Анализ стихотворения бунина полевые цветы. Полевые цветы (Бунин Иван Алексеевич Стихи)

ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ

В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

1887 год. В этом году Бунин возвращается из Елецкой гимназии. Не было денег на обучение и он продолжил его дома. Здесь он много бывает на природе, познает ее красоту.

Место стихотворения в творчестве поэта

Раннее творчество Бунина. Постепенно он начинает печататься

Главная тема стихотворения

Описание цветов

Лирический сюжет

Лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины.

Проблема стихотворения

Противопоставление родного и чуждого

Композиция стихотворения

Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные – полевых.

Лирический герой

Лирический герой горячо любит свою родину и ее природу. Полевые цветы напоминают ему о дорогих моментах жизни.

Преобладающее настроение, его изменение

При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное.

Лирика пейзажная+философская

5 строф. Четверостишия

Основные образы

Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого.

Лексика стихотворения

Устаревшее и просторечное «возрастили». Книжное поэтическое «небосклон».

Поэтический синтаксис

Сложные предложение. Использование многоточия.

Изобразительные средства иносказания

Эпитеты: «тонкие запахи», «бурные грозы», «благовонная весна»

Метафоры: «небосклона простор голубой», «вечных созвездий узор золотой»

Звукопись

Стихотворение звучит напевное, как баллада.

Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я – 3-я строфы, 5-я строфа – перекрестная

4-я строфа – ABBB (зеркальные – голубой – таинственный – золотой)

Читать стих «Полевые цветы» Бунина Ивана Алексеевича приятно любому ценителю природы. Он абсолютно соответствует ранним лирическим мотивам автора. Произведение было написано в 1887 году, а в 1900 было отредактировано. Как и многие работы поэта, это стихотворение относится к пейзажной лирике и описывает неимоверную любовь Бунина к окружающей среде.

В своем произведении автор противопоставляет простоту луговых цветов изощренным «заморским». Растения из теплиц окружены вниманием и заботой. За ними ухаживают, их красота приумножается блеском витрин. Но взору поэта милее и роднее простые полевые цветы. Им не нужны усилия садовников - весна все делает сама. А искусственный свет и тепло заменяют небо и «золотой узор» звезд. Поэт наделяет растения душой, придавая им человеческие качества. Текст стихотворения Бунина «Полевые цветы» – одна длинная антитеза, итог которой прост: прекрасны и те, и другие, но роднее именно естественная «стыдливая красота».

Невыносимая и щемящая любовь к Родине пропитывает каждую строчку произведения поэта. Он не может насладиться красотой родной природы, отдавая ей всего себя, восторгаясь ей, как никто до него. Стихотворение может стать хорошем примером сочетания пейзажной лирики и патриотизма, поэтому его следует учить в старших классах на уроках литературы. Прочесть произведение полностью онлайн или скачать его можно на нашем сайте.

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

«Полевые цветы» Иван Бунин

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»

«Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» - родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов - дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин. Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и «свежести ночей».

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников - тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного света - «голубой простор» небес и таинственный «золотой узор» звезд. Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота - естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек - не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Раскрывает он эти темы через описание цветов и их противопоставление. В начале стихотворения предстают перед читателем во всем своем блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. Они были взлелеяны человеком. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их и солнечные лучи, не ведали они многих красот, в отличии от тех цветов, что выросли на природе.

Полевые цветы росли на лоне природы и им знакомы и все неприятности ее, и, вместе с тем, немало чудесных мгновений пережили они. Их взрастила сама весна, являющаяся в стихотворении олицетворением красоты и дыхания жизни. Не зря автор одушевляет цветы: они видят, говорят.

Их взору предоставлен бесконечный небесный простор, а не стекла теплиц. Вместо искусственных огней видят полевые цветы над собой таинственный звездный узор.

Поэтому и веет от них неоценимой красотой. Они приятны взору и способны затронуть душу. В них есть то, чего нет в искусственно выращенных собратьях – искорка жизни. А она всегда прекрасна. В месте с этим, они скромны. Они не бросаются в глаза своей пышностью и холеностью.

В этом и заключается истинная красота. Не только к миру цветов можно отнести эту мысль. Она касается многого: и людей, и их творений и деяний.

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина

Творчество и поэзия великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в литературной среде.

В произведении "Полевые цветы" главный лирический герой, несмотря на всю роскошь и шикарный внешний вид самых дорогих цветов, произрастающих в его теплицах, очень нежно и трепетно относится к полевым цветам. Он считает их уникальными, ведь они выращены самой природой, поливаются теплыми летними дождями, и живут своей жизнью.

Нужно отметить, что данное произведение очень нежное, красивое и милое. Иван Алексеевич удивляется красоте природы и её цветам. Чтобы передать все свои чувства он в данном произведении использует и метафоры, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все это делает его очень мелодичным и запоминающимся.

Главной темой данного произведения является тема природы, тема цветов, а именно их описание.

Более того, поэту удалось поднять очень острую проблему, которая зачастую находится на поверхности. Это проблема противопоставления родного и чужого.

Если говорить о жанре, то данное стихотворение написано в неком философском стиле с использованием пейзажной лирики.

По своему строению оно состоит из пяти строф, каждая из которых содержит четыре строчки.

Для того, чтобы связать каждую строчку между собой воедино автор использует перекрестную рифму. И нужно отметить, что именно она здесь как нельзя лучше помогает раскрыть главный смысл данного произведения.

Картинка к стихотворению Полевые цветы

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова Завещание

    С первых строк стихотворения становится ясно, что обращение, автора письма, предназначено для сослуживца. Скорее всего, они были земляками. Обращение, как к брату говорит о том, что это были товарищи очень близки по духу. Возможно даже,

  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь

    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

  • Анализ стихотворения Фета Вольный сокол

    Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

  • Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окном

    Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.

  • Анализ стихотворения Некрасова Зине

    Стихотворение “Зине” посвящается жене поэта Некрасова, написанное самим поэтом на закате дней. Будучи человеком эмоциональным, он в предддверии своей кончины пишет строки своей молодой супруге,