Анализ стихотворение Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила

Афанасий Афанасьевич Фет- один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были - любовь, красота, природа.
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту. У Фета природа является средством выражения лирического чувства восторга, радости:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Для поэзии Фета такое недоумение весьма характерно. Как разобраться в том, что творится кругом, как разобраться в собственной душе и смутно идущих волнениях? И получается, что куда ни обратись, - ответа нет: «Я ничего не пойму».
В этом стихотворении мы видим слитное изображение пейзажа и чувств.
Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из главных свойств поэзии Фета.
Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры и эпитеты рукав ели, медный глашатай, тонко взывающий рог, сладостен зов, кругом все гудет...
Для каждого стихотворения он находит индивидуальный ритмический рисунок. В этом стихотворении поэт употребил необычные сочетания длинных и коротких строк, в которых лирический герой передает мгновенное впечатление от природы.
Такое сочетание создает особую музыку этого стихотворения. Недаром Фета считают одним из музыкальнейших поэтов:
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог!

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог” , то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному” , и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов” , “глашатая медного” . Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного” . Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет признанный поэт Золотого века. Его знают и любят почитатели поэзии всего мира. Много романсов написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса "На заре ты ее не буди" или стихов "Вечер", "Соловей и роза" и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют "чистым лириком" но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила" состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её "завесила". Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти. Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог. Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила", странник, играющий на рожке - это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Гость

    Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение,

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» .

Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».