Юнгианская песочная терапия. Не стоит бояться работы с психологом

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.


Юнгианская песочная терапия: избавление от проблем и познание себя в творчестве

Одним из наиболее комфортных и эффективных психотерапевтических методик, существующих в рамках арт-терапии, является песочная терапия, основанная на аналитических идеях Карла Густава Юнга.

Юнгианская песочная терапия стала востребованной и достигла широкой распространенности в психотерапевтических кругах. Она обрела популярность у клиентов и завоевала признание у психологов, благодаря тому, что метод:

  • является прекрасным и увлекательным способом познания своей личности;
  • дает шанс открыть свое глубинное «Я» и проявить подлинные, ранее неведанные таланты;
  • быстро и просто помогает избавиться от внутреннего напряжения, нервозности;
  • позволяет преодолеть робость и неуверенность, устранить тревоги и страхи;
  • предоставляет уникальную возможность восстановить целостность и гармонию внутреннего мира;
  • обеспечивает новыми функциональными инструментами для познания окружающего мира;
  • наделяет конструктивными навыками для противодействия жизненным трудностям.

  • В продуктах творчества на песке получают символическое отражение существующие у личности преграды, трудности, проблемы, обретают «реальную форму» волнения, страхи, комплексы. В процессе сеансов песочной терапии мешающие человеку ограничения и разрушающие обстановки покидают мир подсознания, как бы воплощаясь в создаваемых работах. Благодаря этому у творца появляется возможность удобным способом разрешить имеющийся конфликт и достичь психического исцеления. Удивительный эффект песочной терапии по Юнгу основан на хорошо изученных способностях психики: когда пугающие эмоции и разрушающие чувства находят отражение в реальном мире, то есть материализуются, становятся зримыми, осязаемыми, тогда индивидуум начинает взаимодействовать со своими воплощенными в жизнь переживаниями как с реальными объектами.

    Творчество на песке, как метод психотерапии, разработанный Дорой Калфф, базируется на естественных способах избавления от разрушающих ощущений, к которым прибегала каждая личность в свои детские годы: самовыражение в игре. Практически каждый из нас, будучи ребенком, любил создавать волшебный мир на песке. Мы воплощали свои смелые фантазии и дивные грезы, возводя сказочные песочные замки на морском побережье или берегу реки. Мы создавали странные фигурки в песочнице, наделяя их магическими качествами. Таким образом, в работах на песке юная особа смело выражала свои чувства, проявляла отношение к миру, тем самым не давая возможности тревогам и переживаниям отложиться глубоко в подсознательной сфере и сохраняя стабильное психоэмоциональное равновесие.

    Для работы с взрослой аудиторией последователи юнгианской песочной терапии используют стандартный набор инструментов:

  • поднос из дерева, дно и бортовые конструкции которого имеют небесно-лазурный цвет, символизирующий водную гладь и безоблачное небо;
  • ослепительно-чистый, сверкающий песок, цвет которого уже сам улучшает настроение и позволяет достичь гармонии;
  • вода;
  • коллекция форм фигурок небольших размеров.

  • Имеющиеся в наборе фигурки для песочной терапии представляют собой миниатюрную копию имеющихся в реальном мире объектов: как живых существ, так и предметов, создаваемых человеком. Каждая копия живого объекта наделена своеобразными чертами и качествами: она может быть ужасной или красивой, отталкивающей или привлекательной, доброй и злой, смелой или трусливой, грустной или веселой. В коллекции для песочной терапии присутствуют звери и птицы, дома и сооружения, предметы мебели и домашнего обихода, музыкальные инструменты и экипировка, одежда и продукты питания. В наборе для песочной терапии также имеются фигурки мифологических, фантастических объектов, как отрицательных, так и положительных персонажей: монстров, чудовищ, демонов и ангелов, волшебниц, фей.

    В отличие от иных психотерапевтических методов юнгианская песочная терапия отличается рядом очевидных выгод:

  • возможностью подбора своей коллекции фигурок с учетом особенностей каждого клиента;
  • простотой проводимых манипуляций и отсутствием необходимости для получения каких-то специальных навыков;
  • вероятностью не просто создания самобытного «песочного мира» каждым пациентом, но и возможностью вносить коррективы, изменения, разрушать или дополнять конструкцию.

  • Во время сеансов юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать свой неповторимый мир из песка, дать ему и каждому персонажу наименование, рассказать историю «их жизни». При этом персона может самостоятельно составлять свой арсенал фигурок, выбирая из предложенных вариантов те, которые ему симпатичны или, наоборот, пугают.

    Еще одним достоинством песочной терапии по Юнгу является то, что человек может создавать объемный мир, наделять своих персонажей особенными чертами, «общаться» со своими героями, их «воспитывать», «обучать». Создание на песке свободного и защищенного мира, в атмосфере которого воплощен весь понимаемый и неосознаваемый опыт индивидуума – перенос драмы из внутреннего мира в сферу реальности. То есть такой метод позволяет открыто выражать свои ощущения, не стесняясь своих чувств и не боясь быть непонятым окружающими. Любой травматический опыт индивида находит отражение в продуктах творчества на песке, при этом происходит оценка и исследование проблемы с другой точки зрения, глубокое переосмысление и иная интерпретация.

    Стоит отметить позицию психотерапевта во время сеанса юнгианской песочной терапии. Он не авторитарный руководитель, а активный наблюдатель, внимательный спутник, наблюдательный сопровождающий. Психотерапевт не вмешивается в процесс творчества и не направляет клиента по какому-то определенному сценарию. Он мудрый попутчик и свидетель процесса творения.

    Секрет успеха песочной терапии по Юнгу базируется на трех китах:

  • использование для самовыражения творчества, где нет ограничений и запретов;
  • возвращение в мир игры, благодаря которому можно легко отыскать оптимальные и адекватные решения трудных задач;
  • инсценировка желаемого, воплощение в жизнь фантазий человека.
  • Карл Густав Юнг (рис. 18) - один из учеников Зигмунда Фрейда, который, в конечном счёте, достаточно сильно разошёлся во взглядах со своим учителем. При этом создал своё направление, которое дало основу, дало начало, толчок для развития целого ряда техник, в том числе и техник, связанных с терапией искусством.

    Рис. 18. Американский психолог Карл Густав Юнг

    Первая техника, о которой пойдет речь песочная юнгианская терапия.

    Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии. Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира (рис. 19).

    Рис. 19. Внешний вид песочницы в песочной терапии.

    Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

    Такие же принципы реализуются и в замечательном направлении арт-терапии. Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и разные виды творчества. Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К-Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

    Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения. Она открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах его творчества при активном познании своего «Я». В ходе творческого процесса клиент имеет возможность не только исследовать стороны своей личности, узнавать о себе что-то новое, но и продвигаться в решении своих задач и проблем.



    Процесс арт-терапии позволяет клиенту через продукт его творчества прикоснуться к своему бессознательному, проявить неосознаваемое, сделать его видимым и доступным для управления, изменения, исследовать свои чувства, осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, получить новый опыт.

    Задачи арт-терапии:

    l получение материала для психодиагностики и определения стратегии терапии

    l акцентирование внимания клиента на его чувствах

    l создание условий для социально приемлемого выхода подавляемой агрессии и других негативных чувств

    l освоение навыка расслабления, концентрации на процессе, самоконтроля, самонаблюдения

    l развитие творческих способностей и собственного потенциала

    С чем может работать арт-терапия:

    l повышенная тревожность, страхи, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты,

    l неадекватная самооценка и неуверенность в себе

    l невротические и посттравматические расстройства, депрессии, сниженное настроение, психосоматика, травмы, потери, семейные отношения и мн.другое.

    Арт-терапия эффективно работает в консультировании и терапии взрослых, детей, подростков, в индивидуальном или групповом формате. Данный метод не имеет ограничений и противопоказаний.

    Некоторые виды арт-терапии (рис. 20).:

    l изотерапия

    l куклотерапия

    l сказкотерапия

    l кинотерапия

    l гримотерапия

    l маскотерапия

    l музыкальная терапия

    l танцевально-двигательная арт-терапия

    l телесная арт-терапия

    l фототерапия

    l работа с глиной и тестом

    l песочная арт-терапия

    l фелт-терапия

    l ландшафтная арт-терапия и многие другие

    Рис. 20. Слева направо: куклотерапия, мандалотерапия, фелт-терапия

    С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

    По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

    Те же слова можно в полной мере отнести к другой методике, также уходящей корнями в аналитическое направление психологии – символдраме (кататимно-имагинативной психотерапии).

    Кататимно-имагинативная психотерапия – метод глубинно ориентированной психотерапии, разработанный известным немецким психиатром и психотерапевтом профессором Ханскарлом Лейнером (рис.21). Более 50-десяти лет метод успешно используется в европейских странах для оказания эффективной помощи пациентам с невротическими, посттравматическими, психосоматическими, аффективными и личностными расстройствами.

    Рис. 21. Основатель символдрамы немецкий психиатр, психотерапевт, профессор Ханскарл Лёйнер

    Амулет «Глаз Гора» (рис.22), был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы.

    Сегодня лунный глаз Гора, смотрящий в бессознательное, символизирует удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, возвращать человеку ощущение целостности и внутреннего единства

    Рис. 22. Глаз Гора

    Понятие «кататимный» в переводе с греческого языка - «идущий от сердца» и означает связь с эмоциональной сферой человека. Термин указывает на то, что содержание представляемого образа определяется преимущественно актуальными в данный момент эмоциональными переживаниями. «Имагинативный» означает, что в методе терапевтически используются имагинации (образные символизации – особый продукт воображения, похожий на сновидения, которые видит пациент).

    Метод символдрамы базируется на принципах глубинной психологии.

    В нем используется особый метод работы с воображением для того, чтобы вывести на поверхность, сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а так же отношения переноса и контрпереноса

    Симводрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в процессе психотерапевтической беседы, анализа.

    Цель представления образов (имагинации) – получение проективного материала для диагностики актуального психологического и соматического состояния пациента, его коммуникативных стратегий, бессознательных конфликтов отношений, бессознательных фантазий, механизмов защиты и др.

    Полученный материал используется в терапевтическом процессе для построения терапевтических гипотез и создания программы коррекции психологического состояния пациента в соответствии со сформулированным запросом

    На данный момент символдрама – оригинальный самостоятельный метод с осмысленными, согласующимися между собой теорией (классический и современный психоанализ, юнгианский анализ) и практикой, которая постоянно пополняется и расширяется за счет обмена опытом использующими метод психотерапевтами.

    Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран

    Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога-консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапией, психодрамой, гештальт-терапией, игровой терапией, телесно-ориентированной терапией.

    К юнгианским и символическим методам можно отнести достаточно популярный сегодня метод терапевтических метафорических карт (рис. 23).

    Рис.23. Колоды метафорических карт

    Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

    Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

    Игровые методики частично также базируются на юнгианской концепции личности. К таковым можно отнести, например, современное направление терапевтических игр (тета-игр).

    Игра эффективно используется для достижении жизненных целей, разрешения внутренних и внешних конфликтов, для повышения эмоционального тонуса, при терапии неврозов (психогенных и ноогенных), фобий, ипохондрии и тревожных расстройств, ПТСР, дистресса, в паллиативной помощи, для облегчения течения болезни, в процессе восстановления после травм, операций и заболеваний, при реабилитации химически зависимых.

    Тэта-игра помогает достичь поставленных целей, разобраться в причинах неудач и научиться управлять своим внутренним миром. В процессе игры происходит интеграция диссоциированных, и примирение враждующих субличностей, вследствие чего разрешаются внутренние конфликты, создающие невротические помехи к достижению жизненных целей.

    Игра является естественной терапевтической средой и может содействовать избавлению от психических недугов. Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens, или "человека страдающего". Развивая метод игровой терапии для взрослых, названный нами "терапевтическая трансформационная игра", мы рассматриваем пациента как homo ludens.

    Три основные компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение .

    Группа. Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Людям нравится проводить время вместе и действовать сообща. Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Карл Юнг и другие теоретики личности отстаивают нашу социальную природу, настаивая на том, что человеческая личность развивается внутри социальных систем. Группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего. Формат групповой игры способствует социализации, развивает навыки общения, взаимопомощи, альтруизма, дает почувствовать дружескую поддержку. Игроки обретают уверенность в собственных силах, дистанцируются от ситуаций и состояний, вызывающих психический дискомфорт.

    Юмор. Юмор называют "социальной смазкой" за его способность уменьшать межличностную напряженность и укреплять связи между людьми. Юмор в незапамятные времена появился вместе с игрой. Начиная с Фрейда, психотерапевты интересовались применением юмора в терапевтическом процессе. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Платон писал: «Без смешного нельзя познать серьезного; и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Юмор повышает эффективность передачи сообщения от терапевта к клиенту. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить связь между психотерапевтом и клиентом, юмор укрепляет терапевтический альянс. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Чувство юмора отличает человека от других живых существ. Ганс Селье, исследователь стресса, говорил: "Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли".

    Воображение. Воображение не знает никаких пределов. Воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы. Логотерапевт Виктор Франкл, находясь в концентрационном лагере, воображал себя свободным человеком. Он мог в воображении перенестись в университетскую аудиторию, и как бы со стороны увидеть себя свободного, пережившего все ужасы заключения и рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни. Игра изменяет психическое состояние человека и позволяет выйти за пределы ограничений существующей реальности, за границы собственной идентичности, которая в случае невротического расстройства отождествляется с симптомом или негативным "Я"-образом. Игра протекает в особом времени, а точнее, в счастливом безвременье. Такая потеря чувства времени, как известно, свойственна счастливым людям или заигравшимся детям. Игра - это выход из мира обыденности в мир свободы, в мир, где все возможно. Воображение помогает человеку, страдающему неврозом, стать кем-то другим, совершить самотрансценденцию - выход за пределы невротических ограничений.

    Сегодня важно исследовать феномен игры с психологических позиций: очевидно, что направление игровой психотерапии взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными формами психологической помощи. "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия", - говорил Виктор Франкл. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе быть "человеком истинно играющим" независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.

    Формат настольных тэта-игр (рис. 24,25) идеально подходит для игровой терапии взрослых. Игровой комплект легко может уместиться на столе в психологическом кабинете.

    Рис.24. Настольная игра “Пантеон”

    Рис. 25. Клиенты в процессе игры “Мастер двух миров”

    Потребность в игре заложена в человека генетически, как способность ходить, говорить или видеть. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Игра позволяет нам эффективнее работать и получать от жизни гораздо больше удовольствия. Игра повышает нашу открытость переменам, улучшает нашу способность учиться. Так что прежде чем утверждать, что игра - это не серьезно, стоит подумать, что игра не означает легкомыслие. Мы не должны испытывать чувство вины за то, что дано нам природой.

    Еще одно направление, основанное на игре, и ставшее уже классическим – психодрама. Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрамасихологичес), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

    “Двоюродный” психодраме метод – театротерапия, метод, основанный на использовании тренинговых техник русской психологической театральной школы.

    Театротерапия - это интегративная психотерапевтическая методика, ценность которой в том, что она соединяет:

    Телесно-ориентированные техники

    Техники тренировки вербальной и невербальной коммуникации

    Техники расслабления и концентрации внимания, техники управления многоплоскостным вниманием

    Техники тренировки памяти

    Техники работы с воображением

    Техники адаптации в пространстве и предлагаемых обстоятельствах

    Техники видения партнера, эффективного целенаправленного взаимодействия с партнером

    Техники, настроенные на реализацию творческого ресурса (два пласта работы: первый - на тренинге, второй - более комплексный, глубокий – в мастерской). Причем это можно осуществлять в разных “ролях”: актера, режиссера, помрежа, художника по костюмам, работника сцены и т.д. Каждый может найти свое место, что эффективно в свете системной семейной работы и осознания своего места в семье. Здесь же пациент может попробовать себя на любых позициях, что поможет ему идентифицировать, осознать и попытаться повлиять на то место, которое он занимал в своей дисфункциональной семье.

    Театротерапевтические методики можно условно разделить на театротерапевтический тренинг и театральную мастерскую. В арсенале театротерапевта тренинговые упражнения из предметов “Мастерство актера” и “Техника речи” классической театральной школы . Техники мастерства актера необходимы для развития психофизического раскрепощения, многоплоскостного внимания, повышения концентрации, активизации воображения, обучения комплексному взаимодействию с партнером. Речевые техники помогают также психофизическому раскрепощению, активизации вербальной составляющей взаимодействия с партнером, умению точно выражать словом свои мысли или чувства, улучшению технических характеристик речи, способствуют избавлению от страха публичного выступления, самопрезентации.

    Рис. 26. В процессе театротерапевтического тренинга

    Профессиональная подготовка артиста по К.С. Станиславскому состоит из двух этапов: работа актера над собой и работа актера над ролью. Первая часть актуальна для терапевта при создании театротерапевтического тренинга, вторая – при работе в терапевтической театральной мастерской.

    Задачи театротерапевтического тренинга (рис.26):

    Снятие психофизических зажимов

    Тренировка и укрепление многоплоскостного внимания

    Знакомство с Я (Кто Я и чего хочу здесь и сейчас?)

    Идентификация Я (Я и Я, Я и партнеры, Я и Мир), управление своим местом в разных системах

    Формирование навыков эффективной адаптации и адекватного поведения (“Я в предлагаемых обстоятельствах”).

    Второй этап театротерапии – это театротерапевтическая мастерская (рис.27). Это уже некое ограниченное пространство, в котором участники театра - терапевтической группы, обычно в клинических условиях, ставят какие-то небольшие этюды. И это пространство является для них зоной безопасности. Театротерапевтическая мастерская – это обычно метод, который используется в клинических условиях, так как в отличие от тренинга требует более продолжительной работы. Часто – это клиники по лечению зависимостей. В клинике театротерапевическая мастерская – это отдельная комната со своей атмосферой, где пациенты смогут репетировать, готовить простейший реквизит, организовывать свой рабочий творческий климат. Речь здесь, в основном, не идет о постановке спектаклей (хотя при длительном пребывании в клинике и это возможно).

    Рис.27. Показ в театротерапевтической мастерской

    Речь идет о работе, которую обычно выполняют студенты 1-2 курса театрального института – это этюдная работа. Она тем хороша, что в этюдном варианте можно проиграть любые темы (и это в первую очередь необходимо использовать для непрямой терапии индивидуальных ситуаций, особенно в контексте особенностей семейной системы конкретного пациента).

    В рамках традиционного актерского показа можно периодически (чтобы все желающие смогли попробовать себя) проводить показ учебных актерских работ.
    Такое действо будет иметь хороший терапевтический эффект, выполняя функцию “подчеркивания” нового этапа, в котором каждый пациент прошел свой творческий путь, научился новым способам взаимодействия в рамках системы – театрального коллектива.

    Такой показ помогает выработать организованность, собранность, умение быть здесь и сейчас, работать в коллективе, нести определенную, заранее оговоренную нагрузку в рамках коллективных взаимосвязей.

    Если речь идет о клинике по лечению зависимостей, то после показа можно добавить так называемый блок “Костер”. Это – опыт празднования, “отмечания” успеха – без алкоголя, в атмосфере единства, в идеале – с персоналом клиники, который до этого был зрителем. Готовят, накрывают на стол “у костра”, убирают сами пациенты. Таким образом, они получают опыт единства, взаимного принятия и взаимной необходимости – опыт счастья без “помощи” химических веществ. Этот психологический “якорь” является мощным завершающим аккордом театротерапевтической работы.

    Театротерапевтические методики хороши тем, что используют холистический подход, работая не с проблемой, а с клиентом или пациентов в целом, как с личностью, делая акцент, не на трудностях, а на сильных сторонах личности. Клиенты в процессе театротерапии начинают чувствовать самоценность, у них изменяется самоощущение, появляется смелость в том, чтобы пробовать новые способы общения, взаимодействия с собой, миром и людьми.

    Театротерапия включает в своей арсенал активную работу с телом. Такая работа является основой телесно-ориентированной терапии, которая представлена в различных вариантах.

    В настоящее время в психологической работе с детьми используются различные методы и техники, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многое другое). Проблемы и трудности детей (впрочем, как и взрослых) находят свое символическое выражение в продуктах творчества. Порождаемые образы и метафоры одновременно являются и симптомами внутреннего состояния человека, и средствами его гармонизации.

    Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является метод песочной терапии. Дж. Атертон рассматривает композиции на песке как спонтанные трехмерные сознательные ответы на вопросы внутреннего бессознательного голоса. Она пишет, что созданные в песочнице образы являются терапевтичными, поскольку они не нуждаются в интерпретации или переводе в сознание. Они также не нуждаются в истолковании, чтобы изменить порядок и равновесие в душе. Образы целительны независимо от того, понимаем мы это или нет. Они несут в себе свои собственные значения, связанные с нашей реальной жизнью.

    Для ребенка игра с песком является естественным способом самовыражении. Детский кип панский психотерапевт Дж. Линии сравнивал притягательность песка для детей с магнитом: "Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек".

    Суть процесса песочной терапии состоит в том, что в песочнице (подносе определенного размера и цвета) с влажным или сухим песком клиент создает ландшафт и располагает миниатюрные предметы. В процессе создания песочной композиции, проигрывания истории, по мнению К. Г. Юнга, происходит высвобождение заблокированной энергии и активизация возможности самоисцеления, заложенной в человеческой психике.

    В настоящее время существует несколько направлений песочной терапии. Получив изначально методологическое обоснование в русле юнгианского анализа, песочная терапия в процессе своего развития обрела различные модификации в других направлениях (гештальт-терапии, символдраме, психосинтезе, сказкотерапии и т.д.). В связи с возникшими методическими различиями в проведении песочной терапии, на международной конференции в Сан-Франциско в 1995 г. была принята следующая классификация: Sandplay (с большой буквы) означает классическую форму юнгианской песочной терапии, a sandplay (с маленькой буквы) - это различные модификации метода.

    История метода и теоретические положения юнгианской песочной терапии

    Игру с песком как психотерапевтический метод работы с детьми впервые описала М. Ловенфельд в 1929 г. Наблюдая за детьми, она обратила внимание на то, что их часто привлекала игра с песком и водой.

    В специально установленном на полу цинковом подносе с песком дети при помощи воды (или без нее) создавали определенный ландшафт. Затем они помещали туда миниатюрные предметы и игрушки, хранившиеся в отдельной коробке. Так появилась техника "Мир" {World Technique), главной задачей которой, по определению М. Ловенфельд, являлась помощь детям в выражении "невыразимого".

    В 1950-х гг. Юнг предложил своей ученице Д. Калф изучить технику работы с песком у М. Ловенфельд. Пройдя обучение, Калф сформулировала теоретические принципы юнгианского анализа для работы с песком. Она также изменила некоторые условия работы с песком (размер песочницы, перенесла песочницу с пола па стол, добавила кувшин с водой) и назвала эту технику Sandplay (песочная терапия).

    По мнению Калф, погружение ребенка в игру с песком предоставляет ему возможность избавиться от психологического напряжения через экстериоризацию фантазии и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме бессознательных побуждений в значительной степени облегчают здоровое функционирование психики. Одной из главных задач психотерапевта в процессе песочной терапии является создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент чувствует, что его принимают. Психотерапевт становится для ребенка "доверенным лицом", старается понять его и донести до него свое желание помочь ему. Терапевт не вмешивается в процесс создания песочной композиции, не руководит им, его задача - следовать за процессом .

    Работая с детьми, Д. Калф обращала внимание па процесс развития Эго ребенка и придавала этому развитию огромное значение. Опираясь на работы Э. Нойманна, Калф считала, что Эго начинает развиваться с самого рождения через единство матери и ребенка и достигает пика на втором-третьем году жизни .

    Сначала мать удовлетворяет потребности ребенка, телесно отзываясь на его потребности, чувства голода, холода и т.д. Ребенок, находясь в условиях материнской любви, испытывает абсолютную безопасность. Мать переживает и интегрирует негативные события как для себя, так для ребенка. Благодаря этому "Я" превращается в "Я интегрированное", способное переживать негативный опыт без вреда для себя .

    После первого года жизни чувство безопасности перерастает в отношения доверия. В результате успешного прохождения ранних этапов развития у ребенка в конце второго года жизни должно появиться чувство целостности. Нарушение отношений с матерью приводит к травматизации ребенка и препятствует нормальному функционированию Эго ребенка . Опыт проведения песочной терапии с детьми и взрослыми позволил Д. Калф утверждать, что в процессе построения песочных композиций отражаются стадии психического развития человека, выделенные в психоанализе.

    В процессе песочной терапии перед психотерапевтом стоит задача создать специальные условия, способствующие появлению ощущения единства у обоих участников, похожего по своей природе на гармоничные взаимоотношения матери и ребенка. В таком случае клиент получает возможность прожить заново эмоциональные отношения в переносе и достичь психической интеграции.

    Одним из важных качеств терапевта, влияющих па эффективность оказания помощи, является глубокое знание языка символов, находящих свое отражение в сказках, мифах, религиях и искусстве. Для успешной работы методом песочной терапии необходимо знать принципы толкования символов, разработанные Юнгом. Благодаря работам Д. Калф песочная терапия стала возможной составной частью аналитического процесса, конкретной формы метода "активного воображения" Юнга .

    Юнгианская песочная терапия предполагает использование двух подносов-песочниц, выкрашенных изнутри в голубой или синий цвет. Размер подносов составляет 42,5 см в ширину и 72,5 см в длину, глубина подносов - 8 см (считается, что такие размеры соответствуют полю восприятия). Один поднос наполовину заполнен сухим песком, второй - влажным. Песочницы располагаются на столах.

    Рядом на стеллажах и (или) в коробках размещается большой набор миниатюрных предметов и персонажей, размер которых не должен превышать 10 см. Набор миниатюр должен включать в себя множество фигурок, в том числе символические, религиозные и этнические объекты, характерные для разных культур, - это обеспечивает возможность передачи содержания коллективного бессознательного. Помимо миниатюр, используются различные природные материалы: камни, раковины, шишки, перья, ткани, бумага, глина и т.д.

    В ходе сеанса клиенту сначала предлагается выбрать фигурки, привлекающие его внимание, и построить с их помощью композицию на песке. После этого его просят дать название своей композиции и рассказать об этом историю. При работе с песочницей в юнгианском подходе терапевт редко применяет интерпретацию. Это связано с тем, что психологические проблемы разрешаются и осмысливаются на бессознательно-символическом уровне.