См. Ад … Библейская энциклопедия Брокгауза
См … Словарь синонимов
ПРЕИСПОДНЯЯ, преисподней, мн. нет, жен. (церк. книжн. устар.). 1. Ад. «Охти мне! ох! угожу в преисподнюю!» Некрасов. 2. О каком нибудь темном, страшном помещении, находящемся внизу, о подвале и т.п. (разг. шутл.). (первонач., в церк. слав. мн. ср … Толковый словарь Ушакова
Преисподняя многозначный термин. Наиболее часто встречающееся значение Ад. Преисподняя (роман) роман советского сценариста Владимира Гоника, опубликованный в 1992 году … Википедия
- «ПРЕИСПОДНЯЯ» (Inferno) Италия, 1978, 107 мин. Фильм ужасов. Американская девушка Роза, начитавшись страшных книг, в том числе о «Матерях Зла», представляющих Смерть, прозревает, что в их доме в подвале скрывается «Мать Тьмы». Она вызывает из… … Энциклопедия кино
преисподняя - и допустимо преисподня … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
- (Быт.37:35) (По евр. шеол, греч. ад), см …
Преисп’одняя (самое нижнее) см. ад (срн. Ис.14:15) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Ж. Место, где по религиозным представлениям после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; ад, геенна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
преисподняя - Заимств. из ст. сл. яз. Субстантивированное прил. преисподний (в форме мн. ч. ср. р.) «самый низкий», преф. производное от исподьний «нижний» (от исподъ «низ»). См. под (… Этимологический словарь русского языка
Книги
- Преисподняя , Цуцуи Ясутака. Ясутака Цуцуи называют японским Филипом Диком и духовным отцом Харуки Мураками. Российскому читателю он известен прежде всего своим романом "Паприка", по которому снято популярное аниме.…
- Преисподняя , Цуцуи Я.. Ясутака Цуцуи называют японским Филипом Диком и духовным отцом Харуки Мураками. Российскому читателю он известен прежде всего своим романом"Паприка", по которому снято популярное аниме.…
Описание
Хотите стать главным героем реалистичного приключения и управлять сюжетом? Примите участие в перфомансах от проекта HorrorHouse: актерская игра заставит вас поверить в происходящее и ощутить все эмоции сполна за полцены!
Перформанс «29 недель спустя».
Живые мертвецы уже в вашем городе! Вас ждет настоящее сражение с зомби на двухуровневой площадке и три варианта оружия на выбор. 167 квадратных метров неповторимых приключений в духе «Обители зла»!«Дитя преисподней».
Перфоманс с оккультной символикой и мистическим подтекстом. Наиболее тонкий из действующих квестов, который требует внимания, рассудительности и логики от игроков. Помните: «Лишь огонь преисподней, породивший это чудовище, сможет очистить дом от зла, заточенного в его стенах…»!«Friday 13».
Уникальный перфоманс по мотивам легендарного триллера позволит вам почувствовать себя жертвой безумного маньяка. Попытайтесь сбежать из его цепких лап!У вас только один шанс, чтобы выбраться из этого безумия, спастись, пока адская бензопила не добралась до вас…! Игра проходит на двухуровневой площадке. Игровая локация 150 квадратных метров!
HorrorHouse - место, где все ужасы оживают!
Ад и преисподняя согласно Библии - это могила (шеол). Смерть - это сон
Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной . Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа ?» (1 Кор. 15:55 , см. также Ос. 13:14).
Как мы увидели выше, после смерти людей ждет воскрешение, это значит, что смерть побеждена Христом. А как быть с адом? Получается, ад не побежден? Как он был до жертвы Иисуса, так, по мнению многих конфессий, остался и сегодня и будет мучить грешников вечно . Неужели Бог в Библии допустил такую серьезную ошибку? Конечно, нет.
«Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).
На самом деле все встанет на свои места, если позволить Библии объяснять саму себя. Дело в том, что в Священном Писании употребляются два разных понятия: «ад » и «геенна ». «Ад» греческое слово «αδης» (hades, гадес), которым в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н. э.) переведено еврейское слово (sheol, шеол) – гроб, могила. Поэтому во многих текстах Ветхого Завета, где в русском Синодальном переводе упоминаются слова гроб и могила, в оригинале в Септуагинте стоит слово ад αδης (см. Быт. 42:38 , Быт. 44:29,31 , Пс. 6:6 , Пс. 48:15 , Еккл. 9:10 , Иез. 31:15). И конечно, в тех текстах Септуагинты и ее переводах на другие языки, где употреблено слово ад, преисподняя, по смыслу во многих случаях более подходят слова гроб, могила (эти многочисленные примеры мы рассмотрим ниже). В Новом Завете слово ад продолжает применяться в том же его значении, обозначая гроб, могилу. А «геенна» по-гречески пишется γεεννα, о значении этого термина мы поговорим позднее. Слово преисподняя в оригиналах текстов Ветхого и Нового Заветов отсутствует как таковое – на его месте всегда стоит вышеупомянутая могила шеол (ад) (- евр., αδης – греч) или слово низ , глубина (- евр., κατω – греч.). Преисподняя – это новое понятие, появившееся в церкви после вхождения в нее учения о муках душ после смерти. Именно поэтому при последующих переводах вместо ада и низа во многих текстах Библии появилась преисподняя .
В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила , «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:
«Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в ориг. шеола – евр., ада αδης – греч. – Прим. авт.)?» (Пс. 88:49).
В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю » (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) - дом мой ; во тьме постелю я постель мою » (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).
В Библии множество раз описан ад, но нигде даже приближенно это место не напоминает место страдания и наказания душ умерших (кроме притчи о богаче и Лазаре, которую мы рассмотрим отдельно). Также нигде в Писании не описывается, что адом правит сатана и подкидывает дрова в костер под котлом, в котором мучаются грешники. Каждое упоминание в Священном Писании ада по-разному - прямо, образно, аллегорией или метафорой - изображает могилу :
А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:
«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).
«В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой » (Ис. 14:11 , см. также Иов 11:8 , Иов 17:14-16 , Иез. 26:20 , Иез. 31:17,18 , Иез. 32:18,23 , Ис. 14:15 , Пр. 15:24 , Пр. 30:15,16 , Пс. 87:4-7 , Пс. 138:8 , Чис. 16:30-33).
Б) Смерть:
«Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней (в ориг. шеолу – аду. – Прим. авт.). Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы , между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе , о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:4-6).
«Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю (в ориг. глубину - . – Прим. авт.) земли ; Сразят их силою меча» (Пс. 62:8,10,11).
«Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)?» (Пс. 88:49 , cм. также Иов 7:9,10,15,16 , Иов 17:13-16 , Авв. 2:5 , Иез. 31:14,17,18 , Иез. 32:18,23 , Ис. 5:14 , 1 Кор. 15:55 , Ос. 13:14 , 2 Пар. 36:24 , Пр. 7:27 , Пр. 15:11,24 , Пр. 23:13,14 , Пс. 29:4 , Пс. 30:18 , Пс. 48:15,16 , Пс. 54:16 , Пс. 85:1,2,13 , Ис. 14:11 , Ис. 38:18 , Чис. 16:30-33 , 1 Цар. 2:6 , 3 Цар. 2:6,9).
В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:
«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) - дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе » (Иов 17:13-16).
«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну » (Пс. 87:7).
«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных , с отшедшими в могилу » (Иез. 26:20).
«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13 , см. также Ион. 2:1-3,7 , 2 Пет. 2:4 , Пл. Иер. 3:6 , Пс. 48:18-20 , Пс. 93:17 , 2 Цар. 22:5,6).
Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.
Наверное, у вас, дорогой читатель, напрашивается закономерный вопрос: «Если в аду мрак и забытье, то чем там заняты люди?» Ответ абсолютно логичен. Согласно тексту Библии, после смерти люди спят, то есть находятся в бессознательном состоянии, дожидаясь Великого Суда. Поэтому зачастую вместо слова умер в Ветхом и Новом Заветах говорится почил - евр. , греч. κοιμαω – в переводе лежать, спать.
Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10 , 3 Цар. 11:43 , 3 Цар. 16:6 , 4 Цар. 20:21 , 2 Пар. 33:20).
«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным » (Пс. 12:4 , см. также Дан. 12:1,2 , Иов 14:12 , 4 Цар. 4:31).
Новый Завет: «И, сказав сие, почил » (Деян. 7:60)
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых , и осветит тебя Христос » (Еф. 5:14 , см. также 1 Кор. 15:6).
В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают , и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли , и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости » (Еккл. 9:5,6,10).
«А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего . В чести ли дети его - он не знает, унижены ли - он не замечает » (Иов 14:10-12,21).
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его » (Пс. 145:4 , см. также Иов. 3:11,13 , Иов 10:21,22 , Пл. Иер. 3:6 , Пс. 93:17 , Откр. 14:13).
Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:
«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя ?» (Пс. 6:6).
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя ? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10 , см. также Ис. 38:18,19 , Пс. 87:11,13 , Пс. 113:25 , Пс. 142:7 , Пс. 145:2).
В Евангелие описано три случая воскрешения Иисусом умерших людей, и в двух из них Христос назвал смерть сном - в повествовании о воскрешении Лазаря и девицы:
«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул ; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его , а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном . Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11:11-14).
«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит . И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25 , см. также Мар. 5:39).
Народ смеялся над намерениями Иисуса воскресить умерших, ведь Лазарь пролежал в гробу четыре дня и источал трупный запах (см. Ин. 11:39), а на похороны девицы уже пришли свирельщики (см. Мф. 9:23). Но потом весть о свершившихся чудесах разнеслась по всей Иудее. В то время люди еще не могли осознать, что рядом с ними Бог, для Которого смерть человека – лишь сон); Лазарь (
Историческая справка
Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея» ). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.
В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.
Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник , почил , покоится и др.