Формирование абсолютизма. Усиление королевской власти в XVI - XVII веках

Западноевропейских стран (Франции, Испании, Англии). Во всех этих государствах, в том числе и в российском, имели место одни и те же этапы формирования власти. Раннефеодальная и сословно-представительная монархия переросла в абсолютную, характеризовавшуюся неограниченной формально властью монарха. Такая структура предполагает сильный, разветвленный профессиональный бюрократический аппарат, постоянную армию, ликвидацию сословно-представительных учреждений и органов. Имея все эти в России обладал и рядом особенностей.

В Европе структура власти формировалась в условиях устранения старых институтов и образования новых капиталистических отношений. Становление абсолютизма в России совпало с развитием крепостничества. Социальной базой развития западноевропейской монархии считался союз дворянства и городов (имперских, вольных). Абсолютизм в России опирался в большей степени на служилое сословие, крепостническое дворянство. К концу 17 века значительно расширились дворянские землевладения.

Временем зарождения русской монархии считается вторая половина 16 века. Окончательное утверждение абсолютизма в России - первая четверть 18 века.

Одной из наиболее важных причин развития указанной власти являлся страны в 16-17 веках. В эту эпоху происходит развитие сельского хозяйства через расширение площадей для посевов и усиление гнета крепостных, районы начинают специализироваться на производстве конкретной сельскохозяйственной продукции.

Абсолютизм в России сопровождался расширением вторжением ее во все области частной, корпоративной, общественной жизни. Экспансионистские стремления того времени выражались, главным образом, в устремлении к выходу к морям и расширению территории.

Еще одним направлением являлась политика по дальнейшему закрепощению. Наибольшую выраженность этот процесс приобрел к 18 веку.

Роль государства проявлялась в обстоятельной и детальной регламентации обязанностей и прав определенных сословий и групп. Власть, сформировавшуюся к началу 18 века, называют «полицейской». обусловлено не только созданием полиции в тот период, но и безоговорочным стремлением государства вмешиваться во все жизненные мелочи, стараясь регламентировать их.

На отдельных этапах развития российской абсолютной монархии возникали напоминающие западноевропейские правовые формы, предпринимались попытки образования конституции, правовых основ в государстве, культурного просветительства. Данные направления были связаны не только с личностями монархов, но и политическими и социально-экономическими условиями.

Система властвования, сформировавшаяся в период абсолютизма в России, характеризуется довольно частыми дворцовыми переворотами, осуществляемыми дворцовой гвардией и дворянской аристократией. Смена монархов происходила достаточно легко, что может указывать на то, что в укрепившемся абсолютизме личности самодержца не придавалось особого значения. Все решалось самим механизмом власти, где каждый член государства и общества являлся только деталью.

Абсолютизма характеризуется стремлением к четкому разграничению индивидов и социальных групп. При этом сама личность начинает растворяться в понятиях «чиновник», «солдат», «заключенный».

Для абсолютизма характерно обилие юридических актов, подписываемых, принимаемых по любому поводу. Этот признак отражает стремление власти к регламентированию деятельности каждого своего подданного.

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

17. Особенности становления российского абсолютизма в 17 веке.

После смутного времени состояние государства побудила Михаила произвести некоторые перемены в управлении, чтобы усилить централизацию. Старая династия покинула управление в состоянии крайнего раздробления. Необходимо было повысить авторитет династии, и, недопустить продолжения смуты.

Стране требовалась центра­лизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законода­тель­ной, исполнительной и судебной власти. Центральные государственные учреждения, называемые приказами, подчинялись непосредственно царю. При первых Романовых система приказов разрасталась по мере усложнения административных задач. Приказы делились на общегосударственные (Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Большой казны, Большого прихода и др.) и территориальные (Сибирский, Малороссийский и др.). С развитием при­казной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их насчитывалось менее 900 человек, а к концу века - более 3 тысяч.

Важное место в административном устройстве занимала Бояр­ская дума, составлявшая круг ближайших советников и сотрудников царя. С 15 века Московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы. В царствование Михаила роль боярства и боярской думы была так же значительна. Царские указы так же начинались со слов: «Великий государь указал и бояре приговорили».

В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий. При царе Алексее в нее были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дворянства. Технические функции в думе выполняли дьяки, секретари и докладчики. Дума, обладая законодательными полномочиями, обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, воеводами. Произошло и ограничение полномочий Боярской думы. Ее функции стала выполнять так называемая «ближняя государева дума», составленная из доверенных лиц царя. Возник Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю, «чтоб бояре б и думные люди... ни о чем не ведали».

Московское государство, находясь в состоянии непрерывной войны, остро нуждалось в регулярной армии. По мере стабилизации государст­венных финансов создаются военные части, носившие более регулярный характер, нежели дворянское ополчение. Это были драгунские, рейтарские и пехотные полки. На воинскую службу привлекались казачьи формирования.

Усиливая централизм в управлении, московские цари понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Они признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивающих самодержавие. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных, которое отражалось в работе Земских соборов, представляющих все русские земли и города. Мнение Земских соборов для Михаила и Алексея Романовых было весомым. Земские соборы заседали почти непрерывно в течение первых 10 лет царствования Михаила, они активно помогали восстановлению Российского государства после Смуты. И в дальнейшем соборы созывались реже и решали главным образом вопросы внешнеполитического положения России. В 1653 году собор принял решение о принятии Украины под власть Москвы.

Для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий.

После Смуты в связи с централизацией управления сокращались полномочия местного самоуправления, во все земли страны из Москвы командировались воеводы, забиравшие в свои руки военную и гражданскую власть.

По мнению Ключевского, после смуты все области даже внутренние подвергались опасности нападения. Поэтому даже во внутренних уездах стали являться воеводы, областные управители с военной властью. Воеводство при Михаиле стало повсеместным учреждением. Воевода сосредотачивал в своих руках власть над всем уездом, и по всем делами. С введением воевод земское выборное управлении не исчезло, но только было стесненно и во многом подчинено воеводе, к которому перешли судебные дела, находившееся в ведомстве выборных земских судей. В кругу выборного земского управления теперь остались дела уголовно-полицейские, которые вел губной староста, финансовые т.е. казенные сборы, и дела местные, которые состояли в разделении податей между членами тяглого общества, сборах на мирские нужды, вообще в ведении мирского хозяйства.

При этом в некоторых центральных и большинстве северных волостей на уездном уровне сохранялось прежнее самоуправле­ние - во главе «все­уезд­ных миров» ставились выборные старосты. Сохранялось также крестьянское и казачье само­управ­ление; помещикам и чиновникам приходилось иметь дело с крестьянскими общинами, действовавшими на принципах круговой поруки и защищавшими своих членов.

Первые Романовы стремились внести элементы централизации и в социальную политику. Все сословия обязаны были служить государству, и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.

Существенным элементом самодержавной тенденции стало отношение к особе государя. Оно приобретает почти религиоз­ный характер. Каждое появление царя считалось событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. В Соборном уложе­нии имелась целая глава, посвященная тому, «как его государское здоровье оберегати».

Таким образом, в России происходит постепенное формиро­вание самодержавия - национальной формы абсолютизма, при котором монархическая власть, не ограниченная каким-либо вы­борным представительным органом, опирается на развитой управленческий аппарат и регулируется законом. Законодательное оформление самодержавия связано с принятием Соборного Уло­жения 1649 г. Единство центральной и местной власти, суда, тер­ритории страны обеспечивалось нормой закона и дополнялось неразрывностью представлений о единстве церкви и государства. В Уложении предусматривались специальные меры по охране царствующих особ. Приход к дворцу «скопом и заговором» ка­рался смертной казнью, оскорбление монарха влекло за собой жестокие наказания.

ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

Представители всемирно-исторической теории (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.) обращали внимание на то, что монархия в XVII веке была воссоздана после Смуты благодаря инициативе широ­чайших на­род­ных масс, продемонстрировавших тем самым, что госу­дарство - не “цар­ская вотчина”, а предмет общей заботы всего народа. В некоторых сочи­не­ни­ях этот период назван “бунташным веком”, но многие исследователи отмеча­ли относительную внутреннюю стабильность.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Процессы в России XVII века историки этого направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.) трактуют как “дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Историки этой теории (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др.) в воссоздании государс­т­ва видели способность русского народа во главе с монархами “проявить единст­во национального духа” и этим противостоять внешней агрессии со всех на­прав­лений. Внешняя политика рассматривалась, с одной стороны, как про­дол­жение борьбы с агрессией католического и протестантского Запада, а с дру­гой - как завершение много­векового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии.

XVII век — это период интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе, период яростного столкновения между собой отношений феодальных и капиталистических, период феодально-католической реакции, наступившей после подавления крестьянских движений XVI века и в ответ на Реформацию, а также период усиливающейся борьбы народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления капитала.

Художественная культура XVII века, отражая всю сложность эпохи, становится сложнее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным, с богатым внутренним миром, с определенным местом в обществе и национальной принадлежностью.

В XVII веке стремлению аристократии к парадности, театральности как нельзя лучше отвечала эстетика барокко. Не случайно в парках природа представлена так театрально — здесь мы встречаем театр в обстановке самой природы, в которой аллеи и кусты служат кулисами.

В это время пользуются античной аллегорией в пышных балетах для восхваления любой светской личности, даже не оставившей след в истории, и сравнивают ее со всеми богами и героями древности.

В это время покрывают документы титулами и чинами, штемпелями и печатями, за которыми нет никакого реального значения. Тогда же появляются торжественное обращение и длинная подпись с выражением покорности; чванство титулом и рангом достигает огромных размеров. Сочиняют также книги по церемониальной науке. Все чувства переводятся на язык внешности. Хорошим тоном считается рассылать свадебные и траурные оды даже самым близким родственникам.

Дело доходит до нелепости: кондитер должен сооружать торты с аллегорическими фигурами. Огромная армия ремесленников, а подчас и художники заняты украшением жизни аристократии, вся их ловкость и знания направлены на создание игрушечных курьезов в виде фейерверков, всяческих развлекательных аттракционов.

Не случайно в это время получает такое распространение парадный портрет с его нарочитой позой, театральностью жеста, пышными и декоративными атрибутами. Целая галерея портретов аристократов, созданная величайшими художниками этого времени, дает яркое представление об эстетическом идеале красоты человека той эпохи, который претерпевает значительные изменения.

Человек уже не предстает центром вселенной, как это было в эпоху Возрождения. С окончанием Тридцатилетней войны мужчина-воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность и изящество.

Мужественность XVII века — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, лебединой шеей, покатыми и откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняют представительный и декоративный женский облик.

Костюм, подчиняясь диктату эстетических представлений, меняет форму. В отличие от естественной формы с гармоничными пропорциями эпохи Возрождения, в эпоху барокко он начинает довлеть над фигурой, терять почти все признаки свободы и фантазии и в конце XVII века как бы застывает в угоду моде, предписанной придворным этикетом, в одинаковой степени роскошной и жесткой.

Это был век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности. Этот век выдвинул тип нового художника - придворного виртуоза, призванного создавать средствами своего искусства прежде всего ослепительное зрелище.


Это и время укрепления централизованной государственной власти в форме абсолютистской монархии, что особенно ярко проявилось во Франции, где после долгого периода гражданских войн и борьбы короля с высшей знатью установилась единоличная и абсолютная власть короля во время правления Людовика XIV — «Короля-Солнце», которому принадлежит известная фраза: «Государство — это Я». Блестящие королевские дворы были в то время тем местом, где рождалась и концентрировалась новая мода. Особа короля была безусловным образцом для подражания среди его подданых, а его вкус — непререкаемым авторитетом. Соперничество в политической сфере иногда принимало форму соперничества в области моды — борьба за роль законодателя моды между французским королем Людовиком XIV и королем Англии Карлом II.

Необходимость участвовать в войнах и платить жалованье наемникам разоряла казну и вынуждала экономить средства, а интересы собственных производителей требовали принятия специальных государственных мер. Это привело к проведению политики меркантилизма еще при короле Генрихе IV во Франции — поощрению собственной торговли и национальной промышленности путем всевозможных льгот владельцам мануфактур и торговцам и запрещения или ограничения ввоза иностранных товаров. Эту политику продолжили и кардинал Ришелье при Людовике XIII, и кардинал Мазарини при Людовике XIV, причем запрет на ношение золотых отделок (в целях экономии золота в казне), парчи, привозных кружев и шелковых чулок касался даже особ королевского дома. Подобные меры экономии принимались и в Испании, когда во время правления Филиппа IV был введен запрет на ношение привозных кружев, золотых и серебряных украшений с драгоценными камнями.

В течении XVII века политический строй России претерпел значительные изменения и государство вступило на путь формирования абсолютной монархии.

Абсолютизм- это форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При абсолютизме государство достигает высшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция.

Причины возникновения абсолютизма:

1. Формируются новые буржуазные отношения и появляется буржуазия, которая претендует на господствующую роль, борется за власть и тем самым устанавливается равновесие между буржуазией и дворянством, а монарх становится независимым.

2. Усиливается социальная борьба и аристократия нуждается в сильной власти монарха с целью продолжить закрепощение крестьян и подавить их восстания.

Абсолютизм устанавливается в результате ликвидации ранее существовавших органов, которые ограничивали власть царя. Параллельно формируются новые органы власти, которые становятся полностью зависимыми от царя.

В XVII веке в России была следующая структура управления:

Царь


Можно выделить 3 этапа перехода к абсолютизму:

1. Меняется титул царя, где сочетается 2 момента- божественное происхождение царской власти и ее неограниченный характер. Так например Соборное уложение 1649 года предусматривало меры высшего наказания за посягательство на царя и словесное оскорбление.

2. Наметилась эволюция состава боярской думы. Боярская дума ранее была высшим органом власти которая делила власть с царем и занималась вопросами управления, законодательства и судопроизводства. Но во второй половине XVII века в состав Б.Д. стали входить не родовитые фамилии. За счет этого аппарат боярства увеличился и был малоэффективным.

3. Уменьшается роль земских соборов- сословно- представительских органов власти, созываемых царем по мере необходимости по решению финансовых вопросов и внешне- политических задач.

С падением роди Земских соборов и боярской думы усиливается роль приказов. Как правило в ведении приказов были определенная территория и ее население. Поэтому приказы содержались за счет сбора налогов с населения подвластной территории. Приказы возглавлялись боярами или крупными дворянами, а бумажное делопроизводство вели дьяки.

Приказы

Временные
Постоянные:

Дворцовые : управление царскими вотчинами и обслуживание царского двора.

Патриаршие : управление церковными вотчинами и личным имуществом патриарха.

Государственные : территориальные – приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Астраханский приках; функциональные – посольский, поместный, разбойный, разрядный.

При Алексее Михайловиче для контроля над приказами создан приказ тайных дел.

В XVII веке наметились изменения в системе местного управления. В административно- территориальном отношении Россия была разделена на уезды во главе с воеводами, которые назначались царем. Воеводу и его аппарат содержало население уезда. За службу воевода получал денежный оклад и вотчину. Срок службы 1-3 года. Воевода осуществлял судопроизводство, сыск беглых крестьян.

Также возникают разряды - военно- административные пограничные округа, главная задача которых состояла в мобилизации военных сил во время военных походов.. Уезды входили в состав разрядов и возглавлялись боярами.

В это время произошло реформирование армии: основу вооруженных сил составляло дворянское ополчение, но оно было небоеспособным, так как призывались на службу только в военное время.

Существовали стрелецкие части которые находились на военном положении. В 1630 году начинается формирование полков нового строя- рейтарские и драгунские части. Первоначально комплектование производилось на добровольной основе, а затем стали записывать беглых крестьян. Военная служба становилась пожизненной и полки вооружались современным оружием. Армия содержалась за счет государства, что было обременительно в мирное время. Из- за границы приглашались специалисты (командиры), которые обучали военной тактике русских солдат по уставу. В России отсутствовал морской флот.

Так как в результате Смуты пострадала экономика, то были предприняты ряд реформ, однако вылившиеся в соляной, медный бунты.

В 1678 году была проведена перепись населения. Была изменена система налогообложения. Посошный налог отменялся и вводился подворный налог.

| следующая лекция ==>