Доклад: Развитие внимания. Виды внимания в психологии

Развивайте своё блуждающее внимание и научитесь легко управлять им, чтобы стать его единственным хозяином и получить мощного помощника для достижения своего успеха, счастья и свободы

"Первый закон успеха это концентрация: направить все усилия в одну точку,
чтобы перейти непосредственно к этой точке, не глядя ни вправо, ни влево"

Уильям Мэтьюз

Как Вы уже отлично знаете, чтобы достичь успеха при самореализации, важно четко поставить цель, составить план ее достижения, получить все необходимые ресурсы и активно действовать до получения результата.

А чтобы достичь успеха с высокой скоростью и получить максимум результатов, нужно действовать эффективно . Для этого можно активно шевелить руками и ногами, быстрее двигаться, интенсивно выполнять дела...

Но если для движения к цели нужно думать, обрабатывать информацию, принимать решения , используя свой интеллект (что требуется в 99% случаях), тогда очень важно уметь управлять своей уникальной способностью - своим вниманием .

Все великие люди, создавшие что-то ценное для нашего мира, в один голос утверждают: "концентрация внимания - это ключ к успеху ".

Умение управлять вниманием проявляется в том, что вы можете долго и упорно заниматься чем-то одним: целью, делом, проблемой ...

Но из-за огромного количества мыслей, идей, дел и целей, Вы достаточно часто переключаетесь между ними, иногда даже если этого не хотите, непроизвольно, подсознательно. Это приводит к тому, что впустую тратятся ресурсы на само переключение и на включение в процесс достижения другой цели. Ведь нужно вспомнить, а какие именно результаты нужно получить, что для этого нужно сделать, какие ресурсы использовать и т.п.

Но еще чаще бывает, что Вы переключаетесь на совершенно бесполезные , незначимые мысли и дела, и выбрасываете на ветер может и несколько минут, но за сутки в сумме это может вылиться в несколько часов. А за месяц могут пропасть целые дни!

Все это приводит к тому, что движение к целям идет очень медленно и с высокими затратами, а результаты оказываются гораздо менее ценными, чем ожидалось, что является провалом . Чтобы избежать подобной ситуации, повысить личную эффективность и успешность и ускорить самореализацию, Вам нужно развивать внимание .

И прямо сейчас ответьте: Вы хотите развить свое внимание, чтобы стать успешнее, эффективнее, улучшить себя, свою жизнь и наш мир?

Если да, то специально для Вас я разработал уникальный метод развития внимания . Чтобы он был вам максимально полезен, сначала нужно полностью, системно понять, что такое внимание, каких видов он бывает и как можно им управлять.

И для начала вспомните об одном из важнейших процессов , который Вы выполняете каждое мгновение и сейчас в том числе.

Восприятие

Для выполнения своей деятельности и самореализации интеллектуальная система выполняет важный процесс:


Внимание часто ассоциируется со зрением и не зря, потому что эти процесс во многом аналогичны: если посмотреть на какой-то предмет, например, ручку перед собой, то четко увидишь только эту ручку и ее детали, а всё вокруг будет очень размыто, некоторые предметы вообще не возможно распознать. При этом можно сфокусироваться на ручке настолько, что даже перестанешь слышать звуки, ощущать запахи, сердцебиение и дыхание, т.е. отключатся другие каналы.

Также и внимание - в каждый момент оно имеет определенное направление на конкретный объект. Выбор этого направления зависит от внимательности системы:

Распределение внимания

Это способность сознания сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах.

В таком случае центр внимания расширяется и превращается в область . И чем на больших объектах вы можете сосредотачиваться, тем шире эта область.

Количество объектов в этой области определяет объем внимания. В среднем, взрослый человек может распределить свое внимание между 4-6 объектами. Это позволяет быстро воспринимать информацию о наиболее важных объектах в текущей среде, принимать решения и действовать.

Объем внимания увеличивается , когда уже воспринято большое количество информации об объекте и появлении множества знаний о нем, т.е. при наличии у системы его готового образа. Чем больше в среде таких знакомых объектов, тем на их большем количестве система сможет сосредоточиться в каждый момент.

Поэтому профессионал , который работает в знакомой среде может сосредотачиваться на большом количестве объектов, интенсивнее взаимодействовать с ними и быстрее достигать своих целей. А новичок будет в той же среде действовать очень медленно и будет приносить мало пользы.

Также увеличить объем внимания можно при восприятии разных объектов по разным каналам .

Например, одновременно можно сосредотачиваться на музыке, смотреть на картинку и трогать мягкую игрушку. Тогда все объекты будут восприниматься сознательно и ясно.

При хорошо развитом распределении, некоторые объекты могут восприниматься автоматически , тогда сосредотачиваться на них не нужно, но информация все равно будет появляться новая и правильная. Для этого нужно накапливать опыт и развивать внимание, чтобы одновременно воспринимать еще больше объектов, еще быстрее принимать решения и действовать для достижения текущей цели.

Умение распределять свое внимание помогает в потенциально опасных ситуациях, когда окружающая среда часто меняется и надо быстро анализировать множество объектов.

Например, водителю за рулем автомобиля, пилоту за штурвалом самолета, хирургу во время сложной операции, солдату во время боевых действий и т.п.

Если в подобных ситуациях сосредотачиваться только на одном объекте, то в быстро меняющихся условиях можно не заметить опасности и ухудшить свое или даже чужое состояние.

Таким образом, для успешной самореализации вам нужно уметь не просто устойчиво сосредотачивать внимание, а уметь распределять его до необходимого объема в зависимости от текущей ситуации и личных целей.


Как вы считаете, насколько хорошо у вас развит каждый из этих признаков сейчас по шкале от 1 до 10?

Виды внимания

Еще, чтобы правильно и эффективно развивать внимание, нужно разобраться, а каких видов оно бывает. Это позволит осознавать в каком состоянии находится ваше внимание, и что можно сделать для его улучшения. Существует несколько классификаций внимания.

В зависимости от сознательности выбора направления, внимание бывает следующих видов:

Непроизвольное внимание (пассивное)

При таком внимании сознание не участвует в выборе объекта, т.е. переключение выполняется автоматически, подсознательно, интуитивно. Обычно такое внимание существует в течение короткого периода и затем переходит в произвольное.

Причиной такого непроизвольного переключения обычно является раздражитель , с которым система уже контактировала ранее и это имело очень важные последствия (улучшение или ухудшение состояния).

Также к причинам подсознательного переключения можно отнести: неожиданность раздражителя (резкий шум, крик...), сильный раздражитель (громкий звук, сильный толчок...), новый раздражитель (новые, необычные звуки, музыка, картина...), существенные изменения объектов, контрастность раздражителя, неожиданное изменение личного состояния и т.п.

Такое внимание может быть полезным, когда является результатом приобретения какого-либо навыка . Он может значительно ускорить часто повторяющиеся действия (на работе, в быту...), на которых часто сосредотачиваешься. Но может оказаться и вредным, отвлекая от текущих, важных целей и дел, что замедляет их реализацию.

Произвольное внимание (активное)

В таком состоянии внимания, его переключение производится полностью под управлением сознания для достижения определенной цели, например, для поиска ресурса, его обнаружения и получения.

Такое внимание очень полезно, когда нужно сосредоточиться только на действиях, являющихся частью плана , и реализовать его шаг за шагом без отвлечения.

При использовании произвольного внимания и сосредоточении на одном объекте в течение длительного периода, возникает напряжение - состояние повышенной траты ресурсов для выполнения действий. Оно может привести к утомлению - снижению эффективности из-за значительной траты ресурсов. Тогда потребуется отдых или переключение на другую цель для их восстановления.

Для увеличения продолжительности произвольного сосредоточения на объекте требуется большой интерес к текущей цели, понимание ее важности и ясность, как ее достичь. Если же интерес маленький, то устойчивость внимания снизится и быстро произойдет непроизвольное переключение на другие, более интересные или легкие цели.

Произвольное внимание используется также для волевого переключения от отвлекающих раздражителей (например, чтобы в шумном месте читать, смотреть видео или спать). И крайне полезно при возникновении опасности , чтобы сосредоточиться на ней и принять меры для предотвращения вредных последствий.

Послепроизвольное внимание (потоковое)

В таком состоянии, сознание сосредотачивается на определенном объекте, но отсутствует напряжение для восприятия и обработки информации о нем, как при произвольном внимании.

В подобном состоянии утомление минимально или полностью отсутствует, что позволяет устойчиво сосредотачиваться на одном объекте очень длительный период и с высокой концентрацией.

Такое состояние системы с послепроизвольным вниманием на важном объекте называется потоком . В этом состоянии система способна очень долго двигаться к одной, важной цели и успешно ее достигать, что значительно улучшает ее состояние и вызывает много позитивных эмоций, радости и счастья.

Для перехода в состояние потока требуется выполнить несколько условий :

Также на внимание часто влияют эмоции, чувства и настроение . Как позитивные, так негативные эмоции являются раздражителями, отвлекающими внимание, т.к. возникает возбуждение, приводящее к сосредоточению на своих эмоциях и испытанию удовольствия или страдания от них. Поэтому для управления вниманием важно научиться , чтобы успокаивать их, когда нужно сосредоточиться. Тогда они не будут отвлекать и можно будет эффективно выполнять действия.

Как было описано раньше, внимание состоит из различных признаков: сосредоточенности, концентрации, устойчивости... По сути они являются вашими личными качествами . И для развития этих признаков по отдельности, что в целом улучшит и вниманием, можно применить алгоритм, описанный в методе Развитие личных качеств .

Еще умение управлять своим вниманием тесно связано с умением управлять личным временем . Ведь во многих случаях объекты, на которые вы отвлекаетесь, являются поглотителями вашего времени (бесполезные мысли и дела, частое обдумывание одних и тех же событий...). А когда вы управляете своим временем, то и ваше внимание спокойно и не отвлекается на мелочи, а целиком направляется на полезные, важные сейчас объекты, что повышает вашу успешность. Поэтому, чтобы эффективно управлять своим вниманием, научитесь сначала управлять своим личным временем .

Во многих боевых искусствах , например, кунг-фу или ушу, навык управления вниманием является главным. Мастера подобных направлений годами и даже десятилетиями учатся управлять своим вниманием, чтобы в любой ситуации (например, в бою) сосредоточиться на самом важном (противнике), сконцентрироваться и успешно достичь своей цели (победить его).

Аналогичный принцип действует и в различных направлениях йоги . Мастера-йоги, а также монахи таких учений как буддизм и даосизм, годами учатся управлять своим телом и сознанием, используя различные виды медитаций.

Поэтому отличным средством для развития навыка управления вниманием, является изучение боевых искусств или йоги, которые за свою многовековую историю накопили огромное количество техник и приемов для развития внимания человека.

Еще для эффективного управления вниманием можно использовать следующий принцип : при восприятии нового объекта внимание сначала будет часто переключаться и нужно сознательно возвращаться к исходному объекту. По мере того, как образ этого объекта будет становиться все детальнее и ярче, будет возрастать и интерес к нему. Тогда отвлечения прекратятся, вы полностью сконцентрируетесь на нем и начнете быстрее воспринимать и взаимодействовать с объектом, что ускорит достижение поставленной цели.


Научившись управлять вниманием, вы перестанете подчиняться своим же мыслям, своему же сознанию. Вы сможете игнорировать бесполезные, навязчивые мысли, а сосредотачиваться только том, что важно в данный момент, абсолютно не отвлекаясь на мелочи. Это даст вам некую свободу от себя же, которая поможет двигаться вам туда, куда вы действительно хотите, причем очень быстро и с удовольствием.

Можно сказать, что от умения управлять своим вниманием зависит вся ваша жизнь. Ведь в мире действует один фундаментальный закон причинно-следственной связи : если действие (причина) полезное, то и результаты (последствия) принесут пользу, и наоборот. А только опыт и управление вниманием позволяют сознательно проанализировать ситуацию, принять правильное решение и выполнить полезные действия. Еще это называют кармой , которая определяет текущую жизнь человека в зависимости от всех выполненных им ранее действий и их последствий.

В общем, старайтесь каждый день сознательно управлять своим вниманием и непрерывно развивайте его. Но прежде, выполните эти простые тесты.

Тесты на внимательность

Прежде чем улучшать любой признак, нужно узнать его текущее значение - на каком уровне он находится сейчас. Так и с вниманием - чтобы его улучшить, нужно выяснить, насколько вы внимательны сейчас, насколько подвержены воздействию раздражителей и переключению на бесполезные объекты.

Для этого вы можете использовать следующие простые тесты на внимательность. Записывайте результаты этих тестов и периодически повторяйте их. Это позволит вам отслеживать изменение вашего внимания и определять, насколько оно улучшилось или ухудшилось.

Методика Мюнстерберга

Ниже находится сплошной текст. Может показаться, что это бессмысленный набор букв. Но в нем есть множество слов - ровно 23. Ваша задача - прочитать этот текст и найти все эти слова за минимальный срок. Возьмите секундомер, прочитайте текст и найдите 23 слова:


бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.


Если вы нашли не все слова или потратили на это больше 2х минут, то ваше внимание можно еще существенно улучшить. Отличный результат - когда вы найдете все слова меньше чем за 2 минуты. Запишите ваш текущий результат, сколько времени вы потратили на поиск всех слов сейчас, и периодический повторяйте этот, но находите другие последовательности букв со словами.


Это набор цифр, записанных в таблицу 5 на 5 в произвольном порядке. Вам нужно за минимальный период найти по порядку все цифры в таблице. Возьмите секундомер и приступайте:




Отличный результат - тратить на каждую таблицу меньше 40 секунд. Если ваш результат больше, то у вас хороший потенциал для развития своей внимательности.

Запишите, сколько времени вы в среднем потратили на все эти таблицы сейчас. Каждый раз находите разные таблицы с цифрами, чтобы на оценку вашего внимания не влияла память.

Методика "10 слов"

Она базируется на связи внимания с кратковременной памятью. Ниже приведены наборы по 10 слов. Вам нужно прочитать слова в одном наборе один раз, запомнить и перечислить эти слова на память:


Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.


Отличный результат, когда вы воспроизводите более 8 слов из каждого набора. Иначе вам можно еще лучше развить свою внимательность.

Запишите, сколько в среднем вы вспомнили слов в каждом наборе сейчас. Каждый раз используйте разные наборы слов.


Возьмите картинку из категории "Найди 10 отличий", и постарайтесь найти все отличия за минимальное время. Можете использовать например эти:








Замечательный результат, если вы можете найти все отличия меньше чем за 30 секунд.

Запишите, сколько вы в среднем тратите времени на поиск всех отличий сейчас. Естественно при каждом выполнении надо подбирать новые картинки, чтобы не знать, где находятся отличия.


Повторю, что, если вы хотите развивать свое внимание, то периодически повторяйте все эти тесты и записывайте свои результаты. Тогда вы сможете буквально видеть, как изменяется уровень развития вашего внимания, что позволит вам двигаться в правильном направлении - его непрерывном улучшении, повышении вашей успешности и ускорении вашей самореализации.


Внимание является врожденной способностью человека. Но чтобы им правильно управлять и использовать всю его мощь для достижения успеха и самореализации, нужно его непрерывно развивать .

Ведь внимание, как мышцы : если их тренировать, то они становятся сильнее и вы можете поднимать более тяжелые веса. Хотя на первой тренировке можно получить, возможно, свои самые худшие результаты (отжаться 2 раза, ни разу не подтянуться...). А продолжая тренировки, результаты будут с каждым разом все лучше. Но если тренировку прекратить, то мышцы ослабнут и результаты снова ухудшаться.

Так и внимание: его нужно регулярно тренировать, как минимум для поддержания на текущем уровне. А лучшая тренировка для этого - это практика . Поставьте себе цель - развить свое внимание, а в этой главе вы найдете способы, как эту цель достичь.

Но помните, что наше сознание на самом деле очень ленивое , оно не любит чему-то обучаться, соблюдать режимы, дисциплину, даже иногда сопротивляется этому, "подсказывая", что это не нужно, или это можно отложить на завтра...

Поэтому при развитии внимания, так же как и при любой другой тренировке или обучении, все-таки потребуется совсем небольшое усилие , чтобы выполнять упражнения и развиваться. А чем чаще вы это будете делать, тем меньшее усилие потребуется. Как уже научно доказано: для появления навыка нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Так и с тренировкой - повторяйте упражнения каждый день и вскоре вы будете их делать в легкостью и удовольствием.

Возможно, вас будет беспокоить, что для развития внимания нужна большая напряженность , это очень сложно или неинтересно. Но как вы увидите далее, есть множество разных упражнений для развития внимания и вы можете выбрать те, которые будут вам наиболее интересны. Вы их будете делать с радостью и удовольствием, особенно если вы уже поняли полезность хорошо развитого внимания. И тогда его улучшение будет неминуемым и быстрым.

Также при регулярном развитии внимания может показаться, что даже одно и тоже упражнение становится все труднее . Это отличный сигнал о том, что внимание улучшается, потому что труднее выполнять упражнение станет из-за того, что вы начнете яснее осознавать моменты его переключения. А продолжая такое развитие вы заметите, как с легкостью можете на длительный период полностью сконцентрироваться на одном объекте. И вы абсолютно исключите отвлечение из своей деятельности, что повысит вашу личную эффективность и успешность.

А для успешного развития внимания в первую очередь важно поверить вам самим, что вы сможете ее улучшить. И занимаясь важным делом, нужно регулярно повторять себе, что вы можете сосредоточиться на нем. Помните, что это такой же навык, как, например, езда на велосипеде. Ему важно обучаться (у других) и непрерывно развивать (самостоятельно).

Еще помните, что только ваши действия создают изменения в вашей жизни, а не ваши цели, планы, идеи или мечты - только ваши действия. Поэтому реальная практика - это один из главных секретов успеха. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше становится ваша жизнь и тем успешнее вы становитесь.

И для этого есть множество упражнений . На некоторые нужно выделять определенное время, например, 10 минут вечером. Но есть и такие, которые можно применять, выполняя повседневные действия: общаясь, читая, делая уборку... Поэтому изучите все возможные упражнения, попробуйте хотя бы один раз каждое из них, выберете понравившиеся и выполняйте их каждый раз, как появится возможность.

Выполняйте упражнения ежедневно, начиная с 5 минут, а затем увеличивайте это время до 10, 15 и т.д. Увеличивайте нагрузку и вы в ближайшее время почувствуете легкость и свободу от того, что перестанете отвлекаться на мелочи и будете получать больше полезных результатов от своих важных дел.

Итак, чтобы узнать множество мощных упражнений для развития внимания, прямо сейчас перейдите к бесплатному тренингу "Улучшение внимания ", примените описанные в нем упражнения на практике и станьте хозяином своего внимания:


Способы сосредоточения внимания

Развивать внимание это здорово, но во многих случаях сосредоточиться на одном объекте можно и без специальных навыков и упражнений.

Вспомните, что основной причиной для переключения внимания являются внешние раздражители: шум, голос, яркий свет... И для сосредоточения внимания обычно достаточно просто организовать себе тихую, спокойную обстановку , в которой такие раздражители просто не смогут возникнуть.

Например, если часто отвлекает телефон своими звонками или сигналами о сообщениях, то можно просто убрать его в другую комнату или полностью отключить звук. А иногда отвлекает даже собственная одежда, если она не удобная, не по размеру, в ней холодно или наоборот жарко и т.п. Тогда можно переодеться в комфортную, удобную одежду.

В некоторых случаях для изоляции от раздражителей можно отключить органы чувств. Например, если слух вам не нужен для выполнения текущего дела, но есть отвлекающие звуки, кто-то шумит, то можно заткнуть уши ватой, берушами или надеть защитные наушники. Аналогично можно поступить с носом, если в текущей обстановке есть отвлекающий запах.

Для изоляции от визуальных раздражителей можно используйте руки как тоннель. Когда вам нужно сконцентрироваться на каком-то объекте перед с вами, например, книге, журнале, мониторе..., разместите свои руки возле глаз так, чтобы они образовали некий тоннель или подзорную трубу. Это оградит сознание от лишней визуальной информации об объектах около вас, которые могут отвлечь.

Еще вы можете часто переключаться на часы , чтобы посмотреть текущее время. Это нужно делать обязательно, если скоро потребуется переключиться на другое важное дело: сделать звонок, пойти на встречу, выключить духовку... Но в большинстве случаев такая проверка времени совершенно бесполезна, и тогда это будет обычным отвлечением. Чтобы этого избежать, просто убирайте все часы подальше, когда можно спокойно заниматься делом, никуда не торопясь.

Иногда помогает договор с самим собой. Если есть проблемы или важные дела, которые нужно выполнить потом, а сейчас нужно сделать что-то другое, то можно сказать себе: "Пусть эти проблемы/цели/дела подождут, я обязательно к ним вернусь и разберусь с ними, но сейчас мне нужно сделать вот это". Это даст некое облегчение для сознания, что вы помните о проблеме/деле, и обязательно ими займетесь. Тогда вам будет легче сконцентрироваться на текущем деле.

Также внимание часто переключается, когда в сознании находится много хаотичных, беспорядочных объектов. В этом случае можно разгрузить сознание от навязчивых, неважных в данный момент мыслей и идей. Для этого можно материализовать их на внешнем носителе, бумаге, записать в компьютер или телефон.

После этого можно всю записанную информацию организовать в упорядоченную систему, чтобы можно было ее легко найти и получать напоминания о срочных делах. Также эту информацию лучше приоритизировать , чтобы точно знать, что из нее самое важное и в какой последовательности выполнять дела.

Тогда в сознании появится порядок и оно не будет отвлекаться на бесполезные объекты. После этого старайтесь выполнять в каждый момент только одно дело с самым высоким приоритетом до его полного завершения. Это дисциплинирует сознание и оно не будет переключаться на что-то еще.

А создав порядок в целях и делах, определив их важность, можно применить принцип Парето : "20% дел приносят 80% результата". Т.е. из всех дел можно выбрать самые важные, сосредоточиться именно на них и выполнить их в первую очередь. Тогда цели будут достигаться быстрее и самореализация ускорится. А когда и результатов много, тогда и внимание сосредотачивается гораздо легче.

Если объект, на котором нужно сосредоточиться, очень большой и сложный, то можно разделить его на множество маленьких - детализировать . А сосредотачиваться на маленьких объектах, гораздо легче, чем на больших. Так можно крупную цель разделить на множество мелких дел, тогда внимание на каждом из них может быть максимальным, а между делами можно делать короткий перерыв для восстановления внимания.

Еще на внимание очень сильно влияет физическое состояние . Если есть усталость, то и внимание будет часто переключаться на легкие объекты, а не на важные. Поэтому, чтобы максимально сосредоточиться на важных объектах, нужно уметь эффективно отдыхать . Для этого можно использовать пассивный отдых (сон, лежание на диване, чтение книги...). Но лучше стараться отдыхать активно. Ведь во многих случаях усталость возникает эмоциональная, а не физическая. А от такой усталости будет отличным средством поход в кино или музей, игра в боулинг или катание на велосипеде.

С этой же целью можно заниматься спортом , чтобы тело было в тонусе и меньше уставало. Также нужно пить как можно больше воды, чтобы организм функционировал нормально и медленнее утомлялся. Естественно нужно правильно питаться , не голодать и не переедать.

В некоторых диетах при употреблении еды завязываются глаза, чтобы не видеть, сколько осталось на тарелке, а ощущать свой организм и переставать есть, когда почувствуешь насыщение. Это правильный подход к еде. Но нас с детства заставляют доедать до конца, даже если желудок уже забит под завязку. А это отличный способ, чтобы нарушить пищеварение и набрать лишний вес. Лучше есть часто, но понемногу, чем пару раз в день, но много.

Полезным средством для отдыха является умение полностью расслабляться , успокаивать все внутренние процессы: движение тела, дыхание, речь... Иначе эти процессы будут раздражать и отвлекать от важного объекта.

Также нужно правильно спать , чтобы организм восстанавливался за минимальное время. Даже если чувствуется усталость, но хочется еще пару часов поработать, чтобы завершить дело, то можно это сделать. Но с большой вероятностью случится так, что на следующий день усталость будет еще больше и сделано будет еще меньше. Поэтому нужно прислушиваться к своему организму и давать ему отдохнуть, чтобы в целом личная эффективность была максимальной.

Если чувствуете ухудшение внимания из-за утомления и повышения сонливости , можно сознательно изменить положение тела в такое, какое для вас обычно несвойственно, или даже дискомфортно. Скрестите по-другому ноги, сместите центр тяжести, поменяйте положение ступней или измените выражение лица. Если рядом есть другой человек, то можно попробовать скопировать его позу. Когда тело примет непривычное положение, сонливость понизится и сосредоточенность повысится.

Также если повышается сонливость, то нужно получить дополнительную энергию . Для этого можно напрячь мышцы живота, спины или ног, сделать зарядку, активную прогулку с быстрым шагом, поприседать, потанцевать и т.п.

А чтобы максимально замедлить утомление, можно просто не делать лишних движений . Сосредоточившись на текущем деле, выполняйте только те действия, которые необходимы для его завершения. И предотвращайте любые другие движения: почесывания, поглаживания, ненужное напряжение мышц и т.п. Примите удобную позу, подготовьте все необходимые инструменты и положите их рядом с собой, расслабьтесь, успокойтесь и приступайте к обязательным действиям.

Это позволит и сосредоточить внимание, и уменьшить усталость, а значит увеличить период комфортной, бодрой, эффективной деятельности. Как гласит древняя китайская пословица: "Если сидишь - сиди, если стоишь - стой. Главное, не дергайся" . Беспорядочные движения - это главный признак рассеяности, слабого развития внимания.


Но, пожалуй, самый главный фактор для сосредоточения внимания, это интерес - чувство системы, вызывающее желание получить недостающие знания о другой системе, чтобы иметь ясное представление о ее смысле, признаках, состоянии, способностях, поведении, предназначении ...

Поэтому, чтобы на долго сосредоточиться на одном объекте, нужно максимально повысить интерес к нему. Для этого можно поставить четкую цель, достижение которой даст ценные результаты.

Например, такой целью может быть изучение объекта для обнаружения новых, уникальных признаков, которых нет у других или о которых еще не знаешь. Интерес также повышается, когда новые знания об объекте дают идеи для достижения текущих целей.

Еще интерес увеличивается, когда осознаешь важность объекта. Для этого можно задать себе вопросы из категории "Зачем?": зачем нужно на него обращать внимание, как именно он поможет достичь текущих целей, что ценного он может дать...? После этого можно прислушаться к своим мыслям и эмоциям и самостоятельно дать ответы. Если они вдохновят, мотивируют, тогда возрастет и интерес, и сосредоточенность.

Еще интерес можно увеличить, назначив награду за эффективное и успешное достижение цели. Определите, что вас очень мотивирует: поход в кино, игра в боулинг, посещение театра... И давайте себе обещание, что так наградите себя, если очень быстро достигните цели. Тогда интерес значительно возрастет и сосредоточенность будет очень высокой.

Также интерес повышается, когда занимаешься творчеством . Ставьте цели для создания чего-то нового, уникального, шедевров, делайте открытия и изобретайте, а не просто копируйте у других, не занимайтесь повторяющейся, скучной, нудной рутиной. Тогда и сосредоточенностью увеличится.


Еще одним способом является создание "якоря " для своего состояния с высокой сосредоточенностью: выполняйте определенное действие каждый раз, когда будете сосредоточенны на важном объекте. Например, можно просто потереть ладонями виски или щелкнуть пальцами и т.п., как только заметите, что полностью сосредоточены. Делайте так ежедневно, в течение месяца. После появления "якоря", можно будет быстро увеличить сосредоточенность, выполнив такое действие (потерев ладонями виски или щелкнув пальцами...).


Таким образом, основными способами для сосредоточения внимания являются следующие:

Организовать тихую, спокойную обстановку и изолироваться от раздражителей;

Отключить органы чувств с помощью специальных приспособлений;

Заключить договор с самим собой;

Создать порядок в целях, делах, идеях..., материализовав их, организовав и приоритизировав;

Детализировать сложные объекты;

Следить за физическим состоянием, отдыхать, заниматься спортом, правильно питаться и спать...;

Не делать лишних движений;

Повысить интерес к объекту, изучать, осознать его важность, назначить награду, использовать творческий подход;

Создать "якорь" для сосредоточенного состояния.


Комбинируйте эти способы вместе и вы сможете сосредотачиваться на самом важном очень длительный период, не отвлекаясь и не выбрасывая в мусорку свои . Это даст вам существенное преимущество и вы сможете достигать гораздо больших успехов, чем те, кто не может сосредотачиваться. За это вы получите вознаграждение в виде множества дополнительных ресурсов, спокойствия и удовольствия от всего, чем будете заниматься.


Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия развития внимания

Самый ценный результат, который вы получите при непрерывном развитии внимания - это повышение вашей личной успешности и эффективности, что в целом ускорит вашу самореализацию и создание своего наследия.

Вы будете существенно быстрее действовать, выполнять свои дела и достигать целей. Это позволит вам получать гораздо больше результатов, ресурсов и энергии для движения вперед к еще более сложным, полезным и великим целям.

Вы прекратите подчиняться своим мыслям, своему сознанию, а станете легко и эффективно им управлять . Вы будете без усилия избегать бесполезных и навязчивых мыслей, которые только мешают, а не помогают достигать успеха. Начнете сами выбирать то, о чем думать, на чем сосредотачиваться и что делать.

Из-за этого уровень вашего интеллекта значительно возрастет. Ведь при развитии внимания улучшаются и другие способности: память, воображение, самосознание... Это позволит вам думать, обрабатывать информацию и принимать решения гораздо быстрее, а качество и правильность ваших решений станет выше.

Также вы начнете быстрее обучаться , воспринимать множество новых знаний и использовать их в своей деятельности, что поможет генерировать еще более полезные идеи для своих целей.

Вы начнете сосредотачиваться только на самом важном и не обращать внимание на всякую ерунду. Это сделает вас гораздо успешнее тех, кто тратит свое драгоценное время на мелочи, выбрасывает его на ветер.

Навык управления вниманием даст вам внутреннее спокойствие , потому что у вас будет ясная картина того, что нужно делать и вы будете делать это последовательно, по шагам, не отвлекаясь на мелочи и бесполезные дела.

Это, в свою очередь, повышает такие личные качества , как уверенность в себе , решительность, целеустремленность, упорство, мужество ..., т.к. знаешь, что полностью управляешь собой, своей жизнью и достигаешь успехи, зависящие только от тебя. Это даст особую внутреннюю силу , помогающую преодолевать любые препятствия на своем пути, что сделает вас еще свободнее .

Вы перестанете плыть по течению жизни, не видя, сколько прекрасного и великолепного есть вокруг . А вы начнете замечать каждую мелочь, которая будет вызывать у вас интерес, позитивные эмоции и давать что-то полезное. Это избавит вас от "тюрьмы ", которая изолирует вас от нашего волшебного мира. Вместо этого вы почувствуете свою соединенность со всем вокруг, с природой и другими людьми, что даст вам гармонию с собой и миром .

И непрерывно, сосредоточенно двигаясь вперед, занимаясь творчеством, развивая свой талант и получая ожидаемые результаты, вы будете испытывать море позитивных эмоций , удовольствия, радости и счастья. Это будет мотивировать вас и давать энергию для создания еще более грандиозных результатов, собственных шедевров и великого наследия.

В любом случае, выбор за вами : быть рабом своего сознания или быть его единственным хозяином. Но став хозяином своего внимания, вы сделаете огромный шаг к своей самореализации, успеху, свободе, гармонии и счастью.

  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

    Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

    Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

    Рассмотрим основные виды внимания: 1 .произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания оно всегда есть волевой акт; 2..непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека

    Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания. 3.внимание чувственное (относится в восприятию); 4.внимание интеллектуальное (относится к воспроизведенным представлениям). Основные свойства внимания:

    1.Сконцентрированность внимания - противоположность его распыленности - означает наличие связи с определен­ным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания - это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

    2.объем - количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5±2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.

    3.распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания упражняема.

    4.устойчивость внимания - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Эксперименталь­ные исследования показали, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания равны обычно 2-3 секунды, доходя мах до 12 секунд. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. Устойчивое внимание - это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания.

    Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

    Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, степени его интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности,

    5.переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна, она зависит от ряда условий. К числу которых относится соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и

    менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение. Известную роль в переключении внимания играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания можно тренировать.

    6.избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

    7.отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

    Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, а значит со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов мы уже отметили. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания. Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1)широкое и узкое внимание - в зависимости от объема; 2)хорошо и плохо распределяемое; 3)быстро и медленно переключаемое; 4)концентрированное и флюктуирующее; 5)устойчивое и неустойчивое.

    Развитие внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

    В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Так, если ребенку дать игрушку, а следом за ней еще одну, то он тут же выпустит из рук первую. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка так, что начав им манипулировать его ничто не сможет отвлечь.

    До старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста у ребенка непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка воли.

    Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Выготский так и пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Вместе с овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.

    В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на умственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.

    В старшем дошкольном возрасте быстро развивается концентрация внимания и его устойчивость. В младшем школьном возрасте произвольное внимание и все свойства внимания продолжают развиваться. Но следующий резкий скачок в его развитии произойдет уже в подростковом возрасте, когда внимание, как и все остальные познавательные функции интеллектуализируются.

    Определение внимания и уровни развития по Добрынину Внимание как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление данной деятельности и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.. Уровни развития внимания . 1. Пассивное внимание . А) Вынужденное внимание причиною такого вынужденного внимания являются прежде всего чрезвычайно сильные, интенсивные раздражения. Громкий выстрел, яркий блеск молний, сильный толчок – всё это неизбежно оторвёт нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на сильное раздражение. Б) Невольное внимание. Длительность раздражение так же может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем и не заметить. Но если он длится достаточно долго, то невольно привлечёт нас. Особенно это надо сказать не о непрерывном, а о прерывистом раздражении, то возникающем, то исчезающем, то усиливающемся, то ослабляющемся. Наконец, движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. В) Привычное внимание. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы это сразу же замечаем. Контраст имеет большое значение. Но контраст в значительной степени зависит ведь и от нас самих, от нашего отношения к окружающим раздражениям. Поэтому и в пассивном внимании может иногда проявляться некоторая наша активность. 2. Произвольное внимание. Это внимание действительно в полной мере выражает активность личности. Мы говорим, что произвольное внимание есть акт нашей воли. Мы говорим, что наша активность выражается в нашей воли. Воля – это сознательное принятие решения и исполнение его. Как бы ни был элементарен и прост волевой акт, он предполагает сознательное представление цели и плана действий. Произвольное внимание предполагает это сознание цели и планирование наших поступков. Активное внимание выражается в целесообразном направлении нашей деятельности в определённое русло. 3. Спонтанное внимание (после произвольное) является результатом развития личности и её качеств. Данный вид внимания не совпадает целиком ни с произвольным, ни с непроизвольным вниманием. Дело в том, что когда мы заинтересовываемся работой, которая нас первоначально как будто не привлекала, тогда не требуется или почти не требуется больше волевых усилий для продолжения этой работы. Если первоначально мы с трудом брались за неё, например за чтение трудной книги, то чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает нас занимать сама собой, и наше внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.

    Гальперин о природе внимания и путях его формирования . Природа внимания по Гальперину . В основе самых различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Формирование внимания . Формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нём как психическое действие, обращённое на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть ни что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны её объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предлагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, роль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже; но без контроля течением действия управление им – эта основная задача ориентировочной деятельности – оказалась бы вообще невозможной. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Допустим, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля – ведь это даже непосредственно в чём-то близко подходит к его обычному пониманию, - и сразу отпадает самое тяжелое из всех возражений против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характера продукта.

    Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии . Теория ранней селекции . Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.

    Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности - внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

    В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип - рассеянность . Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

    Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.

    Третий вид невнимательности - результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

    Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания:

    • приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
    • упражнять произвольное внимание;
    • добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу;
    • связывать внимание с требованиями дисциплины и т.п.

    Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

    Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности - ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

    Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

    Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

    Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» 2 . Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А.Н.Леонтьев (рис. 41). Из графика, изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

    Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

    Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.

    Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» 1 .

    Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.

    Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

    Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

    1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

    2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

    3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

    4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

    5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

    6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

    7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

    Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

    Т е м а 1. Явление и определение внимания.

    1. Феномен внимания, его признаки.

    2. Определение внимания.

    3. Основные свойства внимания.

    Т е м а 2. Функции и виды внимания.

    1. Функции внимания.

    2. Виды внимания.

    Т е м а 3. Психологические теории внимания.

    1. Эмоционально-моторная теория внимания Т.Рибо.

    2. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).

    3. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я.Гальперин).

    Т е м а 4. Развитие внимания.

    1. Низшие и высшие формы внимания.

    2. Этапы развития внимания у детей.

    Темы для рефератов

    1. Внимание и его психологические свойства.

    2. Физиологические основы внимания.

    Темы для самостоятельной исследовательской работы

    1. Психологические теории внимания.

    2. Развитие внимания.