Характеристика гуманистической педагогики. Гуманистическая педагогика

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в . 50-х - нач. 60-х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая ).

В центре внимания Г. п. - уникальная целостная , к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается Г. п. гл. целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиц. педагогике. Сторонники Г. п. видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приёмы пед. взаимодействия аналогичны тем, к-рые практикуются в гуманистич. психотерапии.

Г. п. отвергает в традиц. уч.-воспитат. процессе его обезличенный и явную или завуалированную регламентированность, при к-рой предлагаемые уч-ся не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, к-рая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок. Школа в Г. п. призвана способствовать созданию условий, в к-рых достигаются осознание и реализация ребёнком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, к-рый педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога Г. п. требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм уч. работы - от спонтанных и гибких (напр., ) до жёстко построенных (напр., ), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.

Уч. процесс строится так, чтобы уч-ся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание уч. предметов. Пед. поиски Г. п. ведутся по линии связи обучения с эмо-ционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психол. климата в классе, своеобразного психолого-пед. консультирования в уч. контексте. Организац.-метод. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в нач. школе (Дж. Браун, США, и др.), к-рое ставит целью слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также по линии «недирективного обучения» (К. Роджерс), задачей к-рого является помощь в осознании учащимся особенностей собственной личности, своего отношения к миру. Сторонники Г. п. широко используют разл. формы и методы активизации обучения - драматизацию, дискуссии, работу в малых группах, использование уч. контрактов для организации самостоят. работы уч-ся, выполнение групповых и индивидуальных проектов (см. Метод проектов), и др.

Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают на отбор содержания и построение отд. уч. курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в нек-рых междунар. пед. программах (напр., «Воспитание в духе мира» и др.).

С сер. 60-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания - организация педагогов-сторонников Г. п., работающих в разных звеньях образования.

Лит.: G azda G. M., Human relati-ons development: a manual for educators, Boston, 1973; P a t t e r s o n C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; Miller J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; R o g er s C., Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1983; G r e e n i n g T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986. M. В. Кларин.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА" в других словарях:

    Гуманистическая педагогика - ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении,воспитании и образовании. Теоретические основания Я концепция К.Роджерса Когнитивный конструктивизм Пиаже Зона … Википедия

    Гуманистическая педагогика - педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики – уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50 х начале 60 х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см …

    Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно воспитательного процесса … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    гуманистическая психология - Термин, введенный А. Маслоу (1954): третья сила, движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология… … Большая психологическая энциклопедия

    Гуманистическая психология - Гуманистическая психология направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую… … Википедия

    Гуманистическая психология - направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Педагогика гуманистическая - см. Гуманистическая педагогика … Педагогический терминологический словарь

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Педагогика - (греч. paidagogike) многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2.… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Штриховки и обводки. Листы для подготовки детей к письму , Хилтунен Е.А.. Программа Детский сад по системе Монтессори создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным…

Характеристика гуманистической педагогики. Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно¬го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей. Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса.

Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми.

Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности. Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл. В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания.

Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:  в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;  обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;  необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;  для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;  в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;  одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей. 3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности.

Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии.

При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования. Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования . Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования.

Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

Профессиональное образование, в связи с этим, имеет не только социальную и экономическую направленность, но и глубоко личностную природу. Будучи направленным на группы людей, оно осваивается индивидуально. Как бы педагогический коллектив или отдельные его представители ни хотели передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным лишь на основе личностного стремления к цели, к получению образования и профессии, а такое стремление невозможно себе представить без опоры учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях на основные принципы гуманистической педагогики.

Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти своё отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности учащихся.

Одним из необходимых условия является разработка системы управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитии творческого компонента.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные положения гуманистической педагогики

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы.. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового.. В связи с этим нам представлялось необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Гуманистическая педагогика

Гуманизм - совокупность взгля­дов, выражающих уважение досто­инств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей

1) Гуманистическое воспитание – имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса (В.А.Сластенин)

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализа­ции целого комплекса следующих принципов:

ü безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положитель­ное отношение к нему;

ü проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

ü осознание и признание права личности быть не похожей на других;

ü предоставление права на свободный выбор;

ü оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

ü владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

ü учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка

2) Воспитание (в гуманистической парадигме) – это целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и учеников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации его субъектов (Е.В. Бондаревская).

При таком подходецель воспитательного процесса - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом (В.А. Сластенин).

Структура процесса воспитания

Процесс воспитания – сложная динамическая система, имеющая свою структуру.

И.П. Подласый

Собственные действия субъекта
Возвратно-оценочные действия среды

********************************************************************************

По характеру направленности воспитательные воздействия , его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Список неэффективных коммуникаций (см. приложение)

В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному воздействию :

1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори­ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли­вость.

2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де­тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы­ми, и каждый десятый - медлительнее остальных.

3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...

4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они - хорошие дети, несмотря ни на что. И не­смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При­мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос­тью, заканчивать миром».

5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз­ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо­дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич­но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве­рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в сво­ей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все дол­жно делаться и говориться уверенно.

7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однооб­разных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 - в увещевательном и 50 - в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи­большие шансы стать невротиками и психопатами).

8. Пример - под вопрос. Главное - не безупречность образ­ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель­ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж­кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен­ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подгляды­вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

10.Учитывать состояние.

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно­го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

В процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;

Обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;

Необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;

Для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;

В процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;

Одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Прочие статьи:

Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл...

Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх...

Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму...

(гуманистическое обучение и воспитание)

Гуманизм - это исторически определяющаяся система воззрений признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости обществом.

Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика -- система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Гуманистический учебно-воспитательный процесс подразумевает отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся.

Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не м^жет учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Метапринципы гуманистического воспитания

Принцип равенства - мир детства и мир взрослости - совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма - мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием..., взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»...

Принцип сосуществования - мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действия взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.

Принцип Свободы - мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранение жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

Принцип соразвития - развитие мира детства - это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека - гармонизация внешнего и внутреннего «я» - цель развития.

Принцип единства - мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей.

Принцип принятия - человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр.

К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации наличности. Выделил 9 осн. положений:

1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять - они, как и"бирсам,
думают о себе, учатся для себя.

2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание, руководствуется собствен, опытом.

4. Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он
выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.

5. В классе создается климат, облегчающий обучение.

6. Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на
второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы
и педагога.

9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому
продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение -
собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на
саморазвитие.

Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержание и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник, мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспифтельного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия^всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе, ответственности и творчеству.

В педагогической практике идеи гуманистической педагогики реализуются в создании и развитии оригинальных педагогических проектов в рамках таких направлений как развивающее обучение, педагогическая поддержка, педагогика ненасилия, многокультурное образование, школа диалога культур, ТРИЗ, педагогика творчества, арт-педагогика, семейная педагогика.

Например, Педагогика сотрудничества - это направление в отечественной педагогике 2-й половины XX века, которое представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов этого направления - известные педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф.Шаталов и др.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловая игра - метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по

заданным правилам группой людей или человеком.

В настоящее время они используются в учебном процессе, как педагогическая технология, или один

из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и для решения

социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и

решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и

воспитание участников.

Принципы организации деловой игры

Принцип игрового моделирования. Реализация этого принципа является необходимым

условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

Принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации

посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от

разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств

деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды взаимодействия

«должностных» лиц;

Принцип диалогического общения. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех

играющих способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного

материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально

значимых процессов и деятельности.

Принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных

личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Педагог ставит перед

обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

Принцип проблемности содержания подразумевает процесс развертывания проблемы

в игровой деятельности.

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

Воспитание системного мышления, включающее целостное понимание не только природы и

общества, но и себя, своего места в мире;

Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и

навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия

Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и

установкам коллектива и общества в целом;

Обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и

социального проектирования.

Признаки деловой игры

1. Моделирование ситуации по выработке решений.

2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система

рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной

задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе,

воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой

комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе

игры, на третьем и т. д.

3. Распределение ролей между участниками игры.

4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению

противоречий между участниками, конфликта интересов.

5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

8. Коллективная выработка решений участниками игры.

9. Многоальтернативность решений.

10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников

ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Коллектив-это специально, организованное объядинение детей(людей) , которое формируются не сразу, а проходят следующие этапы
1)Единоличное требование педагога должно выступать в качестве средства, сплачивающее детский коллектив
2) педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями напраыленные непосредственно к каждому воспитаннику. Основной проводник-актив. Нет актива-нет и коллектива
3)Показатели того, что группа переросла в коллектив является мажорные стильи тон в группе.
Уровни:
1) Группа-конгломерат
Низкий уровень.Взаимоотношения поверхностны. Этой грппе необходимо определить цели и вид их деятельности.
2)Группа-ассоциация
Начинается единая жизнидеятельность.
3)Группа - кооперация
Отличается высоким уровнем групповой сплочённости, подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения носят сугубо деловой характер, который направлен на достяжение высокого результата
4) группа - автономия
Высокое внутреннее единства.
-группа-корпорация
-группа коллектив


Похожая информация.