Урок по теме деепричастный оборот с презентацией. Презентация на тему "деепричастный оборот "

Лет двадцать пять должно пройти.

Душа, цепляясь по пути

За всё, что высилось и висло,

Цвело и никло, дорасти

Сумеет, нехотя, до смысла.

Александр Кушнер

Слайд 2

/причастный оборот/ определяемое слово

определяемое слово, /причастный оборот/.

Слайд 3

/деепричастный оборот/, =========

. . . ,/деепричастный оборот/, . . .

=========, /деепричастный оборот/.

Слайд 4

ПАМЯТКА

  • Слайд 5

    Замените причастия деепричастиями.

    Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота

    • Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне.
    • Блестящий на солнце снег слепил глаза.
    • Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали.
    • Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада.
    • Из-за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.
  • Слайд 6

    Замените один из глаголов-сказуемых сначала причастием, а затем деепричастием. Запишите

    предложения.

    • Наш товарищ проболел целый месяц и отстал от класса.
    • Ученик не понял условия задачи и задал вопрос учителю.
    • Братишка добросовестно выучил урок и получил хорошую отметку.
  • Слайд 7

    К данной иллюстрации придумайте и запишите предложение, употребляя причастный и

    деепричастный обороты. Расставьте знаки препинания, выделите обороты графически.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

  • Слайд 10

    Оно бывает разного цвета:

    Чёрное, белое и фиолетовое.

    Ещё про него говорят, что солёное,

    Большое, бушующее или спокойное.

    А летом стремятся поближе к нему.

    Вы догадались, о чём говорю?

    Слайд 11

    Николай Дубовский. Море.

    Слайд 12

    Работа с текстом

    Картина «Море» вызывает восхищение, пор..жаетсвоей красотой. Тиш..ной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лё..кий ветерок уже играет п..русами, надувает их и заст..вляет скользить по морской глади. Небо сл..ваетсяс морем, подхватывает его оттенки и настроение. Кричат чайки, носятся над бе..брежной водяной гладью.

    Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски.

    Слайд 13

    КЛЮЧ

    Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надуваяих и заставляяскользить по морской глади. Небо,сливаясьс морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, чайки носятся над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам

    своё настроение,используяне звуки, а краски.

    Слайд 14

    Выборочно – распределительный диктант

    • Отражаясь в воде
    • Скользя по глади
    • Задумавшись о цвете
    • Поверив настроению
    • Надувая паруса
    • Забежав вперед
    • Сливаясь вдали
    • Замерев от восторга
    • Меняясь неуловимо
    • Охватив взглядом
  • Слайд 15

    КЛЮЧ

  • Слайд 16

    Глядя вдаль, у меня возникают грустные мысли.

    Подсказка Ключ

    Слайд 17

    Подсказка 1

    Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

    Слайд 18

    КЛЮЧ 1

    Глядя вдаль, я грущу.

    Слайд 19

    Исправьте грамматические ошибки

    Думая о прошлом, в моем воспоминании оживают счастливые дни.

    Подсказка Ключ

    Слайд 20

    Подсказка 2

    Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу,

    к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

    Слайд 21

    КЛЮЧ 2

    Думая о прошлом, я вспоминаю счастливые дни.

    Слайд 22

    Исправьте грамматические ошибки

    Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к морю.



    Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

    Од_нокая с_сна занесен_ая снегом во_вышает_ся на скал_ над далью северных л_сов и_чезающих в т_мноте зимней ноч_; только снег на с_сне с_яет в лун_ом свет_.


    Проверка

    Од и нокая с о сна , занесе нн ая снегом , во з вышае тся на скал е над далью северных л е сов , и с чезающих в т е мноте зимней ноч и ; только снег на с о сне с и яет в лу нн ом свет е .


    Тема урока

    Деепричастный оборот.

    Запятые при деепричастном обороте.


    Цель: узнать все о деепричастном обороте

    • Научиться находить деепричастие и ДО в тексте.
    • Графически выделять деепричастия и ДО.

    Подготовьте рассказ о деепричастии

    добавочное

    действие

    глагол

    признаки предмета по действию

    время

    возвратность

    изменяется по родам и падежам

    не изменяется

    бывает 1-ого, 2-ого, 3-его лица

    обстоятельство

    сказуемое

    определение


    Продолжите...

    Под голубыми

    небесами

    Великолепными

    коврами,

    Блестя на солнце,

    Снег лежит.

    (А.С. Пушкин)


    Продолжите...

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя.

    (А.С. Пушкин)


    Продолжите...

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна.

    И дремлет, качаясь,

    И снегом сыпучим

    Одета, как ризой , она.

    (М.Ю. Лермонтов)


    Продолжите...

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    (С. Есенин)


    Продолжите …

    Вот север,

    Тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл, –

    И вот сама

    Идет волшебница зима.

    (А.С. Пушкин)


    Мини тест

    а) весь сад был в снегу

    Приехав в деревню

    б) я застал весь сад в снегу

    а) я попал под снегопад

    Возвращаясь домой

    б) начался снег

    а) ему стало холодно

    Выйдя на улицу

    б) он почувствовал холод


    Как поступите с информацией, полученной на уроке?

    информацию

    переработаю

    всё, что пригодится в дальнейшем.

    всё выброшу


    • §31 упр.375. Или составить 5 предложений (по картине Попова «Первый снег», включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    МКОУ « Ольховлогская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области Деепричастный оборот Урок русского языка в 7 класс Составитель: Кожушко И.Н., учитель русского языка и литературы

    Образуйте все возможные формы причастий (1 вариант) и деепричастий (2 вариант) от данных глаголов: Решить, писать, читать, входить, сесть, встать, выйти, дышать, сердиться, думать, слушать, сделать.

    Игра « Кто быстрее? » Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от данных глаголов? Лежать, войти, холодеть, скрипнуть, прижиматься

    По страницам художественных произведений. - Найдите деепричастные обороты. Укажите авторов и названия данных произведений. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя.

    По страницам художественных произведений. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.

    По страницам художественных произведений. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

    По страницам художественных произведений. По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.

    Самостоятельная работа (по вариантам) 1. Спишите текст. 2. Образуйте от глаголов в скобках деепричастия. 3. Расставьте знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

    1 вариант. По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном. 2 вариант. Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звёздоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с неё позолоту и плывут дальше уже (окрасить).

    Тестирование 1.Выберите грамматически правильно построенное предложение. Прочитав этот рассказ,… а)…меня, как живые, окружали его герои; б)…я много думал о событиях, описанных в нём; в)…мне стало грустно; г)…он мне понравился.

    2.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка: а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой. б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась. в) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся.

    3.Найдите слова с ударением на втором слоге: а) заняв; б) начав; в) начал; г) приняв.

    Игра « Третий лишний » 1) сбегая, провожая, трепещущий; 2) весело, обдумав, решая; 3) желая, хотеть, любя; 4) зная, действуя, земная.

    Домашнее задание Подобрать примеры из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » с причастными и деепричастными оборотами (описание степи, портрет, характеристика героев)