Как правильно поставить якорь психология. Результаты исследования карьерных ориентации с помощью методики «Якоря карьеры

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Своими словами «якорь » — это команда, которая стимулирует ранее заданную реакцию у человека. За каким-либо действием или прикосновением закрепляется необходимое переживание с помощью техники якорения.

Что такое техника якорения?

Техника якорения — один из самых результативных скрытых инструментов, который помогает вызвать у собеседника нужные нам эмоции и реакции. Используя якорь, мы можем добиться от человека совершенно неожиданного для него поведения.

Если рассматривать типовое поведение людей в семье, то можно уверенно утверждать, что люди со временем привыкают к друг другу и не пытаются менять собственное поведение. У них в мыслях даже не возникают другие варианты. Это и может вызвать сложности при общении через какое-то время.

Для разрушения устоявшихся стереотипов используют первоначальные якори, изначально вызывающие неприятные эмоции, отвращение, брезгливость.

В семейной психологии и психиатрии парам могут запрещать разговаривать, чтобы вызвать у партнеров новые поведенческие реакции. В результате терапии двое начинают по-другому смотреть друг на друга, менять свое поведение и способ объяснения, в результате чего отношения налаживаются, появляется взаимный интерес. Пара вынуждена искать все новые и новые , пока не найдется наиболее подходящий и понятный. На подходящие способы общения и будут установлены якори, которые могут пригодиться впоследствии.

Метод якорения дает пользу не только при общении в семье. Например, можно использовать якорь прерывания речи собеседника в тот момент, когда вам это необходимо. К примеру, его можно заякорить на страх. Перед беседой можно сказать собеседнику вот такую фразу: «Я только что видел в помещении большую пчелу! У вас нет аллергии на укусы пчел?». При этом посмотрите на его руку или ладонь, чтобы он заметил или почувствовал на себе ваш взгляд. Таким образом, вы поставите на руке человека якорь. В уже потом в процессе диалога посмотрев на руку человека вы можете прервать его, сбив, таким образом, с мысли воспоминаниями о пчеле.

Возможно якорение человека с помощью тона голоса. К примеру, когда вы длительное время говорите одним тоном, а потом вдруг резко меняете его на более тихий или громкий. Люди, как правило, обращают на это внимание, и запоминают события и эпизод, который связан с изменением тона вашего голоса.

Якорение может быть закреплено не только на человеке, но и в любом другом месте. И все равно люди будут обращать на него внимание. Техника якорения наиболее универсальна и чрезвычайно восстребована последователями НЛП.

Технику якорения можно использовать даже в случаях, когда человек находится в сложной жизненной ситуации и, как ему кажется, уже исчерпал все свои внутренние ресурсы. Но специалисты с этим не согласятся — наверняка где-то в его сознании еще есть ресурсы, которые могут послужить ему источником сил и позитивного опыта, только человек их таковыми не отождествляет.

К примеру, человек поменял место работы и крайне неуверенно чувствует себя в новом коллективе. А вот уверенно он себя чувствует занимаясь спортом в тренажерном зале. Занятие спортом никак не связано с его работой, поэтому он не отождествляет эти два события друг с другом. Эти два состояния можно закрепить с помощью якоря и человек сможет воспользоваться ощущением уверенности в спортзале в случаях ее отсутствия на работе.

Если человек не имеет какого-либо практического личного жизненного опыта и переживаний, необходимых для установления определенного якоря, всегда можно воспользоваться знаниями о переживаниях других людей — близких или друзей. Человек может показать, как в данной ситуации ведет себя его друг или знакомый, приобретая тем самым отсутствующий у него жизненный опыт. Опыт и эмоция, закрепленная с помощью якоря, станет для него такой же естественной, как будто он сам ее пережил.

Практический пример постановки якоря:

Кстати, напомним вам, что не существует негативного опыта . Сам по себе опыт не может быть негативным. Негативным может быть ваше суждение об этом опыте. То есть, только вы можете оценить опыт как негативный.

Если вы будете расценивать собственные переживания как опыт и смотреть на него с правильной точки зрения, вы получите бесценные знания и опыт для дальнейшего обучения и продвижения вперед. Очень важно иногда грустить и переживать, иначе вы не сможете выделить позитивные моменты в жизни и радоваться им. Поэтому, на любой опыт нужно смотреть как на развивающий, вне зависимости от того, какие эмоции он вызвал у вас — негативные или позитивные. А уже как вы его оцените, зависит от вас и от вашей жизненной позиции.

Кроме этого, все наши впечатления о прожитых событиях в жизни — это миф. Причем они постоянно меняются. Если вы во всех подробностях запишите на листке недавно произошедшее событие, а потом достанете этот листок через несколько месяцев, вы удивитесь, насколько другой будет эта ситуация в ваших воспоминаниях и эмоциях.

Наш личный опыт — это не только источник всех наших будущих возможностей, но и всех наших ограничений. Но мы можем пользоваться не только личным опытом, но и использовать опыт наших друзей и знакомых, тем самым расширяя варианты нашего выбора.

Механизм работы метода «Якорь» обеспечивает равномерность ваших действий. Метод «Якорь » в практике НЛП очень прост в освоении и может быть адаптирован для всех видов обстоятельств.

Основы практики НЛП метода «Якорь».

  1. Выберите ощущение, которое вы хотели бы иметь в конкретной ситуации.
    (Например, вы можете начать чувствовать себя мотивированными, когда вы садитесь за стол, и начинаете работать на свой бизнес.)
  2. Вспомните несколько моментов, из прошлого, когда у вас возникали эти чувства.
    Нужно выбрать сильный пример.
    Если у вас нет, таких моментов в вашем прошлом, представьте, что было бы. Включите свое воображение и создайте в своем уме такую картинку, чтобы вы смогли почувствовать себя таким образом.
  3. Закройте глаза и запомните, эти чувства в ярких деталях.
    Теперь перенесите туда себя, и переживите и почувствуйте эти во всей его интенсивности.
    Для повышения опыта вы можете экспериментировать со следующим:
  • сделайте изображение более четкое
  • сделайте цвета ярче
  • сделайте изображение близким
  • расположите изображения на таком месте, где оно всегда будет в поле вашего зрения
  • выберите слова, которое повышают эти чувства
    (Например, "Да!", "Блестящие" И т.д.)

Для придания вашим чувствам интенсивности, создайте физическую связь. Делая простые действия (например, надавите на место, где более всего ближе кость к коже, [кисти, колени, лицо]).

  1. Потом нужно, освободить свой "якорь" и расслабиться.

2. Выберите другой пример с этим чувством и повторить процедуру (3-5раз).

Использую те же простые действия.

  1. Выберите третий пример для якоря чувств, используя те же простые действия.
  2. Проанализируйте затраченное время и результат.
  3. Возбуждайте ваши якоря и проверьте, возвращается ли ваши чувства.
  4. Если чувство не достаточно интенсивное, повторите процедуру.