Как демоны- черные жрецы контролируют нашу цивилизацию. Жрец — История World of Warcraft, Hearthstone и Heroes of the Storm

Материал из World of Warcraft Roleplay Wiki

Жрецы (англ. Priest) воплощают в себе духовность, основанную на моральной философии, поклонении определенному божеству или верованию в духов, но не почитании стихий, практикуемом шаманами , или связи с природным миром, которую поддерживают друиды . Они выступают не только в роли уважаемых и влиятельных деятелей в своих народах, но и как сильные заклинатели, использующие божественную магию для исцеления и защиты союзников или для поражения и ослабления противников. Жрецы принадлежат к самым различным народам и организациям Азерота.

Искренняя вера в свою религию заставляет множество жрецов вставать на путь храбрости и героизма. В темные времена жрецы воплощают в себе Свет (или другое верование) как напоминание о существовании могущественных сил, находящихся за пределами понимания обывателей, живущих на землях Азерота. Сильнейшие жрецы обладают тесной связью с почитаемым божеством или сущностью и применяют удивительные способности, которые помогают им во время нужды.

Знаменитые представители

  • Акама – лидер сломленных дренеев Запределья, бывший жрецом Карабора до нападения орков.
  • Андуин Ринн – молодой принц Штормграда.
  • Алонсус Фаол – покойный лидер Церкви Священного Света и глава ордена Священников Североземья.
  • Архиепископ Бенедикт – лидер Церкви Священного Света в настоящее время.
  • Велен – лидер дренеев.
  • Великий инквизитор Изиллиен – духовный лидер Алого ордена.
  • Верховный инквизитор Фэйрбанкс – советник Александроса Могрейна в прошлом, единственный неживой представитель Алого ордена, в настоящее время уничтоженный.
  • Забра – тролль, ставший сторонником и жрецом Священного Света, участвовавший в событиях комикса "Испепелитель".
  • Ириди – дренейская жрица, погибшая участница группы героев, противостоявших Синтарии в Запределье.
  • Ишана – верховная жрица Алдоров в Шаттрате.
  • Леди Лиадрин – лидер ордена Рыцарей Крови, которая была жрецом до становления паладином.
  • Мара Фордрагон – высший клирик Штормграда во времена Первой войны.
  • Мойра Тауриссан – лидер дворфов клана Черного Железа, представитель клана в Совете Трех Молотов.
  • Исповедница Пейлтресс – жрица из Серебряного Авангарда на Серебряном Турнире.
  • Растахан – правитель племени троллей Зандалара, король всех троллей Азерота.
  • Сен"джин – покойный вождь племени Черного Копья.
  • Таху Мудрый Ветер – бывший друид тауренов, ученик Хамуула .
  • Тиранда Шелест Ветра – верховная жрица Элуны.

Расы

Наиболее распространенным верованием среди различных рас является Священный Свет, присущий почти всем народам Альянса, а также эльфам крови в составе Орды. Однако, многие расы пронесли через века иди основали собственные религии, через которые способны использовать божественную магию.

Люди

Хотя хронологически первой физической расой, которая обрела связь со Светом, были дренеи , именно люди впервые в Азероте открыли Священный Свет и распространили новое верование среди других рас, в особенности – среди высших эльфов и дворфов. Люди построили множество церквей и соборов в качестве мест для изучения Света и поклонения ему. Религия поучает своих последователей добродетельности в течение своей жизни, хотя и является по большей части философской, чем теистичной, однако, последователи верят, что преданность Свету помогает им обрести связь с некой великой и таинственной силой вселенной. Существуют упоминания о некой божественной сущности под названием "надежда", которая невидимой рукой направляет последователей Света.

Ночные эльфы

Гномы

Эта секция содержит размышления или выводы

Распространение верования в Священный Свет коснулось и гномов , на которых, вероятно, повлияли их союзники, люди и дворфы. Сложно определить, в какой момент времени это произошло, но события перед Расколом и сам Катаклизм могли подтолкнуть некоторых представителей расы к поиску божественных сил.

Стоит отметить, что жрецы-гномы были представлены как неигровые персонажи еще при вторжении в Нордскол , где они выступали как медики в Ревущем Фьорде. Звание "Док" носит и первый наставник жрецов, которого гномы встречают в начале своего пути.

Высшие эльфы

Однако, несмотря на Культ Забытой Тени, жрецы Отрекшихся (или некоторые из них) все-таки способны использовать Священный Свет.

«Нежити и Отрекшимся, в частности, для манипулирования силами Света требуется огромная сила воли, так как это является саморазрушением. А посему такие представители встречаются крайне редко. Когда кто-то из нежити пропускает через себя поток Света, он ощущает, что все его тело охвачено праведным огнем. Отрекшиеся, исцеляемые Светом (вне зависимости оттого, является ли лекарь Отрекшимся или нет), им же и обжигаются. Конечно, рана исцеляется, но цена этому – калечащая боль. Таким образом, жрецы-отрекшиеся являются существами с непреклонной силой воли.»

Интервью с разработчиками, лето 2010

Тролли

Большинство жрецов из самых различных объединений троллей Азерота, включая ордынское племя Черного Копья , являются последователями древней племенной религии, известной как Вуду , которая почитает и призывает сильнейших духов, называемых Лоа . После битвы жрец вуду часто обезглавливает противника и особым образом высушивает его голову, чтобы его дух не мог освободиться. Тролли-жрецы нередко становятся духовными советниками в своем племени благодаря своей способности к общению с духами и уважению к путям предков.

Некоторые тролли выбрали путь последователей Бога Крови Хаккара Пожирателя Душ , который является традицией, целые поколения существовавшей среди троллей древней Таху Мудрый Ветер вынес интересное предположение во время разговора с Апони Светлой Гривой. Он заявил, что ночные эльфы так чтут богиню луны Элуну только из-за того, что сами являются созданиями ночи, а тауренам следует поддерживать равновесие во всем, включая почитание Солнца или Ан"ше, второго глаза Матери-Земли, как описано в мифах. Таху также сказал, что Хамуул Рунический Тотем , его наставник, распространяет среди своего народа то, чему его научили ночные эльфы.

Хотя в то время Таху считал эти разговоры лишь философией, ему, вероятно, удалось распространить среди достаточного количества тауренов свои размышления, после чего началось основание нового верования. Таким образом среди его народа появился паладинский Орден Служителей Солнца и жрецы, которых можно охарактезировать как "солнечные друиды".

Сложно определить, каким образом происходит получение божественных сил от Солнца, но существует две основных теории – либо под Солнцем подразумевается некое божество, Ан"ше, подобное Элуне, в которую веруют жрецы ночных эльфов, либо Солнце – всего лишь тауренское восприятие Священного Света, распространенного среди рас Альянса.

Гоблины

Эта секция содержит размышления или выводы , а не официальную информацию.

Определить точную принадлежность жрецов-гоблинов к какому-либо верованию определить сложно из-за недостатка информации, однако из некоторых заданий, внешнего вида гоблинских наставников жрецов и факта, что они присутствовали еще на Кезане, можно сделать вывод, что основная религия жрецов-гоблинов – Священный Свет, с которым они могли познакомиться с помощью рас Альянса. Кезан – один из крупнейших портов Азерота, где могли находиться представители любых рас, добравшиеся сюда на кораблях. Возможно, что ситуация аналогична жрецам гномов, которые представлены в качестве НИП-медиков, поскольку первый же наставник гоблинских жрецов носит статус "Сестра" , отражающий либо медицинскую, либо религиозную тематику.

Если вспомнить ситуацию, характерную для гоблинов-шаманов , можно считать, что Священный Свет для них стал одним из способов достижения собственных целей и дополнительной выгоды, и это подтверждается некоторыми репликами персонажей-гоблинов. Таким образом, гоблины становятся второй расой Орды, среди которой распространена вера в Свет (первая – эльфы крови).

Не стоит забывать и тот факт, что рядом долгое время жили тролли джунглей, от которых гоблины могли узнать о Лоа и вуду, однако, игровой мир никак не отражает этот факт. Аналогичным образом не отражена интересная ситуация, сложившаяся после присоединения Картеля Трюмных Вод к Орде – жрецы гоблинов могут попасть под влияние сразу нескольких распространенных верований различных рас Орды и, возможно, присоединиться к одному из них – вудуизм троллей Черного Копья, служение Солнцу тауренов и Забытая Тень Отрекшихся.

Ссылки

  • Официальный сайт World of Warcraft – описание игрового класса

В основном, ищите в стартовую руку Клирика Североземья , Яростного пироманта , Слово силы: Щит и Служителя боли . Против аггро колод постарайтесь найти Яростного пироманта и Заступницу син’дорай , уступая стол таким архетипам, вы практически получаете автолуз. Против контроль колод ищите Сумеречного дракона и Украденные мысли .

Попробуйте вытащить ремувалы на Яростного пироманта и Служителя боли , чтобы Сумеречный дракон чувствовал себе спокойнее, так как они очень важны для этой колоды и, потеряв их, переход в позднюю стадию игры будет для Вас трудным.

Стиль игры

Против аггро: Эта версия Темного Жреца сильно страдает от аггро колод, как Фейс Охотник. Отсутствие сильных 1-2 дропов заставляет Вас догонять противника с самого начала игры, используя лечение и ремувалы. Древний исцелятор может быть спасет Вас от Фейс Охотника, но все таки от него больше пользы в матч-апах с мидренж и контроль колодами.

Основные комбинации

Заключение

В целом, это очень ситуативная колода. Такие колоды создаются в момент затишья в Hearthstone , пока мы ждем нового дополнения. Темный Жрец никогда не был конкурентоспособным , и я думаю, эта колода не изменит этот трэнд. Тем не менее, если у Вас достаточно карт для этой колоды, попробуйте ее в деле.

Эта колода не подойдет для продвижения по ладдеру и не стоит тратить пыль для крафта карт для нее. Легче взять экономичного и эффективного Фейс Охотника и разбивая тяжелые колоды снобов, продвигаться вверх по ладдеру!

Перевел и оформил mus1q, отредактировал Вадим Парфирьев

Анализ древних сказаний о древней прародине славян, германцев, литовцев и некоторых других народов - северном континенте Арктиде-Гиперборее, позволяет выявить некоторые нюансы, говорящие в пользу того, что многолетняя политика англосакской империи, направленная на уничтожение России - это продолжение древней войны Гипербореи с Атлантидой.

Эзотерические знания говорят нам о том, что некогда цивилизация атлантов подпала под власть сущностей тьмы, которые привили ей культы кровавых жертвоприношений, требующих агрессивной политики, захватнических войн и работорговли.

По одной из версий, это произошло после того, как одной рептилоидной инопланетной расе удалось внедрить среди атлантов свои гены, придавшие высшим кастам этой расы такие свойства как жадность, стремление к власти, агрессивность и жестокость. Быстро деградирующая каста жрецов и правителей насадили культы кровавых жертвоприношений по всей своей империи.

Со временем Атлантида, стремившаяся к мировому господству и завоевавшая многие страны, натолкнулась на противодействие потомков "белых богов", проживающих на северном континенте. Это была единственная сила, способная противостоять превращению всей нашей планеты в оплот сил тьмы.

Начавшаяся война между этими державами велась не только обычным оружием, но и с помощью магии, а также неких аналогов климатического и геофизического оружия. В ходе этой войны Атлантида была уничтожена, но и северный континент начал медленно, опускаться на дно океана. К тому же, из-за смещения Земной Оси произошли климатические изменения, принесшие холода в некогда цветущую Гиперборею.

Все это вынудило жителей этой страны мигрировать на территорию Евразии, где впоследствии они создали вначале "страну ариев", а со временем славянские и германские государства. Но и каста темных жрецов Атлантиды погибла не полностью. Части из них удалось высадиться на Британские острова, в Египет и на американский континент. И тогда, они решили применить принцип "разделяй и властвуй", чтобы взять реванш против потомков Арктиды-Гипербореи.

Для этой цели они проделали колоссальную работу по обработке сознания потомков Арктиды, расселившихся по всей Европе. Незаметно людям внушались те же ценности, что и ранее атлантам, а также мысли о их расовом (националистическом) превосходстве. Параллельно уничтожались все подлинные источники о древних цивилизациях, а трактование истории старательно искажалось.

Одним из наиболее удачных орудий темных жрецов стала Римская империя, которая активно претворяла в жизнь метод "разделяй и властвуй" для завоевания мирового господства. Согласно этому методу, с помощью хитроумных провокаций и активной "информационной войны" два народа стравливались между собой, а после того, как они изнуряли себя в кровопролитных войнах, появлялись в качестве "миротворческих контингентов" римские легионы и присоединяли эти территории к своему государству.

Но со временем и Римская империя натолкнулась на сопротивление славянских, германских и некоторых других племен, которые остановили победное шествие ее легионов. К тому времени идеалы темных жрецов смогли развратить и "элиту" Римской империи, погрязшую в разврате и роскоши. И не удивительно, что и она пала под ударами потомков Арктиды.

Спустя столетия темному братству удалось внедриться в элиту англосаксов и некоторых других западных народов и создать на планете три своих "центра силы" - религиозный (Ватикан), финансовый (Лондонское Сити) и военно-политический (Вашингтон).

Религиозный центр занялся утаиванием и дискредитацией сокровенных знаний, фальсификацией истории, "редактированием" учений света и созданием религий, основанных на слепом подчинении иереархам, поклонении догмам и ритуалам замаскированных жертвоприношений.

Немалая роль уделялась насаждению религиозного фанатизма и стравливанию между собой различных религиозных фундаменталистов, принадлежащих к различным конфессиям и течениям, что повлекло за собой создание такого вида кровавых жертвоприношений как религиозные войны. Со временем войны стали провоцироваться также и идеологические (гражданские), а затем и мировые, ведь сущности тьмы требовали постоянную "пищу" за помощь темному братству жрецов в достижении мирового господства.

Но главным успехом религиозного центра было, несомнено, разделение и стравливание между собой некогда единых арийских народов. Вначале удалось "развернуть на Восток" германцев и именно под их ударами пала Западная Русь, некогда существовавшая на нынешних землях на востоке Германии.

Затем удалось разделить самих славян, внушив различным племенам мысль об их "исключительности" и "главенстве" среди славянских племен и родов. Не последняя роль в уничтожении уцелевшей Восточной Руси была ответена польскому панству, взращенному на идее объединения всех славян под властью "Великой Польши от моря до моря". Позднее, как мы теперь прекрасно видим, в сферу влияния темных жрецов удалось вовлечь и Украину.

Финансовый центр занялся созданием мошеннической банковской системы, которая с помощью хитроумных схем обманывала людей, вытягивая из них деньги, которые были поставлены на пьедестал идеологии культа всеобщего материального потребления. Постепенно была отработана и хитроумная схема втягивания людей в кредитные ловушки с последующими искусственными финансовыми и экономическими кризисами, которые лишали людей всего их имущества, но зато обогащали финансовый центр темных жрецов. Неплохую прибыль также приносили и войны, особенно мировые, ведь обе воюющие стороны нуждались в оружии, продовольствии, топливе, медикаментах и т.п.

Военно-политический центр (который первоначально располагался в Британии) занимался колониальными и захватническими войнами, а также спецоперациями по насаждению по всему миру "лояльных" режимов, устранением неугодных лидеров государств и непосредственно политическими интригами, в основном, для втягивания различных стран во взаимоослабляющие войны.

Несомненным успехом этого "центра силы" является многовековое сталкивание лбами в войнах России и Германии, в то время как вначале Британия, а затем и новая "полицейская дубинка" темного братства - США, от этих войн только усиливались, обогащая в первую очередь, подконтрольную силам тьмы элиту этих стран. Именно эти силы изобрели и идеологию нацизма, и концентрационные лагеря, и массовые убийства мирного населения, которые являются самыми настоящими кровавыми жертвоприношениями своим темным "богам".

И, все же, несмотря на многочисленные усилия темной клики на нашей планете остался один оплот потомков Арктиды, души народа которого не удалось полностью взять под контроль темному братству. И именно на его территории сохранились отдельные носители древних сокровенных знаний, которые в предыдущие века активно "зачищались" агентами влияния темного братства иллюминатов.

Но Ночь Сварога кончилась и эти сокрытые знания снова выходят на поверхность, пробуждая души и сердца этого народа и народов, живущих с ним в дружбе. И это - главная опасность для темных жрецов, которая может окончательно похоронить их планы по созданию на нашей планете "бастиона тьмы".

Вот почему сейчас так обострилась обстановка в мире. Темные жрецы пытаются избежать этой участи даже путем провоцирования еще одной мировой войны. Вот почему, подконтрольные им правительства англосакской империи и ее сателлитов концентрируют свои военные силы на границах России и союзных с ней государств.

Вот почему в братской Украине этими силами после многолетних "подачек" и мощной идеологической пропаганды ее народ был обманут продавшейся темному братству элитой и втянут гражданскую войну, главной целью которой было втягивание в нее и России, чтобы выставить ее перед всем миром в качестве "агрессора" и организовать в Европе еще одну разрушительную войну, главные подстрекатели которой опять надеялись отсидеться от ее негативных последствий за проливом и океаном.

Ну а потом опять бы пришли "миротворческие легионы" и подмяли бы под себя ослабленные войной страны. Только на тот раз "не срослось". И, наверное, не случайно все больше простых немцев начинают осознавать, что благополучие Германии основывается на союзе, а не противостоянии с Россией на потеху темным силам. И, как минимум, половина украинского народа это тоже понимает.

Сейчас противостояние наследников и потомков "атлантической" и "гиперборейской" цивилизаций снова грозит миру глобальной разрушительной войной. Мир снова разделился на два лагеря. Однако, становится вполне очевидным дряхление и деградация главной ударной силы жрецов тьмы - англосакской империи, в которую входят и США.

Война между Атлантидой и Гипербореей продолжается, но наступление Дня Сварога говорит нам о том, что темные силы будут неизменно повержены. Не зря предсказания многих пророков, живших в различных странах, утверждают что Россию ждет необычайный духовный расцвет, а ее врагов - большие бедствия и катаклизмы.

Михаил

Если вы давно уже читаете статьи на нашем сайте, то наверняка заметили, что мы стараемся подбирать наиболее интересные сборки, которыми будет весело играть в ладдере. Большинство статей у нас посвящена Жрецам, Шаманам и Магам, прежде всего, из-за огромного разнообразия комбинаций и специфичных классовых карт. Нам очень по душе такие архетипы как Жрец на Драконах и Мех Маг, а также Шаман, который придает игре совсем уж ортодоксальное направление. Вот почему, мы выбрали очередную, но не менее интересную сборку Жреца, предложенную игроком Sengfal. Он умудрился удачно сочетать в этой колоде практически бесполезные и давно забытые карты с абсолютно новыми, вышедшими вместе с Лигой Исследователей.

Стартовый набор карт

В начале и средней стадии игры всегда старайтесь играть от обороны. Попытайтесь лишить соперника как можно большего количества ремувалов и существ. С помощью 5 сильнейших массовых заклинаний (Кольцо света , Световая бомба и Раскопанное зло) в вашем распоряжении, очистка стола теперь не зависит от стандартного комбо Аукенайской Жрицы + Круг исцеления . Слово тьмы: Боль , Вкусный зомби , Нестабильный вурдалак , Владыка Смерти и Щитоносец Сен’джин также отлично помогут вам удержать контроль стола, чтобы в дальнейшем вы смогли эффективно разыграть массовую очистку стола.

К началу поздней стадии игры вы должны уже были вытянуть из соперника большинство сильных карт — ремувалов и заклинаний. В зависимости от оставшегося здоровья, оцените ситуацию, и если, уверены, что сможете выжить еще два-три хода, пора включать Облик Тьмы . В большинстве случаев лучше трансформироваться в Облик тьмы после того, как выложите на стол Лекаря турнира , чтобы нивелировать отсутствие постоянного лечения в дальнейшей игре. Если после средней стадии игры у вас осталось слишком мало здоровья, то лучше разыграть Священный огонь или Древнего исцелятора , чтобы хоть как-то повысить свои шансы на выигрыш. К 7-10 ходу вам нужно заканчивать заниматься только контролем стола и постараться теперь наращивать темп игры с помощью целой серии мощных заклинаний. Чаще всего ключевое условие победы составляет удачная синергия Воодушевления и вашей классовой способности. Только представьте, что вы сможете наносить 2-3 единицы урона силой героя и при этом одновременно лечиться с помощью Лекаря турнира и призывать дополнительных кодо благодаря Всаднице на кодо . Такому комбо вряд ли сможет сопротивляться любой оппонент.

Возможные замены


Темная жрица : мы не большие фанаты этой карты, так как обычно приходится держать её на руке слишком долго или ценность от нее слишком небольшая. Хорошей заменой будет Доктор Бум , который сможет дать вам больше урона. Всего лишь за 1 единицу маны вы получите намного большую ценность. И помните, Доктор Бум — всегда отличный розыгрыш на 7-м ходу.

Щитоносец Сен’джин : это карта разбила нам сердце. Во-первых, мы понимаем почему эта карта нужна в этой колоде. Она добавляет дополнительную возможность защиты в средней стадии игры и, вероятно, эта лучшая карта для этой сборки за 4 единицы маны. Причина же, по которой, Щитоносец Сен’джин разбил нам сердце кроется в том, что эта карта у многих игроков давно лежит в архиве и позабыта как пережиток прошлого. Однако мы не рекомендуем заменять сразу двух Щитоносцев, можно заменить одного на Темное безумие или Пилотируемого крошшера . Темное Безумие позволяет вам получить дополнительную пользу засчет убийства существ соперника без помощи ваших. Кроме того, вы сможете получить пользу от Предсмертных хрипов существ оппонента. Пилотируемый крошшер также хороший выбор, так как вы сможете получить еще одно существо на столе после его смерти.

Заключение

Стоит отметить, что эта колода хорошо вписывается в текущую мету. При этом ей очень весело играть и вы точно сможете удивить соперника. Удачи вам! Играйте и выигрывайте!