Чем занять ребенка, когда ему скучно. Ему скучно

Одна мама однажды написала: «Очень важно уметь относиться к скуке как к любой другой эмоции».
До того момента мне даже в голову не приходило рассматривать скуку в качестве эмоции. Мне эта идея понравилась. Ведь когда ребенок приходит за советом по поводу любого переживания, я всегда рада ему помочь.

В нашей культуре принято считать скуку грехом. Родитель не задумываясь отвечает на ребенкино “мне скучно” чем-то вроде: «Иди тогда подмети на кухне» или «У тебя куча игрушек, как тебе может быть скучно?» или же «Ну, поскучай, это тебе полезно». Мне кажется, что нужно задуматься, откуда эта привычка (вполне возможно, что многие родители об этом даже не думают, они просто автоматически повторяют то, что им говорили их собственные родители в таких случаях).

Если дочка придет к Вам и пожалуется на разбитое сердце, Вы ведь не скажете ей перестать капризничать и навести порядок в гараже. Если сын придет и скажет, что его обуревает такая ярость, что он готов кого-нибудь побить, Вы ведь не ответите: «Тогда сядь и почитай книгу, хочется тебе этого или нет». Разве Вы не попытаетесь помочь своим детям? Невероятно, но некоторые родители начинают стыдить своих детей, если те признаются, что не знают, чем заняться дальше.

Единственный урок, который ребенок получит, если его отправят прочь или накажут за то, что ему скучно - не ждать от родителей совета или идей.

Иногда когда ребенок говорит: «Мне скучно», он на самом деле пытается сказать: «Мне слегка не по себе, я чувствую себя несчастным, и я не знаю, как мне справиться с этим чувством, мне нехорошо. Мам, а чем бы ты занялась, если бы была ребенком как я, в нашем доме, в такой день как сегодня?»
Мне кажется, ребенок в такой ситуации заслуживает помощи и уважения.

Мои дети редко говорят: «Мне скучно», но когда они это делают, я иду к ним в комнату или в какое-то другое место в доме, по дороге обдумывая, что у нас есть такое, чего они еще не видели, или же видели давно, но успели позабыть. Какие-то рисовальные принадлежности, или игрушки, или музыкальные инструменты, которые мы давно не использовали. Я пытаюсь найти что-то, что может вдохновить, воздействуя на зрение, слух, органы обоняния или мышление, а лучше сразу на несколько пунктов из этого списка. Стимуляция органов осязания тоже хороша – можно предложить принять ванну или душ с новыми/другими игрушками, либо каким-то новым мылом или что-то в этом роде. Иногда можно «полить двор» (поиграть со шлангом). Когда младенец плачет, родители с готовностью спешат проверить, что причиняет ему дискомфорт. Они пробуют поменять одежду, подержать на ручках, проверяют, не жарко ли ему, или не холодно ли, может, нужно проветрить, или наоборот, закрыть окно, покормить чем-то прохладным, или теплым, сходить погулять, покататься на машине, то есть пытаются предложить ребенку что-то ДРУГОЕ. У детей постарше такие же потребности. И они могут выражаться в капризах, раздражительности или же жалобе на скуку.

Это не физическая потребность, это потребность интеллектуальная. Скука – это желание получить внешнее впечатление, которое родители, избравшие семейное образование, должны только приветствовать. Ребенок будто спрашивает: “Как мне сделать свою жизнь интереснее?” – это прекрасная возможность начать изучать новый предмет, предложить ему новое занятие или предмет для размышлений.

Или возможно, это эмоциональная потребность, и родитель в таком случае может помочь, если на некоторое время уделит все свое внимание только ребенку. Пойти на прогулку, пошутить-посмеяться вместе, обнять, поинтересоваться его делами, планами или расспросить про друзей. Если после прогулки и разговора ребенок все еще не удовлетворил свою эмоциональную потребность, все равно вы провели это время с пользой, потому что вы провели его вместе. И слова “мне скучно” подтолкули вас к этому.

Иногда “скучно” может означать, что ребенок устал, ему нужен перерыв от постоянных обязанностей или “перезарядка батареек”. Можно поспать после обеда или посмотреть спокойное кино (даже для детей – романтическую сказку вместо мультика про героев и злодеев), если вы оставите на диване удобную подушку и отправите остальных членов по делам, ребенок может незаметно для себя самого заснуть и получить необходимый ему отдых.

Я – взрослый человек, но мне тоже иногда бывает скучно. Я пытаюсь понять, почему мне скучно, и простить себя за скуку, и так мне легче помочь моим детям справляться со скукой, научить их приемам, которые они смогут использовать сами. Еще я использую скуку как возможность пообщаться с детьми. Если в моей жизни сейчас появляется пустота, я заполняю ее детьми, которые ведь так скоро вырастут.

Радуйтесь каждой возможности лучше узнавать своего ребенка, понимать, когда и почему он обращается к Вам за советом или вдохновением. Через некоторое время дети будут нуждаться в Вас меньше, в будущем Вы сможете пользоваться накопленными знаниями и преимуществами. Распространенная жалоба родителей школьников – им не хватает общения с детьми, не хватает взаимопонимания. Родителям-анскулеров повезло, они имеют в своем распоряжении больше времени и возможностей. Рассматривайте каждый повод пообщаться с ребенком как часть обучения. Самоанализ, умение общаться, креативность и сопереживание будут участниками игры, поводом для которой стали слова «мне скучно», игры, которую Вы с ребенком потом вспомните с улыбкой.

ДЕТСКАЯ СКУКА “Папа, мне скучно”, – жалуется мой шестилетний сын, заходя ко мне в кабинет. У меня дежавю. Я уже это слышал. По правде сказать, все мои дети в этом возрасте приходили ко мне с этим же заявлением: «Папа, мне скучно». Раньше я думал, что они не знают, чем заняться, поэтому предлагал с дюжину вариантов. Это никогда не действовало. Уходя, дети казались неудовлетворенными моими предложениями. Я стряхивал возникший дискомфорт, вспоминая прочитанное в популярных журналах по психологии о том, что скука это полезно. Прошли годы, и двое моих старших детей, получивших домашнее образование, преодолели этот этап. Я никогда не слышу, чтобы они жаловались на скуку. Они, кажется, нашли неиссякаемый внутренний источник творческих способностей, заполняющий их нескончаемым любопытством. Да, они приходят в мой кабинет, но чаще чтобы задать вопросы вроде «Что такое черная дыра?» или «В чем отличие правительства от парламента?» или «Зачем в машине коробка передач?» Изучив подход Ньюфелда, я нашел слова для многих вещей, которые знал интуитивно, и получил подтверждение тому, в чем не был полностью уверен. Но я никогда не понимал, что значит это «Папа, мне скучно», пока не окончил дистанционные обучающие курсы Ньюфелда. Вооруженный этим знанием, я даже обрадовался, когда мой шестилетка пришел ко мне в кабинет с заявлением “Папа, мне скучно”. Я поймал его взгляд и спросил: “Правда скучно?” Он кивнул. Я похлопал себя по коленям и сказал: “Иди ко мне на колени”. Он неохотно подходит и садится. Но, как только он усаживается, что-то начинает меняться. Через минуту я чувствую, как он расслабляется в моем присутствии. Я удостоверяюсь, что ему удобно. Затем мы смотрим что-то вместе на компьютере или о чем-нибудь разговариваем. Иногда я просто продолжаю работать, пока сын сидит у меня на коленях. После нескольких минут я чувствую, как к нему возвращаются силы. Вскоре он говорит улыбаясь: “Я придумал, чем мне заняться!” – и уходит. Теперь я понимаю, что детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка привязанности. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим ею. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться. В современной загруженной жизни часто неочевидно, что стоит за трудностями и поведением наших детей. Нехватка контакта с теми, к кому они привязаны, является причиной многих проблем. Мы должны подпитывать привязанность наших детей к нам, что бы они ни делали, потому что это дает им энергию для роста, взросления и учебы. (Йонас Химмельстранд, перевод Ирины Одновал)

Иногда с настроением творится что-то непонятное: сидишь на диване - и ничего Тебе не хочется, ничто не интересует, и нет никаких идей, чем занятьс я.

Устрой особенную прогулку

Не может быть, чтобы Ты не знал, что интересненького можно сделать прямо сейчас! Вспомни - Тебе же точно когда-то хотелось побывать в каком-то новом месте или прогуляться по непривычному маршруту. Самое время сделать это сейчас – как раз тогда, когда скучно!

Позови лучшего друга - и отправляйтесь гулять по родному городу так, будто приехали сюда впервые. А для этого поиграйте в игру: представьте себя иностранными туристами! А чтобы получилось действительно похоже, захватите с собой сэндвичи и фотоаппарат, а общайтесь только на английском языке! Острые ощущения гарантированы.

Плохая погода

? Испробуй новую компьютерную игру

Выбери что-то такое, во что Тебе не приходилось играть еще ни разу: ведь наша сегодняшняя цель - это попробовать что-то необычное! Если Тебе всегда нравились гонки - поищи логические игры; если любишь стрелялки - проверь свои умения в стратегии!

Найди вдохновение

Я точно знаю: есть вещи, которые поднимают Тебе настроение и мотивируют действовать! Жизнеутверждающий фильм или увлекательная книга пробудят в Тебе желание быть похожим на их главных героев, идти к своей мечте и ценить каждый приятный момент. Найди что-то, что вдохновит Тебя и мотивирует открывать, изобретать и творить!

Сделай что-то своими руками

Изготовь открытку к празднику, смастери кормушку для птиц или укрась комнату только что нарисованной акварельной картинкой. Или приготовь оригинальный ужин и удиви своих домашних! Разгони скуку трудом, который приносит видимый результат. Включи красивую музыку и наслаждайся творчеством!

«Все эти советы банальны! Я ничего не хочу делать, понимаете? Ни-че-го»
Понимаю Тебя, друг. У меня тоже такое бывает. И если Тебя не вдохновляет ни единый пункт из предложенного мной списка - хорошо, просто ленись! Нет-нет, я серьезно: ничегошеньки не делай.

Подожди, но ведь Ты сидишь в интернете! Или бездумно смотришь сериал, который не вызывает ни одной эмоции. Или перекладываешь вещи с места на место. Ты не слушаешь меня! Просто сядь и ничего не делай. Или ляг - и тоже ничего не делай. Как можно дольше!

Ну как? Лениться на самом деле очень тяжело? Тебе уже захотелось что-то сделать? И, возможно, Ты даже знаешь, что именно? То-то и оно!

И на будущее: составляй список приятных планов

Заведи блокнот, куда Ты будешь их записывать, и всегда носи его с собой. Иногда едешь в троллейбусе или сидишь на уроке - и вдруг приходит озарение: « Надо сходить с подругой в то новое кафе! Надо устроить пикник на природе! Надо прочесть книгу, которую так восторженно рекомендовал одноклассник! Надо приготовить на завтрак прикольную яичницу!».

Все эти идеи - просто прекрасны, потому что делают Твою жизнь насыщенной и яркой. Но некоторые из них Ты рискуешь забыть, если не запишешь. А потом, когда вдруг на Тебя ни с того ни с сего нападет зеленая тоска, этот список станет настоящим спасением! Он подскажет Тебе, что делать, если стало скучно. Ты просто откроешь его и подумаешь: « Ого. Сколько еще чудесных пунктов не выполнено! Точно - можно же сейчас сделать и это, и это… ». К Тебе вернется энергия и бодрое настроение, а скука незаметно исчезнет.

Мне скучно, бес (фильм) Мне скучно, бес Вальс Мефисто Жанр Мистика, Музыкальный Режиссёр Юрий Борисов Автор сценария Юрий Борисов … Википедия

Мне скучно, бес - Вальс Мефисто Жанр мистика музыкальный фильм Режиссёр Юрий Борисов Автор сценария … Википедия

Вместе скучно, а врозь... (фильм) - Вместе скучно, а врозь... Les Hommes et les femmes sont faits pour vivre heureux... mais pas ensemble Жанр комедия … Википедия

МНЕ СКУЧНО, БЕС - «МНЕ СКУЧНО, БЕС», Россия, АКЦ. БАНК «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ /ЛЕНФИЛЬМ/АНТРЕПРИЗА ОЛЕГА БОРИСОВА, 1993, цв., 97 мин. Фантастическая феерия. По мотивам произведений Гете, А.С. Пушкина, Т. Манна и др. Мефистофель страдает от безделья и скуки. На рынке, где … Энциклопедия кино

Поль Валери - (1871 1945 гг.) поэт, мыслитель Богословие играет с истиной, как кошка с мышью. В любом споре мы защищаем не свою точку зрения, а свое Я. В человеке неподражаемо для других именно то, чему он сам не в состоянии подражать. Мое неподражаемое… … Сводная энциклопедия афоризмов

Вторичное пребывание в Хартуме. Возвращение в Египет и путешествие по Дельте - Маленький зверинец, на время нашего отсутствия порученный надзору нубийца Фадтля, по приезде нашем в Хартум оказался в самом цветущем состоянии. Мы перевезли его с собой в просторный дом, на обширном дворе которого для страусов было… … Жизнь животных

Прокопович, Николай Яковлевич - даровитый писатель и талантливый преподаватель; родился в Оренбурге 27 го ноября 1810 года. Отец его, Яков Семенович, служил управляющим местной пограничной таможней, но вскоре вышел в отставку и переехал с семьей в Нежин, где был избран… … Большая биографическая энциклопедия

The Thin White Line - Эпизод «Гриффинов» «The Thin White Line» Брайан нюхает кокаи … Википедия

Список серий 2-го сезона сериала «Полтергейст: Наследие» - Полтергейст: Наследие (2 сезон) Страна … Википедия

Фокс Малдер - Фокс Уильям Малдер Fox William Mulder Дэвид Духовны в роли Фокса Малдера Появление 1X00Пилотная серия Исчезновение Секретные материалы: Хочу верить … Википедия

Молчание (фильм, 1963) - Молчание Tystnaden Жанр драма Режиссёр Ингмар Бергман Продюсер Аллан Экелунд … Википедия

Книги

  • Исчезновение Купить за 234 грн (только Украина)
  • Исчезновение , Федор Курехин. Ему уже всё надоело. Он всё повидал и всё знает. Ему скучно, тускло, тухло. Он не знает чем заняться и чем себя занять. Он бродит по тусовкам и пытается не быть, а казаться. Он хочет, чтобы…

Очень важно, чтобы дети научились сами управлять своим временем и заполнять его

Наверняка Вы иногда слышите от своего ребёнка: «Маааам, мне скучно». Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это неэффективно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.

Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.

Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.

Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:

— Сделать сборник шуток.
— Построить крепость из одеял и подушек.
— Написать письмо бабушке.
— Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
— Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
— Измерить все вещи в доме линейкой.
— Обежать вокруг дома три раза.
— Включить музыку и танцевать.
— Помыть зеркало губкой.
— Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
— Расчесать питомца.
— Нарисовать дерево.
— Сделать кукольный дом из картона.
— Выучить скороговорку.
— Сделать домашнее мороженое.
— Вырыть яму на заднем дворе.
— Рассмотреть, на что похожи облака.
— Сделать бумажный самолетик.
— Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
— Раскрасить картинку.
— Помыть машину.
— Сделать открытку на день рождения своими руками.
— Создать план поиска сокровищ с подсказками.
— Устроить кукольный театр в коробке.
— Начать вести дневник.
— Убраться в своей комнате.
— Написать рассказ.
— Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
— Украсить свои канцелярские принадлежности.
— Удивить маму, приготовив обед.
— Сделать зоопарк из мягких игрушек.
— Отметить важные даты в календаре.
— Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
— Приготовить десерт.
— Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
— Устроить цирковое представление.
— Освоить новую карточную игру.
— Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
— Написать автобиографию.
— Сделать что-то доброе.
— Создать полосу препятствий.
— Написать хокку.
— Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
— Почитать книгу.
— Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
— Нарисовать необитаемый остров.
— Поиграть в настольную игру.
— Сделать собственную настольную игру.
— Рисовать на тротуаре мелом.
— Играть в классики.
— Поиграть в ресторан.
— Посадить какие-нибудь семена.
— Накрасить ногти на ногах.
— Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
— Плести фенечки из бисера.
— Научиться отбивать футбольный мяч.
— Сделать и наполнить кормушку для птиц.
— Пускать мыльные пузыри.
— Устроить кукле ванну с пеной.

Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, то никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет.

Читайте также:

Просмотрено

Как правильно отказать ребенку в покупке?

Советы родителям

Просмотрено

Помогите ребенку развивать интеллектуальные способности

Это интересно!

Просмотрено

Ты должна быть прежде всего женой, а потом уже мамой

Все о воспитании

Просмотрено

9 принципов дворянского воспитания, которые сейчас актуальны как никогда!

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Правильно реагируйте на истерики детей

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Ребенок боится спать один: помогаем избавиться от страха

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как все успеть работающей маме детей-погодок младше 3 лет

Советы родителям

Просмотрено

Сережки для малышки: нужны ли они и какие выбрать