Как научиться сдерживать эмоции - советы психолога, практические рекомендации. Подавление эмоций vs

По сути, в любой эмоции нет ничего плохого, но некоторые из них могут стать причиной проблем, если не контролировать себя. К счастью, можно использовать ряд приемов и изменить свой образ жизни, чтобы грамотно справиться с отрицательными чувствами.

Шаги

Как перенастроить сознание и тело

    Замечайте ситуации, когда эмоции выходят из-под контроля. Первый шаг - это заметить наличие проблемы. Обратите внимание на физические и психические ощущения в такой ситуации, чтобы в дальнейшем распознавать симптомы. Используйте осознанность, сознательность и рациональное мышление, чтобы “поймать” момент. Сама по себе способность распознать эмоцию лишь создаст привязку к настоящему моменту.

    Начните совершать действия, противоположные привычным. Остановитесь, если вы реагируете на острую эмоцию привычным способом. Задумайтесь, что произойдет, если попробовать сделать нечто противоположное. Как изменится итог? Если он станет положительным или продуктивным, то остановите свой выбор на новой реакции.

    Удалитесь из ситуации, которая порождает отрицательные эмоции. Иногда лучшее решение - просто уйти и скрыться от раздражителей. Если ситуация позволяет уйти и не обидеть других, то лучше так и поступить.

    • Например, если вас отрядили в рабочий комитет, члены которого ведут себя несобранно, такие заседания могут вас расстроить. Один из способов решить проблему - попросить перевести вас в другой комитет.

Как уверенно и решительно общаться

  1. Четко и уверенно выражайте свои чувства. Научитесь решительно выражать свои чувства , чтобы давать выход и контролировать свои эмоции, но при этом менять нежелательную ситуацию. Вполне нормально выражать свое мнение или отказывать другим в том, что причиняет вам дискомфорт или для чего у вас попросту нет времени, если быть вежливым и говорить прямо.

    • Например, если подруга приглашает вас на вечеринку, то можно сказать: “Спасибо, что помнишь обо мне! Увы, я не люблю большие компании, поэтому в этот раз откажусь. Может, вместе сходим в кофейню?” Давайте выход чувствам, чтобы они не сидели внутри и не контролировали вас.
  2. Говорите от первого лица, чтобы выразить свои мысли, но не обвинять других. Подобный способ общения позволяет выразить эмоции и никого не обвинять или не унижать. Прежде, чем сказать нечто обвиняющее или осуждающее, остановитесь и переформулируйте предложение в обычное наблюдение или собственное мнение.

    • Например, вместо слов: “Тебе плевать на меня”, - лучше сказать: “Мне было обидно, когда ты мне не перезвонил, хотя и обещал. Что произошло?”
  3. Предлагайте другим высказать свою точку зрения. Каждая ситуация многогранна. Предлагайте другим делиться своими мыслями, чтобы лучше понять их точку зрения и вести равный диалог. Вам следует активно слушать, чтобы держать себя в руках, контролировать эмоции и находиться в таком психическом состоянии, которое поможет разумно использовать чужие идеи.

    • Например, когда выражаете свое мнение, дополните его вопросом: “А ты как считаешь?”
  4. Не используйте субъективные слова вроде “следует” и “должны”. Такие утверждения обвиняют других и могут вызвать чувство раздражения и гнева, поскольку ситуация складывается не так, как вам бы того хотелось. Если вы произносите “следует”, “должны” или аналогичные слова и фразы, то остановитесь и вспомните, что все мы не идеальны. Примите несовершенство мира и текущую ситуацию.

    • Например, вместо мыслей: “Мой партнер никогда не должен задевать мои чувства”, - напомните себе, что в ситуации нет ничего личного. Вы оба время от времени совершаете ошибки.
    • Если вы слишком строги к себе, то проявите доброту и сострадание. Например, если появляются мысли вроде: “Мне следовало лучше подготовиться. Я провалюсь на экзамене”, то измените их на следующее: “Я приложил все усилия и подготовился насколько смог. При любом исходе все будет в порядке”.

Как успокоить себя привычным порядком действий

  1. Регулярно занимайтесь физкультурой, чтобы расслабиться и выпустить пар. Выполняйте такие физические нагрузки, которые включают успокаивающие и повторяющиеся действия (плавайте, ходите пешком или бегайте), чтобы успокоить сознание и ощущения. Также можно попробовать заниматься йогой или пилатесом , чтобы успокоить свои мысли при помощи спокойной разминки и дыхательных упражнений.

    Задействуйте разные чувства по-новому, чтобы успокоить тело. Научитесь замечать красоту и сдержанно восхищаться окружающим миром ради ежедневной заботы о себе. Ваша концентрация на благодарности и физических ощущениях поможет быстро взять себя в руки в моменты стресса или раздражения. Экспериментируйте с разными методами:

    Используйте метод успокаивающих касаний. Для ощущения счастья людям требуются любящие прикосновения. При положительных прикосновениях выделяется окситоцин - сильный гормон, который улучшает настроение, снимает стресс и усиливает чувство привязанности. Распространенные варианты успокаивающих прикосновений:

    • Положите руку на сердце. Почувствуйте, как бьется сердце, поднимается и опускается грудная клетка, а от кожи исходит тепло. Повторяйте про себя приятные слова вроде: “Я достойна любви”, - или: “Я хороший человек”.
    • Обнимите себя. Скрестите руки на груди, поместите ладони на плечи и бережно обнимите себя. Повторяйте положительную фразу вроде: “Я люблю себя”.
    • Обхватите лицо ладонями, будто ребенка или любимого человека, а затем начните гладить лицо пальцами. Повторяйте про себя добрые слова вроде: “Я замечательный и добрый человек”.
  2. Занимайтесь медитацией . Медитация - отличный способ ослабить тревожность и депрессию, а также научиться бороться со стрессом. Регулярная осознанная медитация помогает контролировать эмоции. Запишитесь на занятия, воспользуйтесь рекомендациями в интернете или учитесь осознанной медитации самостоятельно у себя дома.

Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность - образами, а любовь - одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии.

Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень его удовлетворенности зависят исключительно от реакции окружающих. Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при полном игнорировании того факта, что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя.

Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является, главным образом внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.

К подавляемым эмоциям относятся те, происхождение которых связано с предчувствием боли, а именно - враждебность, гнев и страх. Эти эмоции подавляются, если их нельзя ни выразить, ни вытерпеть.

У индивида не остается иного выбора, как отрицать их. Такая ситуация возникает в момент столкновения воли родителей и воли ребенка. Когда это происходит, исходная причина конфликта превращается в выяснение вопроса «кто прав, а кто - нет», и чувства ребенка становятся уже неважны.

Поскольку для родителя чрезвычайно трудно допустить или даже на мгновение представить, что он может быть неправ, то ребенок, в конце концов, оказывается вынужден подчиниться. Будучи подчиненным воле родителей, ребенок вырабатывает в отношениях с ними такой стиль поведения, который максимально облегчает его взросление.

Однако под внешним подчинением скрывается сопротивление, которое набирает силу и вспыхивает, когда молодой человек обретает больше независимости в подростковый период.

Подростковый бунт не высвобождает подавленные в детстве эмоции. Он основывается на открывшихся подростковых прерогативах и, таким образом, вводит новый конфликт в отношениях между родителем и ребенком. И хотя подросток может иметь превосходство в этом новом противостоянии, тем не менее, вина и стыд, которые являются наследием его детского опыта, остаются неразрешенными.

Погребенные в бессознательном, они подпитывают пламя его противостояния, истинная цель которого остается для него скрытой.

Процесс подавления состоит из нескольких шагов: во-первых, блокируется выражение эмоции, чтобы избежать продолжения конфликта; во-вторых, развивается чувство вины, вынуждающее признать, что это «плохая» эмоция; и, в-третьих, эго успешно отрицает эмоцию, тем самым преграждая ей путь к сознанию.

Подавление эмоционального выражения - это одна из форм смирения. Ребенок больше не ждет удовольствия от своих родителей и довольствуется смягчением открытого конфликта.

Способность быть объективным, понимать, что родителям тоже приходится тяжело и что их ценности обусловлены их образом жизни, отмечает следующий шаг в развитии сознания ребенка и закладывает основу для чувства вины.

Эта ступень в развитии происходит в латентный период, в возрасте от семи до тринадцати лет (ранее семилетнего возраста, большинство детей слишком субъективны, чтобы чувствовать вину по поводу собственных отношений и поведения).

Способность к оценке собственных установок возникает вследствие идентификации с родителями и другими авторитетными фигурами. Посредством таких идентификаций человек достигает позиции, которая находится за пределами его «Я».

Только с этой позиции можно настроить эго против себя, осуждая собственные эмоции и порождая чувство вины. С позиции, находящейся «вне» «Я», подвергнутые осуждению эмоции воспринимаются как плохие. Поэтому человек вполне оправданно отделяет себя от них, чтобы снизить чувство вины.

На последнем этапе этого процесса эго пытается устранить возникшее расщепление личности, отрицая эмоцию и заменяя ее воплощением противоположного чувства.

Человек, подавляющий свою враждебность, будет видеть себя любящим и почтительным. Если он подавляет свой гнев, то будет воображать себя добрым и благожелательным.

Если он подавляет страх, то будет представлять себя мужественным и бесстрашным человеком. Эго обычно оперирует образами: первый - это образ тела, второй - образ «Я», и третий - образ мира.

Если эти образы подтверждаются опытом, человек находится в контакте с реальностью. Образ, противоречащий опыту, является иллюзией.

Но человеку часто приходится искажать реальность. Например, чтобы играть роль любящего и послушного ребенка, необходимо притвориться, что родители являются любящими и заботливыми людьми.

Поскольку иллюзии возникают в уме, они поддерживаются его способностью рационализировать. Таким образом, они влияют не только на поведение человека, но и на качество его мышления.

Спорить с логическими суждениями довольно сложно. А человек, живущий иллюзией, убежден в нравственной «чистоте» своей позиции и может привести достаточно аргументов в ее защиту.

Обычно приходится ждать, когда иллюзии рухнут в пропасть депрессии, прежде чем человек станет открыт для помощи. А депрессия в этом случае неизбежна.

Рано или поздно резервы будут полностью истощены, и человек обнаружит, что не в силах больше продолжать. В состоянии депрессии человек буквально не находит сил, чтобы поддерживать обычное функционирование.

Все жизненно важные функции оказываются подавлены: аппетит снижен, дыхание ослаблено, подвижность сильно ограничена.

Вследствие подобного снижения жизненной активности понижается энергетический метаболизм и притупляются чувства.

Человек, соприкасающийся со своим телом, не впадает в депрессию. Он знает, что удовольствие и радость зависят от надлежащего функционирования его тела. Он сознает свои телесные напряжения и знает, чем они вызваны.

Таким образом, он может принять соответствующие шаги для восстановления позитивного телесного самочувствия. У него нет иллюзий относительно себя и относительно жизни. Он принимает свои чувства как выражение своей личности, и ему не составляет труда вербализовать их.