Толкование гексаграммы 6. Внешний и Внутренний миры

Это символ достаточно непростой и удручающей ситуации, которую стоит рассмотреть внимательнее.

Сейчас обстановка достаточно накалилась, назревает конфликт. Состояние дискомфорта и дисгармонии. Умерьте свои требования и запросы, необходимо быть сдержанным и скромным. Не стоит поднимать брошенную перчатку.

Не пытайтесь что-либо менять, пусть все идет своим чередом к миру и спокойствию. Это даст вам понимание, что проблемы в жизни не только удручают, но и служат жизненным уроком.

При правильном подходе к проблеме и грамотном разрешении конфликта вам не грозит ничего плохого.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 6.Тяжба (Конфликт)

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Сун – Тяжба.

Иероглиф изображает знак государственного чиновника и подразумевает обращение к власти.

Споры, пререкания, дискуссии; отстаивать свою точку зрения, требовать правосудия, выступать перед лицом судьи или правителя; подавать жалобу, начинать судебную тяжбу; выносить суждение, выговаривать, поправлять, разрешать конфликт.

Смысловые связи гексаграммы 6.Сун

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую время для выражения своей точки зрения без агрессивных действий. Конфликт можно разрешить или уйти от него. Вам не следует тревожиться, ситуация находится под покровительством духов. Золотая середина в споре без гнева или страсти откроет путь (счастье). Ужесточение спора, гнев и разлад закроют путь (несчастье). Осознайте свое величие, займитесь поиском людей, чье влияние вам может помочь. Это принесет пользу в ситуации и просветление. Не начинайте новый проект. Сейчас не время вступать в реку жизни с определенной целью, люди и идеи спорят друг с другом, время не располагает к гармонии. Вокруг вас сейчас много противоречивых движений, не пытайтесь сводить их все воедино. Небо вам готовит что-то новое. Выносите суждения, выражайте свои взгляды и смотрите, что из этого получится и к чему это приведет. Будьте готовы при необходимости пойти на компромисс или отступление.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании шестой гексаграммы.

[Обладателю правды — препятствие. С трепетом блюди середину! Крайность — к несчастью.

Благоприятно свидание с великим человеком.

Не благоприятен брод через великую реку]

I. В начале шестерка.

Твои проблемы (действия) не вечны.

— Будут незначительные разговоры, а, в конце концов, счастье.

II. Девятка вторая.

Если не одолеешь в тяжбе.

— Поверни — и беги! Скройся в своем поселении из трехсот дворов, тогда не будет беды.

III. Шестерка третья.

Кормись от того, что приобрел ранее.

— Стойкость ужасна, но если будешь стойким в опасности, — в конце концов, будет счастье.

Пожалуй следуй за вождем, но без того, чтобы совершать что-либо самому.

IV. Девятка четвертая.

Не одолеешь в тяжбе. Если опять подчинишься приказу, то [положение] изменится.

— [Будешь спокоен в стойкости — будет счастье].

V. Девятка пятая.

— Изначальное счастье!

VI. Наверху девятка.

Быть может, будешь пожалован парадным поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.

Ожидание из предыдущего символа начинает приносить свои плоды по книге Ицзин только при условии погружения в себя и самопроверки.

Гексаграмма 6 толкование имеет противоречивое, связанное с тяжбами и фактическим отдалением человека от окружающего мира с целью изучить собственные ошибки. Можно сказать, что данный знак выражает творческий приговор личности над собственной пассивностью и косностью, прошлыми просчётами и упущениями.

Гексаграмма 6, Сун, Суд.

  • Цянь (Небо) сверху. Напряжённость. Отец. Северо-Запад. Голова.
  • Кань (Вода) снизу. Опасность. Средний сын. Север. Ухо.

Обладателю правды — препятствие. С трепетом соблюди середину! Крайность — к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Неблагоприятен брод через великую реку!

Структура гексаграммы Сун напрямую отсылает к расхождению внутреннего и внешнего миров. Символ состоит из триграммы Неба или Творчества, которая символизирует окружение, и нижней триграммы Воды или Опасности. Небо стремится к возвышению, тогда как жидкость стремиться стечь вниз.

В итоге по книге перемен неизбежен конфликт или суд. Однако вода способна отразить небо и пронизана его энергией. Неслучайно световая линия в триграмме размещается между теневыми гранями.

Когда сущность неба в отражении внутреннего сохраняется, открывается доступ к гармоничному единству. Символ предупреждает, что доводить дело до конца не следует, так же как и поддаваться тяготению воды к нижней плоскости. Гораздо лучше смотреть на небеса как идеал высокого творчества. Следует также повидаться с великой личностью для благополучия ситуации или ринуться в жизненный поток самому.

Значение гексаграммы 6 по-прежнему отсылает к познавательному процессу. Здесь требуется соотнесение известного и заново открытого опыта. Необходимо освободиться от своих ошибочных суждений и совершить тяжбу над собой от лица лучших качеств.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Начальная шестёрка. Успех грядёт на фоне критики, но превращать ситуацию в конфликтную не стоит. Есть вероятность потери денег и ухудшения собственных начинаний по причине больших аппетитов в мелочах.
  • Девятка вторая. Расшифровка Яо сводится к непрактичности конфликта. Нужно признать себя побеждённым и сохранить то, что есть. Даже отступление не будет позорным. Неприятности несут лишь беспечные разговоры. Если выпала после апрельского периода — негативный знак.
  • Третья шестёрка. Нужно укрепить себя через опыт добродетели. Вспыльчивость приносит только опасность, а вот стойкость — полезный помощник. Нельзя быть спровоцированным другими людьми. Удача и выгода ожидают скромных, а не тщеславных личностей. Служение государю не должно быть ориентировано на высокий пост.
  • Девятка четвёртая. По книге судеб человек должен отторгнуть конфликт и принять решение судьбы сдавшись. Лучше изменить подход к жизни, найдя покой в хорошей работе. Счастье обеспечивается чувством удовлетворённости. Не стоит выдвигать себя на выборное место.
  • Пятая девятка. Удачу символизирует судебный процесс. Желания будут реализованы, можно действовать с учётом собственных возможностей. Отличный период для нахождения любовного партнёра.
  • Девятка верхняя. Пиктограмма в этой точке говорит, что успех человека будет не долгим. Тяжёлый изнуряющий труд не принесёт результатов. Праздновать в реальности нечего. Потери ожидаются во всём.

Подробное значение гексаграммы

  1. Первая черта говорит, что пока ещё зло не обладает серьёзными силами сопротивления. Дурные вещи легко преодолеть, устранить. Даже сомнения и пересуды по поводу этого приведут, как минимум, к раскаянию в нужное время.
  2. Если негатив не преодолели своевременно, оно крепнет с новой чертой и уже начинает довлеть над личностью. Зло гонит человека и принуждает к суду, который выносит по отношению к нему лишь осудительный приговор. Так, беда призывается самими людьми. Возможные неприятности связаны, как правило с соседями. Например, на чиновника выносится коллективная жалоба за его равнодушие и бездействие.
    Книга Ицзин толкование этой грани рассматривает как последнюю возможность отказаться от суда и скрыться. Не нужно гнаться за чем-то величественным. Процесс познания в таких же условиях требует возвращения к освоенному опыту, поскольку сбившись с пути легко совершить ошибку в жажде изучить скрытое. Конечное суждение становится возможным только при исправлении погрешностей.
  3. Двигаться наружу в гексаграмме не даёт творческая внешняя сила. Суд проходит над внутренним миром в состоянии опасности. Третья грань олицетворяет кризис, потому что начинается переход. Отказ от познания и от движения вперёд выглядит ужасающе, но именно такое действие приводит к счастью.
    Совершать самостоятельные шаги для будущих достижений не желательно, потому что поддержку оказывает лишь прошлый опыт, за которым и надо следовать. Личность в такой ситуации тождественна вьющемуся цветку, который набирает высоту только за счёт соседнего высокого дерева.
    Познавательный кризис выражает негативное отношение субъекта к объекту, поэтому новая методология исключена. Разумнее следовать за опытным человеком, великой личностью, при этом не проявляя корыстных интересов к почестям. Честолюбие — залог успеха.
  4. Следующая позиция по китайской книге — продолжение кризиса. Личность не владеет собой и решает довести дело до судебной тяжбы. В такой ситуации играет роль отношение к триграмме Творчества. Это значит, что человек обладает нужными созидательными силами, и поэтому он исправляет свои поступки. Становится возможным возвращение в состояние невиновности.
    Осознав в полной мере рок судьбы, личность мирится с итогами и обретает гармонию с миром. Теперь суд начинают рассматривать с позиции судящего, поэтому он выступает исправлением реальности победы закона жизни.
    Происходит торжество истины над иллюзорной правдой. Спокойствие и стойкость приносят счастье, хотя тяжбы в принципе решаются не в пользу человека.
  5. Суд выступает совершенной формой познания, очищения и изменения проступков. По крайне мере, так считают те, кто оглашают приговор. Поэтому дурные дела не остаются безнаказанными и неизученными. Всё, что познаётся не в статусе благого, уже не имеет права на повторное существование в мире.
    Абсолютная невиновность восстановлена: гармония возвращает на тот же уровень, который царил до преступления. Человек в такой ситуации не должен легкомысленно воспринимать шансы на искупление. Иначе наступит стадия переразвития. Это время для решительных действий и смелых шагов, приводящих к удаче.
  6. Лёгкое отношение личности к прощению достигает апогея именно в этой черте. Повторный проступок совершается с уверенностью, что раскаяние поможет снова. Это уже не полное исправление. Вышестоящие люди могут отметить заслуги, но другие посягнут на успех.

Расширенное толкование знака

В жизни человека наступает тяжёлое время. Оно обременено трудностями с окружающими людьми, проблемами в общении. Грядут ссоры и конфликты. Возможны ситуации намеренной провокации, поэтому стоит проявлять терпимость. Особенно важно избегать споров о материальном — вероятность потерей слишком велика.

Начатые чуть раньше дела имеют благоприятный прогноз, но новые идеи столкнуться с агрессией врагов. Победа может достаться слишком дорогой ценой и будет напоминать поражение. Любые самостоятельные шаги требуют множества усилий, поэтому разумнее действовать заодно с кем-то.

Многомерное восприятие знака Сун показывает, что надо выражать свою точку зрения достаточно ясно, но не агрессивно. Для беспокойства нет причин, ведь духи на стороне человека. Идеальным вариантом будет соблюдение золотой середины: страсть и гнев нужно отложить на потом, как стремление к ужесточению скандалов. Дорога к счастью открыта при осознании собственного величия, кроме того, влияние великих людей тоже принесёт просветление и пользу.

В целом, символ Суда или Тяжбы говорит о неблагоприятном жизненном сюжете. Впереди и волокита, и обманные обвинения. Даже внутреннее чувство справедливости здесь не помогает, поэтому стоит быть внимательным, осмотрительным и осторожным.

Если гексаграмма 6, Сун, Суд выпадает в момент принятия решений судом или любой организации, судьба намекает на скорейшее окончание разбирательства. В такой период важно понимать, что любое новое дело сопряжено с неприятностями, так что даже документы следует оформлять очень тщательно. В случае серьёзных покупок проверяйте подлинность и законность любой вещи.

В отношении любовного фронта Сун пророчит сомнения и переживания. Поэтому не исключается даже разрыв отношений. Избежать такого исхода можно только в случае уступок. Не нужно давить авторитетом или диктовать условия, проявите тактичность и терпение.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Тигр спит у основания горы. Символ говорит о необходимости принимать меры. Иначе можно впасть в состояние паники и не сносить собственной головы.
  • Человек стоит рядом с тигром. Знак, предупреждающий о важности внимания к окружающему миру.
  • Документ в окружении облаков. Олицетворение чего-то, что находится не вблизи, но доступно для просмотра.
  • Иероглифы Коу и Шэ. Как гласит китайская книга перемен, значение этих символов предостерегающее: легкомысленная беседа влечёт за собой неудачи.
  • Центральный сквозящий образ — орёл, пикирующий на жертву. Главная идея: огонь и вода не существуют рядом.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Намерения у человека положительные, но противодействие неминуемо с точки зрения Ицзин. Книга перемен толкование этой гексаграмме придаёт неблагоприятное: прорыв ведёт к бедам, но можно встретиться с влиятельной личностью. Удача за тем, кто остановится на половине пути.
  2. Гексаграмма относится к февралю. Она приятна осенью или летом, но в зимне-весенний период неблагополучна.
  3. Планировать что-либо нужно наперёд. Тщательное обдумывание поможет избежать бедствия.
  4. В судебной тяжбе обычно нет выигравших.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Политическая деятельность характеризуется опасностью и неисполнением обещаний. В продвижении в обществе тоже требует осторожность. Пыл охлаждают постоянные конфликты, в которых виноваты не только окружающие. Борьба с конкурентами и соперниками будет провальной. Амбициозность соседствует с незрелостью, так что воздушные замки строить не нужно. Есть риск снятия с высокого поста, но это на благо гадающему.
  • Денежные процессы тормозятся из-за разногласия всех задействованных сил. Бизнес не движется, и нужно искать компромиссы с консенсусами. Новые организации открывать бесполезно, потому что в условиях обилия противников прибыли не будет.
  • Любовная сфера разрушается. В семье постоянные ссоры и вероятен даже развод. Виновником является женщина, носитель энергии Инь. Амбициозность дамы и попытки её стать лидером — в основе конфликтов дома.
  • Коммуникация с коллегами и товарищами не складывается, но близкие друзья всё равно сохранят верность и преданность.
  • Здоровье ухудшается. Особенно тяжело нервной системе. Вероятно развитие вегето-сосудистой дистонии.

Предвестником тяжёлого судебного приговора по итогам все ошибок является гексаграмма 6. Толкование её не следует воспринимать слишком печально. Этот символ учит по-другому рассматривать собственные поступки и дарит возможность для духовного развития. Только мудрый человек может нести ответственность за себя и продолжать работать над собой.

В раскладах И-цзин на любовь гексаграмма Сунн имеет весьма специфическое значение – она указывает на то, что необходимо проявить терпимость и сострадание к тем, кто вас любит, но к кому лично вы не питаете особой симпатии. Все прекрасно знают, как тяжело переживать неразделенную любовь, именно с этим и связано толкование гексаграмма Сунн. Гексаграмма Сунн говорит о том, что если вы сейчас не будете сострадательны к тем, кто вас любит, то его чувства из пламенной любви могут очень быстро перейти в ненависть. А ведь все прекрасно знают, одна из самых жестоких и мстительных вещей в мире – это грубо отвергнутая любовь. Безусловно, гексаграмма Сунн ни в коем случае не говорит, что вам нужно себя ломать и как-то угождать другому человеку или под страхом того, что он, например, наложит на себя руки, стараться полюбить его. Нет, гексаграмма Сунн «просит» лишь об элементарном сочувствии. Кроме того гексаграмма Сунн предупреждает о том, что люди, чьи любовь вы не разделите, также могут быть очень ревнивы и в порыве ревности способны испортить вам жизнь. Поэтому просто будьте осторожны, и постарайтесь оградить себя от ухаживаний тех, кто вам не симпатичен и самое главное – не играйте с огнем сердца! Не распаляйте понапрасну чужие чувства, если заведомо знаете, что не готовы к серьезным отношениям с ним. Гексаграмма Сунн напоминает, что «игра» чужим сердцем для обоих участников закончится плохо – для него страданиями, а для вас тяжелой кармой, да и вообще, если вы на такое способны ради забавы, то это уже говорит о том, что ваше собственное сердце окаменело, а, значит, настоящей любви вам не видать. Также появлением в любовном раскладе И-цзин гексаграммы Сунн говорит о том, что вам пора обратить внимание на собственное эго, не заслоняет ли оно ваши подлинные сердечные чувства? Вполне возможно, вы слишком зациклились на себе и уже не замечаете глубину чувств даже тех, кого сами любите и кто любит вас. И, наконец, в некоторых любовных гадания И-цзин, гексаграмма Сунн указывает на приближающийся тяжелый период в отношениях связанный с тем, что вы отказываетесь видеть собственную вину в возникновении напряжения между вами. Как только вы признаетесь в этом и сделаете нужные выводы, ситуация мгновенно наладится.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

Вы ощущаете дисгармонию. Назревает конфликт. Ведите себя скромно и сдержанно: если вам бросают перчатку, не поднимайте ее.

Постарайтесь умерить и свои требования, не пускайтесь ни в какие предприятия в одиночку, пока обстоятельства не изменятся к лучшему.

Напротив, примите участие в совместной с кем-либо работе. Пусть все идет своим порядком, тогда наступит мир и покой, и вы лишний раз убедитесь в т ом, что жизненные проблемы удручают, но и учат.

Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и погружением в себя.

Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем — небо (творчество), а внизу, внутри — вода (опасность).

Сущность неба — в его стремлении возвышаться так же, как сущность воды — в ее стремлении течь вниз. Между ними — конфликт, тяжба, т. е. суд.

Но вода отражает в себе творческое небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды, где световая черта погружена в середину двух теневых черт.

Бдительное сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз и отдаляющая от неба.

Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. — В пути познания дело обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже известного и вновь приобретенного опыта.

Такой суд имеет не только отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем более, что в этой сфере это суд человека над самим собой — суд лучшего, что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над пассивной косностью и преодоление ее. Это все конденсировано в следующем тексте:

Суд. Обладателю правды — препятствие. Бдительность и уравновешенность — к счастью. Крайности — к несчастью. Благоприятно свидеться с великим человеком. Неблагоприятен брод через великую реку.

Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени «суда» оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:

В начале слабая черта. Не вечно то, о чем идет дело. Будут небольшие толки. В конце концов — счастье.

Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома; лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за чем-то большим. — Так и в познании в аналогичных условиях бывает предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту, чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение. Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:

Сильная черта на втором месте. Не одолевший себя [идет на] суд. Пусть он вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов. Тогда не будет беды [вызванной им самим].

Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно: во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять внутренний мир, находящийся в состоянии опасности.

Над последнем здесь произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса (третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция — момент перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно, но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь человечества является и самым совершенным носителем того, что было достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать, только даже при таком действии ничего не достичь ради себя.

Человек здесь подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого дерева может подняться на большую высоту. — Так же и в познании: в момент кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе познания. — Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:

Слабая черта на третьем месте. Кормись от достигнутого встарь. Стойкость ужасна, но в конце концов будет счастье. Может быть, следуя за вождем, будешь действовать, но ничего не совершишь [сам].

Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей судьбой.

Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических условиях одного из моментов «суда», причем «суд» этот теперь рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки зрения суд — не наказание, а исправление ради торжества необходимости закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В тексте это выражено так:

Сильная черта на четвертом месте. Не одолевший себя [идет на] суд. Пусть он обратится и воссоединит себя с судьбою, и в этой перемене да обретет он умиротворение. Стойкость — к счастью.

С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и текст здесь лаконичен:

Сильная черта на пятом месте. Суд. Изначальное счастье.

Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок, рассчитывая на новое раскаяние и искупление.

Если на предыдущей ступени речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь — переразвитие, все вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая. — Ю.Щ.)

Наверху сильная черта. Может быть, тебя пожалуют поясом, но до конца аудиенции ты трижды порвешь его.

В проявленном мире.
Безбрежный синий океан под бесконечным голубым небом. Уже сейчас имеются большие достижения, добытые творческим свершением. Все очень тихо, спокойно и благополучно. Только это затишье перед бурей.
Начал усиливаться ветер. Слишком все хорошо, чтобы продолжаться долго: уже задули ветра перемен.
Вскоре разгуляются океанские волны, да так, что закроют собой даже само небо! С внутреннего плана придет беспокойство, в котором утонет все ранее достигнутое.
Все погрузится в опасную океанскую пучину. Опасность полностью завладеет вниманием и вытеснит даже само небо (Бога).

В тонком мире вибрация аналогичная, что удваивает силу происходящего.
Колышется на ветру зеленый лес. Бушует жизнь, наполненная самыми разными событиями.
Тонкие ветви деревьев устремились прямо в голубое небо, корни проникли глубоко в землю. В жизни есть все: духовные устремления к свету, к Богу, а так же заботы о материальном благополучии.
Под землей загорелся торф. Огонь по корням перекинулся на деревья . В глубине подсознания разгораются страсти. Возросло сцепление (свойство огня) с происходящими событиями. Страсти выплеснулись из глубины наружу.
Ветер разнесёт огонь. Весь лес будет объят пожаром. Станет светло и ясно. Беспокойство распространит огонь страстей на весь подсознательный план. Ситуация станет предельно ясной.

Общее толкование гексаграммы №6

Огонь страстей из глубин подсознания выходит на поверхность и полностью уничтожает спокойную повседневную жизнь. Ветер раздувает пламя. КОНФЛИКТ. Первопричина конфликта лежит в подсознании, именно оттуда перекинется пламя пожара в проявленную действительность и поднимет океанскую волну. Опасный океан разбушуется так сильно, что закроет волнами само небо (Бога).

Ситуация весьма непростая и любые крайние действия приведут лишь к ее ухудшению. Большие эмоции в КОНФЛИКТЕ раздуют внутреннее пламя, усилят первопричину конфликта. Стать в конфликте маленьким, ничтожным, сдаться, значит загнать причину конфликта глубоко в подсознание. Даже если после этого КОНФЛИКТ будет исчерпан, то он повторится по закону кармы в будущем, уже в более жестоком для Вас варианте. Единственно благоприятное действие в данной ситуации – это гармоничный ответ. Отстаивайте свою позицию, гармонично, отстраненно, как бы со стороны. Не позволяйте себе резких выпадов или высказываний и в то же время не разрешайте наступать себе на пятки или кушать из вашей тарелки. Почаще становитесь на место ваших оппонентов, чтобы гармонизировать ситуацию. И тогда внутреннее пламя конфликта окажется без подпитки: огонь начнет гаснуть. Поток воды встретит достойное препятствие – Ваш гармоничный ответ. Кроме этого сила большой воды уменьшится, не получая подкрепления с внутреннего плана от гаснущего огня. Конфликт обесточится как в подсознательном, так и в проявленном плане. Ситуация исчерпывает сама себя. Волны улягутся, и голубое небо снова проявится.

Любые крайние действия приведут лишь к ухудшению. Требуется гармоничный ответ. Отстаивайте свою позицию, отстраненно, как бы со стороны.

______________________________________________________________

МНОГОМЕРНОСТЬ
(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №6)
СОТРУДНИЧЕСТВО

СОТРУДНИЧЕСТВО – обоюдовыгодная деятельность для реализации общей цели.
СОТРУДНИЧЕСТВО ускоряет достижение успеха в любом деле. СОТРУДНИЧЕСТВО глубоко прячет различия и маскирует противоречия ради внешнего единения. Это успех вовне и накапливание проблем внутри. КОНФЛИКТ – это извлечение накопившихся внутренних проблем наружу и сжигание их в мире событий. СОТРУДНИЧЕСТВО порождает КОНФЛИКТ, а КОНФЛИКТ перерастает в СОТРУДНИЧЕСТВО.
_________________________________________________________

ВОДА ЗАТОПИТ И УНИЧТОЖИТ ВСЕ, ЧТО ДОСТИГНУТО. ВНУТРИ РАЗГОРАЕТСЯ ПОЖАР. СТРАСТИ РАЗДУВАЮТ ОГОНЬ . ЭТО ПОДАРОК СУДЬБЫ ДЛЯ СИЛЬНОГО И СПОКОЙНОГО.

КОНФЛИКТ – жесткая жизненная ситуация, реальная опасность для того, что Вам дорого. Спрятаться, отсидеться не удастся. Следует решать проблему, но действия должны быть гармоничными, взвешенными, иначе неудача.

Позиции для осознания:

1. Конфликт – свидетельство несовершенства души. Конфликт в душе – конфликт в жизни.

2. Без конфликтов не бывает серьезных достижений, а тем более прорывов. Если в Вашей жизни нет конфликтов, то, скорее всего, Вы просто плывете по течению, не оставляя никакого значительного следа.

3. До воплощения на Земле мы сами выбирали условия и основные этапы своей будущей жизни. Чем сильней душа, тем в более жестокую игру на Земле отважится сыграть. Конфликты — признак мощной, смелой души.

4. Мастер, управляющий своим внутренним миром, формирует все события вокруг себя. Без его внутреннего согласия не возникнет ни один конфликт.

5. Через конфликты происходит большинство реальных изменений. Конфликт – условие, вызывающее развитие, и таким образом неотъемлемая черта нашего меняющегося мира. Конфликт приходит к нам, когда изменения назрели и неотвратимы.

6. «Мудрый не спорит; спорящий не мудр», — Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

7. «Когда ты сердит, считай до четырех; когда очень сердит, ругайся!», — Марк Твен.

8. «Хамство — это имитация силы слабым человеком», — Эрик Хоффер.

9. «То, что сжимают — расширяется. То, что ослабляют — укрепляется. То, что уничтожают — расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет своё», — Лао Цзы.

10. «Вселенная постоянно вынуждает тебя что-то отпускать. Даже если ты не пожелаешь отпустить что-то, чему пора уходить, у тебя это все равно отнимут. И порой очень грубо. Научись отпускать то, что уже и так ушло», - Чак Хиллиг, »Семена для души».

11. «Самое жаркое место в аду уготовано для тех, кто сохраняет нейтралитет во времена большого конфликта моральности», - Мартин Лютер Кинг-младший.

12. «Конфликт не состоится без твоего в нем участия», - Уэйн Дайер.

13. «Хочешь узнать своего главного врага? Посмотри в зеркало. Справься с ним - остальные разбегутся», - Михаил Литвак.

14. «Есть единственная уважительная причина разрыва отношений и увольнения с работы - невозможность личностного роста в сложившихся условиях», - Михаил Литвак.

15. «Если ты кому-то хочешь что-то доказать - значит, ты живешь ради того, кому хочешь это доказать. Если ты живешь ради себя, то тогда нет необходимости кому-то что-то доказывать», - Михаил Литвак.

16. «Мы должны учиться жить вместе как братья, или мы собираемся погибнуть вместе как дураки», — Лютер Кинг-младший.

17. «Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани», — Михаил Литвак. Принцип сперматозоида.

18. «Конфликт - залог творчества», — Доктор Хаус (House M.D.).

19. «Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта», - Шерлок Холмс: Игра теней.

20. «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну», - Исороку Ямамото.

21. «Конфликт - это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины», — Евгений Михайлович Малышев.

22. «Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим». Японские пословицы и поговорки.

23. «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу», — Валентин Домиль.

24. «Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте», — Экхарт Толле.

25. «Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов», — Лобсанг Рампа. Мудрость древних.

26. «В любом конфликте всегда есть три стороны - две воюют, а одна на них наживается», - Ольга Громыко. Космоолухи: рядом.

27. «Человек так устроен, что, если поместить его в психологически комфортную, абсолютно бесконфликтную среду, он начнёт генерировать стрессовые ситуации из-за ерунды», — Анна Борисова. Vremena goda.

28. «Каждый человек - сам причина своего конфликтного состояния», — Макс Люшер. Закон гармонии в нас.

29. «Сражаться с человеком, который все время смеется, не только бессмысленно, но и унизительно для нападающего», — Марина Степнова. Женщины Лазаря.