Город Пушкин (Царское Село). Пушкин (Царское Село) Как сейчас называется царское село

Екатерининский дворец. "Царское село".


Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей - именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина - в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место - просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.

Царское село: историческая справка

Бывшие шведские земли под названием Саари Мойс или Сарская Мыза, что значит «возвышенное место», по итогам блестяще начатой Петром I и успешно законченной Северной войны в 1702 году отошли к России. В 1703 году царь Пётр заложил в облюбованном им месте новую столицу - Санкт-Петербург, который впоследствии являлся самым красивым русским городом. Стали обустраиваться и земли к югу от столицы. Вскоре её окружило настоящее ожерелье из прекрасных дворцово-парковых ансамблей. Без преувеличения можно сказать, что Царское село - одно из главных его украшений.

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом - летней императорской резиденцией.

Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом. Близкое не только по созвучию, но и по сути название закрепилось за летней резиденцией российских монархов и дошло до наших дней. Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.

Достопримечательности музея-заповедника «Царское село»

Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.

Екатерининский дворец и парк с высоты птичьего полета.

Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.

Екатерининский парк. «Царское село».

Эрмитажная кухня. «Царское село».

Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.

Большой Екатерининский дворец сама императрица называла «Каменные палаты». Он занимает центральное место в музее-заповеднике и является наиболее посещаемой достопримечательностью. Ведущую роль в постройке дворца играл архитектор Растрелли. Образ дворца создаётся на световых контрастах, характеризующих стиль барокко. Лазурный цвет фасада удачно гармонирует с позолоченными элементами внешнего декора.

Екатерининский дворец. «Царское село».

Большой зал Екатерининского дворца. «Царское село».

Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.

Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году - к 300-летию Санкт-Петербурга.

Павильон «Эрмитаж» представляет собой восьмиугольное здание, занимающее центральную часть в Голландском парке. Здание выполнено в таком же стиле, что и Большой Екатерининский дворец: лазурный фасад, белоснежные колонны, скульптуры, позолота.

Павильон «Эрмитаж». «Царское село».

Павильон в своё время был любимым местом царицы для приёма гостей, устройства пиров и бесчисленных празднеств. Оригинален и восхитителен его интерьер. В огромном зале имеется множество высоких окон, а по стенам - большое количество зеркал. Благодаря этому воздух просто струится от обилия света. И ещё одна «изюминка» павильона: столы в зале после пиршества могли опускаться, тем самым освобождая пространство для танцев.

Павильон «Грот» располагается на западном краю Голландского парка, на берегу Большого пруда: в те времена было модно устраивать подобные сооружения в парках с водоёмами.

Павильон «Грот».

Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.

Павильон «Грот» с высоты птичьего полета.

Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.

Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним - второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.

Камеронова галерея. «Царское село».

Вид с Камероновой галереи. «Царское село».

К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.

Агатовые комнаты - наиболее примечательная часть павильона «Холодная баня», который располагается почти перед Камероновой галереей.

Павильон «Холодная баня».

В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.

Павильон «Холодная баня». Агатовые комнаты.

За дубовыми дверями Агатовых комнат скрываются входы в библиотеку, переднюю (которую царица называла «Кабинетец») и Большой зал, соседствующий с двумя кабинетами.

Адмиралтейство расположено на юго-восточном берегу Большого пруда и представляет собой комплекс из трёх зданий, построенных в псевдоготическом голландском стиле: стены с неоштукатуренной кирпичной кладкой, стрельчатой формы окна, зубцы на башнях. Основное предназначение этого комплекса - хранение лодок из так называемой «царскосельской флотилии», созданной в подражание «потешным полкам» Петра I.

Адмиралтейство.

На лодках в погожие дни устраивались гуляния по пруду. Постепенно «флотилия» разрасталась. В ней появились суда из разных стран, подаренные гостями: каик - от турецкого султана, сампан - из Китая, гондола - из Венеции, индейская пирога, алеутская байдарка и многое другое.

Царскосельский лицей построен так, что является как бы продолжением Большого Екатерининского дворца. Однако, он разительно отличается от него по архитектуре: строгие линии классицизма будто подчёркивают серьёзное назначение этого здания. Лицей был основан Александром I для обучения детей дворянского сословия. Царь надеялся, что учебное заведение продолжит традиции его прародителя - древнегреческой школы, посвящённой Апполону Ликейскому, которую создал сам Аристотель. И надежды царя оправдались - выпускники Царскосельского лицея известны всему миру. Среди них бессмертный Александр Пушкин, поэты А.А.Дельвиг и Л.А.Мей, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Р.Я.Кочетов, декабристы И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер, философ Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» Я. К. Грот.

Александровсий парк представляет собой вторую, северную часть музея-заповедника «Царское село». Его площадь около 200 га. Он примыкает к Большому Екатерининскому дворцу с другой стороны. Во дворец можно зайти из парка через Китайский мостик, перекинутый через обводной канал.

Малый Китайский мост в Александровском парке. «Царское село».

Разбивка парка началось в 40-х годах XVIII века. Первым делом перед фасадом основали четыре квадратных площадки, которые окружили Крестовым (обводным) каналом. В центре квадратов обустроили: пруд «Озерки», Китайский театр, гору «Парнас» и куртину «Грибок». В настоящее время всё это является центром парадной части парка - Нового (регулярного) сада. На юго-западе от неё располагается Китайская деревня и теплицы, с другой стороны - Александровский дворец. Перейдя обводной канал по Драконову мосту мы попадём в огромную и роскошную часть Александровского парка - Пейзажный сад.

Александровский дворец выглядит не так помпезно, как его сосед - Екатерининский, так как создан он был не для торжеств и приёмов, а в основном для повседневного проживания. Он состоит из длинного двухэтажного здания с двумя флигелями. Тем не менее его утончённая красота позволяет признать Александровский дворец одним из лучших произведений эпохи классицизма: через весь фасад тянется величавая сквозная двухрядная колоннада, а в центре здания располагается анфилада из парадных зал. С обратной стороны дворца над неприметным входом возвышается сферическая полуротонда, а по бокам от него - довольно скромные статуи «Игры в свайку» и «Юноши, играющего в бабки».

Александровский дворец. «Царское село».

Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.

Детский домик - это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера - воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.

Китайский театр был установлен в угоду тогдашней моде на всё китайское, что отчётливо видно и по другим сооружениям Александровского парка. Он был открыт в 1779 году и первыми поставленными представлениями в нём были оперы «Дмитрий Артаксеркс» и «Идол китайский». Театр строили под руководством итальянского зодчего Антонио Ринальди и русского архитектора Ильи Неелова. Хотя здание в основном имело европейский внешний вид, верхнюю часть его украшал карниз с причудливыми рисунками и загнутая вверх крыша в китайском стиле.

В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.

Китайская деревня также строилась по приказу Екатерины Великой в подражание европейской моде на, как тогда выражались, «китайщину». В основе плана деревни была копия пагоды из Королевского ботанического сада Великобритании Кью-Гарденс, 18 домиков и стилизованные ворота. Часть запланированного осуществить не удалось. В XIX веке домики Китайской деревни служили меблированными апартаментами для гостей.

Китайская деревня.

Вход в каждый из них украшал миниатюрный садик. Восхитительно запланированный архитектурный комплекс имел тяжелую судьбу. Сначала случилась неудачная перестройка в XIX веке, затем произошло частичное разрушение во время Второй мировой войны, в 60-е годы здесь было коммунальное жильё, а в 90-е - турбаза. Только в конце XX века после ремонта, осуществлённого датской фирмой, комплекс приобрёл свой оригинальный фешенебельный вид.

Павильон «Белая башня» находится на северо-восточной границе Пейзажного сада, недалеко от Фасадного пруда. Здание строили на месте разрушенного Зверинца. Внешний облик башни, её интерьер, находящиеся поблизости руины и скульптурные композиции отсылают нас во времена средневекового рыцарства. В башне 6 этажей и она является самым высоким зданием в музее-заповеднике «Царское село». С высоты 37,8 метра можно хорошо рассмотреть и окружающий пейзаж, и остальные достопримечательности музейного комплекса. Смотровая площадка «Белой башни» принимает посетителей с мая по сентябрь.

«Царское село». Александровский парк. Павильон «Белая башня».

Павильон «Арсенал» расположен в самом центре Александровского парка. Образцом, на основе которого он строился, было английское поместье Шрубс-Хилл. В то время император Николай I увлекался средневековой историей Европы, поэтому в «Арсенал» (так назвал его сам император) свозили оттуда витражи, старинное оружие, рыцарские доспехи.

Павильон «Арсенал».

Постепенно здание превратилось в настоящий музей. В наши дни начаты работы по реставрации павильона с целью перенести сюда соответствующую экспозицию из «Эрмитажа».

Грот-родник - изящное сооружение недалеко от павильона «Арсенал». Он тоже построен в стиле, характерном для средневекового зодчества: полусферический навес прикрывает собой бьющий из-под земли чистейший родник, который даёт начало ручейку, текущему в Ламские пруды. Ещё в царские времена вода в роднике была освящена. Над сооружением грота работал архитектор Сильвио Данини.

Павильон «Шапель» (от французского «капелла») находится на самой окраине Александровского парка и представляет собой здание, построенное в готическом стиле: две башни, одна из которых частично разрушена, соединяются между собой несколькими внушительными арками. На башне, согласно протестантской традиции, установлены часы, а её заострённую крышу украшает флюгер в форме петуха - символе отречения апостола Петра.

Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.

Ратная палата. «Царское село».

В музее-заповеднике «Царское село» для посетителей регулярно организуют экскурсии: пешие и паромные, на электромобилях и на конных экипажах. Есть возможность воспользоваться аудиогидом. В павильонах сменяют друг друга различные тематические выставки. В них же устраивают концерты мастера виолончели, скрипки, гитары, фортепиано, вокала. Начиная с 1995 года на базе музея-заповедника проводят ежегодные научные конференции, посвящённые российской культуре и истории. При желании в Екатерининском дворце можно организовать незабываемую брачную церемонию.

Федоровский собор. «Царское село».

Екатерининский собор. «Царское село».

Много внимания уделяется здесь развитию детей. В музее-заповеднике работает конный комплекс, действует несколько постоянных многофункциональных центров: на базе Екатерининского дворца, павильонов «Холодная баня» и «Белая башня». При участии этих центров систематически организуются различные познавательные и развлекательные программы для детей, в том числе праздники и дни рождения.

Интерактивный тур по музею-заповеднику

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.

2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.

4. Первая антикамера Екатерининского дворца.

5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.

6. Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке.

8. Павильон «Турецкая баня».

Как добраться до музея-заповедника «Царское село»

До музея-заповедника «Царское село» добраться из Санкт-Петербурга можно примерно за 30 минут (расстояние около 25км). От станций метро «Купчино» и «Московская» ходят маршрутные автобусы. Однако в разгар туристического сезона, когда на дорогах и на выезде из города возможны пробки, лучше воспользоваться ж/д транспортом: от Витебского вокзала Санкт-Петербурга (метро «Пушкинская») на электричке доехать до станции «Царское село — город Пушкин».

Музейный комплекс расположен практически в центре города, расстояние до него от железнодорожной станции составляет около 2,5 км. От станции непосредственно к музею-заповеднику ходят автобусы и маршрутные такси (дорога занимает около 10 минут).

В 25 км. к югу от центра Санкт-Петербурга расположен небольшой городок Пушкин, всемирно известный своим дореволюционным названием - Царское Село. С 1990 года Царское Село - один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы, включено в Список памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Историческая жемчужина в ожерелье Северной столицы! Памятник мировой архитектуры и русского барокко. Три его парка, занимающие 600 гектаров, содержат в себе более 100 архитектурных сооружений.
Первые упоминания о Сарице, впоследствии Сарицкой, «Саари-мойс» Саарской мызе («мыза на возвышенном месте») - будущем Царском Селе относятся к 1501 году - ко времени новгородских земель, отмеченных в «Переписной окладной книге по Новгороду». В XVII веке земли были захвачены шведами, а затем в результате побед, одержанных в начале Северной войны, отошли к России.
История Царского Села официально начинается 24 июня 1710 года, или 13 июня по старому стилю. В этот день Петр I подписал указ о даровании земель своей супруге Екатерине Алексеевне, будущей русской царице Екатерине I. Именно благодаря ей весь комплекс построек в первый период своего существования представлял собой не «увеселительный замок» и не загородную дачу, а обычную усадьбу русского вотчинника, сохраняя особенности древнерусского бытового уклада.
По завещанию Екатерины I Царское Село перешло в собственность цесаревны Елизаветы, которая развернула здесь грандиозное строительство. За годы ее правления Царское Село превращается в большой дворцово-парковый комплекс в стиле русского барокко. После смерти Елизаветы Царское Село переходит к Екатерине II . В годы ее правления Царское Село переживает наивысший расцвет. В это время строится новый Александровский дворец, расширяется Большой (Екатерининский) дворец увеличенный пристройками Агатовых комнат, Камероновой галереи, Великокняжеского корпуса, надстройкой Церковного корпуса.
При Павле I все неоконченные постройки в Царском Селе были заброшены, многие картины, статуи, бронза, антика и мебель вывезены для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины.
Строительство в Царском Селе продолжилось при Александре I и Николае I. По решению Александра I в 1811 году был открыт Лицей, ставший символом Царского Села и связавшим его Александром Пушкиным.
Каждый последующий российский император оставил о себе память в Царском Селе. При Николае I был построен городской Екатерининский собор, проведена первая в России железная дорога. В царствование Александра II новых больших построек не возводилось, но всё, что имелось, поддерживалось в образцовом порядке. При императоре Александре III Царское Село - это благоустроенный европейский город с качественно устроенными водопроводом и канализацией, телеграфом, телефоном, радиостанцией.
История Царского Села как резиденции российских царей заканчивается 14 августа 1917 году, после ареста Николая II и его семьи. После революции Царскосельские дворцы и парки были превращены в историко-художественные музеи.
За 28 месячную оккупацию во время Великой Отечественной войны дворцы и парки города Пушкин (Царского Села) варварски уничтожались, уникальному памятнику русского искусства был нанесен громадный ущерб. Сразу после освобождения города в 1944 году началась расчистка парков и водоемов, реконструкция архитектурных сооружений.
На протяжении более двух столетий Царское Село было одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих, среди которых И. Браунштейн, Ф. Ферстер, М. Земцов, А. Квасов, П.А. Трезини, С.И. Чевакинский, Б.Ф. Растрелли, Ч. Камерон.
Дворцовые комплексы и парки с 1991 года носят сейчас свое первоначальное название Царское Село (сменившее после революции свое политически неправильное название на Детское Село), а сам город называется Пушкин переименованный в 1937 г., в год столетней годовщины со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почти на каждом шагу вашего пребывания в Царском Селе вас будет встречать тень А. С. Пушкина. Лицей, где он учился, дача, которую он снял на медовый месяц, церковь которую он посещал.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

    Легенда утверждает, что Петр I частенько приезжал в эти места полакомиться свежим молоком на мызе у старой голландки Сары, после ее смерти подарил эти столь памятные ему земли своей жене - Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине I.

    Легенда утверждает, что Екатерина I, домовничая в новом дворце, много времени проводила в огороде и даже сама готовила сыр из молока коров, выписанных из Голландии.

    Первая железная дорога в России была проложена из Санкт-Петербурга до Царского Села в 1837 году, в период царствования Николая I.


Поедем в Царское Село!

Свободны, ветрены и пьяны,

Там улыбаются уланы,

Вскочив на крепкое седло…

Казармы, парки и дворцы.

О.Мандельштам.

1.Введение

Царскому Селу, его дворцам и паркам посвящены десятки, если не сотни работ. О Царском Селе написано много и в разных жанрах.

Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, " крупнейший бриллиант в ожерелье" городов-спутников Северной Пальмиры. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.

История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых. Особое внимание было уделено периодам правления Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая II.

Во времена царствования этих Монархов наблюдалось наиболее бурное развитие, как Царской резиденции, так и самого города Царское Село.

Целью данного реферата является попытка описать историю Царского Села с момента становления и до сегодняшних дней.

2. Рождение и развитие Царского Села (1710-1796).

История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты называют поместье

"Sarishoff ", то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как говорили новгородцы, " мыза « с господским домом. Финны, одно время проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois - возвышенное место. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время (в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.

В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые "самим же нам строить придется ". Апраксин в ответ сообщил: " …теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам ".

С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год

24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.

Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция.

В данном случае "быть по сему" произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.

Первый дворец "каменные палаты о 16 светлицах", был построен в 1724 году И. Браунштейном и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья.

Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри " палат" было несколько парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. " Верхний парадный зал " украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.

В этот же период, благодаря строительству плотины на ручье Вангазя, образовалось озеро и два канала: Большой, являвшийся границей сада и получивший в дальнейшем название Рыбного, и малый - на месте современных Нижних каскадных прудов, то есть было начато устройство водной системы будущего ансамбля.

Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный еще в самом начале XYIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы. Автором первоначальной планировки Царскосельского сада принято считать садового мастера Яна Розена, а его осуществлением руководил опытный мастер Иоган Фохт. Прежняя композиция сада была полностью переделана, за исключением Рыбного канала и Большого озера, которому придали регулярную форму шестигранника.

Участок сада около дворца, представлявший пологий склон, был превращен в пять уступов, соединенных деревянными и каменными лестницами, и получил название Верхнего сада. Уступы располагались параллельно фасаду дворца. Середину второго уступа заняли цветники, ограниченные по сторонам боскетами.

В середине третьего уступа находились так называемые огибные дороги, то есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи, в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. По сторонам огибных дорог также, как и на втором уступе, были размещены боскеты.

Четвертый, самый широкий уступ, был отведен двум одинаковым прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы. По пятому узкому уступу проходила широкая дорожка.

Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще не было.

За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до середины XYIII века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское Село не входило в число перворазрядных царских резиденций.

С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы существовали при многих загородных усадьбах того времени.

Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода. Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительную (ныне Среднюю) и Малую улицы.

Скромный дворец того времени, с разбитым возле него садом, не имел еще значения парадной царской резиденции и являлся загородным поместьем Екатерины I.

Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII века.

В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти.

Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы сменяют другие - еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть еще большей монументальности и роскоши. * Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором находится теперь *, - писала впоследствии Екатерина II , унаследовавшая после смерти Елизаветы вместе с короной и царско-сельскую резиденцию.

Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.

В 1743 году архитектором М. Земцовым разрабатывается широкая программа реконструкции Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. После смерти М.Г. Земцова 28 сентября 1743 года работы по сооружению дворца полностью перешли к А.Квасову - ученику ведущего архитектора.

Однако занятость архитектора на строительных объектах, значительно удаленных от Петербурга, заставила передать работы в Царском Селе П.А. Трезини, а затем С.И. Чевакинскому, который внес существенное дополнение в композиционное построение.

От проекта императорской резиденции, разработанного Квасовым, в натуре ничего не сохранилось, однако деревянная модель Царскосельского дворца осталась. В ней он использует свою излюбленную композицию, неоднократно повторенную в его постройках, - пышный центральный ризалит, соединенный протяженными более низкими галереями с двумя боковыми.

К 1748 году основные работы были закончены.

С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли. Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот парадный окончательный вид, который снискал ему мировую известность.

История Царского Села, точнее местности вокруг рек Наровы, Невы и Луги, известна из Новгородских летописей. Область у реки Невы имела стратегическое значение для новгородцев, здесь проходили важные торговые пути, которые долгое время были яблоком раздора для немцев, шведов и русских. После победы над шведами первым, что сделал Петр I, стремившийся всеми силами приблизить отсталую Русь к Европе, стало основание новой столицы Санкт-Петербурга.
Для скорейшего заселения этих мест император начал раздавать пригороды своим приближенным. Северная война еще не успела закончиться, а Санкт-Петербург уже оброс прекрасными спутниками, в которых по сей день любят отдыхать жители Северной столицы.
Из-за особенностей рельефа и болотистой местности строить новые резиденции предпочитали на уже обжитых местах. Одним из таких мест стала Сарская мыза, бывшая усадьба шведского магната.
Сама деревянная усадьба располагалась там же, где впоследствии было возведено здание Екатерининского дворца .
Сарская мыза, которая упоминалась в переписных книгах с 1501 года, дала свое название летней резиденции российских монархов. Счастливым обладателем Сарской мызы с легкой руки Петра I стал Александр Меншиков. Впрочем, уже через пару лет император передал эти земли своей возлюбленной Марте Скавронской. Этот подарок стал не только знаком любви, но и симптомом грядущих политических перемен.
Марта Скавронская вскоре стала женой Петра под именем Екатерины Алексеевны, а Сарской мызе была уготована роль императорской резиденции.

История Пушкина в XVIII веке

24 июня 1710 года официально считается датой основания Царского Села. После получения поистине царского подарка Екатерина занялась постройкой загородного дворца в живописной Сарской мызе.

Первый каменный дворец на месте старой усадьбы был построен Браунштейном. Работы длились с 1717 по 1723 год. За это время на мызе успели отстроить множество хозяйственных и жилых помещений для прислуги.

В 1725 году Сарская мыза была торжественно переименована в Царское Село. В те времена Царское Село было одной из многих вотчин, и сказочный размах строительства новой столицы или бурная жизнь резиденции Петра в Петергофе городку и не снились.
После смерти Петра Великого и его жены Царское Село отошло к Елизавете Петровне, которая в те времена жила скромно и влиянием при дворе не пользовалась.
Везением для Царского Села был отмечен 1741 год. Именно тогда, взойдя на престол, Елизавета не забыла о своей вотчине и сделала ее летней резиденцией российских императоров. Здесь развернулось активное строительство, огромные суммы тратились на лучших архитекторов и садовников, на предметы роскоши и технические новинки.
Во времена Елизаветы Растрелли приступил к перестройке Екатерининского дворца - лучшего воплощения любимого императрицей барокко. Русское барокко в те времена оформилось в отдельный стиль и затмило по пышности европейский аналог.
Для императрицы Растрелли построил уникальный павильон Эрмитаж с выдвигающимися столами, которые должны были избавить гостей от назойливо снующей прислуги.
Парки Царского Села наполнились искусными прудами, постройками в китайском, египетском, античном и готическом стиле. Город приобрел золотистую гамму и наполнился невиданной доселе роскошью. Пышные балы и увеселения сменяли друг друга под сенью барочных амуров.
Пришедшая на смену Елизавете Петровне Екатерина II внесла немалую лепту в облик Царского Села. При ней город приобрел лоск и аристократичность, а также великолепные образцы классицизма. За 34 года правления великой императрицы был построен Александровский дворец и Камеронова галерея , которая стала подлинным храмом просвещенного правителя в античном духе.
Царское Село вместе со всей Россией переживало бурные дни великих побед, большой политики и блестящих фаворитов.
После смерти императрицы страна надолго погрузилась в траур - к власти пришел Павел, донельзя похожий на своего лишенного власти отца.
В былые времена он с неодобрением смотрел из угрюмой Гатчины на великосветскую жизнь Царского Села. После его восшествия на престол некоторые постройки были разрушены, а все незавершенные стройки встали.

История города Пушкина в XIX веке

XIX век принес в Царское Село мир и успокоение. Эпоха великих перемен для города закончилась, здесь больше не происходило грандиозных событий, но Царское Село по-прежнему оставалось любимым местом отдыха императорской семьи.
Александр, воспитанный своей бабкой, стал ее достойным наследником. В эпоху его правления дворцы Царского Села достраивались и улучшались, подчиняясь духу времени.
Впрочем, отдыхать семья Александра I предпочитала в Петергофе и на Елагином острове. Только в 1808 году Александр обращает свое внимание на Царское Село и лично принимает участие в его благоустройстве.
Александр I стал последним императором, чья деятельность оказала серьезное влияние на город. Позже Николай I проложил здесь железную дорогу , Александр II разбил новый парк, а при Александре III Царское Село получило славу первого полностью электрифицированного города в мире. Впрочем, главное Александр I успел сделать. Мечтая вырастить достойные кадры для государственной службы, император основал Царскосельский лицей , чем определил судьбу города на многие годы вперед.
Идея Лицея как кузницы кадров с треском провалилась, его выпускники вошли в историю как плеяда блестящих вольнодумцев и литераторов. Зато именно с этого момента начинается история Царского Села как Города муз.
«Отечество нам Царское Село», - писал Александр Сергеевич Пушкин, позже ему вторит Ахматова , Гумилев, Мандельштам и многие другие, выросшие на царскосельском воздухе и с юных лет впитавшие необычайную атмосферу этого города.

История Пушкина в XX веке

В XX веке во время Первой мировой войны в Царском Селе размещался один из первых в России аэродромов, отсюда уходили бесконечные эшелоны на Западный фронт.
Роковые события 1917 года тяжело отразились на Царском Селе. Николай II, родившийся здесь и сделавший в 1905 году Царское Село своей постоянной резиденцией, покрыл его печальной славой.
В Царском Селе последний император России отрекся от престола. Отсюда, из Александровского дворца, семью Романовых увезли в сибирскую ссылку. В Царском Селе большевиками был убит первый священнослужитель, открывший своей смертью череду репрессий против церкви.
Для императорской резиденции наступили черные дни. Блестящие коллекции разбазаривались, многие произведения пропали без следа, другие пострадали от отсутствия должного ухода.
В 1937 году, в 100-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина, город переименовывают в честь поэта. Самым серьезным испытаниям для Царского Села за всю его историю стала Великая Отечественная война. Город пережил фашистскую оккупацию, парки и сады пришли в запустение, предметы искусства варварски уничтожались или вывозились.
Екатерининский дворец был превращен в большой гараж, в Александровском дворце обосновался штаб гестапо, а дворцовая церковь стала стоянкой.
Пережив войну, Пушкин смог оправиться и вернуть себе весь былой блеск и красоту, которая по-прежнему восхищает, дарит вдохновение и подвигает на великие дела.

ЦАРСКОЕ СЕЛО, летняя резиденция имп. фамилии, в 23 верстах от Петербурга (ныне г. Пушкин Ленингр. обл.). В Ц. С. стоял л. гв. Гусарский полк, в к рый Л. был назначен корнетом 22 нояб. 1834. Гусарские казармы, впоследствии перестроенные,… … Лермонтовская энциклопедия

Царское Село - Царское Село, название г. Пушкин до 1918. От названия Царское Село происходят прежние наименование улицы Якубениса (Царскосельская улица) и Малодетскосельского проспекта (Малый Царскосельский проспект) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Название г. Пушкин Ленинградской обл. до 1918 …

Русский литературный альманах, изданный в Петербурге в 1829 Н. М. Коншиным и Е. Ф. Розеном. Напечатаны произведения А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Ф. Н. Глинки и др … Большой Энциклопедический словарь

Название г. Пушкин до 1918. От названия Ц. С. происходят прежние наименование улицы Якубениса (Царскосельская улица) и Малодетскосельского проспекта (Малый Царскосельский проспект). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) пушкин (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пушкин Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Город Пушкин Герб … Википедия

Царское Село - парадная резиденция рос. императоров к югу от С. Петербурга. Возникла в 1710 как личная усадьба фаворитки Петра I, будущей имп. Екатерины I, дворц. парк. ансамбль; герб города представляет собой вензель Екатерины I на красном щите под имп.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Уездн. гор. С. Петербургской губ., в 22 вер. от С. Петербурга, с которым соединен жел. дор. Город расположен на возвышенности, составляющей продолжение Дудергофских высот; высшая точка Ц. Села (Старый дворец) около 250 фт. над уровн. моря.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Царское село
  • Царское село , С. Н. Вильчковский. Царское Село. В книге дается историческое описание города, общественных зданий, церквей и прочих строений. Также приложен справочник, содержащий статистические сведения о городе и подробная…