Армяне распоясались в россии. Кто же истинный хозяин юга России

Результаты парламентских выборов в России 18 сентября, подсказывают, что стереотипы, сформировавшиеся в армянском обществе касательно России, нуждаются в пересмотре.

Р езультаты

В результате выборов, состоявшихся 18 сентября, в госдуму России были избраны 450 депутатов, 225 из которых по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам и 225 — по мажоритарной системе, из разных участков.

Возвращаясь к окончательным результатам выборов, отметим, что правящая партия «Единая Россия» получила 140 прапорциональных мандатов и 203 мажоритарных. Коммунистическая партия России 35 пропорциональных и 7 мажоритарных мандатов, Либерал-демократическая партия 34 пропорциональных мандатов и 5 мажоритарных. Партия «Справедливая Россия» получила 16 мажоритарных и 7 прапорциональных мандатов.

А рмяне

По данным проведенной в России переписи 2010, число граждан Армении в России составляло 1 млн 182 тыс. В течение прошлого года, также в связи с вступлением Армении в Евразийский экономический союз и созданными возможностями миграции, это число значительно возросло.

Помимо довольно большого числа российских граждан армянского происхождения, особенностью является также то, что в некоторых регионах России, российские армяне живут компактно. В частности, в Ставропольском и Краснодарском краях, армяне исторически составляют крупные общины и принято считать, что они представляют серьезный социальный вес.

Кроме провинций, армяне в России имеют довольно большое влияние в метрополии, существуют так называемые конфедерации с «армянским составов» в медиа сфере и торговле, финансовой сфере и промышленности (Маргарита Симонян, Ашот Габриелян, Рубен Варданян, Данила Хачатуров и т.д.).

Тем не менее, результаты выборов 7-го созыва Государственной Думы РФ показывают, что в российском парламенте нет депутатов армян (за исключением, может быть, отдаленно имеющего армянские корни Артура Чилингарова). Таким образом, в отличие от предыдущего, 6-го созыва Государственной Думы, где был депутат, армянин по национальности Оганес Оганян, в нынешнем российском парламенте армян нет.

Учитывая, что есть около 1,2 миллионов армян в России, этот показатель говорит о том, что армяне там, далеко отброшены от политических процессов и особенно от законодательной деятельности. Такая ситуация может быть обусловлена тем, что у армянских общин нет единой социально-политической повестки дня в России, с помощью которой они станут более слышимы на федеральном уровне. Кроме того, армянские общины в России возглавляют такие люди, у которых тесные связи с правительством и они не хотят ради национальных интересов ставить под удар свои бизнес-интересы и преимущества от этих отношений. Также возможен вариант, что именно эти лица ведут конкретную политику, чтобы «держать подальше» от политики армянские общины.

С тереотипы

Принято считать, что у армян в России, так сказать, привелегированный статус, и что на высокие и ответственные должности часто назначаются армяне. Конечно, есть много граждан армянского происхождения, которые в России занимают серьезные должности в различных областях, в основном в сфере образования, бизнеса, культуры и так далее. Но российские парламентские выборы показывают, что из госуправления РФ армяне полностью вытеснены.

P.S. Отметим, что Чилингаров Артур Николаевич, советский и российский полярный исследователь и ученый-океанолог, герой Советского Союза и РФ. Чилингаров почти не осуществляет деятельности связанной с армянской диаспорой, и считать его армянским или про-армянским деятелем неправильно.

Ваге Гукасян
«Союз Информированных Граждан»

Начинаем серию из четырех частей, рассказывающую о возникновении противоречий и противостояния между царскими властями Российской империи и армянским обществом в начале XX века в повествовании Алексея Карповича Дживелегова (1875- 1952) - российского историка и политического деятеля армянского происхождения, член партии кадетов, доктора искусствоведения и переводчика.​ Работа написана в 1906-м году.


Еще не так давно в России никакого Армянского вопроса не было. Армяне жили там, где их поселило русское правительство, занимались своим делом, старались как можно реже беспокоить начальство и привлекать на себя его тревожное внимание, учились, своей деятельностью поднимали производительные силы края, несли на себе государственные тяготы, которых было немало. И центральное правительство, и кавказская администрация поведением армян были как нельзя более довольны. Мало того, армяне пользовались даже покровительством администрации, ими дорожили, пред ними - верится с трудом - заискивали. И вдруг все это так круто переменилось. Внезапность этого поворота придает ему большой интерес и заставляет несколько внимательнее приглядеться к его причинам.

В конце 20-х гг. прошлого века России пришлось вести войны с Персией и Турцией. И в той, и в другой армяне были самыми деятельными союзниками русских войск, и русские генералы сами не скрывали того, чем они были обязаны армянам . После заключения Туркманчайского (прим. русско-персидский договор 1828 г) и в дальнейшем Адрианопольского (прим. русско-турецкий договор 1829 г.) договоров, десятки тысяч армян переселились в «христианскую» землю, к России перешел Эчмиадзин с престолом католикоса, и русское правительство не знало, чем отблагодарить своих новых подданых, оказавших ему столь ценные услуги. В ближайшие годы было выработано положение об армянской церкви, на армян была возложена охрана турецкой границы, армянам дают всевозможные льготы в хозяйственной деятельности, облегчают желающим прохождение военной службы, не жалеют стипендий для армянских детей в гимназиях и военных училищах, словом, осыпают всякими «милостями», на которые бывают так щедры правительства, нуждающиеся в поддержке той или другой группы населения.
Но мы очень хорошо знаем, что в политике нет места сентиментальностям, «милость» - понятие чуждое суровой игре государственного расчета. Do ut des (прим. латынь «я даю с тем, чтобы и ты для меня что-нибудь сделал») - вот принцип, который один заведует распределением гнева и милости, и смотря потому, что диктует в данный момент соображение политической выгоды, на подданных изливается то гнев, то милость. В 30-х, 40-х, 50-х, 60-х и 70-х гг. русскому правительству несомненно было гораздо выгоднее расшаркиваться перед армянами и задобривать их потому, что в течение всего времени оно нуждалось если не в активной поддержке, то, по крайней мере, в сочувственном нейтралитете с их стороны. Шла упорная, ожесточенная борьба в горах Кавказа; шаг за шагом защищали горцы Чечни и Дагестана свои родные аулы. Не хватало солдат, ибо нужно было тщательно следить за южной границею Кавказа, держать достаточное количество войск в Крыму и в западных областях, где дважды поднималась Польша и где за рубежом не раз начинала свирепствовать революция - жупел (прим. ужас,страх) русской бюрократии. На Кавказе положение русских отрядов тем и было благоприятно, что вокруг театра борьбы правительство имело совершенно надежную опору в грузинских и армянских областях. Только благодаря преданности армянских народных масс, правительство могло не бояться восстания во вновь завоеванных у Персии и Турции областях, только благодаря их поддержке военные действия в 1854-55 гг. на Кавказе окончились так удачно, только благодаря популярности борьбы с горцами среди армянского населения русские отряды могли не бояться опасных диверсий. Ставропольская губерния, северные уезды Тифлисской и Елизаветпольской губерний могли охраняться крошечными сторожевыми отрядами и служили неодолимой плотиною даже в такие моменты, когда священные призывы газавата (прим.«священная война» мусульман против иноверцев) разливали повсюду волны горских полчищ. Ясное дело, что если бы кругом кавказского хребта не было сочувственных масс христианского, армянского и грузинского населения, сдерживавших своих мусульманских соседей, то картина войны была бы совершенно иная, и покорение Кавказа могло затянуться на долгие годы . После того, как в Дагестане пали последние оплоты Шамиля, прошло еще немало лет, пока мир и спокойствие воцарились в сердце Кавказа, пока выехали наиболее горячие патриоты и оставшиеся свыклись с патриархальной опекою русского бюрократизма. И в этот промежуточный период необыкновенно ценна была роль армян; они проникали в качестве предприимчивых купцов в аулы, вносили туда культуру и примиряли гордых горных рыцарей с русским владычеством.

Потом разразилась война 1877-78 гг. Русские войска вступили на турецкую территорию не как на неприятельскую землю, где каждую пядь земли приходится занимать ценою тяжелых потерь, а как в родную страну. Их встречали с колокольным звоном, с хлебом и солью, с церковными процессиями, от них охотно принимали бумажные деньги, доверяя «белому», христианскому царю не в пример болгарам, требовавшим золота. Армяне были убеждены, что турецкое владычество кончилось, что они становятся русскими подданными. Но они расчитывали без Бисмарка (прим. рейхсканцлер Германии) и без Биконсфильда (прим. Дизраэли, премьер-министр Великобритании). Значительная часть турецкой территории в Малой Азии, занятой русскими войсками, по Берлинскому трактату (прим. 1878 г.) была возвращена Турции.
Тут собственно и начинается Армянский вопрос вообще. Родиною этого злополучного детища международных страхов и внутренних опасений была Турция. Султан стал мстить армянам за поддержку, оказанную русским войскам, и не только забыл о реформах, ввести которые он трижды обязался перед Россией и перед Европою, но стал принимать меры к тому, чтобы реформы вообще сделались лишними . В больном мозгу этого фанатика постепенно сложился чудовищный план истребления армян в Турции, - план, отчасти осуществленный в 1894-95 гг., когда 300 000 армян в ужасающих мучениях погибли от рук верных сынов султана. Из-за одного этого, конечно, Армянского вопроса не возникло бы, но он явился на политическом горизонте Европы, когда армяне восстали на Аллаха, избивавшего их. Выхода для них не оставалось. Выбор был легок: лучше было умирать с оружием в руках на трупе сраженного врага, чем покорно подставлять шею под нож убийцы. И начиная с 80-х гг. восстания в разных частях Турции становятся все чаще и регулярнее . В свободных странах Европы образуются армянские революционные комитеты, которые помогают своим братьям в Турции оружием и людьми. Восстаниями удается обратить внимание Европы на тяжелую участь турецких армян - французская и британская дипломатия под давлением общественного мнения накладывают узду на расходившихся палачей…

Но мы не будем вдаваться в подробности истории турецких армян. Мы привели эту маленькую справку потому, что без нее не будет понятна эволюция отношений русского правительства к армянам.
После того, как была окончена война с Турцией и были устроены вновь присоединенные области, на Кавказе воцарился мир. Напряженное состояние прошло, исчезла необходимость сосредотачивать на Кавказе большие массы войск. Наставал момент для выполнения той задачи, которую русские правители всегда считали самой важной на окраинах - нужно было приниматься за русификацию края. Русификация признавалась у нас всегда единственным средством, способным прочно привязать окраину к центру . Некоторым оправданием советникам Александра III может служить то, что в начале 80-х гг. политика русификации еще не успела принести всех плодов, но если бы они обладали хотя бы некоторой политической дальновидностью и знали историю запада, они не решились бы сделать того, что они сделали. Внешним признаком окончания напряженного военного состояния и перехода к «мирной» политике было уничтожение наместничества и учреждение должности главноначальствующего гражданской частью Кавказа в 1882 г.
Устранение военной опасности с одной стороны, признание необходимости русификации с другой - совершеннo изменили отношение к армянам. Их значение на весах политической выгоды сразу сделалось очень невелико. Непосредственной, ощутительной в каждый данный момент пользы они более не приносили, а с точки зрения русификации были даже неудобны. Как же могло сохраняться старое отношение к ним?

Неудобство армян, как материала для русификаторских экспериментов, вытекало из всего их национального склада . Армяне - один из самых старых культурных народом Востока. Судьба бросила их на перепутьи, по крайней мере, двух больших дорог истории. Маленькая нация, рано принявшая христианство и приобщившаяся к византийской образованности, долго с честью несла обязанности сторожевого пикета европейской культуры, долго сопротивлялась натиску восточных народов, двигавшихся на запад. В конце концов сила одолела, армянское царство пало, но не погибла армянская культура. У армян рано выросло сознание того, что нация без государства может сохраниться в водовороте истории только благодаря культурным узам, и они берегли завещанные им их славным прошлым культурные традиции: язык, литературу, школу, церковь. Этим путем они удержали до наших дней целый ряд национальных особенностей, трудно поддающихся внешним воздействиям и способных устоять против каких угодно посягательств, делаемых с нечистыми целями. В этом отношении судьба армян напоминает судьбу другой многострадальной культурной нации - евреев, принужденной точно также вести борьбу за право быть тем, чем ее сделали века исторического развития.


Но русским администраторам, вроде князя Дондукова-Корсакова (прим. главноначальствующий на Кавказе) было очень мало дела до исторических традиций. Он не любил вообще, как и большинство русских администраторов, смотреть в корень вещей и доискиваться до причин. Он только видел, что армяне встречают новые мероприятия правительства очень сдержанно и вовсе не обнаруживают прежнего энтузиазма к начальственным попечениям о них, за которые так хвалили армян при Воронцове и великом князе Михаиле Николаевиче .

Эта перемена в армянах была результатом не утраты патриотических чувств, а просто некоторого недоразумения. Мы упомянули об этом не потому, конечно, чтобы оправдать армян в глазах начальства. Наоборот, мы считаем слепую преданность правительственной власти всюду, куда забрасывала армян прихоть истории, одним из самых тяжелых недостатков армянского национального характера, недостатком, от которого армяне стали излечиваться только в последние 10-20 лет. Он явился к армянам с другими политическими нравами из Византии, а у русских армян нашел очень подходящую питающую почву, благодаря условиям перехода в подданство к «христианскому царю». Если Дондукову и его преемникам казалось, что армяне утрачивают преданность правительству, то это происходило потому, что армяне никак не могли в начале понять, почему само правительство так изменилось к ним. А кавказская администрация находила, что у армян нет причин для ослабления верноподданических чувств. Искренно, или неискренно, но она считала новый русификаторский курс благодетельным для армян и думала, что чувства у них должны быть те же, что и при прежней политике заискивания. Словом, прекратилось согласие и исчезли сердечные отношения между кавказским начальством и армянским населением края. Начальство стало подозревать что армяне вообще утратили патриотические чувства. А раз закралось такое подозрение, то ему недолго было перейти в другое: армян мало-помалу стали считать крамольниками.
Отсутствие патриотизма - одно, крамола - другое, нечто гораздо более серьезное и для сердца «приказного» не выносимое. И для того, чтобы совершилась такая перемена, очевидно, нужны были основания, ибо без оснований не совершается перемена даже в бюрократических чувствах. Эти основания имелись, хотя человек, не искусившийся в тайнах управления окраинами, признал бы их, по меньшей мере весьма своеобразными.
Кавказские армяне имели наивность думать, что никакие высшие политические соображения русского правительства не пострадают от того, если они будут сочувствовать своим турецким братьям и если, не ограничиваясь простым сочувствием, они будут активно помогать им. И они довольно часто собирали для турецких армян деньги, посылали им оружие, чтобы дать им возможность хотя бы некоторое время защищать жизнь и честь семьи, которой постоянно грозили то курд, то солдат, то чиновник. Сначала это делалось довольно открыто, через границу проходило оружие, перебирались и вооруженные отряды. Но оказалось, что русские подданные не смеют содействовать оппозиции даже в Турции. Русское правительство стало преследовать эту «вредную» деятельность. Тогда она сделалась тайной и усилилась, несмотря на строгую пограничную слежку. Этого было недостаточно. Факт был установлен. Кавказские чиновники нашли повод для огульного обвинения целой нации в «крамоле». Но ведь «крамола», хотя и очень определенное, но в то же время и очень неуловимое понятие. Ее невозможно подвести ни под какой закон. И вот, мало-помалу выплыло наружу обвинение армян в сепаратизме. Была сочинена басня, что будто бы перед началом русско-турецкой войны кавказские армяне предлагали корону автономной Армении одному высокопоставленному лицу в России, ряд подобных же измышлений. Князь Дондуков уже в 1883 г. доносил в Петербург, что среди кавказских армян встречаются сепаратические стремления и что необходимо «принять меры.» В Петербурге в эту эпоху поощрялось всякое уловление «крамолы». Дондуков получил полномочия, и в 1885 г. было закрыто на Кавказе около 500 армянских церковно-приходских школ. Около 30000, там воспитывавшихся детей, было лишено образования. Их выгоняла на улицу полиция.



Спрашивается, каким образом была установлена связь между сепаратизмом и школами? Почему, если в стране сепаратизм, нужно закрывать школы, т.е. первый источник культуры? Логика здесь есть, но не обычная, а особенная, бюрократическая. , указывает, что речь шла вовсе не о сепаратизме, т.е. явлении по своему существу политическом, а о противодействии русификации, т.е. о комплексе фактов культурного порядка. Рассказы же о сепаратизме выдуманы были заблаговременно, ибо по первым попыткам насаждении русификации, искушенные в таких экспериментах чиновники решили, что дело должно кончиться сепаратизмом. Но, как всегда, чиновники ошиблись. Армянского сепаратизма на Кавказе никогда не было, потому что у него нет почвы. Противодействие русификации, наоборот, явилось сейчас же, как только начались соответствующие поползновения со стороны начальства, и мы не рискуем ошибиться, если будем утверждать, что оно будет продолжаться до тех пор, пока не кончится культуртрегерская политика русских чиновников на Кавказе. Чтобы прийти к такому выводу, не нужно быть пророком - нужно только немного знать историю.

Такая культурная оппозиция может даже не быть вполне сознательной и не выражаться ни в чем активном. Просто навязываемые идеи, нравы и чувства не могут быть усвоены народом, ибо они противоречат тем идеям, нравам и чувствам, которые у них сложились в процессе векового развития. Чтобы расчистить место для «истинно-русского» мировоззрения в армянах, нужно было вытравить из них мировоззрение армянское. Когда эта операция будет благополучно доведена до конца, тогда можно надеяться, что противодействие русификаторским замыслам прекратится. Таким образом, административное чутье помогло понять кавказским обрусителям ту истину, что для успешности их миссии нужна прежде всего разрушить у армянского народа его культурные традиции. Разговоры о сепаратизме и ссылка на дипломатические ноты со стороны Турции были лишь предлогами, при помощи которых хотели придать некоторую естественность и благовидность гонениям на основании армянской культуры - на школу, на печать, на церковь.

Первое закрытие школ, впрочем, длилось недолго. По каким-то соображениям, оставшимся не вполне ясными, быть может, чтобы не очень возбуждать общественное мнение раздраженное неутверждением выбранного обществом католикоса, их частично вновь открыли в 1886 г., еще при Дондукове. Лет десять армянские дети могли учиться без особенных помех. Преемник Дондукова генерал Шереметев (1890-97) сам, повидимому, не чувствовал особенной склонности к обрусительным мерам, но его все время настраивали на соответствующий лад из Петербурга, и он был вынужден подчиниться. Среди его советников, наоборот, было довольно много «истинно-русских» чиновников, которые весьма охотно предавались делу разрушения культуры.

Личность К. П. Яновского , бывшего попечителя Кавказкого учебного округа с 1878 по 1900 г., особенно в этом отношении примечательна. О нем довольно прочно составилось представление, как о необыкновенно гуманном человеке, как о разносторонне образованном педагоге, как об администраторе, идущем вровень с наиболее культурными идеями своего века. Такая репутация доказывает только две вещи: что Яновский в своих писаниях проводил взгляды диаметрально-противоположные тем, которым он следовал в своей политике, и что перед взором общественного мнения он умел не обнаруживать своей прикосновенности к реакционным мерам кавказской администрации . На самом деле факт говорит, что этот хитрый старый чиновник был настоящим злым духом кавказских инородцев вообще и армян в особенности. Армянская школа имела в нем врага неумолимого, не останавливающегося ни перед какими мерами.

Яновский.К.П.

Открытие школ казалось ему крупной ошибкой, и он ждал случая, чтобы ее исправить. Когда умер католикос Макарий(прим. Макар I Тегутци, Тер-Петросян (1813-91) - католикос армян с 1885 г.), непопулярный среди армян и поэтому пользовавшийся благосклонностью правительства, учебное начальство стало под предлогом неимения ценза удалять учителей и учительниц из армянских школ. Новому католикосу Мкртичу (прим. Мкртич I Ванеци, Хримян Айрик (1820-1907) - католикос армян с 1893 г.) удалось оттянуть окончательное решение вопроса до 1896 года, когда высшая администрация вновь его обострила под влиянием событий в Турции.

Живущие за границею армяне обратились к британскому правительству с мольбою оказать давление на красного султана и остановить преступную руку, истребившую уже сотни тысяч армян. Кроме как к Англии прибегнуть было и не к кому.

Тогдашний русский министр иностранных дел, князь Лобанов-Ростовский , имевший, как говорят, особенные причины быть снисходительным к кровавым развлечениям Абдул Гамида, решительно отказался прибегнуть к дипломатическому воздействию на Порту и успел привлечь на свою сторону Германию, Австро-Венгрию и даже Францию. Оставалась одна Англия. Но русская бюрократия не только сама не желала помочь истекавшему кровью народу, она считала признаком опасного сепаратизма, когда этот народ стал взывать о помощи к другим державам. С дипломатической точки зрения это, должно быть, неприлично, а в некоторые моменты нашей государственной жизни дипломатическая точка зрения очень сильно влияла и на внутреннюю политику. Представителю католикоса в Петербурге довольно ясно дали понять, что за обращение к Англии армяне понесут наказание и будут лишены школ. Мера наказания очевидно была подсказана из канцелярии попечителя кавказского учебного округа, где воспользовались неожиданно представившимся предлогом, чтобы удовлетворить давнишнему «praeterea censeo»(прим. задумки) Яновского.

Почему за обращение заграничных армян к Англии должны были расплачиваться школы, единственный источник образованности для большинства русских армян, понять трудно. Но где-то в тайниках канцелярии было решено, что церковно-приходские это школы-гнезда противоправительственной пропаганды и есть главная причина недоступности армян для русификаторской пропаганды. И школы были закрыты.

Итак, причиною закрытия школ было то, что они, по мнению петербургской и кавказской бюрократии, служили очагами противоправительственной пропаганды. Перед тем как закрыть их, канцелярия генерала Шереметева запросила канцелярию попечителя учебного округа, в состоянии ли будет она взамен закрываемых армянских церковно-приходских школ открыть министерские в достаточном количестве. Канцелярия попечителя должна была признаться, что очень мало надежды на получение ассигнации министерства народного просвещения. Но Яновскому пришла в голову гениальная мысль. В докладе главноначальствующему он предлагал отобрать в казну кавказского округа имущество закрытых школ и на добытые таким путем деньги открыть русские правительственные школы; в них можно, пожалуй, пускать и армянских детей, но преподавание будет там исключительно русское. Таким образом, русификация получит могучее орудие, не будет стоить правительству ни гроша, а армяне будут на собственные деньги приобщаться к благам русской официальной культуры. Этот блестящий план встретил полное сочувствие и в кавказских, и в петербургских канцеляриях. Яновский приготовил все, что нужно, и тогда католикос получил предложение передать в ведение кавказского учебного округа 168 из 203 имеющихся на Кавказе церковно-приходских армянских школ на том основании, что источники содержания школ якобы не соответствуют указанным в законе. К требованию была приложена и ведомость, которая была составлена с очень определенной тенденцией. В основу распределения школ на две категории легло совсем не то соображение, на которое опиралось учебное начальство. Из 168 школ, отбираемых у армян, не было почти ни одной бедной, из 35, великодушно оставленных им - все были бедные. Таков был единственный принцип распределения. Ссылка на закон была просто канцелярским украшением. Ни протесты, ни просьбы католикоса, доказывавшего, что ведомость составлена неверно, не помогли. Большинство школ было закрыто, как уже сказано, в январе 1896 г.

В Петербурге вся эта история, раздутая кавказскими властями, произвела некоторое впечатление. Слухи о распространении крамолы среди армян послужили поводом для отправки на Кавказ специальной миссии, состоящей из директора иностранных вероисповеданий г. Мосолова и кн. Ухтомского, тогдашнего редактора «Петербургских Ведомостей». Миссия должна была дать ответ на вопросы: правда ли, что армянские школы служат гнездами противоправительственной пропаганды, и правда ли, что среди кавказских армян распространена привязанность к Англии и английской конституции. Миссия приехала на Кавказ, побывала всюду, в Тифлисе, в Эривани, в Эчмиадзине, искала довольно долго и очень добросовестно, но армянской крамолы не нашла. С этим она и приехала в Петербург, но пока она была на Кавказе, местные власти, узнав в каком духе она предполагает составить свой доклад, позаботились о составлении собственного доклада, который и отправили заблаговременно. В этом докладе фигурировали сочиненная «Новым Временем» басня об «армянском царстве до Ростова». В министерстве внутренних дел «факты», сообщенные кавказским управлением произвели настолько сильное впечатление, что когда Мосолов и Ухтомский представили туда свою записку, им довольно холодно ответили, что взгляд министерства внутренних дел уже составлен и что их записка, этому взгляду противоречащая, не может получить дальнейшего движения. Это было весною 1896 г.

Результатом было то, что в Тифлисе получили полномочия на дальнейшие репрессии. Но в бюрократическом мире даже дела о репрессиях подвигаются туго. Пока в канцелярии попечителя скрипели перья, Шереметев умер. Начальником края в 1897 году сделался князь Голицын.

Подписаться

Мы уже писали о том, что армянская диаспора России весьма эффективно воздействует не только на общественное мнение этой страны, но и на процесс принятия решений ее политическим руководством, даже несмотря на то, что повестка армян зачастую не только противоречит, но и вредит национальным интересам российского государства.

Добиться столь впечатляющих результатов армянам удается за счет планомерной экспансии в общественно-политической и экономической сферах. Армяне уже буквально подмяли под себя многие ведущие российские СМИ, паралельно опутывая своими щупальцами и деловую среду России.

Однако, этим далекоидущие планы мирового армянства, филиалом которого может считаться диаспора в России, не ограничиваются.

Как известно, армяне прекрасно освоили принципы по изменению демографии регионов, которые являются для них стратегически важными, и в которых они проживают весьма концентрированно.

Такова картина в США, так в последние десятилетия армяне активно заселяются и в ряд субъектов Российской Федерации, расположенных на самых южных, плодородных рубежах, в непосредственной близости от Черного и Каспийского морей - Ставрополье и Краснодарском крае.

Столь любопытная география армянской миграции приобретает еще более угрожающие очертания, когда к данным по Ставропольскому и Краснодарскому краям РФ приплюсовывается демографическая статистика не признанной Абхазии, где армяне также существенно увеличили свое присутствие - сегодня их здесь уже больше, чем грузин, и составляют они порядка 20% населения.

Во всех упомянутых выше регионах, как в свое время и в Нагорном Карабахе, армяне активно занимаются заселением территорий, чтобы потом, когда наступит подходящий момент, выдвинуть свои претензии, суть которых, как известно, сводится к достижению заветной цели - построению «Великой Армении от [Черного] моря и до [Каспийского] моря.

В данном контексте уместно будет привести немного статистики.

Армяне и южные рубежи России

Сегодя армяне в Краснодарском крае — это крупнейшая армянская община России.

Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае проживало свыше 182 тыс. армян (34,2 % от общей численности армян в РСФСР), согласно переписи 2002 года — уже 275 тыс. (24,3 % от общей численности армян в Российской Федерации, 5,4 % населения края).

В период между переписями населения 1989 и 2002 годов армяне стали второй по численности после русских этнической общностью Краснодарского края (в 1989 году второе место после русских занимали украинцы).

Однако по многим неофициальным данным, реальная численность армян в крае значительно больше официальных. Так, например, приводятся цифры от 500 тысяч до 1 миллиона. По данным главы Союза Армян России Ара Абрамяна, в Краснодарском крае живёт от 650 тысяч до 700 тысяч армян. В составе края в 1925 году был образован Армянский национальный район.

В то же время, в Ставропольском крае армяне - это вторая по численности армянская община России.

Согласно переписи 1979 года, в Ставропольском крае проживало 40 тыс. армян, согласно переписи 2010 года — уже 161 324. Таким образом, по официальным данным армяне составляют 6 % от населения края. По не официальным данным в Ставропольском крае проживают около 300-400 тыс армян (от 11% до 15% населения), что указывает на чрезмерно высокую концентрацию армян в этом регионе.

Учитывая печальный опыт Нагорного Карабаха, куда армяне активно заселялись из Персии и Малой Азии стараниями Российской Империи, став впоследствии большинством, а также Абхазии, где сегодня они - вторая по численности этническая группа, можно предположить, что два упомянутых выше российских края ждут еще более серьезные проблемы, чем те, с которыми жители уже успели столкнуться.

Приведем лишь несколько примеров, которые корнями уходят в теперь уже далекие 90-е. Именно тогда армяне стали закладывать фундамент свой преступной сети на территории Ставрополья и Краснодарского края.

Армянская война за Минводы

Как отмечала в 1998 году влиятельная газета «Коммерсант», именно тогда шла «армянская война за Минеральные воды», которую с большим трудом смогла остановить оперативно-следственная бригада Южного РУОПа, Главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД и прокуратуры Ставропольского края.

На протяжении шести лет криминальные группировки вели борьбу за контроль над элитной курортной зоной — Кавказскими Минеральными Водами.

Вот что пишет об этом «Коммерсант»:

«...Ситуация изменилась, когда в регионе собралось большое количество армян из Нагорного Карабаха. В 1991 году там были созданы армянские культурно-национальные общины, которые возглавили состоятельные люди, имеющие обширные связи в местных властных структурах. Официально общины создавались для оказания гуманитарной помощи беженцам и содействия армянам-предпринимателям. На практике они фактически являлись прикрытием для "отрядов самообороны", в которые в основном входили бойцы, до этого воевавшие в Карабахе. Одну из таких общин — пятигорскую — возглавили Валерий Григорян и Размик Мнацаканов. Их помощниками стали "вор в законе" Арам Юзбашев и уголовные "авторитеты" Артур Додоян (Артур Оренбургский), Ваник Каракозян, Геннадий Новосардян (Гено) и Арам Ерицян.

[…] Правоохранительные органы Кавказских Минеральных Вод долгое время хранили олимпийское спокойствие, пока [армянские мафиози терроризировали город]. Ни одно из убийств раскрыто не было. Так могло продолжаться и дальше, если бы ситуацией не заинтересовался тогдашний прокурор Ставропольского края Юрий Лушников. Он обратился в Южное региональное управление по организованной преступности с предложением создать оперативно-следственную бригаду, которая занялась бы расследованием "войны за нарзанные источники". За полтора года бригаде, численность которой колебалась от 25 до 50 человек, удалось раскрыть 101 преступление, совершенное армянскими преступниками.

[...] У преступников было изъято более 30 единиц огнестрельного оружия, тысячи единиц боеприпасов, а также армейские мины и самодельные бомбы.

Интересно, что когда следствие стало приносить результаты, в Ставрополье зачастили проверяющие из Москвы. Проверки завершились тем, что Лушников, который не раз заявлял о коррумпированности как руководителей органов внутренних дел Ставропольского края, так и работников администрации Кавказских Минеральных Вод, был снят с должности "за неудовлетворительную работу". Сам бывший прокурор рассказывал, что постоянно испытывал давление "самых разных сторон", а за прекращение уголовного преследования участников армянской группировки ему предлагали $1 млн. Когда он отказался взять деньги, с ним разобрались с помощью его же коллег из прокуратуры», - писала газета.

Впрочем, с годами ситуация не изменилась.

Началось все с драки в кафе «Евгения» в ночь с 20 на 21 сентября. Как сообщила прокуратура края, драка произошла между Андраником Ц. и Романом С. Армянин ударил русского бутылкой по голове.

Пока ударенному бутылкой зашивали голову, его ждал приятель Анатолий Ларионов, который и подвергся атаке дружков Андраника.

Дело в том, что армяне - участники потасовки в кафе не посчитали инцидент исчерпанным и поехали в центральную районную больницу для дальнейшего выяснения отношений. Именно там 40 армян атаковали молодого человека, жестко избив его до смерти.

Сразу после задержания главного фигуранта дела о массовой драке со смертельным исходом в больнице Минеральных Вод, армяне Ставрополья выступили с открытым письмом, попытавшись «перевести стрелки».

«Некоторые деструктивные силы пытаются выставить эту драку как межнациональный конфликт, несмотря на то, что среди задержанных и подозреваемых - представители различных этногрупп... К сожалению, на Ставрополье наблюдаются попытки придать межнациональную окраску бытовым и криминальным конфликтам», - отмечалось в письме.

Однако жители Минвод с ними согласны не были - они вышли на митинг, выразив протест, против произвола армянских бандитов.

И это далеко не единичный случай преступлений армянской этнической группировки на юге России.

Кровавая бойня «воров в законе»

Фигуранту другого громкого дела - жителю Сочи Владимиру Оганяну, участнику убийства известного сочинского коронованного «вора в законе» Петра Кусаева, удавалось скрываться от правосудия долгие 8 лет. И лишь в августе 2015 года беспредельщика удалось схватить на бескрайних просторах Армении.

14 июля 2007 года жители улицы Молокова в Сочи до сих пор вспоминают с ужасом и вздрагивают от каждого хлопка, взрыва питард.

Тогда никто не обратил внимания на скромные «Жигули», въехавшие во двор. Неожиданно оттуда выскочили четверо мужчин и открыли стрельбу по жившему здесь «авторитету» Петру Кусаеву на глазах оцепеневших от ужаса женщин и детей.

Правоохранители выяснили, что организатором и участником громкого убийства стал еще один местный криминальный авторитет Григорий Еремян. Причиной раздора двух авторитетов стало то, что осетин Кусаев пошел на конфликт с частью армянской диаспоры.

Не теряя времени, Еремян взял своих верных «товарищей» Артура Карогозяна, вышеупомянутого Владимира Оганяна и Эдуарда Пашяна, сел в «Жигули» и отправился к дому врага. Их не остановил даже тот факт, что во дворе гуляли маленькие дети, которые могли погибнуть от пуль. Сделав свое дело, Еремян со своими сообщниками и оружием скрылись в Абхазии, затем перебрались в Армению.

Церковные адепты нацизма

Между тем, паралелльно с преступным миром, свое «дело» на Юге России делает и основная идеологическая кузница армянства - церковь. И помогает ей в этом влиятельные представители диаспоры, одним из которых является выходец из Краснодарского края - Сергей Галицкий (фамилия до женитьбы — Арутюнян) - российский предприниматель, основатель и совладелец крупной розничной сети «Магнит». Галицкий сегодня один из богатейших людей России с состоянием в 6,8 млрд долларов.

C 2008 года бизнесмен владеет футбольным клубом «Краснодар» для которого отстроил суперсовременный стадион, обошедшийся в сотни миллионов долларов.

Так вот, порой армянские «патриоты» своей чрезмерной напористостью и наглостью вызывают раздражение местных жителей.

Приведем в качестве примера один случай, имевший место не так давно.

Итак, армяне установили в Армавире (Краснодарская область) мемориальную дощечку... в честь нацистского ублюдка Гарегина Нжде.

По всей вероятности, армяне уже не видят никакой разницы межу Ереваном, где совсем недавно при участии президента Саргсяна был открыт памятник этому нацисту, и Армавиром.

«Да как так можно? Рядом с памятными досками героям Великой Отечественной войны установить табличку армянского лидера, который сотрудничал с нацистами», - негодуют несколько жителей Армавира. Именно они и обнаружили на территории местного храма мемориальный комплекс с именем человека, помогавшего фашистам.

Как известно, За сотрудничество с фашистами Нжде осудили на 25 лет. Но из тюрьмы этот негодяй не вышел, скончался от тяжелой болезни в 1955 году.

А 57 лет спустя в Армавире (к этому городу Нжде не имеет никакого отношения, здесь просто живут армяне), на территории армянского храма Успения Пресвятой Богородицы, установили мемориальную доску этому преступнику.

Считаю, что такое соседство предателя с настоящими героями просто недопустимо, - говорит армавирец, юрист Илья Хлопков в интервью «Комсомольской правде». - Я сам был на территории храма и видел этот мемориал. А когда стал узнавать, когда его установили, выяснилось, что его возвели по инициативе молодежного комитета при армавирском отделении Союза армян России. Зачем надо было помещать на одну доску человека, добровольно пошедшего на сотрудничество с Третьим рейхом? Не смутил устроителей данного мемориала и тот факт, что осужденный к 25 годам тюремного заключения Гарегин Нжде так и не был реабилитирован. А ведь критерием для установки мемориальной доски какому-либо лицу являются бесспорные заслуги перед обществом, причем все достижения должны иметь официальное признание и подтверждения соответствующими документами.

Как сообщают СМИ, жители Армавира собрались идти в прокуратуру, чтобы в этом деле разобрались служители закона.

Правда, армянам до этого нет никакого дела.

То, что памятная доска Гарегину Нжде, установленная на территории нашего храма кому-то не нравится, впервые от вас слышу. К нам никто не приходил с жалобами и не требовал ее убрать, - сообщил все той же «КП» настоятель армянской апостольской церкви Успения Пресвятой Богородицы, протоиерей Макар. - Для нас Нжде - человек, боровшийся за права армян, и мы не считаем его предателем!

Коротко и предельно ясно.

Нас - армян, мол, не интересует, что вы там «местные» разворчались. Делать будем то, что считаем нужным. Стрелять, бить, убивать, ставить памятники нацистам...

Как отмечал один из армянских пользователей в соцсети Вконтакте - «осталось теперь узаконить права на хорошенько обжитые территории Юга России и... прорваться к Каспию, а там, гляди, и удастся соединить все эти земли с Арменией».

Возможно, кому-то эта фраза покажется до ужаса примитивной и фантастической. Однако не стоит недооценивать армян. Именно в этом их самый большой трюк, ведь они убедили российский народ и власть, в том, что от них никакой угрозы в адрес российского государства исходить не может. Только вот факты говорят об обратном - угроза, и весьма серьезная, не просто есть, она набирает нешуточные обороты.

По версии читателей газеты «Ноев Ковчег», список представлен по алфавиту

В данный список вошли лица, наиболее часто упоминаемые в письмах наших читателей. Редакция получила 6850 писем и сообщений.

Мы благодарны за участие всем, кто помог в составлении данного списка, и надеемся на дальнейшую вашу активность и взаимопонимание.

1. АБАДЖЯН Валерий Аршалуйсович: обладатель Кубка мира по боксу 1981 г., глава общественной организации «Специальная олимпиада», г. Воронеж

2. АБГАРЯН Эдвард Арамович: ректор Московского института бизнеса и права, г. Москва

3. АБРАМЯН Ара Аршавирович: президент Всемирного армянского конгресса и Союза армян России, г. Москва

4. АВАГУМЯН Камо Кимович: председатель совета директоров группы компаний «Авилон», г. Москва

5. АВАКЯН Грач Саркисович: президент группы компаний «Адамант», г. Москва

6. АВАКЯН Вартан Нахапетович: руководитель компании «Отис» по Восточной Европе, России и странам СНГ, г. Москва

7. АВАКЯНЦ Сергей Иосифович: командующий Тихоокеанским флотом ВМФ РФ, вице-адмирал, г. Владивосток

8. АГАНБЕГЯН Абел Гезевич: академик РАН, председатель попечительского совета ВШКУ РАНХиГС, г. Москва

9. АЗНАВУРЯН Карина Борисовна: двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию на шпагах, г. Москва

10. АЙРАПЕТЯН Левон Гургенович: председатель совета директоров ИД «Собеседник», г. Москва

11. АКОПОВ Погос Семенович: председатель общероссийской организации «Ассоциация российских дипломатов», г. Москва

12. АКОПЯН Виген Корюнович: главный редактор ИА Regnum, г. Москва

13. АЛЕКЯН Агаси Алекович: председатель совета областной общественной организации «Нижегородская армянская община», владелец группы компаний «Династия», г. Нижний Новгород

14. АЛЕКЯН Баграт Гегамович: кардиохирург, академик РАМН, г. Москва

15. АМБАРЦУМЯН Сергей Александрович: президент концерна «Монарх», г. Москва

16. АНИСОНЯН Григорий Юрьевич: издатель и главный редактор газеты «Ноев Ковчег», г. Москва

17. АРЗУМАНЯН Граат Мамиконович: председатель правления «Трансстройбанка», г. Москва

18. АРУТЮНЯН Сурен Гургенович: Чрезвычайный и Полномочный посол, г. Москва

19. АХИНОВ Григор Артушевич: профессор, руководитель Центра междисциплинарных исследований МГУ, г. Москва

20. ВАРДАНЯН Рубен Карленович: председатель совета директоров ОАО «Российская венчурная компания», г. Москва

21. ВАРТАНЯН Гоар Левоновна: разведчик, кавалер ордена Боевого Красного Знамени, г. Москва

22. ВЕРМИШЕВА Сэда Константиновна: публицист, общественный деятель, г. Москва

23. ГАБРИЕЛЯН Григорий Аркадьевич: геолог, академик РАЕН, президент научно-технической фирмы «Геосервис», г. Москва

24. ГАЛСТЯН Арсен Жораевич дзюдоист, чемпион Олимпийских игр 2012 года, Краснодарский край

25. ГАЛУСТЯН Михаил (Ншан) Сергеевич: шоумен, актер, сценарист, продюсер, г. Сочи

26. ГАЛУСТЬЯН Оскиан Аршакович: генерал-майор МВД РФ, доктор юридических наук, г. Москва

27. ГАРСЛЯН Армен Гайосович: председатель совета директоров АО «Метафракс», Пермский край

28. ГЕВОРГЯН Эдвин Иванович: президент компании «Эдвар Интернешнл», композитор, г. Москва

29. ГЕВОРКЯН Гагик Гургенович: президент гильдии ювелиров России и ювелирного дома «Эстет», г. Москва

30. ГРИГОРЯН Рубен Цолакович: генеральный директор инвестиционно-строительного холдинга «Руцог-Инвест» г.?Москва

31. ГРИГОРЯНЦ Виталий Саркисович: президент компании «Арч Лимитед», г. Москва

32. ГУЛЯН Эдуард Карленович: руководитель ООО «Инкомстроймаркет», г. Москва

33. ДАВЫДЯНЦ Валентин Сергеевич: капитан атомного ледокола «50 лет Победы», г. Мурманск

34. ДЖАЗОЯН Ашот Егишеевич: генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов, г. Москва

35. ДЖИГАРХАНЯН Армен Борисович: артист театра и кино, народный артист СССР, г. Москва

36. ДОЛБАКЯН Эммануил Егиаевич: руководитель региональной общественной организации «Армянское культурно-просветительское общество «Арарат», г. Москва

37. ДОХОЯН Юрий Рафаэлович: главный тренер мужской сборной России по шахматам, гроссмейстер, г. Москва

38. ЕНГИБАРЯН Роберт Вачаганович: директор Института госуправления МГИМО, доктор юридических наук, г. Москва

39. ЕСАЯН Рубен Татевосович: руководитель ГОСНИИ гражданской авиации, Герой России, г. Москва

40. ЗАКАРЯН Гагик Тигранович: президент КБ «Юниаструмбанк», г. Москва

41. ЗАРГАРЯН Игорь Олегович: генеральный директор ПЭФ «Союз», г. Москва

42. ИСААКЯН Георгий Георгиевич: директор и художественный руководитель Театра им. Н. И. Сац, заслуженный деятель искусств РФ, г. Москва

43. ИСААКЯН Степан Исаакович: дрессировщик, народный артист АрмССР, г. Москва

44. ИСАХАНЯН Геворг Анушаванович: Герой России, генерал-майор, начальник Свердловской областной организации РОСТО, г. Екатеринбург

45. КАГИЯН Симон Гарегинович: учредитель общественного движения «Правозащита ХХI век», г. Москва

46. КАЗАРЯН Артур Левики: председатель Амурского регионального отделения САР, г. Благовещенск

47. КАЗАРЯН Самвел Григорьевич: генеральный директор издательства «Юнипресс», г. Москва

48. КАЛЕНДЖЯН Сергей Оганович: декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, г. Москва

49. КАМАЛОВ Армаис Альбертович: доктор медицинских наук, профессор, зав. отделом НИИ урологии, г. Москва

50. КАРАПЕТЯН Карен Вильгельмович: заместитель генерального директора по стратегии и развитию ООО «Газпроммежрегион-газ», г. Москва

51. КАРАПЕТЯН Самвел Саркисович: владелец группы компаний «Ташир», г. Москва

52. КАРАПЕТЯН Саак Альбертович: начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ, г. Москва

53. КАРАПЕТЯН Шаварш Владимирович: многократный чемпион мира и Европы по подводному плаванию, г. Москва

54. МАКЕЯН Грач Оганесович: председатель армянской общины «Севан» в составе САР, г. Сочи

56. МАРТИРОСОВ Роллан Гургенович: главный конструктор ОАО «КБ Сухого» и истребителя СУ-34, г. Москва

57. МЕЛИКСЕТЯН Александр Мамиконович: заместитель председателя совета областной общественной организации «Нижегородская армянская община», гендиректор группы компаний «Веракангнум», г. Нижний Новгород

58. МЕЛИК-ПАШАЕВА Карина Левоновна: ректор Российского университета театрального искусства – ГИТИС, г. Москва

59. МИКАЕЛЯН Карен Залибекович: заместитель председателя Национального конгресса западных армян, г. Москва

60. МИКОЯН Степан Анастасович: Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, г. Москва

61. МИРЗОЯН Гамлет Ашотович: президент ОАО «САТЭКС», писатель, публицист, г. Москва

62. МКРТЧЯН Ашот Наириевич: генеральный директор туристической компании «Виза Конкорд», г. Москва

63. МОВСЕСЯН Мовсес: глава епархии Юга России ААЦ, епископ, г. Краснодар

64. НАВОЯН Юрий Людвигович: председатель общественной организации «Российско-армянское сотрудничество», г. Москва

65. НЕРСИСЯН Езрас: архиепископ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, г. Москва

66. НИКОГОСЯН Николай Багратович: скульптор, народный художник СССР, г. Москва

67. ОГАНЕСЯН Иван Джонридович: актер театра и кино, г. Москва

68. ОГАНЕСЯН Нерсес Гедеонович: сценарист, кинорежиссер, г. Москва

69. ОГАНЕСЯН Самвел Беникович: президент Оренбургского областного фонда армянской культуры «Терьян», г. Оренбург

70. ОГАНЕСЯН Юрий Цолакович: физик, академик РАН, г. Москва

71. ОГАНЕСЯН Оганес Арменакович: депутат Государственной думы РФ, г. Москва

72. ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович: юморист, народный артист России, г. Москва

73. ПОГОСЯН Грачья Мисакович: директор по связям с общественностью ООО «Росвоенстрой», г. Санкт-Петербург

74. ПОГОСЯН Михаил Асланович: генеральный директор ОАО «КБ Сухого», г. Москва

75. СААКЯН Грант Спартакович: генеральный директор ООО «ОрионСтрой», г. Москва

76. САГРАТЯН Ашот Аристакесович: писатель, переводчик, г. Москва

77. САМУРГАШЕВ Вартерес Вартересович: борец, чемпион Олимпийских игр 2000 года, дважды чемпион мира, г. Ростов-на-Дону

78. САРКИСЯН Вагаршак Борисович: председатель регионального отделения САР по Пермскому краю, г. Пермь

79. САЯДОВ Сергей Михайлович: основатель и руководитель Общеармянского культурно-просветительского фонда «Хайазг», г. Ростов-на-Дону

80. СИМОНЯН Маргарита Симоновна: главный редактор международного информационного агентства «Россия сегодня», г. Москва

81. СИМОНЯН Никита Павлович: футболист, чемпион Олимпийских игр, заслуженный тренер РФ и СССР, г. Москва

82. СМБАТЯН Армен Багратович: исполнительный директор Фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, г. Москва

83. СОГОЯН Фридрих Мкртычевич: скульптор, народный художник России, г. Москва

84. СТЕПАНЯН Геннадий Шагорович: президент компании «Стинком», г. Москва

85. СУРМАЛЯН Арутюн Арменакович: председатель Нахичеванской-на-Дону армянской общины, г. Ростов-на-Дону

86. ТАВАДЯН Арарат Джаванширович: генеральный директор концерна «Лусине», генеральный директор отеля «Арарат Парк Хаятт», г. Москва

87. ТАТОЯН Араик Гамлетович: председатель регионального отделения САР, г. Омск

88. ТАТУЛЯН Рубен Альбертович: председатель совета директоров ОАО «КОТЭК», пансионат «Весна», г. Сочи

89. ТЕР-ГРИГОРЯНЦ Норат Григорьевич: генерал-лейтенант ВС Советского Союза, заместитель председателя Национального конгресса западных армян, г. Москва

90. ТЕР-ГАЗАРЯНЦ Георгий Арташесович: Чрезвычайный и Полномочный посол, вице-президент САР, г. Москва

91. ТЕР-САРКИСОВ Рудольф Михайлович: первый зам. генерального директора ООО «Газпром добыча шельф», г. Москва

92. ТОНОЯН Армен Сираканович: гендиректор компании «Прогресс», зам. руково-дителя регионального отделения САР, г. Уфа

93. ТОСУНЯН Гарегин Ашотович: президент Ассоциации российских банков, г. Москва

94. ХАЧАТУРОВ Даниил Эдуардович: президент группы компаний «Росгосстрах», г. Москва

95. ХАЧАТРЯН Сократ Мнацович: председатель Ярославской областной общественной организации «Армянское общество «Наири», г. Ярославль

96. ЧИЛИНГАРОВ Артур Николаевич: член Совета Федерации РФ, г. Москва

97. ЧИТИПАХОВЯН Петр Степанович: президент «Трансстройбанка», г. Москва

98. ЧУБАРЬЯН Александр Оганович: академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН, г. Москва

99. ШАХАЗИЗЯН Армен Грачикович: генеральный директор компании «Лудинг», г. Москва

100. ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич: кинорежиссер, сценарист, г. Москва

Мамедова Лейла 30.10.2015 в 12:00

В преддверии Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября, сайт сделала цикл программ о жизни национальных диаспор в России. Сегодня в гостях у сайт вице-президент Союза армян России Герман Ананянц . Герман Сергеевич рассказывает о давней дружбе русского и армянского народа, укладе жизни армян в России и сохранении древних традиций.

- Герман Сергеевич, м ного армян сегодня живет и работает в России?

- Сегодня в России проживает 1 миллион 700 тысяч армян, граждан России, и приблизительно 400-500 тысяч армян, которые не являются гражданами. Это гастарбайтеры или как раз те бабушки, которые приехали к своим внукам.

Русская Армения - очень большая, большая часть армян проживает в Краснодарском крае. Там около 600 тысяч армян, граждан России.

- Потому что там тепло?

- Да, тепло. Но главное - то, что в свое время натворила Екатерина. Она переселяла армян именно в Краснодарский край для подъема земледелия, сыроварения и так далее. Поэтому армяне в Краснодарском крае - это, как в народе называют, не понаехавшие, а осевшие давно-давно, еще когда казаков не вспоминал никто.

- Всего лишь?

- Да. В Московской области - еще 100 тысяч российских армян. Поэтому создана мощная и огромная общественная организация, объединяющая всех армян, называемая Союзом армян России. Возглавляет ее крупный меценат, бизнесмен, политик, посол доброй воли Ара Абрамян.

Союзу армян России - 15 лет. Буквально на днях прошел съезд Союза армян России. Проживая здесь, армяне легко адаптируются в российскую среду.

Конечно, тех, кто приезжает сейчас, нельзя сравнивать с теми армянами, которые были здесь до развала Советского Союза. Тогда армяне были широко представлены крупными учеными, маршалами, генералами и так далее.

Но времена меняются, и приехали разные, в основном - рабочий класс и другие. В этом плане социальные слои, конечно, изменились. Ну и количество, конечно, прилично поднялось. Еще с советских времен было много смешанных семей. Я сам женат на русской и живу здесь уже 50 лет.

Народ тоже меняется по обстановке, но сами по себе армяне - законопослушный народ. Кстати говоря, начальник ГУВД Краснодарского края, где армян больше всего, докладывал губернатору и армянской делегации, что армяне на последнем месте по шкале преступности.

Наш Союз и Ара Абрамян очень много помогают России. Он помогает МВД и минобороны, он помогает и Армении - открыл столовую для малоимущих, где одновременно могут обедать 250 человек. Сейчас Ара Абрамян строит православную церковь в Армении, а освятил ее патриарх РПЦ Кирилл.

- Союз армян России ведь и здесь армянам помогает. Какие главные направления?

Конечно, очень большое внимание мы уделяем адаптации разных беженцев и просто приезжим, которые не могут адаптироваться.

- Кстати, статус беженца армянину сложно получить?

- Нет. Когда были события 90-го года в Азербайджане, очень многие получили статус беженца здесь, в том числе в Москве. Но, конечно, главный наш вектор направлен на сохранение нашей культуры, языка, истории, менталитета.

Не секрет, что все-таки менталитет восточный, армянский, воспитание играет большую роль. У нас хорошее воспитание детей, особенно девушек. Мы открыли здесь армянские классы факультативные.

Мы сегодня строим церкви по всей России. Ара Абрамян также принимает участие в этом. Есть у нас такое понятие - хачкар, это крест-камень. Этих хачкаров перед прошлой Пасхой мы установили порядка 25-ти на территории России.

Конечно, нам помогают местные власти во всех регионах. У нас почти во всех субъектах Российской Федерации есть региональное отделение Союза армян России.

Естественно, есть масса проблем. Я каждый день принимаю людей, у которых какая-то неудача: нужна срочная операция, не устроен ребенок в школу и так далее. Где нужно и можно, конечно, мы не отказываем, даже если нужна помощь человеку попавшему под следствие. Но в большинстве таких случаев отказываем, потому что если человек совершает преступление на территории России, то должен отвечать в правовом поле Российской Федерации. Мы никогда не были ни шовинистами, ни националистами. Мы - граждане России.

Естественно, для нас на первом плане - Россия. В армии мы служим, воевать будем за Россию, налоги платим в России, детей воспитываем здесь, это наша Родина.

Живя в Москве, я всегда помогал, помогаю и буду помогать и представителям республики Азербайджан. У меня много студентов, аспирантов азербайджанцев. В этом плане мы стараемся в Москве держать теплые добрососедские отношения. Я часто говорю: в Нагорном Карабахе разбирайтесь без нас. Мы находимся в другом государстве. У нас есть Конгресс народов Азербайджана. Я всегда за то, чтобы в нашем доме были только тепло и мир.

- У российских армян одна организация?

- Да, официальная федеральная организация одна. Есть еще организации, которые являются ассоциированными членами Союза армян. Очень часто, к сожалению, пытаются рваться в Москву. Хотя мы отправляем на места, чтобы там и решали вопросы.

Важный момент, что часто привыкли какую-то поганую бытовуху перекрашивать в национальную карту. Мы категорически против. Я знаю случай, когда русский и армянин 25 лет вместе пили. Потом кто-то кого-то убил, я уже не помню, кто кого. Причем тут национальная карта? Это бытовуха, не надо ее раздувать. Надо не сталкивать людей, а объединять.

Я очень рад, когда диаспоры объединяют своих людей, прививают им любовь к своей этнической родине, но если это не перерастет в общероссийскую любовь, то будет национализм. Нам нужно, чтобы как граждане России они на первый план ставили в первую очередь нашу Россию.

Давайте не будем закрывать глаза на то, что пресловутая советская доктрина о дружбе народов - больше миф, чем реальность. В реальности после развала СССР все проявилось так, как оно на самом деле было.

- Нынешняя жизнь прогрессивнее той доктрины или просто многограннее и сложнее?

Многограннее, намного сложнее, со всякими геополитическими изменениями в мире и у нас. Надо уметь идти в ногу с переменами.

- Во многих странах, например, во Франции - большие армянские диаспоры. Молодое поколение едет и в Европу. Какое у них отношение к России?

После революции все народы Советского Союза кричали: мы с русскими братья навек! Одни армяне молчали. Когда у армян спросили: почему вы молчите? Они ответили: а причем здесь революция? Мы уже 500 лет братья с русскими. На нас революция не повлияла. У нас действительно многовековая дружба, она пронизана глубокими корнями.

- Но армянин ведь насколько-то остается армянином в любой стране…

Да, конечно, все свои традиции мы соблюдаем. Сын у меня - полукровка. Когда он создавал семью, почему-то моя русская жена категорично настаивала, чтобы он женился на армянке. Это меня очень удивило и я решил спросить: жена, почему ты так настаиваешь? Она говорит: мы его так избаловали, что я не представляю, кто еще выдержит его характер.