Интервью с поэтом ксаной василенко. «Очень люблю Шекспира, Рождественского, Блока, Гумилева, Ахматову с Цветаевой

Сергей Завьялов дебютировал в ленинградском самиздате 1980-х, входил в Клуб-81. По образованию филолог-классик, он преподавал древнегреческий и латинский языки, античную литературу, читал лекции по истории русской поэзии ХХ века, в том числе в Петербургском и Цюрихском университетах.

Автор шести стихотворных книг, его стихи и эссеистика переведены на многие языки. Член ПЕН-клуба, лауреат Премии Андрея Белого (2015) и Пьеро Бигонджари (Пистойя, 2016). Недавно в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла новая книга поэта «Стихотворения и поэмы 1993-2017».

Новая книга Сергея Завьялова «Стихотворения и поэмы 1993–2017» вышла в художественной серии московского издательства «Новое литературное обозрение» в 2018 году.

Книга «Стихотворения и поэмы 1993–2017» будет представлена автором в Петербурге на Новой сцене Александринского театра 13 мая в 19:30; в Москве в конференц-зале библиотеки имени Некрасова 16 мая в 19:30; в Швейцарии при содействии Литературного клуба в Цюрихе 27 мая в Museumsgesellschaft (Limmatquai 62, вход в Literaturhaus), начало в 15:00.

Купить книгу Сергея Завьялова «Стихотворения и поэмы 1993–2017» можно по этой ссылке http://www.nlobooks.ru/node/9090 . А если указать в браузере «Сергей Завьялов. Стихотворения и поэмы 1993-2017», то поисковые системы предложат десятки магазинов, где легко и удобно приобрести литературную новинку.

  • дать учащимся представление о сочинении-интервью;
  • совершенствовать навыки создания собственных текстов;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.

Ход урока.

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?

Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.

В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:

  • подготовиться с литературой по проблеме;
  • проконсультироваться у специалистов в этой области;
  • составить предварительный перечень вопросов;
  • определить, в каком виде желательно написать интервью.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Познакомимся с видами интервью.

Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.

Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:

  • сообщить об очередных задачах;
  • рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
  • разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
  • узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?

Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.

Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)

Интервью с росинкой.

Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

Почему ты так мало живёшь?

Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

А когда можно с тобой ещё встретиться?

Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

Чем я тебе приглянулся?

Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

Почему ты такая красивая?

У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

Я буду ждать тебя. До встречи.

3. Формирование умений и навыков.

Как строить беседу?

Ученики отвечают.

Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.

О чем его нужно спросить? О чем нельзя?

Каким временем для беседы он располагает?

Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.

Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.

Вопрос должен быть корректным.

Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.

Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.

(Учитель читает и комментирует).

Правила построения беседы.

Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?

Ребята отвечают.

Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.

4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.

Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.

На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

“Мне вечность - родственна”,- говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он - истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...

Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.

Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?

Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, - это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.

Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?

Белый. Да,разумеется! Он с детства пытался привить мне любовь к точным наукам: математике, химии, истории. Именно он и повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Выучились весьма неплохо. Ведь на Вас подавали большие надежды как на учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно, закончил неплохо. После начал научную деятельность, но вскоре я понял, что моё призвание – литература.

Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?

Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” - “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.

Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?

Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.

Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?

Белый. Если смогу, обязательно отвечу.

Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.

Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.

Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?

Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...

Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?

Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”

Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?

Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.

Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?

Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.

Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.

Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.

Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.

Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!

Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.

Белый. Слушаю...

Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.

Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, -
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.

Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.

Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” - говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!

"Мой новый город так многоцветен, так дружелюбен, как ты, нестрижен.
И все прохожие — незнакомцы, и каждый час — перекресток судеб.
Лицом к востоку. И слепит солнце. И слепит счастье.
Все будет, будет".

Эти строки принадлежат Бродячему Муру — такой псевдоним у замечательной поэтессы Екатерины Малофеевой из Улан-Удэ. Она пример того, как можно быть одновременно успешной женщиной, счастливой мамой и женой, и при этом создавать проникновенные стихотворения. У неё еще нет собственного сборника, ведь она не гонится за всемирной популярностью. Однако Екатерина ведет вконтакте свой поэтический паблик. У поэтессы пока небольшое количество подписчиков, но она все равно рада, что нашла своих читателей и познакомилась с новыми людьми.

Я поговорила с Екатериной, чтобы узнать, как начинался ее творческий путь, что она думает о современной поэзии, как у поэта рождаются строчки и многое другое.

Для начала расскажите о себе. Как Вы можете себя охарактеризовать? Мне, например, кажется, что Вы позитивный человек и любите пошутить, несмотря на то, что в ваших стихотворениях присутствуют напряженность и переживания.

На самом деле этот вопрос заставил меня задуматься. Наверное, все зависит от фазы Луны: иногда я милейшее позитивнейшее создание, иногда препротивная истеричная дамочка. Писать могу только, когда мне плохо, когда в душе сидит какая-то заноза. Выплеснешь истерику на бумагу -вытащишь эту занозу из души.

Лично для себя я многое нашла в ваших произведениях, постоянно слежу за обновлениями вашего паблика. Откуда черпаете вдохновение для работы? Согласитесь, что создать качественный, проникновенный, жизненный текст сложно, хотя у некоторых все идет «как по маслу».

- Благодарю, очень приятно слышать. Я думаю, что всем людям, любящим творчество, известно, «из какого сора растут стихи» - это же такие маленькие монстрики, которые питаются нашими страхами, болью, кровью и слезами. В целом, процесс написания у меня происходит так: сначала возникает несколько четких образов, которые крутятся в голове несколько дней, потом они обрастают какой-то канвой и ложатся на бумагу, затем начинается этапвычитки и редактуры, во время которого необходимо убрать недочеты ритмики и прилизать шероховатости. Конечно, это сложная работа, в первую очередь, в эмоциональном плане, ведь иногда, если пишешь о чем-то сокровенном, строчки рождаются в муках, близким к родовым, но сопротивляться их рождению — просто бес-по-лез-но.

- Очень интересно узнать, как появился такой псевдоним - «Бродячий Мур»?

- Моя девичья фамилия — Муромская, поэтому со школьных времен подруги окрестили меня Муркой или Муром, а вторую часть псевдонима я решила взять, потому что жизнь дала мне немало возможностей попутешествовать от Европы до Таиланда. По профессии я переводчик, к тому же еще и вахтовик с небольшим стажем, удалось поработать и на юге России, и в суровых северных условиях. Сейчас муж усмирил мою тягу к бродячей жизни, правда, перед этим увез меня из родного города, но я уверена, что наши совместные путешествия еще впереди.


Всегда любопытно, как же человек начал свой творческий путь. А когда вы поняли, что сочинять что-то — это ваше? Произошел ли переломный период в жизни или же все началось с детского чтения на утренниках и сочинения коротких четверостиший?

- Второе-второе, определенно второе. Все началось с детских наивных попыток, наверное, как и у многих, со временем и нарастанием эмоционального багажа начала меняться сама и, соответственно, менять творческий стиль. Ну а каждый перелом в жизни — новая почва для роста.

Знаю, что некоторые творческие люди не любят собственные творения. А как вы относитесь к своим работам? Важно ли критиковать самих себя?

- Конечно, важно. Самовлюбленность и нетерпимость к критике — к сожалению, признак графомании. Конструктивная критика (как собственная, так и со стороны) очень важна для роста и становления поэта. Здесь же могу заметить, что раньше достаточно болезненно относилась к хамским комментариям, сейчас отпустило — к необоснованным выпадам нужно относиться проще. А по поводу отношения к собственным работам, заметила такую противоречивую вещь...иногда бываю довольна написанным, потому что удалось найти нужную форму для отражения своей боли, а у читателей — реакция достаточно равнодушная, если же наоборот — написала и уверена, что подача в чем-то неправильная, через какое-то время с удивлением замечаю, что многим нравится. Наверное, дело в многополярности восприятия.

- Процитируйте несколько строчек самого важного для вас стихотворения. И почему именно это?

- Наверное, для меня это стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Сжала руки под темнойвуалью» Вот эти строки:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

По-моему, это такая отменная иллюстрация того, насколько по-разному мужчины и женщинывыходят из отношений. Никогда нельзя забывать о том, насколько мы инопланетны друг для друга.. Только иногда мостики наводим между нашими мирами для коротких встреч.

А если именно о моем, то сейчас, наверное, для меня самое важное — это «буду учиться любить твой город» - эта строчка просто фоном постоянно в уме звучит, как саундрек моей эпохи перемен после переезда к мужу.

Недавно вышел сборник «Чайной лирики». В него вошли ваши стихи. Какие эмоции вас переполняли, когда вы получили свой экземпляр?

Получить предложение о публикации в «Чайной лирике» было невероятно лестно. Очень благодарна администраторам за этот шанс (речь идет о администраторах поэтической группы «Чай со вкусом коммунальной квартиры»: в «Чайной лирике» напечатаны работы авторов из этой группы - ред).Главные мои эмоции: «Неужели я и правда делаю что-то стоящее?» Свой экземпляр с гордостью вручила маме, она мой самый главный понимающий читатель.

Скажите, пожалуйста, не возникало ли у вас когда-либо желания переехать из Улан-Удэ в ту же Москву? Возможно, там бы вы быстрее стали популярной и даже выпустили бы свой сборник.

Я какое-то время жила в ближнем Подмосковье, работая фрилансером в одном из московских переводческих агентств, но быстро поняла, что это не мое. Даже при полудомашнем существовании с редкими вылазками в столицу не смогла найти нужный ритм, наверное, слишком нервная и эмоциональная для большого города. На самом деле я не гонюсь за популярностью. Очень рада, что нашла свой круг читателей и обзавелась новыми замечательными друзьями, когда начала вести паблик. Сейчас это все, что мне нужно.

Назовите несколько современных поэтов, которых стоит почитать. Почему-то многие уверены, что современная проза и поэзия находятся в катастрофическом упадке — вот такой вот стереотип.

Может быть, людям с консервативным мышлением кажется, что дела с современным творчеством совсем плохи. Я уверена, что это не так. В наше время Интернет-площадки даютвозможность попробовать свой голос и быть услышанными всем желающим - это уже немало. Конечно, время диктует свои законы, и современная веб-поэзия имеет свой собственный стиль, несколько небрежный к канонам, но весьма проникновенный. На мой взгляд, лучше всего этот легкий, рваный, болезненный стиль удалось схватить «Чаю со вкусом коммунальной квартиры». Своих любимых авторов я нашла именно там: Пряша, Даша Сонина, Владимир Листомиров, Джек Абатуров, Аля Кудряшова, Дарёна Хэйл. Могу долго перечислять имена, если меня не остановить.

Какие у вас творческие планы?

Жить, чувствовать и писать понемногу. Сейчас, наверное, придется ненадолго уйти в режим радиомолчания:несколько дней назад у нас родилась вторая дочка, и я настолько счастлива, что пока не пишется. Но я обязательно в скором времени вернусь!

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

Найти в нашем хаотичном мире «своих» людей, найти и не терять, твердо идти выбранной дорогой и обрести свое солнце в пути. Будьте счастливы, дорогие мои! Спасибо за интересную беседу!

Беседовала Анна Мареева.

Областной конкурс начинающих журналистов

«Новый взгляд»

(2010)

Номинация

«Интервью»

Название работы:

«Какими они выросли, дети, пережившие войну?»

Работа Меньшиковой Алёны Александровны ,

ученицы 10 Б класса

МОУ Вешкаймской СОШ № 2

Имени Б.П. Зиновьева

Вешкаймского района

Ульяновской области

Адрес школы: 433100

Ульяновская область, р.п. Вешкайма,

ул. Труда,6а

Домашний адрес : р.п. Вешкайма,

ул. 2-я Садовая, 3-2

Руководитель работы: Кузьмина Татьяна Ивановна ,

учительница русского языка и литературы

2010

Какими они выросли, дети, пережившие войну?

(Интервью с поэтом В.И. Пырковым)

Война и детство. Два эти слова рядом –чудовищно, противоестественно!

22 июня 1941.Война…Как страшное проклятье, она встала поперёк человеческих жизней, словно разорвав мир на две половины, на одной из которых – радость, жизнь, счастье, на другой – боль, смерть.

Мы, подростки начала 21 века, только читаем и слышим о Великой Отечественной войне. Больно и страшно.

Может, не надо читать и слушать об этом? Надо. Чтобы не черствели наши души, чтобы мы учились отзываться на чужую боль, разделять её, сострадать, чтобы мы понимали, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу, какой великий подвиг милосердия он совершил.

Какими они выросли, дети, выжившие в войну, пережившие войну?

Я обязана рассказать о своём дедушке, В.И. Пыркове, взять интервью.

Это важно для меня, о нём должны знать мои ровесники.

В преддверии 65 – летия Великой Победы я встретилась с поэтом В.И. Пырковым, членом Союза писателей с 1971 года, автором сборников стихов «Алый снег» (1966) , «Колокола под снегом: Рассказы. Стихи» (1970), «Свет берез: Стихи» (1976), « Материнская речь: Стихи» (1980) , «Лилии с ближних озер: Рассказы» (1982). Несколько лет В. И. Пырков возглавлял Ульяновскую областную писательскую орга низацию. После

переезда в г. Саратов работал в журнале «Волга» заведующим отделом поэзии.

Ныне В.И. Пырков проживает в Саратове.

Многое связывает поэта с нашим краем. Родился в 1935 году в городе Ульяновске. В окна дома, где он жил, все время смотрела Волга с ее необъятными поймами, блиставшими неисчислимыми звездами озер.

Я в роли журналиста.

Владимир Иванович, что Вам больше всего запомнилось из детства?

6 лет мне было, когда началась Великая Отечественная война.

Помню, что на улице, где я жил, стоял «красный» дом с чёрным громкоговорителем. Из него тогда я и услышал о начале войны.

(Я была на Венце, пыталась найти дом, где в детстве жил мой дедушка.

Помню постоянное чувство голода. До сих пор самая любимая еда – картошка в мундире. Это одно из главных блюд моего детства.

Щедрая ульяновская земля приютила детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Дом поэта Языкова стал для них родным домом. А ещё помню, как городские ребятишки отдавали детдомовцам ломтики хлеба с несколькими сладкими кристалликами – школьный завтрак. А лицо одного ленинградского мальчика, похожего от голода и горя на сморщенного старичка, никогда не забыть мне.

А помните ли Вы долгожданный день Победы?

Конечно, помню. Об этом сообщил всё тот же громкоговоритель. Но только теперь он был обвит майским розовым вьюнком. Помню, все ликовали, обнимали друг друга. А один раненый с костылём, никого не стыдясь, упал и обнимал землю. Помню салют на площади у памятника Ленину – незабываемое зрелище! Салют моего детства.

Как складывалась Ваша жизнь после войны?

После семилетки поступил в радиотехникум и окончил его с отличием. Был послан работать в Московский физический институт имени

Лебедева, а оттуда - в научную экспедицию филиала Академии наук СССР, которая была развернута в Крыму. Затем служил три года в рядах Советской Армии.

Вернувшись в родной Ульяновск, поступил учиться в педагогический институт. В студенческие годы приобщился к журналистской работе, что и определило мою дальнейшую судьбу.

Владимир Иванович, известно, что на формирование личности человека влияют родные, близкие люди, семья. О ком Вы сохранили благодарную память? Кто был примером для Вас?

Мой отец, Иван Георгиевич. В 1918 он сражался с белогвардейцами в составе Железной Дивизии Гая. Похоронен в братской могиле на Венце.

Моя мать, Екатерина Алексеевна Кабанова. В годы гражданской войны работала машинисткой у Гимова. Она прекрасно рисовала и в молодости продавала картины на Голубковском бульваре. (Эту удивительную женщину с ясными, добрыми глазами я видела только на фотографии).

В семье сильные педагогические традиции. Дядя матери, Андрей Сергеевич Кабанов, учился на учительских курсах, организованных И.Н. Ульяновым, впоследствии готовил его детей, в том числе и Володю Ульянова, к поступлению в гимназию. В 1887 году он поставил подпись в аттестате Владимира Ульянова. Позднее, когда я учился в школе № 1, был я удостоен чести сидеть за той партой, за которой когда-то сидел В.И. Ульянов (Ленин).

Как мама, я тоже люблю рисовать. Больше с натуры акварелью. В основном шиповник, подмаринник, таволгу, июньские рассветы и июльские обильные росы, старые озёра и речные заводи. Да и в стихах о том же:

О, как синева перекатов легка!

Под майской лазурью несясь быстротечно,

Красна будь бурливостью жизни, река,

И - вечна!

Владимир Иванович, а есть произведение, которое Вы считаете главным в своей жизни?

Думаю, это поэма «Дом на Венце». В ней я нарисовал образ учительницы военных лет:

Там девушка в защитной гимнастёрке,

Остриженную голову склоня,

Как и других, жалеючи меня,

Помедлив, выставляет мне пятёрки.

Ещё едва ль оправясь от раненья,

Читает нам из Пушкина она,

Как горница из его стихотворенья

Янтарным блеском вся озарена.

Над чем Вы сейчас работаете?

Над поэмой «Спуск Железной Дивизии». Пишу стихи.

Спасибо. Творческих успехов Вам, здоровья.

Это человек с необычайно чистой душой. На его долю выпало голодное военное детство. Но никакие страдания не сломили его. Он сумел остаться человеком, достойным, скромным, трудолюбивым. Даже став известным поэтом, он очень критично оценивает свою жизнь.

«Только теперь понимаю, - говорит он, насколько стремительно летит время. Его не остановить. Но уплотнить можно. Каждодневной

задачей. Выполнением этих творческих задач. Оглядываюсь: выпущено

мной несколько книг стихов и прозы, написаны десятки статей, очерков. И подступает неудовлетворенность самим собой. Мог больше. Мог лучше. Под знаком этой неудовлетворенности и собираюсь жить».

Вот судьба моего дедушки, выстоявшего в горькую годину войны, сохранившего светлую душу, полного творческих сил.

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Можете при желании ознакомиться с ними , и . Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью , которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Удачных интервью!