Анализ методиста занятия по развитию речи. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Организация: МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Отчет ребенка является своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Слово для детей становится опорой действия и мысли.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно – исследовательской деятельности представляется по следующим причинам.

  • К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться слаженно, взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.
  • Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему?, зачем?, как?)
  • Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Поэтому, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии речи и интеллектуальных способностей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка. В группе организован опытно-экспериментальный уголок, разработаны дидактические игры познавательного характера, изготовлены мнемотаблицы для проведения опытов, подобран методический материал.

Используя в своей работе технологию А.И. Савенкова, мы учим детей:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • анализировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы и умозаключения.

Для развития каждого умения используем специальные упражнения.

  1. Умение видеть проблемы

Под проблемой понимают сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены.

Для развития умения видеть проблемы мы подобрали специальные задания и упражнения.

«Смотреть на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения. Смотреть на объект исследования с разных сторон.

Суть упражнения состоит в продолжении ребенком неоконченного рассказа, предложенного воспитателем. Делается акцент на продолжение рассказа несколькими способами.

Например , «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что….».

Ребенок должен продолжить рассказ, побывав в роли родителей (папы, мамы), бабушки дедушки, затем в роли друга (недруга), в роли кошки (собаки) и т.д.

Ответы детей: «потому, что заболел ангиной», «потому, что не захотел рано ставать в детский сад», потому, что ему купили велосипед», потому, что он испугался большого драчуна», «ему захотелось поиграть с мышкой».

В ходе выполнения этого задания мы стремимся к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Стараемся отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы и воздерживаемся от критики.

«Сколько значений у предмета»

Детям предлагаем, какой – либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть камень, бумага, кубик деревянный и мн. др.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Ответы детей: расколоть камнем орехи, сделать каменное ограждение для ручья, подложить камни под ножки стола, чтоб он стал выше и т.д.

Поощряем самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и. конечно же чем их больше, тем лучше.

Игра «Карусель»

Данная игра создает ощущение быстрой смены событий. Мы предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Для этого дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который воспитатель держит над головой. После каждого оборота остановка в разных мирах.

Например , мы остановились в «мире Воды». Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что не замечали раньше: капли дождя, текущие по стеклу, вода в блюдце, вытекшая из цветочного горшка, капли воды на полу.

  1. Учимся выдвигать гипотезы.

Одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Они дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнение «Давайте вместе подумаем, как собака находит своего хозяина, если она потерялась?»

Ответы детей: находит по запаху; когда она гуляет с хозяином, смотрит по сторонам и все, потом запоминает, а потом вспоминает, когда бежит; ее находят другие люди и приводят хозяину.

  1. Учимся задавать вопросы.

Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, гипотеза – способ решения проблемы.

Например, «Какие вопросы помогут узнать тебе о предмете, лежащем на столе?» Размещаем на столе, к примеру, куклу.

Ответы детей: Что это? Почему здесь лежит? Кто принес?

Затем предлагаем подумать и ответить: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?

Ответы детей : Как тебя зовут? Где твой дом? Куда ты идешь?

  1. Учимся давать определения понятиям.

Есть предметы, явления, события, и есть понятия о них. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки. Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста определять понятия, мы используем относительно простые приемы: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, загадки.

Например, прием сравнение позволяет выявить сходство и различие. Мы использовали игры «Летает – не летает»; «Общее и особенное» В этой игре детям предъявляли два объекта и предлагали объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывал тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

Например, слон и гора – они очень большие, но слон живой, гора нет.

  1. Учимся классифицировать.

Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область. Для развития умения классифицировать мы применяли всем известные игры «Четвертый лишний», «Раздели предмет».

  1. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающее важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному выступлению.

Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем (мнемотаблиц). Это качество мы формировали в процессе занятий по обучению рассказыванию, а именно при пересказе текстов. Предлагали детям после нескольких полных пересказов, попытаться рассказать коротко, о чем рассказ, выделить главное.

  1. Учимся делать выводы и умозаключения.

Делаем мы это так – сопоставляем два объекта, и в результате выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии, мы используем такие упражнения.

Например , просим детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.

Ответы детей: стекло, лед, пластик.

Когда ответов накопилось множество, мы подводим итог. Дети приходят к заключению, что каждый ответ правильный. Правы были все, но каждый по - своему.

  1. Учимся наблюдать.

Наблюдательность – сплав мышления и внимательности. Ребенок анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Для развития внимания и наблюдательности предлагаем следующие упражнения.

Например, рассматриваем вместе предмет (кукла, машинка). Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

В задании «Парные картинки» , содержащие различия, предлагаем детям найти 10 отличий.

В задании «Найди ошибки художника» - формируем умение анализировать зрительные образы.

  1. Формируем умения и навыки проведения экспериментов.

Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.

Например, детям предлагаем рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.

Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.

Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, мы привлекаем внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.

Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования мы оставляем в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.

Таким образом, поддерживая интерес детей, мы позволяем им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Целевым ориентиром для нас (критерием успешного продвижения ребенка) мы считаем следующие показатели познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

  • ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?, зачем?, как?);
  • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что);
  • стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) и отражает это в речи;
  • стремиться выразить в речи временные, целевые и причинные отношения, полно излагать свои мысли, достаточно легко строить развернутые предложения;
  • проявляет это к познавательной литературе.

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1974 г.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
  3. Подъяков Н. Г. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.// Педагогический вестник № 1 – 1997 г.
  4. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г.
  5. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

Авдонина Виктория Ивановна
Учебное заведение: ГККП «Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Пример анализа занятия для молодых педагогов Авдонина Виктория Ивановна ГККП «Ясли-сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная» В работе представлен пример анализа посещаемого занятия в ДОУ, данная работа поможет молодому специалисту грамотно написать анализ любого открытого занятия.

Пример анализа занятия для молодых педагогов

Анализ занятия

Дата проведения: 26.11.16.

Группа: «Солнышко»

Воспитатель: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Тема: «Дари добро»

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т.е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.

Воспитатель: Авдонина В.И.

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Самоанализ

Опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней

Группы на тему: "Волшебница вода."

Воспитатель МКДОУ " Шварцевский д/с"

Кирова Надежда Николаевна.

Цель НОД - формировать у детей интерес к занятиям, активизировать умственные способности, логическое мышление, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: познакомить со значением воды для всего живого

(вода - источник жизни), закрепить свойства воды, представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот, превращении воды в пар, о круговороте воды в природе.

Развивающие : способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные : прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 человек. Дети умеют слышать и слушать воспитателя, они легко идут на контакт с воспитателем, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно - исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: " Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное".

Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы (задания), делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД способствовала предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном

солнечном свете после дождя идёт испарение (пар над землёй), проведение опытов с водой, снегом, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Взаимосвязь элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: " У меня получилось!, " Я знаю." Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы с детьми отражалась в личностно- ориентированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний, и" зоны ближайшего развития" каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении опытов, напоминания, дополнительные объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них уверенность в своих действиях. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, динамическая пауза.)

В ходе НОД использовала компьютерную презентацию (загадки о состояниях воды)

На занятии использовала разнообразные материалы: наглядные пособия(глобус), пособия для опытов. Пособия были подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, интересовались причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Владеют устной речью (кроме 3х детей), могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены.

В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила использовать карточки (если было интересно- солнышко, а если не интересно - солнышко с тучей.)


Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходи

ла смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Анализ занятия по ФЭМП

Задачи занятия:

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат.

Организации занятия - каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

Программное содержание:

Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

1. Игровая мотивация.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Какие цветы вы знаете?

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

физкультминутка:

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.

Перечисляют название цветов.

Наблюдают за этапами работы.

Самостоятельно выполняют поделку.

Необходима

индивидуальная помощь. Многие не справляются.

Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.

Организационный момент преследовал также цель сформировать положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание первоклассников на жанровые и языковые особенности:

1. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);

3. «Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай». (Приложение 7).

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу - время, потехе - час», настраивающей детей на последующую работу.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

Во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

В-третьих, активного включения детей;

В-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице «Труд кормит, а лень портит» ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, того уважают»; «Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно»; «За труд ему платят деньги»; «Лень портит человека». Разбирая смысл пословицы «Май - холодный, год - хлеборобный», дети отвечают: «Большой урожай будет».

Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу «Как аукнется, так и откликнется» Ваня К. составил такой рассказ: «Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать». Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Таблица 3. Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез)

Имя ребенка

Номер задания

контрольная

1. Заира Д.

2. Магомед К.

3. Тимур К.

4. Мадина Н.

5. Зайнаб М.

6. Динара К.

7. Сабина Т.

8. Шуана М.

10. Камал Б.

Ср. арифм.

экспериментальная

1. Айшат А.

2. Ислам К.

3. Джамал С.

5. Эльмира Б.

6. Камиль В.

7. Муслим К.

8. Наида М.

9. Саида Ш.

10. Азамат А.

Ср. арифм.

Таблица 4. Уровни развития речевых умений детей (контрольный срез)

Таблица 5. Уровни развития речевых умений детей на начальном и конечном этапах эксперимента

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития первоклассников повышается, если:

Педагоги будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

Будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных уроках по развитию речи;

Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.