Замок монсегюр где он находится. Монсегюр: последнее пристанище Священного Грааля

Впрочем, для французского сенешаля Гуго де Арси они были скорее нечестивцами. В мае 1243 года, по личному настоянию королевы Франции Бланки Кастильской, с десятитысячным войском он направился к замку и окружил его. Горстка кое-как вооруженных еретиков должна была стать для его рыцарей легкой добычей. Но шел месяц за месяцем, а осажденные все жили - на крошечном пятачке, под палящим зноем и пронизывающим ветром. Мощная камнеметная машина, которую установили у подошвы королевские инженеры, осыпала их градом огромных камней - а они жили. Дожди давали им воду, местные крестьяне тайными тропами подносили продукты. Как они ухитрялись миновать расставленные повсюду посты, никто не ведал. Поговаривали, правда, что часовые, среди которых было немало выходцев из Лангедока, не слишком ревностно несли свою службу, однако и Монсегюр стоял неприступной цитаделью - Mount Segur, «спасительная гора», «надежная гора», «неприступная гора»…

Когда-то, на языке иберов, огромный холм звался Muno Egu - Гора Солнца. Замок, окруженный пиренейским кольцом, словно нимбом, был и впрямь почти всегда освещен солнечными лучами…

Свое художественное воплощение он получит благодаря несколько болезненной фантазии Рихарда Вагнера, сделавшего именно Монсегюр местом действия мрачной оперы о Парцифале. Впрочем, еще задолго до Вагнера баварский рыцарь Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парцифаля» литературного, поселил своего героя в некий таинственный замок, владельцами которого оказалось легендарное семейство Грааль. Многие исследователи, правда, полагают, что название «книжной» крепости - Мунсальвеш - не что иное, как германизированная форма названия Монсальва. Подобно Монсегюру, долгие годы этот замок был оплотом катаров, и его постигла та же судьба…

…Уже почти год крестоносцы стояли у подножия Монсегюра. Когда-то в этих краях уже обитали еретики - их предводителю, испанскому епископу Присциллиану по приказу римского императора Максима в 385 году отрубили голову. Его ученики, изгнанные в Пиренеи, обосновались в горах, обратив в свою веру местных друидов.

Лес подле Монсегюра и сейчас зовется Присциллиан - говорят, в его деревьях обитают души тех, кто потерпел жестокую расправу от первых христиан. От древнего храма следов не осталось - по преданию, его уничтожила одна из молний, которые нередко бьют в эту вершину. Не сохранилось и крепости, что возвели на месте храма вестготы. Во всяком случае, протокол допроса инквизиторов свидетельствует: Раймунд де Перэйе, по настоянию Раймунда де Белиссена, Раймунда де Бласко и прочих еретиков, выстроил новый замок на вершине Монсегюра, ибо прежний до основания разрушился. Дело было поручено архитектору по имени Арно де Бакаллариа, сеньору де Виллар. Почти на 30 лет замок стал главной цитаделью катаров. Раймунд де Перэйе и его знаменитая сестра Экслармонда, могиле которой еретики станут поклоняться, как святыне, держали ворота открытыми для всех, кому претила католическая вера. Возвращаясь из опасных и нелегких поездок по Лангедоку, «совершенные» всегда находили в Монсегюре тихое пристанище. Пока он стоял, дело их не было проиграно; и в минуты отчаяния измученные многолетней борьбой южане направлялись именно сюда.

Чему же был обязан Монсегюр такой славой? Разве что расположению - но подобных неприступных замков в Пиренеях было немало, скажем, тот же Керибюс, стоящий на еще более отвесной скале. В остальном же знаменитую крепость и вовсе можно считать архитектурной ошибкой. Ширина ее ворот составляла почти 2 м, а высота более трех - такого огромного входа не найти ни в одном из близлежащих укреплений. Располагались они в самой уязвимой точке и даже не были закрыты подъемной решеткой. Ни машикулей, ни барбакана, ни надвратных башен - ничего. Более того, в противоположной стене имелись вторые ворота, столь же монументальные, как и первые. Сами стены возвышались всего на 3,5 м, причем три из них вообще лишены зубцов. Донжон - главная башня - был чересчур низок и мал, для того чтобы, в случае необходимости, стать последним оплотом защитников. При этом он так нелепо выступал над стеной, что камнеметной машине не составило никакого труда его поразить. Внутренние лестницы были столь узки и отвесны, что передвигаться по ним во время боя было практически невозможно. На небольшой выточенной ветрами и дождями площадке на восточной оконечности вполне можно было бы установить грозный камнемет - но ничего подобного проделано не было. Если учесть, что архитектор Монсегюра был учеником знаменитого военного инженера Эко де Линара, все эти недочеты выглядят более чем странно.

Впрочем, в Монсегюре все странно - как и подобает вместилищу столь странной веры. Сверху замок напоминает то ли корабль, то ли саркофаг. Когда смотришь на него в иллюминатор самолета, на ум приходит знаменитая лодка Харона, на которой осуществлялся переход из мира живых в мир мертвых через реку Стикс… Стена, окружающая его, имеет форму пятиугольника, в который вправлен квадрат донжона. Просто находка для оккультистов! Прямоугольник, обладающий пропорциями золотого сечения, порождает пятиконечную звезду, которая, в свою очередь, дает нам пятиугольник. Бесконечный коридор, ведущий к Свету, - ведь еще в Древнем Египте пентаграмма считалась символом Гора, бога Солнца…

Если же спуститься с небес на грешную землю, мы обнаружим, что пентаграмма является прообразом человека. Причем человека Совершенного - такого, каким он представлен на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи. Старина Соньер, герой нашумевшего «Кода да Винчи», приняв перед смертью позу звезды, подбросил читателям не меньше загадок, чем замок на вершине Монсегюра - своим исследователям. В тщетных попытках найти ответы они в один прекрасный день оказались в пещере, именуемой Вифлеемом, - и застыли в немом изумлении. В вертикальную скалу был врезан пятиугольник - причем столь глубоко, что человек вполне мог вписаться в него, положив кисти рук, ступни и голову в пять выемок в каждом из пяти углов. Но кто были люди, посещавшие пещеру? Быть может, те, кто жаждал посвящения, - или сами «совершенные» отправляли здесь никому не ведомые таинства? Так или иначе, размышляя об этой таинственной находке, исследователь Рене Нелли напомнил, что богомилы - предтеча катаров - представляли живого Христа в виде человека, раскинувшего руки и ноги: «Возможно, для окситанских катаров пентаграмма символизировала человека материального, а звезда, в кою он был заключен, - Дух спасительный…»

Свинцовую пятиугольную пластину нашли в середине прошлого века и на вершине Монсегюра. На ней - рельефное изображение голубя с крыльями, распростертыми в форме буквы Х. С этой буквы в греческом языке, как и в русском, начинается имя Христа. Опять перед нами переход - из Царства Божьего Сына в царство Святого Духа, символом которого является голубь… Кого защищал этот древний амулет - и сумел ли защитить? И не является ли Монсегюр воплощением ритуального изображения из расположенной неподалеку пещеры? Если это так - стало быть, он был не только (и не столько) крепостью, но и храмом…

Инженер и скалолаз Фернан Ньель сотню раз поднимался на вершину Монсегюра. С самыми современными приборами в руках он исследовал развалины замка вдоль и поперек. В результате на свет появились три книги: «Монсегюр, священная гора», «Монсегюр, город и его история» и, наконец, «Монсегюр, храм и крепость катаров Окситании». Это Ньель установил, что замок сориентирован по сторонам света. Посетите его в день летнего солнцестояния - и вы убедитесь в этом сами. Точнее, в этом убедит вас ваш фотоаппарат - поскольку человеку вряд ли удастся закрепиться на карнизе бойницы. Зато на снимке будет ясно видно, как сквозь щель бойницы напротив ровно в полдень пройдет солнечный луч…

По мнению Ньеля, гора явилась идеальным местом для строительства замка: «…из всех окрестных вершин Монсегюр действительно является единственной, где восточный сектор горизонта свободен. Это позволяет находящемуся там наблюдателю в любое время года точно определять то место, где восходит солнце».

Так что же такое этот замок - гигантские солнечные часы, астрономическая обсерватория или Храм Солнца? В катарском трактате с говорящим названием «Тайная вечеря» ученые отыскали положение, которое могло бы дать ключ к разгадке: весь материальный мир есть творение Сатаны, за исключением Солнца… И вот, напротив бойниц донжона, в праздник летнего солнцестояния - Иоаннов день - катары размышляли о поучении своего пастыря: «Пока у вас будет Свет, верьте в Свет. И станете детьми Света…»

Разумеется, находятся скептики, утверждающие, что тот, кто сооружал замок, не мог произвести столь сложных математических и астрономических расчетов. Доля истины в их словах есть. Но, в конце концов, знаменитые пирамиды Египта или храмы, затерянные в лесах Камбоджи, появились куда раньше - а разве в них не воплотились знания, способные поставить в тупик даже современных ученых?

…О том, что творилось на вершине горы долгие 11 месяцев осады, нам более всего известно благодаря протоколам инквизиции. После падения крепости отец Феррер тщательно опросил уцелевших. Вот цифры: гарнизон составляли 12 рыцарей, 10 оруженосцев, 55 латников, 10 курьеров, военного инженера и их домочадцев. Но самое главное, что за стенами Монсегюра скрывались все «совершенные», которые еще были живы, - около 200 человек. Имена 34 мужчин и 25 женщин дошли до нас. Среди них - двое из четырех катарских епископов - Раймон Агюйе и Бертран Марти.

Доподлинно неизвестно, откуда пришла гибель Монсегюра. Скорее всего, кто-то из окрестных крестьян за «30 сребреников» показал крестоносцам тайную дорогу, ведущую к крепости. И вот, незадолго до Рождества 1243 года, баскский отряд, забравшись на вершину горы, захватил барбакон. Впрочем, и после этого осажденные не дрогнули. Очевидцы рассказывали, что лишь 2 марта, когда положение стало совсем уж невыносимым, на стенах Монсегюра затрубили рога, возвестившие о том, что крепость готова на переговоры. Но епископ Бертран Марти не торопился сдавать ее. Он попросил перемирия и даже предложил для верности заложников.

Условия капитуляции были необычайно мягкими по тем суровым временам - всем, кто откажется от своих греховных убеждений, даровалось прощение. Им даже гарантировался свободный выход из крепости со всем имуществом. Сошлись на двух неделях отсрочки - до 15 марта. 14-го в замке прошел тот самый загадочный обряд. А 16 марта все, кто уцелел, вышли из крепости. У них был выбор: раскаяться и уйти - или умереть. Но теперь каждый был «совершенным» - и, сделав этот выбор, он подписал себе смертный приговор. Около двух сотен мужчин и женщин заперли в большом деревянном сарае - и подожгли его. А те, кто остался в крепости, смотрели сверху на пылающий костер. Впрочем, большинство из них тоже скоро нашли свою смерть - на ветках ближайших дубов. Теперь крестоносцы могли с полным основанием заявлять, что ни один из еретиков «не оскверняет больше мир своим дыханием».

Сейчас это место зовут Полем Сожженных. От крепости, которую французские историки называют «Монсегюр II», не осталось и следа - по приказу папы её стены разрушили до основания. То, что мы видим сегодня, - «Монсегюр III», - обозначено в путеводителях как «архитектурно-исторический памятник, типичный для постсредневековой королевской французской оборонительной архитектуры 1600-х годов». Но даже этот вариант, «исправленный и дополненный», до сих пор, словно огромный магнит, притягивает любителей всех и всяческих тайн…

…Призрак несметных сокровищ катаров бродил по всей Европе задолго до начала альбигойских войн. Говорили, что все они запрятаны в подземельях Монсегюра. Вообще-то нищие вальденсы и впрямь обладали огромными богатствами. Приобщаясь к касте «совершенных», все свое имущество, движимое и недвижимое, они передавали в общий «котел». Не отказывались катары и от пожертвований сочувствующих, среди которых встречались, как мы знаем, люди небедные. Все это копилось и множилось ровно столько, сколько существовала катарская ересь, - почти столетия. Часть средств была пущена на борьбу с крестоносцами, о чем стало известно в ходе допросов. Но ведь не все же! Многие потирали руки, ожидая конца перемирия, в предвкушении того, как, сокрытые в недрах горы, предстанут перед ними сокровища Али-Бабы… Однако, после того как крепость пала, в ней не было обнаружено ничего, кроме кухонной утвари да орудий труда. Зато выяснились некоторые обстоятельства.

Понимая, что замок обречен, за день до сдачи четверо «совершенных» покинули его. В темноте они спустились по веревке с обрыва высотой более тысячи метров - и растворились в ночи. Комендант Арно-Роже де Мирпуа показал под пыткой: «Бежавшие носили имена Хуго, Экар, Кламен и Эмвель. Более я о них ничего не ведаю. Я сам помогал им бежать - они унесли с собой наши сокровища и документы. Все катарские тайны содержал сверток…»

Так что же было в этом таинственном свертке? И что заставило сердца четырех неистово биться, в то время как их владельцы раскачивались на скользкой веревке у мокрой скалы? Это был поистине шаг отчаяния - и решиться на него можно было только ради чего-то, что выше жизни и смерти…

Старинное предание гласит, что эти четверо унесли с собой легендарные сокровища. Но много ли золота могут забрать с собой несколько человек? Стало быть, если сокровище и было - вряд ли оно было материальным. Скорее всего, это было нечто, что просто не могло быть вывезено заранее и оставалось в крепости до самого последнего момента. Именно ради него защитники Монсегюра и запросили перемирия, приурочив его окончание к определенной дате. Вполне возможно - ко дню весеннего равноденствия, поскольку понимали, что до летнего им уже не дотянуть… Кто знает - быть может, это таинственное «нечто» было, как воздух, необходимо для проведения церемонии - во всяком случае, едва она закончилась, «совершенные» позаботились о том, чтобы оно не попало в руки врагов…

Вот что пишет французский исследователь Жерар де Сед в своем эпохальном труде «Тайна катаров»:

«…Четверо бежали из замка не для того, чтобы избежать костра. Им приказали, рискуя жизнью, исполнить миссию необычайной важности: спасти сокровище церкви катаров… Предполагают, что этим сокровищем был Грааль. Арно-Роже де Мирпуа, рыцарь-катар, не выдал ни одного секрета, когда заявил инквизиторам, что четверо „совершенных“, получивших приказ сберечь сокровище, направились в „замок Со“. Он выкрикнул это сообщение, словно моряк, бросающий в море бутылку с запиской, в надежде, что ее найдут будущие поколения, и одновременно увел врагов от вожделенной цели. Монреаль де Со не подвергалась набегам Симона де Монфора и инквизиции - здесь стоял арагонский гарнизон. Поэтому бежавшие из Монсегюра направились сюда.

После окончания крестового похода, в 1272 году, Пьер де Вилар, сенешаль французского короля, от имени своего повелителя потребовал у короля Арагона крепость Монреаль де Со, но король ответил категорическим отказом. Позднее в горах вокруг Викдесо обосновались рыцари Мальтийского ордена.

Монреаль де Со был всего лишь крепостью на пути в Арагон, там находились еще две - Кастехон де Сос, на севере Уэски, и Сос дель Рей (Сос дю Руа), неподалеку от Сан Хуан де ла Пенья. Итак, из одного „castrum de So“ в другой „castrum de So“ сокровище „совершенных - Грааль“? - уходило от алчных инквизиторов, посланных Римом на поиски…

От города Тараскон, стоящего на реке Арьеж, узкая тропинка вдоль берега ведет к деревне Вик де Со. Дальше, петляя и поднимаясь вверх, она выводит нас к крохотной деревушке в несколько домов - Олбье. Слева, сверху вниз, сбегает густой лес, где есть несколько шахт по добыче железа и одна - по добыче меди. Над ними, на высоте 1200 м, на скалистом утесе, по форме напоминающем эллипс, высятся древние развалины двух разрушенных боями и „израненных“ грозами башен - это и есть крепость Монреаль де Со, одна из самых старых в крае.

М. Мандаман: „Многочисленные сеньоры Верхнего Арьежа сопровождали Рожера, графа де Фуа, в Первый крестовый поход. Они обошли все места вокруг Иерусалима, ставшие знаменитыми, ибо там проходил страстный путь Иисуса Христа: Вифанию, Гефсиманские сады, пещеру, куда отнесли гроб с телом Его, реку Кедрон, долину Иосафата, а на горе Елеонской камень, сохранивший след ноги Господа, возносившегося на небо. Возвращаясь и проезжая мимо Вик де Со, крестоносцы увидели, что деревушка Олбье расположена, подобно Вифании, на южном склоне горы, а на восточном находятся пещера и ручей, долина внизу напоминает долину Иосафата. На вершине этой горы было решено соорудить круглую часовню, напоминающую часовню Гроба Господня, и назвать это место в память вознесения Иисуса Христа Королевской горой“. Монреаль де Со становился, таким образом, своего рода „ретроспективой“ того места, где страдал Господь».

Чтобы добраться до вершины небольшого скалистого пика, где и по сей день высятся руины замка, нужно быть неутомимым ходоком и не страдать от головокружений. Со стороны Вик де Со подъем невозможен, так как склон там совершенно вертикальный. Со стороны Олбье склон крутой и опасный, но тот, кто все-таки отважится совершить по нему прогулку на вершину, будет неоднократно вознагражден за свои усилия. Он увидит, что скалистый уступ, где высится замок Монреаль де Со, со всех сторон изрыт пещерами. Не меньше шести отверстий находятся на одном только неприступном склоне, и даже при беглом осмотре ясно, что все они рукотворны. Один из проходов закрыт каменной плитой, другой залеплен глиной, третья пещера сквозная, другой ее вход нависает над горной речкой. В 1308 году во время осады замка защитники использовали вместо снарядов форель и швырялись ею в осаждавших, желая тем самым показать, что, сколько бы их ни держали в осаде, голодом уморить не удастся. Одна из пещер, самая маленькая (добраться до нее особенно сложно), приготовила исследователям самый впечатляющий сюрприз.

Вход в пещеру находится под развалинами квадратной башни, именуемой Башней дю Кампаналь (Колокольной). Чтобы попасть туда, необходимо преодолеть 10 м совершенно вертикальной стены, затем спуститься по камням, отдаленно напоминающим лестницу (расстояние между ступенями никак не меньше метра), и наконец проскользнуть в одну из двух лазеек, выходящих на склон горы. Оттуда узкие ступеньки естественного происхождения по отвесному и скользкому склону ведут во второе помещение, расположенное значительно выше и освещаемое светом, проникающим сразу с трех сторон. Это второе помещение напоминает небольшую часовню, в центре которой стоят саркофаг и скамеечка для молитв, высеченных прямо в скале. Молитвенная скамеечка находится напротив стены, украшенной поразительной фреской.

Справа изображены два квадрата, вставленные один в другой, у большего сторона равна 40 см, у меньшего - 35 см, контуры рисунка выполнены красным. Первый квадрат, являющийся рамкой для второго, украшен греческими крестами, чередующимися с крестами Святителя Андрея. В центральном квадрате изображены шесть красных капель крови, вокруг - множество маленьких крестиков. Слева от двух квадратов изображено копье с наконечником темно-бурого цвета, справа - круглое блюдо, которое вполне можно считать изображением чаши (вид сверху). Чаша эта желто-золотистого цвета. Нарисованные рядом шесть маленьких черных крестов не вписываются в общую композицию.

На рисунке мы находим все характерные символы Грааля: Святая Кровь, Святое Копье, Чаша, или блюдо (крышка), которое, если верить тексту Кретьена де Труа, ее накрывает.

Долгое время о существовании этой фрески было известно лишь избранным членам сект. Только благодаря признаниям одного розенкрейцера, сделанным им в 1930-е годы, ученые смогли ознакомиться с этим рисунком. Незадолго до войны граф Бегуэн, директор Музея древностей Южной Франции, поручил известному специалисту аббату Андре Глори исследовать его, но просил соблюдать всяческую осторожность. «Грааль, - писал он аббату, - отравленная чаша, коя уже свела с ума немало исследователей». Преодолевая многочисленные препятствия, аббат Глори прибыл на место и уверенно датировал фреску XIII веком. Впрочем, свои исследования и наблюдения он изложил в книге под названием «Как я пребывал в пещере и созерцал Грааль»…

Сотнями ученых по всему миру написаны тысячи научных трактатов об истории Крестовых походов. Но, наверное, неменьшее число исследователей посвятило свой ум и свое перо истории Священного Грааля. Если первые в своих изысканиях опираются на многочисленные документальные свидетельства - хроники, письма, дневники - то для вторых поистине бесценным источником информации стали средневековые романы. Вдохновленные примером Шлимана, который, начитавшись Гомера, откопал заметенную песками Трою, они не устают искать в них подсказки, способные пролить свет на их исследовательский фетиш.

Говорят, нацисты прослышали о загадке Монсегюра от человека по имени Отто Ран, автора двух бестселлеров: «Крестовый поход против Чаши Грааля» и «Суд Люцифера». Судьба его оборвалась неожиданно и нелепо - 13 марта 1939 года ученый замерз на Тирольской горной вершине…

А о планах Третьего рейха по поиску супероружия, каковым могла бы стать Чаша Грааля, еще долго будут ходить легенды и даже сниматься фильмы. Но симпатичный образ Индианы Джонса вряд ли можно считать серьезным доказательством того, что нацистские институты действительно занимались такого рода исследованиями. Правда, некоторые источники сообщают, что в 1944-м, в тот самый день, когда с момента монсегюрской трагедии минуло ровно 700 лет, немецкие самолеты были замечены над горой. Они летели странным построением, похожим на кельтский крест. Якобы сам Альфред Розенберг, идеолог нацизма, был на борту одного из самолетов. Так ли это - проверить не представляется возможным. И уж точно мы никогда не узнаем, был ли загадочный «парад» (если, конечно, он вообще имел место) как-то связан с поиском Святого Грааля…

Что же являет собой этот неуловимый объект, который уже почти тысячу лет является для любителей загадок неистощимым источником вдохновения? Почему он продолжает волновать воображение и тревожить душу, невзирая на явный недостаток доказательств того, что вообще существует?

«…Она была одета в аравийские шелка. На зеленом бархате она несла такой величественный предмет, равного которому не нашлось бы даже в раю, совершенную вещь, к которой нечего было прибавить и которая одновременно являлась корнем и цветком. Этот предмет называли Граалем. Не было на земле такой вещи, которую бы он не превосходил. Дама, которой сам Грааль поручил нести себя, звалась Репанс де Шой („Не знающая гнева“. - Е. М.). Природа Грааля была такова, что тот, кто о нем заботился, должен был быть человеком совершенной чистоты и воздерживался от всякой вероломной мысли…»

Это - опять знаменитый «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, которому, как и его предшественнику Кретьену де Труа, автору первого романа о Граале, тоже не давал покоя заветный сосуд. Впрочем, сосуд ли это, средневековый романтик тоже точно не знал. В его романе Грааль чудесным образом перевоплощается. Из дивного цветка он превращается в рог изобилия, в мгновение ока извергающий любые блюда и драгоценности. Испивший из него излечивается; мертвых он пробуждают к жизни. Но это - далеко не последняя ипостась Грааля. «Доблестные рыцари живут в замке, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далекие края на поиски приключений. Каков бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым сердцем, как искупление их грехов… Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня, сущность которого - чистота… Это благодаря камню феникс сжигает себя и становится пеплом; это благодаря камню феникс линяет, чтобы затем вновь появиться во всем своем блеске, прекрасным как никогда. Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть. Начиная с дня, когда камень появился перед ними, все мужчины и женщины принимают тот вид, какой они имели в расцвете своих сил… Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он тоже называется Граалем».

Так Грааль становится камнем.

Кто-то склонен видеть в этом образ апостола Петра (Петр означает камень), кто-то вспоминает о философском камне, вдыхающем в феникса новую жизнь. Собственно, Христос, распятый и вознесшийся, - это и есть феникс, способный возрождаться из пепла. По одной из теорий, именно кровь пригвожденного к кресту Иисуса наполняла заветную чашу Грааля. Кровь - основа жизни - отождествляется с сердцем; еще у древних египтян иероглиф, обозначающий его, имел форму сосуда.

Позже этот сосуд был сделан ангелами из изумруда, упавшего со лба низвергнутого Люцифера. Кровь Спасителя, наполнив чашу, искупила Люциферов грех… Врученный Адаму, Грааль был оставлен им в раю - и до сих пор находится там. Говорят, тот, кто отыщет его, подарит рай всему человечеству, - не о том ли мечтали за стенами своих высокогорных крепостей средневековые философы-еретики?

Что же касается тамплиеров, населявших литературный Мунсальваш, то именно эта строка фон Эшенбаха странным образом повлияла на многих исследователей. Один за другим они стали обнаруживать между рыцарями Храма и катарами некую тайную связь. Поговаривали даже, что катары входили в высшее руководство ордена - на том основании, что великий магистр Бертран де Бланшфор в молодости сражался против французских крестоносцев в знаменитой альбигойской армии Раймунда-Роже де Транкавеля. Да и обвинения, выдвинутые против тамплиеров на знаменитом процессе, до боли напоминают те, что предписывали тулузским еретикам.

Справедливости ради, отметим, что слово «templeise», которое использует Эшенбах, вовсе необязательно переводить как тамплиеры. С тем же успехом название придуманного им рыцарского ордена может звучать как «тамплисты» или «тамплирейцы». Надо сказать, что уже упоминавшийся выше Рихард Вагнер был осторожен более ученых. В ремарках, касающихся оформления своей оперы, он подчеркивает: «Костюмы рыцарей и слуг Грааля похожи на костюмы тамплиеров, но вместо красных крестов у них на плащах и щитах должны быть изображены голуби с развернутыми крыльями…»

Что же касается фактов исторических, убедительнее других высказался об этом Жерар де Сед:

«…Потомки катаров хорошо помнят, как тамплиеры и их покровители - цистерцианцы разгромили родной край, что в конечном счете стало одной из причин ареста рыцарей Храма и последующего суда над ними. Падение ордена началось из-за предательства одного из его членов, который выдал королю Франции Филиппу Красивому обряды - подлинные или мнимые, - совершаемые его собратьями. Предателя звали Эскью де Флуаран, он принадлежал к командорству Монфокона, в провинции Ажене. Он был из семьи катаров: Ж. де Флуаран до разрушения города Безье был замечен в сношениях с еретиками; погиб Ж. де Флуаран вместе с остальными жителями Безье 22 июля 1209 года. То же можно сказать и о Гийоме де Ногаре, советнике Филиппа Красивого, одном из наиболее активных сторонников уничтожения ордена тамплиеров; папа Бонифаций VIII как-то в гневе назвал его „патареном, сыном патарена“, то есть катаром, сыном катара.

Тезис, согласно которому между катарами и тамплиерами существовала более или менее тесная связь, исторически совершенно неоправдан…»

Что ж, пусть это останется еще одним мифом Монсегюра - мифом, на которые так богата древняя крепость…

После падения Монсегюра отдельные катарские крепости еще продолжали сопротивляться королевской власти. Дольше всех держался Юссон - до 1258-го. Катаров становилось все меньше. А когда были схвачены «совершенные» братья Отье, Гийом и Пьер, а следом за ними - Гийом Белибас, ересь в Лангедоке окончательно умерла. Он перешел под прямое королевское управление.

Позднее религиозная война еще раз осенила этот регион своим крылом - в XVI веке он был базой протестантов. Всем известный Генрих Наваррский был потомком некогда сочувствующего катарам семейства Фуа…

Неприступные крепости на скалах, чем-то напоминающие знаменитые греческие Метеоры, какое-то время были частью французской пограничной линии с Арагоном. Когда в 1659-м окончилась Тридцатилетняя война между Францией и Испанией, Людовику XIV отошла территория Руссилльона - узкой полосы вдоль Пиренеев. Сюда тут же прибыл ведущий инженер двора - Себастьян де Вобан. Он усилил укрепления вокруг Перпиньяна и нового города Мон-Луи - а каркассонские замки катаров были заброшены и забыты. Их останки и сейчас лепятся к отвесным утесам, словно орлиные гнезда, навсегда оставленные их гордыми обитателями…



| |

Давным давно в XI-XIV веках на юге Франции в земле Лангедок жили люди, называющие себя катарами, что в переводе с греческого ("katharos") означало "чистые". Они верили в то, что нет единого бога, а есть два: боги добра и зла, оспаривающие господство над миром. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу. В жизни катары придерживались аскетизма. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Катары отвергали иконы и необходимость храмов, а богослужение состояло исключительно в чтении евангелия. Они носили на голове остроконечные колпаки и активно распространяли свое учение среди доверчивого населения. В конечном итоге их учение перекинулось и на другие части Европы, создав реальную угрозу для католической церкви.

Не удивительно, что католические епископы признали катаров еретиками и организовали Альбигойский Крестовый поход с лейтмотивом: "Катары - гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось". На вопрос одного из войнов, а как отличить катара от порядочного католика, был получен ответ: "Убивайте всех: Бог узнает своих!" Началась священная война, в которой катаров вырезали целыми городами. К 1243 году последним оплотом катаров стал замок Монсегюр , расположенный на высогой горе. Его осада длилась 11 месяцев, несколько сотен катаров сдерживали атаки десяти тысяч крестоносцев. В феврале 1244 года Монсегюр был взят, а катары, отказавшиеся отречься от своей веры, были сожжены священной инквизицией. Легенда гласит, что несмотря на осаду, катарам удалось вывезти и спрятать свои сокровища, а за несколько дней до падения Монсегюра, четверым смельчакам удалось спуститься на веревках по отвесным скалам и унести с собой нечто ценное. По некоторым предположениям, это были архивы катаров и предметы религиозного культа, среди которых мог быть священный Грааль - чаша, в которую была собрана кровь Христа.

Узнав об этой истории, захотелось побывать в этих легендарных местах и увидеть все собственными глазами, поэтому замок Монсегюр с самого начала попал в маршрут нашего автопутешествия по Европе .

Мы ехали к замку Монсегюр из Каркассона по очень живописной дороге. По краям зеленые холмы и поля, а впереди заснеженные вершины Пиренейских гор.

Замок становится виден еще издалека, и первая мысль, возникающая при его виде: как они его построили так высоко? Не задолбало ли их таскать туда камни, воду, еду и т.д.?

У подножия горы расположена просторная парковка, от которой к замку ведет тропа. Где-то на середине тропы стоит будка, в которой нужно заплатить за посещение замка (что-то около 5 евро). Кстати, будка работает до 17 часов, и после этого времени платить некому, а тропа наверх от этого никуда не исчезает, так что, любители халявы, делайте выводы;-)

Подъем занимает гдето около получаса - даже ребенку под силу.

Внутри замок оказался совершенно небольшим - тесновато здесь, наверное, было осажденным.

Кое-где за более свежей, восстановленной кладкой виднеется оригинальная.

Но, к сожалению, даже эти развалины не имеют ничего общего с событиями XIII века, ведь после захвата крепости по приказу Папы римского, она была разрушена до основания, а нынешние строения восстанавливались и модернизировались значительно позже королевскими архитекторами.

Лестница наверх перегорожена цепью с запрещающей табличкой. Наивные! Разве это может остановить человека с камерой?

Вот так крепость выглядит сверху. Она имеет форму пятиугольника, который считался символом "чистых". Катары обожествляли пятиугольник, считая его символом распыления материи, символом рассеивания и человеческого тела.

Внизу виднеется деревня, которая скорее всего была основана строителями нынешнего замка примерно в 1580 г.

В замке есть еще одна лестница, не огороженная ничем, но почему-то желания подняться по ней не возникает... =)

Одна из башен неплохо сохранилась.

Чего не скажешь о винтовой лестнице.

Виды вокруг отменные, даже несмотря на пасмурную погоду. Пронизывающий ветер просто сдувал вниз.

Соседняя с Монсегюром гора, погруженная в тучу и парковка на дороге.

Надо ли говорить, что по закону подлости, когда мы спустились вниз, тучи разбежались, ветер пропал, и вылезло теплое вечернее солнце.

Было уже около 6 вечера, а у нас еще не было четкого плана, куда ехать дальше и где ночевать, поэтому мы решили ехать по направлению к небольшому городку Фуа (Foix), присматривая по пути место для ночевки. Навигатор почему-то указал мне съехать с основной дороги завел нас в деревушку Сула (Soula), где мы нашли отличный гостевой дом Infocus-Du-Sud . Табличка около двери гордо сообщала, что у этого гестхауса на Букинге оценка 8,7. Как оказалось, цена на том же Букинге - €85, что было многовато для нашего бюджета, но хозяева сделали нам скидку за прямой расчет с ними, и мы решили остаться здесь.

Хозяева Дирк и Лин оказались очень приятной пожилой парой, приехавшей сюда из Бельгии. Они кормили нас вкусным завтраком, разжигали специально для нас камин в отдельной гостинной, которая по большому счету к нашему номеру никак не относилась, а Лео очень нравилось ходить в огород и считать бегающих там куриц.

В номере было чисто и уютно, а виды из окна на Пиренеи были просто обалденные. Нам там так понравилось, что вместо одной ночи, мы задержались на три. Стоит отметить, что это стало возможным только потому, что это было в конце марта, и сезон еще не начался. Как сказали хозяева, на лето большинство мест уже были забронированы заранее. В общем, гостевой дом соответствует своей высокой оценке.

На следующий день мы съездили в ближайший городок, чтобы постирать одежду и закупиться продуктами.

На обратном пути рядом с деревней Рокфиксад заметили еще один замок на горе, и решили тоже до него прогуляться.

В деревне порадовал один отель со множеством самодельных украшений. Чего только стоят старые кроссовки-вазы!

А "музыка ветра" из старых ложек и вилок?

От деревни к замку ведет тропа с указателем, гармонирующим с шапкой Лео.

Так же, как и Монсегюр являлся убежищем катаров во времена Альбигойского Крестового похода. И так же, как и в Монсегюре, эти руины не имеют ничего общего со временами катаров, так как оригинальный замок был разрушен по приказу Людовика XIII, а эти строения относятся к более позднему периоду.

Но тем не менее, развалины замка и открывающиеся с горы виды стоят того, чтобы потратить час на восхождение. И снова Лео нас порадовал, пройдя весь путь без каких-либо проблем.

Оказалось, что замок находится не на самой вершине, и от него можно подняться еще выше на соседнюю гору.

Отсюда развалины замка выглядят еще более романтично...

И даже зловеще.

И еще один замок, посещенный нами, находится Фуа. Этот французский город известен как столица движения катаров, а замок был резиденцией графов, ставших лидерами сопротивления во время Альбигойского крестового похода.

Этот замок в отличие от предыдущих двух крестоносцы захватить не успели, а был захвачен он только однажды в 1486 году во время конфликта между двумя ветвями рода де Фуа, да и то из-за предательства.

На этом исторический экскурс о катарах заканчиваю, а мы отправляемся еще выше в горы, в самое сердце Пиреней - маленькое, но очень гордое государство Андорра.

Оригинал записи:

Гора Монсегюр (Château de Montségur) в плане моей поездки по Провансу была обозначена, как место для обязательного посещения.

Считается, что в древности здесь находился храм солнца, позже в эпоху мрачного Средневековья Монсегюр стал крепостью (само название горы и переводится как «несприступная») и последним прибежищем катаров — альтернативного христианского учения, последователи которого были уничтожены в ходе Альбигойского крестового похода () .

Однако привлекал (и, кстати, продолжает привлекать) Монсегюр странников и искателей загадок тем, что, согласно местным легендам, именно здесь хранилась Чаша Грааля, ну или по крайней мере, именно тут ее видели в последний раз.

Многие в легенду верят, к примеру, исследователь Отто Ран — автор книги «Крестовый поход против Грааля», вдохновившей Дэна Брауна на написание романа «Код да Винчи», провел в горах близ Монсегюра несколько лет, пытаясь выяснить, насколько правдиво древнее предание.

На фото: камень с высеченными на нем именами крестоносцев

Добраться до Монсегюра без автомобиля практически невозможно. Путь к неприступной крепости лежит по дорогам менее крутых гор, расположенных в значительном отдалении от маршрутов любого общественного транспорта. Сама гора, когда оказываешься у ее подножия, выглядит как крупная шишка. Взойти на вершину можно лишь пешком, узкие тропы для автомобилей не предназначены.

Официально вход на Монсегюр открыт до 19.00, на практике же это означает, что человек в будке, расположенной на середине пешего подъема в гору, до семи часов вечера продает билеты на вход в крепость. В 19.00 его рабочий день заканчивается, он уходит домой, а вход на Монсегюр становится бесплатным; именно поэтому с наступлением сумерек число желающих взобраться на гору не уменьшается, а наоборот увеличивается, да и карабкаться на вершину с наступлением вечерней прохлады все-таки приятнее.

На фото: поднимаюсь на вершину Монсегюра

Преодолев первую, самую покатую часть подъема, оказываемся на поле костров. Свое говорящее название оно получило после событий марта 1244 года, когда именно тут были сожжены более 200 катаров — последние защитники крепости Монсегюр.

Когда в 1208 папа Инокентий III объявил о начале Крестового похода против альбигойской ереси, в Провансе и Лангедоке насчитывалось около миллиона человек, исповедующих это вероучение.

На фото: карта распространения катарцизма в Европе

Являясь по сути последователями учения Христа, катары полагали, что наш мир — творение рук не Бога, а Сатаны, живем мы не один раз, но постоянно перевоплощаемся после смерти в другие тела (именно поэтому многие катары были вегетарианцами), рая же можно достичь только в том случае, если отринуть все земное, тогда человек выходит из цепи реинкарнаций и приобщается к Раю — миру, сотворенному Богом.

За более чем десятилетие крестовых войн армия Рима успела уничтожить население, исповедующие катарцизм, практически всех городов южной Франции, а заодно и учредить позже «прославившуюся» охотой на ведьм инквизицию.

Последние последователи катарцизма укрылись в крепости Монсегюр, которую вначале войн пытался взять предводитель армии Папы Симон де Монфор, но ему это так и не удалось. Летом 1243 года крестовая армия снова пошла на штурм Монсегюра (причиной этого стало убийство противниками папы нескольких инквизиторов). Гору взяли в плотное кольцо, и защитники крепости оказались в осаде. Монсегюр продержался в осадном положении год, столь длительный срок объясняется в том числе тем, что защитники крепости знали потайные тропы, позволяющие поставлять в замок провизию.

Однако крестовая армия сумела подойти к стенам крепости, и 16 марта 1244 года Монсегюр вынужден был сдаться. Крестоносцы предложили катарам помилование, в том случае, если они отрекутся от своих убеждений, но желающих сделать это не нашлось. Сейчас на месте массовой казни установлен катарский крест, напоминающий о трагедии.

Далее — долгий поход в гору по узким тропам, выложенным камнями. Во время подъема становится понятно, почему Симону де Монфору, взявшему все крепости в округе, не удалось покорить Монсегюр: катапульты, бывшие главным орудием бомбежки крепостных стен, в гору так просто не затолкаешь. Да и в крестоносцам удалось окружить стены замка только после того, как предатели показали им тайные тропы, не зная которых взобраться наверх практически нереально.

От самой крепости сейчас остались одни руины: выложенные из серых камней стены, где живут ящерицы, да основания башней, — время довершило то, что было начато крестоносцами, а захватчики по приказанию Папы Римского разрушили крепость почти до основания.

На фото: крепостные стены Монсегюр, сохранившиеся до наших дней

Считается, что именно за этими стенами прекрасная дева Эсклармонда хранила древнюю реликвию — Священный Грааль, однако, когда крепость пала, Грааль крестоносцами обнаружен не был. Местные жители рассказывают легенду, что в ночь накануне штурма крепости недра одной из гор разверзлись, и Эсклармонда бросила в их глубины чашу Грааля, после этого девушка обернулась голубкой и улетела на восток.

Однако в правдивость этой легенды не верили даже крестоносцы. Они, надо думать, не без оснований полагали, что в ночь перед штурмом несколько людей с сокровищем спустились по отвесной стене крепости и укрылись в окрестных лесах (эта версия изложена и в советском фильме «Ларец Марии Медичи»). Так или иначе, с тех пор никто Грааль не видел, и никто даже точно не знает, как он выглядит.

Мы встретили у стен крепости закат. Вид, открывающийся с вершины, особенно красив в вечернее время суток: солнце, спускаясь, золотит зеленые макушки гор, над которыми носятся стаи ласточек, легкая сизая дымка тумана, поднимающаяся с земли, подергивает пронзительно синее небо серебристой полупрозрачной вуалью. Несмотря на все, произошедшие здесь трагичные события, Монсегюр не производит впечатления мрачного места. Скорее таинственного и безмерно печального.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Название

Название Монсегюр, означающее «спасительная гора» (по-окситански Mount Segur, лат. Mons Securus ), наложилось на раннее, доисторическое название горы: Muno Egu, что на языке иберов означало Гора Солнца.

Некоторые источники сообщают, что в 1944 году , на 700-ю годовщину падения Монсегюра, немецкие самолёты были замечены в области Монсегюра. Они летели странными построениями, похожими на кельтские кресты . Некоторые утверждают, что Альфред Розенберг , идеолог нацистской Германии и автор книги «Миф двадцатого века », был на борту одного из самолётов. Неизвестно, почему самолёты были недалеко от этой области и какова была их миссия, если была вообще.

  • Основа сюжета романа Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи» и художественного фильма Рудольфа Фрунтова «Ларец Марии Медичи » по мотивам романа построена на факте захвата католиками крепости Монсегюр. Действия романа и фильма происходят во второй половине XX века , но по сюжету происходят неоднократные отсылки к временам уничтожения катаров.
  • Группа Iron Maiden сочинила и сыграла композицию под названием Montse’gur о войне католической церкви против катаров. Композицию можно найти на их альбоме 2003 года Dance of Death .
  • Канцлер Ги сочинила и сыграла песню «Монсегюрский романс».
  • Группа Тол Мириам сочинила и сыграла песню «Куртуазная Переписка» с аннотацией "Куртуазная переписка Мадам Эсклармонды де Фуа и Мессира Гуго дез Арси с 1243 по 1244 год Р.Х. при осаде последним замка Монсегюр."
  • В альбоме Лоры Бочаровой «Пепел Монсегюра» есть несколько песен по данной тематике.
  • В романе Пауло Коэльо "Брида" (1990 г.; пер. на русский яз. 2008 г.) падение Монсегюра и учение катаров играют важную роль в повествовании.

Вот был бы взыскан щедрым даром я -
Конем могучим, - я б для короля
Под Балагьером нес дозоры чутко.
В Провансе, в Кро и в Монпелье - резня.

А рыцари - как стая воронья,
Бесстыднее разбойника-ублюдка.
Пейре Видаль. Перевод В.Дынник

Руины замка Пейрепертюз. Как видите, замок был идеально привязан к местности, так что подобраться к его стенам было очень трудно. А вход в него защищали несколько стен, одна за другой!


Вид на гору и замок Монсегюр. Первая мысль – как люди туда забрались, а самое главное – как они там этот замок построили? Ведь посмотреть снизу и то тяжело – шапка спадает!

Да, но что помогло катаром продержаться так долго против армии крестоносцев, которые в изобилии имели метательные машины и различные снаряды к ним? Их вера и сила духа? Конечно, и то, и другое помогает во многом, но сдался же ведь Каркассон из-за недостатка воды, хотя и представлял собой по тому времени первоклассную крепость. Нет, катарам во Франции помогли их замки, сооруженные в таких труднодоступных местах, что взять их штурмом или осадой было в высшей степени затруднительным делом. Про Каркассон, являющийся на сегодня самой большой укреплённой цитаделью Западной Европы, имеющий 52 башни и целых три кольца оборонительных укреплений общей протяженностью более 3 км, на страницах TOPWAR большая статья уже была, поэтому смысла нет повторяться. А вот про многие другие замки катаров рассказ сейчас будет продолжен.


Замок Пюилоранс.

Совсем неподалеку от Каркассона находится замок Пейрепертюз, и он, как и соседние замки Пюилоранс, Керибюс, Агилар и Терм являлся одним из форпостов катаров, что были расположены к югу от Каркассона. И это был не просто замок, а небольшой укреплённый город в месте пересечения гор Корбьер и Фенуйед – с улицами, собором св. Марии (XII-XIII вв.) и крепостными укреплениями длиной 300 м и шириной 60 м – по сути дела своеобразный Малый Каркассон. Крепостная стена, замок и донжон Сен-Жорди были сооружены по приказу Людовика IX, пожелавшего иметь здесь неприступную крепость. А вот расположенный ниже старый замок как раз и был построен еще до крестового похода против еретиков и принадлежал Гийому де Пейрепертюзу – самому влиятельному сеньору в этих краях. Гийом целых двадцать лет сражался с королевскими войсками и покорился королю лишь после подавления восстания 1240 года – последней попытки графа Транкавеля отвоевать Каркассон.

Чуть ниже укрепленной деревни на отроге между ложбинами двух рек на расстоянии всего лишь в полдня пешего пути от Каркассона в направлении на юго-восток высятся развалины замка сеньоров Сессак. Причем связи между ними были давними и крепкими, поскольку Роже II Транкавель (скончался в 1194 г.) выбрал сеньора де Сессака опекуном для своего девятилетнего сына Раймона Роже, будущего нового виконта Каркассона.


Во дворе замка Сессак.

В конце XII веке в Сессаке находилось множество еретиков обоего пола: «совершенные» и дьяконы принимали «верующих» у себя в домах и непосредственно в самом замке.

Донжон и несколько дошедших до нашего времени сводчатых залов относятся к той эпохе, когда замок был захвачен Симоном де Монфором, который не встретил здесь никакого сопротивления. Сам сеньор Сессак «ушел в партизаны» и потому считался изгнанником. До установления мира крепость неоднократно переходила из рук в руки. В XIII веке она была восстановлена французами, а в XVI-ом еще и перестроена.


Донжон одной из твердынь сеньоров Кабаре.

Использовали катары и четыре замка сеньоров Кабаре – сам замок Кабаре, замок Сюрдеспин (или Флёрдеспин), замок Кертине и Тур Режине – настоящие орлиные гнёзда на вершинах крутых гор, окруженных ущельями и расположенные тесным треугольником в пределах прямой видимости друг от друга. Их еще называют замками Ластур, поскольку они находятся на территории коммуны с таким же названием. Находятся они всего лишь в двух-трёх часах пешего пути к северу от Каркассона. Горный пейзаж здесь суров, но эти края богаты залежами железа, меди, серебра и золота, доставлявшими богатство сеньорам Кабаре. В конце XII века эти владения принадлежали братьям Пьеру-Роже и Журдену де Кабаре, крупным вассалам виконта Каркассонского. Они предоставляли кров еретикам и покровительствовали их церкви, и принимали у себя трубадуров – певцов куртуазной любви, которой предавались и сами, причем так, что это оставило заметный след в их семейной хронике.


Следующий замок сеньоров Кабаре. Тот, что был на предыдущей фотографии виден вдали. И становится совершенно ясно, что все четыре таких вот замка сразу осаждать было просто невозможно, а брать их по очереди – только время терять!

Симону де Монфору захватить Кабаре так и не удалось. В 1209 году боевые действия здесь продолжались очень недолго: для одновременной осады всех замков требовалось слишком много людей, а для их поочерёдного захвата – слишком много времени, так как использование осадных машин против замков, расположенных на вершинах с крутым подъемом наверх, исключалось. Между тем гарнизон, в составе которого было немало «изгнанных» сеньоров, устроил засаду, напал на колонну крестоносцев из пятидесяти копейщиков и ста пехотинцев и взял в заложники сеньора Пьера де Марли, соратника самого де Монфора, который в это время как раз эти три замка и осаждал.


Вот они - все замки сеньоров Кабаре один за другим…

В конце 1210 года несколько сеньоров уходят из Кабаре и сдаются крестоносцам. Был сдан замок Минерв, затем замок Терм. Пьер-Роже понял, что, в конце концов, не устоять и ему, и поспешил спасти всех находившихся у него «совершенных» и «верующих», после чего в 1211 году сдался своему же пленнику Пьеру де Марли, оговорив при этом, что всем сдавшимся будет сохранена жизнь.


Современный макет замка Терм в том виде, в каком он был в 1210 году.

Десять лет спустя его сын Пьер-Роже-младший отвоевал все три эти замка и земли отца, после чего в Кабаре собралось более тридцати сеньоров-повстанцев, что превратило его в один из центров сопротивления катаров, которое прекратилось лишь в 1229 году, когда Людовик IX вынудил покровительствовавших им сеньоров заключить с ним мир. Но еще до этого все еретики, включая их епископа, были эвакуированы и укрыты в надёжных местах. Последнее восстание произошло в августе 1240 года, когда Раймон Транкавель вновь повёл свое войско на Каркассон. Сеньорам де Кабаре и их матери, знатной даме Орбри, тогда же удалось вернуть себе все эти замки, но в октябре все это было снова утрачено, и на этот раз уже навсегда.

Когда весной 1210 года Симон де Монфор захватил область Минервуа, ему не удалось захватить два замка: Минерв и Вантажу. Замок Минерв стал местом укрытия для его сеньора Гийома де Минерва и еще нескольких сеньоров, изгнанных со своих земель. В середине июня Монфор подошел к замку с большой армией. Деревня и замок располагались на скалистом отроге известнякового плато, где сходились ущелья двух горных потоков, которые летом пересыхают практически полностью. Узкий проход на плато был перегорожен замком, деревню окружали крутые овраги, а стены и башни замка являлись продолжением этой естественной защиты, поэтому посылать в этих условиях войска на штурм оказалось просто невозможно. Поэтому Монфор предпочел окружить замок, установив на каждой позиции по катапульте, причём самую мощную из них, имевшую даже имя собственное – Мальвуазина, Монфор поставил у себя в лагере.

Началась безостановочная бомбардировка замка, рушились стены и крыши, каменные ядра убивали людей, был уничтожен проход к единственному колодцу с водой. В ночь на 27 июня нескольким добровольцам удалось застать врасплох и уничтожить орудийный расчёт при Мальвуазине, но и они, в свою очередь, были застигнуты на месте, и поджечь ее не успели. Стояла сильная жара, хоронить многочисленных убитых не было возможности, что сильно облегчило задачу крестоносцам. На седьмой неделе осады Гийом де Минерв сдался, выговорив условие, что всем побеждённым будет сохранена жизнь. Крестоносцы вошли в крепость, заняли романскую церковь (она сохранилась до наших дней) и предложили катарам отречься от своей веры. Сто сорок «совершенных», мужчин и женщин отказались и сами взошли на костёр. Остальные жители пошли на примирение с католической церковью. Когда Минерв был взят, то сдался и Вантажу. Позднее крепость была разрушена, и от нее остались одни развалины, в том числе восьмигранная башня «Ла Кандела», напоминающая своей каменной кладкой Нарбоннские ворота в Каркассоне. Лишь несколько камней, оставшихся и тут, и там, напоминают сегодня о стенах некогда могучего замка сеньоров Минерв.


Тесновато было в замке Мюнсегюр, что и говорить!

Известный едва ли не каждому, кто хотя бы немного слышал о катарах, замок Монсегюр был построен в Арьеже на вершине крутой и одинокой скалы Раймоном де Перей сыном еретиков Гийома-Роже де Мирпуа и его супруги Фурньеры де Перей. Сделано это было по просьбе «совершенных» из четырёх катарских епархий Лангедока, собравшихся в 1206 году в Мирпуа. Они посчитали, что если сведения о готовящихся гонениях на них подтвердятся, то Монсегюр (что в переводе означает «надёжная гора») станет для них надежным убежищем. Раймон де Перей принялся за дело и выстроил на самой обрывистой части скалы замок и рядом с ним деревню. С самого начала войны в 1209 года и до осады в 1243 году Монсегюр играл роль убежища, где скрывались местные катары, когда крестоносцы приближались к этой области. В 1232 году в Монсегюр приехал тулузский епископ катаров Гилабер де Кастр с двумя помощниками и «совершенными» – всего около тридцати священнослужителей высокого сана в сопровождении трёх рыцарей. Он попросил Раймона де Перейя согласиться на то, чтобы Монсегюр стал для его церкви «домом и головой» и, тот, взвесив все «за» и «против», пошел на этот шаг.


Донжон замка Монсегюр. Вид изнутри.

Взяв в помощники опытного воина, и своего двоюродного брата, а впоследствии и зятя Пьера-Роже де Мирпуа, он составил гарнизон замка из одиннадцати «изгнанных» рыцарей и сержантов, пехотинцев, всадников и стрелков, организовал его оборону. Кроме того, он еще и обеспечил всем необходимым жителей располагавшейся рядом с ним деревни, население которой насчитывало от 400 до 500 человек. Поставки продовольствия и корма, сопровождение и охрана «совершенных» во время их поездок по деревням, сбор земельного налога – все это требовало постоянных разъездов, поэтому гарнизон Монсегюра постоянно увеличивался, а его влияние росло; в замок приезжало множество сочувствующих, ремесленники и купцы, поддерживающие связь со святыми людьми, обитель которых можно было увидеть на горизонте практически из любого места в Лангедоке.

К 1241 году относится первая и безрезультатная осада замка войсками графа Тулузы, который таким образом поддерживал видимость сотрудничества с королём. В 1242 году Пьер-Роже во главе опытных воинов устроил набег на Авиньон, убил собравшихся там священников и братьев-инквизиторов, и опустошил все на своем пути. Это послужило сигналом для очередного восстания в Лангедоке, которое, однако, было жестоко подавлено. В 1243 году все повстанцы, кроме катаров Монсегюра, подписали мир. Французы решили уничтожить это гнездо ереси и осадили замок в начале июня, однако вплоть до середины декабря ничего особенного в окрестностях его не происходило. Незадолго до Рождества двое «совершенных» тайно вывезли церковную казну в пещеру Сабартес. Между тем королевские войска все же сумели добраться до вершины, а у стен замка были поставлены метательные орудия. Кончилось тем, что 2 марта Пьер-Роже де Мирпуа все-таки сдал крепость, солдаты и простые жители вышли из нее, им сохранили жизнь и свободу, а вот «совершенным» обоего пола, в том числе их епископу Марти, был предложен выбор – отречься от веры или идти на костер. Несколько дней спустя, примерно 15 числа, крепость была открыта, и 257 еретиков, мужчин, женщин и даже детей, взошли на костёр, окруженный частоколом из копий. Это место и по сей день носит название Поля сожженных.

Легенда говорит, что в те дни, когда стены Монсегюра были целы, катары хранили там Святой Грааль. Когда Монсегюр подвергся опасности, и его осадили армии Тьмы, чтобы вернуть Святой Грааль в диадему Князя Мира Сего, из которой он выпал при падении ангелов, в самый критический момент с небес спустился голубь, который своим клювом разбил Монсегюр на две части. Хранители Грааля бросили его в глубину расселины. Гора снова сомкнулась, и Грааль был спасен. Когда же армия Тьмы все же вошла в крепость, то было уже поздно. Взбешенные крестоносцы сожгли всех совершенных недалеко от скалы, там теперь стоит Столб Сожженных. Все они погибли на костре, кроме четверых. Когда они увидели, что Грааль спасен, то ушли по подземным ходам в недра Земли и продолжают там совершать свои таинственные обряды в подземных храмах. Такую вот о Монсегюре и Граале рассказывают в Пиренеях еще и сегодня.

После капитуляции Монсегюра пик Керибюс, вознёсшийся на высоту 728 м, в самом сердце Верхних Корбьер, остался последним неприступным убежищем еретиков. Там они могли останавливаться во время своих странствий – кто на время, а кто и навсегда. Цитадель была сдана только лишь в 1255 году, одиннадцать лет спустя после взятия Монсегюра, скорее всего, после ухода или кончины последних «совершенных», таких как, например, Бенуа де Терм, главный епископ Разеса, о котором с 1229 года, когда он получил убежище в этом замке, не было никаких известий. Керибюс – это редко встречающийся тип донжона с усечёнными гранями; сегодня в нем открыт для посещения большой готический зал.


Замок Керибюс.

Другой подобный ему замок – Пюилоранс, как и Керибюс, был выстроен на горе высотой 697 метров. В конце X века он перешел к аббатству Сен-Мишель-де-Кюкса. Французам-северянам так и не удалось захватить эту крепость, в которой нашли приют изгнанные отовсюду сеньоры. Но вот после окончания войны она была заброшена. Впрочем, возможно именно поэтому ее оборонительные сооружения так хорошо сохранились: донжон XI-XII вв. и зубчатые куртины с круглыми башнями у него по бокам как бы бросают вызов времени. Попасть в замок можно было лишь по пандусу с перегородками, а крутизна скалы предохраняла его стены от каменных ядер и от возможных подкопов под них.


В замке Каркассон и сейчас можно снимать кино, что, кстати, там и делают!

Замок Пюивер находится в области Керкорб. Он был построен в XII веке на берегу озера (исчезло в XIII в.) на кургане, возвышающемся над расположенной рядом деревней. Открытый пейзаж здесь радует глаза куда больше, чем дикие скалы, на которых расположено большинство катарских замков. И, тем не менее, этот замок также принадлежал катарам – феодальной семье Конгост, связанной многочисленными брачными узами со знатными семействами еретиков по всему Лангедоку. Так Бернар де Конгост женился на Арпаикс де Мирпуа, сестре сеньора замка Монсегюр, и кузине его капитана. В Пюивере она окружила себя свитой из просвещённых людей, поэтов и музыкантов, что было модным в ту эпоху в провансальских краях и жила в полное свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая. Незадолго до крестового похода против еретиков она почувствовала себя нездоровой и попросила отвезти ее к «совершенным», где и скончалась, получив «утешение», в присутствии сына Гийома и близких. Оставшийся верным катарской ереси, Бернар умер в Монсегюре в 1232 году, а вот Гийом и его кузен Бернар де Конгост уже позднее вместе с монсегюрским гарнизоном участвовали в опустошительном набеге на Авиньон. Оба они до самого конца будут защищать эти священные для них места.

Сам этот замок, когда осенью 1210 года Монфор подошёл к нему со своими войсками, удерживался всего лишь три дня, а после чего был взят и передан французскому сеньору Ламберу де Тюри. В конце века он стал собственностью семьи Брюйер, благодаря которой в XV веке был значительно расширен и заново обнесен великолепной крепостной стеной. Квадратный донжон замка состоит из трех залов, расположенных один над другим. В верхнем зале можно увидеть восемь замечательных консолей со скульптурными изображениями музыкантов и музыкальных инструментов, напоминающих о столь далеких от наших дней временах дамы Арпаикс и принадлежащих к ее свите «трубадурах любви».


Один из самых необычных катарских замков - это замок Арк, построенный почему-то на равнине. Стены его невысоки, но зато там высится впечатляющий по размерам донжон!


Вот он - донжон замка Арк!


Боковая башня донжона замка Арк. Вид изнутри.

Замок Арк был также возведен не в горах, а на равнине, причем в настоящее время от него остался только его донжон с четырьмя угловыми башнями. Окружавшая замок крепостная стена практически полностью разрушена, но элегантный силуэт четырехэтажного донжона, покрытого в настоящее время нежно-розовой черепицей, возвышается над окрестностями все также, как и прежде. Внутреннее устройство его точно также свидетельствует о большом мастерстве и изобретательности мастеров Лангедока той далекой поры, которые сумели создать столь прочные и монументальные строения, что они устояли не только против жестокости и неразумия людей, но и на протяжении многих веков успешно сопротивлялись и силам природы, и даже самому неумолимому времени.


И как память о том времени у подножия горы Монсегюр до сих пор стоит крест на «Поле сожженных»!