Как закончить интервью с учителем. Вопросы для учителей на день учителя, чтобы провести интервью

Учительский труд - один из самых важных и благородных на земле занятий. Трудно переоценить значение Учителя в жизни каждого человека. От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба и жизнь учеников, завтрашний день страны. Наверное, у каждого из нас был, есть в жизни любимый учитель, который не только помог овладеть знаниями, но и вывел на дорогу жизни.
В нашем колледже работают замечательные педагоги, и нам хочется, чтобы о них узнали как можно больше людей, живущих в нашем городе, регионе, нашей стране. В канун праздника мы обратились к некоторым из них с вопросами.

Тимошко Жанна Иосифовна, преподаватель математики.

Преподавателем математики я стала потому, что с детства любила математику.

Скромная, требовательная, трудолюбивая, добрая, терпеливая.

Лучший учащийся должен быть в первую очередь честным и работящим. В любовь с первого взгляда не верю.

Какую самую оригинальную “отмазку” Вы слышали от учащихся, которые не были готовы к занятию? У меня по этим поводам имеется свой журнал, куда я записываю все «отмазки». Самая частая «отмазка» - «я не выспался». Ну, а оригинальная - «химию всю ночь учил/а».

Сколько лет Вы посвятили колледжу? Не жалеете? А хотели бы поработать где-нибудь еще, кроме колледжа? Я проработала в колледже 17 лет и об этом ничуть не жалею. Если подумать, то я бы ещё хотела поработать в сфере медицины.

Макаревич Алла Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.


Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили (любите) предмет, который преподаете?
Он не самый лучший, он нужный, главное - воспитывает в человеке человека. Самое приятное - вижу блеск, интерес к тому, о чем идет речь, живые эмоции, отклик на то, что слышат и узнают учащиеся, приятно, когда благодарят за урок.

Мне это нравится, не голословное мнение, а живой интерес, но это связано с личностью учащегося.

Какую самую оригинальную “отмазку” Вы слышали от учащихся, которые не были готовы к занятию? Самой оригинальную не помню, но самые частые: голова болела или забыл. У всех перед уроком русской литературы/языка сразу начинаются проблемы со здоровьем.

Ваше жизненное кредо . Быть лучшей во всем.

Бурак Ольга Викторовна, преподаватель спецдисциплин.


Как вы относитесь к тому, что ваши учащиеся проявляют индивидуальность и отстаивают свое право на личное мнение?
Я отношусь хорошо к тому, что учащийся отстаивает своё мнение, не интересно, когда нет своего мнения.

Назовите три-пять прилагательных, которыми Вы можете описать себя. Целеустремлённая, грамотная, серьёзная.

А у Вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Всегда у любого преподавателя есть неудавшиеся уроки.

Рабочий день педагога насыщенный: учебные занятия, проверка работ учащихся, встречи с родителями, совещания, педсоветы и многое другое. А что лучше всего снимает напряжение после трудового дня? В конце рабочего дня ничто так не расслабляет, как чашечка хорошего кофе. А ещё музыка, у меня дома всегда играет музыка, что бы я ни делала.

Юрчик Татьяна Александровна, преподаватель иностранного языка, переводчик.


Все ребята, и это не секрет, стремятся быть лучшими, но не у всех это получается. Кто он, лучший из учащихся? Как его определить? Дайте словесный портрет такого молодого человека или девушки.
В первую очередь, хороший учащийся упорно работает, а не просто отсиживает пару, старается узнать то, что ему было интересно на занятии в свободное время, уважает преподавателей и ребят в группе.

А кого из своих учеников Вы запомнили лучше других? Почему? Вопрос провокационный, нет такого, который бы единственный выделился, но я хочу обратить внимание на весь нынешний 4-ый курс.

Не жалеете, что работаете в колледже? Не жалею, что работаю в колледже. Когда работаешь со студентами, тогда в какой-то мере познаешь себя, сам остаёшься молодым.

Ваше жизненное кредо . Идти в ногу со временем.

Иванчик Валентина Анатольевна, начальник отдела воспитательной работы, преподаватель математики.

Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию? В школе мне одинаково легко давались все предметы, но выделяла я математику и литературу. Рассудив, что в литературе все легко и понятно, я выбрала математику.

Назовите три-пять прилагательных, которыми Вы можете описать себя. Коммуникабельная, разговорчивая, осторожная, добрая, вспыльчивая, отходчивая.

А у Вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Расскажите про самый худший. Были. Очень плохо себя чувствовала, но нужно было объяснять новую сложную тему. Запуталась. Извинилась. Начала все сначала. Считаю, что не ошибается тот, кто не работает.

Сколько лет Вы посвятили колледжу? Не жалеете? А хотели бы поработать где-нибудь еще, кроме колледжа? В колледже работаю 15 лет, об этом не жалею. Нигде бы больше не работала, потому что постоянно новые ощущения и навал работы, работа - это всегда здорово! Да и с нашими учащимися всегда чувствую себя почти их ровесницей.

Ваше жизненное кредо . Всегда за!

Илюхин Валерий Николаевич, преподаватель допризывной подготовки



Все ребята, и это не секрет, стремятся быть лучшими, но не у всех получается. Кто он, лучший из учащихся? Как его определить? Дайте словесный портрет такого молодого человека или девушки. Лучший чаще всего определяется по умению, знаниям и хотению. Не можешь, но хочешь.

Назовите три-пять прилагательных, которыми вы можете описать себя? Прилагательное - это доска к двери, потому что приложена. Я сам себе оценку дать не могу. Моя оценка- это успеваемость моих учеников.

Какую самую оригинальную «отмазку» вы слышали от своих учеников? Задержался!

Какое Ваше жизненное кредо? Мое кредо – это уважение семьи.

С педагогами колледжа общались учащийся группы 117-ПС Камашинский Александр и учащаяся группы 113-БТ Стрейкиш Юлия.

"– Валентина Викторовна, расскажите о себе и о своей профессии.
- Я учитель русского языка и литературы.
- Где вы учились?
- Училась в Карельском Государственном педагогическом институте.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
- Я люблю литературу, интересуюсь театром. В школе были учителя, с которыми было очень интересно. Я училась в Петрозаводске, сменила несколько школ и до 6 класса была в числе троечников, а в 6 классе мой классный руководитель посмотрел на меня по-новому. Екатерина Ивановна давала мне поручения, с которыми я охотно справлялась. Она дала возможность проявить себя. Так я стала на долгие годы лидером, изменила отношения к учебе, а самое главное поняла, как встреча с настоящим учителем может изменить человека. Поэтому вопроса «Кем быть?» не стояло.
- Работали ли вы в школе? Как долго?
- 6 лет я работала в Шуйской средней школе.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
- Учитель - это благородная работа.
- Что значит для Вас быть Учителем?
- Быть учителем значит давать знания, учить профессии, воспитывать, обучая. Уважать личность, тех, с кем ты работаешь, не унижать детей, а значит, не ронять и свое человеческое достоинство. Я думаю, что у меня есть недостатки, но в одном я уверена: я никогда не сводила счеты со своими учениками.
- Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим Учителем?
- Производили впечатление многие преподаватели, не только в школе, но и в ВУЗе. Я много читала о профессии учителя, смотрела фильмы о школе. Учитель математики в 9 школе нам советовала смотреть как можно больше фильмов.
- В чём Вы видите "секрет" своего педагогического успеха?
- Несмотря на звание, не могу сказать, что я владею педагогическим мастерством. Я ответственно отношусь к своей профессии. Как говорил К.И. Чуковский: «Если хочешь быть любимым – люби». Люби свой предмет, люби своих студентов, страну, в которой ты живешь. Тогда и придет ощущение ответственности за свое дело.
- Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?
- Главным педагогическим достижением является то, что многие мои студенты выбрали профессию учителя, работают в школе.
- Что является самым сложным в Вашей работе?
- Евгений Ямбург о беде современной школы сказал так: «Школа - это место, где ученики мешают учителю работать с бумагами». Я бы предпочла работать со студентами, одаренными студентами, нежели работать с документами.
- Вы были завучем ППК, как долго Вы проработали в этой должности? Насколько это сложно?
- В непростые годы я была заместителем директора 15 лет. Работать было интересно. В эти годы педагогическое училище получило официальный статус колледжа, вводились новые направления подготовки специалистов. Тесно сотрудничали с ВУЗами по программе сквозного обучения. В состав колледжа входил лицей, в котором одаренные дети изучали математику и филологические дисциплины и по результатам экзаменов поступали в педагогический университет.
– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?
- Достоинства заключается в том, что работаешь с молодыми и на некоторое время отодвигаешь мысли о возрасте. К недостаткам откровенно можно отнести эмоциональное выгорание.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
- Конечно, необходимо быть человечным, уметь сопереживать, сострадать, сорадоваться, иначе никакие знания не спасут.
– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?
- Ни на какую. Профессия учителя уникальна.
- Вы помните своих выпускников? Общаетесь?
- Помню, часто навещают, все здороваются, я всех рада видеть.
- Кто был лучшим Вашим учеником в школе и в колледже?
- Не могу сказать, все дороги, с одними вижусь чаще, с другими реже, но всех очень люблю.
– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим педагогам – сегодняшним студентам?
- Я бы им пожелала здоровья, терпения и выдержки, и желания работать в профессии."

______________________________________________________________
P.S. Автор материала Алена Киселева, студентка 131 группы, становится участницей Конкурса творческих работ студентов «Я – Ньюсмейкер» в номинации «В центре внимания» (номинация интервью).
Вниманию студентов! Прием работ на конкурс осуществляется до 15 мая. Все поступившие работы публикуются на сайте колледжа. Итоги конкурса будут подведены на Студенческом форуме 24 мая.

Доцент Кафедры теории права и сравнительного правоведения Б.В. Назмутдинов рассказывает о научной и преподавательской жизни, отношениях студентов и преподавателей, кино и дальнейших планах.

Булат Венерович , почему и когда Вы решили заняться именно преподавательской деятельностью? В чем заключается основная цель преподавания? Что именно (какие мысли, идеи и методы изучения) Вы хотели передать Вашим студентам?

Желание преподавать у меня появилось на старших курсах после того, как я решил поступать в аспирантуру. Писать диссертацию и не преподавать было бы странно. Почти сразу же после получения диплома (в июле 2008 г.) я встретил на Мясницкой Е.Н. Салыгина , и он предложил поработать в Лаборатории горного и энергетического права ГУ-ВШЭ. Я согласился, подумав, что параллельно так бы я мог остаться в Вышке и учиться в аспирантуре. Однако в сентябре, в конце первой недели работы, мне позвонил В.Б. Исаков и спросил, хочу ли я преподавать на кафедре теории права. Я ответил: «Конечно, да». До декабря работал в лаборатории, а затем – только на кафедре.

Выбор того, что можно преподавать, поначалу был ограничен – только теория государства и права на неюридических факультетах – политологии, экономике, ГМУ, менеджменте, социологии и рекламе. Но это был замечательный опыт: нужно было рассказывать интересно о предмете, который студентам часто был посторонним – особенно это касалось отделения рекламы. При этом было обидно, что многое (иногда почти все) уходит впустую, но были эмоции – радости, счастья и куража. Юристы не дают такую обратную связь. Теория права – ключевой компонент их образования.

В 2010 г. я начал вести ТГП на юридическом факультете, поверхностная легкость ушла, приходилось иначе готовиться. Я старался исправить те недостатки, которые я замечал, когда учился. Нас учили спокойно, взвешенно и догматично. Полемику формировали мы сами, и то в форме гвалта и полусплетен, закадровых комментариев. Для меня было важно ввести полемику в обучение, показать множественность взглядов, неоднозначность суждений, важность отстаивания своей правоты, ограниченность взгляда преподавателя. Иногда я сам чувствую, что пережимаю, навязываю свои суждения. Но при этом я вполне допускаю, что студент может с этим не согласиться, выстраивать свою позицию от противного. Такая реакция «от противного», была, например, у меня на занятиях В.А. Четвернина . Я не соглашался с его подходом, мне многое в этом подходе не нравилось, но его курс, в целом очень интересный и выстроенный, сыграл большую роль именно методологически. Приходилось придумывать собственные аргументы, искать собственные ответы. Некоторых курс Четвернина «ломал через колено», они начинали механически воспроизводить новые догмы взамен старых, «позитивистских». Мы с друзьями смотрели на это «обращение» своих одногруппников скептически. Уверенно говорить о «формальном равенстве», «форме свободы» – без знания работ Канта довольно странно. К сожалению, большинство юристов читают достаточно мало – особенно из того, что находится вне сферы их практики, повседневного опыта. На мой взгляд, читать и писать нужно много и вдумчиво. Этот призыв я адресую студентам и себе самому. Сейчас я пишу очень мало, о чем действительно жалею.

Расскажите, почему Вы решили посвятить себя именно теоретическим аспектам права, а не практике?

Мне никогда не была интересна юридическая практика. За полгода до поступления на юрфак ВШЭ я не знал, что поступлю именно сюда. Свою роль сыграла историческая олимпиада, благодаря которой я и поступил на факультет. Отчуждение росло от года к году, но неожиданно на пятом курсе я снова «вернулся» – после чтения «Основ философии права» русского правоведа Николая Алексеева. Я понял, что о праве можно писать интересно и сложно, а не сухо и нудно. В праве существует множество актуальных проблем, касающихся субъекта права, правопонимания, ценностей в праве и т.д. Кроме того, после выбора специализации ушло все наносное, осталось то, что мне всегда было интересно – история во всех ее видах, философия права, теория права. На этих расправленных крыльях я и влетел в аспирантуру.

Юридическая практика мне неинтересна, потому что непонятна. Непонимание сути этой работы мешает мне воспринять ее ценность и включиться в нее. Это моя индивидуальная проблема. Говорить об этом публично на юридическом портале вроде бы неправильно, даже непедагогично, но, мне кажется, искренность здесь гораздо важнее. Зачем мне себя и Вас обманывать?..

Над какими научными вопросами Вы работаете сегодня?

Я пытаюсь развивать те идеи, которые возникали при работе над диссертацией о политико-правовых аспектах классического евразийства. Это поиск идейных и исторических параллелей, порой моделируемых, а не реальных: евразийство и структурализм, евразийство и «право как коммуникация». Здесь возникают вопросы о «правовой структуре», «юридическом субъекте», соотношении права и ценностей. Также я ищу тот материал, который бы мог стать основой для новой работы – монографии или докторской диссертации, либо и того, и другого. Думал о такой теме, как коллективный субъект в межвоенных учениях 1920-1930 гг. Пока это очень большая палитра: от «социального права» Гурвича до итальянского фашизма и децизионизма Карла Шмитта.

Назовите юристов-классиков, которые оказали влияние на Ваше восприятие права. К какой школе права Вы причисляете себя сегодня? Менялся ли Ваш взгляд на сущность права и государства?

Каждая «классическая» работа в силу своего веса влияет на читателя. Помимо работ Николая Алексеева для меня были важны тексты Петражицкого, Новгородцева, Лона Фуллера. Из тех, кто писал о философии права и государства, – Гоббса, Канта, Руссо, Гегеля. Сравнительно слабо влияли позитивисты, но это лишь потому, что их идеи и так вплетены органично в процесс юридического образования, часто мы их идеи получаем без маркировки. Поэтому уже потом читать Шершеневича достаточно скучно. Хотя позитивизм в нас сидит, как закваска, и довольно успешно бродит, порождая причудливые сочетания. Можно, к примеру, увидеть основы позитивизма даже у В.С. Нерсесянца.

Относительно проблем правопонимания: применительно к России можно сказать, что государство у нас – устойчивый социальный институт, который определяет не только действительность, но и во многом содержание правовых норм. Но не в силу того, что право само по себе есть приказ суверена, веление государства. Важно учесть сочетание гипотез юридического позитивизма и социологической юриспруденции. Право у нас – приказ суверена, потому что государство в России социологически и исторически наиболее сильная и устойчивая социальная организация.

Что касается общего определения права как социального понятия, которое было бы применимо ко всем правовым системам, то пока я его для себя еще не сформулировал. Есть рабочее определение, которое обозначается на лекциях и семинарах, но это лишь точка отсчета, не истина.

Кто из современных российских юристов (практиков и теоретиков) вызывает у Вас восхищение и почему?

Если честно, я попытался представить, что испытываю подлинное восхищение кем-то из современников, но у меня не получилось. Но если бы восхищение было рациональным процессом, то можно и нужно было бы восхищаться В.А. Тумановым и В.Д. Зорькиным – авторами ключевых из написанных в советское время панорамных исследований о правовых учениях. Можно восхищаться Е.А. Сухановым как вдохновителем реформ гражданского законодательства. Очень важно и то, как А.В. Поляков и М.В. Антонов прочерчивают связи с европейской юриспруденцией в Санкт-Петербурге, организовывая весьма содержательные международные конференции. Можно восхищаться и В.Г. Графским, который при всем давлении на Академию Наук, сохраняет и развивает свой сектор ИГП РАН. Я очень рад тому, как В.Б. Исаков развивает нашу кафедру, давая возможность развиваться совершенно разным мнениям и позициям.

Расскажите, как появилась идея создать проект «Основы критической теории» (ОКТ)? Есть ли в ВШЭ подобные проекты, или данный проект не имеет аналогов? Данный проект реализован только в этом году, есть ли у Вас уже сейчас идеи по дальнейшему изменению способа преподавания и обсуждения материала?

Мы позже узнали, что на факультете экономики НИУ ВШЭ есть нечто подобное, но стартовали мы будто бы с чистого листа. А.А. Панову одна из его коллег подсказала идею чего-то совершенного нового, хотя и немного аморфного – мол, сейчас от юристов ждут чего-то совсем необычного и несервильного, дерзайте, стремитесь. Он поделился этой интенцией с Р.Ю. Бельковичем и со мной. Возникла идея «академического трека» внутри существующего юридического бакалавриата. Мы думали о разных форматах этого трека, составляли списки курсов, в итоге деканат предложил нам формат «научного проекта».

Сложностей с ведением занятий в рамках проекта довольно много: поиск общего языка, не такого, как на лекциях и семинарах, большой объем литературы, который студенты не всегда могут прочесть, разница в подходах преподавателей и пр. Но это все преодолимо. Цель проекта – создать интеллектуальную среду, клуб, корпорацию, можно по-разному называть. Но это должно быть сообщество, связанное, прежде всего, интересом к науке во всех ее проявлениях: от радости расширения горизонтов до ужаса открытия нового, мучительного переживания собственных заблуждений. На втором курсе мы хотим расширить поле проекта, включив в него не только критическую теорию государства, правовые теории двадцатого века, но и изучение рецепции римского права, правовую аргументацию, биоэтику, проблемы частного права и пр.

Гордитесь ли Вы своими студентами? Чему они Вас научили? Что бы Вы хотели пожелать Вашим студентам – будущим юристам?

Мне сложно называть их «своими». Они не мои. Все-таки юридический факультет поощряет осторожность в суждениях. Тем не менее, мне очень нравится, как, например, развиваются исследовательские траектории Георгия Тюляева и Ирины Османкиной. Их талант, трудолюбие и настойчивость в достижении целей меня вдохновляют, хочется быть, как минимум, не хуже. Антон Шаблинский научился создавать творческие площадки, «создавать дискурс», этим он нам очень помогает на ОКТ.

Я бы хотел пожелать студентам, чтобы они не обижались на преподавателей, прислушивались к нам, либо же, наоборот, последовательно отстраивали свою позицию «от противного», формируя что-то свое. Мне как преподавателю вовсе не все равно, что думают студенты. Внимательный, въедливый слушатель мотивирует говорящего тем, что в любой момент может спросить: «А почему это так?». Приходится лучше готовиться - это развивает.

Изменились ли студенты и их отношение almamater по сравнению с Вашим выпуском? Изменилось ли преподавание?

Думаю, отношение студентов в целом то же. Плохо лишь то, что сейчас студент может прийти с планшетом на семинар и создать видимость знания. Меня это раздражает: у нас же не конкурс планшетов, не конкурс «Яндекса». Некоторые типы деятельности – поиск законодательных норм для проверки теоретической гипотезы и др. – действительно, подразумевают, что нужен какой-то девайс, но в остальном нужна подготовка, нужен конспект – в письменной или электронной форме. Удивляет и другое: пришли, например, Вы на лекцию или семинар, хотя бы тетрадь откройте или ноутбук включите, это же не киноклуб. Все невозможно запомнить. Мы ценили интересные лекции и записывали их, либо же совсем не ходили. Лучше вообще не ходить, чем так вот сидеть.

Проблема преподавания гораздо сложнее. Масштаб этой сложности я ощутил, когда в прошлом году разговаривал с Роджером Коттерреллом из Лондонского университета (колледж Queen Mary) и другими коллегами. Профессор в Европе и США не похож на сановника: это достаточно скромный, но при этом открытый человек. У многих из них нет представлений и стереотипов «не так обратился, не так подошел, сходи-ка, дружочек, лучше за чаем». У нас модель «начальник-подчиненный» часто транслируется на отношения преподавателя и студента. Было бы лучше, если бы это общение было менее травмирующим для студента в части осознания собственного статуса. Ученик потенциально не намного слабее преподавателя, может, даже сильнее. Навязывать ему свое мнение об актуальности той или иной проблемы было бы неправильно. Многие преподаватели настаивают, что нужно изучать только «общезначимые» («общемировые», «общеевропейские») проблемы, но загвоздка в том, что работ по европейской интеграции (экономической и правовой) сейчас море, а по юридической антропологии народов Сибири – несколько речек. Научной может быть любая проблема, все зависит от уровня ее рассмотрения. Преподаватель на минуту должен забыть, что у него за плечами шлейф статей и монографий, членство в редакциях и советах, и помогать, говорить по существу, максимально забыв о своих статусных привилегиях.

Не секрет, что кинематограф занимает далеко не последнее место среди Ваших увлечений. Почему именно кинематограф? 2014 г. ознаменовался выходом таких фильмов, как «Судья», «Интерстеллар» и «Левиафан»: какие из этих фильмов Вы посмотрели, какие впечатления?

Кино мне нравится своей сложностью, способностью сочетать элементы театра, музыки и литературы. Но оно стало моим хобби во многом по необходимости. На четвертом курсе я подрабатывал тем, что писал статьи о кино, ходил на пресс-показы, брал интервью у режиссеров и сценаристов. Не шибко профессионально, но если статьи печатали, то хоть какой-нибудь смысл в них все же был. В это же время я организовал Киноклуб «Популяция» на базе одноименной студенческой организации, которую мы с однокурсниками создали на третьем курсе. Я приглашал режиссеров и кинокритиков, мы обсуждали кинокартины с теми, кто их и снимал: приходили Алексей Герман младший, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Александр Велединский. Из критиков – Алексей Васильев, Антон Долин, Станислав Ф. Ростоцкий и др. Из тех, кто работал в НИУ ВШЭ – Ян Левченко, Сергей Медведев, Павел Романов и др.

Один раз на показ пришла Валерия Гай Германика, спросила, можно ли вина и покурить. Пепельницу ей в зале соорудили, а вместо вина ей принесли молоко. Она довольно содержательно отвечала на все вопросы, что меня тогда удивило. В зал набилось больше 150 человек (при норме в 128), кто-то, напившись, уснул в проходе. Тогда в 2008 г. киноклуб был на гребне удачи, но спустя пару лет почти вся наша аудитория была потеряна из-за годовой паузы в кинопоказах. Мы как-то пытались исправиться. В январе 2013 г. показали «1210» Арсения Гончукова, выпускника киношколы НИУ ВШЭ, который снимал свое кино самостоятельно, без продюсеров и господдержки. Совсем недавно он показал новый фильм «Сын» на неделе российского кино в Германии, после чего стало известно, что он выйдет в Польше на 200 экранах.

После показа «1210» киноклуб ушел на покой. Зал на Покровке, где мы показывали кино, сейчас на ремонте. Меня иногда приглашают на киноклубы Палаты Национальностей НИУ ВШЭ: в январе показывали и обсуждали фильмы Айнура Аскарова. Сейчас проводятся кинопоказы в рамках Life Sciences Legal Club на факультете права. Без режиссеров, конечно. Хотя сам по себе киноклуб с участием режиссера – это очень важно и интересно. Надеюсь, что найдутся студенты у нас на факультете, которые восстановят эту традицию.

Что касается фильмов, то ни «Судью», ни «Интерстеллар», ни «Левиафана» я пока что не видел. Фильм Звягинцева посмотрю обязательно, «Интерстеллар» – постараюсь. Из того, что я видел в прошлом году очень понравились «Нарушитель спокойствия» Алекса ван Ванмердама и «Одержимость» (Whiplash) Дамиана Шазеля. Последний фильм замечателен тем, как он показывает процесс творческого развития – через боль и насилие над собой, не без намеренных провокаций со стороны наставника. Если честно, я уже разучился так работать над собой, как герои этого фильма. Пора исправляться.

Надежда Лущ, 3 курс

В этом году наша школа готовится отмечать славный юбилей, мы вспоминаем об истории школы, о победах наших учеников и свершениях выпускников, однако мы считаем, что в праздничной круговерти нельзя забывать о тех, на ком держится школа. Давайте вспомним о наших учителях и побеседуем с ними, пусть наш разговор будет совсем коротким, но мы постараемся задать нашим педагогам самые интересные вопросы, чтобы увидеть учителя с неожиданной стороны.

Итак, 12 класс открывает юбилейную серию интервью с учителями Kesklinna Gümnaasium:

Интервью с учителем английского языка Евгением Жигаловым

Я решил задать вопросы учителю английского языка, Евгению Жигалову. Евгений работает в нашей школе уже около пяти лет и всем нам успел запомниться и полюбиться.

- Почему вы решили стать учителем?
Я чувствовал в себе потребность кого-то чему-то научить.

- Какие вы можете назвать плюсы или приятные аспекты работы учителем?
Приятно, когда вижу хорошие результаты учеников на экзаменах и на олимпиадах. Также, мне интересно общаться с молодёжью и решать их проблемы.

- Негативное или положительное отношение учеников к вам как к учителю?
Отношения ученика ко мне зависит от результатов самого ученика.

Интервью с Мариной Сергеевной Гусевой

- Нравится ли Вам ваша работа?
Да, безусловно, я люблю свою работу, она приносит много эмоций и впечатлений. Мне очень нравится общаться с детьми. Помимо преподавания физической культуры у меня есть ещё и классное руководство, для меня это огромное удовольствие: организация мероприятий, беседы по душам, живое общение. Кроме того, я уделяю много времени подготовке учеников к соревнованиям. Участие в состязаниях, особенно победы воодушевляют и учеников и учителя. Своей любимой работе я посвятила 26 лет, могу сказать, что я фанат своей профессии.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший учитель?
Самые важные качества хорошего учителя - справедливость и честность. Я считаю, что ученики должны получать те оценки, которые они заслуживают, ни больше, ни меньше. Каждая оценка зарабатывается исключительно трудом, работой и упорством. В этом и заключается справедливость. К своему предмету я отношусь серьёзно и хочу, чтобы ученики это принимали и понимали.

- Какие качества Вы цените в учениках?
Прежде всего, ученик должен быть целеустремлённым, старательным, трудолюбивым и позитивным. Так как я являюсь учителем физкультуры, я ценю в учениках спортивные навыки и умения. Я люблю спорт и уважаю спортсменов, так как это тяжёлый труд, который воспитывает характер и формирует личность. Многие положительные качества я стараюсь воспитывать в своих учениках.

Интервью брала ученица 12 А класса Сидорова Дарья.

Интервью с Оксаной Александоровной Николаевой

Кажется, что педагог - простая профессия, однако, если вникнуть в его рабочую деятельность, то мы увидим, что это довольно сложная профессия. Она включает в себя не только обучение детей, но и воспитание в них морали, правильного поведения, почитание взрослых, ответственность за свои поступки и многое другое. Педагогический процесс направлен на развитие и формирование личности ребенка. Именно по таким признакам осуществляется обучение в Нарвской Кесклиннаской гимназии. Одна из преподавателей – Оксана Александоровна Николаева любезно согласилась ответить мне на несколько вопросов, связанных с ее профессиональной деятельностью.

1) Какие мечты детства вы воплотили в жизни?
- С детства мечтала стать учителем, мечта сбылась! Те мечты, которые остались, надеюсь когда-то воплотятся!

2) Какой был самый значимый успех в вашей жизни?
- Мой самый большой успех в жизни - моя семья, круг общения и все,что я имею на сегодняшний день.

3) Какой самый лучший совет, который вам дали?
- Советов в жизни было достаточно, но в жизни поступала по велению сердца и совести.

Интервью с Ольгой Петровной Максимовой.

1. Как начался ваш трудовой путь в качестве учителя английского языка?
Работать я начала в 1991 году в 14 школе. Преподавала в гимназии в 10-11 классах, вела уроки и во вторых классах.

2. Вы помните свой первый урок? Что Вы чувствовали тогда?
Свой первый урок я провела в Петрозаводске, будучи на учебной практике в 5 классе. В тот момент, конечно волновалась и даже боялась немного.

3. А у Вас был в школе любимый учитель? Какой предмет преподавал?
В школе, пожалуй, самым любимым был Ахмат Меджидович Алиев, он преподавал историю. Запомнился он именно тем, как преподносил новую тему урока. У него были весьма глубокие знания в истории, также все ученики в классе его уважали, одним только взглядом он мог восстановить тишину в классе.

4. Есть ли у Вас любимая книга?
У меня много любимых книг, но хотелось бы отметить «Над пропастью во ржи» Селинджера, я люблю читать эту книгу в оригинале- на английском языке, перечитываю и мысленно возвращаюсь в детскую пору.


Интервью с Сильвией Соо

Одним из самых любимых учениками и поистине веселых учителей нашей школы можно смело назвать Сильвию Соо, преподавателя музыки на эстонском языке. В честь 90летия нашей школы, я взяла у Сильвии Соо небольшое интервью.

Как ваши дети относятся к вашей работе? Пойдут ли они по вашим стопам?
Моей дочери 31 год. Она не собирается на работу. Говорит: «Мам, ты хочешь, чтобы я была такая же нервная, как ты?». И вот, муж ее кормит. Я говорю: «Доченька, надо». Всё-таки университет она закончила, но, к сожалению, работать она не хочет. Воспитывает ребенка, она порядочная, всё хорошо. Но нет, никогда не собирается идти в учителя. Дети изменились.

Считаете ли вы себя примером для подражания?
Меня воспитывали быть скромной, и я никак не могу ставить себя в пример. Кто хочет, тот возьмёт пример. Конечно, стараюсь, чтобы дети брали пример.

Что мотивирует вас каждое утро вставать на работу?
Я говорю: «Здравствуй, мой Боже. Дай мне сил, чтобы я смогла быть доброй учительницей».

Было бы просто замечательно, если бы в школе было больше таких замечательных, добродушных учителей, как Сильвия Соо, способных заинтересовать учеников своим предметом и добавить частичку юмора на уроке.

Надежда Макарова 12а


Интервью с Ольгой Александровной Лучкой

Как изменились школа и ученики за время Вашего преподавания?
Учителя стали более загружены выполнением своих обязанностей. Сама школа не изменилась. Ученики стали более продвинуты в плане технологий и владения информацией, могут давать советы учителям по многим вопросам. И это хорошо! Учёба – это процесс всегда взаимный, достичь успеха в котором можно только в сотрудничестве.

Какой совет Вы бы дали тем ученикам, которые хотят стать учителями?
Работа учителя в наше время может быть интересна молодёжи, которая готова всё время самосовершенствоваться, принимать вызовы быстро меняющегося мира, быть гибкими и открытыми ко всему новому. Только в этом случае работа учителя будет приносить удовлетворение и радость.

Когда вы впервые плакали на работе и почему?
В начале этого учебного года меня до глубины души тронула обратная связь на просмотренное в качестве домашнего задания видео одной ученицы, которая высказала своё беспокойство и озабоченность по поводу участи жителей развивающихся стран, которые вынуждены выполнять любую чёрную работу ради того, чтобы только прокормить свои семьи.

Интервью провела ученица 12 А класса Алина Лернер


Три вопроса педагогу. Интервью с Натальей Кахур.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
- Работа учителя очень интересна и ответственна. Каждый день приносит что-то новое, всегда есть возможность творчески подойти к решению повседневных задач. Мне нравится передавать свои знания детям, видеть, что мой труд приносит пользу и помогает ребятам.

- Если бы у Вас был шанс поменять профессию, Вы это сделали бы?
- Сейчас, после многих лет работы в школе, мне трудно представить себя в какой-то иной роли, профессия учителя стала частью моей жизни. Педагогика- это настолько широкое поле для профессионального и личностного развития, что учиться и повышать свой уровень можно постоянно. Чем больше я работаю, тем больше понимаю, как многого я ещё хотела бы достичь.

- Есть ли у Вас хобби? Оно как-то связано с вашей работой?
- В свободное время люблю бывать на природе, читаю, в том числе знакомлюсь с новинками современной эстонской литературы, так как преподаю этот предмет в гимназии.


Андрей, добрый день, расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь?

Я учитель информатики в сельской школе №29. Она находится в Московской области, в Мытищинском районе, в деревне Беляниново.

Я работаю в этой школе уже 8 лет и никуда не хочу уходить. Благодаря тому коллективу, который у нас сформирован, благодаря директору, который вокруг себя собрал таких людей и удерживает их. Я очень благодарен судьбе за то, что она меня свела с директором этой школы.

Андрей, кем работают Ваши родители?

Папа работает учителем физкультуры, хотя он преподавал географию, биологию, химию. Мама – учитель математики. Сейчас она директор школы.

Вы с детства хотели стать учителем?

Сначала хотел стать спортсменом, тем более возможность была заниматься профессионально баскетболом. В более осознанном возрасте меня всегда увлекала архитектура, физика, информатика и математика — эти 4 направления еще со школы очень сильно притягивали. А когда нужно было определяться с высшим образованием, я с хорошими баллами в аттестате и с большим выбором ВУЗов все равно выбрал педагогический, потому что всегда перед глазами был пример моих родителей.

Я за это очень благодарен Богу, потому что в педагогическом Вузе, который я выбрал, я также встретил свою будущую супругу. Мы сидели за одной партой, окончили вместе один факультет, один курс. Она тоже учитель математики и информатики.

А где именно Вы учились?

Московский Государственный Областной Университет, Физико-Математический факультет, отделение «Физика и информатика». Кстати, брат у меня тоже его закончил, сейчас учитель.

Ничего себе, у Вас очень интересная династия.

Да, и бабушки тоже были учителями с двух сторон.

А бабушки чему учили?

Бабушка по папиной линии была преподавателем истории в институте. По маме – в детском саду работала воспитателем. Я, получается, в третьем поколении уже преподаю.

А как рабочий день учителя проходит?

С утра встаем. Я завожу супругу на работу. Еду тоже на работу.

В 8:30 начинаются занятия. Идут уроки, приходят дети. Это все интересно, потому что каждый раз темы разные, дети разные. Этот поток людей, который через тебя проходит, помогает держать себя в тонусе.

После завершения уроков решаю остальные дела в школе. У общественности такое мнение, что после уроков учитель закрывает кабинет и уходит домой отдыхать. На самом деле, ничего подобного — постоянно идет работа. Последние несколько лет появилась возможность больше времени уделять учебным разработкам, своим идеям, проработке следующего урока — иногда нужно презентацию исправить или сделать заново, или дополнительно с детьми поработать над проектом. Потом окончание рабочего дня около 18-00, а часто и позднее. Забираю супругу с работы, едем домой или встречаемся с друзьями, стараемся почаще в Москву выбираться — на выставку, в музей.

Еще я периодически участвую в выездных мероприятиях — делюсь опытом, показываю учителям в других регионах различные варианты ведения уроков — кому-то интересны облачные технологии, кто-то не знает, как наладить взаимодействие с 3D принтером, кому-то интересна разработка 3D-моделей — я уже побывал в Ярославской и Пензенской областях, в Якутии, в Хабаровском крае.

А почему Вам так нравится работа учителя?

Мне нравится ощущение, что своей работой я приношу какую-то пользу обществу. Понимаете, приходит ученик на урок. Он чего-то не знал в этом мире. А уходит уже с этими знаниями. Эти 45 минут, которые отводятся на это действо, на урок, откладываются в формировании мышления и образования человека. Поэтому эта область притягивает. Понимаешь, что ты несешь определенную прямую пользу обществу. Не перебираешь бумаги с цифрами, которые выражаются в количестве проданного или купленного товара (никого не хочу обидеть). Нельзя измерить выгоду, которую эта профессия приносит обществу, но каждый учитель ее чувствует. Поэтому, один раз войдя в класс, с большой вероятностью, он оттуда уже не выйдет. Это профессия, которая требует постоянного внимания к самому себе, к окружающим, абсолютно ко всему и ко всем. В первую очередь, это внимание к ребенку, к ученику. Потому что сейчас то, что делаем мы, — это наше будущее. Мы создаем, по сути, социум, который будет, возможно, править страной через 20-30 лет. И сейчас сколько мы образования вложим в наших детей, такие последствия и ждут нас в следующие десятилетия.

Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?

На мой взгляд, человек в первую очередь должен быть профессионалом своего дела, своей дисциплины. Он должен обладать глубокими знаниями сам, абсолютно не на поверхностном уровне.

Также важна способность передавать эти знания. Многие бывают достаточно образованы, подкованы в определенных вопросах, но абсолютно отсутствует желание передавать имеющиеся знания.

И третье — огромная любовь к детям. Ведь мы учим не просто набор людей, машин, которые четко все записывают и в идеальной ситуации все сразу понимают. Надо отдавать себе отчет, что на уроке сидит 25 человек, и к каждому нужен индивидуальный подход. Кто-то пишет медленно, кто-то пишет быстро. Кто-то воспринимает быстрее, кто-то — медленнее. Вот эта совокупность и дает контингент класса, с которым учитель работает каждый урок. Не бывает такого, что учитель включает звукозапись какую-нибудь или видеофильм и уходит. Тут должно быть понимании того, что ты делаешь. К каждому нужен свой подход.

Андрей, ощущаете ли Вы, отношение родителей к учителям как-то поменялось?

Я слышал совершенно разные мнения в средствах массовой информации, разные варианты и случаи. Может, мне повезло, но на моей практике я сталкиваюсь только с очень показательными примерами именно хорошего дружеского отношения со стороны родителей по отношению к учителям. Возможно, это общая заслуга всего коллектива. Находят общий язык со всеми, и все работают не на себя, а на общие цели. Умение создать такую ситуацию, когда родители понимают, что и учитель, и он, и все вообще работают на то, чтобы ребенок получил образование.

Мне кажется, это очень важно и актуально в наше время. Потому что очень часто есть позиция у родителей, что ребенка в школу отвезли, и чем он там занимается, их мало волнует. Считают, что, раз в школу ходит, то его там должны абсолютно всему научить, а сами к этому не прикладывают абсолютно никаких усилий. Пришел со школы ребенок, занимается своими делами, и ладно. Школа и так все это делает. На самом деле, это неправильно. Детьми, особенно в младшем возрасте, надо заниматься постоянно. Речь идет как об учителях, так и о родителях — это нужно делать, в том числе, и дома. Не отпускать и говорить, что в школе занимайся, а мы встанем в стороне, посмотрим на результаты. Нужно быть участником процесса.

В моей практике таких примеров просто нет. Всегда очень корректно, очень хорошо и родители общаются, очень часто идут на контакт, и учителя не против этого.

Вы говорите, что учителя вместе, что у Вас очень хорошая команда, коллектив — а как происходит Ваше общение, обмен опытом?

Естественно, есть педагогический совет, есть методические объединения. Если речь идет о каких-то совместных идеях — например мы с учителем географии, биологии придумываем какой-то интересный проект.

А какие Вы создаете проекты, можете привести пример?

Последний раз мы делали проект, посвященный созданию умного дома при помощи микроконтроллеров. Это когда человек приходит домой, у него там сразу автоматически включается свет, включается тепло. Когда его нет, все это выключено, чтобы расход энергии был более оптимальным. Автоматический полив воды.

Ребята программируют в паре то, что могут собрать сами руками, как роботов. Не тех роботов, которые ходят с ногами, руками или колесиками, а такие устройства, которые реагируют по какой-то определенной команде, за счет внешних датчиков. Создали такой проект — получилось хорошо. Интересно было.

Каким из проектов Вы больше всего гордитесь?

Вы знаете, я горжусь всеми своими учениками и всеми проектами, которые делали (прим.: различных проектов у Андрея огромное количество — многие он выкладывает на свой сайт: agsidenko.ru ). Но пример привести могу — мне нравится проект по изучению погодных явлений в динамике. Можно рассчитать — какая погода будет у нас через 10 лет, какое количество машин в городе будет с определенным приростом, сколько выделится СО2.

Еще ребята делают архитектурные решения для города. Это моделирование в 3D программе. Они создают такие специальные объекты и пытаются придумать, как могла бы выглядеть школа, если бы она была в каком-нибудь готическом стиле. Или офис в стиле барокко. Может быть, строят университет будущего или Дом Культуры для кого-нибудь. Подобные вещи мы делаем каждый день.

Одна из работ учеников Андрея — макет создал Орендарчук Артем

А зарплаты учителя хватает на жизнь?

Если человек в эту профессию приходит исключительно ради зарплаты, то это, как правило, ненадолго. Маловероятно, что это учитель. Может быть, на год будет все хорошо. Все равно, должен быть набор качеств в человеке, помимо всего прочего. Если кто-то меня прочитает из совсем власть имущих, конечно, хотелось бы зарплату повыше. Но это в любой профессии так.

Андрей, а как Вы любите отдыхать?

Я люблю отдыхать со своей женой. Если речь идет о лете, то любим вместе путешествовать. Путешествуем мы достаточно много. А так в обычные дни любим гулять. Музеи, кино, театры.

Можно пойти на речку уточек покормить. А зимой — на лыжах покататься.

Русскую классику — Пушкин, Толстой. Из конкретики — «Евгений Онегин», «Война и мир», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита». Это то, что по несколько раз уже точно прочитал.

Читаю много — у нас достаточно большая библиотека. Не особо зацикливаюсь на чем-то конкретном.

Андрей, как на Ваш взгляд лучше искать дело жизни тем, кто его еще не нашел ?

Возможно, самый лучший способ – это не стоять на месте. Нужно путешествовать, интересоваться, общаться, гулять, посещать музеи, встречаться с какими-то интересными людьми. Сейчас есть столько возможностей посещать всевозможные лекции — столько интереснейших людей приезжает в Россию!

Иногда несколько предложений или каких-то событий могут перевернуть жизнь! Я помню, как начал детям показывать проекты с архитектурными решениями и один мальчик очень увлекся и в последствии он поступил в МАРХИ. Я не чувствую, что это прямо моя заслуга, что он туда поступил. Но так он узнал об этой индустрии и понял, что это все достаточно интересно, что можно создавать разнообразные конструкции. Все может произойти совершенно случайно, в самом неожиданном месте. Ничего не произойдет только в одном случае — если человек будет стоять на месте и ничего не делать.