Лучше большого безделья значение. Смотреть что такое "Маленькое дело лучше большого безделья." в других словарях

Пословицы и поговорки про труд. Пословицы и поговорки про мастерство.

Пословицы и поговорки о ценности и значимости труда, а том, что без дела, труда нет жизни. Пословицы и поговорки для дошкольников. Пословицы и поговорки для школьников

Пословицы и поговорки русского народа про труд, про мастерство

Без дела жить — только небо коптить.

Без охоты нет работы.

Без труда и отдых не сладок.

Глаза страшатся, а руки делают.

Делу — время, потехе — час.

Пошло дело, как по маслу.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой каравай рта не разевай,

А пораньше вставай да свой добывай.

Хорошее начало — половина дела.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Скучен день до вечера, Коли делать нечего.

Велик телом, да мал делом.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Не говори, что делал, А говори, что успел.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Лиха беда начало.

Первый блин всегда комом.

И Москва не вдруг строилась.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Терпенье и труд все перетрут.

Всякая птица своим носом сыта.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не боги горшки обжигают.

Куй железо, пока горячо.

Доброе дело само себя хвалит.

После дела за советом не ходят.

Цыплят по осени считают.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Умел начать, умей и окончить.

Конец — делу венец.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Пословицы и поговорки народов мира про труд, про мастерство

Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)

Бесполезно наносить узор на воду. (Тадж.)

Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)

В свете нет дел без труда. (Армян.)

Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.)

Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)

Невыполнимой работы не бывает. (Азерб.)

Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)

Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)

Мастерство совершенствуется трудолюбием, А утрачивается праздностью. (Кит.)

Трудолюбию учатся три года,

Лени — три дня. (Кит.)

Торопись — и у сегодняшнего дня будет вечер. (Литое.)

Плохой танцор всегда говорит, что земля неровная. (Вьетн.)

Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)

Источник жизни — в труде,

А успеха — в сноровке. (Монг.)

Торопливость делу не помогает. (Япон.)

У трудолюбивого амбары полны,

У лентяя посуда пуста. (Бурят.)

Один день заменяет три тому,

Кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)

Лучше день подумать,

Чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)

Помахаешь косой — будет сладок покой. (Болг.)

Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)

Свое дело легче ваты,

А чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)

Сам пилит криво, а винит пилу. (Вьетн.)

Плохому танцору и сапоги мешают. (Белорус.)

Маленькое дело лучше большого безделья

Классный час

2 « A » Смирнова Т.П. ГОУ СОШ № 156

Тема. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Цель. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали?

Д. По тем действиям, которые они совершают.

У. Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей.

Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.

ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел.

Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).

Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?

На доске:

Группа 1: "Умники и умницы" – хозяева класса (ХК).

Группа 2: "Веселые ребята" – дружина порядка (ДП).

Группа 3: "Лучики" – санитары (С).

Группа 4: "Румяные щечки" – физкультурники (Ф).

Группа 5: "Звездочки" – цветоводы (Ц).

IV. Работа по теме

У. Первой выступит группа "Умники и умницы" – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.

Выходят "хозяева класса".

Ученик 1. Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.

Ученик 2. Я слежу за чистотой подоконников.

Ученик 3. Я слежу за чистотой мебели.

Ученик 4. Я слежу за чистотой доски и пола.

Все ( хором ). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.

У. Давайте поиграем в игру "Подскажи словечко". Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.

    Очищайте обувь от грязи, снега при входе в... ( помещение ).

    Не сорите на... ( пол ) , на... ( парте ).

    Держите в порядке все... ( вещи ).

    Стирайте мел с доски влажной... ( тряпкой ).

    Пол подметайте влажным... ( веником ).

    Почаще проветривайте... ( помещение ).

У. Следующей выступает группа "Веселые ребята". Слушаем дружину порядка.
Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи.
Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе.
Предлагаю вам игру "И я". Если я назову правильный поступок, скажите: "И я". Если нет – молчите. Готовы?

    Я в школу прихожу аккуратно одетой.

    Я редко беру в руки расческу.

    Я все школьные вещи содержу в порядке.

    Я в школу прихожу вовремя.

    Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.

    Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.

    Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.

    Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.

    Я всегда благодарю за помощь.

    Я всегда поднимаю упавшую вещь.

    Я всегда отнимаю игрушку у товарища.

    Я всегда перебиваю говорящего.

    Я всегда навожу порядок на столе.

Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы "Веселые ребята".

Ученик 1. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Ученик 2. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.

Ученик 3. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.

Ученик 4. Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

У. Перемена нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?

Выслушиваются ответы детей.

Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера "Перемена". О чем оно?

Перемена, перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Но, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

А теперь слово группе "Лучики". Они санитары.
Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.

У. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Д. Мыло.

У. Зубов много, а ничего не ест.

Д. Расческа.

У. Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.

Д. Зубной порошок.

У. Говорит дорожка –
Два витых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".

Д. Полотенце.

У. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.

Д. Щетка одежная.

У. Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Д. Веник.

У. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...

Д. Воды.

Звучит песня о спорте.

У. А сейчас приглашаются "Румяные щечки" – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.

Все ребята ( хором ). Мы проводим:

Ученик 1. Гимнастику до занятий.

Ученик 2. Физкультминутки в классе на уроках.

Ученик 3. Настольные игры, спортивные соревнования.

Ученик 4. Подвижные игры на переменках.

Все ребята ( хором ). Желание у нас одно:
Хотим стать настоящими спортсменами!

Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого "Перильные состязания".

Звонок...
Переменка...
Вниманье!
Вниманье!
Сегодня соревнованье!
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Вид спорта –
Новейший:
Бобслей
на перилах.
Кто съедет,
ни разу не спрыгнувши
вниз,
тому – чемпионское званье
и ПРИЗ!
Вот к старту выходит
вихрастенький Гена,
"трибуны"
приветствуют шумно спортсмена.
А он
на перила
взбирается первым –
и мчит!
Да так лихо,
что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Пролет...
Разворот...
Ура! Ай да Генка!
Уж финиш вот-вот!

У. Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.

Д. Шахматы, шашки.
– Игрушечные машинки.
– Настольные игры.
– "Ручеек".

Молодцы! Правильно!

У. Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому "садику".
Слово переходит к группе "Звездочки". Они цветоводы.

Ученик 1. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.

Ученик 2. Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.

Ученик 3. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.

Ученик 4. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.

Дети ( хором ). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.

У. Цветоводы предлагают следующие задания:

1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.

Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.

2. С закрытыми глазами нарисовать цветок.

Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.

Дети выполняют задания. Итог обсуждается.

V. Итог работы

У. Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.

Существуют "Правила коллективной работы". Давайте с ними познакомимся.

Ученики читают памятку "Правила коллективной работы".

1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?

На доске:

Аккуратность человека красит.

Всякий человек в деле познается.

Всяк свою работу делай, на другую – не кивай.

Без дела жить – только небо коптить.

Выслушиваются ответы детей.

Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?

Дети отвечают.

На этой страничке у нас собраны поговорки и пословицы о труде. Многие из них мне знакомы с детства. Меня воспитывала бабушка. И она с детства приучала меня к труду. Делала она это так легко и непринуждённо, что у меня это не вызывало никаких отрицательных эмоций.

Она приучала меня к трудолюбию не длинными нотациями и наставлениями, которые так не любит ребёнок, а с помощью метких словечек и выражений, после которых мне стыдно было «бить баклуши», как выражалась бабушка. 🙂

Это гораздо позже я узнала, что она пословицами и поговорками оперировала. А тогда они были просто «в тему».

Вот сегодня мы и публикуем для вас пословицы и поговорки раскрывающие значение труда для человека.

Пословицы о труде

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Уменье и труд – всё перетрут!

Пашню пашут – руками не машут.

Летом – дрова, зимой – трава.

Доброе начало полдела откачало.

Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.

Много спать – дела не знать.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не натопишь – не погреешься.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Легко добыто – легко и прожито.

Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Работай боле – тебя и помнить будут доле.

Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ученье – путь к уменью.

Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.

О добре трудиться – есть чем похвалиться.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло.

Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.

Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.

Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.

От беспорядка всякое дело – шатко.

Горько добудешь, да сладко съешь.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Поговорки о труде

Дело мастера боится.

Уменье скалу разрушает.

Лень без соли щи хлебает.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.

Желанная работа светлее солнца.

Кто сделал замок, тот сделает и ключ.

Без отдыха и конь не скачет.

Бессмысленно выпускать стрелу без цели.

Жнёт, не сеяв, молотит по чужим токам.

Берётся за дело, ровно нетесаный.

Летний день год кормит.

Сперва ты меня повози, а потом я на тебе поезжу.

Из кожи вон лезет.

На ловца и зверь бежит.

Не по зубам мне эти орешки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сонливая кошка мышей не ловит.

Словами туда-сюда, а делом – никуда.

Всякому делу – своё время.

Языком кружева плетёт.

С разговоров сыт не будешь.

Песней поле не вспашешь.

Рот – нараспашку, язык – на плечо.

За делами дня не видно.

Поля словами не засевают.

Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит.

Не печь кормит, а поле.

Цыплят по осени считают.

Не боги горшки обжигают.

Муравей не велик, а горы копает.

Вот какие замечательные пословицы и поговорки о труде придумал народ на протяжении нескольких веков! Когда я их читаю, то поражаюсь – сколько мудрости в этих простых и коротких выражениях. Я часто пользовалась этими, поистине уникальными, высказываниями в общении со своими детьми, а теперь – с внуком, и поняла, что смысл большинства пословиц и поговорок вполне доходит до сознания детей. Они легко воспринимают ту мораль, которую несут в себе эти «крылатые выражения» и частенько употребляют их в своей речи. Поговорки и пословицы о труде сделали своё дело – мои дети выросли трудолюбивыми людьми.

Труд - в почете, безделье - в позоре. И так было почти всегда. Об этом же говорит и выражение «Маленькое дело лучше большого безделья». Почему так и чем полезен труд и вредна праздность - будем разбираться сегодня.

Смысл

Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:

  • Он прогоняет скуку.
  • У него есть цель.
  • Труд результативен.

У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.

Труд имеет перспективу, а у лени ее нет

Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.

Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.

Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.

Дейл Карнеги и пословица

Широко известны книги американского психолога К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза - это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы "Маленькое дело лучше большого безделья" существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.

Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, - у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.

И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.

В данной статье мы познакомим вас и ваших деток с интересными пословицами о труде, а также постараемся максимально доступно объяснить их значение.

Пословицы с поговорками, которые были придуманы русским народом, играют огромную роль в русском языке. Благодаря им наши детки научатся любить труд, родной язык, у них повысится культура речи, будет активнее развиваться память. Именно поэтому пословицы и поговорки заслуживают особенного внимания во время работы с детьми.

Пословицы имеют широкие возможности. Они помогают осознанно развивать отношение детей к смыслу каждого слова. Также при помощи поговорок и пословиц можно овладеть переносными значениями каждого слова, понять, какими именно возможностями они обладают, и что означают в той или иной ситуации.

Пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

Во время воспитания детей дошкольного возраста используется, как правило, фольклорная проза. Поговорки и пословицы, в которых описывается труд, в определенной степени воздействуют на развитие детей. После того, как вы начнете регулярно заниматься со своим чадом, рассказывая им поговорки, он сможет привить только хорошие привычки, научится уважать труд, выполнять собственные обязанности и делать лишь добрые дела.

Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит вашего ребенка полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.

Во время воспитательных работ используйте лишь те поговорки, которые сможет понять ребенок. В противном случае они просто не дадут никакого толка.

Итак, когда начнете с ребенком изучать пословицы, придерживайтесь вот таких правил:

  • Приобщайте систематически малыша к поговоркам, чтобы он смог понимать, усваивать и употреблять их в речи.
  • Изучайте с ребенком компоненты пословиц, анализируйте словосочетания и слова.
  • Вводите в речь ребенка поговорки, изучайте благодаря им семантическую сторону каждого слова.
  • «Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь» – дабы достичь определенного результата, необходимо хорошо постараться, приложив усилий.
  • «Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится» — невозможно что-то получить, если не работать.
  • «Кто первый в труде, тому слава везде» — кто всем людям помогает, хорошо трудится, того человека будут постоянно хвалить, говорить «спасибо».
  • «Без дела жить - только небо коптить» — все люди обязаны в жизни чем-то заниматься. Если человек ленится, тогда его жизнь не имеет смысла.
  • «Цыплят по осени считают» — если постоянно стараться, прилагать усилия, упорно тянутся к собственной цели и быть трудолюбивым человеком, тогда успех гарантирован.
  • «Хочешь большую ложку - возьми большую лопату. Хочешь есть мед - заводи пчел» — если человек будет трудиться, он получит результат и вознаграждение».
  • «Терпенье и труд все перетрут» — только упорный человек, который заканчивает всегда свое дело, может добиться того, к чему стремиться.
  • «Сидя на печке, не заработаешь и на свечки» — если человек будет бездельничать, он будет жить в бедноте. Если же он будет упорно трудиться, добьется успеха.
  • «Сделал дело - гуляй смело» — сделал человек дело может отдохнуть, набраться новых сил, чтобы выполнять следующе дела.

Лучшие пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

Русские поговорки, пословицы считаются ярким «пятном» в нашем языке. Они также являются кратким изречением, вместив в себя смысл опыта, народную мудрость. Творчество других народов – не исключение. В них заключены фразы, которые описывают жизненные ситуации с различных ракурсов.

  • «Глаза боятся, руки делают» — приступая к какой-то определенной работе, человек боится, что не сможет справиться. Но, если он уже ее начал делать, он успокоился, понял, что может преодолеть каждую сложность.
  • «Делу время, потехе час» — как правило, данная пословица напоминает человеку, когда тот отдыхает, что необходимо также работать.
  • «Шаг вперед - шаг к победе» — замечательная пословица, которая говорит о том, что к любой цели необходимо стремиться, работать над собой.


  • «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» — если человек желает жить в достатке, ему необходимо поработать.
  • «Талант без труда не стоит и гроша» — если человек что-то хорошо делает, но он ленится, тогда он не сможет добиться успеха.
  • «Семь раз отмерь - один отрежь» — чтобы что-то сделать, необходимо тщательно все проверить и подумать, не спешить.
  • «Работать с огоньком» — известная поговорка, описывающая человека, который работает с огромным желанием и стремлением.
  • «По делам и награда» — каждое дело имеет результат. Если дело хорошее, тогда человек сможет получить вознаграждение.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей: сборник с объяснением смысла

Формирование хорошего отношения к работе и труду у деток – это основополагающая часть не только учителей, но и родителей. Сегодня почти на каждом уроке проводится подобное обучение. Существует множество способов, методик и средств, благодаря которым формируется положительное отношение к трудолюбию у детей. Огромную роль тут играют пословицы и поговорки.

  • «Кончил дело – гуляй смело» — человек, только сделав какую-то работу, может отдохнуть, забыв о ней.
  • «Конец – всему делу венец» — каждое дело необходимо заканчивать, не оставлять на потом.
  • «Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра» — необходимо все дела выполнять сразу, не стоит лениться. Если человек решается отложить какое-то дело на завтра, у него со временем накапливается их еще больше. Вследствие чего, он их не сделает или сделает с огромным усилием.
  • «Труд человека кормит, а лень портит» — если человек постоянно ленится, из этого ничего хорошего не получается. Но, если человек будет трудиться, тогда он будет счастливым и богатым.
  • «Всякое дело концом хорошо» — пословица, означающая, что в каждом деле важную роль играет результат.
  • «Добыча ловца не ждет, а ловец ее поджидает» — чтобы получить хороший результат, человек обязан быть трудолюбивым, стремительно идти к своей цели.


  • «Летом не вспотеешь, так зимой не согреешься» — для получения чего-то нужно работать, прилагать много усилия. Не приготовив в летнее время дрова, в зимний период будет очень холодно.
  • «Работай до поту, так и поешь в охоту» — тот человек, который постоянно работает, делая собственное дело отлично, несомненно получит достойную оплату.
  • «Урожай бывает не от росы, а от пота» — дабы получить отличный результат в том или ином деле, необходимо стараться, работать, трудиться.
  • «Что посеешь, то и пожнешь» — как человек относится изначально к работе, такой он получает итог. Если он постарался и выполнил работу хорошо, результат тоже будет хорошим. Если работа выполнена плохо, неправильно, тогда и результат в итоге получится плачевный.
  • «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть» — результат можно получить, только, если приложить много усилий и труда

Пословица, поговорка – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Как и каждая пословица и поговорка, данная пословица показывает символически мораль или мудрость, играющие важную роль. Тут речь, конечно же, касается не рыбалки, а следующего: если человек желает добиться результата, ему нужно хорошенько поработать. В русском языке существуют большое число подобных пословиц, которые имеют такой же смысл. К примеру «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».



Труд с давних времен был неотделим от русского народа, и ведь не зря данная пословица считается народной мудростью. Ниши предки полагали, что труд – это именно то, благодаря чему они могли легко выживать. В настоящее время история повторяется. Человеку, который не работает, сложно жить. Очень часто бывает такое, что он сам не хочет найти работу, сидит и ждет. К этому человеку все равно в одно мгновение придет понимание, что определенные вещи нельзя получить просто так.

Пословица, поговорка «Без работы день годом станет»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Благодаря пословицам и поговоркам многие дети, да и взрослые учатся акцентировать внимание на работе, труде, трудолюбии. Они как бы призывают каждого человека стараться регулярно работать, оттачивать таким образом собственное мастерство.

Трудолюбие – это именно та черта характера, которая развивает человека, помогает ему без проблем ориентироваться в любых жизненных ситуациях, даже в самых сложных. Так, например, и данная пословица имеет свой смысл. Следовательно, если вы расскажите своему ребенку, объясните ее смысл, сможете очень скоро научить его уважать труд.

«Без работы день годом станет» — если человек занят определенным делом, работает, тогда и время проходит стремительно. Если же он ленится, бездельничает, значит и день ему покажется бесконечным.

Пословица, поговорка «Горька работа, да хлеб сладок»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Мудрость, которую в себе несут пословицы и поговорки, учит деток уважать взрослых, их труд. Так, к примеру, «Горька работа, да хлеб сладок» говорит о том, что, если человек очень долго и тяжело работает, тогда он обязательно сможет получить желаемый результат.



Ведь, если человек длительно время не кушает, но при этом тяжело работает, тогда хлеб ему покажется очень сладким.

Пословица, поговорка «Работа работе рознь»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Пословицы относятся к тем русским изречениям, которые приносят исключительно пользу, как взрослым, так и детям. Зная смысл той или иной поговорки или пословицы, вы сможете с легкостью объяснить его своему ребенку.



«Работа работе рознь» — смысл данной пословицы заключается в том, что на свете существуют очень разные работы. Одна легкая, не требующая физических сил. Другая относится к категории тех работ, для выполнения которых нужно затратить много усилий, постараться.

Пословица, поговорка «Каков мастер, такова и работа»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Мастерко – русская фамилия, означающая «мастер». Возможно, такое прозвище было дано ремесленнику, который выполнял определенное ремесло либо проявлял мастерство. Очень часто в народе про такого человека другие люди говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Некоторые люди называли «мастером» учителя, который детей обучал грамоте благодаря церковным книжкам. Мастером также люди называли того человека, у которого было любимо дело – изготовление ножей. Время прошло, прозвище «мастер» стало начальной точкой фамилии Мастерко.



«Каков мастер, такова и работа» — если работник (мастер) все делает правильно, тогда работа у него получается отлично. Если же у него что-то не получается или знаний не достаточно, тогда и итог будет не очень хорошим.

Пословица, поговорка «Работа не волк»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Очень многие люди употребляют ежедневно данную пословицу. Но она, как ни странно, имеет продолжение, которым пользовались наши предки. Звучит оно так: «Работа не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и НАДО». Разница, конечно же, очевидна.

Следовательно, если вы решили выполнить определенное дело, помните о главном: вам придется все равно ее когда-то выполнить. Тем более, если вы выполняете определенный заказ. Ведь заказчик, возможно, не пожелает ждать и решит найти совершенно иного исполнителя.



Но в действительности данная поговорка имеет еще другой смысл. В давние времена, если в деревню проникал волк, люди прятались по домам и ожидали того момента, когда он опять уйдет в лес. А ведь работа, пока они ждали, никуда не «уходила». Поэтому, ждать не стоит, необходимо к работе приступать незамедлительно.

Пословица, поговорка «После работы еда вкуснее»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Пословицы – это определенная добавка в русский язык, оригинальная «изюминка». Некоторые фразы порой дают людям возможность формулировать собственные мысли, правильно говорить и выражаться. Вот и данная пословица относится к этим фразам. Она означает следующее: человек будет очень сильно ценить то, что он смог заработать собственным трудом, приложив много усилий.

Пословица, поговорка «Маленькое дело лучше большого безделья»: объяснение смысла, значение пословицы, поговорки

Главное значение всех пословиц и поговорок – научиться понимать мысли других людей, их чувства и переживания. Если вы внимательно прислушаетесь к смыслу именно этой пословицы, вы поймете, что она означает следующее: лучше выполнять хоть небольшую работу, нежели лениться и постоянно отдыхать.



Ведь труд:

  • Помогает избавиться от скуки.
  • Ставит перед человеком определенную цель, к которой необходимо обязательно стремиться.
  • Благодаря труду можно получить отличный результат.

К тому же труд обладает терапевтическим смыслом – благодаря ему человек никогда не сойдет с ума от различных размышлений, будет отвлекаться от глупостей. Прислушивайтесь и вы к поговоркам и пословицам, учите их вместе с детьми.

Видео: Пословицы и поговорки о труде и лени