Коптелов александр валерьевич судомодельный кружок. Роль судомоделирования в личностном развитии ребёнка

Судомоделирование - один из видов технического спорта. Хорошо налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремлённость, внимательность, развивает самостоятельность, творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. Занимаясь судомоделизмом учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Занятия судомоделизмом в кружке - одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - морская держава.

Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своём распоряжении суда, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобретённые в кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим кружковцам дают ориентацию в выборе профессии.

Основной формой подведения итогов работы кружка служит участие его членов в массовых мероприятиях: соревнованиях, выставках, показательных выступлениях и т.д.

Одна из особенностей кружков работающих сегодня, состоит в том, что материальная база близка к нулю и модели, изготавливаемые ребятами, в основном простейшие. Поэтому соревнования в кружках первого и второго годов обучения носят не итоговый характер, а служат одной из форм проведения занятий.

(Цитата из позабытого источника).

Что же это за простейшие модели для кружковцев первого года обучения?
В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор".

Ты ещё никогда не строил яхту?

А ведь это совсем не сложно! Давай попробуем построить её вместе. Только ты внимательно прочти всё, что здесь написано, и не торопись, когда начнешь работу.

Как и на настоящей корабельной верфи, наше первое дело - подобрать материал. Чтобы построить яхту, нам с тобой понадобятся: дощечка толщиной 10-30мм для корпуса, фанерка 4мм для киля, рубки и кильблока, рейка сечением 6х6мм для мачты и кильблока, плёнка для парусов, нитки, пара канцелярских булавок, небольшой кусочек наждачной бумаги, клей ПВА, узкий скотч, краска гуашь или темпера, лак для паркета марки ПФ, плёнка «Оракал» для ватерлинии и номеров. Нужен ещё и самый простой инструмент: лобзик с пилками, острый нож с выдвижным лезвием, пассатижи, кисточка и ножницы.

А теперь за работу. Сначала выпили палубу (корпус), детали кильблока (подставки), рубку и киль с припуском 1-2мм. Шлифовалкой (бруском с наждачной бумагой) удали припуск так, чтобы линии деталей остались. Ножом с нижней стороны палубы выбери паз глубиной 3-4мм под киль. Возьми заготовку мачты и шлифовалкой закругли грани. Просверли отверстие в палубе под мачту. Приклей мачту и киль к палубе строго под прямым углом. Приклей рубку. Склей кильблок. Покрой модель и подставку 1-2 раза лаком и тщательно просуши. Слегка прошлифуй поверхности для удаления ворса. Покрась модель и снова покрой лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен. Согласно чертежу закрепи на палубе булавки. Теперь натяни нитки-форштаги и прикрепи к ним паруса (грот и стаксель) узкими полосками скотча. Приклей ватерлинию и номера.
Вот и всё. Теперь модель можно запускать.

Предлагаю Вашему вниманию контурные модели судов на резиномоторе. Модели просты по конструкции, весьма технологичны в изготовлении и отличаются высокими ходовыми качествами. В основу разработки легли наборы, выпускавшиеся ранее системой ДОСААФ СССР.

Наборы материалов, выпускаемые в былые времена ДОО "Фрегат" для постройки контурных судомоделей, предназначались для детского технического творчества и рассчитывались на детей среднего школьного возраста, имеющих начальный опыт моделирования. Набор состоял из деталей, заготовок и материалов, из которых можно построить действующую спортивную судомодель.

Модель может быть использована для участия в судомодельных соревнованиях различного ранга, а также при организации досуга любителей этого вида спорта.

Приступая к постройке спортивной модели, внимательно ознакомьтесь с описанием, чертежом и сборочными схемами.

В процессе работы строго соблюдай правила техники безопасности!

Лобзиком выпили корпус модели из дощечки толщиной 10-20 мм. При выпиливании оставляется небольшой припуск, который сошлифовывается напильником и «шлифовалкой». Удали припуск так, чтобы линии контура остались. Тщательно отшлифуй все кромки.

Лобзиком выпили контур модели из фанеры толщиной 3-4 мм и аналогичным образом обработай. Острым ножом выбери паз глубиной 4 мм в корпусе и вклей в него контур. На днище модели приклей киль высотой 15-20 мм из материала контура.

Покрой контур и корпус модели лаком и тщательно высуши. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Кронштейн гребного вала и руль вырежи из жести толщиной не менее 0,5 мм. Кожух - металлическая трубка подходящего диаметра. Носовой кронштейн - винт-саморез. Вал - винт с резьбой М3. Кольцо на валу—согни из скрепки.

Согни кронштейн гребного вала и припаяй к нему кожух. Закрепи кронштейн на днище модели винтами-саморезами. Припаяй к валу кольцо для резиномотора. Вставь гребной вал в кожух и одень на вал шайбу. Зажми гребной винт между двумя гайками на гребном валу. Закрепи носовой кронштейн (винт-саморез). Руль закрепи винтами-саморезами на днище модели. Добейся чтобы оба кронштейна и руль располагались строго по осевой линии модели. Лопасти гребного винта отогни в одну сторону под углом 20-30 градусов. Следи за тем, чтобы лопасти гребного винта не касались руля и корпуса модели.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРНЫМИ красками и покрой паркетным лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен.

Ватерлинию вырежи из Оракала и наклей.

Резиновую нить уложи по прямой линии на плоскости стола. Измерь линейкой расстояние между носовым кронштейном и кольцом на гребном валу. Отмерив пять расстояний на резиновой нити, отрежь заготовку резиномотора. Концы отрезка свяжи между собой тугим двойным узлом. Образовавшуюся петлю вдень в кольцо на гребном валу до середины а оба конца петли на скрепку и далее на носовой кронштейн.

Правильно построенная и отрегулированная модель должна пройти расстояние 8-10 метров. Увеличив количество нитей и длину резиномотора расстояние, пройденное моделью, увеличится. Заводить резиномотор лучше вдвоём следующим образом. Снимите конец резиномотора с носового кронштейна, наденьте конец резиномотора на проволочный крючок, вставленный в дрель. Вытяните резиномотор так, чтобы длина его была в 1,5-2 раза больше. Удерживая резиномотор в натянутом состоянии и не давая гребному валу вращаться, сделайте дрелью 100 оборотов, постепенно укорачивая длину резиномотора. После заводки наденьте конец резиномотора на носовой кронштейн и, придерживая гребной винт рукой, поставьте модель на воду. Отпустив гребной винт, запустите модель. Если модель не ходит прямо, поверните руль в сторону, противоположную той, в которую модель поворачивает.

Запускайте модель только под наблюдением взрослых.

При запуске модели не касайтесь вращающегося гребного винта.

Не запускайте модель в зоне купания людей. Находясь на акватории, соблюдайте правила нахождения на воде.




Корпус модели выстругивается из дощечки толщиной 20мм. Киль - рейка размерами 500х20х5мм. На палубе необходимо разметить карандашом места установки деталей. Добейся симметричности разметки при виде сверху. Волнорез и борт - из шпона, картона или тонкой фанеры. Ограждение грузовой палубы - рейки сечением 10х3мм. Кубрик, рулевая рубка, машинное отделение и бак для горючего - цельные бруски (возможен картонный вариант). Гюйс-шток, штыревая антенна и флаг-шток - проволока диаметром 2мм (эти детали вклеиваются в предварительно просверленные отверстия только на эпоксидке). Выхлопной патрубок - трубочка внешним диаметром 3мм. Горловина топливного бака - алюминиевая заклепка. Основание кнехтов - рейка размерами 10х8х1мм, головки кнехтов - винты подходящего размера с залитыми эпоксидкой шлицами. Деревянные детали приклеиваются хорошим клеем ПВА. Все швы и щели между деталями проливают эпоксидной смолой. Тщательно прошлифуй всю модель наждачной бумагой. Покрой модель 3-5 раз паркетным лаком просушивая каждый слой. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРОЙ. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтеков и полностью просушен.

Кольца иллюминаторов получаем накручивая алюминиевую проволоку на сверло подходящего диаметра. Стекла иллюминаторов, ватерлиния и флаг - ОРАКАЛ.

Ходовая часть по конструкции и способах установки идентична той, которая применяется при постройке контурных судомоделей на резиномоторе.

Так как центр масс модели смещен к корме, то необходимо разместить груз на грузовой палубе ближе к носовой части модели. Тем самым вы устраните дифферент модели. А вот какой именно груз и какой массой - решать самому мастеру-кораблестроителю.

Надо заметить, что модель можно построить как с резиномотором так и с электромотором.



В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор" №5 - 1970 год

Эту модель подводной лодки можно построить за два-три занятия в кружке, а после запускать всё лето. Изготовив несколько таких лодок, вы сумеете провести ряд интересных соревнований.

«Русалка» - так мы назвали эту модель - оснащается одним или двумя резиновыми двигателями открытого типа, то есть расположенными снаружи. Лодка с одним двигателем проще в изготовлении, с двумя - сложнее, но зато она лучше ходит по заданному курсу.

Корпус модели можно изготовить из сухой еловой или сосновой доски толщиной 30 мм. В нижней части его прикрепите металлический пруток толщиной 4 мм (балластный киль). На него наденьте свинцовый грузик, вес которого надо подобрать опытным путём после того, как все механизмы будут установлены на своё место, а корпус отделан, покрашен и залакирован. В переднем пилоне заделывается крючок для резиномотора, в заднем - сверлится отверстие для вала винта. Детали ходовой части аналогичны деталям на контурных судомоделях.

Горизонтальные рули вырезаются из оцинкованного металла толщиной 0,5 мм и крепятся попарно винтами-саморезами в указанных на чертеже местах. Вертикальный руль крепится на заднем пилоне аналогично. Проделав все эти операции, корпус лодки тщательно окрашивается и лакируется.

Когда краска и лак хорошо просохнут, можно спустить «Русалку» на воду. Сначала подбирается грузик нужного веса. Добавляя постепенно кусочки свинца, надо добиться, чтобы лодка (с резиномотором!) плавала на ровном киле, погружаясь до ватерлинии. Для этого груз придётся передвигать по штырю в ту или другую сторону.

Найдя правильное положение груза, закрепите его клеем, заведите резиномотор и попробуйте запустить «Русалку». Очень может быть, что в первом рейсе она не захочет погружаться. Тогда отогните плоскогубцами заднюю кромку передних горизонтальных рулей немного вверх и повторите пуск. Если и этого окажется мало, слегка передвиньте регулировочный груз вперёд по штырю (не забудьте опять закрепить его в новом положении!).

Правильно отрегулированная модель должна погрузиться, проплыть под водой несколько метров и после раскрутки резиномотора подняться на поверхность.

«Русалка», оснащённая одним резиномотором, будет разворачиваться в сторону - за счёт реакции винта. Чтобы этого не случилось, отогните слегка вертикальный руль в противоположную сторону.

На двух резиномоторах и винтах, вращающихся в разные стороны, подводная лодка разворачиваться не будет. Кроме того, у двухмоторной лодки скорость и дальность хода станут значительно больше.
Рекомендуем!


Начнём с того, что судомоделирование является техническим видом творчества. А техническое творчество обучающихся, в свою очередь, является одним из основных структурных элементов системы их художественного воспитания. Оно позволяет ребенку отразить в создаваемых изделиях свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем техническое творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Техническое творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей ребёнка, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Таким образом, судомоделирование, как вид технического творчества обучающегося – основной структурный элемент системы формирования и развития личности, которая, в свою очередь, является подсистемой системы школьного воспитания.

Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Техническая творческая деятельность, то есть создание изделий в различных областях прикладного и технического искусства (моделирование, конструирование, художественная обработка металла, древесины и других материалов) связана:

С процессами восприятия и познания;

С эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития;

С отражением в изделиях некоторых особенностей его интеллекта и характера.

Детское творчество рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они работают над своими изделиями. Детские работы часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание.

Творческая работа ребёнка - спонтанно возникающая проекция его внутреннего мира. Это всегда ярко эмоционально окрашенный процесс, причём эмоции усиливаются при передаче личного отношения к изображаемому.

Занятия судомоделированием способствуют развитию математических представлений. Обучающиеся знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей при изготовлении изделий. Конструируя модель, изучая принципы её действия, обучающийся знакомится на практике с первоначальными законами физики. Объединение «Судомоделирование» помогает ребёнку хорошо усвоить основы наук и приучает применять их на практике. Обучающемуся становятся более понятны законы физики, химии, математики. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей, развивающая настойчивость и изобретательность работа воспитывает у ребёнка трудолюбие, инициативу и помогает формированию характера. Знания и навыки, приобретённые в объединении судомоделирование всегда пригодятся в будущем на любой работе и в быту.

Работа над проектами будущих моделей судов приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна. Так как на этом этапе большое значение для создания готовой модели имеет последовательность создание и соединение отдельных деталей.

Выполнение различного вида работ при изготовлении модели способствует развитию мускулатуры руки, координации движений, мелкой моторики. Ребенок учится владеть различными инструментами, приспособлениями, оборудованием.

Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, выпиливания, обработки, сборки, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, комбинаций, это приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Опыт творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.

Мышление ребенка по преимуществу образное, и создание изделия от чертежей и схем к готовой работе, дает наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Занятия судомоделированием влияет на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под его руками модели доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей.

Техническое творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Такая продуктивная деятельность, как техническое творчество, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к дальнейшей взрослой жизни. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов творческой деятельности, психологической направленности на творчество, осуществление правильной деятельности и умения работать, а также специальную подготовку.

Список литературы

1.Ананьев Б. Г. Формирование одаренности.Склонности и способности. - Л., 1962. - С. 15-36.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.

3. http://padaread.com/?book=10101&pg=1 (Техническое творчество)

Гуляя как-то раз по Тушинскому парку, я услышал пронзительный вой «турбины», а вслед за ним из-за деревьев в небо поднялась модель какого-то большого самолета, напоминавшего Ту-22М3. Как потом выяснилось, это вообще был F-14. Покопавшись в яндексе, я довольно быстро выяснил, что недалеко от моего дома находится Дворец творчества детей и молодежи , где, помимо модных и традиционных развивающих занятий, есть два кружка: авиа- и судомоделирования. Одни из немногих сохранившихся в Москве.

А ведь раньше тысячи детей и подростков строили свои модели судов и самолетов, даря себе путевку в крупные конструкторские бюро или получая хобби на всю жизнь. А для кого-то это была просто хорошая школа того, как что-то сделать своими руками. Увы, в лихие 90-е вся эта система была развалена, почти все кружки оказались закрыты. Дети были выброшены буквально на улицу. Да и у них появилось другое увлечение - компьютер.

Давайте посмотрим на сохранившиеся кружки авиа- и судомоделирования.

1. Дворец творчества расположен на первом этаже обычного жилого дома по улице Свободы. Отсюда и название - «Остров Свободы». Помимо него в Москве есть ещё два острова: «Остров Ангелов», расположенный в Митино, в Ангеловом переулке, и «Остров Героев», находящийся на улице Героев Панфиловцев.

2. В каждом из дворцов проводятся такие традиционные занятия для детей и подростков, как танцы, театр, развивалки для малышей, английский язык, туризм, информатика и т.д. Но самые необычные, на мой взгляд, кружки - это авиа- и судомоделирование.

3. Педагог судомоделистов - Бохонов Юрий Георгиевич. Он отдал судомоделированию более 30 лет. Сюда он пришел в далеком 1971 году, когда здесь находилась станция юных техников (центр моделизма). Он был директором этого центра, а когда вышел на пенсию - не смог уйти на заслуженный отдых, стал снова учить ребят строить корабли. Помимо этого Юрий Георгиевич консультирует администрацию по многим вопросам управления - благо, опыт у него огромный. А от станции осталось всего два кружка - теперь это Дворец творчества детей и молодежи.

4. Он говорит, что раньше во всех этих помещениях располагались различные технические кружки. Комнаты для них были даже в соседнем здании. Теперь же здесь - всего лишь чудом сохранившиеся два кружка по техническому творчеству.

5. Ребят, откровенно говоря, приходит немного. Увы, такие кружки стали весьма непопулярны, не выдержав конкуренции с компьютером, с улицей, а порой - и с государственной машиной, которой бывает весьма наплевать на детское творчество. Но, видимо, самое главное - это дороговизна такого хобби. Хотя дети занимаются бесплатно, постройка моделей - дело недешевое. Особенно сложных и высокотехничных.

6. Сейчас у Юрия Георгиевича занимается примерно 15 ребят. Два раза в неделю по вечерам на два-три часа они приходят к нему в мастерскую.


В 80-е года у Юрия Георгиевича и его учеников был подшефный корабль - эсминец . Они ездили к морякам в гости, выходили в море и даже участвовали при боевых стрельбах! Вы представляете, какое это невероятное приключение для пацана в 10 лет? В итоге многие его ученики связали свою жизнь с флотом.

7. Сначала занимается младшая группа, затем старшая. Но в тот день, когда я был, ребят было очень мало и малыши плавно захватили время старших. С каким удовольствием ребята строгали, выпиливали, чертили и склеивали!


В мастерской было сделано множество макетов для различных музеев, выставок и даже для Мосфильма. Но больше всего мне понравился рассказ о фотоохоте на корабли. Для профессионального моделиста чертеж - вещь полезная, но не совсем обязательная. Зная ТТХ и основные размеры, можно понять, как устроен корпус, какие у него обводы. Самое ценное - детали. В ту эпоху секретности их взять было неоткуда. Поэтому моделисты отправлялись в Мурманск, на Дальний восток, в Севастополь - вели фотоохоту за нужными кораблями, чтобы сфотографировать детали для макета-копии. Конечно, кого-то крутила местная КГБ, а кого-то, говорят, даже посадили. «Но», - Юрий Георгиевич смеется, - «мы были фанатиками своего дела, и нас это не останавливало».

8. Существует два распространенных способа сделать модель. Первый - выточить из бруска обводы корпуса и выдолбить в нем отверстия для оборудования. Или, как на фотографии - обмазать болванку (мастер-модель) эпоксидкой со специальной тканью. Тогда получается полностью полый корпус.

9. Юрий Георгиевич сетует на то, что в школах уже давно нет технического труда. Тут я с ним полностью согласен, что базовые навыки работы с инструментом детям нужно давать в обязательном порядке. А то сейчас приходится учить, что такое пассатижи и как они выглядят.

10. Эта радиоуправляемая модель-копия корабля БМО (Бронированный Морской Охотник, выпускался в блокадном Ленинграде и сразу со стапеля шел в бой) была сделана учеником за два года. Она участвовала в соревнованиях и показательных выступлениях.

11. Соревнования проводятся ежегодно. Но если раньше они собирали сотни ребят и десятки новых моделей, то сейчас, увы - всего лишь несколько команд. Случается даже, что участвуют модели прошлых лет. А раньше приехать на соревнования без новой модели считалось страшным позором.

12. Модель-копия ракетного катера, которая была построена специально для показательных выступлений. Её реальный прототип - (был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183 (являлся первым в мире ракетным катером), на котором вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15).

13. Этот дворец - одно из немногих учреждений г. Москвы, имеющих специальный бассейн для запуска моделей кораблей и судов. На базе бассейна ежегодно проводится первенство Москвы по судомоделизму среди младших школьников, посвященное Дню защитника Отечества, а также показательные выступления учащихся. К ним приходят ветераны флота, на выступлениях проводятся построения с гимном и флагом. Ведется большая патриотическая работа.

14. А на 9 мая, День День Военно-Морского Флота и День города проводятся показательные выступления около подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец», установленной в Химкинском водохранилище, в музее Военно-морского флота России. Юрию Георгиевичу удалось наладить контакт с администрацией этого музея, чего раньше не удавалось никому, несмотря на множество попыток.

15. Совсем маленькие дети смотрят на плавающие модели с круглыми глазами. Увы, вполне может случиться, что когда они чуть подрастут, кружков уже не будет - нет смены для педагогов, да и у подрастающего поколения падает интерес. И если Юрий Георгиевич вроде бы нашел себе замену (ну, немного подучить ещё надо, конечно), то детей надо ещё увлечь.

16. Этот корабль (БМО) строился во время войны. Для унификации и экономии ресурсов на него ставили башни от танка Т-34.

17. А это уже серьезная модель, сделанная в конце 80-х годов взрослым для всесоюзных соревнований. Лодка должна была проплыть под водой 50 метров и всплыть в заданном квадрате. Субмарина имела цистерны плавучести, приводилась в движение электродвигателями, на борту стояли очень редкие (по тогдашним меркам) серебряно-цинковые аккумуляторы. Лодка была программируемой, а программа для неё набиралась с помощью бинарной логики. Как - неизвестно, электронная начинка из лодки уже давно утеряна. И да, на лодке стоял гироскоп. Сейчас вся эта электроника, как и гироскопы, кажется простыми вещами, которые можно купить в любом электронном магазине. Но в конце 80-х годов это была очень технологичная модель. А уж достать тогда гироскоп - разве что от ракеты открутить. Я уже не говорю про вечно дефицитную элементную базу. А на всесоюзных соревнованиях модель заняла третье место. Подводная лодка, которая заняла первое место, была создана в этом же кружке, но, увы, не сохранилась.

18. Тем не менее, кружок пока существует, во дворце проводятся соревнования. В этом огромная заслуга и прошлого директора - Алексея Александровича Анисина, который не жалел денег на оснащения мастерских. Покупались дорогостоящие станки и другое оборудование. А сейчас Алексей работает начальником управления образования СЗАО.

19. В соседней комнате расположился кружок авиамоделизма. В нем занимается примерно столько же ребят, но в тот день их было всего двое.

20. По полкам разложены различные модели. У авиационной модели самая незавидная судьба - они часто бьются. Либо из-за ошибки пилотирования, либо из-за отказа (или помех) в канале радиоуправления.

21. Это ещё не самые большие модели, сделанные в кружке. Например, ЯК-54 имел размах крыльев - 3 метра, а другой планер - все 4.

Автор: Гуляя как-то раз по Тушинскому парку, я услышал пронзительный вой «турбины», а вслед за ним из-за деревьев в небо поднялась модель какого-то большого самолета, напоминавшего Ту-22М3. Как потом выяснилось, это вообще был F-14. Покопавшись в яндексе, я довольно быстро выяснил, что недалеко от моего дома находится Дворец творчества детей и молодежи «Остров Свободы», где, помимо модных и традиционных развивающих занятий, есть два кружка: авиа- и судомоделирования. Одни из немногих сохранившихся в Москве.
А ведь раньше тысячи детей и подростков строили свои модели судов и самолетов, даря себе путевку в крупные конструкторские бюро или получая хобби на всю жизнь. А для кого-то это была просто хорошая школа того, как что-то сделать своими руками. Увы, в лихие 90-е вся эта система была развалена, почти все кружки оказались закрыты. Дети были выброшены буквально на улицу. Да и у них появилось другое увлечение - компьютер.
Давайте посмотрим на сохранившиеся кружки авиа- и судомоделирования.


1. Дворец творчества расположен на первом этаже обычного жилого дома по улице Свободы. Отсюда и название - «Остров Свободы». Помимо него в Москве есть ещё два острова: «Остров Ангелов», расположенный в Митино, в Ангеловом переулке, и «Остров Героев», находящийся на улице Героев Панфиловцев.

2. В каждом из дворцов проводятся такие традиционные занятия для детей и подростков, как танцы, театр, развивалки для малышей, английский язык, туризм, информатика и т.д. Но самые необычные, на мой взгляд, кружки - это авиа- и судомоделирование.

3. Педагог судомоделистов - Бохонов Юрий Георгиевич. Он отдал судомоделированию более 30 лет. Сюда он пришел в далеком 1971 году, когда здесь находилась станция юных техников (центр моделизма). Он был директором этого центра, а когда вышел на пенсию - не смог уйти на заслуженный отдых, стал снова учить ребят строить корабли. Помимо этого Юрий Георгиевич консультирует администрацию по многим вопросам управления - благо, опыт у него огромный. А от станции осталось всего два кружка - теперь это Дворец творчества детей и молодежи.

4. Он говорит, что раньше во всех этих помещениях располагались различные технические кружки. Комнаты для них были даже в соседнем здании. Теперь же здесь - всего лишь чудом сохранившиеся два кружка по техническому творчеству.

5. Ребят, откровенно говоря, приходит немного. Увы, такие кружки стали весьма непопулярны, не выдержав конкуренции с компьютером, с улицей, а порой - и с государственной машиной, которой бывает весьма наплевать на детское творчество. Но, видимо, самое главное - это дороговизна такого хобби. Хотя дети занимаются бесплатно, постройка моделей - дело недешевое. Особенно сложных и высокотехничных.

6. Сейчас у Юрия Георгиевича занимается примерно 15 ребят. Два раза в неделю по вечерам на два-три часа они приходят к нему в мастерскую.


В 80-е года у Юрия Георгиевича и его учеников был подшефный корабль - эсминец «Современный». Они ездили к морякам в гости, выходили в море и даже участвовали при боевых стрельбах! Вы представляете, какое это невероятное приключение для пацана в 10 лет? В итоге многие его ученики связали свою жизнь с флотом.

7. Сначала занимается младшая группа, затем старшая. Но в тот день, когда я был, ребят было очень мало и малыши плавно захватили время старших. С каким удовольствием ребята строгали, выпиливали, чертили и склеивали!


В мастерской было сделано множество макетов для различных музеев, выставок и даже для Мосфильма. Но больше всего мне понравился рассказ о фотоохоте на корабли. Для профессионального моделиста чертеж - вещь полезная, но не совсем обязательная. Зная ТТХ и основные размеры, можно понять, как устроен корпус, какие у него обводы. Самое ценное - детали. В ту эпоху секретности их взять было неоткуда. Поэтому моделисты отправлялись в Мурманск, на Дальний восток, в Севастополь - вели фотоохоту за нужными кораблями, чтобы сфотографировать детали для макета-копии. Конечно, кого-то крутила местная КГБ, а кого-то, говорят, даже посадили. «Но», - Юрий Георгиевич смеется, - «мы были фанатиками своего дела, и нас это не останавливало».

8. Существует два распространенных способа сделать модель. Первый - выточить из бруска обводы корпуса и выдолбить в нем отверстия для оборудования. Или, как на фотографии - обмазать болванку (мастер-модель) эпоксидкой со специальной тканью. Тогда получается полностью полый корпус.

9. Юрий Георгиевич сетует на то, что в школах уже давно нет технического труда. Тут я с ним полностью согласен, что базовые навыки работы с инструментом детям нужно давать в обязательном порядке. А то сейчас приходится учить, что такое пассатижи и как они выглядят.

10. Эта радиоуправляемая модель-копия корабля БМО (Бронированный Морской Охотник, выпускался в блокадном Ленинграде и сразу со стапеля шел в бой) была сделана учеником за два года. Она участвовала в соревнованиях и показательных выступлениях.

11. Соревнования проводятся ежегодно. Но если раньше они собирали сотни ребят и десятки новых моделей, то сейчас, увы - всего лишь несколько команд. Случается даже, что участвуют модели прошлых лет. А раньше приехать на соревнования без новой модели считалось страшным позором.

12. Модель-копия ракетного катера, которая была построена специально для показательных выступлений. Её реальный прототип - проект 183Р (был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183 (являлся первым в мире ракетным катером), на котором вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15).

13. Этот дворец - одно из немногих учреждений г. Москвы, имеющих специальный бассейн для запуска моделей кораблей и судов. На базе бассейна ежегодно проводится первенство Москвы по судомоделизму среди младших школьников, посвященное Дню защитника Отечества, а также показательные выступления учащихся. К ним приходят ветераны флота, на выступлениях проводятся построения с гимном и флагом. Ведется большая патриотическая работа.

14. А на 9 мая, День День Военно-Морского Флота и День города проводятся показательные выступления около подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец», установленной в Химкинском водохранилище, в музее Военно-морского флота России. Юрию Георгиевичу удалось наладить контакт с администрацией этого музея, чего раньше не удавалось никому, несмотря на множество попыток.

15. Совсем маленькие дети смотрят на плавающие модели с круглыми глазами. Увы, вполне может случиться, что когда они чуть подрастут, кружков уже не будет - нет смены для педагогов, да и у подрастающего поколения падает интерес. И если Юрий Георгиевич вроде бы нашел себе замену (ну, немного подучить ещё надо, конечно), то детей надо ещё увлечь.

16. Этот корабль (БМО) строился во время войны. Для унификации и экономии ресурсов на него ставили башни от танка Т-34.

17. А это уже серьезная модель, сделанная в конце 80-х годов взрослым для всесоюзных соревнований. Лодка должна была проплыть под водой 50 метров и всплыть в заданном квадрате. Субмарина имела цистерны плавучести, приводилась в движение электродвигателями, на борту стояли очень редкие (по тогдашним меркам) серебряно-цинковые аккумуляторы. Лодка была программируемой, а программа для неё набиралась с помощью бинарной логики. Как - неизвестно, электронная начинка из лодки уже давно утеряна. И да, на лодке стоял гироскоп. Сейчас вся эта электроника, как и гироскопы, кажется простыми вещами, которые можно купить в любом электронном магазине. Но в конце 80-х годов это была очень технологичная модель. А уж достать тогда гироскоп - разве что от ракеты открутить. Я уже не говорю про вечно дефицитную элементную базу. А на всесоюзных соревнованиях модель заняла третье место. Подводная лодка, которая заняла первое место, была создана в этом же кружке, но, увы, не сохранилась.

18. Тем не менее, кружок пока существует, во дворце проводятся соревнования. В этом огромная заслуга и прошлого директора - Алексея Александровича Анисина, который не жалел денег на оснащения мастерских. Покупались дорогостоящие станки и другое оборудование. А сейчас Алексей работает начальником управления образования СЗАО.

19. В соседней комнате расположился кружок авиамоделизма. В нем занимается примерно столько же ребят, но в тот день их было всего двое.

20. По полкам разложены различные модели. У авиационной модели самая незавидная судьба - они часто бьются. Либо из-за ошибки пилотирования, либо из-за отказа (или помех) в канале радиоуправления.

21. Это ещё не самые большие модели, сделанные в кружке. Например, ЯК-54 имел размах крыльев - 3 метра, а другой планер - все 4.

22. Ведущий кружка - Ртищев Андрей Владимирович. Давным-давно он пришел на станцию юных техников пионером, потом работал в КБ Ильюшина. Но любовь к авиамоделизму осталась на всю жизнь. Теперь он преподает эту науку ребятам, которые приходят к нему на занятия.

23. Конечно, увлеченных людей видно сразу. С Андреем я тут же нашел общий язык по авиационной тематике. Я с большим удовольствием послушал его рассказы про то, как на Ходынку садились Ил-76 и не только. Оказывается, для облегчения веса в них заливали буквально литры керосина, которого хватало только на один заход.

24. А пока ребята с увлеченим мастерят свои модели самолетов.

25. Потом будут соревнования, выступления и, к сожалению, аварии.

26. «Вот смотри, я тебя просил разметить правую и левую стороны фюзеляжа. А ты зачем-то сделал две правых. Ну и что с тобой делать?» - несмотря на строгость, Андрей всегда находит с детьми общий язык.

27. Скоро в небо!