Как правильно сочинить красивый стих. Зачем нужны размер и ритм? Определитесь с темой

Думаешь, писать стихи – это дар, который можно получить только при рождении, а ответа на вопрос, как сочинить стих, просто не существует? Вовсе нет! Конечно, без природного таланта невозможно стать Пушкиным или Есениным, но чтобы сочинять стихи для себя или в подарок друзьям и родным, важны лишь практика и знание нескольких нехитрых приемов, которым мы тебя сейчас научим.


Тренировка, тренировка и снова тренировка: полезные упражнения

Не расстраивайся, если рифмы не льются из тебя сами собой. Всегда можно пойти другим путем и просто набить руку. Для этого попробуй проделать несколько простых упражнений:

    Бесконечный стих обо всем на свете

Итак, суть проста: возьми любую строчку и начни придумывать к ней стихотворение. О смысле в данном случае думать не надо, просто рифмуй любые, даже самые абсурдные предложения до тех пор, пока тебе не надоест. Давай попробуем вместе:

«На столе стояла кружка,
Кошка села на подушку,
От очков сломала дужку,
Не стреляет больше пушка,
Я приклею себе мушку…и т. д.»

Понятно? Теперь попробуй сама.

    Рифмуем все
    А теперь давай отдельно потренируемся искать рифмы. Бери любые слова и придумывай к ним так много рифм, как только сможешь. При этом имей в виду: чем точнее рифма, то есть чем созвучнее слова, тем лучше. Поехали? Мы начнем, а ты продолжишь:

Цветок — листок — чуток — промок — жесток — лоскуток — флагшток...
Кино — домино — бревно — окно — кимоно — заодно — темно...

Можешь поиграть так с подружкой, по очереди придумывая рифмы к словам. Кстати, легче всего искать рифмы к глаголам: мечтала — блистала — улетала — уплетала — загорала...Но хорошие поэты стараются не злоупотреблять такими отглагольными рифмами, так как это считается слишком просто. Не приветствуются и банальные «затертые» рифмы, такие как «любовь — морковь — кровь», «розы — слезы».

    Призываем на помощь классиков
    Очень хороший способ потренироваться писать стихи в нужном ритме - это взять любое известное стихотворение и переписать каждую его строчку на свой лад. Например:

Я помню чудное мгновенье:
У мамы есть обыкновенье
Передо мной явилась ты,
Описывать свои мечты
Как мимолетное виденье,
Как неземное откровенье
Как гений чистой красоты...
Как полуночные коты…

Не стесняйся «издеваться» так над любыми стихами, которые тебе нравятся. Не волнуйся, ни Пушкин, ни Лермонтов тебя не осудят.

Чтобы проверить, соблюдаешь ли ты размер в своем стихотворении или нет, посчитай слоги в каждой строчке. Если число слогов примерно совпадает (плюс-минус 1–2), то все в порядке.

Ищи, что тебя вдохновляет


Как ты понимаешь, одной рифмы и правильного ритма для стихотворения недостаточно. Очень важно, чтобы оно было наполнено чувствами и смыслом.

Попробуй написать стихами о том, что тебя по-настоящему волнует: о любви и дружбе, о своих мечтах. Если у тебя получится сделать это по-настоящему искренне, никто даже не обратит внимания на возможные огрехи или неточные рифмы. Сначала ты можешь писать для себя, например, в своем дневнике, а потом, когда ты станешь более уверенной в себе, начни показывать свои сочинения друзьям, родителям или учителю по литературе.


Смотри историю Гали о том, как она стала увереннее в себе и добилась цели



Кстати, сочинение стихов может стать своего рода психотерапией. Как только ты выплеснешь на бумагу всю свою грусть и печаль, ты сразу почувствуешь, что тебя стало намного легче, а уж выражать положительные эмоции - вообще одно удовольствие

Больше читай и учи стихи наизусть


Чем больше ты будешь читать стихи талантливых поэтов и учить их наизусть, тем проще тебе будет писать самой. Во-первых, так ты воспитаешь в себе хороший вкус, а во-вторых, тебе будет легче даваться техника. Но не пытайся подражать, ищи свой собственный голос.

А о том, как быстро выучить стих наизусть, почитай .


Не расстраивайся, если у тебя не получится написать стих с первого раза. Ты же не думаешь, что Марина Цветаева сразу написала гениальное стихотворение? Просто продолжай тренироваться, а главное, получай удовольствие от процесса.

А ты пишешь стихи?

Форма речи, которой присущи ритм, метричность, наличие размера и рифмы. Под ритмом здесь понимается некий звуковой порядок построения стихотворных фраз. Самое распространенное на сегодняшний день – силлабо-тоническое. Этот термин означает, что строки должны быть организованы как по количеству слогов, так и по числу ударений.

Вторая важная составляющая стиха – метрическая организация, то есть постоянное чередование ударных и безударных слогов по той или иной системе. В сочетании с дополнительными характеристиками, такими как количество подобных чередований, окончаниями строк и прочими моментами формируется . Способов метрической организации существует множество, однако наиболее распространены пять, из которых два так называемых «двустопных», когда сильный слог через один чередуется со слабым (ямб и ), и три трехстопных (один ударный слог на два безударных) – дактиль, анапест и . Разница между ними заключается в положении ударного слога относительно безударных.

Один из самых известных поэтов Германии Шиллер мог писать стихи, только если чувствовал запах гниющих яблок, поэтому в его кабинете всегда стояла тарелка с испорченными плодами.

Третий атрибут стихотворения – рифма. Видов и способов классификации рифм довольно много, но для начала стоит запомнить, что рифмы бывают мужские, когда падает на последний слог, и женские, когда ударный слог предпоследний. Кроме того, стихи классифицируются по расположению рифм в четверостишии.

Практика и упражнения

Освоив теоретическую часть, можно переходить к практическим упражнениям. Для начала нужно научиться писать правильно. Здесь не столько важно содержание стиха, сколько его форма: вы можете все, что приходит вам в голову, лишь бы научиться автоматически считать слоги и чувствовать ритм. Хорошим упражнением может стать придумывание рифм к первому попавшемуся слову (например, грех - орех, смех, всех).

У начинающих поэтов часто возникают трудности с выбором темы. Именно поэтому большинство написано про любовь - самое поэтическое чувство. Чтобы от них избавиться, попробуйте ассоциативный подход. Возьмите любое слово или понятие и запишите свои ассоциации с ним. Теперь попробуйте описать это явление в стихотворении, используя свои записи. Возможно, с первого раза у вас и не получится шедевр мирового уровня, но после нескольких тренировок вы научитесь с легкостью выстраивать цепочки ассоциаций даже с самыми прозаическими предметами и событиями. Значительную помощь вам может оказать чтение классических стихотворений, например, Пушкина. Имея некоторую теоретическую подготовку, вы сможете по-новому взглянуть на знакомые с детства строчки, понять технику исполнения стиха.

Владимир Маяковский подвергался критике со стороны коллег по поэтическому цеху за то, что писал стихи «лесенкой», так как поэты получали гонорар за каждую строчку, а строк при таком способе получалось намного больше.

Естественно, все эти рекомендации подходят лишь для начального этапа. Чтобы развиться в поэтическом плане, необходимо будет выработать собственный стиль, использовать уникальные образы, ломаный ритм, сложные рифмы. Однако перед тем как научиться сочинять стихи оригинально, необходимо просто научиться писать стихи.

Связанная статья

Источники:

  • О том как сочинять стихи

Иногда необходимо стихи для песни по случаю: на день рождения коллеги или для возлюбленной. Как же сделать это, если вы никогда не писали стихи ? Вот несколько советов, которые помгут вам это сделать.

Вам понадобится

  • Современный словарь рифм русского языка, бумага, ручка, вдохновение и полчаса свободного времени.

Инструкция

Вам нужно за час-два написать или объяснение в , да ещё чтобы оно легло на музыку как . Эта задача выполнимая. Сначала вам следует послушать музыку и определить ритмический , который вы будете использовать. Чаще всего это или простой или смешанный размер.
Сущействуют 5 основных разновидностей ритма: хорей ("Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет ви?хри сне?жные крутя?"), ямб ("Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил"), дактиль ("Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники"), амфибрахий ("Не ве?тер бушу?ет над бо?ром, не с го?р побежа?ли ? "), анапест ("О, ? без конца? и без кра?ю - без конца? и без кра?ю

«Нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти поэтические правила». В. Маяковский

Если вы вдруг решили развить в себе литературный талант, а поэзия в вашем понимании - прекрасное, тонкое ремесло, то эта статья - именно то, что нужно. Искусство свободно и не имеет рамок, ограничивающих поток вдохновения. Однако чтобы стать признанным поэтом в будущем, нужно стать профессиональным творцом в настоящем. А приведённые ниже советы помогут понять, как научиться писать стихи.

Что такое поэзия? Если говорить просто - это выражение чувств автора , отклик души на происходящие события.

Если вы способны на тонком, эмоциональном уровне взаимодействовать с миром, половина пути пройдена. Итак, что же нужно делать начинающему поэту, чтобы однажды проснуться известным лириком?

Найдите свою творческую нишу

Задайтесь вопросом, что вам интересно? Какие вещи волнуют и задевают за живое? О чём хочется сказать? Сфера интересов обозначит основные темы для поэтических произведений. Хотите писать про нежные любовные чувства - пишите. Хотите про смерть и скорбь - пишите. Не ограничивайте себя. Важно всегда быть откровенным и честным автором и говорить только то, что имеет ценность именно для вас. Не гонитесь за актуальными темами ради притока аудитории. Пишите про то, в чём разбираетесь, - именно так вы привлечёте своего читателя.

Читайте как можно больше

Найти красивую и точную рифму, не имея богатого словарного запаса, невозможно. Выберите авторов (не только лириков, но и прозаиков), чей стиль вас привлекает. Если заумная классика даётся тяжело, начните с современных творцов и постепенно наращивайте собственный культурный интеллект.

Выучите пару понравившихся стихотворений. Составьте словарик синонимов . Ваше призвание - научиться литературному ремеслу. Увеличение словарного запаса обогатит не только ваши литературные тексты, но и вашу устную речь.

Анализируйте

Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения , точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки - тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах - это поможет глубже понять смысл произведения.

Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.

Окружающий мир - огромное поле для выращивания новых тем. Все сравнения и необычные метафоры, которые вы будете использовать в стихотворениях, придут из внешнего мира. Будьте чутки ко всему. Пробуйте, нюхайте, слушайте.

Впитывайте в себя эмоции и ощущения . Чем больше вы знаете о мире, тем богаче ваш опыт. Делитесь с окружающими своими чувствами. Будьте открыты для диалога со всем новым и необычным для вас. Поэт - это ребёнок, которому интересно абсолютно все.

Покажите всем

Первые читатели всех новичков - друзья и родные. Не бойтесь показывать своё творчество другим людям. Взгляд со стороны выявит ваши слабые и сильные стороны. Однако, если желание заниматься поэзией серьёзное, не помешает показать свои работы профессиональному лирику, который в силу своего опыта сможет указать на ошибки.

Сегодня можно свободно публиковаться в сети. В Интернете есть огромное количество творческих площадок, где вы не только получите заряд мотивации, но и найдёте друзей по интересам. Перед регистрацией подумайте о подходящем псевдониме, ведь именно по нему вас будут узнавать люди.

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Всегда страшно показывать своё творчество. Особенно неприятно получать негативные отзывы. Но вы не должны опускать руки. Проанализируйте отклики на ваши произведения .

Что это: обоснованная критика или просто нелестные высказывания в попытке обидеть? Людям может не понравиться то, что вы делаете. Но если это нравится вам, то продолжайте. И главное - не бойтесь ошибаться, ведь, чтобы написать хорошо, нужно сначала написать плохо.

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение - все творческие вспышки нужно записывать , иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи. Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите. Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Правьте

Не ставьте точку раньше времени.

  1. Написать стихотворение - это полпути . Перечитайте его несколько раз вслух: не сбит ли ритм, все ли рифмы удачно вписаны в произведение. Следите за тем, чтобы в вашем литературном детище не было строк, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово должно чётко вписываться в общую картину и наполнять историю смыслом. Не нужно подбирать рифму только для того, «чтобы была».
  2. Если процесс застопорился , отдохните и вернитесь к стихотворению чуть позже. Если автор будет через силу дописывать своё произведение, читатель это почувствует. «Мёртвых» лирических всплесков огромное количество. Хорошенько подумайте над концовкой: обычно это главная часть произведения, которая способна вызвать сильнейшие эмоции. Если вам важно качество, не бойтесь править, вычёркивать, добавлять. Да, это займёт намного больше времени, но зато каждое слово будет бить точно в цель, пробираться к самому сердцу читателя.
  3. Ещё один важный момент . При вычитке подумайте, всё ли ясно аудитории, просматривается ли главный смысл произведения. Лирик должен писать понятно. Заковыристые отсылки приведут только к тому, что читатель просто не поймёт, о чём вы хотели сказать, и вы его потеряете. Научитесь четко излагать свои мысли.

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом. Важно научиться чувствовать слово.

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Пишите. Пишите. Пишите

Практика - единственный способ научиться хорошо писать. Пробуйте себя в различных жанрах (белый стих, акростих, смешанный стих, верлибр и т. д.). Рассмотрите все размеры (ямб, хорей, амфибрахий, анапест и др.) и рифмовки (опоясывающая, перекрёстная, смежная и пр.).

Со временем вы заметите, что в ваших стихотворениях появились уникальные образы, любимые сравнения и эпитеты. Долгая и упорная работа приведёт к формированию вашего авторского стиля. В чём будет ваша «изюминка», решать только вам! Создавайте целостные картины, в которых читатель сможет утонуть. Оттачивайте своё слово. Экспериментируйте и пробуйте новое. Только так вы поймёте, как правильно писать стихи.

Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.

Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).

  1. Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
  2. Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё - окончания ваших поэтических строчек готовы.
  3. Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений - долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.

В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия - это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.

Удачи!

Видео

Из этого видео вы узнаете азы стихосложения. Хорей.

Осваиваем ямб.

В этом видео разговор пойдет о рифме.

О типичных ошибках начинающих поэтов вы узнаете из этого видео.

Это видео поможет вам понять, как писать хорошие стихи.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Литература всегда служила способом передачи опыта и знаний. Кроме того, с помощью литературного языка авторы выражают свои эмоции, что является прекрасным примером процесса сублимации, незаменимого в жизни каждого человека. Иными словами, с помощью написания стихотворений нам легче пережить то или иное событие. Сегодня мы поговорим о том, как написать стих.

Пишем стихи

Говоря о природе стиха, следует отметить, что данная форма выражения представляет собой художественную речь, организованную в отдельные ритмические отрезки. Вот что наиболее сильно отличает стих от всех других видов речи. Между собой стихи отличаются смысловой нагрузкой, размером и ритмом стихосложения.

Как написать стих о любви? Прежде всего, нужно определиться с видом стиха. Существует множество вариантов того, как собрать свои мысли в кучу и выразить их в стихотворной форме. Не забывайте о том, что стих – это, прежде всего, рифма. И чем адекватнее рифма, тем лучше написан стих. Многие поэты советуют сосредоточить свое внимание именно на смысле стихотворения, так как нужна большая практика и хороший словарный запас, чтобы подобрать точную смысловую рифму к тому или иному слову. Не забывайте также и о том, что человек, которому вы посвящаете стихотворение, - это обитатель реального мира, который живет, как и все остальные. Постарайтесь подумать о том, что вам нравится в человеке, и отразите это в своем стихе. Например:

Как сладок миг, который вечно длится,
Когда целуешь ты меня.
Звезда стремглав, над головой промчится,
В долину Рая унося.

Как написать красивый стих? Этот вопрос мучает тех, кто стремится создать действительно настоящий шедевр. Помните о том, что красота стиха заключается в его лаконичности. Прочитав его вслух, вы должны ощутить, как одно слово или фраза переливается в другое, словно свежий весенний ручей. Эпитет "красивый" для понятия стих - это весьма широкое обозначение. Красивый стих может быть и о войне, а может быть и о птицах, улетающих в теплые края. Поэтому для создания действительного сильного стихотворения Вам необходимо подумать об идее, которая пройдет красной нитью сквозь все произведение. Постарайтесь для начала выбрать тему. Все та же любовь? Отразите какую-то отдельную мысль в каждой строфе. Подумайте также и о том, что вы хотите сказать с помощью этого стихотворения. Например, вы хотите выразить желание быть вместе с человеком, которому посвящаете стихи. Это можно сделать так:

Прошедший день принес разочарование,
Ведь не было тебя со мной.
Сопроводи меня в изгнании этом.
Я без тебя совсем пустой.

Подобным образом можно выразить любую мысль, даже самую сложную. Постарайтесь также разбить будущее стихотворение на несколько частей таким образом, чтобы каждая из них имела свой определенный смысловой вес. Ну и, конечно же, наберитесь терпения, так как любой действительно хороший стих требует перебирания целой кучи рифм и строф. Не останавливайтесь на достигнутом и совершенствуйтесь. Вот как красиво написать стих.

Стихи для любимой

Как написать любимой стихи? Стихи, посвященные объекту своего обожания, нужно писать от всей души, не утаивая ничего. Все перечисленные выше правила помогут написать вам хороший стих. Ну а для вдохновения прочтите стихотворения автора этой статьи. Наверняка у Вас получится не хуже:

Печаль о нас мне дорога,
Но прожил я ее один.
Восторг и счастье - ерунда.
Писать о них мне нет причин.

В глазах людей
Ищу я образ твой, родная.
Хотя сам я понимаю
Не суждено нам встретиться с тобой.
Быть может в будущем...
Кто знает...
Ведь будущее - только миф пустой.

Красноречивых слов не надо.
Я буду краток, как всегда.
Прими мои слова в награду.
Ты - просто чудо, ты - душа моя.

Наперекор судьбе пошли мы вместе.
Но теперь, когда угас тот шарм,
Нет места злобе, мести.
Лишь благодарность Вам, мадам.

Эта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему, никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль) выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь. Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…); смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах! Найдите свой жанр и стиль.

Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках. К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов, применять в собственном произведении.

Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…). Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)


Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи, связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил: любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк, перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный смысл.

Этот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Баратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица), «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд, поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!