Как открыть свои курсы. Открываем учебный центр


* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП . Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).


Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

9630 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 370361 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Чтобы открыть курсы без лицензии, нужно пройти несколько шагов.

Вот план:

  1. Решить , как взаимодействовать с другими экспертами.
  2. Зарегистрироваться в налоговой - выбрать, как вы будете работать, как индивидуальный предприниматель или как ООО.
  3. Выбрать схему налогообложения - их несколько, если сразу выбрать неправильную, то налогов получится очень много.

Самый важный - первый пункт. Именно он подсказывает, как открыть курсы, но не получать лицензию на образовательную деятельность.

Взаимодействие с экспертами

Основной нормативный акт, который регламентирует получение образовательной лицензии - ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации». В п.2 ст.91 закона сказано:

  • Если у вас организация, которая ведет образовательную деятельность - лицензия нужна;
  • Если вы индивидуальный предприниматель, который занимается образовательной деятельностью лично - то такая лицензия не потребуется.

Фактически, проводя вебинары даже на огромную аудиторию, вы ничем не отличаетесь от обычного школьного репетитора, который ведёт частную деятельность. Главное - не нанимать других преподавателей и не обещать студентам дипломов государственного или другого образца. Памятное письмо об окончании занятий выдать можно.

Что делать, если вы хотите привлечь в школу других преподавателей? Юридический лайфхак - не оформлять их по трудовому договору. Проще всего написать договор между двумя ИП, один из которых проводит для другого некие информационные и консультационные услуги в форме тренинга, вебинара или мастер-класса.

Но это работает не со всеми нишами. Например, если вы ведёте школу по валянию из шерсти, проблем скорее всего не возникнет. Если же решили открыть курсы для школьников и готовить их к ЕГЭ - есть вероятность жалобы в налоговую или комитет по образованию.

Проконсультируйтесь с юристом по образованию перед привлечением других преподавателей. Изучите нормативную базу - возможно, в вашей сфере действуют другие нормы права.

Лайфхак - вы можете обратиться в органы образования вашего региона с вопросом, как открыть образовательные курсы в вашей нише и нужна ли для этого лицензия. Делать это нужно письменно - если после запуска придёт проверка, ответ управления Рособрнадзора будет аргументом вашей добропорядочности.

ИП или ООО

Разница между этими двумя статусами огромная. Если вы решили сразу открывать большую онлайн-университет с множеством курсов, направлений, преподавателей и сотрудников - возможно, стоит подумать об ООО. Придется вкладывать деньги, долго получать лицензию на образование, назначить генерального директора и бухгалтера и платить им зарплату. Тратить деньги из бизнеса просто так не получится - на личный счёт вы сможете выплачивать дивиденды например, раз в квартал - только тогда деньги станут вашими. ООО - это не очень выгодно, если вы планируете открыть учебные курсы впервые.

У статуса индивидуального предпринимателя всё проще. Документы для регистрации практически не нужно - достаточно паспорта и ИНН. Если будете регистрировать онлайн через сайт налоговой, то даже пошлину платить не придётся.

Тратить деньги с расчётного счёта ИП может на любые нужды. Просто оформите расходную карту - такая услуга есть практически в любом банке, которые работает с бизнесом - и покупайте всё что нужно с неё. Для новой онлайн-школы мы рекомендуем формат ИП.

Из обязательных платежей только страховые и пенсионные взносы раз в год - в зависимости от региона это около 35 тысяч рублей в месяц. Еще придётся потратиться на бухгалтерию - воспользуйтесь онлайн-сервисами. Минимальные тарифы начинаются от 4 тыс. в год. Посмотрите на Эльбу , Точку и аналоги - условия примерно одинаковые, выбирайте тех, с кем вам комфортнее. Чтобы принимать деньги, нужна онлайн-касса. Решений на рынке много. Начните с инструмента от Яндекса - там прозрачные условия с комиссией за каждый платеж.

Как открыть ИП

Вы можете встать на учет как индивидуальный предприниматель как очно в налоговой инспекции, так и онлайн.

Через сайт налоговой

Вам нужен личный кабинет налогоплательщика. Получить доступ к нему можно через аккаунт «ГосУслуг» или обратившись в налоговую по месту пребывания или регистрации - логин и пароль обычно выдают в течение 10-15 минут.

Работодатели нуждаются в сотрудниках, способных подходить к решению проблем оригинально, а также видящих выход из таких ситуаций, перед которыми другие отступают. Высоким спросом на рынке образовательных услуг пользуются курсы повышения квалификации , и они приносят неплохую прибыль. Данная статья посвящена тому, как открывается учебный центр .

Об открытии учебного центра

Во все времена знания признавались наивысшей ценностью. Сегодня в условиях развития и совершенствования новых технологий они востребованы как никогда. Именно грамотные и высококвалифицированные сотрудники являются залогом стабильности любой организации.

Организационные вопросы

Так как открыть учебный центр ? Во-первых, необходимо стать юрлицом, а также выбрать вид деятельности, которым будет заниматься учебный центр . При привлечении дипломированных специалистов (а конкретнее – преподавателей) на постоянной основе требуется сертификат для работы учебного центра . Получить его не так просто: эта процедура займет немало времени и потребует вложений.

Но из такой ситуации есть весьма неплохой выход. Чтобы не требовался сертификат , достаточно при регистрации учебного центра указать вид экономической деятельности «консалтинговые услуги», либо выбрать смежные, близкие по значению виды деятельности. И после этого можно взаимодействовать с преподавателями и лекторами на основании трудового соглашения.

Чтобы открыть учебный центр , необходимо четко понимать, какие образовательные услуги наиболее востребованы, какой сейчас на них спрос и предложение действует на рынке. Что под этим подразумевается? Нужно знать: в какой форме будут проходить занятия, какие преподаватели будут вести их, для какого контингента персонала будут они.

Для того, чтобы учебный центр начал хорошо окупаться, самым лучшим вариантом будет, если его руководитель будет совмещать данную должность с аналогичной, но в какой-либо фирме или крупной организации. Слушателями, которые будут первыми, кто прошел курсы, станут его сотрудники в этой фирме. Это гарантирует вам на начальных этапах минимум аудитории и станет своеобразным «двигателем торговли».

Прибыльность от открытия учебного центра спрогнозировать практически нельзя. Дело в том, что прибыль напрямую зависит от количества читаемых курсов , их стоимости, количества слушателей, а также сопутствующих затрат. Приведем основные из них:

  • стоимость приобретения помещения или аренды плюс затраты на поддержание в нем чистоты;
  • коммунальные платежи, а также оплата услуг связи, телевидения, интернета;
  • затраты на офисную мебель, оргтехнику и комплектующие;
  • выплата зарплаты и материального вознаграждения работникам и преподавательскому составу;
  • стоимость рекламной кампании.

Требования, предъявляемые к помещению

Основной вопрос, который беспокоит будущего руководителя учебного центра , это, конечно же, стоимость аренды. Она может оказаться, как малой, так и довольно значительной. Все зависит от территориального месторасположения и интерьера помещения.

Немаловажное значение также имеет площадь будущего учебного центра . Расчет необходимой площади исходит из количества и частоты проведения занятий, а также предполагаемой аудитории. Также необходимо предусмотреть комнату для работы администратора и проходы в учебные аудитории.

Интерьер аудитории нужно продумать так, чтобы ее можно было легко переделать в помещение для проведения различных заседаний или иного назначения. Современные аудитории принято оснащать видеопроекторами или интерактивной доской. Если запланировано проведение занятий с использованием компьютеров, надо заранее позаботиться о приобретении соответствующего оборудования.

Для того, чтобы обеспечить высокую и стабильную посещаемость предлагаемых курсов, здание, в котором они будут проводиться, должно располагаться вблизи транспортных узлов (метро, остановки общественного транспорта, ж/д станции). Не стоит арендовать помещение в жилом многоквартирном доме, поскольку его жильцы явно будут не в восторге. Занятия, как правило, проходят в свободное от работы время, и их проведение всегда сопровождается бурными обсуждениями и часто затягивается допоздна. Но если есть собственное помещение, вполне подходящее для проведения занятий, то эта статья расходов полностью выпадает.

Заранее также необходимо подумать о том, где будут питаться слушатели курсов . Хорошо, если рядом есть магазин, столовая или буфет. Если поблизости нет ничего подобного, необходимо приобрести кофейный автомат, либо предусмотреть комнату для кофе-брейков.

Кадровый состав

Для нормального функционирования учебного центра помимо преподавательского состава (штатных и внештатных сотрудников) требуется менеджер, бухгалтер, уборщик помещений и другие рабочие . Если помещение не такое большое, то можно и совмещать данные должности. А рабочие профессии, такие как электрики, слесари, уборщицы, можно восполнить за счёт периодического обращения к соответствующим службам.

Лицом учебного центра по праву является его менеджер, который всегда находится на рабочем месте, отвечает на звонки, проводит консультирование и регулирует всю деятельность учебного центра. Также в обязанности менеджера входит организация рекламной кампании и исследования рынка образовательных услуг. Поэтому к кандидату на такую должность предъявляют весьма высокие требования: это должен быть человек способный работать в режиме многозадачности , с нестандартным мышлением, ответственный и открытый для общения. Желательно, чтобы у кандидата был опыт подобной работы.

Система оплаты труда сотрудников должна быть гибкой. Поэтому стоит ее разделить на фиксированный оклад и премию, которая будет зависеть от количества обучающихся . Оптимальный вариант, если они будут заинтересованы в привлечении новых клиентов, и поэтому станут выполнять свою работу с максимальной отдачей.

Продвижение

Вопрос «как открыть учебный центр » также опирается и на маркетинговую стратегию . Она напрямую зависит от того рода деятельности, который выбран. Их может быть несколько. Основные из них:

  • обучение новой профессии, курсы повышения квалификации и переподготовка;
  • дополнительные или факультативные курсы для школьников;
  • организация занятий по личностному росту (например, по тайм-менеджменту);
  • сдача помещений или аудиторий для проведения разных семинаров, лекций и прочих мероприятий.

Если учебный центр предусматривает проведение занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, то имеет смысл подписание договора о взаимодействии с предприятиями и центрами занятости, которым необходимы такие курсы . При ориентации учебного центра на детскую и юношескую аудиторию, нужно давать объявления в СМИ. Также эффективным будет раздача тематических буклетов в школах и центрах детского и юношеского творчества.

Для продвижения учебного центра весьма эффективны информационные встречи, где люди, прошедшие обучение в данном заведении, будут рассказывать о том, какие положительные изменения произошли в их профессиональной деятельности после курсов или семинара.

Информацию о сдаче в аренду учебных помещений целесообразно размещать на сайтах в интернете, периодических печатных изданиях с соответствующей целевой аудиторией. Чтобы учебный центр поскорее начал приносить прибыль, лучшим вариантом является совмещение разных направлений работы.

Не стоит сразу ждать легкой и быстрой прибыли от открытия учебного центра . Требуется определенное время для его становления на рынке образовательных услуг . Но если все грамотно рассчитать, просчитать все возможные варианты развития событий, то учебный центр кроме достойного заработка принесет своему руководителю новые яркие впечатления и расширит круг деловых знакомств.

И вот, наконец, наступил тот долгожданный момент, когда вы решили открыть свой учебный центр. Ну что ж, я думаю решение верное, однако хочу вас сразу немного предупредить. Почитайте, какие ошибки возникают в самом начале пути у тех, кто открывает свой учебный центр.

Во-первых, не учитывается с самого начала, сколько учебных центров уже есть на данном рынке и в данной нише.

Как обычно происходит. Человек приходит в какой-либо учебный центр, смотрит, сколько там находится слушателей, умножает количество людей на среднюю цену обучения и думает «Ни фига, сколько денег можно заработать!».

После этого он открывает свой учебный центр и благополучно закрывается через 3-6 месяцев. Почему?

Потому что конкурентов в данной нише оказалось больше, а людей на обучение приходит гораздо меньше, чем он думал. В принципе это нормально с человеческой или эмоциональной точки зрения. Но совсем не правильно с точки зрения бизнеса.

Во-вторых, не учитываются крупные компании, которые открывают учебные центры как некие курсовые комбинаты. Там наполняемость групп идет практически за счет работников, которые приходят в данную компанию работать.

Соответственно обучение людей может происходить по льготной цене или вычитаться из заработной платы. А людям со стороны может даваться совершенно другой ценник.

В результате, конкуренты думают, что цена на рынке именно такая, начинают набирать по этой цене и понимают, что людей они набрать не могут.

В-третьих, человек точно не знает, а нужны ли данные образовательные услуги на самом деле. То есть он думает, что они нужны, а на самом деле - нет. Таким образом, открывается учебный центр, получается, если это необходимо, лицензия, и вдруг оказывается, что то, что предлагается совсем никому не нужно.

Теперь коснусь расположения учебного центра, аренды, стоимости квадратного метра и лицензионных требований.

Безусловно, чем ближе к центру города находится учебный центр, тем проще с проездом учащихся и соответственно немного полегче с набором.

Однако чем ближе к центру, тем выше стоимость арендной платы. И если у вас лицензируемый вид деятельности, то необходимо учитывать, что предельный контингент, который вы можете отучить, напрямую зависит от квадратных метров, коих полагается от 2 до 3 кв. м. на одного обучаемого в зависимости от типа образовательного учреждения.

Поэтому четвертой ошибкой при открытии учебного центра может явиться неправильный выбор расположения учебного центра. Потому, что попытки быть ближе к центру могут привести к удорожанию расходной части вашего обучения.

Пятой ошибкой является неправильный выбор системы налогообложения. При традиционной системе налогообложения увеличивается количество налогов, но возникает возможность открытия филиалов. При упрощенной системе плюс в том, что бухгалтерии становится проще - меньше сдавать отчетов, вам становится легче - меньше платить налогов, но с открытием филиалов и представительств у вас возникнут проблемы.

Шестой ошибкой может явится попытка сделать учредительные документы полностью своими руками. Это в принципе не является ошибкой, если времени у вас предостаточно и вы в этом относительно компетентны. Но если вы хотите сократить время и сконцентрироваться уже на своих будущих клиентах, то занятие подобного рода деятельностью затянет вас в «болото», хотя какую-то часть денег вы при этом сэкономите.

Далее, выбор организационно-правовой формы. ООО - это коммерческое предприятие, созданное для извлечения прибыли. Плюс здесь в том, что в конце квартале можно платить 9% учредительских и на законном основании забирать деньги себе. Помимо этого в ООО разрешается проведение лекционных и семинарских занятий без получения лицензий.

Но если вы планируете открывать учебный центр, в котором лицензируемый вид деятельности: курсы подготовки и повышения квалификации охранников, подготовки водителей и др., то местный Департамент образования не выдаст вам лицензию, пока зарегистрированная вами организация не будет являться некоммерческой.

Поэтому ошибка в выборе организационно-правовой формы может привести к проблемам со стороны лицензирующих органов.

Следующей ошибкой неправильный выбор типа образовательного учреждения. Оно может быть дополнительного образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и т.д.

Если вы не пропишите данные характеристики в Уставе, а в некоторых случаях и в названии, у вас также могут возникнуть проблемы с получением лицензии на тот или иной вид деятельности, согласованием программ обучения, я уже не говорю об аккредитации образовательного учреждения.

Далее очень серьезной ошибкой являются попытки все делать только самому. Безусловно, многое придется делать вам самим, особенно на начальном этапе. Но если вы это делать будете постоянно, у вас возникнут серьезные проблемы и с финансами и с вашим временем и с вашим здоровьем.

И последнее, о чем бы я хотел предостеречь. Сразу на берегу выбирайте компаньонов, с кем вы впоследствии будет делить кусок хлеба. Дело в том, что когда организация поднимается, проблем как правило, никаких нет, особенно когда и деньги небольшие. Но как только у вас пойдут деньги, вот тут то самое интересное и начнется. Поэтому, если вы все-таки сможете, то открывайте учебный центр сразу только на себя.

Вот небольшой перечень ошибок, знание о которых вас убережет от более серьезных проблем впоследствии.

Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%. Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.

В Петербурге работают порядка 200 организаций, которые занимаются краткосрочными курсами. Конкуренцию им составляют вузы, техникумы, колледжи, при которых также часто организуются дополнительные образовательные курсы.

На рынке в настоящее время преобладает спрос на краткосрочные курсы - от 20 до 60 учебных часов. Средняя стоимость 40-часового курса составляет 2,5-3 тыс. рублей.

Образовательные фишки

По мнению Геннадия Смирнова, директора НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", учеников можно привлечь новыми оригинальными образовательными программами, например эксклюзивными курсами для рекламистов, менеджеров, маркетологов, которые разрабатывают преподаватели центра - практикующие специалисты. О наиболее актуальных образовательных направлениях учебным центрам сообщают работодатели.

Главным фактором успеха учебного центра считается правильно подобранный преподавательский состав.

Можно открыть центр обучения при определенной компании как дополнительное подразделение. Кроме того, открывая школу, можно сэкономить, арендуя компьютерный класс и другие помещения при вузе, колледже на определенные часы занятий, а не на полный рабочий день. Таким образом, по подсчетам Геннадия Смирнова, при открытии нового центра можно избежать основных затрат, связанных с арендой и оборудованием стационарного помещения. Инвестиции при этом составят около $1 тыс.

Благодарим за помощь в подготовке материала: НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", Школу профессиональных бизнес-консультантов, НОУ "Учебный центр "Эврика", НОУ "Учебный центр "Кварта" и др.

Шаг 1. Концепция

Организация и доход учебного центра прежде всего зависят от концепции, которая должна отличать его от конкурентов.

Есть различные варианты:

Центр с набором стандартных курсов профессиональной подготовки: бухучет и налогообложение; секретарь-референт; дизайн и верстка на ПК и т.д.;

Тренинговые учебные центры;

Преподавание одного оригинального курса, например подготовка женщин-охранников, фэн-шуй и т.д., а также индивидуальное обучение определенному курсу.

Регистрируют юридическое лицо для учебного центра как негосударственное образовательное учреждение (НОУ), при этом указывается его основной профиль деятельности. По ГК РФ целью НОУ не является извлечение чистой прибыли, вырученные средства могут направляться только на развитие образовательного учреждения. Услуги юриста по регистрации будут стоить примерно $200. Наиболее удобная система налогообложения - упрощенная с уплатой 6% с дохода.

Шаг 2. Персонал

Штатное расписание образовательного центра:

Три-шесть преподавателей (на каждый курс по одному) - от 200 рублей в час,

Два-три консультанта (определяют профессиональные склонности учеников центра) - $300,

Секретарь - $200,

Бухгалтер - от $300.

Шаг 3. Помещение

Для организации учебного центра, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц в четыре смены (утренняя, две дневных, вечерняя), понадобится помещение общей площадью около 200 м2:

Два учебных класса площадью 50 м2 (в соответствии с требованиями контролирующих органов в них могут обучаться группы не более 10 человек),

Один компьютерный класс - 60 м2 (10 оборудованных для работы мест),

Остальная площадь (около 40 м2) отводится под приемную и кабинет директора.

Итого: аренда 200 м2 (от $30 за 1 м2) - $6 тыс. в месяц, в ряде случаев образовательные организации могут арендовать у КУГИ помещение по льготным ставкам (коэффициент 0,1) - порядка $15 за 1 м2.

Шаг 4. Оборудование

Проектор - $1 тыс.

10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.

30 столов - $1 тыс.

20 стульев - $500

Шкаф - $100

Факс - $100

Ксерокс - $200

Учебная литература - $500

Итого: около $6,5 тыс.

Шаг 5. Лицензирование

Документы, которые нужно представить с Комитет по образованию администрации СПб для получения лицензии на образовательную деятельность:

Заявление, в котором указываются разработанные образовательные программы,

Сведения об укомплектованности штата и предполагаемой численности обучающихся,

Сведения о помещении,

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой (на каждую образовательную программу) и материально-техническом оснащении (в форме выписки из балансовой ведомости),

Сведения о педагогических работниках (на каждую образовательную программу),

Дополнительные сведения (свидетельство о регистрации, информация об учредителях и т.д.).

Срок рассмотрения документов и вынесения решения - 1 месяц.

Шаг 6.Учащиеся

Рентабельная группа состоит из 10 человек.

В месяц в центре нужно формировать не менее 10 групп.

Основной способ привлечение учеников - реклама в печатных изданиях. Рекламный бюджет формируется из учета 10% с оборота, то есть порядка $1 тыс. в месяц.

биография

ГЕННАДИЙ СМИРНОВ

В 1990 г. окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик.

С 1990 по 2000 г. работал заместителем начальника производства в Центральном институте топливной аппаратуры.

С 1994 по 1997 г. работал директором по страхованию в страховой компании.

В 1997 г. организовал НОУ "Центр профессиональной подготовки "Импульс", который работает и в настоящее время. За 8 лет среднегодовое количество учащихся (и оборот компании) возросло в 3 раза.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter