Дом приемов на тверской. Особняк П.П

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903)

Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.

Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина участок с несколькими зданиями на Тверском бульваре.

Кстати, растиражированные слухи о том, что особняк был перестроен «для любовницы, которая затем стала его законной супругой», и другие – не более чем миф. Я склонна доверять фактам, приведенным в ЖЖ Николая Подосокорского – историка идей, литературоведа, литературного критика, кандидата филологических наук, что и вам советую.

Особняк П.П. Смирнова

Франц Осипович перестроил старый ампирный особнячок в величественное здание, с фасадом, прорезанным длинными витражными окнами и увенчанным высоким щипцом, на котором располагался картуш с монограммой владельца, отчасти напоминающее замок. Длинный балкон второго этажа с оригинальной кованой решеткой напоминает корабль. Здание было оснащено по последним техническим достижениям своего времени: собственное водяное отопление, вентиляционная система, канализация, горячая и холодная вода. И конечно же телефонизировано.

Первый этаж был отдан хозяйственным службам. На второй этаж вела мраморная лестница, напоминающая застывшую волну. Там располагалась анфилада парадных залов и жилых комнат хозяина и хозяйки, отделанных в разных стилях, что привычно для гениального архитектора, – он продумывал мельчайшие детали интерьера. Кабинет Петра Петровича был сделал в готическом стиле, а в будуаре Евгении Ильиничны потолок был в форме надутого ветром паруса, украшенный по углам богатым лепным орнаментом. Большое значение Франц Осипович придавал освещению. Это и уникальные окна с «горящими» витражами и фасетными стеклами, преломляющими лучи света и дающие эффект дополнительного освещения, многоярусные люстры и потолочные светильники в форме распускающихся бутонов роз…

Детские комнаты, оформленные по мотивам русских сказок, располагалась в мансарде. В дворовых флигелях жила прислуга. Была и собственная конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок. А еще здесь был большой зимний сад с диковинными растениями и даже небольшой зверинец.

После Октябрьского переворота особняк, естественно, реквизировали. С 1922 года здесь заседал Революционный военный трибунал, а затем – городская прокуратура. В 1990-х годах часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. А в 1994 году его потеснили, подселив сюда фирму «Мелодия», у которой отобрали храм Святого Андрея в Вознесенском переулке, № 8, который президент Борис Ельцин пообещал королеве Англии Елизавете II во время ее визита в Москву вернуть англиканской общине.

Потом в здании сменялись клубы и рестораны, а сейчас, после реставрации, вернувшей зданию былое великолепие, находится Дом приемов и торжеств «Империя».

Благодаря Петру Арсеньевичу Смирнову (1831–1898), которого еще при жизни называли «водочным королем», русская водка, в частности «Смирновская», известна всему миру.

История о том, как бывший крепостной крестьянин из деревни Каюрово Ярославской губернии, начинавший половым в московских трактирах, стал купцом 1-й гильдии, одним из самых богатых людей России, создателем «водочной империи», поставщиком дворов его императорского величества и его императорского высочества великого князя Сергея Александровича, потомственным почетным гражданином и коммерции советником, кавалером орденов Анны, Станислава и Владимира, описана и рассказана не раз.

У создателя «Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» Петра Арсеньевича было пятеро сыновей и семь дочерей.

Нас интересует старший сын – владелец особняка Петр Петрович Смирнов (1868–1910).

Вначале отец отправил его в Санкт-Петербург, потом вернул в Москву и сделал одним из директоров созданного «Товарищества». После смерти отца именно он продолжил семейное дело, потому что у остальных братьев к нему душа не лежала: Николай предпочитал работе удовольствия, а у Владимира появилась страсть – лошади, и он стал крупным коннозаводчиком.

Петр Петрович был щедрым благотворителем: членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля.

Женат он был на Евгении Ильиничне, урожденной Морозовой. У них были дети: Татьяна, Арсений, Алексей, Ольга и Анатолий. Семья была крепкая и счастливая. Но вдруг такое несчастье: в 1910 году Петр Петрович тяжело заболел фолликулярной ангиной и скоропостижно скончался.

Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми да еще во главе бизнеса. С началом Первой мировой войны Россия приняла «сухой» закон и ввела государственную монополию на водку – это сильно ударило по «Товариществу П.А. Смирнова».

Сошлюсь опять на И. Подосокорского:

«Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке. Никакому клубу его не сдавали, и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев, штурмующих соседний особняк градоначальства.

Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична, стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых (итальянского консула Далла Вале Ричи. – Авт. ) и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-х годах. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине XX века…»

После национализации завод, некогда принадлежавший Смирновым, продолжал работать, превратившись позже во всемирно известный «Кристалл».

Сумевший уехать за границу младший из сыновей «водочного короля» Владимир вывез технологию и рецепты знаменитых водок и зарегистрировал бренд Smirnoff, который у него затем перекупили компаньоны. Сейчас бренд принадлежит не потомкам «водочного короля», а крупному британскому производителю напитков Diageo.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы автора Андреевский Георгий Васильевич

Глава четвертая ДОМ НА ПОКРОВСКОМ БУЛЬВАРЕ Не дом, а целое «жилтоварищество». – Василий Сергеевич находит свою любовь. – Задание НКВД. – Семейный совет. – «Компромат». – Аресты начались. – Городецкий оправдывается. – Берия восстанавливает законность. – Не судите,

Из книги Технология власти автора Авторханов Абдурахман Геназович

IV. ГРУППА СМИРНОВА Расправа Сталина была жестокой, систематической и целеустремленной. До сих пор она не давала промаха. Ликвидируя действительных врагов, сталинцы рассчитывали на предупреждение и устрашение возможных врагов. Чистки и расправы должны были отучить

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

Из книги Почему Сталин проиграл Вторую мировую войну? автора Винтер Дмитрий Францович

Глава XXVI Взрыв на бульваре Ататюрка Если Россия подчинит Турцию, она станет сильнее всей остальной Европы. (К.Маркс, 1853 г.) 24 февраля 1942 г. на бульваре Ататюрка в Анкаре некий террорист бросил бомбу в германского посла в Турции фон Папена. Заговорщик не рассчитал, затянул с

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре Это здание цвета «кофе с молоком» на Тверском бульваре считают самым загадочным творением в стиле модерн. И не зря считают. За его довольно сдержанным фасадом с выносными эркерами, арочными проёмами окон, кованой

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

«Охотники» на «Бульваре «Скадов»» 2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт, небольшой эмират, очень богатый нефтью. Отсюда, из Персидского залива, иракские дивизии могли двинуться на юг в направлении нефтяных месторождений Саудовской Аравии, необходимо было лишь

Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир Виленович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПАМЯТНИК НА МАТРОССКОМ БУЛЬВАРЕ Как могла бы сложиться жизнь Казарского, останься он живым? Скорее всего, Казарский пополнил бы ряды ближайших соратников Николая I, таких, как генералы П. Киселев, А. Чернышев, А. Орлов и другие. По крайней мере, Николай,

автора

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

Городской особняк по адресу Тверской бульвар, 18 в Москве получил свой нынешний вид в самом начале XX столетия. Проект выполнил для Петра Петровича Смирнова - представителя купеческого рода водочных «королей» - архитектор .

Еще в начале 60-х годов восемнадцатого века здесь находились владения Василия Васильевича Истлентьева - ротмистра конного гвардейского полка, но уже в 1763 году участок с домом был выкуплен Александром Григорьевичем Петрово-Солововым - генерал-поручиком.

В послепожарной Москве место числилось уже за графом Владимиром Григорьевичем Орловым, а далее, в девятнадцатом столетии, дом неоднократно переходил из рук в руки и перестраивался. В результате этого здесь появился «ампирный особнячок», внутренние объемы которого создавали некий конгломерат строений разных эпох, что отражалось даже в планах комнат и залов: разноуровневые полы, многочисленные лабиринты комнат и служебных помещений.

Наконец, в 1900 году, 28 ноября, особняк у тогдашнего собственника Николая Петровича Малютина - потомственного почетного гражданина - выкупает для своего семейства Петр Петрович Смирнов, отдав за него почти 300 тысяч рублей.

Фото 1. Тверской бульвар, 18 в городе Москве

К тому времени Петр Петрович состоял в счастливом браке с Евгенией Ильиничной Морозовой, с которой воспитывал троих детей: Татьяну с братьями Арсением и Алексеем. В 1900 году родилась уже Ольга.

До своего переезда в Москву из Санкт-Петербурга, купец занимался чаеторговлей вплоть до 1893 года, пока по настоянию отца и создателя водочной империи Петра Арсеньевича Морозова не был задействован в семейном бизнесе. Таким образом в 1894 году и было образовано «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» с уставным капиталом под 3 миллиона тогдашних рублей.

Семья Петра Морозова росла и в отцовском особняке на места стало не хватать, после чего Петр Арсеньевич решается на покупку дома для семьи сына.


Фото 2. Бывший особняк Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре

Архитектура городского особняка

Вопросами реконструкции выкупленного особняка на Тверском бульваре, 18 занялся сам Петр Петрович, для чего пригласил зодчего Шехтеля, с которым их семья была к тому времени прекрасно знакома.

Была поставлена задача устройства красивого и приличного жилья с обязательным сохранением имевшегося многоуровневого внутреннего устройства. В то же время, заказчик пожелал сделать особняк украшение Тверского бульвара, поэтому особое внимание Шехтель уделил уличному фасаду, оставив практически без изменений стены со стороны двора.

Доминантой главного фасада стал кованый балкон, напоминающий своим видом корабль, плывущий над головами проходящих под ним людей. На него можно было попасть через парадный зал особняка.


Вторым по значимости элементом стал высокий аттик, оформленный высокими витражными окнами и с размещенным на нем картушем с личной монограммой хозяина.

Первый уровень особняка отвели под хозяйственные нужды, а вот на втором этаже Шехтель сумел создать великолепно скомпонованную анфиладу жилых комнат для взрослых членов семьи и парадных залов. Непосредственно детская половина находилась в мансарде.

Главную лестницу изготовили из белого натурального мрамора, а сама балюстрада была оформлена с использованием любимого Шехтелем приема - в виде набегающей волны. На втором этаже марша находился внушительный оконный проем с фасетным многоцветным стеклом, которое в солнечные дни отбрасывало вокруг мозаику из всех цветов радуги.

На стенах вестибюля висели парадные портреты Петра Петровича и Евгении Ильиничны.


Все залы городского особняка в доме №18 по Тверскому бульвару были оформлены в разных стилях.

Так, парадная столовая с деревянными панелями, цилиндрическим сводом, приземистыми колоннами, огромным камином и стрельчатым окном с встроенными витражами относилась к романскому стилю. Большая гостиная декорирована в классическом виде: богатая лепнина, зеленоватый оттенок стен и потолочная роспись, в которую Шехтель вплел монограмму-вензель хозяйки.

Особо выделялся Египетский зал, для увеличения площади которого была выстроена пристройка со стороны двора. Декор был представлен копиями рисунков в золотисто-бежевой гамме, выполненных с древних папирусов, а также египетскими колоннами. Именно здесь хозяева проводили выставки реалистической живописи, которая не особо сочеталась с имевшимся антуражем.


Для хозяина - Петра Петровича - Шехтелем был обустроен рабочий кабинет, оформленный в готическом стиле. Для самой Евгении Ильиничны был предусмотрен изящный будуар, главным украшением которого стал парусный потолок с орнаментальной лепниной с изображение роз, двумя изваяниями женских фигур, одетых в тунику, и освещением через плафоны, напоминающих распускающиеся бутоны.

В особняке Смирнова на Тверском бульваре, 18 имелся и зимний сад с разнообразными растениями и даже небольшим зверинцем. Помещения для детей оформили с использованием сюжетов русских сказок.

Адрес: Тверской бульвар 18 стр. 1
Проезд: м.Пушкинская, Чеховская, Тверская

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.». Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин.

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» (источник), был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале. В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Он попал к ней вот при каких обстоятельствах. Правительство города перед визитом в Москву английской королевы в 1994 году собиралось вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Для компании грамзаписи срочно подыскивали новое помещение, как они просили, с двумя залами рядом… и «нашли» этот особняк на Тверском бульваре. Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры (не уникальные, в отличие от той части дома, по которой пройдет наше экскурсия).

Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.

В доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара. Этого исчисления мы и будем придерживаться. На первом этаже находятся хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. Каждый зал решен в определенном историческом стиле. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. Мансарда надстроена в 90х годах 20 века.

История особняка типично московская, он как городская усадьба многократно перестраивался, обрастал пристройками, флигелями и в начале 20 века был под одним фасадом собран в единый ансамбль. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Ограды можно увидеть на старом плане дома (см. «Фасад дома 1834 г.»). Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, оказываешься на разных уровнях. В доме три лестницы, две из них парадные.

Северный парадный вестибюль и лестница
(время отделки конец 18 – начало 19 в., 1901 г.)
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в 18 веке. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет
(время отделки 1901 г.)
Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлиные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная
(время отделки 1901 г.)

Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда.

Камин – доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса оформлен, многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей – камень песчаник. Все здесь гармонично. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизоваными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.

В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом.

Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Потолок этой комнаты - один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса
(время отделки 1901 г.)

Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гиппокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этого комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали. Именно в этой гостиной на фасаде здания находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию. Но с каким успехом! Именно балкон при ассиметричном фасаде дома уравновешивает его крылья и создает ощущение цельности и гармонии.

Гостиная в греческом стиле
(время отделки 1901 г.)

Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

Фриз тянется горизонтально по периметру комнаты под потолком. Он решен в неоклассическом стиле, в отличие от древнегреческих аналогов фигуры плоские, только слегка выступают над поверхностью стены. Мотив фриза - состязание на колесницах.

Справа напротив дверей в Египетский зал видна ниша. Это закрытый вход на главную «западную» парадную (неоклассическую) лестницу. На стенах «западной» лестницы сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки. Лестница эта сделана из белоснежного итальянского мрамора. Она очень красива, но в ней нет ничего неординарного, в отличие от остальной части дома, которую мы сейчас осматриваем.

Египетский зал
(время отделки 1901 г.)

Его назначение танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Две стилизованые египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой.

По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть – крылатый солнечный диск со змеями - Атон. Плафон выполнен в виде символического изображения Ра - бога солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.

Внутренний коридор Двери из Египетского зала ведут во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно попасть на «черную лестницу» и вернуться на «северную парадную лестницу».

Внутренний двор
Смирнов владел не только этим особняком, но и всем домовладением, которое включало не только особняк по красной линии Тверского бульвара, но и несколько строений во дворе. Они использовались как доходный дом. Зимний сад особняка остался в той части здания, где размещается Пенсионный фонд, поэтому реставрация его не коснулась.

пешеходные по Москве

Особняк Смирнова - один из самых блестящих дворцов московского модерна, возведенный легендарным Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но побывать внутри роскошного дворца доводилось немногим, и зачастую не по своей воле...

Вы полюбуетесь непревзойденными интерьерами этого самого богатого дома дореволюционной России и научитесь расшифровывать тайные послания гениального Шехтеля...

Цена: от 1200 RUB

Особняк Смирнова - один из самых блестящих дворцов московского модерна, возведенный легендарным архитектором Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но побывать внутри роскошного дворца доводилось немногим, да и те немногие попадали сюда не по своей воле... Ирония судьбы в том, что этот великолепный особняк строился для красивой жизни, а стал местом "прописки" самых невеселых учреждений города. В 1922 году здесь размещается Ревтрибунал и народный суд, долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из самых «закрытых» памятников советской столицы.
А ведь особняк Смирнова - один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, считающийся самой интересной постройкой Шехтеля , роскошь интерьеров которого соответствовала статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. В шикарных интерьерах особняка проходили праздничные приемы, пышные балы и дворянские собрания, проводились художественные выставки и концерты. Здесь выступали Рахманинов и Шаляпин, и даже прежнее название особняка также соответствовало его выдающемуся статусу - Дом приемов "Империя".

Сегодня в особняке Смирнова проходят международные симпозиумы, выставки, модные показы и торжественные приемы самых высоких персон! (По секрету - Алла Борисовна Пугачева отмечала один из своих юбилеев в особняке Смирнова)

Реставрация парадных залов особняка Смирнова, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие, и нам представляется редкая возможность пройти по поражающим залам уникального особняка и услышать захватывающий рассказ о судьбах его обитателей в исторических декорациях. Кстати, романтическая история постройки и отделки особняка описана у самого Гиляровского!

Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Залы особняка представляют собой роскошное "путешествие" по странам и эпохам от Древнего Египта до Итальянского Возрождения. Особняк Смирнова был не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения - вы увидите первые в Москве "встроенные" электрические потолочные светильники - еще одна гениальная находка Шехтеля. В ходе экскурсии вы научитесь расшифровывать тайные знаки, символы и послания, которые Шехтель оставлял в каждом построенном им особняке. Воздушные лестницы и необыкновенные, громадные витражи, похожие на окна готического собора, пышная потолочная лепнина в стиле модерн с барельефами и росписями, украшенные необыкновенными люстрами и светильниками, резные с позолотой, массивные двери с изящными ручками и великолепные мраморные камины (каждый камин в каждом зале - настоящее произведение искусства, имеет свой "сюжет" и каждая скульптура и барельеф на камине - это тоже секретное послание Шехтеля, несущее свой сакральный смысл) - настоящий эстетический пир!

Продолжительность экскурсии ~ 1 час (ориентировочно). Место сбора: ст.м. "Пушкинская", выход на Тверской бульвар, гид с табличкой у здания МХАТ им.М.Горького (Тверской бульвар, 22).

Стоимость программы:
взрослый - 1200 руб.
ребенок - 1200 руб.

18 февраля 2019 года - Сбор в 18:45, отправление в 19:00.

10 марта 2019 года, 14 апреля 2019 года - Сбор в 10:45, отправление в 11:00.

В стоимость тура включено:


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.