Японский кумон, или как таджичка обучает детей с помощью редкой методики. – Какие типы развивающих тетрадей есть в России

У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

Сначала манеры — потом знания

Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания — это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Начало учебного года приходится на 1 апреля

Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений — цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения

Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками

В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Огромной популярностью пользуется дополнительное образование

Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии

Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бумаге. В Японии шодо ценится не меньше обычной живописи. А хайку — это национальная форма поэзии, которая лаконично представляет природу и человека как единое целое. Оба предмета отражают один из принципов восточной эстетики — соотношение простого и изящного. Занятия учат детей ценить и уважать свою культуру с ее вековыми традициями.

Все школьники должны носить форму

Начиная со средней школы каждый ученик обязан носить униформу. Многие школы имеют свою форму, но традиционно для мальчиков это одежда в военном стиле, а для девочек — матроски. Правило призвано дисциплинировать учащихся, поскольку сама одежда создает рабочий настрой. Также одинаковая форма помогает сплотить одноклассников.

Процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%

Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не прогуливал занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А 91% школьников всегда слушают учителя. Какая еще страна может похвастаться подобной статистикой?

Результаты одного выпускного экзамена решают все

По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как «экзаменационный ад».

Университетские годы — лучшие каникулы в жизни

Неудивительно, что после многих лет беспрерывной подготовки к поступлению и «экзаменационного ада» японцам хочется сделать небольшой перерыв. Так вышло, что он приходится на университетские годы, которые считаются самыми легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Отличный отдых перед работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью как к делу своей жизни.

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям .

Тору Кумон

О том, как работает эта методика развития детей, мы поговорили с Анастасией Креневой - руководителем детского направления «Манн, Иванов и Фербер».

Анастасия Кренева

- Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

- Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать.

В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

- То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений - и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии - «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, - тетради с аппликациями.

Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает - в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

- Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т. д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

- Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность.

Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

- Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно - учат. Исключение - тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт - от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец.

Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

- И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Подобрать тетрадь KUMON для своего ребенка можно

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей -- каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное -- заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики -- последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание -- обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно -- нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради...

Другая особенность в том, что KUMON -- это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно -- ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет - маленького формата; тетрадки для детей постарше - большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений -- и теперь у него это прекрасно получается.

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии -- «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, -- тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает -- в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый - это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно -- учат. Исключение -- тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт -- от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.

Подготовила старший воспитатель Людмила Николаевна Шадрина

Японский «Соробан», или ментальная арифметика – уникальная методика дошкольного развития, которая представляет собой обученин счету и помогает развить мышление ребенка.

Занятия гармонично развивают оба полушария мозга, благодаря чему даже ярко выраженные гуманитарии в мгновение ока «щелкают» задачки и уравнения.
Метод Соробан получил название от наименования японских счет. Это необычное устройство редко можно увидеть в наших краях. Оно представляет собой «калькулятор», на котором возможно только однозначное представление чисел. Это позволяет избежать путаницы, как в обычных счетах.
В соробане нечетное количество спиц, расположенных вертикально, которые обозначают одну цифру. На каждую спицу нанизано по пять костяшек. Четыре костяшки внизу – это единицы, а верхняя обозначает пятерку.

Преимущества метода «Соробан»

Малыши очень быстро осваивают японские механические счеты. Нужно отметить, что это устройство удивительным образом влияет на развитие мышления у детей.
1. Занятия по методике «Сорабан» заставляют образное правое полушарие мозга решать математические задачки. Это позволяет одновременно задействовать два полушария, а значит, мозг работает вдвое эффективнее, практикуя ментальный устный счет.
2. Люди, которые учились считать на соробане, с легкостью могут проводить сложнейшие вычисления в уме за кратчайший отрезок времени. Мастера могут делать это легко, даже не имея соробана перед глазами. Даже ребенок может за пару секунд сложить трехзначные числа в начале обучения. А по мере практики научатся оперировать числами с пятью нулями.
3. Не только успехи в математике, но и в обучении в целом показывают дети, которые осваивают методику устного счета. Педагоги и психологи отмечают: «Соробан» улучшает концентрацию и внимание ребенка, тренирует наблюдательность, память и воображение, а также творческое, нестандартное мышление малыша. Ребенок буквально схватывает информацию на лету, с легкостью ее анализирует.

Обучение по методике устного счета

В учебную программу начальных школ Японии даже введен предмет – ментальная математика. Благодаря этой методике, эрудированные дети ежегодно в числе призеров математических олимпиад. Также образовательные программы с применением сорбана предусмотрены в Китае и Малайзии.
У нас также открываются школы по изучению японского устного счета. Начинать обучение рекомендуется в возрасте 4-11 лет. Именно в этот период мозг ребенка активно «набирает обороты» и развивается. А значит, добиться активной работы обоих полушарий достаточно легко. Во взрослом возрасте ментальная арифметика служит методов для предотвращения атеросклероза и Альцгеймера. Но таких феноменальных результатов, какие демонстрируют малыши, добиться уже нельзя.
Многие родители переживают о том, что смешивание обычной и японской математики может запутать ребенка – и он отстанет от базовой программы в школе. На самом деле, практика показывает то, что дети, которые раньше в точных науках звезд не хватали, уже через пару месяцев обучения показывали хорошие результаты и шли на опережение сверстников.
Японская методика устного счета «Сорабан» – оригинальный подход к обучению, который в нашей стране только начинает развиваться. Эта методика не только учит малышей мгновенному сложению и вычитанию чисел. Ее главный плюс в том, что она развивает умственные способности ребенка, открывая перед ним новые интеллектуальные возможности.
Катерина Василенкова

Математика — непростой предмет, который дается не всем детям. Очень часто бывает так, что ребенок из всех сил старается научиться решать примеры и задачи, но у него ничего не выходит. Иногда на помощь приходят родители или репетиторы, а иногда и они с трудом могут помочь.

Японцы еще 60 лет назад придумали, как решить эту проблему. Они авторы уникальной методики обучения Kumon goo.gl/ABTHNH, которая помогает миллионам детей во всем мире освоить этот непростой предмет.

Сегодня по тетрадям Kumon занимаются более 4 миллионов детей в 47 странах мира. Примерно 3 года назад они появились и в России, вышли в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». За это время тетради успели полюбить дети и родители, оценили педагоги. Несомненный плюс этих пособий в том, что они адаптированы к российскому восприятию. В них симпатичные иллюстрации, простые инструкции для детей и полезные советы для родителей.

Сегодня тетради обучают детей от 2 до 17 лет самым разным навыкам, не только математическим.

Сама же методика началась именно с тетрадей по математике. В 1954 году японский учитель математики Тору Кумон решил помочь сыну, у которого были двойки по арифметике. Он придумал для него серию постепенно усложняющихся заданий, которые нужно было выполнять каждый день. Мальчик усердно занимался и вскоре стал отличником. Когда родители одноклассников Такеши узнали о его успехах, они попросили Тору Кумона позаниматься и с их детьми.

Так родилась знаменитая методика. А вскоре центры Kumon стали открываться по всему миру.

Математическая серия тетрадей, вышедшая в России, включает в себя 6 уровней сложности. И помогает полностью освоить все математические навыки, которые дети изучают в начальной и первых классах средней школы.

Вот список этих навыков:

  • сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел (уровень 1);
  • сложение и вычитание двух- и трехзначных чисел в столбик (уровень 2);
  • сложение и вычитание многозначных чисел, умножение чисел в пределах 10 х 9, деление с остатком и без него (уровень 3);
  • умножение и деление многозначных чисел в столбик, сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей (уровень 4);
  • умножение и деление десятичных дробей в столбик, сложение и вычитание неправильных дробей (уровень 5);
  • сложение, вычитание, умножение и деление дробей с разными знаменателями (уровень 6).

Кроме того, японская методика способна творить чудеса: она помогает абсолютно всем детям в освоении математики. Секрет ее успеха в простых принципах, которые применял еще Тору Кумон:

  1. Обучение нужно выстраивать по принципу от простого к сложному.
  2. Во время занятий обязательно хвалите детей даже за самые маленькие достижения.
  3. Чтобы добиться результатов, достаточно заниматься по 20 минут в день.
  4. Занятия не должны быть тяжелыми и утомительными для ребенка. Их следует выстраивать по принципу игры.
  5. Позволяйте детям быть самостоятельными, не исправляйте их. Ошибки — путь к успеху.
  6. Основывайте занятия на индивидуальном подходе. Подбирайте задания по способностям ребенка, а не по возрасту или классу.

Все эти принципы помогают ребятам во всем мире успешно учиться и добивать результатов в освоении математики. Если вы хотите подарить вашим детям радость познания и желание учиться, познакомьте их с тетрадями Kumon goo.gl/uw4Eyz.