Русские золотые сажени, видимый свет и звук - vg147. Чехов антон павлович "антоша чехонте" На сажень от них в сумраке

    Берейтор Словарь русских синонимов. объездчик сущ., кол во синонимов: 3 берейтор (3) егерь … Словарь синонимов

    ОБЪЕЗДЧИК, а, муж. 1. Работник, постоянно объезжающий большой участок территории с целью охраны и наблюдения. Лесной, полевой, водный о. 2. Специалист по объездке лошадей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ОБЪЕЗДЧИК (новелла в киноальманахе «Особый случай»)», СССР, ДЕБЮТ (МОСФИЛЬМ), 1983, цв., 31 мин. Драма. По мотивам одноименного рассказа Евгения Носова. В родную деревню после войны возвращается солдат победитель. Игнат быстро завоевывает лучшую … Энциклопедия кино

    объездчик - ОБЪЕЗДЧИК, а, м Специалист по объездке лошадей. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям господский… … Толковый словарь русских существительных

    I м. Тот, кто входит в объезд III, охраняет участок каких либо угодий. II м. Специалист по объездке лошадей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Объездчик, объездчики, объездчика, объездчиков, объездчику, объездчикам, объездчика, объездчиков, объездчиком, объездчиками, объездчике, объездчиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    ОБЪЕЗДЧИК - 1983, 31 мин., цв., “Мосфильм” при участии “Ленфильма”, 2то. жанр: драма. реж. Александр Бибарцев, сц. Михаил Варфоломеев (по мотивам одноименного рассказа Евгения Носова), опер. Анатолий Лапшов, худ. Владимир Банных, комп. Марат Камилов, зв … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    объездчик - объ ездчик, а … Русский орфографический словарь

    объездчик - (2 м); мн. объе/здчики, Р. объе/здчиков … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Каскадеры , Александр Карин. Александр Карин - актер, каскадер и постановщик трюков (более 100 фильмов), среди них такие, как "Эскадрон гусар летучих", "Ярослав Мудрый", "Русь изначальная", "Россия молодая", "Петр…
  • Фаворит. Американская легенда , Лора Хилленбранд. Полуслепой жокей-неудачник Ред Поллард, бывший объездчик мустангов Том Смит и известный автомобильный магнат Чарльз Ховард встретились в августе 1936 года. Каждомучлену этой необычной команды…

А.П.ЧЕХОВ

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начинавшей уже покрывать восточную часть неба, там и сям видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

Объездчик остановился, чтобы попросить у пастухов огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова ни сказав, облокотился о седло и задумался. Молодой пастух не обратил на него никакого внимания; он продолжал лежать и глядеть на небо, старик же долго оглядывал объездчика и спросил:

Никак Пантелей из Макаровской экономии?

Я самый, - ответил объездчик.

То-то я вижу. Не узнал - богатым быть. Откуда бог несет?

Из Ковылевского участка.

Далече. Под скопчину отдаете участок?

Разное. И под скопчину, и в аренду, и под бакчи. Я, собственно, на мельницу ездил.

Большая старая овчарка грязно-белого цвета, лохматая, с клочьями шерсти у глаз и носа, стараясь казаться равнодушной к присутствию чужих, раза три покойно обошла вокруг лошади и вдруг неожиданно, с злобным, старческим хрипеньем бросилась сзади на объездчика, остальные собаки не выдержали и повскакали со своих мест.

Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А, чтоб ты лопнула, бесова тварь!

Когда собаки успокоились, старик принял прежнюю позу и сказал покойным голосом:

А в Ковылях, на самый вознесенев день, Ефим Жменя помер. Не к ночи будь сказано, грех таких людей сгадывать, поганый старик был. Небось слыхал.

Нет, не слыхал.

Ефим Жменя, кузнеца Степки дядя. Вся округа его знает. У, да и проклятый же старик! Я его годов шестьдесят знаю, с той поры, как царя Александра, что француза гнал, из Таганрога на подводах в Москву везли. Мы вместе ходили покойника царя встречать, а тогда большой шлях не на Бахмут шел, а с Есауловки на Городище, и там, где теперь Ковыли, дудачьи гнезды были - что ни шаг, то гнездо дудачье. Тогда еще я приметил, что Жменя душу свою сгубил и нечистая сила в нем. Я там замечаю: ежели который человек мужицкого звания все больше молчит, старушечьими делами занимается да норовит в одиночку жить, то тут хорошего мало, а Ефимка, бывало, смолоду все молчит и молчит, да на тебя косо глядит, все он словно дуется и пыжится, как пивень перед куркою. Чтоб он в церковь пошел, или на улицу с ребятами гулять, или в кабак - не было у него такой моды, а все больше один сидит или со старухами шепчется. Молодым был, а уж в пасечники да в бакчевники нанимался. Бывало, придут к нему добрые люди на бакчи, а у него арбузы и дыни свистят. Раз тоже поймал при людях щуку, а она го-го-го-го! захохотала...

Это бывает, - сказал Пантелей.

Молодой пастух повернулся на бок и пристально, подняв свои черные брови, поглядел на старика.

А ты слыхал, как арбузы свистят? - спросил он.

Слыхать не слыхал, бог миловал, - вздохнул старик, - а люди сказывали. Мудреного мало... Захочет нечистая сила, так и в камне свистеть начнет. Перед волей у нас три дня и три ночи скеля гудела. Сам слыхал. А щука хохотала, потому Жменя заместо щуки беса.

Старик что-то вспомнил. Он быстро поднялся на колени и, пожимаясь, как от холода, нервно засовывая руки в рукава, залепетал в нос, бабьей скороговоркой:

Спаси нас, господи, и помилуй! Шел я раз бережком в Новопавловку. Гроза собиралась, и такая была буря, что сохрани царица небесная, матушка... Поспешаю я что есть мочи, гляжу, а по дорожке, промеж терновых кустов - терен тогда в цвету был - белый вол идет. Я и думаю: чей это вол? Зачем его сюда занесла нелегкая? Идет он, хвостом машет и му-у-у! Только, это самое, братцы, догоняю его, подхожу близко, глядь! - а уж это не вол, а Жменя. Свят, свят, свят! Сотворил я крестное знамение, а он глядит на меня и бормочет, бельмы выпучивши. Испужался я, страсть! Пошли рядом, боюсь я ему слово сказать, - гром гремит, молонья небо полосует, вербы к самой воде гнутся, - вдруг, братцы, накажи меня бог, чтоб мне без покаяния помереть, бежит поперек дорожки заяц... Бежит, остановился и говорит по-человечьи: "Здорово, мужики!" Пошла, проклятая! - крикнул старик на лохматого пса, который опять пошел обходом вокруг лошади. - А, чтоб ты издохла!

Это бывает, - сказал объездчик, все еще опираясь на седло и не шевелясь; сказал он это беззвучным, глухим голосом, каким говорят люди, погруженные в думу.

Это бывает, - повторил он глубокомысленно и убежденно.

У, стервячий был старик! - продолжал старик уже не так горячо. Лет через пять после воли его миром в конторе посекли, так он, чтобы, значит, злобу свою доказать, взял да и напустил на все Ковыли горловую болезнь. Повымерло тогда народу без счету, видимо-невидимо, словно в холеру...

Чехов Антон Павлович

А.П.ЧЕХОВ

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начинавшей уже покрывать восточную часть неба, там и сям видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

Объездчик остановился, чтобы попросить у пастухов огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова ни сказав, облокотился о седло и задумался. Молодой пастух не обратил на него никакого внимания; он продолжал лежать и глядеть на небо, старик же долго оглядывал объездчика и спросил:

Никак Пантелей из Макаровской экономии?

Я самый, - ответил объездчик.

То-то я вижу. Не узнал - богатым быть. Откуда бог несет?

Из Ковылевского участка.

Далече. Под скопчину отдаете участок?

Разное. И под скопчину, и в аренду, и под бакчи. Я, собственно, на мельницу ездил.

Большая старая овчарка грязно-белого цвета, лохматая, с клочьями шерсти у глаз и носа, стараясь казаться равнодушной к присутствию чужих, раза три покойно обошла вокруг лошади и вдруг неожиданно, с злобным, старческим хрипеньем бросилась сзади на объездчика, остальные собаки не выдержали и повскакали со своих мест.

Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А, чтоб ты лопнула, бесова тварь!

Когда собаки успокоились, старик принял прежнюю позу и сказал покойным голосом:

А в Ковылях, на самый вознесенев день, Ефим Жменя помер. Не к ночи будь сказано, грех таких людей сгадывать, поганый старик был. Небось слыхал.

Нет, не слыхал.

Ефим Жменя, кузнеца Степки дядя. Вся округа его знает. У, да и проклятый же старик! Я его годов шестьдесят знаю, с той поры, как царя Александра, что француза гнал, из Таганрога на подводах в Москву везли. Мы вместе ходили покойника царя встречать, а тогда большой шлях не на Бахмут шел, а с Есауловки на Городище, и там, где теперь Ковыли, дудачьи гнезды были - что ни шаг, то гнездо дудачье. Тогда еще я приметил, что Жменя душу свою сгубил и нечистая сила в нем. Я там замечаю: ежели который человек мужицкого звания все больше молчит, старушечьими делами занимается да норовит в одиночку жить, то тут хорошего мало, а Ефимка, бывало, смолоду все молчит и молчит, да на тебя косо глядит, все он словно дуется и пыжится, как пивень перед куркою. Чтоб он в церковь пошел, или на улицу с ребятами гулять, или в кабак - не было у него такой моды, а все больше один сидит или со старухами шепчется. Молодым был, а уж в пасечники да в бакчевники нанимался. Бывало, придут к нему добрые люди на бакчи, а у него арбузы и дыни свистят. Раз тоже поймал при людях щуку, а она го-го-го-го! захохотала...

Это бывает, - сказал Пантелей.

Молодой пастух повернулся на бок и пристально, подняв свои черные брови, поглядел на старика.

А ты слыхал, как арбузы свистят? - спросил он.

Слыхать не слыхал, бог миловал, - вздохнул старик, - а люди сказывали. Мудреного мало... Захочет нечистая сила, так и в камне свистеть начнет. Перед волей у нас три дня и три ночи скеля гудела. Сам слыхал. А щука хохотала, потому Жменя заместо щуки беса.

Старик что-то вспомнил. Он быстро поднялся на колени и, пожимаясь, как от холода, нервно засовывая руки в рукава, залепетал в нос, бабьей скороговоркой:

Спаси нас, господи, и помилуй! Шел я раз бережком в Новопавловку. Гроза собиралась, и такая была буря, что сохрани царица небесная, матушка... Поспешаю я что есть мочи, гляжу, а по дорожке, промеж терновых кустов - терен тогда в цвету был - белый вол идет. Я и думаю: чей это вол? Зачем его сюда занесла нелегкая? Идет он, хвостом машет и му-у-у! Только, это самое, братцы, догоняю его, подхожу близко, глядь! - а уж это не вол, а Жменя. Свят, свят, свят! Сотворил я крестное знамение, а он глядит на меня и бормочет, бельмы выпучивши. Испужался я, страсть! Пошли рядом, боюсь я ему слово сказать, - гром гремит, молонья небо полосует, вербы к самой воде гнутся, - вдруг, братцы, накажи меня бог, чтоб мне без покаяния помереть, бежит поперек дорожки заяц... Бежит, остановился и говорит по-человечьи: "Здорово, мужики!" Пошла, проклятая! - крикнул старик на лохматого пса, который опять пошел обходом вокруг лошади. - А, чтоб ты издохла!

Это бывает, - сказал объездчик, все еще опираясь на седло и не шевелясь; сказал он это беззвучным, глухим голосом, каким говорят люди, погруженные в думу.

Это бывает, - повторил он глубокомысленно и убежденно.

У, стервячий был старик! - продолжал старик уже не так горячо. Лет через пять после воли его миром в конторе посекли, так он, чтобы, значит, злобу свою доказать, взял да и напустил на все Ковыли горловую болезнь. Повымерло тогда народу без счету, видимо-невидимо, словно в холеру...

А как он болезнь напустил? - спросил молодой пастух после некоторого молчания.

Известно, как. Тут ума большого не надо, была бы охота. Жменя людей гадючьим жиром морил. А это такое средство, что не то, что от жиру, даже от духу народ мрет.

Это верно, - согласился Пантелей.

Хотели его тогда ребята убить, да старики не дали. Нельзя его было убивать; он знал место, где клады есть. А кроме него, ни одна душа не знала. Клады тут заговоренные, так что найдешь и не увидишь, а он видел. Бывало, идет бережком или лесом, а под кустами и скелями огоньки, огоньки, огоньки... Огоньки такие, как будто словно от серы. Я сам видел. Все так ждали, что Жменя людям места укажет или сам выроет, а он - сказано, сама собака не ест и другим не дает - так и помер: ни сам не вырыл, ни людям не показал.

Объездчик закурил трубку и на мгновение осветил свои большие усы и острый, строгого, солидного вида нос. Мелкие круги света прыгнули от его рук к картузу, побежали через седло по лошадиной спине и исчезли в гриве около ушей.

В этих местах много кладов, - сказал он.

Должны быть клады.

Что и говорить, - вздохнул старик. - По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому. Никто настоящих местов не знает, да по нынешнему времю, почитай, все клады заговоренные. Чтоб его найти и увидать, талисман надо такой иметь, а без талисмана ничего, паря, не поделаешь. У Жмени были талисманы, да нешто у него, у черта лысого, выпросишь? Он и держал-то их, чтоб никому не досталось.

Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его темных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплюсщило крупные черты его молодого, грубого лица. Он напряженно слушал.

И в писаниях писано, что кладов тут много, - продолжал старик. Это что и говорить... и говорить нечего. Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке ярлык показывали, так в том ярлыке напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде; давно б по этому ярлыку клад достали, да только клад заговоренный, не подступишься.

Отчего же, дед, не подступишься? - спросил молодой.

Должно, причина какая есть, не сказывал солдат. Заговоренный... Талисман надо.

Осташа отыскал в Рассольной того мужика и навалился с расспросами. Мужик рассказал. Сплавщика Колывана Бугрина нашли в пещере бойца Баюн. Боец этот стоит в восьми верстах ниже Гусельного. В подножии бойца есть пещера, куда можно заплыть на лодке. Баюна еще зовут Плакуном, потому что в пещеру, забавляясь, парни завозят девок, ссаживают и уплывают. Девки, дуры, сидят в пещере и плачут, так как понимают: пока они перед парнями подолы не задерут да не нагнутся, их отсюда не вывезут. Весной пещеру заливает почти под потолок. Вот сюда-то и закинула Чусовая тело Колывана. Колыван, когда плыл из-под Гусельного, поймал какую-то доску и подложил под себя, чтобы не утонуть. Он и не утонул - умер от холода.

А крест на сплавщике был? - спросил Осташа у рассказчика.

Чай, все православные, как без креста-то? - обиделся мужик. - Был крест, понятно! Я сам его видел, когда сплавщика в гроб заколачивали.

После этого Осташа забрал у дяди-Федотовых девок свои пожитки, погрузился в лодку и упором ушел вверх.

Жизнь словно замерцала в его глазах - темные, пустые куски проваливались в никуда, будто их и не было вовсе. История догорала, как утренний костер, и огонь выбивался из углей последними вспышками.

Вечером следующего дня Осташа добрался до Четырех Братьев. Он сел на пенек возле могилы с рухнувшим голбцом и устало сказал:

Здравствуй, батюшка… Вот я тебя и нашел.

Он просидел недолго. Встал, подгреб ладонями расплывшуюся землю холмика, поправил крест и подпер его колышком. У него не было ни топора, ни заступа, чтобы привести могилу в порядок. Да и рано еще было - земля не оттаяла до глубины. Он вернется сюда летом и все сделает как надо. А потом еще доплывет до Гусельного и засыплет, заровняет с землей яму с кладом.

Разбойник.

Похоронил ли кто Бойтэ?..

Осташа причалил под Кликуном, выбрался из шитика и полез вверх по склону.

Лес под скалой долго обшаривать не пришлось. Осташа издалека увидел светлую одежду. Он пробрался сквозь валежник, и ноги его подкосились.

На мелких елочках валялась… валялось… Нет, не Бойтэ. Кукла. Мешок, набитый соломой и обряженный в вогульскую ягу. Вместо головы был другой мешок, поменьше, к которому сверху прикрутили соломенные патлы, чтобы походило на светлые волосы вогулки.

Осташа всю ночь просидел на Кликуне. Думал. Алый рассвет поднялся над горами. И Осташа понял, что как оболганный батя для него все равно был честен, так и живая вогулка для него все равно мертва. Нечего в жизни больше менять. Он просил у господа, чтобы тот сберег, спас Бойтэ, и обещал за это все что угодно - обещал отказаться от нее навеки. Ну и вот. Господь добр. Господь исполнил. Теперь и ему надо отслужить свое. Иначе нечестно.

Осташа спустился к берегу, залез в шитик и стал толкаться дальше, к Кумышу.

По береговой улочке пастушок вел коровье стадо, собирая скотину по подворьям. Осташа нагнал мальчонку и спросил:

Послушай, добрый молодец, а дома ли Колыван Бугрин?

Он же сплавщик, - ответил парнишка. - Он еще на сплаве.

А сын его, Петр Колыванович? Парнишка хмуро поглядел на Осташу:

Петро ушел к названому брату жить, в Кашку.

А дочь его, Неждана Колывановна?

Она потерялась. Сбежала. Никто не знает, где она.

Ну, помогай тебе бог, - хрипло сказал Осташа.

Пастушонок отвернулся и злобно щелкнул кнутом. Следом за стадом Осташа дошел до дома Никешки Долматова.

Баба Груня выводила из ворот свою корову, крестила ее и грозно кричала пастушку:

Ты, Евстигней, брось эту привычку дрыхнуть за кустами! Я тебя знаю! Я тебя вицей выдеру! Лучше следи в оба глаза, а я тебя вечером творожком угощу!

Да нужен мне твой творожок… - бурчал пастушонок.

Коровы медленно проплыли мимо, качая рогатыми головами, и баба Груня увидела на другой стороне улицы Осташу.

Осташа не подходил, стоял и смотрел на бабу Груню.

Старушка тихо села на скамеечку возле своей калитки и закрыла рот уголком платочка. Осташа подошел.

Никеша?.. - беззвучно спросила баба Груня, глядя на Осташу снизу вверх сухими огромными глазами.

Барка убилась под Гусельным бойцом, - хрипло сказал Осташа.

Баба Груня больше ничего не спрашивала, только смотрела.

Осташа начал мять горло, замотал головой.

Я… я летом приду, все расскажу… - прохрипел он и пошел прочь.

…Он плыл по Чусовой дальше, и на него плыла весна. Зеленым пухом покрывалась земля, зеленый дым заклубился в урёмах. Чирикали птицы, перепеваясь друг с другом через реку. Вода отступала, обнажая подошвы бойцов. Падали голбцы на свежих, только что провалившихся могилах бурлаков, словно весна не желала слышать о смерти. Стала светлой вода дождей, и согрелись утренние росы.

На поляне за бойцом Столбы все так же дымил стан каменотесов. Крест Никите Демидову до сих пор не поставили. Сейчас каменотесы, стоя на лесенках, ровняли скалу напротив поляны и выбивали на скале буквы надписи. Осташа проплыл мимо.

Осташа не хотел, не хотел заходить в Ёкву, но на приплеске стоял и рыбачил какой-то вогул, и Осташа подтолкнулся поближе.

А девка, внучка Шакулы, жива?.. - спросил он.

Вогул искоса глянул на Осташу.

Жива, - кратко ответил он.

Осташа не мог больше произнести ни слова, только нелепо указал ладонью на берег и кивнул.

Нету ее, - сказал вогул. - Она на Конду жить ушла. Навсегда.

Осташа едва справился с собой.

Расскажи… расскажи мне, - попросил он. - Я тебе денег дам…

Вогул помолчал, разглядывая Осташу.

Чего рассказывать? - печально спросил он. - Я тебя помню. Ты в прошлом году жил. Ты Бойтэ любил, да… Весной два человека на лодке приплыли. Хотели взять Бойтэ. Бойтэ одного застрелила. Другой закричал, убежал. Потом вернулся - Бойтэ нет. Он забрал мертвеца, забрал ружье, уплыл. Бойтэ ночью появилась. Сказала: боится, что солдаты за ней придут. Собралась и ушла. На Конде много вогулов живет. Там еще наша земля.

Осташа дал вогулу рубль. Тот перепугался, долго не хотел брать.

Теперь впереди была только Кашка.

Осташа причалил на переборе, против пепелища дома Зырянкиных. Вытащил шитик на берег, через гарь пошагал к своему дому.

Дом выглядел жилым, бодрым. Окошки были открыты. Из трубы курился дымок. Хозяистым мужиком оказался Петрунька.

Переступая порожек калитки, Осташа увидел Петруньку на крыльце, но не успел и окликнуть, как Петрунька порскнул в дом. Удивляясь, Осташа поднялся по лесенке, прошел сени, открыл дверку в горницу.

Петрунька прятался за печью. На лавке у окошка в простеньком и бедном домашнем платье сидела Неждана и грудью кормила младенца. Она повернула к Осташе лицо - удивительно истончавшее, понежневшее - и следила за Осташей испуганными, виноватыми глазами.

Осташа постоял у дверей, потом снял шапку, перекрестился на медный образ, вытер ноги о тряпку у входа.

Это твой сын, - тихо сказала Осташе Неждана.

Осташа прошел к ней по половицам, как по качающейся палубе барки. Присел на корточки, разглядывая лицо младенца.

Я его не доносила, - виновато сказала Неждана. - Но он крепенький родился, выживет…

Осташа положил ладони на колени Неждане и задумчиво ответил:

Значит, будет сплавщиком.

Неждана осторожно освободила одну руку и робко, с благодарностью погладила Осташу по голове.

А как придет учитель толка вашего, каким именем крестить велишь, отец? - спросила она.

Осташа не задумывался.

Петр, - негромко и упрямо сказал он.

Закрывая полокошка, на теплом ветерке полоскалась занавеска. Солнечные полосы лежали на полу, на бревенчатой стене. Слышался плеск перебора. Суровый боец Дождевой смотрел сквозь окно на Осташу, а Осташа смотрел на Неждану, кормившую грудью младенца. И в памяти Осташи плыли, как барки, чеканные и огненные слова: "И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее".

Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
В. Высоцкий
И пока еще жива
роза красная в бутылке ,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке...
Б. Окуджава

Следующий вопрос, который небезынтересно рассмотреть, это Русские Золотые сажени, ноты и цвета видимого излучения.
Возможно ли в свете объединенного анализа Золотых саженей, присущего им звучания и их видимого цветового излучения сформулировать некие критерии для определения как гармоничных сочетаний цвета и звука, так и деструктивных?

Цитата из общедоступного источника: «Видимое излучение - электромагнитные волны , воспринимаемые человеческим глазом . Чувствительность человеческого глаза к электромагнитному излучению зависит от длины волны (частоты) излучения, при этом максимум чувствительности приходится на 555 нм (540 терагерц) в зелёной части спектра. Поскольку при удалении от точки максимума чувствительность спадает до нуля постепенно, указать точные границы спектрального диапазона видимого излучения невозможно. Обычно в качестве коротковолновой границы принимают участок 380-400 нм (750-790 Гц), а в качестве длинноволновой - 760-780 нм (385-395 ТГц). Электромагнитное излучение с такими длинами волн также называется видимым светом , или просто светом (в узком смысле этого слова)».

Определим цвет видимого излучения для всех 36 Русских Золотых саженей.

Расчет частоты излучения для конкретной сажени делается по формуле:

f = C x 2 22 / ( L x 1 000 000 000 000) , где

F - частота сажени, переведенная в диапазон видимого света, в ТГц (терагерцах),
- С = 299 792 458 м/сек - скорость света,
- L - размер сажени в м,
- 1 / 1 000 000 000 000 - перевод Гц в ТГц,
- 2 22 - коэффициент перевода частоты сажени в диапазон частот видимого света.

Результаты вычислений отразим в таблице № 1.
Для саженей спирали Светоч укажем их частоту излучения в диапазоне видимого спектра в ТГц. Для всех саженей покажем соответствующей каждой цвет излучения.

Таблица № 1


Для саженей спирали Светоч диапазон видимого восприятия светового излучения начинается с египетской сажени 166,12 см и заканчивается на сажени 313,59 см. Двенадцать саженей, начиная с египетской, - это двенадцать разных цветов видимого излучения - от фиолетового до бордового.

Проверим это.

Следующая сажень слева от египетской - 1,5679 м.
Для L = 1,5679 м f = 801,978 ТГц - это еще ультрафиолетовый диапазон.

Следующая сажень справа за саженью 313,59 см - 3,3224 м.
Для L = 3,3224 м f = 378,468 ТГц - это уже инфракрасный диапазон.

Данные границы весьма условны: есть субъекты, диапазон восприятия светового излучения у которых гораздо шире - те, кто способен видеть не одну, а несколько «октав» светового излучения, также как есть певцы, голос которых легко охватывает 3-4 октавы, а есть те, кто с трудом озвучивает гораздо более узкий диапазон. Диапазон восприятия светового излучения другой и у братьев наших меньших.

Остановимся на анализе взаимного расположения созвучных элементов различных спиралей.

На спирали РА мы видим свето-звуковой ряд, подобный спирали Светоч. Относительно элементов спирали Светоч он сдвинут на 4 шага вперед. Таким образом, элементы спирали РА, созвучные по своим вибрациям соответствующим элементам спирали Светоч, имеют пространственно-временные характеристики, опережающие элементы спирали Светоч на четыре шага - на четыре элемента.
Соответственно, на спирали Устье также присутствует подобный свето-звуковой ряд. Он отстает относительно соответствующих элементов спирали Светоч на 3 шага. Элементы спирали Устье, созвучные по своим вибрациям соответствующим элементам спирали Светоч, имеют пространственно-временные характеристики, отстающие от элементов спирали Светоч на три шага - на три элемента. От соответствующих элементов спирали РА они отстают на семь шагов, то есть на семь элементов.

Итак, Ми или Фиолетово-синее излучение спирали Ра - 172,64 см , Ми или Фиолетово-синее излучение спирали Светоч - Народная сажень 176,00 см , Ми или Фиолетово-синее излучение спирали Устье - 169,35 см - это энергетически РАЗНЫЕ величины.

Как рождается их созвучие? Через сажень спирали РА.
Рассмотрим конкретный пример.

Ми спирали Светоч отличается от Ми спирали Устье на 3,93% (176,00 / 169,35 = 1,0393, отклонение - 3,93%), то есть они были бы не созвучны друг другу, если бы не было третьей, объединяющей их величины - Ми спирали РА.
Отношение Ми спирали РА к Ми спирали Светоч - 172,64 / 176,00 = 0,981, отклонение 1,91%.
Отношение Ми спирали РА к Ми спирали Устье - 172,64 / 169,35 = 1,0194, отклонение 1,94%.
Таким образом, возникает триединое созвучие нот, расположенных на разных спиралях, и звучание ЛЮБОЙ из струн-спиралей заставляет откликнуться остальные две .

Три спирали РА, Светоч и Устье - это три разных уровня уплотнения энергии, три перехода от более тонкого, энергонасыщенного состояния к более плотному и менее энергоемкому.

Спираль РА - это уровень Космических энергий, уровень взаимодействия с Единой чувствующей материей Космоса. Спираль Светоч - уровень психо-эмоционального взаимодействия и восприятия субъекта, характеризующийся присущим ему качеством мыслеобразования, а также взаимодействие с энерго-информационным объемом Земли. Спираль Устье - уровень формических взаимодействий, развитие и трансформация плотноматериальной формы субъекта.

Все едино, и воздействие на любом из энергетических уровней проявляется на всех остальных. На каком бы уровне - верхнем, среднем или нижнем - не возник первоначальный импульс, он оказывает влияние на всю систему в целом.

Теперь выделим из множества Русских Золотых саженей те сажени, которых дошли до нас имеющими имена, что сразу заставляет предположить, что их использовали постоянно. Ненужному, бросовому состоянию не дают имени!
Эти сажени выделим в отдельную таблицу - таблицу № 2.

Пояснение: Сажень 284,82 см - это удвоенная малая 142,41 см, она имеет свое название - городовая.
Аналогично проявлены сажень 268,82 см - удвоенная меньшая 134,41 см и сажень 301,74 см - удвоенная простая 150,87 см. Их можно так и называть.

Сажень 169,35 см оставляем, так как она практически уже прошла процесс легитимизации, правда, под разными именами - ростовой, Черняева, новой (забавное имя для сажени, возраст которой даже представить трудно! Какой возраст у инструмента, при помощи которого создавался этот мир? Он постарше того, что им творили).

Рассматривая и анализируя полученную выборку, видим, что в ней в полном объеме присутствуют все 12 нот и все 12 цветов видимого светового излучения.
Некоторые даже дважды - Фа и фиолетовое излучение, Ми и фиолетово-синее излучение, До-Диез и зеленое излучение.

Вывод: 15 саженей, которые нам известны поименно, есть необходимый и достаточный набор для исполнения любого замысла, ведь задействуя любую из саженей, Мастер фактически работает с тремя - выбранной им и двумя, находящимися с выбранной в резонирующем созвучии.
Соответственно, сигнал от воздействия поступает на все три уровня системы и производит объективизацию и развитие ее состояния. А что есть система? Одна из интересующих нас систем - Человек, как Хозяин, так и любой член семьи, так и «случайный» прохожий, и каждый из них чувствует на себе благотворное влияние соразмерной энергетики созданного Мастером объема.

Что можно сказать о различных цветовых сочетаниях?
Каждому из двенадцати Триединств РА-Светоч-Устье присущ не только свой мажорный аккорд, но и своя триада цветового излучения. Эти триады безусловно являются гармоничными, сбалансированными цветовыми сочетаниями и при их использовании в дизайнерских разработках и в быту будет получен мощный гармонизирующий эффект. Особенно благотворно для каждого человека будет свето-звуковое воздействие его собственного Триединства РА-Светоч-Устье.

У каждого тела и объема есть его собственное свето-звуковое проявление. У всех Живых, золотовурфных тел и объемов свето-звуковые характеристики гармоничны и сбалансированы, то есть Триедины. У мертвых тел и объемов свето-звуковые характеристики диссонансны, и соответственно, мертвые тела и объемы и в свето-звуковом диапазоне оказывают деструктивное воздействие на окружающих, то есть работают на забор энергии у живых существ, тел и объемов.