История леки. Движение за создание единого лезгинского государственного образования

Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. - Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий - похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна Народный танец, известный во всем мире Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке. Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка - очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию. - Читайте подробнее на FB.ru.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!

В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.

Мухаммад Ярагский

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.

Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.

Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История - тарих .

Эпоха - девир .

Мир - дуьнья .

Земля - чил .

Родина - ватан .

Страна - уьлкве .

Государство - гьукумат .

Народ - халкь .

Люди - инсанар .

Нация - миллет .

Неприятель - душман .

Крепость - кьеле .

СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения лезгин Места для поселений лезгины выбирали на южных сторонах гор, юго-востоке, юго-западе. Села застраивались так, чтобы дома на естественных укрепленных местах служили крепостями. Войти в село можно было по одной или двум тропам, которые закрывались на ночь

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА - ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.3.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЕГИПЕТ ЭПОХИ ИСХОДА - ЭТО РУСЬ-ОРДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Н. Э Библейский исход начинается из Египта. Спрашивается, что такое библейский Египет

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Английская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет (А) Английская эпоха 1040–1327 гг.(Б) Византийская эпоха 1143–1453 гг. Обозначена как «Византия-3» на рис. 8. Она же = «Византия-2»(А) 20. Эдуард Исповедник Монах (Edward «The Confessor») 1041–1066 (25)(Б) 20. Мануил I

Из книги Тайные общества, правящие миром автора Спаров Виктор

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

История мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия) С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных

Из книги Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова автора Потто Василий Александрович

VIII. ГЕНЕРАЛ ГУЛЯКОВ (Покорение лезгин) С именем генерал-майора Гулякова соединяется представление о геройской личности, положившей предел разбойническим набегам хищных лезгин на Грузию.Василий Семенович Гуляков происходил из дворян Калужской губернии и начал службу в

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

3. История библейского Исхода - это история османского=атаманского завоевания Европы XV века Библейский Египет эпохи исхода - это Русь-Орда первой половины XV века н. э.Учитывая, что многие древние географические названия помещены на современных картах совсем не в тех

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности» До появления мир-системного подхода была по существу лишь одна серьезная попытка создать полную картину истории цивилизованного человечества, в которой учитывались бы по

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема Однако «Словацкая история», или «История Словакии», заключает в себе и принципиальную проблему историко-геополитического характера, которая в последнее время

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф Клаус

Глава VI. История русская и немецкая, история всеобщая: научные опыты императрицы и немецкие ученые –

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука - за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение История ментальностей рассматривает влияние внутренних механизмов поведения человека и общества, заложенных на психологическом уровне, на исторические процессы. Научное направление

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во

Из книги История России до ХХ века. Учебное пособие автора Лисюченко И. В.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX

Родственные народы: Агульцы , Табасаранцы , Цахуры , Рутульцы , Удины , Будухи , Крызы , Хиналугцы , Арчинцы

Лезги́ны (самоназвание: лезги , лезгияр (мн.числ) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана . Численность лезгин составляет по официальным данным порядка свыше 1,5 млн. человек. Помимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (20 тыс.), Киргизии (14 тыс.), Турции (25 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка (за исключением жителей одного дагестанского селения Мискинджи, исповедующих шиизм).

Название

Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки), от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию . До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы - «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»

Лезгинский язык

Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов . Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Лезгинская ветвь восточнолезгинская группа : лезгинский язык, табасаранский язык, агульский язык, западнолезгинская (рутульско-цахурская) группа : рутульский язык, цахурский язык, южнолезгинская (шахдагская, бабадагская) группа : будухский язык, крызский язык, арчинская группа : арчинский язык, удинская группа : удинский язык, вымерший албанский, агванский язык, Хиналугский язык,

Основные положения

Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф». Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.

Письменность

Изначально, у лезгиноязычных народов не было единой письменности. Согласно Корюну в начале 420-гг с неким иереем переводчиком Бениамином Маштоц создал письмена для алуанцев -лезгиноязычных племен Кавказской Албании .

А а Б б В в Г г Гъ гъ Гь гь Д д Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Къ къ Кь кь
КӀ кӀ Л л М м Н н О о П п ПӀ пӀ Р р
С с Т т ТӀ тӀ У у Уь уь Ф ф Х х Хъ хъ
Хь хь Ц ц ЦӀ цӀ Ч ч ЧӀ чӀ Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

Цветом в таблице отмечены буквы, встречающиеся в гюнейском диалекте только в словах, заимствованных из русского языка.

История

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказкую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Выдающиеся лезгины

При своей богатой истории, насчитывающей не одну тысячу лет, среди лезгин выросло немало величайших исторических личностей, деятелей науки и искусства, спортсменов. Не мало среди них и тех, которые внесли вклад не только в развитие лезгинского народа, но и всего Кавказа.

Исторические личности

Хаджи-Давуд Мюшкюринский

  • Хаджи-Давуд Мюшкюринский . Один из величайших лезгин за всю историю лезгинского народа. Крупный исторический государственный деятель в истории Азербайджана. С именем Хаджи-Давуда связана история народно-освободительной борьбы Азербайджана против иноземного владычества в первой трети XVIII века. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Объединил восточные азербайджанские ханства . Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723 г., со столицей в Шемахе, где была его резиденция.

Шейх Мухаммад-эфенди Яраги

Абрек КӀири-Буба

Военные деятели и политики

Балакиши Араблинский (1828-1903),генерал, За безупречную службу и проявленную храбрость генерал Араблинский был награжден орденами Святого Станислава первой степени, Святой Анны первой степени, Святого Владимира второй степени и именной саблей.

Георгий Лезгинцев , доктор технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Г.Лезгинцев - автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом - в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах

Генрих Гасанов , контр -адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942-государственная премия, 1958-ленинская премия. 1970-герой соцтруда, трудового красного знамени и др.

  • Эфендиев Нажмудин Панахович(Самурский ). Родился в селении Куруш Докузпаринского района. Выдающийся революционер, государственный и общественно-политический деятель, политик, историк, религиовед, политолог, публицист, первый Председатель Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета (1921-1928 гг.), первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) (1934-1937 гг.). Его активное социальное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, талант ученого и публициста прочно вошли в историю народов Дагестана.
  • Абилов Махмуд Абдулрза оглу . Проделал путь от рядового бойца до боевого генерала. В годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. соединения, которыми командовал генерал-майор Махмуд Абилов неоднократно успешно решали боевые задания командования в оборонительных и особенно в наступательных операциях, что отражено в приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Перед Берлинской наступательной операцией 20 апреля 1945-го года решением Совета Народных Комиссаров СССР М. А. Абилов в возрасте 47 лет был удостоен звания генерал-майор. Он - единственный боевой генерал в Дагестане. Он был награждён орденами Суворова II степени и Кутузова II степени, а также орденами Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, американского Креста Почёта I степени офицерского легиона, 14 медалями. Его приветствовали в своих личных посланиях председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин и президент США Г. Трумэн. В память о большом соотечественнике центральная площадь города Кусары и одна из центральных улиц города, а также одна из улиц Баку носят почетное имя Махмуда Абилова. Также на центральной площади Кусаров на высоком постаменте возведен бюст Махмуда Абилова.

КУЛИЕВ Якуб Кулиевич (1900-1942), советский кавалерийской военачальник, генерал-майор (1942). Родился 25 января 1900 года в городе Шуша бывших Елисаветпольской губернии Закавказского края Российской Империи, а ныне Нагорно-Карабахской республики Республики Азербайджан, но в шестимесячном возрасте был вывезен в Туркмению, где и вырос. Лезгин по национальности, но в Туркмении необоснованно считается этническим туркменом, а в Азербайджане - этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. Член ВКП(б) с 1919 года.

С декабря 1917 года – в рядах Красной Гвардии: боец Социалистической бригады при Советском департаменте города Мерв (ныне – областной центр Республики Туркменистан город Мары). На военной службе в Красной Армии с весны 1918 года – в качестве добровольца. Активный участник Гражданской войны в Средней Азии и, в частности, в августе 1918-феврале 1920 гг. – красноармеец в составе войск Закаспийского фронта. Имел боевые ранения. В 1920 году был произведён в краскомы с назначением на должность командира взвода Отдельного кавалерийского дивизиона 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. В 1921-1924 гг. и 1929-1931 гг. участвовал в борьбе с басмачеством и, в частности, в операции конца апреля-начала мая 1931 года по разгрому у каракумского колодца Кзыл-Каты банда Мурат-Али-хана. За боевую доблесть, проявленную в ходе тех контртеррористических операций, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени Туркменской ССР и Почётной грамоты ЦИК Туркменской ССР, а также ценных подарков от РВС СССР и Военного Совета САВО. Кроме того, трижды представлялся к награждению орденом боевого Красного Знамени, но данные представления по каким-то причинам не получили реализации в вышестоящих штабах. Приблизительно со второй половины 1920-х и по 1933 год – военнослужащий 2-го Туркменского кавалерийского полка 4-й Туркменской отдельной кавалерийской бригады (с 27 сентября 1932 года – 4-я Туркменская горнокавалерийская дивизия) Среднеазиатского военного округа: - по состоянию на 1927 год – командир 2-го сабельного эскадрона; - в 1929-1932 гг. – начальник полковой школы младшего начальствующего состава; - в 1932-1933 года – начальник штаба полка. В 1933-1936 гг. – слушатель очного отделения Военной академии имени М.В. Фрунзе, которую закончил с дипломом 1-й степени. В этот же период в порядке переаттестации комначсостава на персональные воинские звания произведён в капитаны. В 1936-октябре 1938 гг. – на ответственных постах в штабе 18-й Туркменской горнокавалерийской дивизии САВО (Военный гарнизон города Мары Туркменской ССР); в данный период был произведён в майоры): - в 1936-декабре 1937 гг. – начальник 1-го (оперативного) отделения штадива. Одновременно назначался Врид командира 25-го горнокавалерийского полка; - в декабре 1937-октябре 1938 гг. – начальник штаба соединения. В октябре 1938-апреле 1939 гг. – слушатель Курсы усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба Красной Армии. Произведён в полковники. В мае 1940-июне 1941 гг. – на ответственных постах в штабе САВО: начальник отдела боевой подготовки, а с октября 1940 года – помощник командующего войсками округа по организационно-мобилизационным вопросам. В это же период избран депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. 22 июня 1941 года был назначен командиром 21-й горнокавалерийской дивизии 4-го кавалерийского корпуса САВО. Первый приказ, подписанный ими в качестве комдива-21, - № 061 от 11 июля 1941 года «Об испытаниях нач. состава дивизии». В должности комдива-21 состоял по 1 января 1942 года. Впервые в составе действующей армии – с 22 июля 1941 года как комдив-21. Боевое крещение принял 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области. На тот момент 21-я горнокавалерийская дивизия де-юре входила в состав Оперативной группы войск 28-й армии (1-го формирования) Западного фронта, но с 4 августа 1941 года – 13-й армии последовательно Центрального (1-го формирования) и (с 16 августа 1941 года) – Брянского (1-го формирования) фронтов. Умело руководил возглавляемым соединением в ходе боевых операций 13-й армии Центрального фронта (1-го формирования) первой половины августа 1941 года, в том числе 10-12 августа 1941 года главные силы 21-й горнокавалерийской дивизии под его руководством вели упорные бои на территории Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь), находясь в плотном кольце вражеского окружения. 12-26 августа 1941 года – в составе группы в семь человек командиров и бойцов, включая начальника Особого отдела НКВД СССР 21-й горнокавалерийской дивизии старшего лейтенанта госбезопасности (но при знаках различия майор кавалерии) А.С. Кибальникова, пробирался по тылам врага к линии фронта. Ещё в первые дни пути, остановившись на отдых в одной из деревень Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне - Республика Беларусь), полковник Я.К. Кулиев и старший лейтенант госбезопасности А.С. Кибальников переоделись в штатское. Из окружения вышел в паре со старшим лейтенантом госбезопасности А.С. Кибальниковым в ночь с 25 на 26 августа 1941 года на участке обороны 55-й кавалерийской дивизии (1-го формирования) Брянского фронта (1-го формирования). Факт выхода комдива-21 полковника Я.К. Кулиева из окружения был документально зафиксирован в Оперативной сводке штаба 13-й армии Брянского фронта (1-го формирования) № 107 от 1 сентября 1941 года. 20 сентября-24 октября 1941 года одновременно – командующий сводной кавгруппой в составе 21-й горнокавалерийской, 52-й и 55-й (1-го формирования) кавалерийских дивизий. Данное сводное объединение вошло в историю Великой Отечественной войны как «Кавалерийская группа Брянского фронта (I ф) под командованием полковника Я.К. Кулиева». 3-6 декабря 1941 года одновременно – командующий, а затем в течение всей Елецкой наступальной операции правового крыла Юго-Западного фронта (1-го формирования) - заместитель командующего Северной оперативной группой войск 13-й армии Юго-Западного фронта (1-го формирования). 1 января 1942 года был освобождён от должности командира 21-й горнокавалерийской дивизии и отозван с фронта в Москву, что было вызвано просьбой руководства ЦК компартии Туркмении, которое хотело видеть этого своего земляка во главе одного из двух находившихся в стадии формирования туркменских национальных кавалерийских соединений. В Москве был удостоен ордена Красного Знамени. Одновременно получил предписание об убытии в город Мары Туркменской ССР на должность ново формируемой из коренных жителей Туркмении 97-й отдельной кавалерийской дивизии САВО. Генеральского звания был удостоен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 февраля 1942 года. В советский период считался первым по счёту генералом среди этнических турмен. С 13 августа 1942 года на основании изданного в этот день приказа командующего войсками САВО – заместитель командира 4-го кавалерийского корпуса по строевой части Среднеазиатского военного округа. С 11 октября 1942 года – вновь на фронтах Великой Отечественной войны: в рядах однополчан по 4-му кавалерийскому корпусу, прибывшего из САВО в состав войск 51-й армии Сталинградского фронта. Около 10.00 19 декабря 1942 года в районе районного посёлка Котельниково бывшей Сталинградской области (ныне – одноимённый город в составе современной Волгоградской области), находясь в авангарде 61-й кавалерийской дивизии, был смертельно ранен в ходе вражеского авиаудара. После оказания первой неотложной медицинской помощи был незамедлительно отправлен в военный госпиталь, дислоцировавшейся в селе Абганерово Светлоярского района на тот момент бывшей Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области, однако скончался ещё по дороге.

Посмертно на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен ордена Ленина. Формулировка: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Сам же наградной лист (но первоначально генерал-майор Я.К. Кулиев представлялся к награждению посмертно орденом Красного Знамени) был подписан 16 декабря 1942 года командиром 4-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенантом Т.Т. Шапкиным и, в частности, гласил: «Генерал-майор Кулиев находился на важных и опасных участках, проявляя при этом личную храбрость и мужество, чем воодушевлял командиров и бойцов на подвиги. 23 ноября 1942 года лично т. Кулиев находился в цепи с бойцами и вел их в бой для занятия Курган-Соляного, этого требовала обстановка и Курган-Соляной был взят. Генерал-майор Кулиев вёл 222 кавалерийский полк в конную атаку на врага. В танковых боях находился на огневых позициях артиллерии, способствовал успеху артиллеристов. Генерал-майор Кулиев вполне достоин награждения орденом Красного Знамени за выполнение персонального задания командования Сталинградским фронтом в борьбе с немецкими оккупантами и за проявленные при этом личное мужество и храбрость на поле боя». Государственные награды генерал-майора Я.К. Кулиева: три ордена - Ленина (22 февраля 1943 года, посмертно), Красного Знамени (январь 1942 года) и Трудового Красного Знамени Туркменской ССР (конец 1920-х гг.), - а также одна медаль - «ХХ лет РККА» (1938 год). Являлся автором ряда военно-научных публикаций и, в частности, статьи «Бой кавполка в песках (Тактический пример из опыта борьбы с басмачеством)», опубликованной на второй странице № 113 от 18 мая 1940 года ежедневной красноармейской газеты САВО «Фрунзевец». Ратный боевой путь генерал-майора Я.К. Кулиева подробно отражён на страницах специально посвящённых ему двух книг: сборника воспоминаний «Генерал Якуб Кулиев» (Ашхабад, 1970 год) и военных мемуаров ветерана органов военной контрразведки подполковника в отставке А.С. Кибальникова «Огненные рубежи» (Ашхабад, 1979 год). Кроме того, его имя озвучено на страницах военных мемуаров целого ряда советских военачальников и, в том числе: Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова (Когда гремели пушки / Воениздат, 1962); генерала армии А.С. Жадова (Четыре года войны / Воениздат, 1978); генерала армии С.П. Иванова (Штаб армейский, штаб фронтовой / М.: Воениздат, 1990) и генерал-лейтенанта в отставке Х.Л. Харазия (Дорогами мужества / М.: Воениздат, 1984), - а также в многочисленных журнальных и газетных публикациях.

Эмиров Валентин Аллахярович

  • Эмиров Валентин Аллахярович. родился 17 Декабря 1914 года в селе Ахты, ныне Ахтынского района Республики Дагестан, в семье рабочего. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 36-го истребительного авиаполка сражался на Северо - Кавказском фронте. К Сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт) Капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника. 10 Сентября 1942 года при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в паре вступил в бой с 6 истребителями противника. Сбил один из них, затем своим горящим самолётом таранил второй и погиб. 13 Декабря 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени (дважды). После войны останки лётчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале. Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц города и судно Морского Речного Флота. В родном селе установлен бюст Героя.
  • Гасанов Генрих Алиевич . Специалист в области судовой теплоэнергетики. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1935). Д. т. н. (1966). Провел на действу­ющих кораблях комплекс наладочных и исследо­вательских работ по повышению их надежности в период Великой Отечественной войны. Началь­ник КБ (1946). Руководил созданием ряда судовых теплоэнергетических установок. Герой Социалис­тического труда (1970). Ленинская премия (1958). Сталинская премия (1942).

Заманов Хаирбек Демирбекович

  • Магомед Гусейнов (Михаил Лезгинцев). Прошел путь от простого отходника до крупного революционера. М. В. Лезгинцев принимал участие в подготовке Октябрьского вооруженного восстания, штурма Зимнего дворца и ареста Временного буржуазного правительства. Сразу же после Октябрьского переворота в 1917 году была создана Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии. В коллегию, руководящую тройку которой составляли Н. И. Подвойский, Н. В. Крыленко, К. К. Юранев, вошел и М. В. Лезгинцев. Он был назначен начальником финансового отдела. На заре Советской власти имя Михаила Лезгинцева, генерала армии, часто встречалось в постановлениях Совнаркома России, в которых на М. Лезгинцева возлагались ответственные задания, как главного военного финансиста страны. В эти годы М. Лезгинцев проявил себя как талантливый организатор, подлинный реформатор. Разработанные им в годы гражданской войны важнейшие принципы финансирования и снабжения войск, по признанию видных советских военных специалистов в этой области, сыграли свою роль в годы Великой Отечественной войны. По инициативе М. Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения в стране. К их числу относятся Военно-хозяйственная Академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа.
  • Заманов Хаирбек Демирбекович . Единственный из военачальников-дагестанцев, кто в годы Великой Отечественной войны командовал стрелковой дивизией. Боевые действия соединения неоднократно отмечали в приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, ему салютовала столица Родины Москва. К тому же поздней осенью и холодной зимой 1941-42 гг. Хаирбек Демирбекович, еще будучи командиром стрелкового батальона, участвовал в героической обороне столицы и в числе первых кадровых офицеров-дагестанцев был удостоен высокой правительственной награды -ордена Боевого Красного Знамени.

Деятели науки, искусства и литературы

Забит Ризванов

  • Сулейман Стальский . один из основоположников лезгинской советской поэзии, выдающийся ашуг, которого на Первом Всесоюзном съезде писателей СССР М. Горький по праву назвал «Гомером XX века». В 1934 году выходит в свет «Избранные» С. Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную советскую литературу С. Стальский награжден орденом Ленина, был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР первого созыва.
  • Етим Эмин . Етим Эмин является известным мастером лезгинского стиха. Он оказал большое влияние на развитие родной поэзии. Творчество Етима Эмина претерпело эволюцию: от любовных песен, в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешёл к стихам, бичующим социальную несправедливость.
  • Лезги Нямет (Мамедалиев Нямет Нифталиевич). родился в 1932 году в селении Эчехюр Кусарского района Азербайджана, окончил филологический факультет Азербайджанского пединститута, руководил литературным объединением. Писать начал, когда ещё учился в начальных классах сельской школы. Сочинял стихи и сказки. Первое стихотворение было опубликовано в 1947 году в газете «Молодежь Азербайджана». При жизни изданы в Баку четыре поэтических сборника.
  • Эльза Ибрагимова . Известный композитор. Родилась в 1938 году в городе Аджигабул. Музыке училась ещё с детства. Первая представительница дагестанских народностей, получившая специальное композиторское образование. Внесла большой вклад в развитие азербайджанской культуры. Песни, музыку к которым написала Э. Ибрагимова, исполняли такие знаменитости, как Рашид Бейбутов , Шовкет Алекперова , и многие другие.
  • Ризванов Забит Ризванович . Поэт и писатель. Широко известен как автор книги «История Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин.
  • Гаджиев Магомед Магомедович . Ему принадлежит значительное и почетное место в истории изучения лезгинского языка. Он заложил основы ряда новых отраслей и направлений в исследовании лезгинского языка, принявшему активное многостороннее участие в языковом и общекультурном строительстве лезгинского народа в 1930-50-х гг. Всего лишь за 20 лет деятельности на указанном поприще М. М. Гаджиеву удалось осуществить многое.
  • Джалилова Алла Гаевна . принадлежала высокому искусству балета, была духовной целительницей своего поколения. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников - проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства. Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом «Знак Почета», ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Её имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвящённый юбилею Большого театра (издан в 1947 г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.
  • Гасанов Готфрид Алиевич . Родился в 1900 году в г. Дербенте. Он был внуком учёного, поэта, философа, автора книги «Асари Дагестан» Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммада Ярагского. Выдающийся основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры. Автор первой дагестанской национальной оперы «Хочбар», автор многочисленных произведений разных жаров, концертов для фортепьяно с оркестром. Его именем названо музыкальное училище в Махачкале, основателем которого он является. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почётные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.
  • Меджидов Кияс Меджидович .1911- 1974 г. Родился в с. Ахты Народный писатель Дагестана. Меджидов Кияс сын своего народа. В своих книгах он очень красочно показал жизнь горцев. Его роман «Къашкъа духтур» был очень высоко оценен и переведен на русский язык под именем «Сердце оставленное в горах».

Его работы: «Зи гъвеч1и дустариз», «Лувар квай дустар», «Лувар квай Алуш», Пьесы: «Бубаяр», «Партизандин хизан», «Урусатдин цуьк». Совместно с поэтом Хрюг Тагиром он написал пьесу «Ашукь Саид». Повесть «Дагълар Юзазва» и другие. Яралиев Ярали Алиевич, родился в 1941 году в селе Верхний Тагиржал, Кусарского района Азербайджана. В1959 году поступил в химико-биологический факультет Азербайджанского ГПИ им.В.И. Ленина, а после окончания его с отличием -в аспирантуру ИНФХ АН Азербайджана.Защищает кандидатскую и докторскую диссертациюпо специальности Электрохимия.В 1993 году профессорым Яралиевым Я.А. сделано первое открытие-дешифрована кавказко-албанская письменность. Им доказано, что все известные до сих пор албанские письменные памятники, буква в букву читаються на древне- лезгинском языке \ЯралиевЯ.А.Алупанская письменность и лезгинский язык. Махачкала.1995г.\ Этот успех направляет профессорав довольно увлекательный и почти неисследованый мир древних письменностей лезгиноязычных нородов.И вот новое,второе, открытие, заговорил Фестский диск,который уже 90 лет поражает весь мир своей таинственностью. Успешная дешифровка надписей на фестском диске оживила почти забитый и давно отброшенный в неизвестность догреческий пелазгский язык, родственный....лезгинской подгруппе кавказких языков. Это дало творчеству Яралиева Я.А. новый импульс. В настояшее время, работая в институте ЮЖДАГ(Россия, Дагестан,город Дербент,Советская 2),Яралиев Я.А. закончил дешифровку кипро-минойского письма из Энкоми и продолжает поиски по расшифровки других образцов пелазгского письма, а именно,пикто-слогового письма критских печатей и линейного письма А.

Спортсмены

  • Владимир Назлымов Аливерович-3-х кратный чемпион Олимпийских игр,11-ти кратный чемпион мира.Является самым титулованным спортсменом Дагестана и одним из тит-х в России
  • Мукаилов Сефибек Магомедтагирович - заслуженный тренер, судья международного класса по вольной борьбе
  • Джабар Аскеров - чемпион мира, 2-х кратный чемпион Европы по тайскому боксу
  • Назим Гусейнов - олимпийский чемпион по дзюдо, двукратный чемпион Европы
  • Арсен Аллахвердиев - двукратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпиады (вольная борьба)
  • Руслан Ашуралиев - двукратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады (вольная борьба)
  • Алим Селимов - чемпион мира.Первый Даг.чемпион в этом виде (греко-римская борьба)
  • Велихан Аллахвердиев - чемпион Европы (вольная борьба)
  • Кямран Мамедов - чемпион мира (дзюдо)
  • Эльхан Раджабли -чемпион мира(дзюдо)
  • Артур Муталибов - чемпион мира (вольная борьба)
  • Вагиф Казиев - чемпион мира (вольная борьба)
  • Давид Эседов - чемпион мира (рукопашный бой)
  • Эльвира Мурсалова - чемпионка мира (вольная борьба)
  • Магомед Куруглиев - чемпион Азии (вольная борьба)
  • Виталий Рагимов - чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр 2008 года в Пекине (греко-римская борьба)
  • Нарвик Сирхаев - чемпион России, обладатель Кубка России (футбол)
  • Осман Эфендиев - обладатель Кубка мира (вольная борьба)
  • Ибрагим Ибрагимов - пятикратный чемпион мира (армрестлинг)
  • Альберт Селимов - чемпион Европы, чемпион мира, обладатель Кубка мира(бокс)
  • Рамазан Ахадулаев - трехкратный чемпион мира (боевое самбо)
  • Тельман Курбанов - чемпион мира (дзюдо)
  • Маидин Юзбеков - чемпион мира (тайский бокс)
  • Джабраил Джабраилов - интеркантинентальный чемпион мира, многократный чемпион россии среди профессионалов (бокс)
  • Кавказ Султанмагомедов - чемпион мира (бои без правил)
  • Эмиль Эфендиев - 2х кратный чемпион мира (бои без правил)
  • Мухудин Агакеримов - чемпион мира среди юниоров(тайский бокс)
  • Бахтияр Самедов - чемпион мира (французский бокс Савват)
  • Алим Эминов - чемпион мира (карате)
  • Тамерлан Сардаров - чемпион мира (карате)
  • Арсен Меликов - чемпион мира (француском бокс савват)
  • Эльдар Алиев - чемпион мира (боевое самбо)
  • Тимур Алиханов - серебряный призер Кубка мира среди юношей (дзюдо)
  • Мустафа Дагистанлы-2-х кратный олимпийский чемпион,4-х кратный чемпион мира.Лезгин из Турции.Ушел непобежденным(Вольная борьба)
  • Шахри Шихметов-чемпион мира(армрестлинг).
  • Тагир Магомедов-чемпион мира(армрестлинг)
  • Руслан Хайиров - неоднократный участник Олимпийских игр (бокс)
  • братья Гасан и Гусейн Курбановы
  • Артур Сефиханов - чемпион Европы (бокс)
  • Шафидин Аллахвердиев - неоднокртный призер чемпионатов России (бокс)
  • Хабиб Аллахвердиев - призер чемпионата мира, профессионал с 2006 года (бокс)
  • Эльдар Рамазанов - чемпион России (тайский бокс)
  • Айаз Умудалиев - бронзовый призер чемпионата Европы, пятикратный чемпион Азербайджана (самбо)
  • Нажмудин Хуршидов-чемпион мира по боевому самбо, чемпион России
  • Эмре Белезодоглу-обладатель кубка УЕФА,бронзовый призер чемпионата мира и Европы в составе сборной Турции. Играл за Галатасарай, Интер(Италия), сейчас играет за Ньюкасл(Англия)
  • Кардаш Фатахов-чемпион мира(панкратион).
  • Сейфулла Магомедов-2-х кратный чемпион Европы(тхеквондо)
  • Заур Ремиханов-чемпион мира(кик-боксинг)
  • Ибрагим Гасанбеков-лучший бомбардир в истории Фк Анжи,лучший бомбардир чемпионатов России(футбол).

  • Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Лезгин" в других словарях:

      Кюринец Словарь русских синонимов. лезгин сущ., кол во синонимов: 1 кюринец (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      М. см. лезгины 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Лезгин, лезгины, лезгина, лезгин, лезгину, лезгинам, лезгина, лезгин, лезгином, лезгинами, лезгине, лезгинах (

Лезгины (лезгияр) относятся к коренным народам Кавказа. Принадлежит народность к европеоидной расе и по численности является вторым народом республики Азербайджан. У лезгин яркая история и традиции. Много веков их называли «леки», или «леги». Нередко народ страдал от нападений завоевателей Рима и Персии.

Где живут

Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.

В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.

Численность

В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них в России, по результатам переписи населения 2010 года, проживают 476 228 человек, в Дагестане - 387 746 человек. По результатам проведенной в Азербайджане переписи населения 2009 года, здесь живут 180 300 лезгин. По другим оценкам, их 350 000.

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские - «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 - начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Язык

Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.

Лезгинский язык делится на наречия:

  1. самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
  2. кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
  3. кубинское.

Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:

  • гилиярский
  • курушский
  • гелхенский
  • фийский

Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.

Религия

Лезгины в основном исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба. Исключение - жители селения Мискинджа в Докузпаринском районе Дагестана. Они являются шиитами и исповедуют джафаритский мазхаб.

Жизнь

Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.

Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.


Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор - чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.


Еда

Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач - напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин - блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.


Традиции

В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.

Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.

Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.

Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.

Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку - символ остроты.


Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.

Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.

Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.

Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.

В конце марта у лезгин наступает праздник - день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.

Еще один знаменательный праздник этого народа - Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.


Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» - молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы - носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.

Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.


Культура

На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» - эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.

Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.

Музыкальные инструменты лезгинского народа:

  • кеманча
  • балабан
  • чонгури
  • далдам
  • тутек
  • зурна
  • лахъут

В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.

На вопрос Кто такие лезгины, и что вы о них знаете, встречались ли вы с ними, какие люди? заданный автором Осознанный лучший ответ это Лезгины (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка.
Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки) , от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками» , персы и арабы - «лекзами» . Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»
Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов. Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Является древним языком Кавказской Албании.
Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф» . Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.
P.S Я сам лезгин. Есть и хорощие люди, есть и плохие, как в любом другом народе. В общем есть черты присущие всем лезгинам: гостеприимные, трудолюбивые, принципиальные, прямолинейные люди.Источник: мнение

Ответ от шеврон [гуру]
Одна из народностей Дагестана, а их там сто с лишним.. . да, служил с таким.О человеке злостный, обидчивый, подхалим когда ему в угоду.. в общем, ничего хорошего не скажу.


Ответ от россказни [гуру]
Естиь танец лезгинка, А так как я полагаю это один из народов, скорее народностей из Дагестана


Ответ от Ѐуслан Ахметов [гуру]
одна из коренных национальностей дагестана. менее нервная, но все равно отличаются от нас всех понятимями о жизни. не связывайся.


Ответ от Bayun [гуру]
Лезгины народность проживающая в оновном на территории современного Дагестана. Народный промысел бандитизм и торговля людьми. Могут быть услужливыми но до тех пор пока не расположат к себе и не найдт ваше положение зависимым. В этом случае будут воздействовать унижением и сломом воли для полного подчинения и ипользования в своих целях.


Ответ от Orlova Elena [гуру]
Встречалась, хорошие люди попадались, у меня повар был лезгин, да и женщины работали тоже. Трудолюбивые, добрые, вкусно готовят, гостеприимные.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Лезги́ны (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке. Сулейман Стальский -советский поэт. Как все люди, разные втсречаются. Зависит и от того, какой ты сам.


Ответ от Омар [гуру]
Леками (и лезгинами) в Грузии называли аварцев, лакцев, даргинцев.То есть эти и есть народы занимавщие набегами на Грузию. И танец"Лезгинка" их танец и от них её приняли грузины. И сегодня танец "Лезгинка"танец всех народов Дагестана (включая ногайцев и казаков) кроме самых лезгин. Проблема в том что исторические лезгины (аварцы, лакцы, даргинцы) вовсе не лезгиныони (русских источниках кюринцы) куринцы. Кюринское ханство, кюринская милициякюринское востание-вот термины времен русско-кавказской войны.Лезгинами кюринцы стали (кюринцы работающие нефтепромыслах в Баку даже 1900 годуне знали что они "лезгины") по воле коммунистов.


Ответ от Залимхан Гаджимурадов [эксперт]
Кюринское ханство- это одно из ханств и вольных обществ, основным населением которого были лезгины. Лезгины-видоизменённое арабское название леков (или лекъ, так как у арабов нет буквы "къ", на конце они "зг" лезг или лакз). Что касается танца, лек с лезгинского переводится как "орёл", а лезгинка-танец орла. Ни в аварском, ни в даргинском, ни в лакском языках такого слова нет. Лезгины и до 1900 года прекрасно знали кто они.


Ответ от Зульфия Абдулазизова [активный]


Ответ от Магомедович [новичек]
Лезгины умный и трудолюбивый народ, не любят фальшивить и выставляться.



Ответ от Асланбек Исрапилов [новичек]
Ахты - лезгинское село в Южном Дагестане является уникальным местом. Среди выпускников местной СОШ №1 более 80-ти кандидатов и докторов наук (от сельскохозяйственных до философских). По количеству ученных на душу населения (18000 жителей) это мировой рекорд. Лезгины - один из самых порядочных, интеллигентных и ненасильственных народов Северного Кавказа.


Ответ от рустам фазлыев [новичек]
Встречался я с лезгинкой)))) ненасытные и хитрые люди))) ну эта особа точно, рассказывала сказки что разведена с мужем больше не живёт, и что беременна от меня))) в этого это было все вранье они просто хотели меня развести))) итог у неё разбитое лицо и позор на всю округу))) я просто не ожидал такого от неё думал кавказская девушка должна быть преличной и я совершенно не обратил внимание как мы с ней на следующий день после знакомства переспали))) p.s я татарин она лезгинка


Ответ от Rail Batyrshin [новичек]
Жил с пацанами с Дагестана в общаге от универа, чистокровные лезгины. Очень умные, отзывчивые, трудолюбивые, не пьющие, не курящие парни. Служил в армии на дальнем востоке с лезгинами дружил. Гостеприимные очень, сами готовы поголодать, но соседа накормят. Я сам татарин, но лезгин очень уважаю! Говорю на собственном опыте, не по наслышке. Просто уважайте друг друга, в такой момент и чеченец уберет волчий оскал и улыбнется!