Города, основанные в ХII веке. Особенности градостроительства пограничных городов-крепостей


Политика в отношении купцов и посадского населения

С XVII в. начинается новый период истории России. Это обстоятельство было отмечено еще в трудах С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, говоря о “новом периоде”, истории отмечаем, что конечным итго массового национально-освободительного движения было восстановление пошатнувшихся позиций, феодально-крепостнического статуса и режима самодержавия. Тем самым зажиточные слои посадского населения, руководившие городскими движениями, оказались одной из сил, содействовавших этой реставрации. И в дальнейшем, зарождавшиеся новые буржуазные связи, носителями которых, прежде всего, были города и которым выступления горожан расчищали дорогу, надолго облекались в крепостную оболочку.

В течение всего XVII в. продолжался процесс образования городов как торгово-ремесленных центров, причем не только на государственной, но и на частновладельческой земле. По подсчетам П. П. Смирнова к середине XVII в. насчитывалось 254 города.

Что касается Москвы, столицы и главного города всего великого княжества, то она вполне того стоит, чтобы подробнее на ней остановиться. Из сочинения Адама Олеария мы узнаем, что название свое она получила от реки Москвы “Город этот лежит посередине и как бы в лоне страны, и московиты считают, что он отстоит отовсюду от границ на 120 миль, однако мили не везде одинаковы”.

Путешественник А. Олеарский подробно описывает жилые строения в городе, говоря, что за исключением домов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах своих каменные дворцы, дома построены из дерева или из скрещенных и насаженных друг на друга сосновых и еловых балок. Крыши крыты тесом, поверх которого кладут бересту, а иногда дерн. Именно в этом Олеарий усматривает причину сильных пожаров: “не проходит и месяца или даже недели, чтобы несколько домов, а временами, если ветер силен, целые переулки не уничтожались огнем”. Что же касается планировки города, то, прежде всего, следует отметить, что улицы были широкими, однако в дождливую погоду очень грязные и вязкие. Поэтому большинство улиц застлано круглыми бревнами (мостиками).

Весь город делился на четыре главных части: Китай-город, Царь-город, Скородом и Стрелецкую слободу.

В Китай-городе находится великокняжеский замок Кремль, внутри которого находится много великолепных построек из камня: зданий, дворцов и церквей, которые обитаются и посещаются великим князем, патриархом, их советниками и вельможами.

В этой части города живут большинство, притом, самых знатных, гостей или купцов. Здесь расположено множество рынков: иконный, вшивый, рыночная площадь.

В царь-городе также жило много вельмож и князей, детей боярских, знатных граждан и купцов, но кроме них находились различные ремесленники, преимущественно булочники.

Третья часть города – Скородом выделялась лесным рынком, где можно было купить дом и получить его готово отстроенным.

Четвертая часть города – стрелецкая слобода была построена, по данным Олеария, для иноземных солдат, литовцев и индийцев. Таким образом, Москва глазами иностранцев была по преимущественно деревянной, а большинство населения составляли работные люди. Но все же по сравнению с другими городами Москва была средоточием ремесла, торговли, культуры, была поистине красива и великолепна.

Однако в источниках часто встречается слово “посад” и посадское население.

Начнем с того, что терминология XVII в. строго различала “город” и “посад”. Город – это собственно, крепость, а посад – это торгово-промышленная часть, где расположены земли и дворы горожан, которые несли государево тягло. В целом русский город XVII в., с его разнообразным населением не представлял собой единой городской организации. Ремесленное и торговое население носило общее официальное наименование – посадских людей, так как оно жило на посадах. По мнению П. П. Смирнова, два признака характеризуют посадского человека: во-первых, посадская старина, то есть происхождение, и, во-вторых, торги, ремесла и промыслы, то есть род занятий. По своим занятиям посадское население делилось на торгово-промышленных, ремесленных, работных людей. Имущественное расслоение можно отметить для всех посадских людей, вне зависимости от их профессии. Наиболее резко она сказывалась среди торгово-промышленных людей. К их числу обычно относились “лучшие люди”. Многие из них были владельцами кожевенных заводов, винокурен… Но среди торгово-промышленных людей были и продававшие всякую мелочь, то есть с рук. Менее резким было имущественное расслоение среди ремесленников и работных людей. Мастера, имевшие несколько учеников, превращались в мелких предпринимателей, владельцев небольших мастерских, основанных на эксплуатации чужого труда.

Особую, почти всегда малочисленную группу на посаде образовывали “вольные” или “гулящие” люди-разряд населения, частично выделявшиеся не тяглыми сословиями (духовенство, служилыми людьми по прибору), частично создавшийся в результате законного распада феодальных связей (кабальные люди, получившие отпускные) и “незаконного” разрыва этих связей бежавшими людьми и крестьянами того или иного владельца.

Из среды посадских людей комплектовались привилегированные торговые корпорации, которых было три: гости, гостиная и суконная сотня. В XVI-XVII вв. гости-это небольшая группа наиболее богатых торговцев и промышленников, некоторые являлись финансовыми советниками царя и агентами по торговым операциям казны.

В первой половине XVII века в Москве было тринадцать гостей. Несколько ниже гостиной сотни считалась корпорация торговых людей суконной сотни (являлась организацией провинциального купечества). Гости и гостиной и суконной сотен несли государственную службу по финансам, казенной промышленности и торговли. Сами посадские тяглецы не стремились попасть в эти привилегированные корпорации, и нередко бывали случаи, когда им удавалось “отбиться” от гостиной сотни.

Итак, посадские люди – это тяглые городские обыватели, которые входили в состав городских обществ. Верховную власть в начале XVII столетия, наряду с Михаилом Федоровичем и боярами, олицетворял Земский собор, который заседал по трехлетиям: с 1613года по 1616 год, с 1616 года по 1619 год, с 1619 года по 1622 год. В состав земских соборов, как в каждое нормальное сословно-представительное учреждение входили три группы: феодалы-землевладельцы и горожане, бюргеры, посадские люди. Нам известно из источников, что по соборному приговору от 3 июля 1619 года официально объявлялось о представительстве посадского населения на земском соборе.

Таким образом, население городов распадалось на следующие классы:

2) гостинная сотня,

3) суконная сотня,

4) черные сотни и слободы.

Первые три разряда составляли высшее купечество. Подъячий второй половины XVII века Г. Котошихин говорит, что гости имели оборотного капитала 20-100 рублей. Торговые люди трех названных разрядов, соответственно размерам капиталов, несли неодинаковые государственные повинности. Сверх общего городского тягла, падавшего на все посадское население, они исполняли еще финансовые поручения по эксплуатации разных казенных монополий и доходных статей. Таковы были: продажа соболиной казны государевой, то есть мехов, которыми торговала казна; продажа питей, составлявших монополию казны; сбор таможенных пошлин на внутренних рынках. Эти казенные операции велись по очереди гостями и людьми обеих высших сотен не только безвозмездно, но и под их имущественной ответственностью. Такая ответственная служба в отличие от ратной, называлась верной или целовальной, то есть присяжной. На гостей падали более тяжелые и ответственные поручения, чем на людей гостиной и суконной сотен. Люди черных сотен и слобод составляли массу торгово-промышленного населения. Сотни и слободы разделялись между собой родом промышленных занятий. Слободы состояли из торговцев и ремесленников, приписанных дворцу и поставлявших туда различные припасы или работавших на него.

Это были слободы дворцовых садовников, кузнецов… Каждая черная слобода составляли особое общество, управлявшееся выборным старостой или сотником. Что касается посадского населения в провинциальных городах, то это – состав сельского населения и, наконец, промежуточные слои, лежавшие между основными чинами. Посадская тяглая община отбывала все повинности в порядке круговой поруки, поэтому она была кровно заинтересована в сохранении своих тяглецов и в увеличении их числа. Между тем, с одной стороны, громадное перемещение населения и сокращение посадских людей, вызванных событиями начала XVII века, не уменьшились и в первые годы царствования царя Михаила, а с другой стороны, - тяжесть повинностей, лежавшая на тяглецах и их рост в течение всей первой половины XVII века вызывали стремление у посадских тяглецов избавиться от посадского тягла путем перехода в “закладчики”, и к светским феодалам. Посады настойчиво и упорно боролись с закладничеством. Они неоднократно просили правительство организовать сыски и возвратить их на посады. В ответ на эти обращения правительство не только поручало сыск отдельным приказам, но и создавало и специальные сыскные приказы, которые занимались розыском и возвращением закладчиков на посады.

Так, после избрания на царство Михаила Федоровича, с 21 февраля и до 14 марта, когда отправилась в Кострому посольство во главе с боярином Ф. И. Шереметевым, состоялся боярский приговор о возвращении в Москву разбежавшегося из нее населения: “гостей, торговых и всяких жилетских людей вместе с женами и детьми”. Боярская дума и дьяки различных приказов, ведавших посадами, не задумывались над правовой стороной дела и еще меньше они думали о самих посадских людях. На посад брали по посадской старине и ни в одной грамоте мы не встречаем указаний на какие – либо сроки давности, погашавшие эту посадскую старину: сыски и возвращение были бессрочными (за исключением грамоты в Нижний Новгород). Упомянутая грамота о сыске тяглецов нижегородцев 1618 года, сближает положение беглых посадских людей закладчиков на частновладельческих землях с положением частновладельческих крестьян и бобылей на городских посадских землях и, в случае пятилетнего срока, откладывает решение судьбы тех и других до государева указа. “А которые будет посадские люди живут на белых местех, а белые и не тяглые люди живут на черных местех до нынешнего дозору лет за пять и за шесть и больше, и вы бы ным тех людей с их мест не ссылали до нашего указу”. Ориентируясь на пятилетний срок, дьяки еще в 1618 году не имели указаний относительно приложимости этого срока к посадским людям, хотя с посадов выдавали крестьян их владельцам именно за пять лет.

Новая полоса жизни посада начинается со второго десятилетия, когда осевшие на новых местах своего поселения и оставшиеся на старых посадские люди были охвачены “валовым письмом”, причем на землях посадов теми же дозорами и писцовыми книгами закрепляются беломестцы, опирающиеся то на прямо им покровительствующую политику правительства Филарета, то на непостоянную и двойственную политику его преемников. На посадах начинается упорная и настойчивая борьба посадских тягловых людей с беломестцами, осложненная борьбой внутри самого посадского мира. По мнению Чистяковой, борьба посадов с беломестцами велась не только и не столько за пригородные земли, сколько за налогоплательщиков, которых поглощали беломестные слободы, превращая в закладчиков. Правительство, нуждаясь в землях и податях, уже с XVI века стремилось ограничить рост земельных богатств и податных привилегий беломестцев. Так, на основе указа от 1620/1621 гг. практиковалось запрещение всех видов перехода (покупка, заклад, вклад, дача в приданое) тяглых посадских дворов в черных слободах беломестцам. В этом указе, на мой взгляд, характерна форма обращения его острия не против сильных приобретателей, а против слабых посадских людей – продавцов. Продавать черных мест нельзя, а покупать можно; закладывать нельзя, а брать в залог можно.

Разумеется, такая форма одностороннего запрещения не могла привести к цели, и само правительство через семь лет признало имеющими силу, совершенные вопреки ему сделки. 9 декабря 1627 года предписала оставить за дворянами беломестцами приобретенные ими у тягловых людей дворы и места, а вместо них отвести черным сотням и слободам земли в Деревянном городе. Запрещение посадским людям продавать и отчуждать иными способами свои тягловые дворы и места беломестцам не только сохранило свою силу, но и получило территориальное расширение. Правительство патриарха 6 апреля 1620 года запрещает отдавать на откуп беломестцам государственные кабаки. Откуп этот становится привилегией черных посадских людей и волостных крестьян.

С одной стороны, посадские люди добились некоторых привилегий, с другой стороны, этот указ ограничивал и сводил эти привилегии к нулю, так как в приказах бояре и дворяне, подавая челобитные от своего имени могли всегда добиться большего, чем посадские люди. Кроме того, в 1631 году ввиду подготовки к смоленской кампании, новое правительство изъяло из свободного оборота на рынках все, продажа чего обещала хоть какой-нибудь прибыток. Наконец, 11 ноября 1632 года, в связи со смоленской войной была назначена пятина. Она была собрана в 1634 году, в результате чего сотские и старосты московских черных сотен и слобод стали писать челобитные, в которых жалуются на то, что тяглецы продают все свои хоромы с мест и закладывают дворы дворянам, боярам, а беломестцы бьют челом на них, чтобы они сотнями выкупали эти дворы. Таким образом, 18 марта 1634 года было запрещено продавать и закладывать дворы в Белом городе без согласия Земского приказа, а 19 августа 1634 года, по докладу Б. М. Салтыкова был издан указ, по которому не только было запрещено продавать и закладывать беломестцам черные земли, дворовые места, но и хоромы с дворов. В случае нарушения указа велено было у покупателей отбирать эти дворы, а продавцов и закладчиков подвергать телесному наказанию.

Следующим фактором, объединившим горожан, было их стремление к монополии рынка. Важным показателем формирования русского купечества и своеобразной его реакции на попытки втянуть Россию в общеевропейский рынок была подача, начиная с 1620-х годов общих челобитных московских торговых людей об ограничении торговли иноземцев. Эти всеобщие выступления горожан побудили царя Михаила повернуть законодательство в сторону умиротворения посадских людей. 9 мая 1637 года государь указал сыскивать закладчиков в Москве и вывозить их в черные земли. В этом указе отмечается резкое увеличение срока сыска посадских закладчиков: вместо обычного десятилетнего, двадцатипятилетний сыск. Кроме того, наказ предписывал упрощенное судопроизводство: то есть доказательства посадской старины по документам, писцовым книгам становились необязательными для истцов, сотских и старост. Их претензиям, заявленным в росписях, судный приказ обязан был верить и не должен был сам проверять их по актовому материалу. Весь процесс очень упрощался и, соответственно, ускорялся. Кроме того, 12 сентября 1638 года был восстановлен приказ сыскных дел, учрежденный в 1619 году: “государь указал закладные чиновные дела ведать и про закладчиков сыскивать на Москве и в городех боярину, князю П. А. Репнину да дьяку Тимофею Голосову…”. По сравнению с наказом 1619 года наказ Приказа сыскных дел 1638 года был определеннее: сыскивать надо было не “всяких людей”, а только посадских закладчиков. Возвращение в посады, в тягло подлежали люди по принципам посадского прошлого для вольных гулящих людей. Посадская крепость объявлялась сильнее всяких иных крепостей. К тому же возвращению подлежали те люди, которые женились на тяглой вдове: “Что бы тем их зятям жити в их домех по их живот и поить и кормить”, а “ которые посадские люди давали дочерей своих девок за вольных за всяких людей замуж, и по тем делам онех их зятей не имать”.

Таким образом, этот наказ показывает, как много, в сущности, успели добиться посадские люди в области приобретения сословных привилегий. Запрещение беломестцев приобретать дворы, дворовые места, лавки, амбары. Приказ сыскных дел шел навстречу посадским людям, когда они явно требовали, обращая в тягло московских и даже боярских крестьян и бобылей.

Итак, из всего сказанного следует вывод о том, что в новый период русской истории роль города как центра ремесла и торговли упрочивалась, формировалось сословие посадских людей. Однако, вся политика правительства относительно посадов была консервативной и проводилась в интересах основной массы феодалов. Города служили источником пополнения государственной казны. Этот источник по-хозяйски берегли, но не ради самого источника, а для того, чтобы из него черпать воду и лить ее на колеса дворянско-боярской государственности.

Попытки посадских миров раздвинуть рамки посадского вопроса, добиться признания за горожанами прав государственного чина или сословия, закрепить за ними монопольное право на торги, промыслы и откупа, вызывали не помощь, а окрики или решались оговорками, которые делали их бесполезными для горожан. Из чего, в дальнейшем, судя по исследованиям историков, та продворянская политика, не опиравшаяся ни на Земский собор, ни на горожан, ни на поместную армию, привела почти к распаду и бессилию центральной власти. Но, несмотря на половинчатость преобразований, можно заключить, что городское население все же оправилось от глубокого сна и встало на защиту своих прав, выторговав у правительства своего представительства на Земском соборе, тем самым они отвоевали себе право вмешиваться во внутренние и внешние дела государства. Кроме того, по указу от 16 июня 1617 года они получили право беспошлинной торговли и стали выдвигать новые требования: исключительного права на занятие торговлей и промыслами, защиты от конкуренции иностранного купечества, оградить их от претензий со стороны приказной администрации. В это время начинается борьба с беломестцами. Правительство охотно возвращало тяглецов – налогоплательщиков на посад. В этом вопросе выгоды посада и финансовые интересы казны совпадали. Итак, в XVII веке посадское население сделало значительный шаг на пути утверждения своего правового положения. В этом ему помогало правительство, так как это новое утвержденное сословие было в начале новой эпохи маленьким огоньком, из которого впоследствии образовался пожар классовых противоречий и раздоров, вызванный ревностью бояро-дворянской позицией.

Законодательство о торговой промышленности

Рост ремесла в XVII веке, превращение его в мелкое товарное производство, наличие районов с определенной специализацией в области ремесла и товарного производства, появление рынка рабочей силы – все это создавало условия для развития крупной промышленности.

Еще в двадцатых годах XVII века, по данным В. Г. Геймана, Н. В. Устюгова, казна пыталась построить заводы в районе Томска и на Урале. Однако отсутствие дешевой рабочей силы помешало наладить производство в широких размерах. Построенный казной в 1631 году небольшой Ницинский завод на Урале работал на старом технически примитивном оборудовании. Еще раньше, в 30 х годах, правительство сделало первую попытку расширить металлургическое производство путем использования иностранного опыта и иностранного капитала. В 1632 году было заключено соглашение с голландским купцом А. Д. Виниусом о постройке в русском государстве чугуноплавительных и железоделательных заводов. Заводы предполагалось оборудовать на капитал предпринимателя, и рабочая сила должна была быть вольнонаемной. Продукция заводов должна была, в первую очередь, сдаваться в казну, а излишки можно было пускать в свободную продажу на внутренний рынок или вывозить за границу. На десять лет заводы освобождались от уплаты каких-либо налогов. К 1637 году Виниус построил в районе Тулы 3 вододействующих завода, представлявших собой единый промышленный комплекс. Заводы были оборудованы соответственно требованиям тогдашней западноевропейской техники. Квалифицированные мастера и подмастерья были выписаны Виниусом из-за границы. Их труд оплачивался гораздо выше русских. Однако впоследствии заводовладельцы столкнулись с узостью рынка рабочей силы. На заводы не удавалось привлечь достаточное количество работных людей для выполнения работ. Правительство это знало и помогло Виниусу получить недостающую рабочую силу путем внеэкономического принуждения. Казна черпала рабочую силу для своих мануфактур, прежде всего, из населения московских казенных и дворцовых слобод. Кроме того, значительное количество мастеров вызывалось в Москву из посадов.

Кроме того, необходимо отметить, что на мануфактурных предприятиях в XVII веке наряду с крепостным применялся и вольнонаемный труд. Уже для первой половины XVII века характерно значительное количество посадских людей, не имевших никаких других источников существования, кроме продажи своей рабочей силы.

Судя по источникам, в 1627 году Сольвочегодский посадский мир ходатайствовал перед правительством о снижении повинности после пожара, уничтожившего значительную часть города. В своей челобитной посадские люди указали, что большая часть населения посада – беднота, добывающая себе средства к жизни продажей своей рабочей силы, прежде всего, на соляных промыслах. “А работу, государь, робят работные всякие людишки, - писали челобитчики, - варнишьную и всякую в отписных сохах у лутчих людей у варниц”.

Рост денежного оброка, переход от отработочной и продуктовой ренты и денежной, а также рост государственных налогов стимулировали отход крестьян на заработки. Основная масса помещичьих крестьян, уходящих на заработки, приходится именно на нечерноземные уезды (Поморья, Поволжья). Крестьяне обычно лишь временно отходили на заработки, а затем возвращались к своему хозяйству. Среди посадского же населения было немало людей, которые не имели ничего, кроме двора или избенки, и кормились работой по найму. Некоторые из них и совсем не имели дворов, жили в чужих дворах или в специальных “работничьих избах” при промыслах. И все же необходимо сказать, что дальнейшее развитие посадской и крестьянской промышленности и возникновение мануфактуры положили начало новым формам найма, хотя и медленно, но все же подрывавшим его старые крепостнические основы.

Что касается торговли, то в XVII веке она охватывала все основные слои населения, от дворцовой знати и высшей церковной иерархии до черносошных, дворцовых и частновладельческих крестьян. В это время происходит расширение рынков, их было несколько: хлебные, соляные, соболиные, рынки животного сырья, железных изделий.

Так например крупным хлебным рынком центральной полосы был Нижний Новгород, куда поступал хлеб из вновь осваиваемого Поволжья; Вологда, которая приобрела значение хлебного рынка еще в XVI веке; Вятка; Устюг Великий.

Крупными центрами сбыта льна и пеньки были Новгород, Псков, Тихвин. К этим пунктам стягивались значительные партии льна и пеньки, как из непосредственной округи, так и из различных мест Северо-западного района.

Важнейшими рынками животного сырья (кож, сала, мяса) были городские центры, близкие к животноводческим районам, например Казань, Вологда, Ярославль.

Специальные рынки железных изделий были налицо уже в XVI веке. Самым значительным центром железоделательного производства была Тула. Тула являлась и рынком сбыта железных изделий.

Разумеется, говоря о специализированных рынках, следует иметь ввиду преобладание определенных групп товаров в зависимости от характера производства в данной местности. Напротив, характерной чертой нового этапа в развитии торговли является расширение ассортимента товаров. Объясняется это, с одной стороны, большим разнообразием изделий, изготовлявшихся местными ремесленниками города, с другой – укреплением связей областных рынков друг с другом.

Следует напомнить, что в XVII столетии происходит развитие всероссийского рынка. Примером может служить втягивание в торговые связи области Дона.

Ярмарки открывавшиеся в различных местах и в разное время года играли важнейшую роль в торговле. Некоторые из них приобретали в XVII веке всероссийское значение. Одной из таких ярмарок была Макарьевская, начинавшаяся в июле у монастыря Макария Желтоводского, близ Нижнего Новгорода. Она притягивала торговых людей со всей страны. Здесь совершались оптовые сделки. Иностранные купцы, большей части восточные, постоянно привозили на Макарьевскую ярмарку большие партии своих товаров, преимущественно ткани – шелковые и хлопчатобумажные.

Кроме того, Москва являлась важнейшим распределительным центром, в ней было с выше 120 торговых рядов, где торговали всевозможными товарами. Московские торговые люди, особенно гости и члены гостиной и суконной сотен, вели обширные торговые операции по всей стране, выступали посредниками между иностранными купцами, с одной стороны, и мелкими торговцами с другой, имели прямые торговые связи с иностранными купцами. Именно Москве, столице государства, принадлежала ведущая роль в процессе складывания всероссийского рынка.

Развивая торговые отношения, правительство М. Ф. Романова должно было оберегать торговых людей. Так, по указу от 18 мая 1645 года устанавливался штраф за “бесчестье” торговых людей, прежде всего гостей. Размеры штрафов зависели от имущественного положения членов сотни. Это свидетельствует о возросшем их значении, а дифференциация штрафа говорит о существенном имущественном неравенстве членов этой сотни.



В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк . Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.


Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности - община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.

Балтийск, Батабан, Верхняя Пышма, Верхоянск, Глазов, Дудинка, Иркутск, Каменск-Шахтинский, Кировград, Кологрив, Конотоп, Красноярск, Кузнецк, Новокузнецк, Пенза, Сенгилей, Сумы Таганрог, Тамбов, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Усолье-Сибирское, Харьков.

В первой четверти XVII в. казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены. Основанные русскими зимовья и остроги: Якутск, Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Среднеколымск и другие стали форпостами продвижения русских колониство на северо-восток Азии, Дальний Восток. В 1632 г. на правом берегу реки Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску, ныне столице Республики Саха (Якутия) . 17 век - освоение Сибири, строение городов и острогов в Сибири. В середине и во второй половине XVII века появились города-крепости, как Тюмень, Томск, Тобольск, Енисейск, Новая Мангазея, Якутск и Иркутск. Строились города - крепости в Сибирской, Уральской и Оренбургской линиях.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербумрг (с 18 августа 1914 года до 26 января 1924 года -- Петрограмд, с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года-- Ленинграмд) -- второй крупнейший город России. Город федерального значения. Административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области. Основан16 (27) мая 1703 года Петром I. В 1712--1918 годах -- столица Российского государства.

Расположен на северо-западе Российской Федерации, на побережье Финского залива и в устье реки Невы. В Санкт-Петербурге находятся Конституционный Суд Российской Федерации, Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, органы власти Ленинградской области, Межпарламентская ассамблея стран СНГ. В городе также размещены Главное командование Военно-морского флота и штаб Западного военного округа Вооружённых сил России.

Город был центром трёх революций: 1905--1907 годов, Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской революций 1917 года. Во время Великой Отечественной войны 1941--1945 годов город 872 дня находился в блокаде, в результате которой до 1 500 000 человек погибли от голода. Санкт-Петербург -- Город-Герой. В его составе три Города воинской славы: Кронштадт, Колпино, Ломоносов.

Население -- 5 225 690 (2016). Санкт-Петербург -- самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, полностью расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей. Инновационный сценарий «Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2020 года» предполагает, что к 2020 году население Санкт-Петербурга составит 5,9 миллиона человек. Город -- центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Площадь города -- 1439 км 2 , после расширения Москвы 1 июля 2012 года Санкт-Петербург является вторым по площади городом страны; до присоединения к Российской Федерации города Севастополя он был наименьшим по площади субъектом Российской Федерации.

Санкт-Петербург -- важнейший экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из самых важных в стране центров туризма. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов -- Эрмитаж, Кунсткамера, Мариинский театр, Российская национальная библиотека, Русский музей,Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. На сохранение объектов культурного наследия направлена, в том числе, Программа сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга.

Страница 13 из 22


РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА

После изгнания интервентов в русском государстве начинается активная строительная деятельность. Каменные здания возводят не только в столице, крупных торговых городах и богатых монастырях, их строят и в торгово-ремесленных посадах, расположенных подчас на отдаленных окраинах, в поместьях и селах. Складывается частично сохраненный до сих пор архитектурный облик Ярославля, Углича, Костромы, Устюга Великого, Соликамска, Каргополя и др. Ростовский кремль, возведенный митрополитом Ионою Сысоевичем, Новый Иерусалим патриарха Никона и другие многочисленные сооружения свидетельствуют о стремлении к созданию величественных архитектурных композиций. Большую роль играл Приказ каменных дел, деятельность которого возобновилась после Смутного времени. Уже в 1616 г. на посады была направлена грамота о том, чтобы выслать всех каменщиков и кирпичников в Москву для «государева дела». Далее последовали крупные работы по починке старых и постройке новых укреплений Можайска (1624-1626) и Вязьмы (1629-1634). Постепенно деятельность Приказа расширяется. В 1630-1640-х гг. его силами осуществляется строительство светских общественных зданий и храмов в Москве и провинции.

Большой интерес представляет градостроительство Москвы. В 1624-1625 гг. англичанин Христофор Галовей, совместно с Баженом Огурцовым, надстроил верх Спасской башни. Поставленная между «кустом» кремлевских соборов во главе со столпом Ивана Великого и собором Василия Блаженного, она теперь объединяла их в общую группу. Своими пропорциями и членениями, стремительным «посылом» ввысь, готическими элементами в убранстве завершения она органично вошла в круг кремлевских зданий, сделавшись одним из важнейших звеньев этого выдающегося ансамбля.

Быстрый рост Москвы заставил в 1672-1686 гг. предпринять надстройку остальных кремлевских башен. За исключением Никольской, они также получили каменные шатровые верхи. Особенно выделялись угловые башни, увенчанные стройными высокими шатрами. Башни, расположенные со стороны Москвы-реки, были покрыты более низкими шатрами-колпаками, не нарушившими своей формой общей панорамы многочисленных глав соборов, подымавшихся над дворцом и зданием Приказов (1683). Если Спасская башня занимала центр северо-восточного фасада Кремля, то Троицкая башня служила центром его западного фасада, выходившего в сторону
Неглинной. Подчеркивая значение Троицкой башни, мастер повторил в ее завершении ряд приемов, осуществленных при надстройке верха Спасской башни. Боровицкая башня также была надстроена; она получила ярусный верх с шатром, что выделило ее среди прочих кремлевских башен.

Одновременно заканчивалось строительство монастырей в черте Москвы. Еще в 1630-1640 гг. были надстроены башни Симонова монастыря. Все его башни получили каменные шатры, в том числе и башня «Дуло». Шатер последней своим размахом и многочисленными арочными окнами и «слухами» предвосхищает знаменитый шатер ротонды Ново-Иерусалимского собора.

Монастыри составляли добавочную военно-оборонительную линию города и являлись важнейшими архитектурными узлами Москвы. Помимо Китай-города, вокруг Кремля располагались монастыри с высокими колокольнями, шатрами храмов и башнями оград: Алексеевский, Крестовоздвиженский, Никитский, Георгиевский, Златоустовский и Ивановский. За ними располагались у ворот Белого или Царева города Страстной, Высоко-Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри. Отдаленные рубежи были защищены наиболее сильными в военно-оборонительном отношении монастырями: Новодевичьим, Донским, Даниловым, Симоновым, Новоспасским, Андрониковым.

Основными строителями города являлись во второй половине XVII в. купцы, служилые и посадские люди. Они строили храмы, превращавшиеся, благодаря своей величине и убранству, в дополнительные архитектурные центры города. Помимо архитектурных приемов, рассчитанных на обозрение сооружений со сравнительно близкой точки зрения, применялись и такие, которые свидетельствовали о тонком расчете мастера на восприятие здания издали. Нередко церкви ставились на изгибе улицы. Благодаря этому, многоглавый храм или нарядная шатровая колокольня рисовались высоким причудливым островерхим силуэтом на фоне неба, одновременно замыкая перспективу улицы. Сохранившиеся планы русских городов XVII в. показывают, что их застройка зависела в значительной мере от топографических условий. Направление дорог, ведших к городу, наличие оврагов, склонов берегов рек и ручьев определяли естественное расселение. Чаще всего улицы размещались веерообразно, сходясь к проездным башням основной древней территории города или подводя к местному торгу. Таков в XVII в. план Переяславля Рязанского, Твери, Тулы и др. В конце XVII в. впервые появляется «регулярное» расположение улиц в виде правильной сетки, состоящей из параллельно идущих проездов, которые пересекаются под прямым углом (стрелецкие слободы Москвы - в Бутырках, а также переулки в районе Сретенки и т.д.).

В последней четверти XVII в. заметно увеличивается число жилых каменных построек. Двор (владение) боярина, служилого человека или торгового гостя занимал большой участок. Помимо жилых зданий, здесь помещался «огород», в котором росли фруктовые деревья. Вокруг всего владения (и со стороны улицы) высилась ограда. Через ворота вошедший попадал во внутренний двор, в глубине которого располагались каменные палаты или деревянные хоромы. Рядом с ними нередко стояла и церковь. Широкое крыльцо было обычно далеко вынесено. Вокруг двора размещались избы челяди и прочие хозяйственные постройки. Двор, имевший первоначально утилитарное назначение, с течением времени превратился в своеобразную парадную часть ансамбля, где происходили торжественные встречи гостей. Богатое декоративное убранство сосредоточивалось на фасадах, обращенных к улице. Особенно живописны были далеко выдвинутые вперед крыльца, то увенчанные обычным шатром, то надстроенные палатками-светлицами. Многие из сохранившихся зданий Гороховца, Калуги и других городов украшены ордерными деталями, встречающимися в архитектуре храмов. Нередко боярские семьи или купцы строили себе палаты и хоромы значительного размера (палаты Строгановых в Сольвычегодске, двор Скрипиных в Ярославле, двор Нарышкиных на Воздвиженке в Москве и др.). Самым крупным сооружением подобного рода является Ростовская митрополия. Ее сооружение началось в 1670-х гг., когда митрополит Иона Сысоевич, попавший в опалу в связи с устранением Никона, задумал воплотить архитектурную концепцию бывшего патриарха в величественном ансамбле своей резиденции.

Ростовский кремль объединял обширную усадьбу с множеством хозяйственных построек, окруженных высокими стенами с башнями и надвратными храмами. Вопреки традиции митрополичий собор находился вне стен кремля. Жилые покои митрополита своим фасадом выходили на оставленную свободной центральную площадь. С южной стороны к покоям непосредственно примыкает домовая церковь Спаса на Сенях и так называемые Белая и Крестовая палаты, а с запада расположена Красная палата. Здания Ростовской митрополии были расставлены так, что их можно было последовательно посетить, не выходя за пределы здания: все храмы, приемные палаты, жилые терема и хозяйственные помещения были объединены переходами, крытыми галереями-гульбищами, напоминающими кремлевские. План всей территории, охваченной стенами с одиннадцатью башнями, близок к прямоугольнику. Лишь южная стена имеет выступ, также украшенный башней.

Над воротами, сохранившими в своей планировке крепостные черты (проезд имел внутри ворот изгиб), ростовский митрополит воздвиг храмы. В их уборе применены традиционные аркатурно-колончатые пояса; торжественное «освященное пятиглавие» венчают надвратные храмы, высоко поднятые над более скромными объемами башен. Все богатство декоративного узорочья мастер сосредоточил на воротах у северной надвратной церкви Воскресения (1670) и западной - Иоанна Богослова (1683). Эти нарядные части ворот и галереи, словно драгоценные вставки, помещены между высокими цилиндрами стройных башен. Асимметрические сдвиги отдельных частей общей композиции усиливают живописные эффекты всего ансамбля.

В XVII в. строительные работы велись в Московском Кремле. В 1660-1670-х гг. был достроен и украшен резьбой и росписью дворец. Над западным дворцом, где располагались хоромы, построенные Дмитрием Самозванцем и царем Василием Шуйским, был устроен «верхний сад».
Центральное место дворцового ансамбля занимали Грановитая и Золотая палаты. Между ними располагалось Красное крыльцо и другие лестницы-всходы. Объединяющим звеном сделался храм Спаса за золотой решеткой (1677-1681), выстроенный Осипом Старцевым. Его многочисленные золотые главы на барабанах, украшенных голубовато-зелеными изразцами, усилили живописность силуэта дворца. Изразцовое убранство храма было выполнено мастером-монахом Ипполитом, работавшим ранее по украшению собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Своеобразие Москвы как города и особенно ее Кремля вызвало восторженные отзывы современников, в том числе приезжих иностранцев. Сочетание красных стен Кремля с белыми соборами, с их золотыми главами, пестрая раскраска дворца и собора Василия Блаженного (собор был частично раскрашен во второй половине XVII в.), зеленые черепичные верхи башен и голубой
циферблат Спасских часов с золотыми цифрами, знаками зодиака и золотым же государственным гербом на шатре - все это, действительно, должно было производить сильное впечатление.

В 1668-1684 гг. при участии московского зодчего Дмитрия Старцева был сооружен каменный «город» в Архангельске. Своим планом, стенами, башнями он повторял известные в ту эпоху
образцы крепостей. Но с внутренней стороны его двухъярусные стены были превращены в лавки, открывавшиеся аркадой внутрь обширного двора, который служил в Архангельске местом торга. Оставалось лишь раскрыть аркады не вовнутрь, а наружу, превратив переставшую нести функции обороны каменную крепость в «город» - в гостиный двор. Это и было осуществлено в XVIII в. при постройке гостиного двора в Петербурге и других городах.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА

XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVII в. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.

Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.) ; к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.

Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.

Русские города как торгово-промышленные центры и в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.

Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т. д.) . Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.



В 17 в. происходит увеличение числа городов и городских центров. Города сохраняют структуру, сложившуюся в сложившиеся века. Функции города: административно-судебная: военные (дружина, князь, суд); торгово-ремесленные; культурные (церкви). Где-то город возникает как центр власти – Москва, Боголюбово. Где-то как культурный центр, где-то как экономический.

В отличие от запада у нас города не получают самоуправления. Город - это зависимая структура в развивающемся православном царстве. Жители города: торговый люд (купечество); ремесленники; администрация; священнослужители; прослойка зависимого населения (холопы, челядь);состав обслуживающего населения (в больших городах – служилые люди, пекари хлеба, охрана).

Экономическую основу города составляли посады (слободы), жители которых занимались ремеслом, торговлей. К середине 17 в. в России было около 250 городов и поселений городского типа. И в них насчитывалось около 42 тыс. посадских дворов.

В XVIIв. серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.); к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.



Большинство крупных предприятий было сосредоточено в центральном, наиболее освоенном в хозяйственном отношении районе. Здесь преобладали металлургические мануфактуры. Например, Тульско-Каширская группа железоделательных заводов сложилась в 30-50-е гг. к югу от Москвы, где еще в предшествующем столетии были широко известны крестьянские домницы в Серпуховском, Алексинском, Тульском уездах и кузнечные промыслы в городе Туле.

Вместе с тем возникновение отечественной мануфактуры было ускорено меркантильной политикой правительства. Мануфактуры появлялись в тех отраслях, развитие которых определялось государственными потребностями или интересами царского двора. Удовлетворение военных нужд стало главной задачей металлургических заводов. Отсутствие собственного производства чугуна - основного сырья для литья пушек - вело к увеличению импорта дорогого «свицкого» (шведского) железа.

Государство поощряло инициативу иноземцев в строительстве «мельнишных» заводов и использовало уже известный в Западной Европе опыт создания металлургических мануфактур. Оно преследовало свои цели и при строительстве мануфактур в других отраслях: частью большого хозяйства, обслуживавшего нужды царского двора, были текстильные, кожевенные, стекольные писчебумажные предприятия.