Кафедра медицинской информатики мгмсу. В виде презентации, выполненной в PowerPoint

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ

Кудрина Валентина Григорьевна


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент

Гончарова Ольга Валентиновна

125445, г. Москва, ул. Беломорская, д. 19/38

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
КУДРИНА Валентина Григорьевна доктор медицинских наук профессор,
Заслуженный врач РФ
заведующий кафедрой
В 1973 году закончиласанитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1996 году присвоено ученое звание профессор поспециальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения».
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1993 году докторскую.

На кафедре с 1997 года, ведет разделы организации здравоохранения, управления качеством медицинской помощи, менеджмента в здравоохранении, информационных технологий в здравоохранении.

Кудрина Валентина Григорьевна, родилась в г. Москве. Закончила I ММИ им. И.М. Сеченова. С 80-х годов научная деятельность связана с проблемой информатизации здравоохранения. Это направление В.Г.Кудрина развивала в НПО «Медсоцэкономинформ» МЗ РФ (1990-1997), работая ученым секретарем, затем заместителем директора НПО и руководителем компьютерно-аналитического центра научных медицинских исследований. Разработке ИТ и экспертных процедур посвящена докторская диссертация «Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой»(1993). С 1997 г. работает в РМАПО (ныне РМАНПО) , заведует кафедрой медицинской статистики и информатики, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ (с 1996 года), академик Международной академии информатизации, член "Российского общества по организации здравоохранения и общественному здоровью".

Входит в состав экспертного совета МЗ РФ по использованию ИТ в сфере здравоохранения, в состав УМК по общественному здоровью и здравоохранению УМО вузов России, в диссертационный совет по общественному здоровью и здравоохранению при ЦНИИОИЗ МЗ РФ, в экспертную группу по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» Центральной аттестационной комиссии МЗ РФ. Член редколлегии журналов «Общественное здоровье издравоохранение», «Медицинский вестник МВД».

В числе публикаций:
- Кудрина, В.Г. Методологические и технологические основы информатизации профессионального последипломного медицинского образования / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, С.С.Сошников // Глава 16 в монографии «Стратегия информатизации медицины». – М.: Момент. – 2012. – С.369-385.

Кудрина, В.Г. Эффективность обучения медицинских работников информационным технологиям / В.Г.Кудрина, Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. / М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. – 248с.

Кудрина, В.Г. Современный уровень инновационного развития последипломного медицинского образования и его перспективы / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, Д.О.Сапралиева // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2014. - №3. – С. 50-54.

Сапралиева Д.О. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона: монография / Д.О.Сапралиева, В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева/ М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2015. – 216 с.

Кудрина, В.Г. Теория и практика индикативного планирования в здравоохранении / В.Г.Кудрина, Д.О.Сапралиева // Здравоохранение Российской Федерации. – 2016. – Том 60 (2). – С. 60-65.

Кудрина, В.Г. Проектный подход в решении актуальных задач здравоохранения / В.Г.Кудрина, С.Г.Комаров, О.В.Гончарова // Проблемы городского здравоохранения. – Выпуск 21: Сборник научных трудов / Под ред. з.д.н. РФ, д.м.н., проф. Н.И.Вишнякова. – СПб, 2016. – С. 53-57.

Кудрина, В.Г. Современные аспекты организации медицинской помощи в Российской Федерации / В.Г.Кудрина // Медицинский вестник МВД. Научно-практический журнал. – М., 2017. – Том LXXXIX. - №4. – С. 2-5.

Кудрина, В.Г. Информационные ориентиры для развития системы целевой подготовки медицинских работников / В.Г.Кудрина, Т.В.Андреева, С.Г.Комаров, П.С.Экажева // Врач и информационные технологии. Научно-практический журнал. – М., 2017. - № 3. – С. 121-127.

Кудрина, В.Г. Теоретические и практические вопросы медицинской статистики в реформировании системы здравоохранения / В.Г.Кудрина, А.В.Погонин, С.Г.Комаров, О.В.Гончарова // Психическое здоровье. – 2017. - №9. – С. 11-17.

ГОНЧАРОВА Ольга Валентиновна кандидат медицинских наук доцент доцент

Заведующий учебной частью.

В 1994 году окончила санитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию.
ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Автор более 50 публикаций.
На кафедре с 2001 года, ведет разделы экспертизы качества медицинской помощи, стандартизации и кодирования в здравоохранении, МКБ-10, анализа деятельности ЛПУ.

ХАЛЯСТОВ Игорь Николаевич доктор медицинских наук профессор
В 1985 году окончил лечебно-профилактический факультет Куйбышевского медицинского института им. Д.И. Ульянова.
В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2009 году докторскую.
Автор более 50 публикаций.
Преподает на кафедре с 2012 года, ведет разделы организации клинико-экспертной работы, менеджмента качества медицинской помощи.
ШАМШУРИНА Нина Григорьевна доктор экономических наук профессор профессор
В 1982 году окончила Московский финансовый институт.
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 году докторскую.
В 2015 году прошла Программу профессиональнойпереподготовки «Преподаватель высшей школы» (288 час) в ГБОУ ВПО «Первый МГМУимени И.М. Сеченова»
Автор более 130 публикаций.
На кафедре с 2011 года, ведет разделы экономики здравоохранения, статистической оценки экономических решений, экономической статистики в здравоохранении.
БЕРСЕНЕВА Евгения Александровна доктор медицинских наук доцент профессор
В 1997 году окончила Российский Государственный Медицинский Университет.
В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2006 году – докторскую.
Автор более 160 публикаций. Имеет 15 свидетельств Роспатента.
На кафедре с 2014 года, ведет разделы информационных технологий в здравоохранении, медицинской и биологической статистики, защиты информации в медицинских организациях.
КАРИМОВА Дания Юсуфовна доктор медицинских наук
профессор,
Заслуженный врач РФ
профессор
В 1970 году окончила педиатрический факультет Казанского государственного института им. С.В. Курашова.
В 2007 году окончила московский институт юриспруденции.
В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году докторскую.
Автор более 100 публикаций.
На кафедре с 2003 года, ведет разделы правовых аспектов управления здравоохранением, аналитического анализа правовых решений.
АНДРЕЕВА Татьяна Вадимовна кандидат педагогических наук доцент доцент

В 1995 году закончила Московский государственный университет культуры по специальности «информационные системы в социально-культурной сфере».
Прошла курс повышения квалификации для преподавателей высших учебных заведений в объеме 588 часов по специальности: «Педагогика и психология высшей школы. Методика преподавания технологии автоматизированной обработки данных» и учебу в аспирантуре на кафедре педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики».
Автор более 60 публикаций. Прошла сертификацию по программным продуктам.

Преподает на кафедре с 2001 года, ведет разделы практической реализации информационных технологий, информационно-компьютерной подготовки специалистов здравоохранения.

Куратор циклов повышения квалификации «Вопросы компьютеризации в учреждениях здравоохранения» и «Планирование и статистический анализ результатов НИР» .

ЛИПАТОВА Елена Львовна кандидат медицинских наук доцент доцент
В 1979 году окончила санитарно-гигиенический факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию.
ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Автор более 50 публикаций.
На кафедре с 1989 года, ведет разделы демографии, анализа здоровья населения, медицинского страхования, планирования и статистического анализа результатов НИР, экспертных оценок в здравоохранении, менеджмента в здравоохранении.
САВОСТИНА Елена Анатольевна доктор медицинских наук доцент
В 1980 году окончила лечебный факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2006 году докторскую.
Преподает на кафедре с 2006 года, тематика – работа с персональными данными, разработка и внедрение региональных информационных программ и медицинских информационных систем.
ЩЕЛЫКАЛИНА Светлана Павловна
кандидат медицинских наук доцент

В 2009 году с отличием закончила ГОУ ВПО Российский Государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова Росздрава по специальности «Медицинская кибернетика».

В 2012 году окончила аспирантуру по специальности 03.01.09- «Математическая биология и биоинформатика» ГБОУ ВПО «Российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 03.01.09- математическая биология и биоинформатика. В 2013г. прошла эксклюзивный курс по STATISTICA Automated Neural Networks. В 2014 г. прошла повышение квалификации по программе «Инженерия знаний и визуально-аналитическое мышление» на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». В 2016 г. прошла обучение на базе ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет" по «Актуальным проблемам коммерциализации результатов научной деятельности». На кафедре с 2015 года, ведет семинары по обработке и статистическому анализу результатов медицинских и медико-биологических исследований, методам статистического анализа в оценке деятельности медицинских организаций.

ЗАЙЧЕНКО Наталия Михайловна старший преподаватель
Окончила Московский экономико-статистический институт.
Преподает на кафедре с 2000 года, ведет разделы анализа деятельности ЛПУ, правил ведения статистической документации, учета и отчетности в ЛПУ.
КОМАРОВ Сергей Георгиевич
кандидат медицинских наук Доцент кафедры

В 2002 году закончил Медицинский государственный медико-стоматологический университет по специальности «Лечебное дело».

В 2009 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Преподает на кафедре с 2017 года, ведет разделы по анализу деятельности лечебно-профилактических учреждений, медицинской статистике и мероприятиям по внедрению Московского стандарта поликлиники.

Кафедра медицинской статистики и информатики организована в 1945 году как кафедра санитарной статистики. До 1949 года ее возглавлял известный ученый – профессор А.М. Мерков. В то время кафедра проводила специализацию врачей, работающих во вновь организуемых кабинетах медицинской статистики лечебно-профилактических учреждений. Это был период становления санитарно-статистической службы страны, реформы статистического учета и отчетности. Кафедра провела первый в стране цикл врачей – руководителей санитарной статистики республик и областей.

В 1949 году кафедра была объединена с кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения. На кафедре читался курс по медицинской статистике, которым руководила профессор И.С. Случанко.

В связи с созданием факультета международного здравоохранения и реорганизацией кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения приказом по ЦОЛИУв от 01.02.1973 г. создана кафедра медицинской статистики и демографии, заведующим которой назначается профессор, впоследствии член-корр. РАН Е.Н. Шиган. Под его руководством в 1978 г. кафедра получила название кафедра медицинской статистики и кибернетики. С 1996 г. по 1998 г. кафедрой руководил профессор В.П Невзоров.

С 1998 г. и по настоящее время руководит кафедрой, которая была переименована в кафедру медицинской статистики и информатики, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ В.Г.Кудрина.

Долгое время на кафедре работали: д.м.н. профессор И.С. Случанко, к.м.н. доцент С.В. Иванов, к.м.н. доцент В.П. Стоногина, к.м.н. доцент Э.Г. Федорова.

В настоящее время на кафедре работают 4 профессора и 5 доцентов, которые постоянно повышают свою квалификацию в области организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики, правовых и экономических аспектов.

Кафедра систематически оказывает помощь практическим органам здравоохранения в анализе и оценке деятельности его служб. На протяжении многих лет кафедра курировала международные курсы ВОЗ, а также международные циклы по управлению и информатизации, являясь сотрудничающим центром ВОЗ по системному анализу, статистике, моделированию и прогнозированию в здравоохранении.

Сотрудники кафедры являются постоянными участниками всероссийских и региональных форумов по медицинской статистике, информатике, тренингов по инновационным формам обучения, участвуют в разработке нормативных документов, экспертной работе, в частности, в подготовке отзывов на учебные программы послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Обучение на кафедре организовано в виде лекций, семинаров, учебных конференций, практических занятий, тренингов, мастер-классов, в том числе на базах ЛПУ. На кафедре создан компьютерный класс, в котором ведется курс по компьютерной подготовке работников системы здравоохранения, а также совершенствуются профессиональные навыки пользователей информационных систем отрасли. Учебный план кафедры постоянно совершенствуется в зависимости от запросов практического здравоохранения и медицинской науки.

Основное направление работы кафедры – высшее образование и дополнительное образование организаторов здравоохранения, сотрудников МИАЦ и бюро медицинской статистики, тематическое усовершенствование по вопросам клинико-экспертной деятельности, анализ деятельности медицинских организаций. В особую группу выделяется обучение преподавателей и научных сотрудников медицинской статистике и работе в современной информационной среде.
Ежегодно на кафедре обучается около 250 специалистов из организаций федерального уровня, а также из регионов, служб и ведомств, отдельных медицинских организаций России. За годы работы кафедры сложился и постоянно расширяется круг слушателей, приезжающих на учебу по 4-5 раз, чтобы подтвердить сертификат специалиста или пройти обучение на вновь открытых циклах повышения квалификации.

На кафедре проводятся циклы:

профессиональная переподготовка врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (576 часов)

профессиональная переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием по специальности «Медицинская статистика» (288 часов)

повышение квалификации врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (144 часа), повышение квалификации «Анализ деятельности и оценка качества медицинской помощи в ЛПУ» (144 часа),

повышение квалификации медицинских работников со средним медицинским образованием «Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации» (144 часа),

ПК «Международная классификация болезней – 10» (72 часа),

ПК «Вопросы компьютеризации в учреждениях здравоохранения» (72 часа),

«Организационно-методические мероприятия в учреждениях здравоохранения по снижению заболеваемости и смертности населения» (72 часа),

«Правила оформления «Медицинского свидетельства о смерти», выбор и кодировка первоначальных причин смерти в соответствии с МКБ-10» (72 часа).

В связи с лицензированием медицинских организаций различных форм собственности, организационно-правовой и ведомственной принадлежности на кафедре разработаны, утверждены и внедрены циклы повышения квалификации: «Экспертиза временной нетрудоспособности и экспертизы качества медицинской помощи» (144 часа)

В рамках образовательной программы подготовки научных сотрудников и преподавателей ВУЗов, ежегодно проводится обучение по теме «Планирование и статистический анализ результатов НИР» (144 часа).

Форма проведения циклов: очная, очно-дистанционная и выездная.

Для овладения практическими организационными навыками в рамках учебных циклов на кафедре разработаны симуляционные задания по разделу «Медицинская статистика. Информационно-коммуникационные технологии в здравоохранении», которые формируют базовые компетенции специалистов организационного профиля.

Программа обучения может быть адаптирована к особенностям профессиональной деятельности слушателей за счет изменения времени освоения соответствующих модулей и разработки программ повышения квалификации «под заказ» практического здравоохранения с включением дистанционных блоков обучения.

Слушатели, освоившие программу повышения квалификации и успешно прошедшие итоговую аттестацию или государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца о дополнительном профессиональном образовании в зависимости от количества учебных часов – диплом о прохождении профессиональной переподготовки, сертификат специалиста и/или удостоверение о повышении квалификации.

Основные направления научной работы на кафедре:

Научное обоснование инновационных подходов к информатизации для непрерывного профессионального медицинского образования.

Научное обоснование информационного вектора высшего и дополнительного профессионального медицинского образования.

Разработка и внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Разработка и внедрение нового поколения «активированного» учебного и тестового материала для углубленной подготовки врачей-статистиков и средних медицинских статистиков.

Разработка прикладных учебных курсов для компьютерной подготовки врачей и среднего медперсонала.

Разработка бумажных и электронных учебных материалов с возможностью оперативной актуализации контента и интерактивного использования.

Научная тема, разрабатываемая на кафедре – «Оценка эффективности обучения медицинских работников информационным технологиям» входит в отраслевую научно-исследовательскую программу «Последипломное образование медицинских кадров», № государственной регистрации 01200216501.

Результаты научных исследований и образовательных новаций:

представлены на Международных, Национальных, Всероссийских и региональных форумах в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Н.Новгород, Уфа, Улан-Уде, Тольятти;

отражены в монографиях «Совершенствование информационной базы профессиональной деятельности врача-специалиста» (В.Г.Кудрина с соавт., Москва-Тольятти, 2002, 352с.); «Фундаментальные основы клинической эпидемиологии» (В.Г.Кудрина с соавт., Москва-Саратов, 2004, 413с.); «Офтальмологическая служба в условиях реформирования здравоохранения» (Под научной редакцией академика РАН, профессора Л.К.Мошетовой. Тюмень, 2005, 256 с.);

опубликованы более чем в 110 печатных работах, отражены в 7 учебно-методических пособиях, ведущих журналах «Проблемы стандартизации в здравоохранении» (2000, №1; 2003 №5), «Экология человека» (2000, №4; 2001, №2), «Российские медицинские вести» (2001, №1), «Информационные технологии в здравоохранении» (2001, №6-7), «Главный врач» (2003, №4), «Проблемы управления здравоохранением» (2004, №6; 2007, №5), «Омский научный вестник» (2004, Вып. 28), «Врач и информационные технологии» (2007, №4; 2008 №5; 2011 №6; 2017 №3), «Медицинский вестник МВД» (2014, №3; 2017, №4,5,6), «Менеджер здравоохранения» (2012 №1), «Кубанский научный вестник» (2008, №1-2), «Общественное здоровье и здравоохранение» (2014, №3), «Здравоохранение Российской Федерации» (2016, Том 60 (2), «Психическое здоровье» (2017, №5, 9).

Результаты научной деятельности кафедры учтены в материалах по модернизации отрасли здравоохранения, а также ведомственных служб железнодорожного транспорта, МВД РФ и газовой отрасли.

Наибольшая активность кафедры отмечена в мероприятиях по проблемам развития информационного вектора в здравоохранении и в последипломном профессиональном медицинском образовании:

Российские научные форумы «МедКомТех» (2003, 2004).

Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в системе модернизации здравоохранения» (2005).

Международные конференции «Информационные технологии и общество» (2006, 2007, 2009, 2010).

Международный форум «Информационные технологии в управлении» (Н.Новгород, 2008).

Ежегодных международных конгрессах и выставках «Информационные технологии в медицине» (2008-2017)

Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование» (2012-2017) и др.

Оформлены в свидетельствах РосПатента об официальной регистрации программ для ЭВМ (2001, 2003, 2005).

В свидетельстве РосПатента № 2003620232 от 20 октября 2003 г. зарегистрировано авторское право на «Базу данных тестовых заданий для контроля знаний работников здравоохранения в системе последипломного образования» (Авт.: Л.К.Мошетова, В.Г.Кудрина и др.).

Проблемам разработки информационных технологий и экспертных процедур, развитию медицинской статистики, посвящена защищенная В.Г. Кудриной в 1993 г. докторская диссертация на тему «Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой». Ею обоснован научно-технологический подход при создании информационных технологий в здравоохранении, который она успешно внедрила в том числе в диссертационных работах своих учеников – защитившихся 5 докторах и 29 кандидатов медицинских наук практически во всех сферах деятельности – управленческой, медицинской помощи, науки, образования.

Исследования проведены в рамках подготовки за период 2000-2013 гг. докторских (Н.А.Коновалова, 2000; А.С.Шкода, 2005; Т.Ю.Грачева, 2006; С.В.Зубов, 2006; К.И.Попандопуло, 2008) и кандидатских диссертаций, среди которых очные и заочные аспиранты кафедры Б.С.Будаев, 2001; Н.Н.Иващенко, 2004; Т.Л.Макарова, 2010; Н.Г.Дзеранова, 2013; Д.О.Сапралиева, 2014; В.А.Поздняков, 2015.

Обучение на кафедре проводится по модульному принципу на основе учебно-методического комплекса, включающего программы для высшего и дополнительного образования врачей по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье», предварительный, текущий, промежуточный контроль знаний, итоговую аттестацию или итоговую государственную аттестацию в форме зачета/экзамена и/или защиты выпускной квалификационной работы.

Программы разработаны в соответствии с новыми правовыми и нормативными документами: ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минздрава РФ №66н от 03.08.2012 «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», Приказом Минобрнауки РФ №499 от 01.07.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Приказами Минтруда РФ №293н от 21.03.2017 №293 «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», №768н от 07.11.2017 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранении и общественного здоровья», а также в соответствии с пакетом документов, регламентирующих высшее образование.

В настоящее время в учебном процессе используются:

Учебно-методическое пособие «Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 43 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Учебно-методическое пособие «Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова. – М., 2017. – 50 с.

Учебно-методическое пособие «Экспертные оценки в здравоохранении» / Авт.: В.Г. Кудрина, Е.Л. Липатова, О.В. Гончарова. – М., 2010. – 38 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Учебно-методическое пособие «Применение международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) в практической работе лечебно-профилактических учреждений» / Авт.: В.Г. Кудрина, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 51 с. (пособие актуализируется ежегодно на электронных носителях)

Контрольно-измерительные материалы по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» для текущего и промежуточного контроля дополнены «Тестовыми заданиями по медицинской статистике и информатике» / Авт.: В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, О.В. Гончарова, Е.Л. Липатова. – М., 2010. – 280 с.

Все учебно-методические материалы актуализируются и используются в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В качестве дистанционных технологий используются интернет-ресурсы «Источники данных международной и национальной медико-социальной статистики и научных публикаций в удаленных базах данных» / Составители и модераторы по web-семинару В.Г. Кудрина и С.С. Сошников.
Учебно-методические материалы, сопровождающие учебный процесс на кафедре, обновляются в зависимости от учебной программы и запросов слушателей.

  1. Материалы сайта Минздрава России (режим доступа)- http://www:rosminzdrav.ru.
  2. Бондарева И.Б., Сергиенко В.И. Математическая статистика в клинических исследованиях: практическое руководство. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 304 с.
  3. Вайсман Д.Ш. Использование международной классификации болезней в практике врача: монография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 152 с.
  4. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. - М., «Медиасфера», 2008. - 460с.
  5. Гагаринов А.В. Правовые основы здравоохранения: Учебник для ВУЗов. - М: Академия, 2006. – 192 с.
  6. Гланц С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459с.
  7. Информатика и медицинская статистика / Под ред. Г.Н.Царик. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 304 с.

  8. Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 256 c.
  9. Авива Петри, Кэролайн Сэбин. Наглядная медицинская статистика: Пер. с англ. под ред. В.П.Леонова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 168 с.
  10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2010. – 512 с.
  11. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288 с.
  12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). – ВОЗ, Женева. – Т.1. – Часть 1. – 698 с.: Т.1. – Часть 2. – 633 с.: Т2. – 179 с.: Т.3. – 923 с.
  13. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство под редакцией В.И.Стародубова, О.И.Щепина и др. - М: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. - 624 с.
  14. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник /Авт.: О.П.Щепин, В.А.Медик. - М: «ГЭОТАР-Медиа», 2011г. - 592 с.
  15. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранении: Учебник. - М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 544 с.
  16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №294 «Государственная программа «Развитие здравоохранения»».
  17. Приказ Минздрава РФ от 03.03.2016г. №136 «Об организации работ по независимой оценке качества услуг медицинскими организациями.
  18. Приказ Минздрава РФ от 10.05.2017г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
  19. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012г. №2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»».

Кафедра создана в 2013 году на базе Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева министерства здравоохранения Российской Федерации.

Заведующий: д.м.н., проф. А.И. Карачунский, заместитель директора по международной и инновационной деятельности ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева.
Базовая кафедра обеспечивает учебный процесс в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева - крупнейший в Европе центр по лечению и исследованию онкологических заболеваний детей и подростков. Это уникальное медицинское учреждение, где слились опыт и инновации. ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева активно сотрудничает с региональными и федеральными центрами. Под руководством ведущих специалистов ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева ведётся разработка и внедрение эффективных протоколов терапии заболеваний крови, злокачественных новообразований, патологий иммунной системы и других тяжелых заболеваний детского возраста. Непрерывно совершенствуются и развиваются различные научные направления, которые значительно улучшают выживаемость детей с крайне тяжелыми заболеваниями.

Для повышения эффективности лечения и организации научных исследований в ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева активно разрабатываются и внедряются современные информационных системы и технологии. При проведении научных исследований привлекаются специалисты в области математического моделирования, анализа данных, создания и применения медицинских информационных систем.

Контакты

Адрес ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева: Москва, ул.Саморы Машела, д.1. Телефоны:
(+7 495) 287-65-70 доб. 5588 - заведующий кафедрой,
(+7 495) 287-65-70 доб. 6988 - заместитель заведующего.
Адрес в интернете: www.fnkc.ru .

Образовательная деятельность

Кафедра предлагает обучение студентов в бакалавриате (профили) и магистратуре (магистерские программы).

Направление подготовки бакалавров 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в здравоохранении» (факультет Информационные технологии)

Базовая подготовка в области математики, информатики, технологий разработки и внедрения информационных систем. Профиль позволяет изучить основы медицинской информатики с акцентом на оптимизацию процессов в здравоохранении и предоставление высокотехнологичной медицинской помощи. Особое внимание будет уделено особенностям разработки медицинских информационных систем, контексту их внедрения и использования: нормативная база в области здравоохранения, требования информационной безопасности, условия современных клинических центров, новейшие технологии интеграции медицинских систем.

Направление подготовки бакалавров 010400.62 «Прикладная математика и информатика», профиль «Математические методы в здравоохранении» (факультет Кибернетика)

Углублённая подготовка в области математики, включая методы математического моделирования и анализа данных.

Базовая подготовка в области информатики, технологий разработки и внедрения информационных систем. Углублённая подготовка в области математики, включая математическое моделирование, доп. главы статистики, анализ данных. Профиль позволяет изучить основы медицинской информатики с акцентом на клиническую информатику и проведение клинических исследований различного вида. Особое внимание будет уделено доказательной медицине, накапливаемым в области здравоохранения данным, требованиям к анализу данных клинических исследований и используемому при этом математическому аппарату.

Магистерская программа «Медицинские информационные системы» по направлению 230400.68 «Информационные системы и технологии» (факультет Информационных технологий)

Подготовка высоко востребованных специалистов по оптимизации и автоматизации процессов в здравоохранении. Используя передовой международный опыт, профессионалы-клиницисты и их коллеги в области медицинских информационных систем прочитают необходимые дисциплины по современным технологиям информационной поддержки деятельности учреждений здравоохранения (nursing informatics nursing informatics и смежных областей.

Магистерская программа «Поддержка и анализ результатов клинических исследований» по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (факультет Кибернетики)

Подготовка высоко востребованных специалистов по информационной поддержке клинических исследований любого уровня. Используя опыт проведения мультицентровых клинических исследований в области детской онкологии, клиницисты-исследователи из ФНКЦ и их зарубежные партнёры прочитают необходимые дисциплины по доказательной медицине, медицинской статистике, планированию, проведению и анализу результатов клинических исследований, современным технологиям информационной поддержки клинической деятельности (clinical informatics ). На базе ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева и других центров-партнёров пройдёт научно-исследовательская практика и подготовка магистерской диссертации по открытым проблемам clinical informatics и смежных областей.

Научная деятельность

На кафедре ведутся исследования, связанные с профилем деятельности ФНКЦ ДГОИ. Основной акцент делается на методологии и методах доказательной медицины, проведении международных мультицентровых клинических исследований, медицинской статистике, новых методах диагностики, трансплантации костного мозга, трансляционной медицине. При этом используются современные математические модели и методы, реализованные в крупных программных комплексах. Собственный парк диагностического оборудования и центр обработки данных ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева позволяет решать задачи любого класса сложности в области онкологии и иммунологии.

Партнёры

Партнёрами кафедры являются ведущие:

  • российские и зарубежные ИТ-компании, работающие над создание комплексной информационной системой ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева: IBM, IBS, 1C, Bell Integrator, Системы связи и телемеханики, Корус консалтинг ИТ и др.;
  • российские онкологические и реабилитационные центры;
  • европейские клинические центры: Charite (Германия), Медицинский Университет Берлина и др.

Преподавательский состав

Занятия на кафедре ведут специалисты ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева в клинической и научно-исследовательской деятельности (д.м.н., проф. А.И. Карачунский, д.м.н. А.Ф. Карелин, д.м.н., проф. М.А. Масчан), специалисты в области информационных технологий (к.т.н., доц. А.А. Незнанов, А.В. Павлюк, И.В. Ашенбреннер), зарубежные партнёры (Prof. Dr. Gunter Henze, Медицинский Университет Берлина).

Получаемые студентами знания и навыки

  • Понимание задач и проблем IT-поддержки здравоохранения.
  • Ориентация в актуальном правовом поле, знание базовых стандартов IT-поддержки здравоохранения.
  • Умение оценивать и выбирать инструменты, предлагаемые на рынке программного и аппаратного обеспечения для сферы здравоохранения.
  • Навыки описания бизнес-процессов в сложной слабо формализованной области медицинской информатики.
  • Знания, необходимые для развертывания, настройки и эксплуатации медицинских информационных систем.
  • Опыт участия в клинических исследованиях и умение обрабатывать их результаты.

Читаемые дисциплины

  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов
  • Медицинские информационные системы
  • Математические методы планирования и обработки результатов клинических
  • Телекоммуникации и коллабративные технологии
  • Аутсорсинг медицинских информационных технологий
  • Безопасность функционирования информационных систем
  • Юридические и социальные аспекты медицинской информатики
  • Методологические основы медицинской информатики
  • Проектирование взаимодействия с пользователем медицинских информационных систем
  • Клиническая информатика
  • Математическая поддержка клинических исследований
  • Методы и программные средства интеллектуального анализа данных
  • Организация мультицентровых клинических исследований
  • Информационная поддержка мультицентровых клинических исследований
  • Хранилища данных и информационная безопасность
  • Математические модели распознавания образов

Практики студентов

  • Научно-исследовательская практика
  • Производственная практика

Поступление на бакалавриат


Направление 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в здравоохранении»

  • Вступительные испытания (ЕГЭ): математика, физика, русский язык.

Факультет Кибернетики
Направление 010400.62 "Прикладная математика и информатика", профиль «Математические методы в здравоохранении»

  • Вступительные испытания (ЕГЭ): математика, информатика, русский язык.

Поступление в магистратуру

Факультет Информационных технологий
Магистерская программа «Медицинские информационные системы» направление 230400.68 «Информационные системы и технологии»
Факультет Кибернетики
Магистерская программа "Поддержка и анализ результатов клинических исследований" направление 010400.68 "Прикладная математика и информатика"
Вступительные испытания: математика (письменно), английский язык (квалификационный).

Поступление в аспирантуру

Специальности:

  • 05.13.11 - «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»
  • 05.13.18 - «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»

Вступительные испытания: философия, иностранный язык, специальность.

Требования к зачету для студентов факультета клинической психологии

Студент должен продемонстрировать навыки применения современных информационных технологий: сетевых технологий, технологий по обработке текста, изображений, по созданию компьютерных презентаций.

Для контроля знаний и навыков каждый студент должен выполнить итоговую работу, результаты которой представляет:

    В виде печатной работы (Word)

    расставленные номера страниц (наверху по центру), колонтитулы;

    титульный лист (по центру - полностью название университета и кафедры, тема итоговой работы; информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О, – выровнена по левому краю, сдвинута вправо; внизу по центру – город, дата).

    обязательно наличие электронного варианта.

    В виде презентации, выполненной в PowerPoint

      на титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе Word.

      в презентации:

        продуманный дизайн (оформление фона, цвет и размер шрифтов, соответствующая содержанию разметка, макет и т.д.)

        использовать графические элементы

        анимации объектов и переходов слайдов

        смену слайдов по щелчку и по времени

Вариант 1.

Реферат на тему: " Применение компьютерных технологий в психологии" (например, в психологических исследованиях, в практической психологии, в организации психологической помощи и т.д.)

Обязательно: собственное резюме по изложенным материалам и комментарий, источники, характеристика источников.

Для реферата использовать 3 современных источника (выпущены за последние три года ), например, три свежих статьи из авторитетных Интернет-ресурсов:

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии" для студентов факультета клинической психологии

Вариант 2. Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по психологии и оценка найденной информации

    Определить направление поиска информации в Интернете (например, патопсихология, психосоматика, когнитивная психология,нарушения речи и т.п.).

    Найти 3 сайта по заданной теме (или включающие в себя обширные разделы по данной тематике), содержащих научные, практические статьи для специалистов по выбранной теме и/или другие материалы для клинического психолога в большом объеме.

    Дать характеристику каждого сайта:

    Адрес (URL)

    Название сайта, логотип

    Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.

    Структура, количество и качество материалов в разделе по выбранной тематике (количественный порядок текстовой, графической, видео- информации по данной теме; в каком виде представлена информация – полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).

    Для кого предназначена информация (практикующие специалисты, научные работники, студенты, пациенты, широкий круг пользователей Интернета и пр.)

    Обновляемость материалов (когда и какие в последний раз вносились изменения в раздел сайта по выбранной тематике).

    Оценить посещаемость сайта.

    Возможно включить в работу краткий обзор наиболее актуальной статьи.

  1. Дата посещения.

Задание к итоговой работе по курсу "Современные информационные технологии" для студентов факультета клинической психологии