Викторина посвященная победе в вов. Всероссийская занимательная викторина «День Победы

Марина Белоусова
Викторина, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне «Мы твои наследники, Победа!»

Цель : Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.

Задачи :

1. Закреплять представления о Великой Отечественной войне , ее героях и подвигах;

2. Способствовать патриотическому воспитанию дошкольников, формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

3. Воспитывать нравственные чувства, уважение к защитникам Отечества , памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Ход викторины:

Ведущий : Зажигаются радостью лица

В это светлое майское утро!

За окном заливаются птицы,

Отливает листва перламутром.

Ветеранам мы дарим гвоздики,

Вспоминаем отважных бойцов,

Не забудем мы подвиг великий

Наших дедов и наших отцов!

Ведущий : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня знаменательный день-

День Победы… «Это радость со слезами на глазах…» В этот день мы вспоминаем тех, кто остался на полях сражений, поздравляем оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны , которые стояли до последнего, чтобы вы, ребята, жили под мирным небом, не вздрагивая от взрывов снарядов. Сегодня мы живем благодаря тем героям, которые воевали, погибали, выживали, когда, казалось, невозможно было выжить. Поэтому 9 мая - самый светлый и значимый праздник : 70 лет в нашей стране не было войны .

Сегодня мы собрали вас в этом зале и хотим провести викторину , посвященную 70-летию победы в Великой Отечественной войне . На протяжении всей викторины вы будете участвовать в конкурсах, за их прохождение получать жетоны-звезды, а оценивать ваши ответы будет жюри.

1. Приветствие команд (название, девиз) .

2. Разминка «Подбей самолет» . Участникам викторины (по 2 участника от каждой команды) поочередно предлагается «подбить» самолет и выполнить написанное на нем задание. Ответы участников оценивает жюри по трехбальной системе. Оценивается не только правильность, но и полнота ответа. По окончании разминки командам выдаются жетоны-звезды по количеству набранных ими баллов.

2) Музыкальное произведение, ставшее символом Великой Отечественной войны и получившее всемирную известность («Священная война » Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

3)Где во время Великой Отечественной войны проходила «Дорога жизни» и почему ее так назвали? (Ладожское озеро) .

4) Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (872 дня) .

5) Как называлась операция, развернутая партизанами, которая парализовала транспортное сообщение в тылу врага? («Рельсовая война » ).

6) Назовите фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать и в бою под Орлом сбил 3 фашистских самолета (Алексей Петрович Маресьев) .

7) Какая битва стала началом перелома в ходе ВОВ? (Сталинградская) .

8) Кто был верховным главнокомандующим советскими войсками в период ВОВ? (Иосиф Виссарионович Сталин) .

9) Когда и как произошло первое крупное поражение немцев в ВОВ? (Московская битва) .

10) Как назывался немецкий план ведения войны против СССР ? (план Барбаросса) .

11) Как звали героя Советского Союза, который в бою с фашистами закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота? (Александр Матросов) .

12) Кто водрузил Красное знамя победы над рейхстагом ? (Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария) .

3. Домашнее задание.

- Поэтический конкурс : стихотворение, инсценировка о войне , о Дне Победы , о подвигах, героях ВОВ и т. д.

Альбом о ветеране (ветеранах) ВОВ.

4. Конкурс капитанов «Собери картинку» . Капитанам команд предлагается собрать картинку – изображение города-героя и назвать его. Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри, по результатам чего команды получают соответствующее количество звезд.

Ленинград

Севастополь

Волгоград (бывший Сталинград)

Мурманск

5. Конкурс «Собери солдатский вещмешок» . Участникам команд предлагается собрать все предметы, изображенные на картинках, необходимые солдату в походе, и сложить их в вещмешок. Результаты конкурса оценивает жюри.

6. Конкурс «Назови род войск» . Участникам команд предлагается определить и назвать по картинкам рода войск, участвующих в Великой Отечественной войне . Участник викторины , первым поднявший руку, получает звезду для своей команды за каждый правильный ответ.

Кавалерия

Военно-воздушные силы

Бронетанковые войска

Подводники

Химические войска

Инженерные войска

Железнодорожные войска

Войска связи

7. Конкурс «Закончи пословицу» . Участникам викторины предлагается закончить известные пословицы о войне . Ребенок, первым поднявший руку и правильно ответивший на вопрос, получает звезду для своей команды.

Дружно за мир стоять – (войне не бывать )

- Войну хорошо слышать , (да тяжело видеть)

Воин воюет, (а детки горюют)

Держи порох сухим-(будешь непобедим )

Хочешь победить на войне- (работай вдвойне )

Солдат близко – (кланяйся ему низко)

Враг хотел пировать, (а пришлось горевать)

Русский солдат (не знает преград)

До Москвы на танках, (а от Москвы на санках)

Живя в мире, (не забывай о войне )

Видит Москву фашистское око, (да зуб неймет)

Для смелого солдата (и рукавица – граната)

8. Награждение.

Ведущий : Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша викторина , посвященная Великой Отечественной войне . Все задания выполнены, на все вопросы даны ответы, и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем, у какой команды больше жетонов! (Подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу . Участники команд получают грамоты от начальника управления образования и памятные сувениры.)

Трудным был путь к победе . 20 миллионов советских людей погибло в этой войне . Но пришла весна, весна 1945 года. Вот он долгожданный праздник – День Победы . И за то, что мы отмечаем этот праздник под мирным небом , мы обязаны нашим защитникам – ветеранам и павшим воинам, которых с нами нет.

Прошла война , прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Все участники викторины исполняют песню «День победы » (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) .

Публикации по теме:

Развлечение к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Победа, светлый день весны!» (старший дошкольный возраст) Развлечение, посвященное празднованию 70-летию Победы Великой Отечественной войны. Старший дошкольный возраст. Задачи: воспитывать чувство.

В нашем городе ежегодно проходит театральный фестиваль среди детских садов. В этом году была тема, посвященная ВОВ. Идея как-то сразу пришла.

Проект «Детям о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Я хочу, чтобы знали дети Про Великую ту войну, Когда прадеды их и деды Защищали свою страну. Если б не то поколение, Что сражало себя не.

Проект «Мы правнуки Победы», посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПАСПОРТ) ПРОЕКТА Тема (проект, событие): Проект "Мы правнуки Победы", посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: формирование сознания необходимости защищать Отечество, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; воспитание патриотизма, гордости и уважения за страну.

Задачи:

  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому,повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся по данной теме;
  • развитие интереса к происходящим в стране событиям, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе;
  • воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающим и формировать чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное и мирное время. Воспитание любви к Родине, гражданского долга.

Форма организации деятельности детей: викторина на основе презентации.

Атрибуты: фишки дляправильных ответов, медали победителям викторины.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. На сегодняшнем мероприятии мы поговорим о героическом прошлом нашей страны, о подвигах, о славе нашего народа. Мы продолжаем развивать чувство патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, приобщение к традициям и богатейшей культуре нашей страны. И проверим, кто же из ребят лучше всех знает историю.

(Звучит музыка – приложение 1, выходят 2 ученика и читают стихотворения).

1 ученик:

Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.

2 ученик:

«Ветеранам»

Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордится ими вся страна,
Они свободу отстояли.
Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года.
Их украшает седина,
Сияют новые медали,
В долгу пред ними вся страна,
Тепла они не ощущали.

Учитель: Лучших сыновей и дочерей послала Родина на фронт. Тысячи людей добровольно ушли в армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. Почтим их память минутой молчания

(Звучит музыка – приложение 2.)

Наш классный час посвящён истории Великой Отечественной Войны. Сегодня мы проведем викторину, где выясним, кто из вас лучше знает историю Победы. Заранее вы поделились на две команды

2. Условия «Викторины»

  • По очереди каждый из команды выбирает номер вопроса от 1 до 20.
  • Дается на размышление минута.
  • Если команда ответила не верно, ответ может дать команда-соперник!
  • За каждый правильный ответ будут давать фишку.
  • Победит та команда, которая насобирает больше фишек.

(Все вопросы задаются на основе презентации – приложение 3).

  1. Какую годовщину Великой Отечественной войны отмечает наша страна в этом году? - слайд 3
    Ответ: (72-летие Великой Победы)
    слайд 4
  2. Сколько лет шла Великая Отечественная война? – слайд 5
    Ответ: (4 года) – слайд 6
  3. Частью какой войны была Великая Отечественная война? – слайд 7
    Ответ: (Частью 2-ой Мировой войны) – слайд 8
  4. Назовите ФИО Верховного главнокомандующего Вооруженными силами в годы Великой Отечественной войны? – слайд 9
    Ответ: (Иосиф Виссарионович Сталин) – слайд 10
  5. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? – слайд 11
    Ответ: (Брестская крепость – крепость-герой) – слайд 12
  6. Сколько дней длилась оборона Брестской крепости? - слайд 13
    Ответ: (30 дней) – слайд 14
  7. Что означают цвета георгиевской ленточки – слайд 15
    Ответ: (дым и пламя) – слайд 16
  8. Сколько дней продолжалась решающая битва за Сталинград? – слайд 17
    Ответ: (200 дней) - слайд 18
  9. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной и Второй мировой войны произошло в ходе: - слайд 19
    Ответ: (Курской битвы) – слайд 20
  10. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя – слайд 21
    Ответ: (Зоя Космодемьянская – «Таня», партизанка, разведчица.) – слайд 22.
  11. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? - слайд 23
    Ответ: (Ленинград, ныне Санкт-Петербург.) - слайд 24
  12. По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? – слайд 25
    Ответ: (Ладожское) – слайд 26
  13. Какой из этих отечественных танков стал легендой Второй Мировой войны? – слайд 27
    Ответ: (Танк Т-34) – 28
  14. Что во время Великой Отечественной Войны называли «катюшами»? – слайд 29
    Ответ: (Ракетные установки) – слайд 30
  15. В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»? – слайд 31
    Ответ: (Волгоград) – слайд 32
  16. Кто из главнокомандующих Великой Отечественной войны был четырежды Героем Советского Союза? – слайд 33
    Ответ: (Г. К. Жуков) – слайд 34
  17. Какой крупной битвой закончилась Великая Отечественная война? – слайд 35
    Ответ: (Битва за Берлин) – слайд 36
  18. Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине? – слайд 36
    Ответ: (30 апреля 1945 г.) – слайд 37
  19. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? – слайд 38
    Ответ: (Парад Победы) – слайд 39
  20. Назовите Города-Герои. Их 12 – слайд 40
    Ответ - слайд 41

3. Подведение итогов викторины. Награждение команд.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания в Великой Победе наших предков. Мы будем помнить, и чтить их подвиги всегда.

Завершит наш классный час песня!

(звучит песня «Память в серце береги» - приложение 4)

Память в сердце береги

Поднимает небо синее Веер солнечных лучей,
Всходит утро над Россиею, Над родной землей моей.
Где когда-то шли сражения, По полям плывет туман.
Растревожил день весенний Боль давно заживших ран.

И туман, и боль в груди. Память сердце бередит.
И туман, и боль в груди. Память сердце бередит.

Русь-березку, душу светлую. Враг стальным огнем прошил.
Но отнять любовь заветную Невозможно у души.
Вот плывет она туманами. Над могилами сынов,
Колосятся буйно травами. Льется трелью соловьев.

И туман, и соловьи. Нежно плачут соловьи.
И туман, и соловьи. Нежно плачут соловьи.

Сквозь туман из вечной тишины. Восстает за ратью рать,
Всех времен Российские сыны. Берегут Отчизну-мать.
Травы пышные не тронуты. Веет ненгой от земли.
Почему ж вокруг в слезах цветы? Что ж так плачут соловьи?

Учитель: На этом наш классный час окончен. До свидания!


В самом начале мая всех нас ждет прекрасный праздник День Победы. Это великий день для всего нашего славянского народа. 9 мая – красный день календаря. В этот день в городах проходят торжественные мероприятия, все веселятся, отдыхают, поздравляют и чтят память ветеранов, которые стояли за оборону нашей Родины. Этот праздник не может обойтись без различных конкурсов, игр. Для некоторых из них понадобится специальный реквизит, наряды, соответствующей тематики и прочие атрибуты.

Конкурсы, которые проводятся организаторами на 9 мая – это еще один оригинальный способ почтить память храбрых солдат, их доблесть, героизм, отвагу. Развлекательная программа поможет все седлать весело, посоревноваться на ловкость, на смекалку, на эрудицию. Какие же игры можно предложить для того, чтобы произвести хорошее впечатление и на детвору, и на взрослых. Предлагаем шуточные игры, оригинальны и смешные задания, которые гарантированно дадут заряд положительной энергии.

Самые интересные игры, конкурсы на 9 мая.

Игра «Морзе»

Учувствовать в ней могут как детки, так и взрослые, в общем, все желающие. Итак, игроки делают большой круг, плотно прижимаясь, друг к другу. Дуки отведены за спину, где каждый сжимает руку товарища. В центре стоит ведущий. Он подходит к любому из участников, и произносить на ухо, сколько ему необходимо сделать рукопожатий своему соседу. После вновь отходит в центр и пытается угадать, куда пошла волна рукопожатий и на ком она остановилась. Если угадал, он сам становится в круг, а тот, на ком замкнулась цепь, начинает водить.

Конкурс «Не забудем войну»

Это игра для творческих натур. Желательно, чтобы в ней участвовали школьники. Здесь задача будет заключаться в том, чтобы каждый написал небольшой отзыв, сочинение о войне, о родных, которые принимали участие. Просто свои мысли, взгляды.

После, самые лучшие произведения, будут зачитаны в школе или на самом мероприятии. Также в рассказе могут звучать интересные факты о войне, о ее бесстрашных героях.

Конкурс «Оружейники»

Также принимает участие детвора. Желающих разбивают на группы. Понадобится простой пластилин, набор для работы с ним – это палочка и дощечка.

Цель конкурса – вылепить из пластилина какое-нибудь оружие либо технику времен воны. Это может быть танк, самолет, пистолет. Побеждает тот, у кого будет работа больше всего приближенная к оригиналу.

Игра «Орден»

Понадобятся добровольцы из школьников. Они все должны изображать из себя настоящих солдат, героев Отечества. Разбивают ребят на команды. Каждой группе участников выдается цветная бумага, плотный картон, ПВА клей, ножнички, красивые, разноцветные ленточки, нитки и иголки.

Задача команд будет заключаться в изготовлении оригинальных медалей для ветеранов своими руками. Ордена должны быть на лентах, чтобы их можно было повесить на шею. Чья команда за отведенное время справится быстрее и сделает много изделий, та и победила.
Готовые медали необходимо повесить на шеи героев.

Игра в санитаров

В данном конкурсном задании будут принимать участие две бригады. В каждой по два человека. Также будут необходимы добровольцы, в количестве двух или четырех человек. Они должны изображать раненых солдат.

Двум группам будет необходимо продемонстрировать свои навыки в оказании первой медицинской помощи. Для этого в инвентаре командам предоставят бинты, вату, йод, шины, жгуты и прочие медикаменты.

Необходимо на скорость замотать потерпевшим руку, голову, наложить жгут на ногу. Кто быстрее справится с заданием, тот и победитель.

Игра «Знамя»

Конкурс для старшеклассников. Для участия понадобятся две команды. В каждой должно быть по два парня и две девочки.

Перед участниками стоит задача смастерить яркое, красочное знамя. Для этого предоставляется деревянные палочки, разноцветная ткань и бумага, картон, ножницы, клей и прочий необходимый материал.
Правило для участников: за отведенное время, быстро сделать как можно больше флажков. Можно включать фантазию, рисунки и узоры могут быть разные. У кого получится больше готовых изделий, та команда и победила. Главное, флажки должны быть выполнены аккуратно, иначе баллы с команд будут сниматься.

Конкурс «Открытка на память».

Здесь принимает участие детвора. Разбиваем желающих на две команды. Перед ними на столе разложены большие листы ватмана. Прилагается также карандаши и фломастеры.

Суть задания: нарисовать больше, необычные цветы, которые должны стать символом дня Победы. В каждой команде ни один из цветов не должен повторяться. Эти творческие работы ребята смогут подарить ветеранам на память о великом празднике.

Игра под названием «Снайпер»

Здесь все просто. Ставится стенд для стрельбы. Любой участник может проверить свою ловкость с помощью специальных дротиков. Кто попал ближе к центру, тот и победитель.
Победителям вручают памятные сувениры – значки, ленточки, флажки и прочую атрибутику тематического праздника.

Конкурс «Переносим раненого»

Здесь принимают участие уже взрослые. В каждую команду понадобится по три добровольца. Двое, из которых, делают произвольные носилки и начинают переносить третьего. Чья команда успеет первой донести «раненого» до отметки, та и победила.

Игра называется «Марш - бросок»

Это подвижная, энергичная игра. На старте ставится специальный мешок, в котором лежит груз. По специальной команде участники хватают мешки и бегут передавать его следующему игроку. Победит та команда, чей участник первым вернется до линии страта.

Игра «Пуговка»

Принимают участие женский пол. На шинели отрывают пуговицы, а девушки на время их пришивают. Кто быстрее всех пришила, та и мастерица на все руки.

Конкурс «Калашников»

Если есть возможность можно найти игрушечный автомат Калашникова и попросить участников на время их разобрать и собрать.

Игра «Противогаз»

Желательно принимать участие мужчинам. Девушки могут испортить макияж и прическу. При команде «Газы»! все начинают демонстрировать свое умение на скорость надевать противогаз.

Конкурс «Держись, солдат»

Здесь все участники, в большей степени дети, кричат хором на поставленные вопросы «Да» или «Нет».

Вот вопросы, которые необходимо задавать:
- На войну ушли солдаты?
- И стрелять учились из лопаты?
- Лопатами окопы рыли?
- На полнолуние вечерами выли?
- В котелке, на костре кашу себе варили?
- Вместе с кашей Машку сварили?
- По мишени стреляли?
- Ни одного разочка не попали?
- У ребяток за плечами рюкзаки с булочками и калачами?
- А может автомат, носит на своем плече солдат?
- У солдат нет ремешка?
- А на пряжке у него нарисован олень или тюлень?
- Говорят, что все ребятки когда – то станут отважными солдатами?
- Все ребята – молодцы, а солдаты – удальцы?

Викторина для взрослых ко Дню Победы

Ведущий будет громко задавать вопросы, а взрослые участники на них отвечать. Кто больше наберет правильных ответов, тот и победитель.
1. Какие города, после окончания войны получили специальные звания героев?
2. Самые великие полководцы, известные нам со времен ВОВ.
3. Как солдаты понимали слова «дорога в жизнь».
4. Когда произошла переломная битва в сражениях с врагом.
5. Даты начала и окончания ВОВ.
6. Кто такой Павлов и где расположен его дом. Чем прославился этот человек в 1942 году. (Он отбил со своим гарнизоном из 24 человек у немцев здание из 4 этажей в Сталинграде. В последующем оно стало оборонительным пунктом).
7. Кто такой Александр Матросов?
8. Что всем вам известно о «панфиловцах».
9. Как фамилии героев, поднявших 9 мая флаг над Рейхстагом.
10. Назовите фамилии детей, подростков дававшим в годы войны отпор фашизму.
11. Кто такие молодогвардейцы? Расскажите подробно их историю, назовите имена и фамилии участников, где проходила борьба ребят с врагом? Судьба юношей и девушек?
12. Какого смертельного оружия больше всего опасались немцы?
13. Фамилии настоящих героев СССР?
14. Какой сегодня день?
15. За какие заслуги мы чтим память ветеранов?
16. Символ красной армии.
17. Как лучше всего поздравить ветеранов. Необходимо спеть песню или рассказать стих.
Игра «Звание».
Участникам игры предлагают определить, какое звание пред ними изображено на погонах. Перед игроками лежат карточки, на которых приклеены звезды или иные различия. Они безошибочно должны угадать, чьи перед ним погоны – майорские, сержанта, полковника, капитана и прочее. Кто больше угадал, тому и специальный приз.

Игр много, они придутся по нраву людям любого возраста. Главное, чтоб в этот день все веселились и не забывали, что такое слово война и мир.
***

Положение
о музейной историко-краеведческой викторине
«Память пылающих лет»

1. Общие положения

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Среди строителей и работников Пермского фанерного комбината, жителей нашего поселка было немало участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В битве с фашизмом вместе со всей страной они внесли весомый вклад в Победу.
Каждый участник Великой Отечественной войны должен жить в памяти поколений. Так было в старые времена. Так должно быть и теперь. Наш долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.
Историко-краеведческая викторина «Память пылающих лет» посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и призвана стимулировать население к познанию истории родного края, способствовать патриотическому воспитанию населения.
Настоящее положение об историко-краеведческой викторине «Память пылающих лет» определяет порядок организации и проведения, а также подведения итогов викторины и награждения победителей.

2. Участники викторины

Участниками викторины могут быть все жители Уральского городского поселения.
Принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы.

3. Организаторы викторины

Организаторами викторины являются Администрация Уральского городского поселения и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Уральский историко-краеведческий музей».
Для организации и подведения итогов викторины создаётся Оргкомитет.
Оргкомитет викторины:
объявляет об условиях, порядке и начале проведения викторины;
создаёт независимую комиссию для экспертизы номинируемых материалов;
организует церемонию вручения наград.
Финансирование организации викторины и награждение победителей осуществляется Администрацией Уральского городского поселения и МБУК «Уральский историко-краеведческий музей».

4. Цели и задачи викторины:

Вызвать интерес к истории родного края и его замечательным людям;
активизировать чувства патриотизма, гордости за свою малую родину и причастности к её судьбе;
предоставить участникам возможность проявить себя в интеллектуальной и поисково-исследовательской деятельности.

5. Сроки проведения викторины

6. Требования к участникам викторины

В подготовке ответов на вопросы викторины участники могут использовать краеведческую литературу, публикации средств массовой информации, документы, хранящиеся в фондах библиотеки и музея, Интернет, другие источники.
При оценке работ участников викторины учитываются:
знание истории России и Прикамья, подвигов его жителей и трудовых коллективов в годы Великой Отечественной войны;
точность и полнота ответов;
умение использовать и преподнести собранный материал;
представление новых лиц, внесших достойный вклад в победу советского народа над фашистской Германией.

7. Порядок представления работ

Ответы представляются в печатном или электронном виде, могут сопровождаться фотографиями (с подписями и названиями), копиями документов, графическими и другими элементами.
Ответы отправляются по адресу: п. Уральский, ул. Московская, 1а или на электронную почту [email protected]
МБУК «Уральский историко-краеведческий музей»,
телефон: 5-19-80.
Срок предоставления ответов – до 15 марта 2015 года.
К ответам прилагаются Анкеты участников викторины.

Анкета участника

Фамилия, имя, отчество (класс, группа)
Возраст
Место учёбы (наименование учебного заведения, класс, курс)
Место работы, должность
Домашний адрес
Телефон
Электронный адрес
Другие сведения (по усмотрению участника)
Дата
«___» _______________ 2015 г.

8. Подведение итогов и награждение победителей

Итоги викторины подводятся Оргкомитетом с 16 марта до 24 марта 2015 года.
Для награждения победителей викторины учреждаются дипломы и призы победителей и лауреатов.
Итоги викторины будут опубликованы на сайтах организаторов конкурса и в средствах массовой информации.
Оргкомитет по подготовке и проведению музейной историко-краеведческой викторины « Память пылающих лет»
Председатель оргкомитета:
Пастухова Т.А.- директор МБУК «УИ-КМ»
Заместитель председателя:
Решетникова А.В. - заместитель Главы Уральского ГП
Члены оргкомитета:
Абрамова Е.А. – главный хранитель МБУК «УИ-КМ»
Лялина О.В. – методист по молодежной политике МБУ «ДКи С» п. Уральский.


Викторина «Память пылающих лет»

1. Какими словами завершалось обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией 22 июня 1941 года?
2. Патриотическая песня, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Назовите её авторов.
3. Герой Советского Союза - высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. Кто из нытвенцев удостоен этого высокого воинского звания? Что вы знаете о них?
4. Шестеро участников войны, жителей поселка, были награждены этим орденом. Именно он был первым в наградной системе СССР. Что это за орден? Когда он был учрежден и за что вручался? Что вы знаете о наших земляках, кавалерах этого ордена?
5. Назовите высшую боевую медаль в наградной системе СССР. За что она вручалась? Сколько участников войны, жителей нашего поселка, награждены этой медалью?
6. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея.
Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом?
7. На высоком гранитном постаменте в г. Перми установлен прославленный боевой танк «Т-34» – ставший памятником-символом ратных и трудовых подвигов уральцев. На стеле обозначен путь воинов Пермской танковой бригады 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Где расположен это памятник?
8. Во время войны в городе Нытва размещался эвакогоспиталь № 3955. В каком здании и в какой период времени работал этот госпиталь?
9. В 1943 году учащиеся и работники этого образовательного учреждения г. Нытвы получили высшую правительственную телеграмму, в которой такие слова: «Прошу передать учащимся и работникам …………. мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». Кому и за что была адресована эта телеграмма?
10. Какая воинская часть была сформирована в г. Нытва за годы Великой Отечественной войны?
11. «Её звали сестричкой» - так назвала свою статью Т.М.Слотина об участнице Великой Отечественной войне, 96-летней жительнице Уральского городского поселения. О ком идет речь?
12. Когда был открыт монумент «Слава героям 1941-1945» в п. Уральский? Кто получил право снять покрывало при его открытии? Что вы знаете об этом человеке?
13. Как называли Ладожское озеро во время блокады Ленинграда? Почему? Назовите жительницу нашего поселка, воевавшую на Ленинградском фронте и награжденную медалью «За оборону Ленинграда».
14. Во время обороны Москвы прославились бойцы легендарной Панфиловской дивизии. Какой вклад внесли они в оборону столицы? Назовите «Панфиловца из Уральского».
15. «Солдат, ставший историком»… Именно так назвала Т.М. Слотина интервью с этим участником войны в 2004 году. О ком идет речь? Что вы знаете об этом человеке.
16. Сама высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания войны. Как?

Оружие Великой Отечественной войны.

Чтобы разбить врага, нужны храбрость, воинское умение и то, чем бьют. Без третьего слагаемого – оружия – и два первых – храбрость и умение – значат не так уж много. Самые храбрые, самые искусные в бою люди будут убиты, если они плохо или недостаточно вооружены.
1.Этот отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны. Расскажите о нем.
2. Этот советский самолет в годы войны немцы называли «летающим танком». Почему?
3. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета ТТ?
4. Героями в годы войны были не только люди, но и корабли. За этим кораблём, во время блокады Ленинграда, немецкая авиация устроила яростную охоту, но он с честью вышел из всех испытаний. В 1943 году за боевые подвиги был награждён орденом Красного знамени. Как назывался этот корабль?
- Эсминец «Бодрый»
- Крейсер «Варяг»
- Крейсер «Киров»
- Сторожевой корабль «Ураган».
5. Во второй половине дня 14 июля 1941 года на одном из участков обороны 20-й армии в лесу восточнее Орши взметнулись к небу огненные языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем непохожим на выстрелы артиллерийских орудий. Немцы были буквально ошеломлены этим огненным смерчем из непонятного для них оружия и в панике побежали. Эту реактивную систему они называли «Чудо-оружие» русских.

МБОУ СОШ №15 г. Новоалтайск Данилова Т.П.

Интеллектуальная викторина «Шаги Великой Победы».

Цели: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Задачи:

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия.

СЛАЙД 2

Ведущий: Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

1 ученик.
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

2 ученик.
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

СЛАЙД 3
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
Ведущий: Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.

СЛАЙД 4-5
Фонограмма песни “Священная война”.
Ведущий: Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…

Эта жестокая война изменила жизнь советских людей. На фронт ушло почти все население огромной страны. За четыре года смертельной схватки с фашистскими захватчиками они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа.

А затем был нелегкий путь мощного победоносного наступления. Воины Красной Армии храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая долгожданный победный час. Эта война принесла горе в каждый дом

СЛАЙД 6

Левитан о капитуляции

Ведущий: Победа… Она пришла к нам 9мая 1945года. Свершилось!. Она перед нами, не слова, не мрамор, горячая и живая, в гимнастёрке, полинявшей от солнца и дождей, седая от пыли походов, с ленточкой ранений на груди, самая прекрасная и самая любимая ПОБЕДА!.

9 мая 2014 года в 69 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

СЛАЙД 7

Почти 170 тысяч воинов с Алтая погибли в битве с фашизмом. Память о них запечатлена в названиях рабочих поселков, улиц, школ, в в мемори алах, памятниках и обелисках. У становлены бюсты и мемориальные доски Героев, созданы музеи Боевой славы. Герои Советского Союза навечно зачислены в списки частей, в составе которых они воевали

Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим, и помолчим.

Почтим память всех погибших защитников, ушедших от нас ветеранов Великой Отечественной войны Минутой Молчания! Пусть эта память всегда живёт в наших сердцах!

СЛАЙД 8

Метроном.

Прошли года, пройдёт и век, но всё равно люди будут памятью своей обр ащаться к дням Великой Победы. М ного- много лет, много десятилетий, а может быть веков новые поколения будут восхищаться подвигом советского человека.

Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории Великой Отечественной войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем.

Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры-викторины. Она будет проходить в несколько туров. В каждом туре по 5 вопросов. За каждый правильный ответ участники получают звездочку. Побеждает тот, у кого окажется больше звездочек.

Внимание! Каждый участник играет самостоятельно. Итак, мы начинаем!

СЛАЙДЫ 9- 14

Тур 1. «Исторические события»

1. 14 июля 1941 года под городом Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? («Катюша»)

2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, происходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города.(Парад войск на Красной площади 7 ноября)

3.Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва)

4. После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва)

5. Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне? (24 июня 1945 г. На Красной площади. Москва)

СЛАЙДЫ 15-20

Тур 2. «Исторические места»

1. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город.(Смоленск)

2. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков).

Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

(Москва)

3. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 война 6 национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? (Сталинград, ныне Волгоград)

4. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (Прохоровка)

5. Город, основанный в 1255 году Тевтонским орденом, являющийся с XVIIIвека резиденцией прусских королей, 9 апреля 1945 года был взят штурмом советскими войсками. По решению Потсдамской конференции с 1945 года вошел в состав СССР. Как назывался до 1946 г. и как называется сейчас этот город? (Кенигсберг, ныне Калининград)

СЛАЙДЫ 21-26

Тур 3. «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были введены ордена? (Александра Невского, Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого)

2. В честь каких известных русских флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения моряков были созданы ордена?(Ушаков, Нахимов)

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайандена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством... ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь? (Жуков Георгий Константинович)

4. Как и Жуков, этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его. Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Назовите имя этого полководца. (Рокоссовский Константин Константинович )

5. Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому маневру. Не случайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный марш- бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему противнику, он умел оценить его мужество. В дни Корсунь-Шевченковского сражения пал в бою командир окруженной немецкой группировки генерал Штеммерман. Он дал разрешение пленным похоронить своего генерала с воинскими почестями. Назовите его. (Конев Иван Степанович.)

СЛАЙДЫ 27-32

Тур 4. «Литература и искусство»

1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А.В. Александров, «Священная война».)

2. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора.(Дмитрий Шостакович)

3. Красноармеец И.А. Байдужий писал 17 апреля 1943 года поэту: «Ваша поэма... энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? (А. Твардовский «Василий Теркин»)

4. Поэт А. Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал письмо жене, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? («В землянке»)

5. Любовь и верность оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти - таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К. Симонова. Назовите его. («Жди меня»)

СЛАЙДЫ 33-38

Тур 5. «Подвиг солдата»

1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)

2. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)

3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев.(Александр Матросов)

4. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

(Алексей Маресьев)

5. В каком городе поставлен памятник советскому воину- освободителю с девочкой на руках. (Берлин)

СЛАЙДЫ 39-44

Тур 6. «Бойцы невидимого фронта»

1.Эта ленинградская школьница стала подпольщицей в Витебской области. Участница подрыва нескольких эшелонов на перегонах и на станции, подрыва водокачки. Работая в немецкой столовой она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В 1943 году – связная партизанского отряда. По доносу провокатора была схвачена гестапо. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. 13 января 1944 года ее расстреляли. (Зина Портнова)

2. Этот 14-летний мальчик начал воевать в партизанском отряде в 1941 году. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, он получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го он погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, юный боец, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - он был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. (Марат Казей)

3. Этот юный герой был не просто партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету его разведгруппы значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу. Погиб в бою 25 января 1943 года. Предатель навел немцев на временную базу партизан. (Леня Голиков)

4. Он был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи.. Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку он был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. он вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему юный герой.Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени. (Володя Дубинин)

5. На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с фашистами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанско движении на Украине. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 в партизанском отряде имени Кармелюка. Дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель фашистов, который вскоре был подорван. Внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей собирающихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Валя Котик)

СЛАЙДЫ 45-50

Тур 7. «Память народная»

1.Перед вами фотографии памятника Герою Советского Союза в разных городах России.Назовите его имя и подвиг, им совершенный (Александр Матвеевич Матросов, закрыл грудью амбразуру дзота)

2.Перед вами фотография памятника Герою Советского Союза. Назовите его имя и подвиг, им совершенный. (Дмитрий Михайлович Карбышев, погиб, но отказался сотрудничать с фашистами )

3.Перед вами фотографии памятника Герою Советского Союза. Назовите его имя и подвиг, им совершенный. (Николай Францевич Гастелло, направил горящий самолет в скопление вражеской техники)

4.Перед вами фотография памятника Героям Советского Союза. Назовите организацию и место ее действия, героям которой посвящен этот монумент. (Молодая Гвардия, г. Краснодон)

5.Об этом человеке знали в войну многие. С 22 июня по 18 декабря 1941 года 28 боях им уничтожено 52 вражеских танка. После боя убит осколком мины. Похоронен у д. Лысцово. Он был самым результативным танкистом Красной армии за всю войну.

После войны известные военачальники маршал Катуков, генерал армии Лелюшенко добивались его награждения. И только Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Родственникам Героя были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» под № 11615.

Его именем названа школа № 28 и улица в станице Бесстрашная, улицы в Волоколамске, Армавире и Краснодаре. Но памятника ему нет в стране до сих пор.

(Дмитрий Федорович Лавриненко)

Подведение итогов викторины и награждение победителей.

СЛАЙД 51

Ведущий: Закончены викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителя (называется имя победителя) и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается.
Ученик:

Вы думали: история – забвенье,
Архив, куда грехи свои сдают?
Она тот высший суд, где нет прощения,
Где срока давности не признают.
Вы думали: история – что сказочка,
Где можно все напутать, переврать,
Но это вам всего лишь только кажется,
Что можно ход истории прервать!