Выживание в условиях автономного существования. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования урок

Инструкция

Сложности при изучении русского языка во многом объясняются тем, что в нем написание не соответствует произношению. Вы должны усвоить, что может быть буква, дефис или пробел. Это те написания, которые необходимо проверить, применив то или иное правило.

Написание безударной гласной, т.е. находящейся в слабой позиции, почти всегда не соответствует произношению, и ее нужно проверять. Это можно сделать, изменив форму слова или подобрав родственное таким образом, чтобы она оказалась под .

Часто допускают ошибки в написании «н» и «нн» в и прилагательных. Для того чтобы выделить эту орфограмму, вам нужно графически объяснить ваш выбор. Это можно сделать, например, показав при помощи вспомогательного вопроса наличие зависимого слова или приставки, кроме «не». Вы можете указать, от какого вида образовано причастие. Не забудьте отметить, если слово является исключением.

Если вам нужно выделить орфограмму в написании личного окончания глагола, выделите это окончание и укажите спряжение.

Орфограммой может быть также и постановка дефиса. Например, требуется объяснение его написания в неопределенных местоимениях и наречиях. В этом случае вам нужно выделить ту часть слова, наличие которой требует постановки дефиса. Например, в местоимении «кое-кто» нужно выделить приставку «кое», а в наречии «где-то» - суффикс «то».

Если орфограммой является пробел, подчеркните раздельное написание и укажите часть речи. Например, раздельно необходимо писать предлоги с другими частями речи.

Видео по теме

Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в любых частях слова, между частями слова или даже между словами.

Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в , в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно либо подобрав , в котором данное место в слове окажется в сильной позиции, либо обратившись к правилу орфографии.

Орфографией называют весь свод правил данного языка, который регулирует правильное слов.

Главным принципом орфографии является морфологический принцип. Он заключается в том, что в родственных сохраняется одинаковое написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним важным правилом является фонетический принцип – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «безвозмездный» слышится звонкая согласная, и нужно писать «з», а в слове «бессловесный» - наоборот. Однако и этот принцип соблюдается далеко не всегда.

Орфограмма состоит из двух компонентов: вариантов правильного написания слова и ситуации, которая эту орфограмму характеризует.

Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Например, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а кроме того нет зависимого слова.

В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить постановкой орфограммы в сильную позицию, необходимо обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Например, постановку гласных в слове «винегрет» невозможно проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы существующего. Значит, правильность его написания нужно узнать в словаре.

Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.

Разделы и принципы русской орфографии в методике преподавания

Читайте также:

Предложенный метод освоения правил подходит для продвинутого уровня изучения орфографии. Такие таблицы можно составлять со старшеклассниками в гуманитарных классах.

Основные орфограммы русского языка изучают в школе. Чуть более семидесяти правил должен запомнить ученик, чтобы не делать орфографических ошибок. Но если бы все было так просто, то и уроков орфографии понадобилось бы немного. В действительности требуется усвоить немалый теоретический материал, включающий понятия частей речи и частей слов, а также понимание принципов русской орфографии.

Принципы русской орфографии

У лингвистов нет единой стройной теории, касающейся принципов орфографии. Разные авторы говорят о разном их числе. Обобщение исследований Л. Л. Касаткина, Л. В. Щербы, Ю. С. Маслова и других позволяет выделить четыре группы требований, обосновывающих выбор написания.

1. Фонетический принцип. Предполагается написание слова в соответствии со звучанием. Например, правописание приставок бес- и без-.

2. Морфологический принцип. Опирается на единообразное написание морфемы при разном произношении. Сюда относятся орфограммы: безударная гласная в корне слова, непроизносимые согласные и т. п.

3. Традиционный принцип. Слово пишется в соответствии с исторически сложившимися условиями, при этом невозможно подобрать проверочное слово или объяснить написание с точки зрения современного русского. Это такие орфограммы, как чередование гласных в корнях или двойные согласные в заимствованиях.

4. Дифференцирующий принцип. Различие написания разграничивает части речи и отображает разное смысловое наполнение. Насчет и на счет, ожог и ожег и т. п.

Разделы орфографии, изучаемые в школе, также делятся на несколько групп. Они касаются изображения звуков буквами, употребления заглавных букв, слитного, дефисного или раздельного написания, переноса слов, а также правил сокращения (сложносокращенные слова, аббревиатуры, графические сокращения).

Каждая орфограмма относится к своему разделу и опирается на тот или иной принцип написания. Все эти обобщающие понятия нужны для структурирования и систематизации знаний и, в конечном счете, твердой орфографической грамотности при создании текстов. Хорошим подспорьем в запоминании изложенной теории о принципах и разделах орфографии может послужить таблица, которую будет заполнять ученик, относя каждое новое правило в ту или иную категорию.

10 орфограмм русского языка

Как вы понимаете, любое правило можно поместить в таблицу, добавляя строки. Практическая работа по составлению подобных таблиц может помочь школьникам, интересующимся теорией и историей орфографии, глубоко вникнуть в предмет.

Разделы орфографии и принципы написания

Морфологический принцип

Фонетический принцип

Традиционный принцип

Дифференцирующий принцип

Передача звуков речи на письме

Безударные проверяемые гласные в корне слов.

В безударной позиции в корне слова пишется та же буква, что и в проверочном слове под ударением: увядать – вянет, лесничество – лес.

Написание А/О в приставках раз-/рас-/рос-/роз-.

Под ударением пишется О, в безударной позиции А. Размышлять, розыск, роспись, рассылка.

Непроверяемые безударные гласные.

Написание проверяется по словарю: собака, калач, периферия.

Написание Ь для разграничения женского и мужского рода: ночь, меч, ложь, нож.

Написание заглавных букв

С прописной буквы пишется каждая новая строка в стихотворении, независимо от знака препинания в конце предшествующей строки.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.(Есенин)

Слитное, дефисное и раздельное написание

· Слитное написание предлогов и наречий, образованных слиянием предлога и существительного: внизу, взамен, навстречу.

· Дефисное написание частиц: кое-, кой-, -ка, ‑либо, -нибудь, -то, -тка, ‑с, -де. Кое-как, какой-то, ждем-с.

· Написание омофонов с различным лексико-грамматическим значением: на счет и насчет.

Правила переноса

Нельзя разбивать односложную приставку, если после нее стоит согласный: под-кова, раз-возчик.

Правила сокращения

При удвоенных согласных перед гласным следует в сокращении оставлять только первую: грам. ошибка, клас. различия.

Не все правила легко вписать в предложенную таблицу, однако само рассуждение на тему, к какому разделу орфографии оно относится и на какой или какие принципы опирается, помогает глубже понять орфографию русского языка. Такая «занимательная гимнастика» по русскому языку доступна школьникам старших классов, студентам и специалистам. Более младшим ученикам можно предложить другой практикум по орфографии, например изучать ее онлайн. Для этого на сайте mogupisat.ru разработаны специальные упражнения.


Теги: орфография, средняя школа
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203452 от 9 Августа 2015

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу. Проще говоря, это та часть слова, в которой легко можно допустить ошибку. В переводе с греческого языка орфограмма означает «правильная буква», где слово orthos переводится как «правильный», а gramma – «буква».

В качестве примера можно привести написание, основой которого является различение глухих и звонких парных согласных, находящихся в корне слова. Для правильного его написания необходимо изменить форму или же подобрать подходящее однокоренное слово.

Рассмотрим слово дуб , выделив его корень (т.е. в данном случае – всё слово). Здесь можно ошибиться, написав вместо буквы б букву п . Следовательно, буква б находится в слабой позиции, а значит, представляет собой орфограмму. Подчеркнув эту букву, вы выделите орфограмму. Данный случай относится к «Написанию глухих согласных в корне слова».

Изменив форму слова и подобрав к нему однокоренное, мы увидим следующее:

Дуб – Дубы

Теперь написание стало соответствовать произношению. Орфограммы в слове дубы нет.

Орфограмма может находиться в различных частях слова, как в приставке и корне, так и в суффиксе и окончании. Если вам нужно выделить орфограмму, то также обозначьте ту часть слова, в которой она располагается.

К примеру, если вам попалась орфограмма, относящаяся к «Чередующимся безударным гласным в корне слова», выделите корень и подчеркните гласную в корне, которая и является орфограммой.

В слове расположился нередко допускают ошибку в корне лож , здесь орфограммой считается написание буквы о . Необходимо выделить корень, подчеркнуть букву о одной чертой и букву ж двумя, т.к. после чередующейся безударной гласной о следует согласная буква ж , от которой зависит написание орфограммы.

Бывает, что в слове расположился допускают ошибку и при написании приставки. Следует выделить приставку, подчеркнуть букву с и следующий за ней согласный п , т. к. написание в этом случае зависит от того, каким является согласный, находящийся после приставки, звонким или глухим. Букву с нужно подчеркнуть одной чертой, п — двумя.

В этом же слове необходимо отметить орфограмму в приставке по . Для этого выделите приставку, подчеркнув букву о.

Так становится понятно, что в слове расположился следует выделять не одну орфограмму, а сразу несколько.

Как опознать орфограмму?

Чтобы уметь правильно писать, нужно научиться обнаруживать орфограммы. В первую очередь стоит уделять внимание:

безударным гласным в корне, приставке, суффиксе и окончании (важно знать состав слова и хорошо понимать принципы словообразования);

гласным, следующим после шипящих и буквы ц ;

мягкому знаку, находящемуся после шипящих в конце слов;

правописанию не в разных частях речи.

Дословный перевод термина «орфограмма» с греческого языка означает правильную запись или правильное письмо. Соответствующий раздел русского языка отвечает за правописание, с чем нас знакомят уже в начальной школе. Умение грамотно писать является основой для получения высшего образования и выстраивания успешной карьеры, даже в современных условиях компьютеризации и преобладания печатного текста.

Разберемся подробнее в вопросе, что такое орфограмма, опираясь на формулировки из школьной учебной программы.

Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел - орфографию русского языка.

Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.

Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент - это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент - это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.

Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.

В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.

Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).

Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.

Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».

Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.

Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.

Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:

  1. наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
  2. наличие гласных после шипящих и «ц»;
  3. «ь» в конце слова после шипящих;
  4. присутствие «не» в разных частях слова.

Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.

Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.

Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).

Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).

Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.

В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг - друзья - дружить).

Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять - развеять; красить - раскрасить).

Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк - шелка; жёны - жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».

С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании - «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».

Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать - бро′сить).

Орфографический разбор слова

Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:

  • проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
  • обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
  • определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
  • подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
  • обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.

Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).

Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.

Видео про то что такое орфограмма

Все факторы, влия­ющие на способность к выживанию, можно разделить на 4 группы:

Антропологические;

Природно-средовые;

Материально-технические;

Экологические.

Антропологические факторы характеризуют состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма.К антропологическим факторам относится:

Психологическая подготовленность;

Морально-волевые качества;

Активно-преобразовательная деятельность, влияющая на преобладание положи­тельных или отрицательных эмоций;

Умение действовать в условиях автономного существования.

Для неподготовленного человека окружающая среда - источник всевозможных опас­ностей, он находится в постоянном тревожном напряжении. Это состояние продолжается от нескольких минут до нескольких суток.

Таким образом, важная задача обучения - психологически подготовить человека к преодолению возможной ЧС, повысить его эмоциональноволевую устойчивость, научить правильно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.

Природно-средовые факторы - температура, влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др.
Люди способны переносить даже самые суровые природные условия в течение дли­тельного времени. Однако, попадая в них впервые, они оказываются малоприспособленными к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем большего напряжения сил требует борьба за выживание, тем строже должны выполняться правила поведения и тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Материально-технические факторы обеспечивают защитные материалы в услови­ях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подруч­ные средства, используемые для различных целей, и др.

Экологические факторы риска возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой (несчастные случаи, травмы и т. д.).

Физиологические факторы риска - болезни, стихийные бедствия, жара, холод, голод, жажда, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений внутри аварийной группы. Для человека, попавшего в чрезвычайные обстоятельства, факторы приобретают особое значение. Именно по этим причинам происходит большинство трагических исходов аварий.

Рассмотрим основные физиологические факторы риска.
Голод. В медицинской литературе под чувством голода понимают совокупность ощущений, выражающих физиологическую потребность организма в пище. Соответственно, голодание - состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ. Условноразличают несколько типов голодания:
абсолютное - человек лишен пищи и воды;

Полное - человек лишен пищи, но не ограничен в водопотреблении;

Неполное - пища употребляется человеком в ограниченных количествах, недоста­точных для восстановления энергозатрат;

Частичное - при достаточном количественном питании человек недополучает с пи­щей одно или несколько веществ (витамины, белки, углеводы и т. п.).

При полном и абсолютном голодании организм вынужденно переходит на внутреннее самообеспечение. Подсчитано, что у человека массой 70 кг энергетические резервы орга­низма составляют примерно 160 тыс. ккал;

% этих резервов (65-70 тыс. ккал) организм может израсходовать без прямой угрозы для своего существования.
В состоянии абсолютного покоя человеку для поддержания жизнедеятельности организма (работы сердца, легких, мозга и других органов) требуется одна килокалория в час на один килограмм массы. При массе 70 кг энергозатраты человека составят 70 ккал/ч или 1680 ккал/сут. Это неизбежные внутренние энергозатраты. Остатка энергетического резерва организма среднестатистическому мужчине хватает на 30-40 суток голодания без особого ущерба для своего здоровья.

Обеспечение пищей и водой. Временные укрытия.