Доказательства реальности существования всемирного потопа. Небиблейские доказательства всемирного потопа

Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)


Представьте: ровная поверхность земли... 40 суток не прекращающегося ливня... сотни вулканов извергаются одновременно... тысячи новорожденных мощных источников выбрасывают колоссальное количество воды... Таков был потоп в дни Ноя. Таков был всемирный катастрофический потоп, посланный Богом, чтобы уничтожить все живое, кроме восьми человек, спасшихся в ковчеге. Помимо Библии, потоп описывается и другими древними историческими документами Однако существуют значительные разногласия по двум вопросам: дата потопа, а также был потоп местным или всемирным. Критически настроенные к повествованию о потопе считают его мифом или историей о локальном наводнении В вопросе датировки Всемирного Потопа современные выводы некоторых областей науки явно противоречат Библии. Однако следует более серьезно отнестись как библейской, так и дополнительной исторической литературе, основанной на свидетельстве очевидцев событий, ставя на второй план научные мнения и сложные методы радиометрического датирования.

Еврейское слово mabbowl (маббул), означающее в Бытие 6-9 "потоп", уникально. Оно используется лишь для этого грандиозного события. Для описания местных наводнений используются девять других слов еврейского языка. Но ни одно из них нельзя сравнить с длительностью глобального потопа. Греческое слово kataklysmo, используемое как в Септуагинте, так и в Новом Завете, вряд ли нуждается в пояснении. Катаклизм означает сильное разрушение. Мы встречаем его в Евангелии от Матфея 24:38-39; Евангелии от Луки 17:27. Во втором послании Петра 3:5-6 говорится о том, что человечество просто жаждет забыть: Бог сформировал небо и землю из воды и водою, и посредством этой воды мир подвергся катаклизму, уничтожившему поверхность земли и всех дышащих живых существ на ней.

Потоп произошел из-за повсеместного и полного развращения человека, который проявлял ужасную жестокость по отношению к другим, и тем заслужил жестокой расплаты.

Приготовления к Потопу

Была ли на самом деле необходимость в ковчеге? Все время, усилия и расходы на постройку такого огромного корабля были бы напрасны, если бы потоп был локальным. Ной и его семья, взяв с собой скот и множество других существ, смогли бы мигрировать на возвышенность и переждать, пока сойдут воды местного наводнения.

Был ли ковчег достаточно большим? Он соответствовал объему более чем пятисот железнодорожных товарных вагонов. Эксперты утверждают, что хватило бы и третьей части этого объема.

Как Ной собирал животных в ковчег? Очевидно, они собрались к ковчегу, ведомые инстинктом. Возможно также, что все время плавания они находились в спячке, сводя, таким образом, к минимуму проблемы корма и уборки.

Литературные параллели к Библейскому описанию

Что появилось первым - библейское описание потопа или месопотамское поэтическое повествование о нем? Существуют три варианта ответа:

А) сначала был написан месопотамский текст, и авторы Писания, затем, использовали его;

Б) Библия была создана первой, а поэтическое повествование использовало ее рассказ;

В) как Библия, так и месопотамское сказание передают содержание более древнего оригинала.

Большинство ученых настаивают, что писатели Бытия использовали элементы местной поэзии - но это невозможно доказать. С другой стороны, теория примитивного происхождения вообще не имеет никаких свидетельств и является лишь мнением ее сторонников. Несмотря на трудности доказательства, преимущественным представляется мнение о том, что библейские записи появились первыми и стали источником для других текстов.

Шумерская история о всемирном потопе

Одна из старейших внебиблейских версий описывает, как человек по имени Зиусудра пережил потоп. Текст этот был найден при раскопках Ниппура в начале двадцатого века, и его можно отнести к 1600 году до р.Х.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Эпос "Гильгамеш" на табличке XI
Это - очень известный текст, принадлежащий к шумерской, вавилонской, ассирийской, хеттской и уррийской литературе. Даже в Святой Земле была найдена глиняная табличка (датируется примерно 1200 г. до р.Х.) с начертанным на ней именем этого человека. Он был наиболее популярным из древних персонажей Ближнего Востока. Используя версию из библиотеки Ашурбанипала, Джордж Смитт в 1872 году опубликовал одиннадцатую табличку вавилонского эпоса о Гильгамеше под названием "Халдейское повествование о Потопе". Имя Гильгамеш появляется среди царей, поименованных в шумерских династических списках (см. ниже). Оно относится к первой династии Урука, наиболее раннему периоду месопотамской истории. Эпос "Гильгамеш" указывает на близкую связь с событиями, произошедшими сразу после потопа. Еще был в живых некто, кто пережил потоп (возможно - Хам), и Гильгамеш посещал его в поисках бессмертия.

Эпос "Атрахас"

Существует поразительное сходство с библейским описанием - но, в то же время, и значительные отличия.
Перечень шумерских царей: потоп и установление городов-государств
Шумерский перечень царей принадлежит к очень старым документам. Он упоминает и об установлении городов и царств до потопа. Возраст царей либо преднамеренно преувеличен, либо мы еще не нашли правильного толкования их системы счисления - шумерский язык и сегодня не понят до конца.Всемирный потоп: 3 000 лет до Р.Х.(был он или нет?)Шумерский список царей. Часть 1 (До потопа)
"Когда царствование было спущено с небес, цари (в начале) были в Эриду... Это были пять городов и восемь царей управляли ими 241 000 лет. После на землю обрушился потоп". Это, по видимому, был потоп времен Ноя, при котором погибли все, кроме спасшихся в ковчеге. Поскольку деяния божественных царей были по крайней мере одной из причин, навлекших потоп, прервавший божественную династию, божественное царство должно было "опуститься с небес" после потопа снова (см. ниже).

Шумерский список царей. Часть 2 (После потопа).
"После того, как потоп обрушился на землю, и когда царствование снова было спущено с небес, оно сперва было в Киш... В Уруке (библейский Эрех), божественный Гильгамеш... правил 126 лет...". Обратите внимание, что Киш был первым городом, основанным после потопа. Проведенные там раскопки показывают, что он был основан около 3000 года до р.Х. Вышеупомянутый "божественный" Гильгамеш действительно посетил человека, пережившего потоп, - кого-то из семьи Ноя, как говорится в XI табличке эпоса о Гильгамеше, независимом от списка царей свидетельстве того, что правление Гильгамеша относится ко времени вскоре после потопа.

Существует много других записей истории потопа по всему миру: Самарянское Пятикнижие, Еврейские Таргумы, Беросс, труды Иосифа Флавия, Пророчества Сивиллы, Коран, и др.

Масштабы потопа и геологические последствия

Во 2-м послании Петра 3:3-6 апостол предсказывает, что "явятся наглые ругатели", которые будут отрицать разрушение мира потопом, пренебрегая этим колоссальным событием. Далее, в стихах 10 и 11 приводится пророчество о всеобщем разрушении, аналогичном потопу. Может ли локальное наводнение служить аналогией столь ужасного события?

Да, не все сложные геологические вопросы мы можем согласовать с Потопом. Но несомненно, что всемирная катастрофа не могла не оказать огромного влияния на поверхность планеты.

Сегодня континенты, включая самые высокие горы, покрыты морскими окаменелостями. Половина континентальных осадочных отложений имеет океаническое происхождение. Геологи объясняют это тем, что в определенные периоды времени континенты находились под водой, а это - подтверждение всемирному потоп. Поскольку даже на самых больших вершинах (включая Эверест) обнаружены осадочные породы водного происхождения, очевидно, что эти горы какое-то время находились под водой. Однако, это не значит, что воды должны были быть столь глубокими, чтобы покрыть современный Эверест и другие высокие горы. Напротив, горы возвысились в результате напряжений в земной мантии, к которым привел потоп.

Огорчает то, что большинство геологов не принимает во внимание Всемирный потоп при толковании геологических данных.

Теории местного наводнения

Многие ученые, если они вообще верят в потоп, полагают, что он был событием местного масштаба, произошедшим 100 тысяч лет назад. Они основывают эту точку зрения на научных данных, которые, как кажется, представляют непреодолимые проблемы для всемирного потопа. Вот основные их утверждения.

1. "Всемирный" означает: включающий все, что мог видеть Ной. Лишь мир его личного обитания был затоплен. Существующие ныне высокие горы оставались на своем месте миллионы лет и были столь же высокими до потопа, как и сейчас. Никакой воды попросту не хватило бы, чтобы покрыть их полностью (например, высота Эвереста 8848 метров - таким образом, воды потопа должны были быть глубиной в девять километров). Кроме того, если вода покрывала всю землю, куда она могла уйти после потопа?

2. Под "днями" в первой главе книги Бытия подразумеваются гигантские промежутки времени. Большинство сторонников идеи местного наводнения верят в огромный возраст Земли - порядка 4,5 миллиардов лет; верят они и в то, что человек существует не менее миллиона лет, причем этот срок включает в себя линтельные доисторические периоды палео-, мезо- и неолита.

Всемирный потоп

Обратим, однако, внимание, что библейское повествование 16 раз использует в книге Бытия (с 6 по 9 главы) слова "все" и "каждый" для описания обширности потопа.

Предания о потопе ("Гильгамеш", "Атрахас" и др.), хоть и не так точны, как рассказ Библии, тем не менее подтверждают, что ковчег остановился на гора - что невозможно в случае локального наводнения.

Мир до потопа значительно отличался от нынешнего. Дождя не было (Бытие 2:5), и в тоже время текли реки (2:10). Судя по всему, существовали также большие подземные объемы воды. В определенный момент разверзлись все "источники великой бездны" (Бытие 7:11), извергая водные и вулканические составляющие; одновременно "окна небесные отворились", породив атмосферные осадки. Примем во внимание, что и сегодня 70% земной поверхности находится под водой, которой достаточно, чтобы покрыть выровненную землю слоем до 2500 метров. При этом современные горные цепи состоят в основном из осадочных пород потопного или вулканического происхождения. Они могли образоваться во время потопа или закончить формирование сразу после него. Таким образом, можно сделать вывод, что библейская история Потопа на самом деле реалистична.

Катастрофы, сопровождавшие потоп, сказались и на климате. Если до потопа совсем не было дождя, то теперь дождь стал привычным событием. при При выпадении водяного тумана наблюдается радуга, которая стала Божьим знамением, что Господь никогда снова не погубит землю водой. Если же потоп был местным явлением - получается, что обещание Бога нарушалось при каждом местном наводнении значительных масштабов.

"Доисторический человек"

Доисторического человека определяют как человека, жившего в "каменном веке". Однако "каменный век" - сам по себе нелпределенный термин. С самого начала времен, в каждом поколении, включая наше, некоторые группы людей жили в условиях "каменного века", в то время как живущие рядом с ними были высоко цивилизованными. Из этого следует, что возраст культуры не может быть определен на основании использования каменных орудий. Мнение Брайдвуда - типичное для многих исследователей доисторического периода - совершенно умозрительно:

"Доисторический период" означает время до начала письменной истории. То есть, более чем 99 процентов человеческой истории является доисторической. Человеку, по-видимому, миллион лет, но он начал записывать историю или вообще что-либо не ранее, чем 5 тыс. лет назад" (1967,1).

Но если у человека в доисторическое время не было письменности, мы никак не можем быть уверены в его возрасте (предполагаемом миллионе лет), несмотря на все сложные методы датировок. Поскольку методы радиоактивного датирования не могут быть калиброваны по известным датам более чем на 5000 лет в прошлое, невозможно датировать культуры каменного века (которые, как обычно предполагается, старше 3000 лет до р.Х.)

Все семьи на земле произошли от Ноя и его сыновей

Уильям Генри Грин, богослов девятнадцатого века из Принстона, занимавшийся генеалогией, изложенной в книге Бытия, оказал на обсуждение рассматриваемого вопроса немалое влияние. Он убедил многих в своей точке зрения о больших пробелах в генеалогических записях. Согласно его мнению, "…мы приходим к выводу, что Писание не оставляет никаких данных для хронологических вычислений до времен Авраама, и что записи Моисея ничего не говорят, и не предназначались для того, чтобы говорить о точной дате потопа, равно как и сотворения мира" (1890, 303). Грин предположил существование в генеалогии Бытия больших пробелов, пытаясь согласовать ее с научной информацией, которая, по его мнению, указывала на очень большой возраст земли (1890, 286).

Древние цивилизации

"Уровни потопа" в месопотамских городах.
Ранние археологические раскопки в долинах рек Месопотамии обнаружили глубокие потопные отложения возле оснований города. Сначала это толковалось как свидетельства потопа, бывшего во дни Ноя. Однако более поздние раскопки показали, что эти слои являлись результатом сильных местных наводнений, а не библейского катаклизма.

Шумерский список царей упоминает город Киш как существовавший сразу после потопа. Джордж Роу (Georges Roux) утверждает, что царство Киш возникло около 2700 лет до р.Х. (1966:120). Саггз (H.W.F. Saggs); он доказывает это тем, что при раскопках города Киш самый ранний уровень относился к периоду Джемдет Насер (Jemdet Nasr) (1962:51,60 2800-2400 до р.Х.)

Эпический герой Гильгамеш был царем в Уруке около 2700 года до р.Х., и, как говорит легенда, непосредственно общался с человеком, пережившим потоп. Это было бы невозможно, если бы потоп соответствовал более ранней дате, 10000 лет до р.Х.) Эта встреча Гильгамеша, как и шумерский список царей (в котором он также упомянут) свидетельствует, что потоп был приблизительно в 3000 году до р.Х.

Египетские свидетельства. В египетской литературе нет преданий, связанных с потопом. Важно отметить, что хроники Египта начинаются около 3000 г. до р.Х. Доисторический период в Египте (с момента окончания всемирного потопа) был очень коротким. Впрочем, многие египетские историки считают, что доисторический период здесь был довольно долгим. Но, как уже говорилось выше, датирование по углероду-14 не является пригодным для событий, происходивших раньше, чем за 3000 лет до р.Х.

Методы радиоактивного датирования: Как они калибруются?

Несмотря на то, что оборудование, используемое для датирования радиоактивных материалов, со временем становится все более сложным, основные проблемы, обнаруженные Уиллардом Лыбби (Willard Libby), изобретателем метода датирования по углероду-14, существуют до сих пор. Калибровка с использованием данных художественных изделий из египетских гробниц, является в какой-то степени достоверной только до 2000 лет до р.Х.

Более ранние даты не могут быть калиброваны, поскольку не существует исторических датировок старше этого уровня. Лыбби сам говорил: "Первый шок, который был у меня и д-ра Арнольда, состоял в том, что мы поняли: история имеет протяженность вспять только на 5000 лет. В начале мы думали, что нам удастся достать образцы за последние 30.000 лет, нанести точки на график, и тогда, наша работа была бы закончена… Довольно внезапно мы поняли, что эти цифры, эти древние годы не известны. Установление первой династии в Египте - это самое раннее событие, чья историческая дата известна с более или менее реальной точностью" (Libby 1958,531). Как далее отмечает Лыбби в своей работе, все "даты" старше, чем 5000 лет, - это не реальная датировка, а лишь оценка оставшегося количества углерода-14. Дендрохронология также мало чем помогает - поскольку при определенных условиях у деревьев могут появляться два, а иногда и три кольца в год.

Формирование дельт рек

Формирование дельт рек по всему миру началось около 3000 года до р.Х. Только всемирный потоп мог явиться той колоссальной катастрофой, которая привела к образованию по всему миру рек приблизительно в одно время. По мере того, как вода с поверхности земли сходила в глубокие океаны, начался дождь и в устьях рек стали собираться осадочные породы формирующие дельту. Исследования дельт по всему миру показали, что им всего лишь несколько тысяч лет.

Дельты Тигра и Евфрата сформированы в Персидском заливе. Многие древние карты изображают береговую линию гораздо севернее, вплоть до Ура. Это значит, что дельта отложилась в течение прошедшего времени по крайней мере на 150 миль. Геродот, греческий историк, сообщает, что египетские священники ничего не говорили ему о земле севернее озера Моэрис, которая была выше уровня воды в начале первой династии.

Дельту реки Миссисипи исследовали в 1850 году и обнаружили, что ее глубина составляла всего лишь 40 футов. Наполнялась она не так уж долго.

Еще один пример "водяных часов": Ниагарский водопад начал "падать" и отходить от озера Онтарио к озеру Эри менее, чем 10 000 лет назад.

Есть ли другое объяснение тому, что ни одна из этих рек не могла наполняться в течение более чем нескольких тысяч лет?

Проблемы с ранними сроками датировки потопа (100 000 - 10 000 лет до р.Х.)

1. Ни в Писании, ни в другой любой древней литературе Ближнего Востока не упоминается временной пропуск в 7000 или более лет между потопом и началом исторических записей (3000 лет до р.Х.).

2. Также ранние сроки противоречат объяснению происхождения народов, упомянутых в книге Бытия 10-11.

3. Куш был внуком Ноя. Потомки "Куша" построили города, чьи основания почти во всех случаях датируются не ранее, чем 3000 лет до р.Х. (Бытие 10). Возраст городов, претендующих на более старший возраст - Иерихон (7000 до р.Х.), Иармо (6000 до р.Х.) и др. - был определен по методу С-14, который не может быть калиброван по абсолютным данным далее чем на 5000 лет в прошлое. При рассмотрении этих ранних дат необходимо быть весьма осторожными.

4. Если бы существовали более ранние цивилизации, почему нет никаких следов чего-либо, подобного зиккуратам и пирамидам того времени? Ни один из этих памятников не датируется ранее 3000 года до р.Х. - что свидетельствует о довольно коротком времени между потопом и их возведением. Но куда могло подеваться построенное за 7 000 лет? Это - больший срок, чем вся история человека со времен потопа!

5. Генеалогии в Бытие 5 и 10 могут быть немного растянуты, но они перестанут быть генеалогиями при существовании больших промежутков. Пропуски в 7 000 лет делают их бессмысленными для генеалогических целей.

Проблемы с поздней датировкой потопа.

Дату всемирного потопа по отношению к местным наводнениям в районе речных бассейнов Месопотамии в настоящее время определить невозможно, поскольку всемирный потоп полностью изменил поверхность земли. Однако весомые доказательства, приведенные выше, предполагают дату не раньше, чем 5000 лет назад.

Вывод: Потоп произошел 5000 лет назад.
1. Датирование по углероду-14 не подходит для возраста более 5000 лет, как о том свидетельствовал и изобретатель этого метода.

2. Дельты рек предполагают недавний (3000 лет до р.Х.) потоп.

3. Вся записанная история начинается 3000 лет до р.Х.

4. Тогда начали возводиться города.

5. Тогда начали возникать родословные, что подтверждается генеалогиями.

6. Датирование потопа более ранними сроками (10 000 лет до р.Х. или ранее) вносит в генеалогии беспорядок.

7. Не существует записей в какой-либо литературе о потопе, произошедшем 10 000 лет до р.Х.

8. Эпос о Гильгамеше (как и другие эпосы) хорошо вписывается в дату 3000 лет до р.Х.

9. Библейское описание не заимствовано из других источников. Это - свидетельство очевидцев.

10. Из библейского описания ясно, что всемирный потоп был около 3000 лет до р.Х.

Дорогие друзья, в прошлый раз мы говорили о Библейском описании всемирного бедствия, — потопа. Сегодня у нас гость, Доктор Терри Мортенсон, человек, который имеет докторскую степень по истории и геологии, человек, который верит в Священное Писание. Он является отцом восьмерых детей. Я представляю его Вам и хочу задать несколько вопросов. Итак, первый вопрос: Есть ли какие-то небиблейские доказательства всемирного потопа?
Терри Мортенсон: Есть много причин верить в то, что потоп действительно имел место. Во-первых, существует предание по всему миру. Люди в разных местах, даже те люди, которые ни разу в жизни не видели океана, сохраняют истории из поколения в поколение, которые говорят о всемирном потопе.

Еще одна причина заключается в том, что когда мы смотрим на разные культуры, на исторические описания, мы можем увидеть, что они восходят ко времени всего лишь несколько тысяч лет назад. Если люди жили на земле уже сотни тысяч лет назад, тогда следует ожидать, что литература и какие-то другие источники свидетельствующие о проживании человека, были бы более древними.
Еще одна причина. Если люди жили на земле уже десятки тысяч лет, то население земли должно быть больше и количество захоронений тоже должно быть гораздо больше. Однако население мира вполне соответствует тому, что когда-то население земли уменьшилось до 8 человек, во время потопа.
Еще одно интересное свидетельство о всемирном потопе — это Китайский язык. В китайском языке есть иероглифы, которые обозначают те вещи, о которых говорит книга Бытие, в частности слово «Корабль» в Китайском языке складывается из иероглифов, которые обозначают: Лодка, восемь и рот. Другими словами — восемь ртов, восемь человек, которые пережили потоп. Это очень интересное свидетельство.
Рягузов В.С: Есть мнение, что потоп был локальным, не всемирным. Откуда могло взяться столько воды, чтобы затопить всю землю. Каково ваше мнение?
Терри Мортенсон: Есть много геологических свидетельств о всемирном потопе.
1. Мы видим ископаемые останки морских животных на самых высоких горах. В Гималаях, в Андах, В скалистых горах. Везде есть отпечатки раковин. Как они попали туда? И Как они оказались на верхушках самых высоких гор?
2. Массивные отложения осадочных пород. Мы видим это особенно ярко в большом каньоне на западе США. По всему лицу земли мы видим эти осадочные отложения. Они очень толстые, обширные и иногда растягиваются на десятки тысяч квадратных километров. Все это указывает на то, что осадки выпадали на очень большой территории в одно время.
3. Мы видим эрозию в определенных слоях почвы, которая проходила гораздо интенсивнее чем сейчас. На всей поверхности земли мы видим следы эрозии. Обрывы, долины. Однако, когда мы смотрим на слои геологических пород, то они похожи на стопку блинов. Между этими слоями отсутствуют следы эрозии…

В наше время многие христиане заявляют, что Потоп во времена Ноя был событием местного масштаба. Они говорят, что Потоп был ограничен районом Месопотамии и на самом деле никогда не покрывал всю Землю. Открытие археологами отложений грязи на Ближнем Востоке, а впоследствии -следов наводнения в Причерноморье, стало причиной для утверждений о том, что это и были территории, охваченные библейским Потопом.

Людям хочется, чтобы Потоп был локальным, потому что они верят в эволюционную историю Земли, которая рассматривает окаменелости у нас под ногами как свидетельство постепенного развития жизни на протяжении долгих эпох.

В далеком прошлом ученые были уверены, что ископаемые (залегающие в слоях наносов грязи и песка) свидетельствуют о Всемирном Потопе. Те, кто в наши дни придерживаются мнения о постепенном накоплении ископаемых на протяжении миллиардов лет, считают, что они опровергли взгляды своих предшественников на Потоп. Сами же они рассматривают Потоп как событие местного масштаба, а то и вообще утверждают, что никакого Потопа не было. Но если бы они рассмотрели факты с библейской трчки зрения, им бы открылись многочисленные свидетельства Потопа. Как кто-то иронически заметил: "Если бы я не верил в это, я бы не заметил этого".

Сторонники теории долгих эпох, возможно, не отдавая себе в этом отчет, закрывают глаза на серьезнейшие последствия грехопадения Адама. Они говорят, что ископаемые останки, свидетельствующие о болезнях, страдании и смерти, сформировались до появления человечества - до того, как Адам и Ева, согрешив, принесли в мир смерть и страдание. Этим они сводят на нет смысл смерти и воскресения Христа и совсем забывают о том, что Божье творение было "хорошо весьма" (см. главу 2).

Некоторые проповедники говорят, что верят во "всеобщий" потоп, но не верят, что воды его покрыли всю Землю. Они лишь делают вид, будто верят Библии, а на самом деле пытаются обойти стороной ее ясное учение, подменяя значения простых библейских слов. Говоря о "всеобщем" потопе, они имеют в виду наводнение лишь в тех местах, где, по их мнению, в те времена жили люди. Они считают, что люди жили лишь в районе Месопотамии, и потому потоп мог уничтожить все население Земли и при этом не быть поистине всемирным.

Библейские доказательства Всемирного Потопа

Идея локального потопа совершенно не согласуется с Библией. Об этом свидетельствуют следующие моменты:

Ковчег был необходим

Если Потоп был локальным, зачем тогда Ною было строить Ковчег? Он мог попросту перейти через горы и спастись. Проходя по 20 километров в день, Ной и его семья могли за полгода уйти на 3 000 километров. Бог мог просто велеть Ною спасаться бегством, как позже, в дни Содома, - Лоту.

Размеры Ковчега

Если Потоп был локальным, зачем нужно было строить огромный Ковчег, способный вместить все роды наземных позвоночных животных? Ковчег мог быть куда меньше, если бы туда требовалось поместить только всех животных Месопотамии или только домашних животных. 1

В Ковчег должны были войти животные

Если Потоп был локальным, зачем тогда Бог, желая спасти животных от смерти, направил их в Ковчег? Ведь если бы даже в одной местности погибли все животные, в других местах животные того же рода продолжали бы размножаться. К тому же, Бог мог бы послать животных не в Ковчег, а просто в другие регионы.

В Ковчег должны были войти птицы

Если Потоп был локальным, зачем же Бог послал на Ковчег птиц! Ведь птицы, которые за день способны пролетать сотни километров, вполне могли переждать потоп на вершинах близлежащих гор.

Суд был всеобщим

Если бы Потоп был локальным, он не затронул бы людей, живших в других областях, и они избежали бы Божьего наказания за грех. Невозможно, чтобы за столько веков, прошедших после Сотворения мира, никто не переселялся в другие края - или что люди, жившие на периферии области, охваченной потопом, не попытались бы убежать в безопасные места. Сам Иисус говорил, что Потоп пережили только обитатели Ковчега (Мат. 24:37-39).

Те, кто хочет верить в "локальный потоп", обычно утверждают, что мир наш стар, и до Потопа люди жили на Земле уже десятки тысяч лет. Если бы это было правдой, вряд ли все обитатели Земли собрались бы в одной-единственной долине Месопотамии!

Всемирный Потоп был предвестием грядущего Суда

Что имел в виду Христос, уподобив грядущий Суд над миром суду над человечеством в дни Ноя - Потопу, который "истребил всех" (Мат. 24:37-39)? Во Втором послании Петра грядущий Суд огнем сравнивается с судом водою в дни Ноя. Если Потоп был "локальным событием", значит, и последний Суд тоже коснется не всех?

Вода, покрывшая горы

Если Потоп был локальным, как могли воды подняться на 15 локтей (8 метров) над горами (Быт. 7:20)? Море не может подняться выше собственного уровня. Вода не может затопить горы в одной местности, не коснувшись остального мира. 2

Продолжительность Потопа

Ной и остальные обитатели Ковчега провели в нем год и десять дней (Быт. 7:11; 8:14) - не слишком ли долго для "потопа местного значения"? Прошло более семи месяцев, прежде чем из-под воды показались горные вершины. Если потоп был локальным, то мог ли Ной за семь месяцев пути не увидеть ни одной горы?

Нарушение Божьего обещания?

Если Потоп был локальным, значит, Бог много раз нарушил Свое обещание - не насылать больше на Землю такого Потопа. Только за последние годы в мире произошло немало разрушительных наводнений: например, в Бангладеш было затоплено 80% территории страны.

Все люди на Земле - потомки Ноя и его семьи

Генеалогии Адама (Быт. 4:17-26; 5:1-31) и Ноя (Быт. 10:1-32) сообщают нам, что все люди, жившие до Потопа, были потомками Адама, а все, кто жил и живет после Потопа, произошли от Ноя. Потомки Ноя жили все вместе в Вавилоне, не желая "наполнять землю", как повелел им Бог (Быт. 9:1). Поэтому Бог смешал языки и рассеял людей по земле (Быт. 11:1-9).

Самое потрясающее свидетельство происхождения всех народов Земли от Ноя заключается в том, что предания о Всемирном Потопе сохранились едва ли не во всех странах мира - в Северной и Южной Америках, в Австралии, Папуа Новой Гвинее, Японии, Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе и Африке. Исследователи собрали сотни таких легенд. 3 Легенды стран, наиболее близких к месту, откуда началось рассеяние, наиболее точно совпадают с библейской летописью - например, эпос о Гильгамеше.

Терминология 6-9 глав Бытия на древнееврейском 4

* Слово "земля" (др.-евр. "эрец") встречается в летописи о Потопе в шестой - девятой главах Бытия 46 раз. Это же слово используется и в первой главе Бытия. Явная связь с историей Сотворения, особенно в Бытии 6:6-7, недвусмысленно указывает на глобальный характер Потопа. Более того, в истории Потопа речь идет о Суде не просто над всякой плотью, но над всякой плотью на земле:

"И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли" (Быт. 6:13).

* Выражение "вся земля" (Быт. 7:3; 8:9) используется и в летописи Творения, где Бог дает Адаму и Еве в пищу растения всей Земли (Быт. 1:29). Иносказаний здесь быть не может - ведь Бог повелел Адаму и Еве владеть всей Землей. В Бытии 11:8, 9 Господь рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле - здесь, безусловно, тоже имеется в виду вся поверхность земного шара.

* "Лице земли" - это выражение встречается в истории Потопа пять раз. Оно тоже восходит к летописи Сотворения и подчеркивает глобальность Потопа.

* "Всякая плоть" (др.-евр. "колъ-басар") - выражение использовано в истории Потопа двенадцать раз. Больше в Книге Бытия оно нигде не встречается. Бог сказал, что истребит "всякую плоть", кроме тех, кто войдет в Ковчег (Быт. 6:13, 17) 5 - и Он выполнил Свое обещание. В контексте Потопа выражение "всякая плоть" явно означает всех наземных животных с легочным дыханием, а также человечество - см. Бытие 7:21-23. "Всякая плоть" не может относиться только к Месопотамской долине!

* "Всякое живое существо" (др.-евр. "коль хайи") - выражение, которое в оригинальном тексте встречается в рассказе о Потопе (Быт. 6:19; 8:1, 17) и летописи Творения (Быт. 1:28). В первой главе Бытия это слово относится к данной Адаму и Еве власти над всеми животными. А в Бытии 7:4 Бог сказал: "... истреблю все существующее, что Я создал..." Именно это и произошло -выжили только сам Ной и те, кто был с ним в Ковчеге (Быт. 7:23).

* Выражение "под всем небом" встречается в древнееврейском тексте Ветхого Завета всего шесть раз, если не считать истории Потопа. При этом оно всегда имеет значение глобальности (Втор. 2:25; 4:19; Иов 28:24; 37:3; 41:11; Дан. 9:12). Например, в Книге Иова 41:3 Господь говорит: "Под всем небом все Мое".

* "Все источники великой бездны". Источники великой бездны упоминаются только в рассказе о Потопе (Быт. 7:11; 8:2) и Книге Притчей 8:28. Слово "бездна" (др.-евр. "техом") встречается и в летописи Творения (Быт. 1:2), где относится к океану, покрывавшему мир до сотворения земли. Важно отметить, что при Потопе разверзлись не просто "источники великой бездны", но "все источники великой бездны".

* По отношению к Всемирному Потопу в оригинальном тексте Книги Бытия используется всегда одно и то же слово: "Маб-бул". Все случаи его употребления относятся именно к Ноеву Потопу. Вне Бытия оно встречается только раз - в Псалме 28:10: "Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь Царем вовек". В Новом Завете тоже есть специальное слово для обозначения Всемирного Потопа - cataclysmos, от которого и произошло современное "катаклизм".

Божьи повеления в 1 и 9 главах Бытия: связь несомненна

В Бытии 9:1 Бог дает Ною и его сыновьям в точности то же повеление, что дал в Бытии 1:28 Адаму и Еве: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Кроме того, Он дает людям власть над всеми зверями земными (Быт. 9:2; ср. Быт. 1:28). Далее Бог объясняет людям, что им можно есть и чего нельзя (Быт. 9:4-5), и здесь прослеживается явная параллель с Книгой Бытия 1:29-30. После Потопа эти Божьи повеления относятся ко всему человечеству - как и в первой главе Бытия. Прежде владычествовать над землей должен был Адам и его потомки, теперь - Ной и его потомки. И если слово "земля" в Бытии 9:1 означает всю Землю - а это, несомненно, так! - то в Бытии 8:13, где речь идет об окончании Потопа, тоже имеется в виду вся Земля.

Новый Завет - о Всемирном Потопе 4

Всякий раз, когда в Новом Завете заходит речь о Потопе, подчеркивается его всемирный характер. В Евангелии от Матфея 24:39 Иисус говорит: "пока не пришел потоп и не истребил всех"; в Евангелии от Луки - "и пришел потоп и погубил всех". "И если не пощадил первого мира [гр. Kosmos], но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел Потоп на мир нечестивых" (2 Пет. 2:5); "немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды" (1 Пет. 3:20). В Послании к Евреям 11:7 сказано, что Ной верою своей "осудил... (весь) мир" - "потому тогдашний мир погиб, быв затоплен водою" (2 Пет. 3:6). Все эти цитаты подразумевают, что Потоп был событием глобального, а не местного, масштаба.

Возражения против Всемирного Потопа

Возражение первое: "все" не всегда означает "все" 6

Существует мнение, что, поскольку слово "все" не всегда означает "все до одного" (см., например, Map. 1:5), использование этого слова в истории Потопа не обязательно предполагает, что Потоп был действительно Всемирным. Иными словами, сторонники этой точки зрения утверждают, что слова "все", "весь" могут относиться и к локальному наводнению.

Однако значение слова определяется его контекстом. Так, по контексту слова "вся" в Евангелии от Луки 2:1 ("по всей земле") мы понимаем, что выражение "вся земля" должно означать "вся Римская империя". Именно контекст помогает нам определить, что перепись проводилась вовсе не на всем земном шаре.

Слово "все" ("весь", "вся" и т. д.) (др.-евр. "коль") в 85 стихах Бытия 6-9 встречается 72 раза. Это - 21% всех случаев употребления этого слова в Книге Бытия.

Из Бытия 7:19 мы узнаем, что водой "покрылись все (др.-евр. "коль") высокие горы, какие есть под всем (др.-евр. "коль") небом". Отметим двойное употребление этого слова. В древнееврейском языке этот прием применялся для того, чтобы подчеркнуть важность сообщения и исключить всякую двусмысленность. 7 Льюпольд в своем прекрасном комментарии к Библии говорит: "...этот текст исключает любые сомнения в глобальности Потопа". 7

Возражение второе: послепотопная география ничуть не изменилась по сравнению с допотопной

В описании Едемского сада упомянуты реки Хиддекель (Тигр) и Евфрат. В современном мире тоже есть реки Тигр и Евфрат. Поэтому иногда приходится слышать, что Потоп никак не повлиял на топографию мира и, следовательно, был не Всемирным, а локальным. 8

Однако на самом деле между топографией, приведенной в описании Едемского сада, и топографией современного мира есть существенные различия. Из Едема вытекала всего одна река, которая затем делилась на четыре, и две из них назывались Тигр и Евфрат(Быт. 2:10-14). Следовательно, до Потопа эти реки имели общий исток; в наши дни дело обстоит совсем иначе. Остальные две реки носили названия Фисон и Тихон. Река Фисон не встречается в описаниях послепотопного мира; название Тихон (Гион, Геон) упоминается в связи с источником близ Иерусалима во времена царей Давида, Соломона и Езекии. 9

Послепотопный мир сильно отличается от допотопного. Кто-то может спросить: "Почему же тогда и в нашем мире есть реки Тигр и Евфрат?" Ответ прост: по той же причине, по которой в Австралии есть Ливерпуль и Ньюкасл, а в Северной Америке -Лондон, Оксфорд и Кембридж, хотя все эти географические названия изначально относились к Англии. Люди, пережившие Потоп, давали новым местам те же имена, к каким привыкли в прежнем мире.

Возражение третье: в летописи окаменелостей нет свидетельств Всемирного Потопа

А каких, собственно говоря, свидетельств должны мы ждать от глобального катаклизма, потопившего всех животных, птиц и людей (кроме тех, кто были в Ковчеге)? Во всем мире в слоях горных пород мы находим миллиарды мертвых существ, погребенных под грязевыми и песчаными наносами. Зачастую степень их сохранности свидетельствует о стремительном погребении и фоссилизации (окаменении) - чего и следовало бы ожидать при бедствии такого масштаба.

Есть масса доказательств того, что многие слои горных пород откладывались очень быстро, один за другим, без существенного временного интервала. Сохранение следов животных, ряби на воде и даже следов от капель дождя убедительно свидетельствуют о стремительном породообразовании. Полистратные окаменелости (распространенные в нескольких стратах) тоже говорят об очень быстром отложении слоев. Слабая эрозия, отсутствие следов почвообразования, сохранение остатков нор животных и корней растений в слоях породы также говорит о том, что осадки откладывались очень быстро. Деформация некоторых пластов породы без всяких следов излома - свидетельство их мягкости в момент изгиба. "Дамбы" (стены) и "трубы" (цилиндры) из песчаника, связанные с нижележащими слоями, говорят о том, что эти слои были мягкими и содержали много воды. То, что массы песчаника прорвались через трещины в верхних слоях породы и образовали "обломочные" "дамбы" и "трубы", тоже указывает на быстрое отложение многих слоев.

Распространение многих геологических черт и типов горных пород по всему миру также согласуется со свидетельствами о Всемирном Потопе. Формация Моррисона - слой осадочных пород, залегающий на территории от Техаса до Канады, - пример, категорически опровергающий популярное мнение: "Настоящее - ключ к пониманию прошлого"; в наши дни на Земле не происходит никаких процессов, способных вызвать образование столь мощных осадков на огромной территории. В действительности, Божье откровение о прошлом - ключ к пониманию настоящего.

Ограниченное географическое распространение несогласованных напластований (явные нарушения в последовательности отложения различных слоев и др.) также говорит о Всемирном Потопе. Существует и много других свидетельств этого события. 10, 11

Проблема же заключается не в свидетельствах, а во взглядах людей, которые их рассматривают. Один геолог признался, что он не замечал ни единого свидетельства в пользу Всемирного Потопа, пока не пришел к христианству; сейчас же он наблюдает их на каждом шагу. Именно это - тот случай, когда "если бы я не верил в это, я бы не заметил этого". Библия рассказывает нам о людях, чей разум помутился, когда они отвернулись от Бога (Рим. 1:18 и далее), и духовно слепых людях, не способных заметить очевидного (Деян. 28:25-27).

Ответы на другие вопросы, связанные с Потопом и Ноевым Ковчегом, читайте в главах 11-15.

Заключение

Из Библии совершенно ясно, что в дни Ноя Бог наслал на мир глобальный Потоп, полностью покрывший Землю. Любые мнения, отличные от этого учения, происходят из внебиблейских источников. Исходя из библейского мировоззрения, мы не можем не увидеть, что все материальные геологические свидетельства полностью согласуются с историей Всемирного Потопа.

Споры по поводу того, был библейский потоп на самом деле или нет, не утихают уже много лет. Многочисленные исследования позволили ученым предоставить ряд фактов, которые могут служить доказательством, что это событие все же происходило.

Одно из самых известных библейский преданий рассказывает о Всемирном потопе, который якобы очистил Землю от грешных людей. При этом есть скептики, которые считают, что это все выдумка, и ничего такого никогда не происходило. Недавно ученые шокировали общественность, заявив о том, что они нашли несколько доказательств библейского потопа.

1. Необъяснимые подводные города

Хоть мировой океан исследован еще не полностью, и даже не наполовину, уже было найдено много подводных городов и их останки. Что интересно, их возраст примерно совпадает со временем потопа. В пример можно привести подводный город Йонагуни, расположенный у берегов Окинавы. Есть древние легенды, рассказывающие о подводном городе, который расположен в том же месте. Ученые считают, что строения были затоплены в результате Всемирного потопа.

2. Подходящая численность людей


Еще один довод, который используют в качестве доказательства, указывает, что если бы не было потопа, который практически обнулил население Земли, то на сегодняшний день было бы в значительной мере увеличено количество людей, проживающих на планете, а также огромное число захоронений. На данный момент население вполне соответствует сценарию: когда-то численность жителей планеты Земля была уменьшена до восьми человек.

3. Одинаковая история


Анализ древних писаний показал, что практически в каждой цивилизации есть легенды, рассказывающие о большом потопе, который произошел в прошлом. Удивителен тот факт, что истории схожи в деталях, причем даже в тех цивилизациях, которые никогда не контактировали друг с другом.

4. Животные, которые хотели спастись


Ученые по всему миру на разных континентах высоко в горах находят огромное количество скелетов животных в необычном смешении, которые, по всей видимости, лезли на горы, чтобы спастись от наступающей воды.

5. Первый созданный храмовый комплекс


Эту информацию нельзя считать достоверной, но это очень популярное предположение: есть версия, что комплекс Гёбекли-Тепе был первым строением, созданным после Всемирного потопа. На стенах храмов с 12-ти тысячной историей были найдены свидетельства существования ирригации и сельского хозяйства.

6. Подтверждение из Китая


Занимательное свидетельство о Всемирном потопе связано с китайским языком. В нем присутствуют иероглифы, которые имеют связь с книгой Бытия. Например, слово «корабль» складывается из иероглифов, которые обозначают такие слова: лодка, восемь, рот. Это можно расшифровать, как восемь ртов – восемь человек, которые пережили потоп.

7. Стоянка Ноева ковчега


Согласно древним текстам, ковчег после потопа пристал к земле на территории современной Турции. В этом месте напротив горы Арарат Дэвид Аллен нашел останки, которые были приняты им за детали Ноева ковчега. Что интересно, размеры действительно соответствуют тем, что были описаны в древних текстах. Среди местных территория, где была сделано открытие, именуется как Наксуан – «Сион Ноя». Кстати, образование стало заметно только в конце 1940 года, после случившегося землетрясения.

8. Уникальные списки шумерских царей


Во время раскопок древнего Шумера была найдена реликвия, названная «Списком шумерских царей». В нем указаны правители, которые были во главе государства до предполагаемого потопа, и, что самое интересное, они правили сотни лет. Была выдвинута версия, что в те времена правители жили намного дольше, чем современные люди. После потопа периоды царствования стали более реалистичными. Есть ученые, которые считают, что Всемирный потоп привел к серьезным изменениям: он даже повлиял на продолжительность жизни людей.

9. Раскопки местожительства Ноя


Считается, что великий Ной проживал на полпути между Вавилоном и Уром. Здесь была обнаружена группа низких курганов, которые были раскопаны в 1931 году. Ученые определили, что под ними находятся руины трех городов: верхний относится к времени третьей династии Ура, средний – город древних шумеров, а нижний – допотопный. Слой, который относится ко времени потопа, расположен между средним и нижним городом, а состоит он из желтой грязи, смеси песка и ила, который определенно был наносным. Здесь нет никаких следов человеческой цивилизации.

10. Присутствие на суше морских образований


В 2004 году в горных районах Мадагаскара были обнаружены на суше особые клиновидные структуры, характерные исключительно для морского дна. Они образовываются в результате водной активности, например, цунами. Экоархеологи тщательно изучили территорию вокруг Мадагаскара. Ими был сделан вывод, что клиновидные структуры появились из-за крупномасштабного наводнения. Предположили и его причину – ударный кратер под Индийский океаном, который образовался из-за падения кометы.

11. Связь авианосца и ковчега


В Книге Бытия достаточно подробно описан процесс постройки знаменитого судна, которое имеет удлиненную форму: ковчег был абсолютно герметичным и устойчивым. Сложно представить, что в те времена человек мог сам придумать подобную конструкцию уникального корабля. Видимо, без подсказок свыше не обошлось. Занимателен тот факт, что современные авианосцы имеют схожую конструкцию, благодаря чему они являются устойчивыми при шторме.

12. Великие и ценные свитки


В 1940 году учеными были обнаружены таинственные писания, которые назвали «Свитками Мертвого моря». Анализ текста стал открытием, поскольку в нем был описан Великий потоп и ковчег, причем в мельчайших подробностях. Кстати, ученые, исходя из этой версии, предполагают, что ковчег имел форму пирамиды.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всей вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы академика Петушина, число вполне надежных свидетельств о Воскресении превышает 210, по нашим подсчетам это число еще больше - 230, ибо к данным Петушина нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы... (Из докладной записки в ЦК КПУ академика АН СССР, директора Института украинской литературы А. И. Белецкого //Сретенский календарь-сборник 2000. - С. 177.) Немецкий ученый Де-Ветте, в течение десятилетий стоявший во главе, рационалистов, на смертном одре сознался, что "Событие Воскресения, хотя способ его совершения покрыть непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря". Когда полу-рационалист Неандер прочел признание Де-Ветте, слезы хлынули у него из глаз. После этого Неандер подверг новому основательному исследованию исторические доказательства Воскресения Христова и также принял его. Кроме Евангелия мы имеем свидетельства и от язычников - противников христианства. Так, например, Плиний, римский проконсул областей Вифинии и Понта в Малой Азии, в своем письме к императору Траяну (около 112 г.) пишет: "собираются они (христиане) и поют гимны Христу, как Богу; клянутся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать". Плиний не написал: "Богу своему, Христу, поют", а, именно, написал: "Христу, как Богу", потому что он знал, что Христос для христиан не только Бог, но и человек. Современник Плиния, Тацит, один из точнейших историков, сообщает (около 115 г.): "Христос, в правление Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен был смертью". Множество свидетельств об Иисусе Христе, как исторической Личности, имеется в еврейской книге Талмуд. Правда, эти свидетельства пышат злобою и ненавистью, называя Спасителя "отступником", "назореем" и проч. Немало говорится в Талмуде и о чудесах "Назорея". Особенно ярки свидетельства бывшего гонителя христиан Савла, в последствии первоверховного Апостола Павла. Подлинность его свидетельств совершенно невозможно оспаривать. Это понимают самые ярые враги христианства. А "сила Павловых свидетельств такова", - говорит один наш крупный писатель и мыслитель, - "что если бы даже не было иных, мы все-таки знали бы с большею точностью, чем о многих других исторических лицах, не только, что Христос был, но и как Он жил, что говорил, делал, за что умер и как воскрес". Римский чиновник Лабиритиос в момент Воскресения Христа оказался со своими подчиненными недалеко от места захоронения Христа. Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами ясно видели падение камня, закрывавшего гроб и поднявшуюся над этим местом небывало ярко сияющую фигуру. Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал в том числе и биографию Пилата. Его сообщения, которые содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима, легли в основу истории Иудеи. Надо отметить, что Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаться каким-то впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка Жебелева, “он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем”. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время Воскресения Христа находился вблизи от этого места, сопровождая одного из помощников Пилата. Первоначально Гермидий был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. “Приблизившись ко гробу - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина и она вдруг закричала: “Открылась! Открылась!” И в этот миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”. Сириец Эйшу, известный врач, близкий к Пилату и лечивший его, относился к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Историки науки считают, что он по праву занимает место, как врач, рядом с Гиппократом, Цельсом, Геленом, а как анатом - рядом с Леонардо да Винчи и Везалием. Важно то, при каких обстоятельствах Эйшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Эйшу и его помощники-медики интересовались этим с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до Воскресения уже проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. “Мы все - врачи, стража и остальные, - пишет Эйшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами”. Далее следует описание Воскресения. Один из крупнейших в мире знатоков античности академик Вузескул говорил: “Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого. Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать, причем с гораздо большим основанием, существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона”. Это лишь небольшая часть источников, свидетельствующих о том, что Христос действительно воскрес. Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и являлись очевидцами самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его. Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств принадлежит еврейским авторам того времени, хотя понятно, что евреи склонны всячески замалчивать факт Воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о Воскресении, такие надежные авторы, как Уриста Гамиянин, Гапон Месопотамский, Шербум-Отоэ, Ферман из Сарепты, Манакия-врач, Навин, Миферкант. Миферкант был одним из членов Синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство 30 сребреников. Но когда после Воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Миферкант был первым из членов Синедриона, прибывших на место для расследования. Он убедился, что Воскресение свершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня почти перед самым моментом Воскресения. Он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены. Но не успел Миферкант отойти, как громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Миферкант еще успел увидеть исчезающее сиянье над гробом. Все это им описано в сочинении “О правителях Палестины”, которое принадлежит к числу наиболее ценных источников из истории Палестины. Библейские свидетельства "Телесное воскресение из мертвых Спасителя есть исторически, реальный факт", говорит наш один известный православный миссионер, и указывает следующие пункты по порядку. 1. Христос предсказывал о Воскресении Своем (Мф. 16, 21; 20, 19; Мр. 9, 9). 2. Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лук. 24, 46). 3. Он является видимым образом: а) Утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мр. 16, 9). б) Тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28, 9). в) Петру вблизи Иерусалима (Лук. 24, 34; 1 Кор. 15, 5). г) 2 ученикам, шедшим в Еммаус (Лук. 24, 13). д) Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы (Ин. 20, 19). е) Через неделю вечером всем Апостолам (Ин. 20, 26). ж) Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин. 21, 1-3). з) Немного спустя - на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф. 28, 11). и) 500-ам верующим (1 Кор. 15, 6). к) Брату Своему "по плоти" - Иакову и всем Апостолам (1 Кор. 15, 7). л) Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лук. 24, 50). м) Апостолу Павлу (1 Кор. 9, 1; 15, 8). н) Первомученику Архидиакону Стефану (Деян. 7, 55). о) До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1, 3). 4. Ест и пьет с учениками (Лук. 24, 42). 5. Показывает руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лук. 24, 40). 6. Дает наставления (Мф. 28, 18; Мр. 16, 15; Лук. 24, 17; Ин. 21, 15; 20, 21; Деян. 1, 7). 7. Путешествует с Апостолами (Лук. 21, 15). 8. Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф. 28, 9, 17). 9. О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28, 6; Мр. 16, 6; Лук. 24, 6). 10. Это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28, 11). 11. Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2, 32; 10, 39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян. 2, 22; 3, 26; 4, 10; 10, 39). И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресения Христа. Потому, что сами говорят: "что мы слышали, что видели своими очами..., и что осязали руки наши... мы возвещаем вам..." (1 посл. Иоан, 1, 1-3). Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента воскресения, т. к. воскресший Христос был невидим для них тем более Апостолы не могли видеть, они скрывались и запирались в домах своих "страха ради иудейского". Вот, почему ни в одном из четырех Евангелий нет описания самого момента Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события, предшествовавшие Воскресению и подробно изложены события - после Воскресения.