Чтение корана от начала до конца. Коран - всё о священном писании

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Коран является священной книгой, посланной нам Аллахом через пророка Мухаммада (салляллаху "алейхи уа саллям). Поэтому относиться к нему нужно с трепетом и почитанием. Существуют внешние и внутренние правила поведения при чтении Корана. Внешние - это чистота читающего, обстановка вокруг и само поведение при чтении. Внутренние – это настрой человека при чтении, состояние его души.

Внешние правила при чтении Корана:

Обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. «Воистину, это - благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании к нему прикасаются только очищенные.» (сура аль-Вакиа 77-79). То есть - категорически запрещается мужчинам и женщинам трогать и читать Коран после интимной близости до совершения гусль - полного омовения, а мужчинам также после жанабах (поллюции). Так же запрещается женщинам трогать Коран руками во время менструаций и послеродовых кровотечений , но они могут читать его наизусть, если боятся забыть что они знают из Корана или в качестве зикра. Если читающий уже делал гусуль, то должен сделать тахарат (малое омовение, вуду), то есть только те, кто очистил себя тахаратом, могут прикасаться к Корану. И на этом сошлись большинство ученых. Однако если есть гусль, но нет тахарата могут читать Коран по памяти, не прикасаясь к нему. Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)” . (Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213), еще одно подтверждение: Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от Пророка (салляллаху "алейхи уа саллям), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!» ” (См. «аль-Маджму’» 2/82). Что касается переводов Корана или электронной версии на компьютере или мобильном то читать как и слушать Коран можно и без омовения. На лучше все-таки иметь гусль из –за уважения к словам Аллаха.

Желательно почистить зубы мисваком. (Мисвак – это палочки, которыми чистят зубы изготовленные из дерева «сальвадора персидская» или арак). Как сказал Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям): « Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком. »(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293).

Следующее – это одежда. Одежда, того кто читает Коран, должна соответствовать требованиям шариата. Одеваться надо как и при намазе соблюдая аурат (у мужчин закрыта часть от пупка до колен, у женщин закрыто все кроме лица и кистей рук), ну и конечно одежда должна быть чистой.

Нужно сесть с уважением, с вуду (тахаратом) лицом к кыбле. Хотя не возбраняется в любую сторону. Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом. То есть, читать нужно с почтением и уважением, соблюдая правила произношения и чтения.

Стараться плакать, и даже заставлять себя. В коране сказано: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» . (сура Аль-Исра 109). Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете ». Люди спросили у одного алима: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали сахабы (радыялЛаху анхум)?»Он ответил: «Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше. То есть, если в какой-то суре написано про Судный день или адский огонь,читающий Коран, должен осознавать всю важность написанного и бояться всем сердцем и радоваться при чтении аятов, в которых описана милость Всевышнего Аллаха.

Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев. В одном хадисе сказано «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев ». (Аль-Макдиси, «аль-адаб аш-шарийа», т. 1, стр. 741). Пророк Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Не относиться к нам тот, кто не читает Коран нараспев». (Абу Дауд).

Внутренние правила, определенные Машаихами (Шейхами)

«Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.

Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та"аля, чьими словами является Коран.

Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.

Размышлять над смыслом и читать с наслаждением. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (сура Трапеза: 118). Однажды ночью Хазрат Са"ид ибн Джубаир (радиаллаху "анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (сура Йасин: 59)

Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.

Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та"аля, а читающий Его слушает. Пусть Аллах Та"аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.»

Адабы в отношении Священного Корана.

Арабское слово «адаб» в переводе на русский означает «этика», «правильное поведение», «хорошее отношение». Адабы это правила этикета для мусульман. В данном случае приводятся адабы по отношению к Корану. Они включают в себя так же выше перечисленные правила.

Что нельзя и не желательно делать в отношении Корана

Нельзя класть Коран на пол, лучше положить на подставку или подушку.

Нельзя слюнявить палец при переворачивании страниц.

Нельзя бросать Коран при передачи другому человеку.

Нельзя класть на ноги или под голову или опираться на него.

Нельзя брать в туалет Коран или любые тексты, которые содержат аяты из Корана. Так же нельзя произносить аяты Корана в туалете.

Нельзя есть и пить во время чтения Корана.

Нельзя читать Коран в шумных местах, на рынках и базарах, а так же где веселятся и пьют спиртное.

Нельзя зевать во время чтения Корана. Так же если мучает отрыжка. Лучше остановиться и продолжить когда зевота или отрыжка пройдет.

Нельзя вольно пересказывать и переводить Коран. Пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада » (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Коран нельзя читать с целью получения мирских благ или для того что бы выделяться среди других мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал:"Прочитав из Корана, просите благости Аллаха, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)".

Нельзя разговаривать о мирском, смеяться во время чтения Корана.

Желательные действия по отношению к Корану

Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы: «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим » (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Считается сунной совершать сужду (земной поклон), если дошли до аята со снаком сужды (т. е. аята земного поклона).

По окончании чтения Корана, даже если не прочтен полностью весь Коран, а только часть, нужно сказать дуа: «Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

Считается сунной после окончания чтения Корана читать дуа. Любое. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё.

Коран нужно хранить выше других книг и не ставить на него другие книги.

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют » (сура аль-Араф 204).

Желательно повторять те аяты Корана, которые подействовали на вас. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям),который знает весь Коран, провел целую ночь, повторяя один и тот же аят: «Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (сура аль-Маида (Трапеза):118)

Желательно читать Коран в указанное Аллахом время: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях. » (сура аль-Исра:78) Потому, что на заре сменяются ангелы: тех, кто был при вас ночью, заменяют ангелы утра. Обратная смена происходит ближе к вечеру, после послеполуденного намаза`Аср. И они также являются свидетелями чтения Корана.

Читать Коран медленно, делая паузы между аятами. Размышлять, если знаешь смыслы аятов, или читать паралельно перевод смыслов Корана. Не рекомендуется быстро прочитывать Коран. Передаётся, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня» .(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195) То есть прочитавший не сможет задуматься над аятами, не сможет понять, так как будет следить за скоростью чтения.

Правильно читать буквы, потому что за каждую букву Корана положена десятикратная награда. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз » (Ат-Тирмизи).

Даже Если плохо получается чтение Корана, не брасать, а продолжать дальше ибо Пророк Мухаммад (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» . (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но это не значит, что не надо учиться правильно произносить и читать Коран.

Не оставлять Коран открытым после окончания чтения.

Разрешается если чихнул сам, говорить «аль-хамду лиллях» и если чихнул другой - «ярхамукаллах» . Так же разрешается вставать при чтении Корана, если зашел старший, уважаемый и благонравный человек.

Не запрещается чтение Корана лежа.

Не запрещается чтение Корана на могилах, так как есть хадисы говорящие о пользе этого чтения для усопших: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими » (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана взяты из книг: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф», Имам аль-Куртуби «Тафсир аль-Куртуби».

В заключении несколько хадисов о пользе чтения Корана

Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

«Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

«Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей » (Хаким).

Коран — священная книга мусульман. С арабского это переводится как «чтение вслух», «назидание». Чтение Корана подчиняется определенным правилам – таджвиду.

Мир Корана

Задача таджвида заключается в правильном чтении букв арабского алфавита — это основа верного толкования божественного откровения. Слово «таджвид» переводится как «доведение до совершенства», «улучшение».

Первоначально таджвид был создан для людей, желающих научиться читать Коран правильно. Для этого необходимо четко знать места артикуляции букв, их характеристики и прочие правила. Благодаря таджвиду (правилам орфоэпического чтения) удается достичь правильного произношения и исключить искажение смыслового значения.

Мусульмане к чтению Корана относятся с трепетом, это словно встреча с Аллахом для верующих. Важно правильно подготовиться к чтению. Лучше быть одному и заниматься ранним утром или перед сном.

История Корана

Коран был ниспослан частями. Первое откровение Мухаммаду было дано в возрасте 40 лет. На протяжении 23 лет аяты продолжали ниспосылаться Пророку ﷺ. Собранные Откровения появились в 651 году – тогда и был составлен канонический текст. Суры не расположены в хронологическом порядке, но сохранились в неизменном виде.

Язык Корана – арабский: в нем имеется множество глагольных форм, он основан на стройной системе словообразования. Мусульмане считают, что аяты обладают чудодейственной силой, только если читаются на арабском языке.

Если же мусульманин не знает арабского, он может прочесть перевод Корана или тафсиры: так называются толкование священной книги. Это позволит лучше понять смысл Книги. Толкование Священного Корана можно прочитать и на русском языке, но рекомендуется все же делать это лишь в целях ознакомления. Для более глубокого познания важно знать арабский.

Суры из Корана

В Коране содержится 114 сур. Каждая (кроме девятой) начинается со слов: «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». На арабском басмала звучит так: بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ. Аяты из которых состоят суры, иначе называются откровения: (от 3 до 286). Чтение сур приносит множество благ для верующих.

Сура Аль-Фатиха, состоящая из семи аятов, открывает Книгу. В ней отдается хвала Аллаху, а также просят о Его милосердии и помощи. Аль-Бакяра является самой длинной сурой: в ней 286 аятов. В ней содержится притча о Мусе и Иброхиме. Здесь мы можем найти информацию о единстве Аллаха и о Дне Страшного Суда.

Коран завершается короткой сурой Аль Нас, состоящей из 6 аятов. В данной главе повествуется о различных искусителях, главной борьбой с которыми выступает произнесение Имени Всевышнего.

Сура 112 является небольшой по размеру, но по словам самого же Пророка ﷺ, занимает третью часть Корана исходя из своей значимости. Это объясняется тем, что в нее заложен большой смысл: в ней говорится о величии Создателя.

Транскрипция Корана

Те, кто не является носителем арабского языка, могут найти перевод на родном языке с использованием транскрипции. Она встречается на разных языках. Это хорошая возможность изучить Коран на арабском, но при таком способе искажаются некоторые буквы и слова. Рекомендуется сначала послушать аят на арабском: вы научитесь более точно его произносить. Однако зачастую это считается неприемлемым, так как смысл аятов может сильно поменяться при его транскрипции на какой-либо язык. Чтобы прочитать книгу в оригинале, вы можете воспользоваться бесплатно онлайн-сервисом и получить перевод на арабском языке.

Великая книга

Чудеса Корана, о которых уже сказано немало, поистине поражают воображение. Современные знания позволили не просто укрепить веру, теперь стало очевидным: он был ниспослан самим Аллахом. Слова и буквы Корана основаны на неком математическом коде, который выходит за пределы человеческих возможностей. В нем зашифрованы события будущего и явления природы.

Многое в этой священной книге объясняется с такой точностью, что невольно приходишь к мысли о ее божественном появлении. Тогда люди не обладали еще теми знаниями, которые есть сейчас. Например, французский ученый Жак Ив Кусто сделал следующее открытие: воды Средиземного и Красного морей не смешиваются. Данный факт был еще описан в Коране, каково же было удивление Жана Ива Кусто, когда он узнал об этом.

Для мусульман выбирают имена из Корана. Здесь были упомянуты имена 25 пророков Аллаха и имя сподвижника Мухаммада ﷺ – Зейд. Единственное женское имя – Марьям, ее именем даже названа сура.

Мусульмане используют в качестве молитвы суры и аяты из Корана. Он – единственная святыня ислама и все обряды ислама построены именно на основе этой великой книги. Пророк ﷺ говорил, что чтение сур поможет в различных жизненных ситуациях. Произнесение суры «ад-Духа» может избавить от страха перед Судным днем, а в трудностях поможет сура «аль-Фатиха».

Коран наполнен божественным смыслом, в нем наивысшее откровение Аллаха. В Священной книге можно найти ответы на многие вопросы, стоит лишь вдуматься в слова и буквы. Каждый мусульманин должен читать Коран, без его знания нельзя совершить намаз — обязательный вид поклонения верующего.

https://ru.quranacademy.org

Чтение Священного Корана приносит мусульманину савап (вознаграждение на весах судьбы человека, котор о е п ригодится ему в День Суда). Но мало просто произносить буквы, которые местами сильно различаются от русского языка. Необходимо также соблюдать все правила . Тем самым последователи ислама воспроизводят манеру чтения, которую Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) передал ещё ангел Джабраил (а .с.).

В этом материале мы охарактеризуем основные правила таджвида, позволяющие мусульманину читать Священный Текст без страха совершить грубую ошибку, искажающую смысл Слова Аллаха.

Общая классификация букв и звуков

В арабском языке буквы (харфы), как и практически везде, обозначают согласные и гласные звуки. Правда, соотношение подобных букв непривычное - 27 к 1 в пользу согласных. Только буква «алиф» чётко и однозначно подразумевает гласный звук. Сами гласные обозначаются посредством огласовок - харакатов. В Коране они помещаются над или под буквами:

ــَــ ("фатха") - обозначает звук "а";

ــِــ ("касра") - обозначает звук "и";

ــُــ ("дамма") - обозначает звук "у".

Также при чтении Священного Корана часто можно встретить слова со знаком "сукун" (ــــْ), который показывает, что согласная буква не имеет в качестве сопровождающего никакого гласного звука.

Ввиду того, что сами харфы делятся на твёрдые и мягкие, диапазон гласных звуков принимает привычные для тюркской и русской речи 6 вариантов: "а", "и", "у", "о", "ы", "ү" (мягкая "у"). В целом, согласные буквы изначально относятся либо к мягким, либо к твёрдым звукам. Например, ق - твёрдый "каф", при всех огласовках будет читаться твёрдо, ك - мягкий "кяф" всегда читается мягко. Но есть и случаи, которые не поддаются данной закономерности. Это касается, в первую очередь, буквы ر ("ра"), которая при огласовках "дамма" и "фатха" читается твёрдо, но при "касре" - мягко.

Базовые п равила

Ниже мы приведём несколько правил таджвида, касающиеся порядка удлинения гласных звуков, чтения определённых букв. Они часто встречаются в Священном Писании, хотя, конечно, ими таджвид не ограничивается. Есть масса других нюансов, относящихся к разнообразным стилям чтения, ознакомление с которыми требует более глубокого погружения в коранические науки. Очевидно, что в рамках одной статьи все аспекты не могут быть освещены.

Мадд - правило удлинения, которое имеет несколько разновидностей:

  • Мадд таби ؛ и. На русский язык этот термин можно перевести как «естественное удлинение». В ситуации, когда после харфа, над которым имеется "фатха", "касра" либо "дамма", идут соответственно буквы "алиф", "йяй" или "вау", соответствующий звук становится длинным на один разряд (то есть имеем "аа", "ии", "уу"). Гласный звук тянется в два разряда (1,5 - 2 секунды). Пример: بِمَا (бимаа).
  • Мадд муттасыль («соединённое удлинение»). Когда в слове после удлинённых фатхи, касры или даммы стоит "хамза" (ء), то гласный звук нужно протянуть до 4-5 разрядов. Если на этом слове планируется остановка, то тянуть звук необходимо до 6 разрядов. Пример: الْمَلَائِكَةُ (аль-маляяя-икяту) .
  • Мадд мунфасыйль («разделённое удлинение»). Правило почти аналогично предыдущему, с той лишь разницей, что речь идёт о двух словах, а не одном. То есть если естественное удлинение приходится на конец слова, а следующее начинается с "хамзы" (ء), то читатель должен удлинить гласный звук от 2 до 5 разрядов. При этом более предпочтительным вариантом будет удлинение до 4-5 разрядов. Пример: يَا أىُّهَا (йяя аййюхя) .
  • Мадд лязим (чтение с удлинением в обязательном порядке). Для того чтобы понять, как действует это правило, какие условия для него характерны, необходимо обратить внимание на такое понятие, как «сукун». Дело в том, что отсутствие огласовки в согласной букве в арабском языке принято разделять на два типа. Первый именуется временным. То есть в данном случае «сукун» ставится перед буквой только тогда, когда читающий делает на этом слове остановку. Во втором случае «сукун» является постоянным, то есть буква не будет сопровождаться какой бы то ни было огласовкой ни при отсутствии паузы, ни в случае её совершения. Правило мадд лязим («обязательное удлинение») будет соответствовать второй разновидности. В первом случае после мадд таби"и следует буква с временным «сукуном», который появился в связи с остановкой. Тогда гласный звук будет тянуться от 2 до 6 разрядов, если на этом слове будет следовать пауза. Однако если человек захочет продолжить чтение без остановки, то удлинение будет обычным - мадд таби"и, то есть гласный звук нужно будет тянуть всего два разряда.

Когда «сукун» в слове является обязательным и ему следует буква удлинения, то возникает правило мадд лязим, по которому удлинение обязательно должно продолжаться 6 разрядов. В этом случае важно также напомнить, что правило мадд лязим будет действовать в коранических аятах, в которых фигурирует одна или несколько букв (их смысл известен только Всевышнему). Чтобы правильно прочитать их, необходимо знать официальное название букв, написание которых прекрасно продемонстрирует соответствие правилу мадд лязим. Далее мы перечислим эти буквы и через знак тире представим их официальное название (и, соответственно, как они должны читаться):

س - سِينْ ، ص - صَاضْ ، ع - عَايْنْ ، ك - كَافْ ، ق - قَافْ ، ل - لَامْ ، م - مِيمْ ، ن - نُونْ.

  • Мадд лин. Это правило удлинения встречается в словах, где после буквы с «фатхой» следуют буквы "вау" и "йяй" с «сукуном», вслед за которыми есть ещё одна буква. Если на этом слове делается пауза, то последняя буква вместо огласовки получает временный «сукун». В такой ситуации указанные буквы "вау" и "йяй" с «сукуном» будет тянуться от двух до шести разрядов. Пример: الصَّيْفْ (ас-саййиииф).

" Танвин " и " нун " с " сукуном "

"Танвин" представляет собой знак в конце слова, указывающий на то, что прилагательное или существительное находится в неопределённой форме. Есть три вида "танвина":

ــًــ "танвин фатхи", буквально читается как "ан", но при произношении конечный звук "н" опускается; поэтому произносится как удлинённый звук "аа".

ــٍــ "танфин касры", буквально читается как "ин", но при произношении, как правило, опускается.

ــٌــ "танвин даммы", буквально читается как "ун", но при произношении, как правило, опускается.

Таковы характеристики "танвина" в разговорном языке. Но когда дело касается чтения Священного Корана, то в дело вступают особые правила. Они будут нами рассмотрены также в случае, когда буква "нун" встречается в середине или начале слова с "сукуном" (фактически "танвины" представляют собой ситуацию, когда буква "нун" используется с "сукуном", но особенности разговорного арабского языка вынуждают показать эти два случая раздельно).

  • Изхар . Ясное произношение буквы "нун" с "сукуном" и в "танвине". Это происходит тогда, когда после "танвина" и "нун" с "сукуном" идёт одна из следующих шести букв:ح، خ، ه،ع،غ،ء. В этой ситуации "нун" читается открыто, равно как и идущая вслед буква. Пример: كُفُوًا أحَدٌ (куфуан ахадъ) .
  • Идгам ма"ал-"уннэ . В этом случае "нун" в "танвине" и "нун" с "сукуном" уже не произносятся, а поглощаются идущей вслед буквой, при этом звук произносится с удержанием и произношением "через нос". Идгам ма"ал-"уннэ используется в отношении четырёх букв: م، ن، ي، و. Пример: مِنْ نَفْسٍ (мин-няфси) .
  • Идгам билэ "уннэ . В рамках этого правила "нун" с "сукуном" или "нун" в "танвине" не произносятся, заменяются идущей следом буквой. Но произношения "через нос" не происходит. Это правило действует в отношении двух букв: ل، ر. Пример: لَئِنْ لَمْ (ляил-лям)
  • Икълаб . Если после "нун" с "сукуном" или после "танвина" идёт буква "бя" ب, то буква "нун" заменяется при произношении на букву "мим", которая пропускается "через нос" и непрерывно читается вместе с буквой "бя". Пример: مِنْ بَعْدِ (мим-бягъди) .
  • Ихфа ма"ал-"уннэ . Если после "нун" с "сукуном" или после "танвина" идёт одна из 15 букв арабского алфавита, которые не попали в предыдущие 4 правила, то "нун" не читается явно, буква как бы приглушается, но при этом происходит пропускание "в нос":

ج، ك، ظ، ط، ذ، د، ز، ض، ،ص ،ث، ق، ش، س، ت، ف.

Пример: مِنكَ (минкя) .

Правила буквы "мим" с "сукуном"

Этих правил насчитывается меньше, если сравнивать с предыдущим пунктом, - их всего три. Но они тоже требуют пристального внимания, потому как их несоблюдение приведёт к ошибкам в чтении Священного Корана и, соответственно, возможному искажению его смысла. Это, в свою очередь, чревато записыванием греха в книгу деяний человека.

  • Ихва шафавия . Действие этого правила может быть понято безо всяких пространных объяснений при буквальном переводе с арабского языка: "ихфа" - это неявное (утаивание), скрытое чтение; "шафавия" - губы. То есть буква "мим" в этом случае читается с удлинением в два разряда при сомкнутых губах. Такой порядок начинает действовать тогда, когда после م идёт буква "бя" - ب. Пример: هُمْ بَايات (хумм-бяйят) .
  • Идгам шафавия . Если после "мим" с "сукуном" идёт буква "мим", над/под которой будет стоять любой знак огласовки, то в этом случае первая "мим" с "сукуном" переходит во вторую с огласовкой. При этом сам звук "м" произносится при сомкнутых губах, протягиваясь в два разряда. Пример: لَهُمْ مَا (ляхумма).
  • Изхар шафавия . Ясное произношение буквы "м" с "сукуном" наверху. Это правило действует в случае, если после م идут все оставшиеся буквы арабского алфавита, которые не были задействованы в предшествовавших подпунктах правила "мим" с "сукуном". Пример: الْحَمْدُ (альхамду).

Правила чтения Священного Корана не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Для русскоязычного читателя, не знающего арабского языка, сами названия нормативных единиц и их перевод, осуществлённый с точки зрения соответствия наукам филологии и лингвистики, могут представлять трудность. Однако всё на самом деле гораздо проще. Правила таджвида учитывают реальное произношение звуков при разном их сочетании друг с другом. Фактически они делают легальным то, что и так характерно для человеческой речи. Как только вы начнёте , вы сразу ощутите в полной мере данный момент. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что религия ислам дана людям не в тягость, а как облегчение.

Коран – Слово (Речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана - одно из лучших занятий для человека.
В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:
Вознаграждение за чтение Корана: Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе говориться: Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил своих сподвижников: - «Кто хочется отправиться в Бутхой или Алик (населенные пункты, расположенные недалеко от Медины. – Прим. авт.) и, не поссорившись ни с кем, не согрешив, вернуться с двумя большими верблюдами?» Сподвижники ответили: «О, Посланник, мы все это хотим!» Тогда Пророк сказал: «Почему же тогда вы не идете в мечеть и не выучите там два аята из Книги Аллаха или не почитаете ее? Это для Него лучше верблюда. Если прочтете три аята, то они лучше трех верблюдов, четыре – четырех, сколько бы вы не читали аяты – все они лучше верблюдов» (Абу Давуд, Муслим).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).
Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк ﷺ сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Как начать заучивать суры Корана?

1. Искреннее намерение. Убедитесь в том, что вы делаете намерение только ради Аллаха, Его довольства, чтобы быть вознагражденным Его милостью. Не нужно красоваться или выучивать Коран напоказ.

2. Нужно научиться читать Священный Коран с правильным произношением, а также в соответствии с правилами таджвида. Если человек может бегло и при этом правильно прочитать одну страницу (подразумевается, что, если страница сложная, он может прочитать её за 1,5 минуты, а если лёгкая – за 1 минуту), он с уверенностью может начинать хифз (заучивать Коран). Но, если ученик ещё не читает Коран бегло, ему нежелательно сразу приступать к хифзу так как он может столкнуться с большими трудностями. Во многих случаях такие ученики не доучивают до конца, кроме тех, у кого очень большое желание учиться.

3. Постоянство. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня. В поклонении нет выходных. По крайней мере, если у вас совсем нет времени, выучивайте по 3-5 строчек в день. Если вы будете последовательны, инша Аллах, вы сможете стать хафизом в 5 - 6 лет.

4. Атмосфера. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране и, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли. Выключите отвлекающие предметы (например, мобильные телефоны, телевизор и т.д.)

5. Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде чем начать учить аят, поймите смысл написанного.

6. Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.

7. Читайте в ежедневном намазе то, что вы выучили. Если вы забыли какой-то кусок, вы сразу же исправите свою ошибку, посмотрев в Коране, и никогда не будет делать эту ошибку снова.

8. Имейте хорошего учителя (друг, член семьи), который обладает знанием сур. Самой серьезной проблемой в этом великом деле является отсутствие желания у ученика. В таком случае конечный результат будет зависеть от опыта учителя. Иметь опытного наставника очень важно, поэтому начните своё обучение с поисков учителя. Пусть он проверяет ваши выученные аяты каждый день. Или проверяйте друг друга с человеком, который тоже учит Коран.

9.Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.

10. Дуа. Просите у Аллаха, чтобы он облегчил вам запоминание Корана.

Конечно, каждый хочет быть сильным хафизом. Чтобы добиться своей цели, необходимо соблюдать некоторые правила.

Учитывая возможности своей памяти, каждый должен подобрать для себя подходящий метод заучивания, например:
Читать страницу от начала до конца подряд и таким образом заучить.
Выучить один аят, затем второй, соединить их вместе, затем третий и так далее.
Учить по словам, то есть выучить одно слово, затем второе, соединяя их, пока не доучишь аят полностью.
Разделить страницу на три или четыре части, выучить их по отдельности, а затем соединить.
Учить страницу с конца, то есть сначала заучивать самый нижний аят, затем следующий и соединять аяты постепенно, пока не дойдешь до верха.
Запоминать, записывая.
Запоминать, слушая, то есть выбрать одного чтеца и, многократно прослушивая его запись, постараться заучить. В основном к данному методу прибегают слабовидящие.

Что касается заучивания методом чтения страницы от начала до конца, то страницу при заучивании таким способом следует читать сто, сто пятьдесят или более раз. В целом, будет лучше, если учитель-хафиз подберёт метод приготовления уроков для ученика сам. И вообще только под жестким контролем учителя ученик быстрее достигает намеченной цели. Секретом крепко выученной страницы является беспрестанное повторение – чем больше ты читаешь страницу при заучивании, тем крепче ты её будешь знать.

Если ты, выучив страницу или хотя бы полстраницы, можешь прочитать её наизусть без запинок или прочитать медленно, произнося каждую букву, то знай, что ты хорошо её заучил, можешь с уверенностью продолжать заучивать дальше и не переживай – такой хифз легко не забудется.

Не следует переживать, если у тебя слабая память, ведь в учебных заведениях по подготовке хафизов у девяти из десяти учеников память ниже средней. А также не переживай по поводу того, что ты не можешь сразу прочитать наизусть только что выученную страницу, ведь многим нужно, чтобы прошла одна ночь или даже два дня, прежде чем выученная сура закрепится, и это нормально. У большинства учеников память раскрывается только поcле заучивания ¼ Корана, а у некоторых она не раскрывается вплоть до того момента, пока не будет выучена половина Корана.

Так что не переживай друг – ты сможешь стать хафизом! Проси об этом Всемогущего Аллаха и прояви искренность. Аминь!!!

Коран является святым писанием у мусульманского народа. Если научиться правильно читать его, то одновременно можно и осваивать арабский язык.

Многие люди задаются вопросом о том, как научиться читать Коран и где этому можно научиться.

  • Перед изучением рекомендуется задать себе вопрос о том, для чего изучать Коран. Если же смогли ответить, то желательно поставить цель: не остановиться в изучении на середине и дойти до конца.
  • Рекомендуется выбрать такое место, чтобы можно было спокойно прочитать и выучить. Чаще всего выбор приходится на вечернее время, так как именно перед сном можно быстро запомнить, отвлекать от такого дела никто не будет.
  • Для изучения стоит в доме поставить уголок. Также некоторые советуют записаться в кружки по изучению исламской книги. На них присутствуют уже знающие люди, и освоиться будет легче, они помогут и дадут совет, как научиться читать Коран.
  • Желательно научиться правильно читать буквы Корана, выговаривать их правильно. При правильном произношении можно быстро выучить книгу. Читать следует начинать с первой суры, произносить не менее 20 раз. Это поможет быстрее запомнить. При первых сложностях не стоит расстраиваться. При первых препятствиях не следует останавливаться, стоит углубленно изучать.

  • Хорошим решением будет чтение вслух. Проверять прочитанное стоит перед родственниками или друзьями. Если человек стесняется перед людьми говорить, то можно включить аудио и сверить прочитанное. Некоторые советуют записывать на диктофон свои слова, а потом все сверять.
  • Если сура слишком длинная, то можно начинать учить по паре аятов. Данное чтение позволяет быстро заучивать суры и аяты.
  • Не стоит забывать об учении перед сном, а как только просыпаетесь, сразу повторять заученное. Чаще всего изучить легче молодым людям, не достигшим 30-летнего возраста. Но, несмотря на возраст, стараться все-таки придется. Чтобы было легко учить, рекомендуется подобрать один способ, это позволит быстрее достичь своей цели.

Как изучить Коран

Многие люди задаются вопросом о том, как научиться читать Коран самостоятельно, сложно ли это. При следовании некоторым правилам достичь своей цели будет довольно просто.

  1. Для начала рекомендуется овладеть арабским языком, который носит название «Алиф ва ба».
  2. Затем следует попрактиковаться на письме.
  3. Изучить грамматику таджвид.
  4. Читать и практиковаться следует регулярно.

Успех будет зависеть от того, правильно ли человек пишет. Только после овладения письмом можно переходить к чтению и грамматике.

Многим людям кажется сразу, что в этом нет ничего сложного. Но все эти пункты разделяются еще на несколько правил. Но главный смысл заключается в том, что необходимо научиться правильно писать. Если человек не научится писать буквы без ошибок, то он не сможет перейти к грамматике и чтению.

Какие существуют моменты в изучении

Существует еще несколько моментов, чтобы изучить Коран на арабском:

  1. Человек учится только писать и читать на арабском языке, но переводить не сможет. Если есть желание изучать язык более глубоко, то можно поехать в соответствующую страну и начать заниматься.
  2. Главным условием является то, какой вид писания будет изучаться, так как в них имеются отличия. Многие старые наставники рекомендуют обучаться по Корану, который носит название «Газан».

Но многие молодые люди говорят, что лучше изучать современные версии. Шрифт текстов будет слишком сильно отличаться, но смысл сохраняется.

Если человек посещает какие-либо тренинги, он может уже у учителей спросить о том, как научиться читать Коран. Все помогут справиться с возникшими трудностями.

Как выглядит Коран в современном мире

Если у человека возникает вопрос о том, как выучить Коран, то он сразу приобретает эту книгу. После этого можно уже приступать к изучению алфавита и чтению Корана на арабском. Для этого этапа можно приобрести тетрадку. Все буквы выписывают по отдельности примерно 80-90 раз. не такие уж и сложные. Алфавит имеет всего 28 букв, из которых всего несколько гласных - это «алиф» и «ей».

Также это может и усложнить понимание языка. Так как, помимо букв, существуют еще и звуки: «и», «ун», «а», «у». Также многие буквы, смотря в какой части слова находятся, пишутся по-разному. У многих также возникают проблемы от того, что читать нужно начинать непривычно для нас справа и налево (в русском языке и во многих других читают наоборот).

Поэтому многим это доставляет большие неудобства при чтении или написании. Рекомендуется следить, чтобы наклон почерка был также справа налево. К этому привыкнуть сложно, но зато, изучив, можно добиться прекрасных результатов.

После изучения алфавита можно будет не задаваться вопросами о том, как быстро научиться читать Коран. Ведь после освоения навыков арабского языка читать можно научиться без усилий.

Как правильно читать Коран

При чтении Корана рекомендуется находиться в состоянии ритуальной чистоты. Это означает, что, вне зависимости от половой принадлежности, после интимной близости к Корану категорически запрещается подходить. Во время менструальных или послеродовых кровотечений женщинам дотрагиваться до книги не рекомендуется. Если знают ее наизусть, то они имеют право произносить тексты по памяти.

Также желательно после совершения гусуль сделать тахарат. Если даже последнее не было совершено, читающий может просто прочитать его, не дотрагиваясь до книги.

Важно ли, в чем одет?

Требуется обратить внимание на надетую одежду. Женщина должна прикрывать все части тела, кроме кистей и лица, а вот мужчина закрывает расстояние от пупка до колен. Это правило должно соблюдаться всегда!

Читают Коран громко, но если есть вероятность, что услышат, то можно тон немного убавить.

  • Не рекомендуется книгу класть на пол. Желательно положить ее на подушку или специальную подставку.
  • Не рекомендуется смачивать пальцы слюной при перелистывании страниц книги.
  • Не бросать Коран.
  • Не класть на ноги или под голову.
  • Не рекомендуется употреблять пищу и воду во время чтения Корана.
  • Не зевать при чтении.

Если набраться терпения и сил, можно с легкостью изучить и начать читать Коран на арабском.