Духовная жизнь советского общества в послевоенное время. Духовная жизнь после второй мировой войны духовная жизнь после второй мировой войны








Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук- социологии и политологии Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.




Эрих Фромм Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.


В 1960-е годы во Франции большое распространение получило направление современной философской мысли-структурализм Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс- (отец структурализма) сравнивал различные культуры и мифологические системы.






Абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок-самый известный абстрактный экспрессионист. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия»




Противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство) Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.







Гиперреализм Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.» Наиболее известные художники- гирерреалисты- Роберт Коттингем и Чак Клоуз.




Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.








Христо Явашев- композиция «Окруженные острова» Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.


Концептуализм-международное художественное движение, появившееся в е годы Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Идеи могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий и т.д. Джозеф Кошут «Один и три стула»




Новые технологии: видеоискусство или видеоарт Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.


В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.





Видеоклип Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.


Контркультура Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.






40


В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.


Pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru liveinternet.rusalempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru salempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru

План.

Рок-движения.

Возникновение и развитие массовой культуры.

Во второй половине XX в. наука и технология стали веду­щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно­логий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс­плантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

Развитие научно-технической революции привело к неви­данному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой циви­лизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро­бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. На­ука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производ­ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик­ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене­ние, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы­вают информационной или микропроцессорной революцией.

Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи информации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль­ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе­редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу­щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех­нологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции вто­рой половины XX в. началось и интенсифицировалось беспре­цедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче­ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го­ворить о том, что объем научной информации удваивается каж­дые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.



Смыслом научно-технологического и социального про­гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле­коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновре­менно в разных местах и быть участником событий, происхо­дящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.

Неконтролируемый рост экономики вступает в противо­речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед­ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито­рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо­действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой эколо­гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба­ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Протагора, что «именно человек является мерой всех вещей».

Информационная революция ведет и к социальным по­следствиям - росту безработицы. Но высокий уровень нацио­нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без­работным гарантию прожиточного «социального минимума».

Новейшая технология требует качественно нового работ­ника - с солидным уровнем общеобразовательной и профес­сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра­зие творческих специальностей и видов деятельности.

Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль­тур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус­ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно­гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит­леровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу­эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ­ной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творче­ства преобладала над художественной. Росло значение культу­ры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан­ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало мате­риальные условия для расцвета массовой культуры и появле­ния рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность кри­тического реализма - неореализм. Неореалисты поставили це­лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли­яние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти­ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу­чил распространение так называемый «социалистический реа­лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист­ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри­цают существование соцреализма как самостоятельного художе­ственного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разно­видностей критического реализма. Творчество французского пи­сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока­зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на­правление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангард­ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы­вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне­ния против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз­влекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шля­гер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популяр­ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значи­тельной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри­цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных иде­алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модерниз­ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современ­ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло­жили изображать окружающие человека повседневные предме­ты и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по­пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек­ламного плаката.

Ярким феноменом художественной жизни второй полови­ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока - Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы­ке выразился стихийный протест молодежи против социаль­ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри­минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, му­зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали не­официальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет­наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми­литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо­творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями класси­ческой оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной куль­туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери­зовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком­мерциализация средств массовой коммуникации способство­вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю­щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отри­цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про­явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци­алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос­тавались рабами.

Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз­ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

Тема 19: «Духовная жизнь в советском и российском обществах».

2. Культура в годы «отттепели» и «застоя».

3. Культура периода «перестройки».


Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX веке.

Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном , театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки.

Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности.


    1. классы (профильный уровень)
Всеобщая история

История как наука

Возникновение и развитие исторической науки. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время.

Основы философии и методологии истории. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.

Человечество на заре своей истории

Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма.

КНР после завершения гражданских войн. «Большой скачок» и «культурная революция».

Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Поиски новой модели развития на рубеже 20-21вв.

Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы».

Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. Истоки слабости диктаторских режимов.

Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.

Поиски решения проблем беднейших стран. Международные организации и их роль в современном мире .

Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль РФ в современном мире.

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

Культурная жизнь в первой половине 20 в. Опыт осмысления исторических процессов. Духовная жизнь после Второй мировой войны. СМИ и массовая культура.

История России

История России - часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Народы и древнейшие государства на территории России

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи , аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Русь в IX - начале XII вв.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединит Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве . Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва-третий Рим». Ереси на Руси.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

Культура народов Российского государства во второй половине Х\/-Х\/1 вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве . Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Россия в XVII в.

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширенно территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике : начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках . Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно- прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

  • Духовная жизнь после Второй мировой войны

  • Родионова И.В.

  • Во второй половине XX века стали использовать компьютерные технологии, позволяющие моделировать социальные и экономические процессы.

  • Это обеспечивало их прогресс.


  • Джон Кейнс- ученый –экономист, сторонник активного вмешательства государства в экономику страны.


Йозеф Шумпетер

  • Йозеф Шумпетер


  • Экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. В ее основе лежала смена форм производственной деятельности.


  • Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.


Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс

  • Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем.


  • Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.


  • Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения.


  • Новые направления в искусстве во второй половине XX- начале XXI в.


абстракционизм.

  • В послевоенное десятилетие большую популярность приобрел абстракционизм.

  • Считали, что только они способны выразить внутренний мир человека.


Джексон Поллок

  • Джексон Поллок -самый известный абстрактный экспрессионист.




  • Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.


Ричард Гамильтон.

  • Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 году английский художник Ричард Гамильтон.



граффити

  • К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити - уличные надписи. Рисунки на заборах, стенах гаража.


  • Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.»


Роберт Коттингем

  • Роберт Коттингем


  • Это гибрид живописи, скульптуры и театра.

  • Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.


  • Хеппенинг на корабле во время фестиваля авангарда, 1968, США.


Сонористика

  • Сонористика



Инвайронмент

  • Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды.

  • Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.




  • Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.



    В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.



  • изображения, полученные с помощью компьютера, которые могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации, но этот термин относится в основном к изображениям, демонстрируемым на экране монитора.



    Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.


  • Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.


  • Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества








  • В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и назначение антигитлеровской коалиции, история и основные предпосылки ее разработки и юридического оформления в годы Второй мировой войны, страны-участницы и направления их деятельности. Тегеранская конференция и рассматриваемые на ней вопросы.

    презентация , добавлен 12.05.2012

    Итоги второй мировой войны для Англии. Парламентские выборы 1945 г. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг. Внешняя политика в 1945-1949 гг. Рабочее движение.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2004

    Военно-экономическая обстановка СССР в 1942 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Операция "Кольцо"; значение победы на Сталинградском фронте. Битва на Курской дуге. Антифашистская коалиция; второй фронт; итоги Тегеранской конференции.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Главные военные операции начала второй мировой войны в 1939 – декабре 1941 годов. Группировка вооруженных сил Польши согласно плану "Запад". Основные сражения второй мировой войны в 1942–1943 годах. Характеристика войны на Балканах и в Африке.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Последствия Второй Мировой войны и её влияние на социально-политическую жизнь Великобритании 1945-1955 годов. Метрополия без империи: политическое развитие страны после войны за Фолклендские острова. Антиимперские настроения в британском обществе.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017