очень точен в каждой изображаемой детали. Рассказывают о его диалоге с Давидом Бурлюком по поводу строчки из стихотворения «Из улицы В улицу»: «Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая». На замечание Бурлюка, мол, трамвай должен пожирать рельсы, Маяковский ответил: «Давид, ты не там стоишь. Ты встань на заднюю площадку и посмотри!» Так как же появились эти «браслеты» на ногах? Понятно, что это свет. Но где источник этого света? Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать браслетами ноги» — они дают рассеянный свет, а здесь «браслеты», узкая полоска света. В современном городе этого уже нет, но это Москва

1912 года, Москва Гиляровского! И свет этот свет из подвальных окон, только самым краешком поднимающихся над землёй, конечно, это мелочь и к пониманию идеи стихотворения относится достаточно опосредованно, но как важны подчас и интересны всякие «неважности»!

Мы вместе с поэтом, пройдя по московским окраинам, выходим в центр города. Фешенебельные рестораны, дорогие магазины, радостная, счастливая, разряженная публика:

Толпа, пёстрошёрстая быстрая кошка,

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Замечательный образ — толпа-кошка!

у Маяковского слово зачастую многозначно и создаёт образ на уровне подсознания, ассоциации. Пёстрая толпа — «пёстрошёрстная» кошка. Но это только первый слой. Кошка — какая она? Грациозная, гибкая (поэтому толпа и плывёт, извиваясь»), мягкая, «домашняя» — и в ту же секунду хищная, агрессивная, подчинённая никому не понятным инстинктам.

А теперь попробуем представить себе восемнадцатилетнего юношу, нищего, оборванного, но с претензией на неоценённую гениальность, рвущегося к признанию, не чуждого эпатажу; в котором соединяется подсознательный страх быть не таким, как все, и тут же нежелание быть таким, как все. И всё это накладывается на стремление любить и быть любимым — одновременно с мальчишеской закомплексованностью. Подчас может быть интересно сопоставление с некоторыми явлениями современной молодёжной культуры, ведь в сознании школьников часто возникает разрыв между изучаемым произведением и окружающей его действительностью. В одной из композиций Вячеслава Петкуна есть строки: «Иду навстречу цветным витринам, мимо проплывают дорогие лимузины; в них женщины проносятся с горящими глазами, с холодными сердцами, с золотыми волосами». Такой же «город сказка, город мечта» предстаёт и перед лирическим героем Маяковского. Да и если разобраться, два поэта пишут об одном и том же. Самая, пожалуй, сложная — последняя строфа, и особенно её последние две строки:

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул; пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

Именно в этой строфе ключ к пониманию всего стихотворения. Здесь и мимолётно брошенный взгляд разодетой в меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача из авто, взгляд, где сочетается чувственный интерес и презрение к нищему оборванцу, и ответный — поэта, соединяющий презрение к «смотрящей устрицей из раковины вещей» со страстностью, что сродни злобе. Интересен глагол «протиснул», содержащий в себе некое указание на сопротивление, поэт словно пробивается в мир, чуждый ему. Но мир этот не приемлет «грубого гунна», и «бабочка поэтиного сердца» раздавлена. Что же произошло с героем в финале стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом, почему они «хохочут ударами в жесть»?

Вернёмся к своего рода видеоряду, созданному поэтом. В московских дорогих заведениях начала века проявлялись несколько стилей, и среди них доминировали два: классический, старорусский, с седобородым привратником в медалях, и модерн, привлекающий необычайным, экзотикой, где швейцарами служили молодые арапы в шапочках, украшенных яркими перьями.

Задача же швейцара — «держать И не пущать», отсекать нежелательные элементы, разрушающие иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым человеком в жёлтой блузе захлопываются двери в сияющий огнями мир.

Та же тема конфликта лирического героя и окружающего его мира звучит не только в этом стихотворении. Вот, к примеру, «Ничего не понимают». Снова «странная» строка: Вошёл к парикмахеру, сказал -спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши!» Что здесь, просто эпатаж читающей публики? Попробуем задать вопрос, а что такое «парикмахер», что он делает? Конечно, стрижёт, делает красивыми, иначе говоря, приукрашивает, выравнивает, срезая вихры, неровности, шероховатости, нивелирует, «стрижет всех под одну гребенку». -Парикмахер» — общество, которое ставит человека в определённые рамки, тесные для лирического героя, он не такой, как другие, он -непричёсанный-, у него уши торчат! И всё же он стремится быть понятым и принятым миром, И если для этого нужно «быть причёсанным», он попробует! Но вот реакция общества: «Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, / лицо вытянулось, как у груши … » Слово «гладкий» В русском языке весьма многозначно. Это и «ровный», «нешероховатый», и «упитанный», «дородный», «сытый», отсюда ассоциации с розовым. (У Бунина в «Антоновских яблоках» старостиха гладкая, как холмогорская корова.) А «хвойный» — явно антоним «гладкого»: зелёный, колючий, игольчатый, ощетинившийся. Мир сытых и самодовольных буржуа не приемлет лирического героя, в сознании обывателя он шут, клоун, «рыжий». «Дряблая редиска» их голов не может понять и принять не похожего на них человека.