Игры для развития речи играть. Детские игры для развития речи

Секрет развития речи прост: нужно побольше играть и разговаривать с маленьким молчуном. Ведь он хочет общаться: издает какие-то звуки, жестикулирует, показывает на предметы. Не упускайте эти ценные . Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, замыкаться в себе.

С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, во что он хочет поиграть, дайте ему мишку или машинку.

Правила игры

До трех лет ребенок познает мир, подражая взрослым. Дети - ученые-исследователи. Они ко всему относятся с интересом. Но только взрослый может показать, что ложкой едят суп, а карандашом рисуют. И сделать это играючи.

Включайте в игры знакомые предметы и ситуации. Вы гуляли и малыш заинтересовался машинами? Поиграйте дома с игрушечными машинками, а заодно и поболтайте о грузовиках, автобусах, о том, какие звуки они издают.

Не давайте слишком сложные задания. Поступая так, вы заведомо ставите кроху в ситуацию неуспеха. Если у ребенка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игре или занятию, и в следующий раз может отказаться выполнять задание.

Не играйте в одну игру слишком долго. Каждое игровое занятие должно длиться от 5 до 20 минут. Сверните игру, если видите, что карапуз устал, либо расширьте ее, если есть настроение. Лучше поиграть в несколько разных игр.

Структурируйте занятия. Каждая игра внутри занятия имеет начало, продолжение и конец. К примеру, «Больница». Мишка простудился. Что у него болит? Горло? Измеряем температуру, даем микстуру, ставим горчичники. Ура, наш больной выздоровел!

Используйте новые знания на практике. Дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились. по-новому. Играли в чаепитие? Игрушечную посуду (и свою тоже) надо помыть!

Чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «В следующий раз обязательно получится».

Контакт во время игры

Играть с малышом, который еще не говорит, непросто. Придется иногда озвучивать и реплики ребенка - простыми фразами и четко. Начните с эмоциональных игр. Они помогут достичь близости и понимания, без которых любое обучение будет скучным и неэффективным.

■ Хлопаем в ладоши
Похлопайте в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» И предложите малышу . Если он не повторяет действия, а только смотрит, можно взять его ладошки в свои и похлопать ими.

■ Задаем наводящие вопросы
Как понять, чего хочет ребенок? Вначале можно задавать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Крохе достаточно кивнуть или покачать головой в ответ. В дальнейшем стремитесь к тому, чтобы маленький партизан был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. «Давай нарисуем полянку с цветами. Вот травка. Теперь ты нарисуй травку. У тебя травка будет какого цвета? А что еще растет на полянке? Да, цветочки. Давай цветочки нарисуем. Они будут большие или маленькие? А солнышко нарисуем? Покажи, где? Тут, наверху. Какое солнышко? Правильно, круглое, желтое».

■ Слушаем и повторяем
Чтобы ребенок научился правильно говорить, он должен хорошо различать на слух звуки, а затем стараться их повторить. Для начала это будут короткие слова, а потом - короткие и длинные фразы.

В «Угадайку». Вам понадобятся пластмассовые или плюшевые игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие фигурки животных. За дверью (или за ширмой, в коробке) раздается: «МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-У-У» или «КВА-КВА». Пусть малыш отгадает, кто из животных пришел к нему в гости, и попробует назвать его. Кроха угадал? Достаньте и покажите игрушку. Если она похвалит ребенка за сообразительность, ему будет вдвойне приятно.

Для развития моторики и речи очень полезно завязывать шнурки и застегивать пуговицы

Дыхательные упражнения для развития речи

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!

■ Сдуваем пылинки
Прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу или елочное украшение «дождик». Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите сделать это ребенку. Скажите: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок, зашелестели на дереве листочки! Вот так!» Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков или перышки со стола, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

■ Поем песенки
. Сначала просто пропевайте с малышом гласные звуки. Предложите спеть песенку. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха. Песня должна получиться длинная. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Сначала пропевайте звуки «А», «У», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Как вздыхает зайчонок, когда у него лапка болит? «О-О-О!» Самолет в небе выводит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» Пусть малыш повторяет.

■ Сдуваем шарики
Изобразите большие надувные шары - разведите руки в стороны. Вдруг в шариках образовались маленькие дырочки, и они стали сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сводим руки перед собой. Сдулся шарик! Обнимаем себя за плечи.

■ Шипим как змейки
Представьте себя змейками, которые греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш!» Во время произнесения звука добирать воздух нельзя. Надоело играть в змеек? Поиграйте в насос (звук «С-С-С»), машину («БИ-БИ«) или поезд («ТУ-ТУ»).

Общаемся с ребенком в игровой форме

Но самое лучшее правило для развития речи - с малышом необходимо постоянно говорить. Это формирует его пассивный словарный запас и, конечно, развивает. Ведь перед ним целый мир загадок и непознанных вещей. Давайте приоткроем завесу тайны нашему исследователю. Расскажем, что такое кран или мыло, зачем нам нужна одежда, почему мы берем на прогулку зонтик. Неважно, что мы делаем, главное - постоянно комментировать свои действия.

■ Моем чашку
- Идем мыть чашку. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где губка? Вот она. Бери губку. Давай я тебе помогу. Помоем чашку хорошенько. Подставляй ее под водичку - вот так. Закрывай кран. Смотри, какая чистая чашка у нас! Теперь давай стряхнем воду с рук. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай ручки. Молодец! Смотри, руки теперь сухие.

■ Гуляем вместе
- Посмотри, какая сегодня отличная погода! Небо ясное, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Да. Пойдем дальше. Какой большой сугроб! Какого он цвета? Белого. Совсем как сахар, соль или мука.

■ Возвращаемся с прогулки домой
- Сейчас нам нужно раздеться. Давай снимем курточку. Найди, где у нее молния. Вот она. Давай ее расстегнем. Теперь снимем ботиночки. Вытаскиваем сначала одну ногу, потом другую.

■ Рассматриваем фотографии
- Хочешь, достанем семейный альбом и посмотрим фотографии? Видишь, здесь вся наша семья. Покажи маму, папу, бабушку, дедушку. А это мы на даче. Помнишь, какие там были красивые цветы? А как к нам приезжали друзья и мы вместе ходили на речку?

■ Укладываемся спать
- Давай переоденемся и умоемся. Моем щечки, носик. Где у тебя щечки? А где мамин нос? Правильно!

Занимаясь с крохой рисованием или английским, родители порой забывают просто разговаривать. Обо всем на свете

Развиваем моторику рук

Ускоряют процесс речевого и умственного развития детей и пальчиковые игры. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Тренируем пальчики!

■ Массируем руки
Поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности рук до локтя по направлению «от периферии к центру». Повторите движение 6–8 раз.
Сгибайте и разгибайте все пальцы на руке ребенка одновременно (за исключением большого пальца).

«Мотайте клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка. Несколько раз по каждой ладони.

Нажимайте большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию). Все пальцы массируйте по очереди. Приговаривайте: «Раз шажок, два шажок, вот мы и пришли, дружок».

Отводите большой палец ребенка вперед-назад, в сторону, по кругу.

■ Играем в снежки
Для развития силы рук и ловкости в снежки. Снег растаял или не лепится? Сомните в комки ненужные листы бумаги!

■ Прячем предметы в ладошке
Покажите, как можно спрятать маленький шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть. Дайте крохе такой же шарик - теперь его очередь фокусничать. А как спрятать предмет побольше, который не помещается в одной руке? Проявите смекалку! Да, можно накрыть предмет другой ладонью.

■ Лепим картины из пластилина
Вдавливайте различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, фасоль, горох, семечки. Так отлично развивается навык хватания двумя пальцами.

У ребенка появились первые попытки высказаться? Прекрасно! Поощряйте его, хвалите за «разговорчивость», но не форсируйте события. Для начала достаточно каких-то слогов. Потом вводите в речь короткие простые слова и короткие фразы. Малыш уже может сказать: «Дай ложку», «Хочу к маме»? Только после этого можно переходить к самым простым детским стишкам. Учить первые стихотворные строки нужно путем договаривания слов и фраз. Это - самый эффективный прием.

■ Дом большой и дом маленький
в мишку и зайку. Взрослый говорит стишок и показывает движения, а малыш повторяет.

У медведя дом большой! ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, поднимайте руки вверх.)

А у зайки маленький. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тонким голосом, приседая на корточки.)

Мишка наш пошел домой. ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, идите вразвалку.)

Да и крошка заинька. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тоненько, прижав ладошки к груди, прыгайте.)

Чуть позже усложните игру, задавайте малышу разные вопросы, например:

«Какой у мишки дом?»

■ Наши ноги идут по дороге
Рассказывайте простой стишок, а малыш пусть повторяет за вами движения и слова.

Большие ноги идут по дороге. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите низким голосом, высоко поднимайте ноги, делайте широкие шаги.)

Маленькие ножки бегут по дорожке. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите тонким голосом, бегите мелкими шажками.)

Старайтесь, чтобы ребенок выполнял движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения повторяя и слова. Это точно ему по силам!

■ Кошка Мурочка
Предложите поиграть в кошечек.

Кошечка Мурка, серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Очень мягкие, пушистые (положите руки на стол, сожмите в кулачки). А в лапках… острые коготки. Пусть кроха выпрямит напряженные полусогнутые пальцы, в шутку поцарапает стол или диван.

А как кошка просит молочка? Конечно, жалобно мяукает! Подзовем нашу Мурочку и накормим. А когда она поест, что будет делать? Петь песенки и мурлыкать.
Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляет, деток собирает. МУР-МУР-МУР.

Помяукайте и помурлыкайте вместе с малышом.

Для наглядности все достижения малыша записывайте в дневник. К 2,5 годам даже самые упорные молчуны начинают говорить. В норме в активном словаре к этому возрасту более 20 слов. Кроха должен знать названия окружающих предметов, частей тела. Он может показать, где лежит его любимая книжка, попросить пить. Если этого не происходит, проверьте слух малыша, обратитесь к неврологу и логопеду.

Фото: Picture Press/East News; Legion-Media; vetkit/Fotolia.com

Между первым долгожданным словом «Мама» и понятной речью малыша может пройти несколько лет. А ведь так хочется говорить с крохой и понимать его желания. Если от развивающих занятий уже голова идет кругом, остановитесь и просто поиграйте…в игры, которые помогут малышу заговорить!

Молчат родители – молчат дети

  • - «Говорит?» - немногословно спрашивает меня педиатр на очередном приеме.
  • - «Много говорит, но мало что понятно» - отвечаю я.
  • - «К году должен уже говорить 20 слов!» - настаивала доктор.

А ваш кроха говорил в годик 20 слов? Вы вообще считали? Вот и я не считала, ведь все дети разные. Кто придумал эту норму? Да и как считать, если половина слов – это особые слова, семейные, понятные только родителям.

Задержка речевого развития у ребенка в 2 года: признаки, причины, лечение.

Но если вы видите, что сверстники на площадке уже вполне понятно лепечут, а ваш кроха все еще коверкает слова, не спешите вести его к логопеду. А вы много говорите? С ним, с мужем, с другими членами семьи?

«Многие родители даже не догадываются, что сами отнимают у ребенка шанс на нормальную и своевременную речь. Сейчас дети просто не слышат столько слов, сколько должны. Как проходит стандартный семейный вечер? Мама стоит у плиты, папа перед телевизором или компьютером, ребенку выдана куча игрушек, «лишь бы не отвлекал».

Взрослые мало общаются, часть общения поглотили соцсети, а потому и у подрастающего поколения нет нужны в речи» - рассказывает дефектолог-логопед частного развивающего центра Москвы Ксения Ладожская.

Малыш мало говорит? Тогда начинаем с родителей! Выключаем телевизор и телефон, а также ноутбуки и планшеты. Только сначала дочитайте статью, ведь дальше мы расскажем об играх, которые помогут вашему «молчуну» заговорить.

Игры-говорилки для малышей

Мама-комментатор

Приучить малыша говорить с самим собой – очень полезная вещь. Просто комментируйте вслух все свои движения: Мама пошла на прогулку, мама одевается. Кроха очень скоро начнет повторять за вами, пусть и на своем, пока «тарабарском» языке.

«Твоя моя не понимать»

Мама может на денек притвориться глуховатой и постоянно переспрашивать малыша. Например, малыш тянет ручку за чашкой с водой, но вы намеренно подаете ему ложку, хотя просьбу его поняли. Что остается ребенку? Попытаться выразить свою потребность словесно. Если кроха злится, помогите ему: что тебе дать? Хлебушек, попить водички?

«Поем слова»

«Мы пекли каравай, вот такой вышины…» Вовлекайте ребенка, сначала он просто будет поднимать и опускать ручки, кружиться в хороводе, но незаметно для себя начнет и подпевать, пытаясь выговорить слова. Также для этой цели подходят народные игры: «По кочкам» или «Баба сеяла горох».

Важное правило! Малыш сначала может петь только отдельные слова или даже части слов. Не торопите и не исправляйте его, он должен чувствовать «свободу». В то же время не впадайте в другую крайность, не переходите на детский язык и не коверкайте слова, как малыш.

Артикуляционные упражнения для занятий с ребенком до года

Пальчики помогут заговорить

Уже не раз вам приходилось слышать, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с речью. Но пальчики помогут заговорить крохе и в прямом смысле слова.

«Пальчик, ты чей?»

Разыграть настоящую театрализованную сценку можно с помощью всего одной детской ручки, «актерам» даже не понадобятся костюмы. Покажите малышу, как умеет разговаривать ваш пальчик, подергайте его и спросите: «Пальчик, ты чей?». «Я мамин пальчик!» - отвечайте, словно это сказал пальчик. Теперь повторите процедуру с рукой малыша, добавляя другие простые вопросы. Для того, чтобы малыш поверил, что пальчик и правда умеет разговаривать, можно сшить для него крошечную шляпку, нарисовать глазки и ротик. Еще проще – воспользоваться специальными игрушками в виде животных или людей.

«Улитка, покажи нам свои рожки!»

Мамин кулак может превратиться в настоящую улитку, которая умеет показывать и прятать рожки.

  • Плотно сожмите кулак и медленно двигайте его по столу, словно ползет улитка.
  • Пусть малыш попросит улитку показать рожки, если с первого раза он не справился с задачей, сделайте это за него.
  • Улитка по просьбе ребенка показывает рожки – средний и указательный пальцы, потом снова прячет их.
  • Затем предложите улитке конфетку или другое угощение, улитка радуется – ладошка раскрывается.
  • Задача игры – разговорить ребенка, увлечь его «исполнительной» и забавной улиткой.

Старые добрые потешки

Учите потешки, дети очень их любят, быстро запоминают и уже вскоре начинают повторять самостоятельно. Чтение каждой потешки сопровождайте движениями рук, а может и всего тела.

Игры для детей старше трех лет

Если ваш малыш уже говорит, но слов знает немного, «разговорить» его можно с помощью игр, лучше коллективных.

Кому посылка?

В эту игру можно играть в небольшом детском коллективе или с родителями. Вам понадобится несколько коробок, а также игрушек или других предметов, которые вы в них упакуете. Пусть папа сыграет почтальона, который принес посылку для ребенка, он рассказывает кто отправил посылку, что в ней и зачем она отправлена. Теперь роль почтальона примеряет на себе малыш, какую посылку принес он и для кого?

На охоту!

Какой малыш не мечтал побывать с папой на настоящей охоте? Пришло время воплощать его желания в жизнь, пусть и в игровой форме. Играть нужно на улице, лучше на детской площадке, где много детей. Дети встают в одну шеренгу и по очереди двигаются к импровизированному лесу, где и начнется охота. Делая шаг, произносят название животного.

«Я иду в лес, буду охотиться на лося!»- говорит первый игрок. «А я иду в лес, чтобы охотиться на зайцев» - говорит второй. Если участник не может назвать животное, он выбывает, победит тот, кто сможет дойти дальше всех.

Игрушки играют в сказку

Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» - кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.

Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!

Игры, развивающие речь ребенка в возрасте 3-4 лет

Ласковые слова

Играть в эту игру можно в семейном кругу, чем больше игроков, тем интереснее. Ведущий называет окружающие предмет, а игроки по очереди называют их ласково. Картошка – картошечка, стул – стульчик, мама – мамочка. Если ребенок не может произнести ласковое слово – он выбывает из игры. Эта игра подходит для детей, которым уже исполнилось четыре года, более юным игрокам она покажется трудной.

Мы рассказали о том, какие игры со словами, а также коллективные и пальчиковые игры помогают развить речь малыша. Не ленитесь играть в них, а также рассказывать стихи, читать сказки, много разговаривать, и тогда ваш кроха будет лепетать «без умолку».

А в какие игры на развитие речи играете со своими детишками вы?

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш поскорее научился говорить. Каждый ребенок развивается в своем темпе и кто-то научится разговаривать раньше, а кто-то позже. Но, родители всегда могут помочь своему малышу в этом нелегком для него умении – умении говорить. Как же это сделать? Конечно же, с помощью игр!

Существует множество интересных и увлекательных игр для развития речи детей.

Дудочки и свистки

Для начала возьмите простые, элементарные маленькие дудочки или свистки, в которые будет очень легко дуть. Старайтесь выбрать яркие и удобные для малыша свистульки, которые издают приятные звуки. Попробуйте просто подуть с малышом по очереди, затем можно усложнить задачу и дуть по несколько раз, а потом попытаться насвистеть какую-то простую мелодию.

Кто дольше или громче

Выберите какой-то звук, например «а» или «у», и соревнуйтесь кто из вас сможет дольше его протянуть или громче. Такая игра несомненно понравится малышу, будет тренировать его речевой аппарат и поможет в будущем выучить буквы.

Экскурсия

Возьмите одну из любимых игрушек малыша, например, мишку или куклу, и предложите ему провести для него экскурсию по дому. Пусть ребенок так, как может, показывает и рассказывает игрушке, где он спит, где кушает и где играет. Вы можете говорить за игрушку, задавать вопросы от ее имени. Такая игра развивает не только речь, но и учит ребенка хорошо ориентироваться в пространстве, запоминать названия предметов обихода и действия.

Как говорят животные

Вы можете взять карточки с изображением животных или игрушечные фигурки животных. Расскажите малышу, если он еще не знает, какие звуки произносит тот или иной зверек. Например, свинка хрюкает – хрю-хрю, козочка блеет – бее-беее. Когда малыш уже выучит, как разговаривает каждое животное, можно просто показывать ему карточку или фигурку, и пусть он произносит звук этого животного. Такая игра очень способствует развитию речи и позволяет познакомить малыша с животным миром.

Повторялки

Найдите или придумайте небольшие стишки, что-то вроде – «Гуси, гуси – га-га-га, есть хотите – да-да-да». Читайте их малышу громко и с выражением, и попросите повторять за вами последние повторяющиеся слоги. Такая игра хорошо тренирует речь, а так же формирует навыки правильного произношения слов.

Тихие беседы

Разговоры шепотом очень способствуют развитию речи и слуха. Так что предложите малышу такую игру – уложить игрушку спать. Пусть возьмет своего любимого мишку, зайчика или куклу, споет ему колыбельную, как может, конечно, и положит спать в кроватку. Скажите малышу, что теперь, пока игрушка спит, вы будете разговаривать шепотом, чтобы ее не разбудить. Вы можете задавать крохе любые вопросы, просто поболтать о том, о сем, но непременно тихонечко. Через некоторое время, когда игрушка «проснется», вы сможете начать разговаривать громко.

Заканчивай за мной слова

Выберете 10-15 легких слов, которые уже знает ваш малыш. И предложите ему закончить за вас каждое слово. Например, вы говорите – «Я-бло…», а малыш заканчивает за вас слово «…ко». Если ребенку пока сложно произносить такие слова не видя предметов, то можете показывать ему их, или вооружиться картинками. Такая игра хорошо развивает речь, а так же тренирует внимание и память.

Повторяй за мной

Если малыш уже способен произносить маленькие предложения, то вы можете использовать маленькие стишки и потешки. Например, «Солнышко садиться, Маша спать ложиться». Попросите малыша повторять за вами всю строчку. Таким образом вы выучите новые слова, потренируете речевой аппарат и со временем научитесь запоминать целые стихотворения.

Поговорим по телефону

Всех малышей так и тянет к телефонам. И даже если ребенок совсем не разговорчив, можно легко разболтать его, вооружившись телефонной трубкой. Вы можете использовать игрушечный телефон или взять настоящий, но лучше выключить его на время игры. Сев напротив друг друга, вы делаете вид, что звоните ребенку, а он пусть вам отвечает. Вы можете задавать любые вопросы, а если ничего не приходит в голову, то вспомните сказку Чуковского «У меня зазвонил телефон». Потом вы можете поменяться ролями, и пусть малыш сам вам «звонит».

Надеюсь, вам понравились эти игры для развития речи детей.
Напишите ниже в комментариях.

Развитие речи у дошкольников-сложный процесс, происходящий на протяжении нескольких лет, беря начало в некоторых своих аспектах у новорожденных и расширяя в свои тонкости в более старшем возрасте.

Значительные исследовательские усилия были сделаны, чтобы определить возраст, в котором речь достигает наиболее эффективного темпа развития.

Чаще всего, развитие речи описывается в терминах овладение фонемами (характерный звук элементы использованы для формирования слов и морфем в конкретном языке).

Мастерство этого вида обычно определяется правильной постановкой звучания (например, 50%, 75% или 100% правильного произношения).

75% детей приходят к завершению речевого развития в возрасте 7 или 8 лет, что означает, что все фонемы произведены правильно.

Отметим, что речь и развитие речи на самом деле достаточно сложное явление.

С этим утверждением сложно согласиться, так как человек пользуется речью с легкостью, люди произносят слова и фразы в течение длительного времени без признаков усталости или напряжения.

Опытный оратор может легко произнести от 7 до 8 слогов в секунду, при этом каждый слог обычно состоит из 2 и более фонем (что составляет в диапазоне от 14 до 20 фонем в секунду).

Каждая из фонем имеет свои пространственно-временные характеристики, и это, еще более усложняет задачу развития речи.

Прежде чем ребенок произнесет свое первое слово, у него формируется пассивные фонетические навыки. Он учится обращать внимание на речь окружающих, понимать некоторые обращенные к нему фразы.

Первым звуком у детей считается крик. Хотя трудно отнести крик к полноценному речевому проявлению, но это так. Даже дети, страдающие глухотой, в своей речи производят крики. Это, к сожалению, является причиной долгого незамечания порока в речи у ребенка.

Крику как средству речи никто не учит, он производится у детей непроизвольно. По своему фонетическому звучанию крик приближается к звукам а, е, и.

Затем добавляются согласные звуки м, к, б и некоторые другие.

В первые месяцы у детей появляется лепет. Малыши, как бы играют звуками, прислушиваются к ним. Им это нравится.

В более старшем возрасте дети в своей речи начинают соединять звуки в слоги, и еще больше увлекаются данным процессом. Они замечают, что, если на простые звуки никто не откликается особо, а на произнесенные из нескольких звуков слоги, сразу со всех сторон всевозможные ласки и обнималки. Это очень нравится детям, и они начинают пользоваться таким способом получания внимания.

Так зарождаются умения детьми произносительных актов. Постоянные попытки ребенка произносить звуки приводят к укреплению голосового аппарата. И теперь детям возможно начинать говорить. Слова, короткие фразы.

С каждым годом у детей расширяется запас слов, усложняются фразы. Путем подражания дети начинают правильно интонационно и грамматически пользоваться своей речью.

Тем не менее, с детьми нужно заниматься. Речевое развитие детей очень важный шаг в становлении грамотной личности.

Кроме игр для развития речи у детей подойдут различные артикуляционные упражнения.

А так как дети очень любят учиться в игровой деятельности, то и для развития речи нужно использовать разные игровые моменты.

Игра «Найди лишнее»

В этой игре могут принимать участие сколь угодно детей. Единственное, что потребуется – запас серий слов.

Например:

  • Худой, тощий, круглый, тонкий;
  • Высокий, злой, длинный, короткий;
  • Храбрый, толстый, отважный, смелый;
  • Мыло, зубная щетка, шампунь, огурец;
  • Береза, кружка, сосна, осина;
  • Мальчик, книга, девочка, дяденька;
  • Секунда, минута, поварешка, час;
  • Машина, огурец, картошка, помидор;
  • Красивый, прекрасный, зеленый, очаровательный;
  • Велосипед, автомобиль, мороженое, трамвай.

Игра «Длинный хвост»

Очень интересная игра, которая не просто позволит детям весело провести время, но и научит их сотрудничать при решении сложных задач.

Нужно каждому участнику раздать картинки с разными животными. Очень важно, чтобы эти животные имели хосты разной длины. Далее по команде ведущего дети как можно быстрее выстраиваются в шеренгу. У кого самый длинный хвост, встает самым первым и далее все становятся в порядке убывания длины хвоста.

Если ребятишек в группе много, то играть становится еще интереснее. Благодаря участию двух команд можно привнести в мероприятие соревновательный эффект. Каждая команда-участник должна выстроиться правильно, и побеждает та, что сделает это быстрее.

Самые маленькие тоже могут быть вовлечены в процесс. Например, пусть они из всех животных найдут того, у кого самый длинный (короткий) хвост. Либо пусть они просто называют животных по порядку в зависимости от длины хвостика.

Игра «Угадай, что звучит»

Для этой игры : колокольчик, молоточек, барабан и ширма.

Для начала воспитатель демонстрирует малышам каждый из предметов, называет его и просит детей проговорить название. Когда дети запомнят, как называется каждый из предметов, воспитатель показывает, как они звучат.

Затем прячется за ширму вместе с этими игрушками начинает воспроизводить их звуки так, чтобы никто не видел, какой предмет является их источником. Например, стучит молоточком по столу и спрашивает: «Какой предмет звучит?».

Когда дети правильно отвечают, повторяет этот же процесс с каждой игрушкой. Очень важно, чтобы дети не только узнавали, что звучит, но и отчетливо и правильно произносили название предметов.

Игра «Чудесный мешочек »

Для этой игры понадобится наглядный материал: мелкие игрушки животных (слоненок, гусенок, цыпленок, утенок, тигренок, лягушонок, поросенок, котенок и др.), а также мешочек.

Сложите все эти игрушки в мешочек. Держа в руках мешок, педагог подходит к группе детей и говорит: «Дорогие ребятишки!

В этом волшебном мешочке лежит много интересных игрушек!». Потом он подходит к какому-нибудь ребенку и просит его, чтобы тот вынул одну из игрушек и громко назвал ее. Что делать, если ребенок не может вспомнить название предмета?

В таком случае нужно дружелюбно помочь ему вспомнить либо подсказать правильный ответ.

В итоге нужно добиться того, чтобы каждый ребенок мог с легкостью называть каждую игрушку, какая ему попадается: без подсказок и дополнительной помощи.

Так, в интересной игровой форме дети обучаются связывать отдельные слова с предметами и понимают, что у каждой вещи есть свое название. Также это поможет им даже в самом раннем возрасте запоминать много новых слов.

Игра «Магазин »

Для этой игры потребуются игрушки, в названия которых входят буквы п — пь, м — мь, б — бь. Например: петух, помидор, мишка, мышка, Буратино, барабан.

Воспитатель должен расставить на столе игрушки и предложить детям вместе поиграть. «Я продавец!», - говорит он и спрашивает: «Кто я?». Дожидается ответа. «А вы покупатели! Итак, кем вы будете?». Дожидается ответа. «А чем занимается продавец?» - «Продает игрушки». «А что делают покупатели?» - «Покупают игрушки!».

Затем педагог должен показать все игрушки, которые можно у него купить. Нужно попросить, чтобы дети правильно назвали каждую из них.

Затем воспитатель приглашает к столу одного из детей и спрашивает, какую игрушку он хочет купить. Допустим, ребенок выбрал мишку.

Воспитатель говорит, что продаст ему мишку, если тот выполнит два условия:

  • во-первых, он должен назвать «мишку», правильно проговаривая каждую букву в слове;
  • во-вторых, ребенок должен вежливо попросить мишку, выделив голосом слово «пожалуйста».

Когда ребенок выполняет эти условия и вежливо просит мишку, правильно проговаривая его название, воспитатель дает ему эту игрушку и спрашивает, зачем ему он нужен. Когда ребенок отвечает, его можно отправить сесть на место.

Таким образом, по очереди можно приглашать всех детей до тех пор, пока игрушки на столе не закончатся.

Игра «Скажи, как я »

Очень важная задача по развитию речи детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы научить их говорить тихо, громко и шепотом, а также развить у них восприятие степени громкости на слух.

Условия игры очень простые. Дети садятся полукругом вокруг воспитателя и ведут себя тихо. Педагог объясняет, что сейчас он будет произносить разные слова. Причем он их предупреждает, что одни слова он будет произносить очень громко, другие тихо, третьи шёпотом.

Задача малышей заключается в том, чтобы внимательно слушать, что говорит воспитатель и повторять за ним слова на том же уровне громкости. Очень важно, чтобы эти слова дети проговаривали отчетливо, правильно произнося каждый звук.

Преподаватель сначала будет выбирать слова, которые легко произносятся. Это позволит детям легче разобраться в правилах игры и быстро влиться в сам процесс. Затем, когда станет ясно, что игра для детей не составляет большого труда, важно использовать слова, в произношении которых некоторые ребята испытывают трудности.

Таким образом, формируется не только слуховое восприятие ребенка, но и его способность адекватно подбирать уровень громкости разговора, соответствующий окружающей обстановке. Также это позволит в увлекательной форме отработать произношение особенно трудных слов и звуков.

Игра «На прогулку в лес»

Для этой игры потребуются игрушки, в названии которых присутствуют звуки с – сь, з – зь, ц. Например, слон, заяц, цапля. Хорошо, если игрушек будет много.

Воспитатель выставляет все игрушки на столе так, чтобы они были видны каждому ребенку. Потом пусть педагог попросить детей назвать каждую из выставленных игрушек. Затем педагог показывает место, которое условно является лесом.

В лесу есть три опушки: для игрушек с буквой с, для игрушек с буквой з и для игрушек с буквой ц. Если в названии какой-то игрушки присутствует не одна такая буква, то пусть дети сами решат, на какую опушку нужно увезти игрушку.

Для перевозки игрушек предоставляется машина. Каждый малыш по очереди подходит к столу, выбирает понравившуюся ему игрушку и четко и громко называет ее. Потом он должен посадить игрушку на машину, отвезти ее на нужную опушку леса и вернуть машину на место.

Таким образом в игровой форме развивается речь детей. Они запоминают новые слова, учатся группировать предметы по их названиям, учатся четко произносить сложные звуки.

Игра «Можно ездить или нет»

Для этой игры потребуются следующие наглядные материалы: коробочка с иллюстрациями. На каждой картинке изображены средства передвижения, которые имеют в своем названии букву «с», а также другие предметы с этой же буквой: самолетик, самокатик, саночки, автобус, столик и т. п.

Условия игры очень просты. Каждый ребенок по очереди подходит к коробочке, вынимает из нее предмет и четко произносит его название. Важное условие: дети должны правильно произносить звуки с – сь в словах.

Для того чтобы играть было интересней, ребенок должен также угадать: можно ли ездить на том предмете, который он достал.

Таким образом, развивается речь детей: они узнают новые слова и их значения, учатся объединять разные предметы в группы по их назначению, а также отрабатывают правильное произношение звуков с – сь.

Игра «Выдели слово»

Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий, игрушек или предметов. Достаточно лишь просто собраться вместе и начать играть.

Воспитатель объясняет, что сейчас будет произносить разные слова. В некоторых из них будет встречаться «песня комарика» (звук з), в других – песня водички (звук с). Если один из этих звуков будет произнесен, то дети должны хлопнуть в ладоши.

Играть следует в два этапа: совместный и индивидуальный. Сначала лучше играть группой. Это позволит детям быстрее усвоить правила игры и вовлечься в игровой процесс.

Затем, когда каждый ребенок легко будет справляться с задачей, нужно приступить к индивидуальному этапу.

Преподаватель вызывает тех детей, кто испытывает трудности в произношении звуков з и с.

Игра «Подбери похожие слова»

Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий. Важно только собраться вместе и начать игровой процесс.

Сначала педагог объясняет правила игры и демонстрирует, как это делается. Он называет слово, а затем подбирает и называет еще одно слово, по звучанию похожее на первое.

Например, к слову «кошка» хорошо подойдет «ложка» . А для слова «ушки» подходящей парой будет слово «подушки».

Затем педагог предлагает детям принять участие в этой игре. Он называет знакомые простые слова и побуждает дошкольников подобрать близкие по звучанию парные.

Если у детей возникают трудности, воспитатель может делать простые подсказки.
Важно проследить, чтобы малыши верно подбирали слова, называли их четко, громко и внятно.

Игра «Угадай, где крУжки, а где кружкИ»

Для этой игры потребуются две детские кружечки и пара кружочков.

Сначала воспитатель показывает малышам «кружкИ», громко называет это слово и просить детей повторить. Потом он показывает им «крУжки», также громко произносит и просит детей повторить.

Процесс можно повторять, пока дошкольники не усвоят эти два слова.

Потом воспитатель ставит каждую кружку на кружок и спрашивает детей, что находится сверху, а что снизу. Дождавшись правильного ответа, педагог кладет на каждую кружку кружок и снова задает вопрос, что сверху, а что снизу. Игру продолжать, пока все не начнут с легкостью не справляются с заданием.

Важно проследить, чтобы дети не просто без ошибок указывали, какой предмет и где находится, но и отчетливо проговаривали слова с правильным использованием ударения.
Игра «Возьми игрушку»

Для этой игры понадобятся любые предметы, в названиях которых присутствует три — четыре слога. Например, крокодил, Дюймовочка, Чебурашка, Буратино.

Игра очень напоминает глухой телефон, но имеет некоторые особенности. Детей рассаживают полукругом.

На столике раскладываются все игрушки. Ведущий шепчет название одной из игрушки на ухо ближайшего малыша. Тот шепчет это название ближайшему ребенку.

Итак, слово передается от одного к другому до тех пор, пока его не услышит последний ребенок.

Он должен встать и отыскать игрушку, название которой услышал. Потом он берет игрушку в руки, показывает всем и громко ее называет.

Задача педагога заключается в том, чтобы следить за отчетливым и четким произношением всех слов, которые шепотом проговаривают дети.

Игра «Услышь и назови нужное слово»

Цель этой игры заключается в том, чтобы помочь детям развивать слуховое и фонематическое внимание.

Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте умели слышать и произносить заданные звуки.

Дополнительный наглядный материал для игры не потребуется: достаточно лишь собрать детей рядом с воспитателем.
Педагог объясняет, что сейчас он будет зачитывать интересные детские стихотворения.

В этих стихах есть слова, в произношении которых встречается звук «С». Как только дети услышат такое слово, они должны хором громко и четко это слово произнести. Воспитатель зачитывает стих медленно, так чтобы детям было не сложно уловить звучание каждого отдельного слова.

Затем можно повторить это упражнение, подбирая разные буквы. Особое внимание следует уделить тем буквам, произношение которых нелегко дается некоторым детям.

Кто лучше слушает?

В игре принимают участие 2 ребенка. Остальные тоже присутствуют и внимательно наблюдают за ходом процесса. Их роль будет описана чуть ниже.

Два участника соревнования становятся спиной друг ко другу, так чтобы наблюдающие дети видели их обоих сбоку. Допустим, одного ребенка зовут Саша, а другую Маша.

Воспитатель объясняет, что сейчас он будет называть слова. В некоторых словах присутствует буква «ш». И если этот звук прозвучит, то Саша должен поднять руку. В других словах есть звук «ж».

Если прозвучит он, то руку должна поднять Маша. Если же в слове нет этих двух букв, то руку никто не поднимает.

Подумай, не торопись

Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности.

Воспитатель предлагает детям решить несколько интересных заданий.

  1. Назови слово, первая буква которого такая же, что и последняя у слова «карапуз»;
  2. Назови птицу, в названии которой есть такой же звук, что является последним в слове «сор»;
  3. Назови слово, первая буква которого «к», а последняя «ш»;
  4. Какое слово получится, если к буквосочетанию «но» добавить всего один звук?
  5. Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»;
  6. Найди в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «у».

Игра «Назови последний звук в слове»

Для этой игры понадобится дополнительный наглядные материал.

Нужно подобрать картинки с разными предметами, животными и т.п.

Педагог демонстрирует группе детей одну картинку и спрашивает, что на ней изображено. После того, как был получен правильный ответ, нужно попросить детей назвать последний звук в этом слове.

При этом воспитатель внимательно следит за правильным произношением звуков. Особенно важно, чтобы дети умели произносить как твердые, так и мягкие согласные. Например, в слове дверь последним звуком является «рь», а не «р».

После того, как все картинки рассмотрены, воспитатель просит детей сложить их в две разные стопки. Одна стопка содержит картинки с последним мягким звуком. А вторая стопка с последним твердым звуком.

Игра «Первый звук»

Для игры потребуются любые предметы, игрушки или карточки с изображением чего-либо.

Воспитатель показывает предмет и просит, чтобы дети хором громко произнесли название этого предмета. Затем нужно попросить, чтобы дети произнесли первый звук, с которого начинается название предмета или игрушки.

Для того, чтобы разнообразить игровой процесс, можно также просить, чтобы дети по очереди произнесли первый звук имени того, кто стоит или сидит рядом.

Важно следить за тем, чтобы звуки произносились четко и правильно. Например, в слове «Вадик» первый звук звучит как «в», а не как «вэ».

Игра «Лавина слов»

Эта игра поможет развить не только речь ребенка, но также его память, внимание, умение группировать предметы и взаимодействовать с другими детьми.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в игру «Лавина слов».

Начинает игру взрослый. Он говорит фразу «В корзину я положил яблоки…». А один из детей должен продолжить это предложение, назвав еще одно слово.

Только вот слово это должно обозначать предмет, который по смыслу хорошо сочетается с первым.

Например, к слову «яблоки» хорошо подходит любой другой фрукт: лимоны, апельсины, виноград и т.п. Но совсем не подойдет слово трактор или что-то в этом роде.