Тема великой отечественной войны в поэзии военных лет. Поэзия военных лет Понятие тема в литературоведении

Медведева Елена Сергеевна

Данная творческая работа (сочинение – эссе) о творчестве известного советского поэта, прошедшего всю войну в качестве военного корреспондента,- К.М.Симонова приурочена к юбилейной дате: 100-летие со дня его рождения. Сочинение подготовила ученица 5 класса. Она выделила основную тему в творчестве К.Симонова, отметила влияние его поэзии на читателя, выразила своё мнение по данному вопросу, познакомила с наиболее понравившимся стихотворением из наследия автора, постаралась раскрыть мысль автора на примере стихотворения «Жди меня, и я вернусь…».

Эта творческая работа интересна, понятна для восприятия. В ней используются достоверные факты из жизни К.М.Симонова. Присутствует авторская позиция ученика по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Военная тема в поэзии К. Симонова»

Сочинение – эссе

Война... Какое короткое, но в то же время очень ёмкое слово. В нём горе, беда, смерть, страдания, разруха, слёзы. Сейчас мы узнаём о ней из книг, кинофильмов и документальных источников. А ведь она коснулась практически каждую семью в нашей стране, да и в других странах тоже.

Нет, наверное, на Земле ни одного человека, который бы ничего не знал о том великом горе, свалившемся на мирный народ. Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается вглубь истории. Но интерес к ней не утихает. Она и сейчас напоминает о себе со страниц книг, с экрана телевизора.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца, -

так пишет о войне К. Симонов - поэт, с первых дней войны надевший военную форму, чтобы служить военным корреспондентом. Он понимал могучую силу слова, способного не только поддержать человека в трудную минуту, удержать от отчаянного необдуманного шага, но и вдохновить на настоящий подвиг. К. Симонов писал, что "поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело".

Как оказалось, в тяжелые годы Великой Отечественной войны поэзия была необходима не только на фронте, в местах боевых действий, но и для тех, кто остался в тылу, - матерям и любимым, женам и детям.

Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта - мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.

Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху.

Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”, “Жди меня, и я вернусь”, “Если бы нас своим могуществом...”, “Майор привез мальчишку на лафете...”.

Мужество и любовь неразделимы в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи военных лет настолько проникают в душу, трогают сердце, что невозможно оставаться равнодушным, читая их.

Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит человеческое простое слово.

Меня больше всего тронуло стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…».

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Оно призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое верой в то, что встречи людей, тянущихся друг к другу, непременно произойдут. Это стихотворение давало надежду на скорую встречу. Его пересылали, переписывали, передавали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно как молитва, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин. Верность в любви обретала роковую силу.

…Ожиданием своим ты спасла меня.

Вся его поэзия, как и не менее популярная проза, отражают героическую эпоху жизни страны. От Великой Отечественной войны нас отделяют десятилетия, но произведения К. Симонова не уходят в прошлое, они продолжают звучать активным призывом к добру, братству, миру.

Война всегда несправедлива, особенно к тем, кто погиб. Но подвиг их помнить надо. «Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это надо живым…»


Поэзия военных лет.

Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера.
Чувство Родины обострилось. Появляются проникновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной ("Дума о России" Д. Кедрина, "Поле русской славы" С. Васильева, "Слово о России" М. Исаковского).
Особое значение приобретает чувство национального самосознания (К. Симонов "Ты помнишь, Алеша..."). Для многих поэтов годы войны явились новой страницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова). В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача "Священная война", которая стала поэтической эмблемой Великой Отечественной войны. В "Священной войне" гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии. Призывный характер имела "Песня смелых" А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней сливались с любовью к родной земле. Написанные в годы войны "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Лучше нету того цвету..." М. Исаковского, "В землянке", "Лирическая песня" А. Суркова, "Темная ночь" В. Агатова, "Соловьи" А. Фатьянова, "Заветный камень" А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, "благородная ярость". В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски - черная и белая, два чувства - ненависть и любовь. Постепенно "плакатная" поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта. Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была "Фронтовая тетрадь" А. Суркова. Стихи, написанные во время отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов: Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.
Главная идея сборника - ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно открывает их рубрикой: "Я пою ненависть". Своеобразие лирики Суркова заключается в сочетании камерности голоса с высокой патетикой содержания, в изображении великих событий через трагические подробности войны. Сурков считал себя солдатским, "окопным" поэтом, смысл творчества которого - дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом.
Поэтому он отрицал "красивую" поэзию, отвлеченную от страшных будней войны: Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. ... Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха. Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Суркову - "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Это лирическая поэма, в центре которой - образ Родины. Поэт понимает, что Родина - это прежде всего народ, та "седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый старик". Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гордится тем, что он - русский, Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Стихотворение построено на двух потоках - уходящая на восток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля. В стихотворении "Родина" Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. "Большая" Родина, вся страна отражается в конкретной "малой" родине, в том кусочке земли, ...где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетическое ораторское заключение: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Любимым лирическим стихотворением Симонова среди солдат стало "Жди меня", написанное как заклинание бойца своей любимой. Во время войны очень распространенным жанром была баллада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова "Сын артиллериста" лежит один эпизод - героический поступок Леньки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события углублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки. Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: "Баллада о трех коммунистах" Н. Тихонова, "Баллада о боевом знамени" И. Сельвинского, "Баллада о красноармейце Демине" А. Прокофьева. Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского.
Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психологические размышления о судьбе солдата, у которого "враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью". Одой русской женщине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхищается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая "со своею судьбою осталась один на один". В стихотворении создан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими трудами и молитвами поддерживался воинский дух: Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла.
Большое развитие в годы войны получила поэма, которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое.
Наиболее известными были "Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Февральский дневник" О. Берггольц, "Василий Теркин" А. Твардовского.
В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объединена единым чувством - любви к Родине.
Характерной особенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка.

В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, – оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом,

Облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на весах. И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны (“Клятва”, “Мужество”, “Не с теми я, кто бросил землю…”).

Тому, кто смело сражается за родину, Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова…

Стране Грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:

И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит.

Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, “пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны “. В стихотворении “Майор привез мальчишку на лафете…” описывается впечатление, которое произвел на лирического героя “седой мальчишка”, у которого погибла мать:

Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.

Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.

Схожі твори:

  1. В прошлом веке в Германии к власти пришел фашизм, и началась Вторая мировая война. Все настоящие патриоты встали на защиту своей родины. И прогрессивно настроенная интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить...
  2. Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода...
  3. Для Городецкого акмеизм – опора в неприятии иррационализма символистской поэзии. Через фольклор, литературу он более тесно связан с национальной русской культурой, что впоследствии и вывело его за рамки акмеизма. Первый...
  4. Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям...
  5. При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливого жизнь. Поэты “серебряного века” в своих...
  6. Страшное, темное время “ежовщины”, ужас которого до конца не понять потомкам. Никогда не понять этой не минутной, а длящейся изо дня в день муки. Это даже не смерть близкого человека,...
  7. Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в...
  8. Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и...
  9. Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики....
  10. Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль. О. Мандельштам Прочитав эти строчки, я живо вспомнила другой портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный одним росчерком кисти великого...
  11. Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно...
  12. Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой “вакханочкой”, то задумчивой, то суровой и гневной. Но...
  13. Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому...
  14. К. М. Симонов (1915 – 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов,...
  15. А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет...
  16. Рубеж ХІХ-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б....
  17. В 1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос… ну какой же я – альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от...
  18. Годы сталинизма отозвались Дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма – этого чудовищного монстра – перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева,...

.
Военная тема в поэзии А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова

Сочинение

В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой:

* Мы знаем, что ныне лежит на весах.
* И что совершается ныне.
* Час мужества пробил на наших часах,
* И мужество нас не покинет.

Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).

* Тому, кто смело сражается за родину,
* Не страшно под пулями мертвыми лечь,
* не горько остаться без крова…

Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:

* И та, что сегодня прощается с милым,
* Пусть боль свою в силу она переплавит.

Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать:

* Ты это горе знаешь понаслышке,
* А нам оно оборвало сердца.
* Кто раз увидел этого мальчишку,
* Домой прийти не сможет до конца.

Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы-валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про-никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед-рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос-сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув-ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра-ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха-рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес-ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели-кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи-ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива-лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф-ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков-ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас-ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте-пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при-обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре-мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры-вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур-кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па-тетикой содержания, в изображении великих событий через тра-гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. … Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур-кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли-рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони-мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста-рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор-дится тем, что он — русский,

Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос-ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает-ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче-ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол-дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал-лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень-ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг-лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо-нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева. Материал с сайта

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло-гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со-жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен-щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи-щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз-дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда-ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог-ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо-лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар-довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ-единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо-бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про-стота и народность языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • песни военных лет сочинение
  • характеристика военной поэзии
  • сочинение на тему день поэзии военных лет
  • эссе на темуЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ
  • анализ поэзии суркова