Грозовой перевал краткое содержание по главам. «Грозовой перевал» Эмили Бронтэ

Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители.

Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.

Первый встречный

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека. Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия. Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Отрицательные черты священнослужителей

Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.

Какие черты наиболее типичны для священников:

  • цинизм;
  • тунеядство;
  • стяжательство;
  • жадность;
  • грубость;
  • обжорство.

Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.



Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:

«… за свадебку, за исповедь должают по годам».

Иван равнодушен, жесток и циничен. Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.

Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно. Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа.

Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной.

Прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности.

Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного

Простодушия. Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников.

Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни.

Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов. Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»). Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!».

Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. «Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир». Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу.

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Постепенно, по мере смены событий и появления новых героев, в поэме складывается обобщенный, собирательный образ счастливого человека. Таким счастливцем оказывается у Некрасова борец за народные интересы. Как бы в ответ на рост народного самосознания из разноголосого хора крестьянских голосов начинают все громче звучать песни Гриши Добросклонова – русского интеллигента, настоящего подвижника, которому за это «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Образ человека, видящего возможность достижения «счастия народного» в результате всеобщей и активной борьбы за «непотрошеную губернию», является сквозным для всего некрасовского творчества. Это село Избытково, по авторскому замыслу, и ищут теперь духовно выросшие странники, давно забывшие о первоначальной цели своего путешествия.

Таким образом, некрасовские странники выступают символом тронувшейся с места, жаждущей перемен к лучшей жизни пореформенной народной России. Однако в поэме нет противопоставления счастья «верхов» и «низов», она подводит читателя к идее воплощения всеобщего счастья – «пира на весь мир».

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески...

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа. Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям. Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности. Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью. Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

...О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения. Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»). Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить». Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.