За что убили михаила черниговского. Князь михаил черниговский и боярин его федор

И его боярина Федора 20 октября г. Князь, приехавший просить ярлык на Черниговское княжение, признал сюзеренитет ордынского хана, но отказался выполнить языческие религиозные обряды, за что и был убит. Подвиг князя Михаила, пострадавшего за христианскую веру, стоит особняком. Это, очевидно, и обусловило неизменное внимание древних книжников к личности князя, а как следствие, - широкое распространение «Сказания…».

Ссылки

  • «Сказание…» в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Житие Михаила Черниговского" в других словарях:

    Сказание о убиении... князя Михаила Черниговского... - Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. в Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. в 80–90 е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за… …

    Житие Никиты Столпника Переяславского - – памятник агиографии конца XIV – начала XV в. (?), рассказывающий о святом, который посвятил себя редкому на Руси виду подвижничества, столпничеству. Первоначально Ж. состояло из повествования о жизни Никиты до пострижения, когда он «бе мытарем… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА - [греч. Εὐστάθιος Πλακίδας; лат. Еustathius (в нек рых текстах Eustachius) Placidas] († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане. Житие было первоначально… … Православная энциклопедия

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    Пахомий Серб \(Логофет\) - (ум. после 1484) – составитель и. редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля … Википедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ - (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

    ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Грозный (25.08.1530, Москва 18.03.1584, там же), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, 1 й рус. царь (с 16 янв. 1547), старший сын вел. кн. Василия III Иоанновича и его 2 й жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской. Биография Царь Иоанн… … Православная энциклопедия

Книги

  • «Житие Евдокии»,"Житие Веры, Надежды, Любви и Софии","Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина Феодора" , Неустановленный автор. Диск посвящен мученичеству: святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, святой преподобномученицы Евдокии и страданию Святых мучеников Михаила Черниговского и боярина Федора от…

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Мчч. и испп. Михаил, кн. Черниговский и боярин его Феодор. Фреска. Ярославль

В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель - мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя.

Первое столкновение русских с монголами в 1223 году, когда объединенное войско половцев и русских князей, среди которых был и Михаил Черниговский, попытались остановить орды кочевников на реке Калке. В этой битве Русь потерпела поражение из-за разобщенности русских правителей - одни хотели получить славу, другие спокойно наблюдали, как избивают их союзников, третьи доверились обещаниям монголо-татар, но были обмануты и убиты. После этого в течение нескольких лет было затишье, а затем войска Батыя разорили сперва Рязань, а затем и Киев. Год разорения Киева - 1240 г. Годом, начиная с которого русские правители превратились в ханских вассалов, и были вынужденные ездить в Орду для получения ярлыков на княжение, считается 1240 г. - время разорения Киева.

Историк Вильям Похлёбкин считает, что самой большой проблемой для Руси было отсутствие письменных договоров с Ордой. Князья отправлялись на поклон к хану не как правители, а как заложники, которым не давалось никаких гарантий. По своему произволу хан мог даровать кому-то ярлык, а вскоре отнять его и передать другому кандидату.

Под угрозой была жизнь каждого русского князя, отправлявшегося в Орду, поскольку его статус немногим отличался от положения пленников - в ханской ставке его могли убить, отравить, лишить своего удела, отнять жен и детей, и все это не было бы нарушением со стороны монголов, поскольку они не давали никаких обязательств: «Все виды русских гарантий носили вещественный, а не письменный характер (дань, заложники, подарки), т.е. все русские гарантии были физически осязаемыми — их можно было и увидеть, и пощупать. Ханских же, ордынских гарантий (например, не воевать, не казнить, не налагать непомерную дань) не существовало никаких — ни письменных, ни словесных».

Напротив, послы хана на Руси были не просто дипломатическими представителями, но уполномоченными хана с неограниченной властью. Они могли на месте принимать любые политические и военные решения, и их никто не имел права оспорить. Монгольские послы на Руси - неприкосновенные фигуры, убийство или оскорбление которых мгновенно приводили к военному походу татар.

Некоторые историки полагают, что убийство Михаила Черниговского было связано с тем, что он принимал участие в битве при Калке, поводом для которой как раз и стало убийство послов. Однако средневековые источники предлагают нам другую версию развития событий.

Об убиении князя Михаила и его спутника - боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников. Записки католика ценны для нас тем, что они объясняют некоторые особенности религиозности монголов, без которых невозможно понять причину убийства: «Прежде всего также они делают идол для императора (умершего Чингисхана - «НС») и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти.. В полдень также они покланяются ему (Чингисхану - «НС»), как Богу, и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены».

Отметим, что поскольку монголы были кочевниками, то подобные ставки с изображением Чингисхана они устраивали на всяком месте, куда перебирались. Кроме того, Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой: «Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла». Как видим, обряд очищением огнем был одним из основных в ставке Батыя, и без его прохождения никто не мог приблизиться к хану. В записках францисканца рассказывается, что проход меж двух огней был необходимым минимумом для всех, а вот кланяться изображению Чингисхана заставляли далеко не каждого русского князя. Почему для мученика и его слуги был выбран самый жесткий вариант, мы расскажем ниже, а пока обратимся к основному агиографическому источнику.

В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу».

Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Житие сообщает, что многие русские князья из-за «соблазна века сего» исполняли все необходимые обряды.

Заметим, что по свидетельству Карпини, монголы были веротерпимыми и кроме случая с Михаилом Черниговским никого не принуждали кланяться «идолам», если это противоречило их религии. Отказ же некоторых русских правителей проходить обряды сверх очищения огнем мог и не приводить к жестокой расправе.


Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», художник В. Смирнов, 1883 г.

Жестокость по отношению к князю Михаилу, который в житии называется «великим русским князем» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, Батый показательной казнью бывшего киевского князя мог добиться большей покорности со стороны других русских вассалов. Во-вторых, хан мог быть отрицательно настроен по отношению к Михаилу, поскольку другие русские князья интриговали против него в ставки Батыя, желая получить ярлык на великое княжение. Третью версию предлагает житие - хан убивает Михаила и Феодора в гневе за отказ поклониться «его богам». При этом агиограф называет их изначальной целью поездки в Орду - желание обличить «цезаря» в его «прелести» и пострадать за веру христианскую.

Безусловно, религиозная мотивировка поступков была очень важна для черниговского князя, но историки чаще объясняют его поездку и смерть политическими мотивами. Незадолго до поездки Михаила в Орду он боролся с другими князьями за Киевский престол, был вынужден бежать в Венгрию, отказал в помощи против татар рязанским князьям за то, что тех не было на реке Калке, и правил то в Киеве, то в Чернигове до момента своего вызова в ставку Батыя.

Изначально Батый не хотел убивать Михаила, хотя соперники его и обвинили в краже коней, посвященных хану, что являлось очень тяжким преступлением. Монголы могли бы легко казнить черниговского князя по приговору суда, не прибегая к сложным процедурам (теоретически, неугодный князь мог согласиться пройти все необходимые обряды, и тогда его убийство было бы весьма сложным). Однако интриги соперника сделали свое дело, и Батый решил устроить мученику очень жесткий тест на лояльность. В результате отказ поклониться изображению Чингисхана стал в глазах монголов политическим преступлением, и Михаила Черниговского казнили как мятежника.

Отметим, что житие Михаила однозначно говорит о том, что убийство было совершено по религиозным мотивам. Находящиеся в ставке Батыя христиане умоляют Михаила подчиниться решению хана. Обещают взять этот грех на себя и вместе его отмолить, но мученик остается непреклонным в своей решимости. Позднее этот эпизод превратится в житийный топос и попадет в Житие Михаила Тверского, также погибшего в Орде.

Отметим, что житие и францисканский монах почти одинаково рассказывают о смерти святых. Некий вероотступник из русских отрезает ножом голову святому князю, а затем предлагает боярину Феодору власть в обмен на отречение от Христа. Феодор с гневом отвергает это предложение и после мучений также лишается головы.

Убийство князя Михаила Черниговского было одним из первых в длинной череде смертей, постигших русских правителей в Орде, но далеко не все жертвы монголов были причислены к лику святых. В случае с Михаилом Черниговским Церковь прославила его, опираясь на надежные свидетельства с самых разных сторон. Несмотря на то, что его убийство произошло 20 сентября, и по традиции мы не пересчитываем средневековые даты с юлианского календаря на григорианский, Русская Церковь отмечает день его памяти 3 октября по новому стилю.

Рака мчч. и испп. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора в Архангельском соборе Кремля

, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры.

Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора.

Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком.

Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена.

Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Шаман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками.

Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246). Замучены были святой Роман Рязанский († 1270), святой († 1318), его сыновья Димитрий († 1325) и Александр († 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1578 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине ХVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

«Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора (+1245) — 20 сентября / 3 октября.

МИХАИЛУ И ФЕОДОРУ ЧЕРНИГОВСКИМ
Тропарь, глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше, / исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте, / Михаиле премудре с доблим Феодором, / молите Христа Бога / сохранити отечество ваше, / град же и люди, / по велицей Его милости.

Иной тропарь, глас 3

Блаженнии апостолом равночестнии, / прияли есте венец от Христа, / занеже того достойни, / Михаиле богомудре и Феодоре дивне, / мир мирови испросите / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Царство земное в ничтоже вменив, / славу, яко преходящую, оставил еси, / самозван пришед к подвигом, / Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, / страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, / Царю Сил предстояще, / молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, / да вас непрестанно почитаем.

Иной кондак, глас 2

Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте / и кровьми своими погасисте пламень сопротивных безбожия, / Христа же исповедасте, с Отцем и Духом, / Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.

Иной кондак, глас 2

Вышних ищуще, нижняя оставили есте, / колесницу на Небеса кровь свою сотворили есте, / тем собеседницы первомучеником бысте, / Михаиле и Феодоре, / с нимиже Христа Бога моляще непрестанно за вся ны.

Иной кондак, глас 3

Яко светила, в Руси возсиявше, / мучения лучами славными отразисте, / страстотерпцы славнии, / Михаиле и Феодоре, / тем вопиясте: / ничтоже нас отлучит от любве Христовы.

Вконтакте

князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал с Ярославом Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года - Киев; в 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу, скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил на острове против Киева, разоренного татарами. Пробыв опять несколько лет в Венгрии по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы VI, вернулся в Чернигов (1245); по приказанию ханских сановников, переписывавших там народ, отправился в орду и там был зверски замучен татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246). Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены первоначально в Чернигове, потом перенесены в Москву (1572.); теперь покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с 1774 г.), в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.

В. Р -в.

  • - князь черниговский. Сын кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. 13 в. принимал активное участие в политич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - великий Киевский князь. Сын вел. кн. Всеволода Ольговича и вел. кн. Агафьи Мстиславны, дочери Мстислава Великого. В 1140-60-е Святослав княжил в Турове, Владимире-Волынском, Бужске, Новгороде Северском...

    Русская энциклопедия

  • - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончил Литинститут. Работал фрезеровщиком, слесарем, сантехником, сторожем, транспортировщиком, журналистом. Помощник главы администрации г. Самара...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь черниговский, † 1246, 20...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Черниговский, причтенный к лику святых. В 1234 г. занял Галич, через два года - Киев. В 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу; возвратясь на родину, жил близ Киева...

    Биографический словарь

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монго-ло-татарских войск бежал в Венгрию. В 1241 вернулся на Русь...

    Русская энциклопедия

  • - Владимир Николаевич, физиолог, академик АН СССР и АМН СССР. Осн. труды по функциональным взаимоотношениям различных отделов коры головного мозга и внутренних органов, космической физиологии и медицине...

    Русская энциклопедия

  • - князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнерусский князь, сын великого князя киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного...
  • - Владимир Николаевич, советский физиолог академии АН СССР и АМН СССР. Окончил медицинский факультет Пермского университета. Ученик В. В. Парина, К. М. Быкова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию...

    Современная энциклопедия

  • - российский физик, член-корреспондент РАН. Труды по оптике атмосферы...
  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Михаил Всеволодович черниговский" в книгах

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Настоящее имя – Лука Евсеевич Проскура(род. в 1868 г. – ум. в 1950 г.) Архимандрит, схимник, руководитель знаменитого церковного хора в Свято-Троицком монастыре. Один из самых влиятельных священнослужителей Черниговщины, внесший огромный вклад в

Борщ «Черниговский»

Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

Михаил Романов ― Святослав II Всеволодович

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Михаил Романов? Святослав II Всеволодович 1633 Начало самостоятельного правления Михаила 1174 Святослав становится великим князем Киевским 459 Второе имя Святослава - Михаил. 1645 Смерть Михаила 1194 Смерть Святослава 450 Святослав умер 27 июля, а Михаил? 13 июля. От первой даты

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы

Из книги Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский автора Андреев Александр Радьевич

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы В 1224 году новгородским князем снова стал сын великого князя Юрия Всеволод, но ненадолго, он ушёл в Торжок, и в Новгороде стал князем Михаил Черниговский - брат жены великого владимирского князя Юрия Всеволодовича, в 1225

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых.Год и место его рождения

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною.Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом, тогда князем

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1246)Князь черниговский (1225–1246). С конца 20-х гг. XIII в. вел борьбу с волынскими князьями за Юго-Западную Русь, для чего помирился с владимиро-суздальскими князьями и оставил притязания на Новгород.В 30-е гг. одержал победу над галицким

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245)

Из книги автора

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245) Неожиданное несчастие, разразившееся над Русью, не изменило хода истории Северской земли. Поражение, понесенное на реке Калке, не имело дальнейших последствий, и татарскому разорению подверглись только передовые поселения

Михаил Всеволодович

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михаил Всеволодович Михаил Всеволодович – князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после калкской битвы, новгородским и с 1225 г. – черниговским. С 1229 г. по 1232 г.

Михаил Всеволодович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245) «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» – одно из произведений, посвящённых борьбе с монголо-татарами в XIII веке. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР (ум. 1246)Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский сын Всеволода Чермного. В 1206 г. получил он от отца княжение Переяславское; но когда Всеволод принужден был бежать из Киева, то и сын удалился в Чернигов. В 1224 г. Михаил был послан великим князем Георгием II княжить в Новгород. Княжение его

Михаил Черниговский, благоверный князь

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил

Жития мучеников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора

Око-ло се-ре-ди-ны XIII ве-ка (1237-1240 гг.) Рос-сию по-стиг-ло на-ше-ствие мон-го-лов. Сна-ча-ла опу-сто-ше-ны бы-ли Ря-зан-ское и Вла-ди-мир-ское кня-же-ства, по-том в юж-ной Рос-сии бы-ли раз-ру-ше-ны го-ро-да Пе-ре-я-с-лавль, Чер-ни-гов, Ки-ев и дру-гие. На-ро-до-на-се-ле-ние этих кня-жеств и го-ро-дов боль-шей ча-стью по-гиб-ло в кро-ва-вых се-чах; церк-ви бы-ли ограб-ле-ны и по-ру-га-ны, зна-ме-ни-тая Ки-ев-ская Лав-ра бы-ла раз-ру-ше-на, а ино-ки рас-се-я-лись по ле-сам.

Впро-чем, все эти страш-ные бед-ствия бы-ли как бы неиз-беж-ным след-стви-ем втор-же-ния ди-ких на-ро-дов, для ко-то-рых вой-на бы-ла по-во-дом к гра-бе-жу. Мон-го-лы обыч-но от-но-си-лись без-раз-лич-но ко всем ве-рам. Ос-нов-ным пра-ви-лом их жиз-ни слу-жи-ла Яса (кни-га за-пре-тов), со-дер-жа-щая в се-бе за-ко-ны ве-ли-ко-го Чин-гис-ха-на. Один из за-ко-нов Ясы ве-лел ува-жать и бо-ять-ся всех бо-гов, чьи бы они не бы-ли. По-это-му в Зо-ло-той Ор-де сво-бод-но слу-жи-лись бо-го-слу-же-ния раз-ных ве-ро-ис-по-ве-да-ний и са-ми ха-ны неред-ко при-сут-ство-ва-ли при со-вер-ше-нии и хри-сти-ан-ских, и му-суль-ман-ских, и буд-дий-ских, и дру-гих об-ря-дов.

Но, от-но-сясь без-раз-лич-но и да-же с ува-же-ни-ем к хри-сти-ан-ству, ха-ны тре-бо-ва-ли и от на-ших кня-зей ис-пол-не-ния неко-то-рых сво-их су-ро-вых об-ря-дов, на-при-мер: про-хож-де-ния через очи-сти-тель-ный огонь, преж-де чем явить-ся пе-ред ха-ном, по-кло-не-ния изо-бра-же-ни-ям умер-ших ха-нов, солн-цу и ку-сту. По хри-сти-ан-ским по-ня-ти-ям это яв-ля-ет-ся из-ме-ной свя-той ве-ре и неко-то-рые из на-ших кня-зей пред-по-чли пре-тер-петь смерть, чем вы-пол-нить эти язы-че-ские об-ря-ды. Сре-ди них сле-ду-ет вспом-нить Чер-ни-гов-ско-го кня-зя Ми-ха-и-ла и его бо-яри-на Фе-о-до-ра, по-стра-дав-ше-го в Ор-де в 1246 го-ду.

Ко-гда хан Ба-тый по-тре-бо-вал к се-бе Чер-ни-гов-ско-го кня-зя Ми-ха-и-ла, то он, при-няв бла-го-сло-ве-ние от сво-е-го ду-хов-но-го от-ца епи-ско-па Иоан-на, обе-щал ему, что он ско-рее умрет за Хри-ста и свя-тую ве-ру, чем по-кло-нит-ся идо-лам. То же обе-щал и бо-ярин его Фе-о-дор. Епи-скоп укре-пил их в этой свя-той ре-ши-мо-сти и дал им Свя-тые Да-ры в на-пут-ствие веч-ной жиз-ни. Пе-ред вхо-дом в став-ку ха-на мон-голь-ские жре-цы по-тре-бо-ва-ли с кня-зя и бо-яри-на, чтобы они по-кло-ни-лись на юг мо-ги-ле Чин-гис-ха-на, за-тем ог-ню и вой-лоч-ным идо-лам. Ми-ха-ил от-ве-тил: «Хри-сти-а-нин дол-жен по-кло-нять-ся Твор-цу, а не тва-ри».

Узнав об этом, Ба-тый озло-бил-ся и ве-лел Ми-ха-и-лу вы-би-рать од-но из двух: или ис-пол-нить тре-бо-ва-ние жре-цов, или смерть. Ми-ха-ил от-ве-тил, что он го-тов по-кло-нить-ся ха-ну, ко-то-ро-му Сам Бог пре-дал его во власть, но не мо-жет ис-пол-нить то-го, че-го тре-бу-ют жре-цы. Внук Ми-ха-и-ла, князь Бо-рис, и ро-стов-ские бо-яре умо-ля-ли его по-бе-речь свою жизнь и пред-ла-га-ли при-нять на се-бя и на свой на-род епи-ти-мью за его грех. Ми-ха-ил не хо-тел слу-шать ни-ко-го. Он сбро-сил с плеч кня-же-скую шу-бу и ска-зал: «Не по-губ-лю ду-ши мо-ей, прочь сла-ва тлен-но-го ми-ра!» По-ка но-си-ли от-вет его ха-ну, князь Ми-ха-ил и бо-ярин его пе-ли псал-мы и при-об-щи-лись Свя-тых Да-ров, дан-ных им епи-ско-пом. Ско-ро яви-лись убий-цы. Они схва-ти-ли Ми-ха-и-ла, на-ча-ли бить ку-ла-ка-ми и пал-ка-ми по гру-ди, по-том по-вер-ну-ли ли-цом к зем-ле и топ-та-ли но-га-ми, на-ко-нец от-сек-ли ему го-ло-ву. По-след-нее сло-во его бы-ло: «Я хри-сти-а-нин!» По-сле него та-ким же об-ра-зом был за-му-чен его доб-лест-ный бо-ярин. Свя-тые мо-щи их по-чи-ва-ли в Мос-ков-ском Ар-хан-гель-ском со-бо-ре.

Каноны и Акафисты

Канон великомученикам Михаилу и Феодору Черниговским

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев:

Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.

Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.

И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.

Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.

И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 1-й

Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.

Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.

Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.

Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.

И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.

Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.

И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Икос

Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).

Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.

И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.

Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.

И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде.

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников? В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель - мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя...