Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук- социологии и политологии Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Эрих Фромм Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.
В 1960-е годы во Франции большое распространение получило направление современной философской мысли-структурализм Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс- (отец структурализма) сравнивал различные культуры и мифологические системы.
Абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок-самый известный абстрактный экспрессионист. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия»
Противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство) Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.
Гиперреализм Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.» Наиболее известные художники- гирерреалисты- Роберт Коттингем и Чак Клоуз.
Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.
Христо Явашев- композиция «Окруженные острова» Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.
Концептуализм-международное художественное движение, появившееся в е годы Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Идеи могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий и т.д. Джозеф Кошут «Один и три стула»
Новые технологии: видеоискусство или видеоарт Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.
В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.
Видеоклип Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.
Контркультура Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.
40
В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru liveinternet.rusalempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru salempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru
План.
Рок-движения.
Возникновение и развитие массовой культуры.
Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).
Развитие научно-технической революции привело к невиданному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой цивилизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, робототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производство новых материалов, информатика. В настоящее время микропроцессоры нашли универсальное и повсеместное применение, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР называют информационной или микропроцессорной революцией.
Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи информации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуального труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают ощущение одновременности и вездесущия. С развертыванием технологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции второй половины XX в. началось и интенсифицировалось беспрецедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Например, если в 70-е годы было принято говорить о том, что объем научной информации удваивается каждые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.
Смыслом научно-технологического и социального прогресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Телекоммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.
Неконтролируемый рост экономики вступает в противоречие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бедствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, территории атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимодействие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой экологический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисбаланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Протагора, что «именно человек является мерой всех вещей».
Информационная революция ведет и к социальным последствиям - росту безработицы. Но высокий уровень национального дохода позволяет в развитых странах обеспечить безработным гарантию прожиточного «социального минимума».
Новейшая технология требует качественно нового работника - с солидным уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообразие творческих специальностей и видов деятельности.
Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух культур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.
Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.
Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма - неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».
Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.
В 50-60 годы была развернута кампания против авангардных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.
Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и развлекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популярности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.
Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отрицание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных идеалов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.
Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Молодые художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката.
Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока - Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами.
Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьетнаме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, милитаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благотворительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы.
В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.
Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, коммерциализация средств массовой коммуникации способствовала экспансии американской массовой культуры, вытесняющей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отрицание достижений искусства соцреализма, что наглядно проявилось в уничтожении памятников, символизирующих «социалистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе оставались рабами.
Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиозного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.
Тема 19: «Духовная жизнь в советском и российском обществах».
2. Культура в годы «отттепели» и «застоя».
3. Культура периода «перестройки».
Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX веке.
Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном , театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки.
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности.
классы (профильный уровень)
История как наука
Возникновение и развитие исторической науки. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время.
Основы философии и методологии истории. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.
Человечество на заре своей истории
Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма.
КНР после завершения гражданских войн. «Большой скачок» и «культурная революция».
Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Поиски новой модели развития на рубеже 20-21вв.
Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы».
Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. Истоки слабости диктаторских режимов.
Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.
Поиски решения проблем беднейших стран. Международные организации и их роль в современном мире .
Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль РФ в современном мире.
Духовная жизнь и развитие мировой культуры
Культурная жизнь в первой половине 20 в. Опыт осмысления исторических процессов. Духовная жизнь после Второй мировой войны. СМИ и массовая культура.
История России
История России - часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи , аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.
Русь в IX - начале XII вв.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединит Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве . Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва-третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине Х\/-Х\/1 вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве . Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Россия в XVII в.
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширенно территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике : начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках . Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно- прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Духовная жизнь после Второй мировой войны
Родионова И.В.
Во второй половине XX века стали использовать компьютерные технологии, позволяющие моделировать социальные и экономические процессы.
Это обеспечивало их прогресс.
Джон Кейнс- ученый –экономист, сторонник активного вмешательства государства в экономику страны.
Йозеф Шумпетер
Йозеф Шумпетер
Экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. В ее основе лежала смена форм производственной деятельности.
Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс
Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем.
Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.
Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения.
Новые направления в искусстве во второй половине XX- начале XXI в.
абстракционизм.
В послевоенное десятилетие большую популярность приобрел абстракционизм.
Считали, что только они способны выразить внутренний мир человека.
Джексон Поллок
Джексон Поллок -самый известный абстрактный экспрессионист.
Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.
Ричард Гамильтон.
Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 году английский художник Ричард Гамильтон.
граффити
К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити - уличные надписи. Рисунки на заборах, стенах гаража.
Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.»
Роберт Коттингем
Роберт Коттингем
Это гибрид живописи, скульптуры и театра.
Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.
Хеппенинг на корабле во время фестиваля авангарда, 1968, США.
Сонористика
Сонористика
Инвайронмент
Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды.
Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.
Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.
В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.
изображения, полученные с помощью компьютера, которые могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации, но этот термин относится в основном к изображениям, демонстрируемым на экране монитора.
Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.
Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.
Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества
В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие и назначение антигитлеровской коалиции, история и основные предпосылки ее разработки и юридического оформления в годы Второй мировой войны, страны-участницы и направления их деятельности. Тегеранская конференция и рассматриваемые на ней вопросы.
презентация , добавлен 12.05.2012
Итоги второй мировой войны для Англии. Парламентские выборы 1945 г. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг. Внешняя политика в 1945-1949 гг. Рабочее движение.
курсовая работа , добавлен 05.04.2004
Военно-экономическая обстановка СССР в 1942 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Операция "Кольцо"; значение победы на Сталинградском фронте. Битва на Курской дуге. Антифашистская коалиция; второй фронт; итоги Тегеранской конференции.
курсовая работа , добавлен 08.12.2014
Главные военные операции начала второй мировой войны в 1939 – декабре 1941 годов. Группировка вооруженных сил Польши согласно плану "Запад". Основные сражения второй мировой войны в 1942–1943 годах. Характеристика войны на Балканах и в Африке.
реферат , добавлен 25.04.2010
Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.
контрольная работа , добавлен 07.04.2010
Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.
курсовая работа , добавлен 23.11.2008
Последствия Второй Мировой войны и её влияние на социально-политическую жизнь Великобритании 1945-1955 годов. Метрополия без империи: политическое развитие страны после войны за Фолклендские острова. Антиимперские настроения в британском обществе.
дипломная работа , добавлен 07.06.2017